Научная статья на тему 'Как учили студентов-«Капиталистов»'

Как учили студентов-«Капиталистов» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
42
10
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Демин А.А.

В статье представлена история становления и развития кафедры экономики современного капитализма на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Как учили студентов-«Капиталистов»»

2005 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 8. Вып. 3

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Демин

КАК УЧИЛИ СТУДЕНТОВ-«КАПИТАЛИСТОВ»

В статье представлена история становления и развития кафедры экономики современного капитализма на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1957 г. — почти полвека тому назад! — на экономическом факультете ЛГУ генерал Сергей Иванович Тюльпанов создал кафедру экономики современного капитализма. Формально это был факт «местного значения», а фактически появление своих «капиталистов» оказалось знаковым, став в Университете одним из первых легитимных предвестников новой эпохи.

Амбициозный проект. Несомненно, говоря современным языком, — это был амбициозный проект. Научные исследования и учебная работа кафедры с самого начала были ориентированы на объективное изучение мировой экономики. Реалистичный взгляд на окружающий мир, на особенности динамичного развития послевоенного капитализма под влиянием НТР и западноевропейской интеграции, на стремительный распад и крах колониальной системы империализма и возникший в результате названных и других процессов комплекс новых сложных проблем предполагал отказ от прежних схем и догм. Плюрализм мнений, культивировавшийся на кафедре, способствовал углубленному научному осмыслению реалий эпохи, учил преподавателей, аспирантов и студентов умению вести научную дискуссию, прививал чувство ответственности за результаты работы, за достоверность выводов. Стратегия и тактика кафедры были понятны и прозрачны.

Непростое дело. У меня нет намерения упрощать ситуацию. Обучение студентов-«капиталистов» было далеко не простым делом, как, впрочем, научная и другая работа кафедры (дефицит или даже отсутствие необходимой учебной, научной и справочной литературы; работа кафедры начиналась с нуля и подчас недоставало опыта; нельзя не учитывать и поли-

© А.А.Демин, 2005

тический аспект — крайностей идеологических установок того периода, когда за термином «капитализм» маячил прежде всего негатив, и т. д.).1

В атмосфере творческого поиска под руководством С. И. Тюльпанова преподаватели дружно, с огоньком приступили к решению главной задачи.

Студентов-«капиталистов» кафедра учила:

♦ на лекциях по политической экономии капитализма, на семинарах и спецсеминарах вместе с другими студентами;

♦ «корпоративно» в рамках разнообразных спецкурсов, которые читались как преподавателями кафедры, так и ведущими профессорами юридического, исторического, географического и других факультетов. Свои студенты-«капиталисты» появились у кафедры после необходимого стартового периода;

♦ индивидуально в процессе работы над курсовыми и дипломными работами под руководством научных руководителей.

Студенты-политэкономы (изредка и кибернетики) становились «капиталистами» добровольно. Выбрав заинтересовавшую их проблематику (прогнозного, страноведческого или иного характера), проконсультировавшись с потенциальными научными руководителями и получив «добро» на кафедре, студенты официально (с 3-го курса) начинали специализацию. Количество студентов-«капиталистов» колебалось от 15 до 20 человек в том или ином учебном году. Наши студенты, как правило, активно работали в студенческом научном обществе (СНО).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Подчеркну особо — научно-исследовательской «осью» подготовки сту-дентов-«капиталистов» стала преддипломная практика в ИМЭМО и других научно-исследовательских институтах в Москве.

Преддипломная практика в ИМЭМО. Почти одновременно с кафедрой (в 1956 г.) был создан Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. Длительное время ИМЭМО по существу был единственным в СССР исследовательским центром, занимавшимся изучением стран Запада, ведущим «мозговым центром» страны, где осуществлялась разработка новых подходов к международным политическим и экономическим проблемам современного мира.2 (Напомню: Институт США и Канады

1 Ректорат помогал становлению кафедры. Отмечу лишь одну примечательную деталь. Ректорат добавил в штат кафедры — в отличие от всех других кафедр аналогичного цикла — четыре ставки младших научных сотрудников, две из которых, правда, потом забрал. Многие из поработавших на этих ставках, проявив способности к научным исследованиям, поступали затем в аспирантуру, а защитив диссертации, становились преподавателями кафедры. Это был один из путей подбора, воспитания и расстановки кадров.

2 Черкасов П. П. ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи. М.: Весь Мир, 2004. С. 265, 286 и др.

был образован в 1968 г., а Институт Европы — лишь в 1987 г.) В ИМЭМО работали ведущие ученые, профессионалы экстра-класса. Его специализированные библиотеки имели практически всю необходимую литературу.

Вскоре после создания ИМЭМО состоялась встреча проф. С. И. Тюль-панова с его директором А. А. Арзуманяном, положившая начало многолетним тесным и плодотворным научным связям кафедры и института3. На ней был решен вопрос о практике наших студентов-«капиталистов». Затем «добро» на нее давали директора Н. Н. Иноземцев, А. Н. Яковлев, Е. М. Примаков и В. А. Мартынов (начиная с А. Н. Яковлева — на встречах со мной). Руководители ИМЭМО демонстрировали подлинно государственный, в лучшем смысле этого слова, подход к делу — речь ведь шла о подготовке молодых специалистов из другого ведомства!

Модель семестровой преддипломной практики студентов-«капитали-стов» включала:

♦ Работу в Информотделе в течение 1-го месяца — стандартное начало для всех студентов. Выполняя задания, они впервые знакомились со всей мировой прессой (буквально держали ее в руках).

♦ Работу в отделах (секторах), прикрепление к которым происходило в зависимости от тематики будущего диплома. Студент обычно имел двух руководителей: молодого сотрудника отдела и доктора наук.

♦ Участие в плановой научной работе отделов — выполнение конкретных заданий. В зависимости от характера этих заданий и качества их исполнения некоторые студенты становились соавторами глав или параграфов в коллективных монографиях института; отдельных студентов рекомендовали в целевую аспирантуру для ИМЭМО, по окончании которой зачисляли в штат института.

♦ Участие в заседаниях отделов, на которых обсуждались рукописи новых монографий, диссертаций, заслушивались отчеты о загранкомандировках.

♦ Сбор материалов для дипломной работы.

♦ Консультации формальные и неформальные с учеными института. С искренним уважением назову имена некоторых наставников и кон-

3 К ним относились: постоянное участие в научных конференциях ИМЭМО и кафедры, издание нескольких совместных монографий, выступления оппонентами на защитах диссертаций. Более двадцати лет проф. С. И. Тюльпанов был членом редколлегии институтского журнала «Мировая экономика и международные отношения». В период, когда действовало нелепое постановление о запрете защит соискателями на советах, функционировавших по месту их работы, кафедра экономики современного капитализма обсудила и рекомендовала к защите докторскую диссертацию крупнейшего япониста страны Я. А. Певзнера. Ее блестящая защита состоялась на диссертационном совете на экономическом факультете ЛГУ.

сультантов: С. А. Далин, А. Г. Милейковский, Я. А. Певзнер, В. В. Зуб-чанинов, В. Л. Тягуненко, В. Н. Шенаев, А. В. Аникин, В. М. Кудров, С. М. Меньшиков, Р. М. Энтов, О. В. Сальковский, Ю. И. Юданов, В. В. Любимова, Б. М. Болотин, Ю. В. Шишков и многие другие.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ежегодно такая преддипломная практика университетских студентов-капиталистов» стабильно проходила «на базе и на фоне» большой академической науки, что, стимулируя энергетику творчества, ответственность и добросовестность авторов, приводило к написанию неординарных дипломных работ, нередко становившихся основой будущих кандидатских диссертаций. Роль практики в ИМЭМО в подготовке специалистов-«капитали-стов» трудно переоценить.

Преддипломная практика студентов-«капиталистов» в Москве в ряде случаев в связи с конкретной проблематикой включала работу в Институте США и Канады АН СССР, в Институте Африки АН СССР (после их создания) или других центрах. Некоторые студенты занимались в Научно-исследовательском Конъюнктурном институте МВТ СССР, где функционировал уникальный Кабинет фирм. В его фондах были собраны годовые отчеты и другие документы очень многих зарубежных компаний.

Последний штрих. Совершенно очевидно, что статус студента-«капита-листа» требовал хороших знаний иностранных языков. В те годы по известным причинам в вузах упор часто делался на «ДЧ» — на так называемую «сдачу домашнего чтения». У студентов кафедры, к счастью, был иной приоритет.

Проблема подготовки студентов кафедры экономики современного капитализма решалась комплексно. Эффект, который постепенно давала создаваемая проф. С. И. Тюльпановым школа реалистической политической экономии (как точно в наши дни охарактеризовал ее воспитанник кафедры проф. Н. В. Расков), очевиден. Однако в 1979 г. кафедра была ликвидирована, коллектив преподавателей рассеян. Решение было ошибочным: подготовке кадров (студентов, аспирантов, докторантов), исследованиям актуальных проблем современного капитализма и развивающихся стран был нанесен большой ущерб. Часть «капиталистов» — опытных преподавателей и крупных ученых — постепенно, в разные годы ушла в мир иной (проф. С. И. Тюльпанов, проф. Н. Г. Поспелова, проф. Н. А. Архипов, проф. И. В. Алешина, проф. Ю. В. Пашкус и др.).

Новый этап. В 1984 г. усилиями многих коллег в Университете и высоких должностных лиц в городе и столице была создана кафедра экономики современного капитализма (заведующий — проф. А. А. Демин). Начинали звонко. На кафедру пришло молодое поколение университетских «капиталистов». Большинство из них с годами не «тускнело», а превращалось в известных ученых, талантливых организаторов университетского

бизнес-образования, часть, защитив кандидатские диссертации, становилась заметными фигурами федерального уровня. Кафедра работала самоотверженно. «По наследству» нам достались даже две ставки младших научных сотрудников. В кратчайшие сроки были созданы новые курсы лекции. Повысились качество подготовки студентов, аспирантов и докторантов, эффективность научных исследований. Был издан ряд крупных коллективных и индивидуальных монографий, возобновлена преддипломная практика в ИМЭМО.

Если в научном плане ее модель не претерпела изменений, то в бытовом возникли «лимиты», изменившие ее условия коренным образом. Прежде ректорат МГУ по договоренности с ректоратом ЛГУ предоставлял нашим студентам 15 мест в Доме аспиранта и стажера по обычным ценам, в условиях же горбачевщины посчитал это экономическим анахронизмом. Поэтому студенты-«капиталисты», отправляясь в Москву, вынуждены были либо жить у родственников, либо снимать жилье по спекулятивным ценам, либо — у кого не было ни родственников, ни денег — оставаться в Ленинграде и заниматься в Публичке или другой библиотеке.

Открытие самостоятельной серии «Экономика» «Вестника Ленинградского университета» — знаковое событие в жизни экономического факультета и Университета. Преподаватели, аспиранты и студенты обрели свой журнал. Оживилась научная жизнь. Реально улучшились условия для подготовки кадров. В длительном решении этой непростой проблемы — открытии серии «Экономика» — принимали участие многие начальники в Ленинграде и Москве. Главная заслуга в ее рождении принадлежит проф. О. И. Ожерельеву — декану экономического факультета в 1981-1984 гг. Идя настойчиво к поставленной цели, Олег Иванович в итоге добился положительного результата.

В связи с учебой «капиталистов» особо отмечу публикацию в журнале цикла работ американских ученых — классической статьи проф. Рональда Г. Коуза «Природа фирмы» [Коуз, 1992], знаменитых статей проф. Дэвида Дж. Тиса «Стратегия извлечения прибыли из технической инновации» [Тис, 1991] и «Иностранные инвестиции и развитие технологий в Кремниевой долине» [Тис, 1993], фундаментальной работы проф. Оливера И. Уильямсо-на «Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации» [Уильямсон, 1991] и других авторов, которые вызвали большой интерес у читателей. Проект был разработан доц. В. С. Катькало и принят редколлегией серии «Экономика». Перевод с английского безвозмездно сделан В. С. Катькало, Ю. В. Федотовым и др. В 1990-е гг. статьи обсуждались на студенческих семинарах на экономическом факультете и факультете менеджмента СПбГУ.

Получили новый импульс научные связи кафедры экономики современного капитализма с коллегами-«капиталистами» из Московского университета (проф. И. П. Фаминским, проф. В. Ф. Железовой, доц. Л. Г. Ходовым и др.). Аналогично — с коллегами из Киевского университета и Института народного хозяйства (доц. С. В. Мочерным и др.).

Кафедра проводила ежегодно итоговые студенческие научные конференции, завершавшие изучение политэкономии капитализма (на 2-м курсе). Жюри награждало победителей грамотами декана и книгами преподавателей факультета с дарственными надписями авторов. Конференции надолго запоминались студентами.

Кафедра экономики современного капитализма — уникальный продукт в формате интеллектуального ответа на вызов времени. Кафедра постоянно искала и, как правило, находила ответы на вопросы о том, как учить студентов и аспирантов-«капиталистов» с учетом реальных сдвигов в мировой экономике и новаций в отечественной — в связи с переходом к рыночным отношениям. К чести коллектива кафедры, можно без всякого пафоса утверждать — дилетантизм отсутствовал.

Кафедра не опускала перед собой шлагбаум. Однако ее биография, к великому сожалению, завершилась не «хэппи-эндом». В июне 1991 г. мне пришлось из-за, мягко говоря, неразумной «Директивы» М. С. Горбачева и Н. И. Рыжкова, разрешавшей работать заведующим кафедрой только до 65 лет, сложить с себя обязанности заведующего кафедрой досрочно — за 3,5 года до истечения срока конкурса — и сосредоточиться на работе в редколлегии журнала «Вестник СПбГУ Сер. „Экономика"». Стать «и. о. заведующего», как мне настойчиво советовали старшие товарищи, я отказался, посчитав, что так «прогибаться» из-за начальственного кресла унизительно. Через полгода «Директива» была отменена...

Однако уже с 1992 г. кафедра стала постепенно терять свой профиль. Новая заведующая (проф. Н. П. Кузнецова) необоснованно переориентировала ее на проблемы страхования в России, а в 1996 г. кафедра по решению Ученого совета факультета была ликвидирована. Произошло ее объединение с кафедрой международных экономических отношений и возникла кафедра мировой экономики (заведующий — проф. С. Ф. Су-тырин).

В настоящее время 7 кафедр на факультете менеджмента — часть из них уже 12 лет — успешно готовят «капиталистов» для рыночной экономики России. Но это уже — другая история.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Заключая, видимо, можно сказать, что университетская кафедра — это как бы коллективная наука и как бы коллективное лекторское мастерство с элементами добровольного «рабства» и подчинения талантливому лидеру (что, к примеру, имеет место в театре, на киностудии и в других творче-

ских коллективах). Речь, естественно, идет об МГУ, ЛГУ/СПбГУ и подобных университетах.

Нормальной «среднестатистической» кафедре Университета необходимы свершения, а не рутина. Ей на роду написано быть признанным научным центром. Она им становится тогда, когда выросшие на кафедре ученые создают под руководством лидера свою школу и успешно решают новые проблемы.

Литература

КоузР.Г. Природа фирмы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Экономика. 1992. №4. С. 72-86.

Тис Д. Дж. Стратегия извлечения прибыли из технической инновации // Вестн. Ле-

нингр. ун-та. Сер. Экономика. 1991. № 4. С. 38-47. Тис Д. Дж. Иностранные инвестиции и развитие технологий в Кремниевой долине // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Экономика. 1993. № 1. С. 58-72. Уильямсон О. И. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической

организации // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. 1991. № 3. С. 50-58. Черкасов П. П. ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи. М.: Весь Мир, 2004.

Статья поступила в редакцию 18 апреля 2005 г.