Научная статья на тему 'КАК СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КАК СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / РЕБЕНОК С ОВЗ / УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА / ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ / ПОДДЕРЖКА / БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ ВЗРОСЛЫХ / АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худотеплова Елена Николаевна

В статье рассматриваются критерии ситуации успеха, которые помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья, чувствовать себя «как все». Систематизированы условия создания ситуации успеха для ребенка с ОВЗ, которые помогут каждому ребенку прожить ситуацию успеха. Разработан алгоритм создания ситуации успеха, с учетом условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO CREATE A SUCCESS SITUATION FOR A CHILD WITH DISABILITIES

The article discusses the criteria of a success situation that help a child with disabilities to feel "like everyone else". The conditions for creating a situation of success for a child with disabilities are systematized, which will help each child to live a situation of success. An algorithm for creating a success situation has been developed, taking into account the conditions.

Текст научной работы на тему «КАК СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Худотеплова Елена Николаевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КАК СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются критерии ситуации успеха, которые помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья, чувствовать себя «как все». Систематизированы условия создания ситуации успеха для ребенка с ОВЗ, которые помогут каждому ребенку прожить ситуацию успеха. Разработан алгоритм создания ситуации успеха, с учетом условий.

Ключевые слова: ситуация успеха, ребенок с ОВЗ, условия создания ситуации успеха, формирование уверенности, поддержка, безусловная любовь взрослых, алгоритм создания ситуации успеха.

Annotation. The article discusses the criteria of a success situation that help a child with disabilities to feel "like everyone else". The conditions for creating a situation of success for a child with disabilities are systematized, which will help each child to live a situation of success. An algorithm for creating a success situation has been developed, taking into account the conditions.

Key words: success situation, child with disabilities, conditions for creating a success situation, confidence building, support, unconditional love of adults, algorithm for creating a success situation.

Введение. Успех для каждого человека является стартовой площадкой к успешной, счастливой жизни. Успех для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) - это возможность еще раз обрести желание жить и понимать смысл жизни. Проживая постоянно успех, ребенок с ОВЗ начинает верить в свои силы, понимать, что не такой уж он и «другой» и что он тоже может достигнуть определенных результатов в различных сферах своей жизни. Для детей с ОВЗ, эмоционально благоприятный фон развития - это один из составляющих критериев успешной социализации ребенка, возможности жить своей неповторимой жизнью.

А.С. Белкин определяет важность создания механизма ситуации успеха, если ребенок не испытывал успех, не может ощутить радость от победы, то трудно будет надеяться на его «светлое будущее» [2].

Проблемы успеха, его психологические аспекты обсуждались в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, У. Глассера, М. Даугалла, С.Л. Рубинштейна, Э.Ш. Натанзон и других.

Изложение основного материала статьи. Успех для каждого ребенка - это состояние переживания радости, от того, что результат, к которому ребенок стремился либо совпал с ожиданиями, либо превзошел их. Успех является генератором внутренних сил ребенка, помогает преодолевать трудности, верить в себя, ставить перед собой новые планы и раз за разом утверждать в себе «Я могу». Для особого ребенка это еще и важный мотиватор всей его жизни, ему каждый день приходятся сталкиваться с трудностями и проблемами физического и психологического плана и если у ребенка есть внутренний ресурс, есть вера в себя, есть понимание как преодолеть трудности, его жизнь и каждый день будут лучше [1]

Ситуация успеха - это создание специальных условий, при котором ребенок сможет достигнуть значительных результатов в деятельности. Для ребенка с ОВЗ важно создавать ситуацию успеха во всех сферах его жизни, как дома, так и в образовательной организации. Поддержание условий помогает ребенку быть на равных со своими сверстниками, проживать полную жизнь, пробовать свои силы в различных видах деятельности, находить себе новые занятия и увлечения. Занятость помогает преодолевать трудности, возникающие в жизни особого ребенка.

Критерием, того, что успех положительно влияет на ребёнка, помогает ему в жизни, является его стабильное психофизиологическое состояние и желание, и возможность участвовать в различных видах деятельности.

Признание успехов ребенка помогает ему:

- чувствовать себя значимым и важным;

- мотивирует определять свои цели;

- уважать себя;

- формировать адекватную самооценку;

-формировать умения принимать решения;

- формируется базовый уровень доверия «родитель-ребенок»;

- выдерживать испытания, которые встречаются на его пути;

- преодолевать чувство тревожности, неуверенности;

- формирует и развивает чувство активности, инициативности;

- чувствовать удовлетворения от любого вида деятельности;

- совершать ошибки, и понимать, что это не страшно;

- пробовать свои силы;

- проживать состояние победы;

- строить перспективы своей жизни.

Взрослый сможете, создать ситуацию успеха для ребенка, если будет исходить с позиции безусловной любви к ребенку. Любить ребенка безусловно, значит радоваться, тому, что он есть, верить в него, никогда ни с кем его не сравнивать, принимать все его минусы и понимать, что дети - это наше зеркало, все что не нравиться нам в детях, есть в нас, может быть не в прямом проявлении. Способность любить ребенка без всяких условий, помогает ему ощущать внутреннюю силу и уверенность, обрести способность преодолевать трудности, становиться позитивным человеком, который в дальнейшем сам сможет любить. Любовь значимых взрослых для ребенка бесценна и очень важна. Это стартовая площадка в жизни каждого, а для детей с ОВЗ это еще и показатель принятия ребенка [2].

Условия создания ситуации успеха:

1. Позитивные послания.

Говорите своему ребенку слова, которые помогут ему поверить в себя, справиться с трудностями. «Я верю в тебя, ты сможешь», «У тебя, все обязательно получится», «Постарайся сделать, все, что от тебя зависит», «Верь в себя», «Это нормально бояться, ты живой человек, но ты сможешь это преодолеть».

2. Доброжелательность.

Ваш ребенок будет искать себя в разных видах деятельности, пробовать, делать, то, что будет приносить ему радость. Вам необходимо постараться все его начинания и пробы воспринимать спокойно, обсуждение промахов, неудач всегда должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке. Доброжелательность - это готовность содействовать

благополучию других, желать добра. Это огромное умение видеть промахи своего ребенка, ошибки, упрямство, не понимание, но по-прежнему желать ему добра, этому можно и нужно научиться.

3. Оказание помощи в продвижении к успеху.

Оказывать разумно помощь своему ребенку нужно обязательно. Дети имеют маленький жизненный опыт, часто это не признают и любую помощь могут воспринимать как оскорбление, не верее в силы ребенка. Всегда важно помощь предлагать «Я могу тебе чем-то помочь», «Нужна моя помощь» ребенок в праве отказаться. Мы как взрослые люди, должны наблюдать, смотреть и ненавязчиво контролировать этот процесс. Если видите, что ребенок зашел в тупик, но помощи не просит, можно попробовать предложить варианты ответов «Знаешь, можно попробовать сделать вот так...», «Посмотри, может быть такой вариант подойдет.». И ребенок должен сам сделать выбор, из предложенных вариантов и у него должно закрепиться понимание, что он сам к этому пришел.

4. Поддержка в процессе выполнения работы

Все дети разные, одни умеют преодолевать трудности и неудачи, других это просто «выбивает из колеи». Уметь поддержать ребенка в процессе выполнения задания - это ступенька к успеху. Поддерживать надо словами «Все получиться», «Надо немного потрудиться, но зато какой будет результат», «Ты сможешь, вот увидишь». Также можно поддерживать и действиями, помогите выполнить какой-то участок работы, при этом обязательно сделайте акцент, на том, что вы тоже это не умели когда-то, но научились и ребенок, обязательно научиться.

5. Интересная деятельность, соответствующая возрасту.

Важно чтобы ребенок занимался той деятельностью, которая подходит для его возраста, которая вызывает неподдельный интерес. Если деятельность будет не соответствовать возрасту, сформированным возрастным умениям, большая вероятность того, что ребенок не добьется успеха в ней.

6. Выявление причин ошибок и корректировка их.

Нужно учить ребенка проигрывать, в жизни так много будет неудач и, наверное, самое большое умение — это после каждой неудачи, подниматься и идти дальше. Это могут и ложны учить родители. Любая неудача- урок, да не очень приятный, тяжелый, иногда появляется желание все бросить и не продолжать выполнять не законченное действие. Важно объяснить ребенку, причины ошибок, которые привели к такому результату. Спокойно, без эмоций обсудить с ним это и дать возможность ребенку самому осознать, что явилось причиной. После принятия ошибок, лучше проработать пути их исправления. Разработать конкретные шаги, прописать их, обсудить возможности исправления. На этом этапе важно в эмоционально благоприятной обстановке без осуждения, с полным пониманием провести разговор с ребенком.

7. Развитие оптимизма.

Развитие оптимизма у ребенка - это способность понимать и объяснять жизненные неудачи, ошибки, достижения, успехи, разные события, происходящие в жизни. Позитивный стиль объяснения влияет на успешность ребенка. Если ребенок не получил желаемого результата, спросите кого ребенок винит в своей неудачи, разберите ситуацию, важно чтобы ребенок понял, что все в жизни не постоянно, если сегодня тебе не повезло, повезет завтра. Ребенку важно понять, что это неприятное событие не распространяется на всю его жизнь, что он остался самим собой, и абсолютно верно, он может быть хорош во всех остальных областях своей жизни.

8. Формирование ответственности.

Умение брать на себя ответственность за свои мысли и поступки - это важное качество, которое сформировано у успешного ребенка. Важно научить ребенка и помочь ребенку быть ответственным. Разрешите ему самому выбирать, что он хочет одеть, с кем он хочет дружить, что он хочет делать. Самое многое можно порекомендовать, а право выбора оставить самому ребенку.

9. Саморегуляция.

Развивайте умение саморегуляции. Способность самому ставить цели, определять задачи, оценивать свои действия, следить за ситуациями в моменте. Формировать умение управлять своими эмоциями.

10. Личный пример.

Успех ребенку создает взрослый, который сам переживает радость успеха. Пример взрослого, это лучший мотиватор для ребенка, это доказательство того, что успех может быть вообще, понимание, если один человек смог, я тоже могу попробовать. Когда рядом с ребенком находится успешный взрослый, ребенок готов преодолеть многое.

11. Формирование уверенности:

- хвалить, искренне, называя конкретные заслуги;

- слова поддержки, которые личностно значимы;

- составить список хороших качеств (возможно повесить в комнате ребенка на видное место для него);

- составить список умений (можно постоянно его дополнять, чтобы ребенок визуально видел какой он молодец);

- конструировать ситуации, в которых ребенок будет успешен.

Созданные условия помогают постепенно продвигаться и развиваться ребенку с учетом его возможностей, а твердая уверенность взрослого в том, что ребенок справится, помогает ребенку самому верить в свои силы и преодолевать препятствия.

Мы рассмотрим алгоритм создания ситуации успеха, при реализации которого каждый ребенок сможет достичь успех. (таблица 1).

Таблица 1

Алгоритм создания ситуации успеха

Показатели Условия, которые помогут создать ситуацию успеха

Проработка страха позитивные послания, атмосфера доброжелательности

Мотивационная деятельность оказание помощи на пути к успеху, поддержка в процессе выполнения работы

Авансирование поддержка в процессе выполнения работы, интересная деятельность, соответствующая возрасту, развитие оптимизма

Скрытая инструкция выявление причин ошибок и корректировка их

Персональная исключительность формирование ответственности

Внушение саморегуляция, личный пример

Высокая оценка деталей полученного результата формирование уверенности в своих силах

Важным моментом в создании условий, являются техники, которые помогут ребенку самому осознать, проанализировать и понять какие ошибки он допускает и что возможно изменить. Техника «пяти вопросов» (таблица 2), поможет приблизится к успеху.

Таблица 2

Техника «пяти вопросов»

Параметры Вопросы

Мои мысли Что я нового сегодня узнал?

Шаги к цели Что я сегодня сделал и чего достиг?

Настроение Каким было мое настроение, что вызвало у меня разочарование? Что меня расстроило?

Помощь Чем я сегодня помог другим?

Психологическое и физическое здоровье Что я сегодня сделал для укрепления своего здоровья?

Простая и доступная техника, которая поможет ребенку проанализировать как прошел его день.

Итак, успех является «мостиком» к счастливой и включенной жизни ребенка с ОВЗ. Успех редко бывает результатом непроизвольной деятельности, чаще всего это созданные условия и результат выполнения последовательных действий.

Каждый взрослый хочет, чтобы ребенок был успешным, умел самостоятельно принимать решения, справляться с трудностями, анализировать ошибки, не сдаваться и во всем этом ему может помочь взрослый любящий человек.

Литература:

1. Алехина, С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / С.В. Алехина. - МГПУ. - М., 2012

2. Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать: Учебное пособие / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

3. Дунаевская, Э.Б. Факторы психологической готовности учителей к включению в общеобразовательный класс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Э.Б. Дунаевская // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2017. - №3

4. Калимуллина, О.А. Основы ситуации успеха в учебной деятельности с детьми с ОВЗ / О.А. Калимуллина // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда);

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. В статье рассматривается вопрос необходимости внедрения мер социально-психологической поддержки семьям мобилизованных лиц наряду с уже действующими поддерживающими мероприятиями. Приводятся результаты опроса, подчеркивающие актуальность поставленной проблемы, и конкретизируются те направления социально-психологической помощи, которые представляют особую значимость для членов семей мобилизованных граждан. Описываются мероприятия социально-психологической направленности в рамках специально разработанной программы «Психологическая помощь семьям мобилизованных граждан».

Ключевые слова: социально-психологическая помощь, психологическое здоровье, стресс, ресурсы личности.

Annotation. The article discusses the need to introduce measures of socio-psychological support to the families of mobilized persons along with the already existing support measures. The results of the survey are given, emphasizing the urgency of the problem posed, and specifying those areas of socio-psychological assistance that are of particular importance for family members of mobilized citizens. The measures of a socio-psychological orientation within the framework of a specially developed program "Psychological assistance to the families of mobilized citizens" are described.

Key words: social and psychological assistance, psychological health, stress, personal resources.

Введение. Современная социально-политическая ситуация обозначила для современного человека ряд ключевых вызовов, реакция на которые требует от личности комплексной актуализации всех видов ресурсов. В ситуациях, когда информационно-новостной и событийный фон превышает психологические возможности и резервы личности, очевидной становится необходимость реализации дополнительных мер социально-психологической помощи людям, оказавшимся в центре социальных потрясений. Особенно актуальным обозначенный вопрос встал для определенных социально-демографических групп населения Российской Федерации, которого коснулись процессы частичной мобилизации в рамках реализации государством специальной военной операции. Мобилизация родственника, близкого члена семьи рассматривается большинством психологов-практиков именно тем примером, когда у субъекта сложившейся ситуации может не хватать собственного ресурса для осознания и интеграции резко изменившихся фактов и обстоятельств в новый жизненный план ввиду переживания деструктивных эмоций и невозможности преодолеть их самостоятельно. Таким образом, очевидной становится необходимость актуализации дополнительных мер социально-психологической помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.