Научная статья на тему 'Как стать рефлексирующим практиком?'

Как стать рефлексирующим практиком? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как стать рефлексирующим практиком?»

■

Вестник «Oрлеу»-kst

КАК СТАТЬ РЕФЛЕКСИРУЮЩИМ ПРАКТИКОМ?

ДАВЛЕТКАЛИЕВА Е.С., к.п.н., руководитель ЦУП филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Актюбинской области», г. Актобе

Обучение на уровневых курсах повышения квалификации учителей требует от них развития рефлексивных навыков. В период посещения экспертами занятий тренера, изучения портфолио, знакомства с рефлексивными отчетами обучающегося учителя, эксперты часто делают замечания о слабых рефлексивных способностях некоторых педагогов.

Обучающийся на курсах учитель проделывает массу работы на практике: разрабатывает среднесрочные и краткосрочные планы, проводит уроки, на каждом из них применяет самые разнообразные методы, приемы обучения, обогащает учащихся новыми знаниями, развивает умения и навыки, воспитывает, прослеживает рост и развитие ученика на уроке, составляет мониторинг, корректирует, помогает ученику обучаться. Но на 2-м этапе обучения уровневой программы, представляя свою практику, учителя констатируют лишь факт проведения того или иного действия на уроке. В чем причина? Причина в том, что учитель не достаточно владеет рефлексивными способностями: не умеет определять развитие какой сферы (или сфер) важнее всего диагностировать, устанавливать причины произошедших изменений и, как следствие этого, актуализировать собственное личностное развитие, оценивать продуктивность своего развития в результате состоявшегося взаимодействия с учениками.

По всей вероятности, традиционное преподавание и обучение не предполагает осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в них не определено место рефлексивным видам деятельности. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Педагогу чаще всего предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе урока. Новые подходы уровневой программы предлагают решать проблему постановки целей обучения, разработки учебно-

го плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки. Чтобы учитель научил ученика рефлексии, он прежде должен сам научиться этому. В данной статье предлагаю несколько рекомендаций, как научиться рефлексии.

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [1]. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик - учитель».

Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида» [2].

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

В трудах Краевского В.В. предложена интересная поэтапная методика организации рефлексии [3]. Данную методику можно применить на курсах в обучении учителей. Она включает в себя следующие этапы.

1. Остановка предметной (дорефлексив-ной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, интеллектуальная, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавли-

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « вается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».

2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным обучающемуся на первый взгляд.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей.

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:

- предметная продукция деятельности -идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;

- способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;

- гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству (то-то возрастет так-то).

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что обучающиеся обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.

В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающимся можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):

- Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?

- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

- Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?

- С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

- Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)?

В ходе проведения занятий предлагаемые обучающимся рефлексивные вопросы могут быть более приближены к изучаемому материалу и содержанию учебной деятельности по предмету. Важен психологический подход к организации рефлексии обучающегося. Задача тренера - создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации.

Рефлексия связана с другим важным действием - целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае - не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности должно повторяться систематически. Данная работа приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения учебного процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности [4].

Рефлексия является ценным понятием. Она играет важную роль в трансформировании, понимании и интегрировании нового опыта с предыдущим, существующим знанием. Чаще всего рефлексия встречается как основная часть обучения на основе опыта [5]. Однако ее часто рассматривают как очень пассивную и излишне «наблюдательную» деятельность. Рефлексия - это то, что лучше всего срабатывает, когда обучаемый включен в процесс и активен.

Как тренеры, мы стараемся создать для своих слушателей ситуации, в которых им приходится размышлять. Мы делаем это, используя стратегии задавания вопросов, поощрения самооценки, стимулирования ведения дневников, а также, используя критический анализ ситуации, поощряя их анализировать и критиковать идеи и практику менее структурированными способами. Действуя подобным

ü

Вестник «Орлеу^-kst

образом, мы стараемся осуществить процесс обучения, изменяя предыдущее знание, и развивая навыки, которые превратят рефлексию в обучение, давая, таким образом, определенную гарантию того, что обучение не закончится в ту же самую минуту, как слушатель закончит курсы. Рефлексия может также использоваться в контексте когнитивной, психомоторной, аффективной и межличностной областей. Она может использоваться для того, чтобы помочь обучающимся сконструировать новую схему в отношении теорий и концепций, а также в отношении практики. Наши слушатели должны стараться стать рефлексирующими практиками и в перспективе - эффективными педагогами.

Эффективным педагогом, скорее всего, можно назвать того, кто размышляет о своем преподавании, совершенствует навыки и думает о своей деятельности с точки зрения ее влияния на учащихся, а не с точки зрения того, чтобы «раскрыть содержание». Существуют шесть основных принципов эффективного преподавания [6]. Вытекающие формулировки несущественно отличаются от предложен-

ных им пунктов:

- делать занятия интересными и давать понятные объяснения;

- уважение и забота об учениках и процессе обучения;

- соответствующее оценивание и обратная связь;

- четкие цели и интеллектуальный вызов;

- независимость, контроль и активное вовлечение ученика;

- учиться у учеников.

Все это, несомненно, является важными соображениями в отношении рефлексирующего педагога, но к этому еще надо добавить потребность в предъявлении своих собственных концепций преподавания. Через акцент на стилях преподавания и обучения учителя приобретут, есть надежда, какие-то дополнительные инструменты, которые помогут им в перестройке своих собственных концепций преподавания, подводя, таким образом, к размышлениям о самых подходящих и эффективных стратегиях преподавания и обучения, как для педагога, так и для ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95 с.

2. Boud, D Enhancing Learning through Self Assessment, Kogan Page, London Boud, D, Keogh, R and Walker, D (eds) Reflection: Turning experience into learning, Kogan Page, London, 1995.

3. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. - 2008. - 210 с. - (Высшее профессиональное образование).

4. Интернет-ресурс. - Режим доступа: [http://www.elitarium.ru/2011/08/03/ pr:page,1,refleksija_v_obuchenii.html].

5. Kolb, D Experiential Learning, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1984.

6. Ramsden Learning to Teach in Higher Education, Routledge, London, 1992.

ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ИПК: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЕЛЬЦОВА Л.Ф, МОГУНОВАМ.В, Филиал АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», г. Петропавловск

Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Ка-захстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнул: «знания и профессиональные навыки - ключевые

ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров». Повышение квалификации педагогических работников своим содержанием и научно-методическим сопровождением должно обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.