Научная статья на тему 'Как спасти Германию?'

Как спасти Германию? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как спасти Германию?»

КАК СПАСТИ ГЕРМАНИЮ?

Германия - одна из ведущих развитых стран мира - считавшаяся "локомотивом Европы", в последние годы оказалась в замкнутом круге непрекращающихся экономических и социальных неудач и разочарований. Высокий уровень безработицы, низкая рождаемость и старение нации, волна банкротств, отставание восточных земель и вызовы глобализации -все эти неутешительные реалии сегодняшней Германии категорически не сочетаются с прежней, некогда успешной социально направленной экономической политикой государства. В настоящее время стала очевидной губительность неоправданной щедрости этой политики. Как устранить эти несоответствия и "вылечить" экономику? "Возможно ли ещё спасти Германию?" - такое неоптимистичное название носит монография Ганса-Вернера Зинна1, одного из ведущих специалистов в области национальной экономики Германии, президента Мюнхенского 1То Института. Книга содержит развёрнутый, глубокий и детально структурированный анализ экономической ситуации, опирающийся на обширные статистические источники, результаты изысканий крупнейших институтов и международных организаций.

Основы социального рыночного хозяйства, существующего в Германии в настоящее время, были заложены Людвигом Эрхардом после Второй мировой войны и с тех пор претерпели лишь ряд модификаций, сохранив

1 Hans-Werner Sinn. Ist Deutschland noch zu retten? Ullstein, 2005, 579.S.

свою суть. В период создания система предполагала гармоничное сочетание рыночной экономики и социальной справедливости, конкурентного порядка и государственного контроля. Проведённые реформы в кратчайшие сроки обеспечили восстановление разрушенной послевоенной экономики страны и позволили говорить о "германском экономическом чуде". Однако эффект "чудесного средства" оказался отнюдь не бесконечным, и бурный рост экономики в сочетании с неимоверно разросшимися государственными затратами привёл к росту бюджетного дефицита и снижению инвестиционной активности. Если в 70-е годы прошлого века темпы роста экономики составляли 114% при практически нулевой безработице, то в 1990-е годы темпы сократились до 17%, а к 2003-му году уровень безработицы достиг 2,9 млн человек в Западной Германии и 1,5 млн в новых землях.

Автор подробно рассматривает как внешние, так и внутренние причины, обостряющие кризис социально ориентированной экономики Германии. В своей книге Г.-В. Зинн утверждает, что ошибочный экономический курс был взят еще в 70-х годах прошлого века и реформы правительств Г. Коля и Г. Шрёдера лишь усугубили его. Они упустили из виду многие угрозы экономике или же приняли недостаточные меры по их предотвращению. Так, подписание Маастрихтского договора вскоре после объединения Германии, вызвавшего резкое увеличение государственного долга, усложнило экономиче-

скую ситуацию: ФРГ с трудом могла придерживаться стандартов вступления в Договор, продиктованных ею же самой. По словам автора, "Германия упала в яму, вырытую ею для других, и крепко там засела. Несмотря на очень высокое по сравнению с прочими странами налоговое бремя, денег на содержание всё дорожающих новых земель и перешедшего всякие границы социального государства не хватает"1.

Процесс глобализации также принёс не только положительные последствия для германской экономики: многие предприятия, в особенности средний бизнес - опора экономики, предпочитают переносить производство на восток, чтобы тем самым избежать высоких налогов и высокой стоимости труда. Эта миграция производства способствует росту безработицы. Встречный процесс, порождённый глобализацией и европейской регионализацией, - приток в Германию дешёвой рабочей силы из стран Центральной и Восточной Европы. Кроме того, объединённый европейский рынок лишил промышленность ФРГ собственного рынка сбыта; вступление Германии в Еврозону пагубно отразилось на немецких инвесторах.

Среди прочих причин кризисного состояния германской экономики автор называет политику профсоюзов. На протяжении последних трёх десятилетий они способствовали повышению заработной платы, которая в настоящий момент лишает конкурентоспособности немецкую рабочую силу.

Времени для изменения сложившейся ситуации, до того как она примет необратимый характер, осталось совсем немного. "Гнев переполняет

меня, когда я вижу, как время тратится впустую, и мы не замечаем, как Германия стремительно превращается в страну бездетных стариков, теряет свои силы и рискует быть вычеркнутой из мировой истории"2. Автор призывает оставить малоэффективные меры и обратиться к непопулярному, но неизбежному реформированию социального государства и экономического порядка, законодательной базы и институциональных рамок, регулирующих деятельность предприятий, предлагает следующую программу первоочередных действий, необходимых для выхода из возникшего кризиса.

1. Продление рабочего дня. Известно, что Германия является лидером по низкой продолжительности рабочего дня и длительности отпусков. Увеличение рабочей недели с 38 до 44 или, по крайней мере 42 часов при сохранении прежнего уровня затрат на заработную плату, позволило бы сократить почасовую стоимость рабочей силы. Это могло бы стимулировать предприятия к созданию новых рабочих мест, так необходимых Германии. Подобная инициатива должна исходить от самих участников тарифных соглашений, однако со стороны государства следует обеспечить необходимую поддержку.

Помимо этого, Г.-В. Зинн видит возможность снижения заработной платы в обмен на долю в капитале предприятия. По его мнению, это исправит историческую ошибку профсоюзов, которые в 1960-е годы предпочли участие в управлении предприятием участию в его капитале.

2. Меньше полномочий профсоюзам - больше тарифной автономии

1 1Ьй. 8.55.

2 1Ьй. 8.17.

для предприятий. Пользуясь тарифной автономией, профсоюзы нередко завышают заработную плату по сравнению с её естественным уровнем на рынке труда, тем самым стимулируя безработицу. Между тем тарифная автономия должна сочетаться с конкуренцией предприятий на рынке труда и товарных рынках; предприятия должны получить возможность соперничать с конкурентами, снижая цены или стоимость труда, чтобы при этом профсоюз или сами конкуренты не могли воспрепятствовать этому. Для этого необходимо законодательно предусмотреть наличие дополнительной статьи в тарифном соглашении, позволяющей коллективу предприятия по договорённости с руководством отклоняться от нижнего порогового уровня тарифов как в большую, так и в меньшую сторону.

Профсоюзы должны перестать защищать увольняемых. Многие средние фирмы терпят банкротство, не имея права сократить число занятых по своему усмотрению в целях оздоровления предприятия. Профсоюзы вынуждают их платить за увольнение столь высокую цену, что компании предпочитают вовсе не создавать новых рабочих мест, что лишь ухудшает непростую ситуацию с безработицей. Законодательно закреплённая защита от увольнения должна быть отменена не только для малых предприятий, но и для всего бизнеса. Как следствие, у предприятий появится возможность более гибко реагировать на изменения рынка, а вместе с этим и стимул к созданию новых рабочих мест.

3. Меньше денег бездельникам. Одним из важнейших шагов к оздоровлению рынка труда должен стать отказ от замещения заработной платы

в пользу доплат к основному заработку. Наличие замещения заработка в виде пособия по безработице, помощи безработным, социальной помощи и ранней пенсии - главная причина того, что рынок труда в Германии не функционирует должным образом. Государство составляет конкуренцию бизнесу: предприятия вынуждены повышать заработки до уровня государственных пособий, но какая же коммерческая структура, преследующая цель получения прибыли, станет нанимать работника, который стоит больше, чем способен принести предприятию.

Система замещения заработка повинна также в том, что миграция в Германию на протяжении последних тридцати лет стала в основном "миграцией в безработицу".

Институт Ifo разработал альтернативную модель, назвав её "Активизированная социальная помощь" (Aktivierende Sozialhilfe). Она предусматривает, что пособие по безработице заменяется на социальную помощь. Её размер для трудоспособных безработных будет сокращён приблизительно на одну треть, и освободившиеся средства будут направляться занятым лицам с низким заработком. "Активизированная социальная помощь" должна способствовать росту занятости, в особенности в сфере наименее квалифицированного труда, поскольку снизит планку заработка, ожидаемого при найме на частное предприятие, а самим предприятиям станет более выгодно создавать рабочие места.

Ранняя пенсия и дополнительный заработок. Существующая государственная пенсионная программа, как утверждает Г.-В. Зинн, и с его доводами нельзя не согласиться, также

способствует поощрению низкой занятости. Государству следует осуществлять сокращение размера пенсии для уходящих раньше пенсионного возраста, но при этом разрешать подрабатывать.

4. Снизить привлекательность иммиграции. Искусственно поддерживаемый государством на высоком уровне заработок в сфере наименее квалифицированного труда также является приманкой для всё новых иммигрантов, с которыми Германия уже не в силах справиться. Несмотря на их низкую квалификацию и низкую стоимость рабочей силы, немецкое государство доплачивает им миграционные субсидии, а также требует меньше налогов и сборов, нежели предоставляет льгот и услуг. По подсчётам института Но, размер таких миграционных субсидий для семьи из пяти человек за десять лет составляет 120 тыс. евро.

Германия не должна ограничивать въезд иммигрантов из стран-членов ЕС, а также стран ЦВЕ, однако при этом необходимо принципиальное изменение подхода к проблеме: иммигрировавшие рабочие могут быть лишь частично интегрированы в германскую социальную систему. Они должны получать социальные блага и подвергаться налогообложению, однако государственные субсидии, финансируемые из денег налогоплательщиков, такие как пособие для многодетных семей, пособие для покрытия расходов по найму жилья и прочие должны начисляться на родине иммигрантов, уравновешивая тем самым финансовый баланс Германии.

5. Действительно радикальная налоговая реформа. За последние 30 лет доля государственных расходов в ВВП выросла с 40 до почти 50% - это

больше, чем должно быть при нормально функционирующей рыночной экономике. При этом налоги и сборы, необходимые для финансирования государства, столь велики, что сдерживают развитие частного бизнеса.

Причина столь высокой доли государства заключается отнюдь не в большом количестве государственных служащих, а в огромных социальных отчислениях. Социальное государство в Германии не только дестабилизирует рынок труда, но при этом очень дорого стоит. "В 2002 году треть ВВП ФРГ, или 685 млрд евро, была потрачена на социальные нужды"1.

По сравнению с другими странами средний уровень налогового бремени в Германии слишком высок. Особенно высок предельный уровень налогов, причиной чего является прогрессивная система налогообложения. Необходимо срочное снижение уровня подоходного налога, и особенно отмена его прогрессивного характера. Кроме того, необходимо сокращение налогов на доход с капитала.

6. Повышение рождаемости -путь к успеху. Самая трудная и важная в долгосрочной перспективе проблема Германии - это низкое по сравнению с другими странами количество детей. Увеличение этого показателя - жизненно необходимо для поддержания динамики государства, восстановления социальной системы и выживания нации.

Снижение рождаемости угрожает системе пенсионного обеспечения Германии. Если сегодня двоим работающим приходится финансировать только одного пенсионера, то менее чем через полвека пропорция изменится: на троих в работоспособном

1 ¡Ы±Б.332.

возрасте будут приходиться двое вышедших на пенсию. В связи с этим предлагается ввести новую пенсионную систему, сформированную из четырёх составляющих: первая должна основываться на принципах существующего пенсионного страхования; вторая часть - сокращение пенсионных выплат госслужащим; третьим элементом должна стать пенсия по наличию детей; и, наконец, четвертая составляющая данной системы - пенсия для бездетных. Подобная схема должна обезопасить пенсионное обеспечение на время преодоления демографического кризиса, а кроме того, создать мотивацию для повышения рождаемости.

7. Новый подъём в новых землях. Рекомендации, изложенные в вышеозначенных шести пунктах также распространяются на новые земли, где вопрос "Возможно ли ещё спасти Германию?" стоит наиболее остро. В период с 1997 по 2003 год темпы роста западных земель существенно превышали темпы роста экономики новых земель, соотношение производительности труда восточных и западных земель в 2003 году было ниже аналогичного показателя 1997 года.

Тем не менее уровень жизни в новых федеральных землях уже достигает 90% уровня западных земель. Это обеспечивается главным образом нескончаемым потоком финансирования Востока Западом. Попытки искусственно выровнять экономики двух регионов превратили новые земли в "полностью зависимую экономику, существующую лишь за счёт поступлений с Запада"1.

Первоочередными шагами для поддержания жизнеспособности эко-

номики Восточных земель является введение программы "активированная социальная помощь" для защиты от дешёвой рабочей силы из Польши и Чехии, а также снижение заработной платы и передача в долевую собственность предприятий бывшей ГДР.

Таким образом, данная монография не только является всесторонним исследованием актуальных экономических проблем Германии, но и содержит в себе достаточно чётко сформулированные и фактически обоснованные указания к действию. Рекомендации, данные автором, действительно затрагивают наиболее важные проблемы современной экономики Германии. Предложенные меры по выходу из кризисной ситуации за счёт отказа от активной социальной помощи государства, возможно, не встретят одобрения в обществе. Тем не менее щадящие меры, принимаемые германским руководством в последнее время, лишь усугубляли степень кризиса, оттягивая осуществление неизбежных и необходимых реформ.

В целом монография Г.-В. Зинна отражает оригинальный и нестандартный взгляд на существующие проблемы экономики ФРГ. Книга небезынтересна для читателей, профессионально занимающихся германской проблематикой проявляющих интерес к ключевым тенденциям европейской интеграции и мировой экономики в целом.

Н.В. Супян,

аспирантка Института Европы РАН

1 ГЬй.8.549

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.