Научная статья на тему 'КАК СЕГОДНЯ ПРЕПОДАЮТ ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ?'

КАК СЕГОДНЯ ПРЕПОДАЮТ ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / МИРОВЫЕ ВОЙНЫ / MILITARY HISTORY / RUSSIAN MILITARY-HISTORICAL SOCIETY / WORLD WARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова О.Е.

Cборник статей 28 авторов, посвященный вопросам преподавания военной истории в России и за рубежом, дает широкий спектр восприятия данной проблемы. Издание раскрывает характер формирования исторической памяти через школьные учебники в России и за рубежом (прежде всего, в Беларуси, Германии, Молдавии, Приднестровье и Франции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК СЕГОДНЯ ПРЕПОДАЮТ ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ?»

Ex libris

Как сегодня преподают военную историю в России и за рубежом?

© Воронова О. Е.

© Voronova O.

Как сегодня преподают военную историю в России и за рубежом?

How is military history taught today in Russia and abroad?

Аннотация. Cборник статей 28 авторов, посвященный вопросам преподавания военной истории в России и за рубежом, дает широкий спектр восприятия данной проблемы. Издание раскрывает характер формирования исторической памяти через школьные учебники в России и за рубежом (прежде всего, в Беларуси, Германии, Молдавии, Приднестровье и Франции).

Annotation. The author reviews the collection of articles devoted to the teaching of military history in Russia and abroad. It contains articles by 28 authors. The publication deserves attention because the main stress is made on the role of teaching military history in formation of collective memory (first of all, in Belarus, Germany, Moldova, Transnistria and France).

Ключевые слова. Историческая память, военная история, Российское военно-историческое общество, мировые войны.

Key words. Historical memory, military history, Russian Military-Historical Society, world wars.

Известное изречение о том, что «войны выигрывает школьный учитель», приписываемое «железному канцлеру» Бисмарку, звучит особенно актуально применительно к современным школьным учебникам истории. Отечественные исследователи не случайно выделяют в современных «войнах памяти», наряду с «войнами музеев», «войнами памятников», «войнами документов», «войнами символов», и такую их важную разновидность, как «войны учебников».

Учебник истории — первичная «матрица», которая закладывает основу самосознания народа. Это исходный инструмент формирования гражданской идентичности личности, действительно тот самый «фонарь», по выражению В. О. Ключевского, который ведет подрастающее поколение из прошлого в будущее.

Именно к таким размышлениям не столько о «функции», сколько о «миссии» школьного учебника истории побуждает знакомство со сборником статей «Преподавание военной истории в России и за рубежом». В основу издания положены материалы «круглого стола» «Воен-

ВОРОНОВА Ольга Ефимовна — член Общественной палаты РФ, профессор кафедры журналистики Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, доктор филологических наук.

ная история в школьных учебниках России и зарубежья: трансформация подходов в эпоху глобализации», организованного в октябре 2018 г. Российским военно-историческим обществом совместно с Институтом истории и политики МПГУ при поддержке издательской корпорации «Российский учебник» и журнала «Преподавание истории в школе».

В сборнике 25 статей, помещенных в четыре раздела: «Преподавание военной истории за рубежом», «Российский опыт преподавания военной истории», «Практические вопросы преподавания военной истории» и «Научная публицистика».

Сборник открывается приветственным словом известных ученых.

Научный директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук М. Ю. Мягков подчеркивает главный принцип деятельности этой авторитетной организации: «Воспитание патриотизма и любви к своей истории должно быть основано на досконально проверенных, научно выверенных материалах». О том, что историческое сознание как самосознание общества должно быть позитивным и одновременно адекватным исторической правде, размышляет в своем приветственном слове директор Института истории и политики Московского педагогического государственного университета кандидат исторических наук А. Б. Анан-ченко.

Большой интерес представляет статья главного специалиста Научного отдела РВИО К. А. Пахалюка «Преподавание истории в зарубежном академическом дискурсе», построенная на основе анализа публикаций Journal of Educational Media, Memory and Society («Журнал образовательных медиа, памяти и общества»), который с 2009 г. издается Институтом международных исследований учебников им. Георга Эккерта. В издательской стратегии редактор журнала З. Лессинг исходит из того, что «учебники следует рассматривать не в узкодидактической плоскости, а во взаимосвязи с более широким социально-политическим, культурным, экономическим и образовательным контекстом», что «учебники — это привилегированные медиа, посредством которых культурные знания легитимируются, воспроизводятся и распространяются», и поэтому «учебники формируют идентичности» [1. С. 16].

Преподавание военной истории в России и за рубежом : cборник статей / под ред. К. А. Пахалюка. М.: СПб.: Нестор-История, 2018. 432 с.

Разделяя эту позицию, Пахалюк последовательно выделяет пять основных подходов зарубежных авторов к изучению преподавания военной истории. Первый заключается в критике «историографического национализма», а также военных достижений и успехов как таковых. Вместо национально ориентированной парадигмы авторы предлагают ориентироваться на транснациональную, тем самым легитимируя идеологию глобализма. Второй подход ставит проблему преподавания военной истории в контекст транзита «демократических ценностей». Третий подход базируется на изучении процессов национального примирения в мультикультурных сообществах. Четвертый подход фокусирует свое внимание на трагических страницах военной истории; наконец, пятый — на том, как сами военные события влияют на ракурс их представления в учебно-историческом дискурсе в интересах той или иной государственной политики.

К. А. Пахалюк указывает на то, что преподавание военной истории видится зарубежными авторами прежде всего как возможность утвердить определенные ценности. Их критика конкретного материала зачастую сопряжена именно с критикой заложенной в нем ценностной установки. Тем самым академические исследователи превращаются в своего рода «агентов» евроинтеграции и культурной глобализации.

Рефлексия по поводу истории поражений, а не побед — предмет осмысления в статье «Как писать историю поражений? Стратегии нарра-тива школьного учебника истории в контексте современного морального дискурса». Ее авторы — немецкий ученый Андреас Буллер и его российский коллега А. А. Линченко — анализируют нравственные аспекты «справедливых» и «несправедливых» войн в тех случаях, когда они заканчиваются не победой, а поражением.

Материалом для сравнения служат трактовки истории Второй мировой войны в немецких, польских и российских учебниках. Если в немецких дискурсах концепт «национальной вины» немецкого народа компенсируется «преодолением прошлого» через осознание того, что освобождение от нацизма не является «проигрышем», то польский учебный дискурс создает культ народа-жертвы, «необходимой, в соответствии с христианской традицией, для очищения истории от зла». На этом основывается, в частности, тезис о «двух оккупациях» и о Польше, «преданной союзниками».

В российской академической практике преобладает, по мнению авторов статьи, стремление вписать не только национальные триумфы, но и трагедии в «логику исторического пути становления государства, в котором победы и успехи доминируют над поражениями» [1. С. 60]. Перспективу исследователи видят в движении от «этики убеждения», т. е. подчинения авторитету общепризнанных трактовок истории, к «этике личной исторической ответственности» ученика как будущего гражданина [1. С. 66].

В статье В. А. Багдасаряна «Становление образа исторического врага в школьных учебниках истории на постсоветском пространстве» анализируются школьные учебники по истории Украины, Латвии, Узбе-

кистана. Исходя из убеждения, что сакральные смыслы национальной истории основываются на наличии «исторического врага» как фактора консолидации социума, автор рассматривает стадии конструирования национальной исторической идентичности в постсоветских государствах. В статье показано, как на основе цивилизационного отрыва от общего советского прошлого и жесткого дистанцирования от России как «исторического врага» выстраиваются новые национально-исторические мифологии. Подчеркивается, что российские учебники выпадают из общего тренда своей акцентированной установкой на толерантность и игнорированием в новом историко-культурном стандарте «российско-западного исторического противостояния». Ученый справедливо считает, что «купирование этого фактора приводит к деформированию восприятия российской государственной модели» и ослаблению ее потенциала перед лицом новых угроз [1. С. 86].

Ряд статей посвящен анализу национально ориентированных учебных дискурсов в преподавании военной истории. Так, если тема Великой Отечественной войны в школьных учебниках Приднестровья максимально синхронизирована с государственными образовательными стандартами РФ (статья Л. Е. Петраковой «Школьный учебник истории Приднестровской Молдавской Республики как средство воспитания интереса к военной истории края»), то в Белоруссии, при совпадении многих исторических оценок в освещении Великой Отечественной войны, имеются существенные разночтения в трактовке участия белорусского народа в Отечественной войне 1812 г. и Первой мировой войне, в том числе в аспекте «вынужденного» коллаборационизма (статья Д. А. Грон-ского «Войны Российской империи и СССР в отражении белорусских школьных учебников истории как элемент формирования национальной исторической концепции»).

Смещение акцентов в оценке выдающихся деятелей в ходе большого исторического времени — тема статьи В. М. Железняк «Эпоха Наполеоновских войн на страницах школьных учебников истории Франции». Показано, как образ Наполеона — великого полководца, доминировавший в учебной литературе вплоть до конца ХХ в., сменился в XXI столетии имиджем Наполеона-реформатора, определяющей заслугой которого признано создание первого в мире Гражданского кодекса.

А. М. Ермаков в статье «История Первой мировой войны в современных школьных учебниках ФРГ» отмечает, что «их содержание соответствует доминирующему в немецком обществе взгляду на Первую мировую войну как "историческую катастрофу", следствиями которой были "Ноябрьская революция, нацизм и Вторая мировая война"», поэтому «немецким школьникам на примере Первой мировой войны показывают отрицательные стороны национализма, ксенофобии, пренебрежительного отношения к интересам других народов и государств» [1. С. 140].

В статье И. В. Грибан «Вторая мировая война на страницах школьных учебников истории: опыт ФРГ» обращается внимание на эволюцию восприятия событий войны через «преодоление прошлого»: от «стремления

вытеснить из памяти, забыть неприятные воспоминания, доминирующие в конце 1940-х—1950-х гг., до признания исторической вины немцев и осознания того, что необходимо реалистически оценить прошлое, чтобы не допустить повторения трагических событий в будущем» [1. С. 142]. В статье подчеркивается, что школьное историческое образование рассматривается в Германии как один из важнейших инструментов «политики памяти» и «денацификации» сознания. Молодому поколению прививается чувство исторической ответственности за то, как немцы будут относиться в своему прошлому в будущем.

В разделе «Российский опыт преподавания военной истории» дан обстоятельный, в ряде случаев критический анализ реконструкции исторических событий в школьных учебниках. Так, критической доминантой отмечены статьи В. В. Максакова «Пределы исторической реконструкции в школьном учебнике: две "реальности" Ледового побоища и Куликовской битвы», С. В. Манышева «Кавказская война: взгляд из федеральных учебников», Н. Г. Тагильцевой и И. В. Грибан «Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: историческая память и современные проекции», П. В. Тетерина «Анализ военной истории в российских учебниках» (на примере освещения темы «холодной войны»). Специфике отражения военной истории в региональных учебных изданиях посвящены статьи Л. В. Алексеевой «Первая и Вторая мировая война в учебнике истории Ханты-Мансийского округа: проблемы содержания в контексте подготовки новой книги для школьников» и А. В. Дюкарева «Отражение военной истории кубанского казачества в учебном курсе "Кубановедение" как средство формирования региональной идентичности».

С. А. Шпагина и А. С. Епифанова считают недостатком российских учебников то, что геноцид еврейского народа, в частности, трехмиллионные жертвы еврейского населения СССР «растворяются» среди многомиллионных жертв других народов и национальностей СССР, не выделяясь в особую, самостоятельную тему.

С позиций сравнительного анализа рассматриваются актуальные проблемы школьного исторического образования в статье В. Ж. Цвет-кова «Отражение причин и последствий Гражданской войны в России в советских и современных российских учебниках» и в аналитическом обзоре Р. В. Пазина «Представления старшеклассников о Великой Отечественной войне на основе результатов ЕГЭ по истории (2002—2018 гг.)».

Ряд материалов, представленных С. В. Агафоновым, А. В. Беспаловым, Е. В. Погоржельской, Л. А. Терушкиной, С. А. Тиханкиной и И. А. Альтман, посвящены практическим вопросам преподавания военной истории. Проблемно заостренный вопрос «Как совместить "героический" и "критический" подходы к преподаванию военной истории в школе?», вынесенный в название статьи С. В. Агафонова, находит в этих материалах разностороннее и основательное освещение.

Завершает сборник раздел «Научная публицистика». В статье румынского исследователя К. Корняну анализируются российско-румынские отношения, не получившие в румынской учебной литературе начала XXI в. объективного освещения.

В статье Д. О. Чуракова «"Войны памяти" и локальные конфликты современности», подводящей итог научной дискуссии на страницах сборника, рассматривается природа «войн памяти» как войн идеологического типа. Автор убедительно показывает, что целью подобного «историоборчества» является разрыв единого политического пространства и общей исторической памяти на основе двух технологий: тотальной десоветизации прошлого и создания обособленных национальных историй. Ученый дает справедливую критическую оценку и тем российским историкам, которые «своей книжной продукцией участвуют в пропаганде черных мифов о нашей стране» [1. С. 430].

Следует отметить научную глубину и фундаментальность сборника статей «Преподавание военной истории в России и за рубежом», широту проблемного спектра и выявленных исторических горизонтов этой чрезвычайно актуальной темы.

Российское военно-историческое общество в очередной раз выносит в сферу общественного внимания коллективный труд высокой академической и общественной значимости. Ведь историческое просвещение — важнейший фактор сохранения и укрепления национально-государственной идентичности новых поколений, условие непобедимости нашего национального духа.

Литература

1. Преподавание военной истории в России и за рубежом : cборник статей / под ред. К. А. Паха-люка. М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.