Научная статья на тему 'КАК С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРА РЕШАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА: КЕЙС ПРОЕКТА "ТЕАТР - СЕРДЦЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕРЕВНИ"'

КАК С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРА РЕШАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА: КЕЙС ПРОЕКТА "ТЕАТР - СЕРДЦЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕРЕВНИ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ТЕАТР / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексашин М.Н.

На примере проекта «Театр - сердце возрождения деревни», реализованного в селе Антоновка, в Татарстане, описывается динамика создания Центра социокультурного развития села. Начало проекта - дауншифтинг путем переезда столичных жителей в сельскую местность, конфликт с местным населением, поиск гуманитарного способа решения проблем семей и села в целом. Так был создан театральный коллектив. Основные социальные проблемы сельской местности - отсутствие культурно-досуговых учреждений, в целом, культурной инфраструктуры, опыта совместного продуктивного досуга детей, а также институциализированных практик культурного потребления, безработица, бедность, низкий уровень солидарности, разрыв поколений, виртуализация обыденной жизни. Цель статьи - характеристика социально-культурных изменений в селе за счет создания и развития любительского театра. В статье использован метод кейс-стади. Материалы - документальные источники, хронологический анализ, анализ результативности фандрайзинга, автоэтнография. Решались проблемы взаимодействия с местным населением, администрацией, внутри коллектива. С 2012 г. инициативный проект развивался от отдельных занятий по сцендвижению - к театральной постановке школьников, от детского театра - к театру взрослых, от семейных и школьных представлений - к участию в фестивалях, выступлению в КДЦ. Создание НКО сделало возможным участие в конкурсе грантов, был повышен уровень компетенций в социальном проектировании. Результатом стало создание «Центра социокультурного развития». Сегодня в селе 3 НКО, реализованы инициативы по созданию столярной и гончарной мастерских, ремесленной арт-студии, конюшни и центра верховой езды. Центр социокультурного проектирования села Антоновка выполняет ресурсные функции. Экономика некоммерческого проекта складывается из трех источников: грантовых средств, личного вклада семей, участвующих в проекте, и волонтерского труда. За 4 года объем привлеченных средств в Центре социокультурного развития села составил около 3,9 млн. руб. Участие в любительском театре обладает всеми признаками серьезного досуга: преодоление страхов и трудностей, приложение усилий для результата, самореализация и др. Результатом проекта стало формирование креативной среды - воспитательной, формирующей личность взрослых и детей. Проект оказал позитивное влияние на все сферы жизни села - занятость, продуктивный досуг, имидж территории, создание условий для адаптации, создание семей и пр. Любительский театр стал источником формирования сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW THE SOCIAL PROBLEMS OF A VILLAGE ARE SOLVED WITH THE HELP OF A THEATER: THE CASE OF THE PROJECT "THEATER IS THE HEART OF THE REVIVAL OF THE VILLAGE"

Based on the example of the project "Theater is the heart of the revival of the village", implemented in the village of Antonovka, in Tatarstan, the dynamics of the creation of the Center for the socio-cultural development of the village is described. The beginning of the project is downshifting by moving the capital's residents to the countryside, conflict with the local population, the search for a humanitarian way to solve the problems of families and the village as a whole. So the theater group was created. The main social problems in rural areas are the lack of cultural and leisure institutions, in general, cultural infrastructure, the experience of joint productive leisure of children, as well as institutionalized practices of cultural consumption, unemployment, poverty, low level of solidarity, generation gap, virtualization of everyday life. The purpose of the article is to characterize the socio-cultural changes in the village through the creation and development of an amateur theater. The article uses the case study method. Materials - documentary sources, chronological analysis, analysis of the effectiveness of fundraising, autoethnography. Problems of interaction with the local population, administration, within the team were solved. Since 2012, the initiative project has evolved from individual classes in stage movement to a theatrical production for schoolchildren, from children's theater to adult theater, from family and school performances to participation in festivals, performances at the cultural center. The creation of non-commercial organisation made it possible to participate in the competition for grants, and the level of competence in social design was raised. The result was the creation of the Center for Socio-Cultural Development. Today, there are 3 non-commercial organisations in the village, initiatives have been implemented to create a carpentry and pottery workshop, a craft art studio, a stable and a horse riding center. The Center for Socio-Cultural Design in the village of Antonovka performs resource functions. The economy of a non-commercial project consists of three sources: grant funds, personal contribution of the families participating in the project, and volunteer work. For 4 years, the amount of funds raised in the Center for Socio-Cultural Development of the Village amounted to about 3.9 million rubles. Participation in an amateur theater has all the signs of serious leisure: overcoming fears and difficulties, making efforts for a result, self-realization, etc. The result of the project was the formation of a creative environment - educational, shaping the personality of adults and children. The project had a positive impact on all spheres of life in the village - employment, productive leisure, the image of the territory, the creation of conditions for adaptation, the creation of families, etc. The amateur theater became a source of community formation.

Текст научной работы на тему «КАК С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРА РЕШАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА: КЕЙС ПРОЕКТА "ТЕАТР - СЕРДЦЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕРЕВНИ"»

ВАК: 5.4.7

УДК: 070:338.48(470.23-25)

КАК С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРА РЕШАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА: КЕЙС ПРОЕКТА «ТЕАТР - СЕРДЦЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЕРЕВНИ»

EDN:VKBISG ГРНТИ: 04.51.51

АННОТАЦИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Алексашин Михаил Николаевич

Санкт-Петербургский государственный университет; Центр развития сельских территорий и поддержки многодетных семей «Круглый год»

На примере проекта «Театр - сердце возрождения деревни», реализованного в селе Антоновка, в Татарстане, описывается динамика создания Центра социокультурного развития села. Начало проекта - дауншифтинг путем переезда столичных жителей в сельскую местность, конфликт с местным населением, поиск гуманитарного способа решения проблем семей и села в целом. Так был создан театральный коллектив. Основные социальные проблемы сельской местности - отсутствие культурно-досуговых учреждений, в целом, культурной инфраструктуры, опыта совместного продуктивного досуга детей, а также институциализированных практик культурного потребления, безработица, бедность, низкий уровень солидарности, разрыв поколений, виртуализация обыденной жизни.

Цель статьи - характеристика социально-культурных изменений в селе за счет создания и развития любительского театра. В статье использован метод кейс-стади. Материалы - документальные источники, хронологический анализ, анализ результативности фандрайзинга, автоэтнография.

Решались проблемы взаимодействия с местным населением, администрацией, внутри коллектива. С 2012 г. инициативный проект развивался от отдельных занятий по сцендвижению - к театральной постановке школьников, от детского театра - к театру взрослых, от семейных и школьных представлений - к участию в фестивалях, выступлению в КДЦ. Создание НКО сделало возможным участие в конкурсе грантов, был повышен уровень компетенций в социальном проектировании. Результатом стало создание

«Центра социокультурного развития». Сегодня в селе 3 НКО, реализованы инициативы по созданию столярной и гончарной мастерских, ремесленной арт-студии, конюшни и центра верховой езды. Центр социокультурного проектирования села Антоновка выполняет ресурсные функции.

Экономика некоммерческого проекта складывается из трех источников: грантовых средств, личного вклада семей, участвующих в проекте, и волонтерского труда. За 4 года объем привлеченных средств в Центре социокультурного развития села составил около 3,9 млн. руб. Участие в любительском театре обладает всеми признаками серьезного досуга: преодоление страхов и трудностей, приложение усилий для результата, самореализация и др.

Результатом проекта стало формирование креативной среды - воспитательной, формирующей личность взрослых и детей. Проект оказал позитивное влияние на все сферы жизни села - занятость, продуктивный досуг, имидж территории, создание условий для адаптации, создание семей и пр. Любительский театр стал источником формирования сообщества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Народный театр, социальные проблемы села, социокультурное проектирование.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Алексашин М. Н. Как с помощью театра решаются социальные проблемы села: кейс проекта «Театр -сердце возрождения деревни» // Управление культурой. 2023. № 2 (6). С. 40-48.

Введение

Вначале статьи обозначим понятия, которые будут использованы в этом тексте, а также ряд проблем, которые будут описаны и затронуты. Авторский опыт, связанный с театром, является субъективным, личным переживанием. Он неразрывно связан со средой, в которой автор находится, с людьми, которые в данный промежуток времени его окружают,

политической, социальной обстановкой, в которой он жил и сейчас находится. Театр, с одной стороны, выразительное творчество, с другой - форма взаимодействия в коллективе, форма, через которую коллектив или сообщество общается с миром вокруг. Личное включение в процесс позволяет сделать некоторую ретроспективу, перепросмотр событий, которые происходили за 11 лет жизни (2012-2023 гг.).

© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

О СЕЛЕ И ЕГО ЖИТЕЛЯХ

ообщество людей, проживающих в селе, которое участвует в нашем проекте, очень разнообразно. Много людей, которые приезжали на небольшой срок, но уехали. Некоторые остались жить в селе, построили дом, перевезли сюда свои семьи. Село Антоновка находится на правом высоком берегу Волги, в 100 километрах от Казани (Республика Татарстан) и насчитывает не многим более 100 жителей. Летом сюда приезжают дачники, круглогодично, кроме пожилого населения, проживает около 10 семей. Семь многодетных семей проживают в своих домах на территории сельского поселения. Можно сказать, что в течение времени появился коллектив единомышленников, объединенный общим досугом, общим кругом интересов, схожими взглядами на жизнь и воспитание детей. Здесь можно отметить общий культурный бэкграунд. Многие имеют высшее образование, имеют схожий круг увлечений. Можно назвать переезд семей в село термином «дауншифтинг» [1, 2], многие приехали из городов, из комфортных квартир, оставив оплачиваемую работу, ради простой жизни, близкой к природе. Объединение коллектива носит светский, житейский характер без религиозного оттенка. В 2016 году в селе была построена церковь, и она стала точкой притяжения местных жителей, а также акупунктурной точкой развития отношений между местным населением и приехавшим. Согласно статистическим данным сельсовета Красновидовского сельского поселения, численность населения в селе с 2016 по 2022 гг. выросла с 74 до 97 человек. За период проживания автора в селе Антоновка количество проживающих увеличилось на 43 человека, включая новорожденных детей. Переехало 11 семей. Летом количество проживающих в селе увеличивается примерно в два раза до 200 человек.

Инициатива и участники

В описании нашей деятельности под «мы» будем понимать коллектив единомышленников и друзей, участвующих в деятельности театра и других общих делах (общий садик, школа, посадка леса, праздники и др.), проживающих в с. Антоновка. Коллектив сложился за 11 лет и прошел различные этапы своего развития. Конечно, деятельность не ограничивается театром, существует большое многообразие активностей, увлечений и работ. Сельская жизнь дарит целую палитру разнообразной деятельности, связанной с землей, животноводством, строительством и др. И, можно сказать, что для театра порой сложно найти время, и большая задача интегрировать культурную деятельность в повседневную жизнь. Тем интересней становится этот опыт. Обозначим социальные проблемы, которые непосредственно или косвенно решал театр и социокультурный центр.

Социальные проблемы Антоновки

В социальной проблематике, с которой мы столкнулись, проживая в селе эти годы, можно обозначить такие сферы: 1) взаимодействие внутри коллектива, 2) взаимодействие с местным насе-

лением, 3) взаимоотношения с администрацией района, администрацией поселения.

Удовлетворение базовых потребностей - финансирование, образование детей, строительство жилья и т. д. -требует отдельного углубления. Театральная деятельность имеет образовательную и социализирующую функцию [3, 4]. Также благодаря этой деятельности наша работа стала заметной и удалось получить софинансиро-вание от благотворительных фондов, что стало хорошей поддержкой как для семей, так и для коллектива.

Какие социальные проблемы на селе можно выделить [5]?

1. Отсутствие культурного-досуговых учреждений в селе. Отсутствие культурной инфраструктуры.

2. Отсутствие организации совместного досуга и отдыха детей.

3. Отсутствие институционализированных практик культурного потребления.

4. Безработица. Сложности с поиском оплачиваемого труда.

5. Отсутствие перспектив развития жителей села. Недостаточная вера в свою территорию.

6. Низкий уровень качества жизни. Бедность.

7. Разобщенность жителей села. Отсутствие диалога между различными группами сельских жителей.

8. Разрыв поколений, недостаток преемственности поколений.

9. Цифровизация/виртуализация повседневной жизни.

История народного театра. Истоки

— од понятием «народный театр» мы понимаем театр непрофессиональный, театр, в котором участвуют люди, совершенно далекие от специальности «актер», а иногда целые семьи1. Форма народного/семейного театра сложилась в России давно, еще в XVII веке были популярны домашние театральные постановки. Приобщать страну к театральной культуре начал царь Алексей Михайлович. Из поездки по Малой Руси он привез в Москву Симеона Полоцкого, который, кроме того, что был духовным писателем и богословом, поэтом и драматургом, переводчиком и придворным астрологом, но еще и являлся устроителем

1 Народные театры : Взгляд со стороны. Сами о себе : сборник / сост. Е. Д. Уварова. М. : Искусство, 1981; Науменко В. Н. Школа семейного театра : методика. М. : Гуашь, 2014.

Рис. 1. Выступление детского коллектива ЭКА театра «Антоновка» со спектаклем «Слон живописец» на празднике Сабантуй в Камско-Устьинском районе, 2020 г.

домашних театральных постановок. С его помощью знатные бояре давали в своих домах целые театральные представления. В конце XIX - начале XX веков мы наблюдаем настоящий всплеск интереса к домашнему театру, в 1985-1904 годах даже издавалось приложение к журналу «Родина» - «Домашний театр», в котором печатались пьесы, рассказы и режиссерские комментарии. В советское время форма народного театра была очень популярна, в 80-х годах по всей стране было более трех тысяч народных театров [6, 7, 8]. Можно сказать, что если театральным искусством начинать заниматься с раннего детства, в семье, то это увлечение может сопровождать человека по жизни [9]. Театральные кружки часто появляются в школах, вузах и училищах [10], описано, как любительские театры развивают территорию малых городов [11]. А также человек, обладающий навыками, полученными в театральной студии, может участвовать в любом виде художественной самодеятельности. И если в XVII веке театр был для высших сословий общества, был увлечением художников, поэтов, деятелей культуры, то после революции театральное искусство уходит из дома в массы, становится народным увлечением. На заводах и фабриках появляются драмкружки, выступления часто носят политический характер, постановки на тему советских писателей.

Изначально я, человек, далекий от театра, учился на факультете социологии Санкт-Петербургского университета, у моей супруги строительное образование. Мы начали изучать искусство режиссуры по книгам Константина Станиславского, Михаила Чехова. Театр для нас - это мечта, событие в жизни, поход в театр всегда - ожидание чуда. Сцена - загадка. Все, что мы узнаем о театре, приходит из жизни, из общения с актерами и режиссерами, с детьми и родителями, друг с другом. Но мы влюблены в театр, и нам хочется в меру наших возможностей развивать это искусство в наших детях, делиться с окружающими. Мы можем поговорить о нашем театральном кружке - самодеятельном театре, который перерос со временем в семейный театр, где на одну сцену смогли выйти актеры из разных поколений одной семьи. Сейчас мы можем также назвать это народный театр [в литературе есть разночте-

Рис. 2. Деревня "Антоновка" вид с Волги

ния в терминах «народный», «любительский», «театр масс» и пр., см. 12], в котором мы растем как коллектив и можем делиться через сцену своими идеями и взглядами на жизнь.

Хронология событий

Vы приехали в деревню в 2012 году. В тот момент тут проживало несколько молодых семей с детьми до 3 лет. Мы переехали из Санкт-Петербурга, взяв своего маленького сына. Среди живущих на тот момент в деревне был актер Алексей Светлов, постановщик спектаклей театра «Дерево» Антона Ада-синского2. Он был знаком с профессией и с радостью делился своим опытом, мастерством. С ним начались первые занятия по пластике, по сцендвижению, по парной акробатике. Алексей стал нашим режиссером, помогающим приводить спектакли в надлежащую, выразительную форму. Мы стали проводить детские праздники, ставить небольшие семейные спектакли на Новый год, Масленицу. Наши спектакли рождались на полянке, в тот момент возможности использовать клубную сцену не было, и все, что мы творили, происходило дома, в семье, на улице, на природе. Параллельно наши дети ходили в домашний детский сад, где мы начали заниматься с ними речью, выразительным чтением, подвижными играми и различными физическими активностями, которые требовались для развития детей. Росли наши дети, и рос наш театр. К первой настоящей театральной постановке мы пришли в 2016 году. Первый «серьезный» драматический спектакль, который мы поставили (если не считать бесчисленного множества маленьких этюдов, где мы использовали различные выразительные средства, такие как: бумажный спектакль, теневой театр, музыкальный театр, капустник и. т. д., об этом можно рассказать отдельно), был «Конек-горбунок» по произведению Н. Ершова. Задумка была делать театр, развивающий определенные возрастные наклонности ребенка, театр терапевтический.

В тот момент возраст наших главных актеров был 7-8 лет, время, когда в детском развитии психологически проживаются сказки. Форма театра дает возможность в работе с детьми через раскрытие сказочных героев и различных качеств этих героев проиграть ситуации и трудности развития личности каждого ребенка. Очень важным этапом в семейном театре является выступление, возможность показать спектакль не только перед родителями и друзьями, но и на разных площадках. Наш первый опыт выступления на новой сцене случился в 2016 году на острове-граде Свияжск, где мы смогли показать своего «Конька» на уличной сцене в музейном дворике, когда прохожие останавливались на минутку из любопытства, чтобы уже досмотреть спектакль до конца. Это был наш дебют, который показал нам, что у этого начинания может быть будущее. Так, в течение трех лет мы развивали свои театральные навыки и занимались с детьми исключительно на большом личном энтузиазме. Росло

2 Театр DEREVO: страница в социальных сетях «ВКонтакте». Режим доступа: https://vk.com/derevo_teatr

наше семейное театральное объединение, и на большие праздники зрители наших домашних семейных спектаклей порой не помещались в гостиной комнате принимающего дома. Мы поняли, что «подросли» и готовы не только делиться творчеством с большим количеством людей, но и содействовать созидательным изменениям в селе.

В 2019 году нам посчастливилось принять участие в конкурсе на грант фонда Тимченко «Культурная мозаика», где мы смогли получить софинансирование для развития театральной деятельности.

У нас сложилось два коллектива - взрослый и детский. Родители и дети, где-то совместно, где-то порознь создавали спектакли, которые мы показали на разных площадках и фестивалях. За несколько лет мы приняли участие в ряде фестивалей: в грандиозном фестивале уличных театров в Альметьевске «Легкие крылья», в фестивале Семейных театров «Сказка приходит в твой дом» в Москве и др. Поездки на эти ме-роприяти стали для нас ежегодными. Мы нашли и разработали художественную форму, в которой гармонично можем участвовать в уличном клоунском шествии, быть уличным театром, а также выступать в ДК с красивыми декорациями и костюмами в детском новогоднем спектакле «Рождественский Ангел». Основой нашего творчества стали доброта и юмор. В своих постановках мы стараемся нести зрителю идею, что трудности можно преодолевать не через страдание и драму, но через юмор и умение посмеяться над собой. Но это не значит, что мы отдали себя легкому жанру. Мы попробовали себя в разных направлениях - пантомима, гротеск, драматический театр. Стараемся развиваться вместе в разном материале, но наш почерк -это «доброта и юмор», который мы используем как свою визитную карточку.

Решение социальных проблем путем театральной деятельности

В татарской деревне театр не такое уж и редкое явление. В Татарстане можно встретить народные театры достаточно часто, много татарских деревень имеют свою театральную студию, где ежегодно ставятся спектакли [13]. Можно познакомиться с творчеством современного народного театра на фестивале «Идель Йорт», который проводится ежегодно в Татарстане. Театр - это форма художественной выразительности, обогащающая душу человека, дающая возможность проявиться талантам и навыкам каждого, кто участвует в постановке. Через занятия театральным искусством могут, конечно, решаться сложные социальные задачи. Театр в сельской местности может стать клеем и разрядкой там, где складываются отношения отчужденности. Иногда люди, живущие бок о бок, не могут общаться по тем или иным причинам, особенно в деревенской местности, где «все у всех на виду». Театральная деятельность позволяет создать среду, в которой могут взаимодействовать люди разного возраста и разных профессий, социальных статусов и интересов. В процессе работы

формируется сообщество людей, которые так или иначе связаны с деятельностью театра. Кто-то помогает с декорациями, костюмами. Кто-то берется за работу осветителя или звуковика, осваиваются новые профессии. Родители поддерживают детей в их творчестве. В театре сплачивается семья. В сельской местности для молодежи как десять лет назад, так и сейчас актуален вопрос использования свободного времени. И в то время, когда родители заняты, ребенок предоставлен самому себе. Занятие театром наполняет досуг творчеством и знакомит ребенка с литературой и искусством. Дает возможность прожить сови новые качества, открывает характер, развивает личность. Здесь можно упомянуть о теории «серьезного досуга» [14]. Увлечение театром, а также волонтёрством в этой сфере, как серьезный досуг (не случайный), дает многочисленные возможности в комплексе. Позволяет получить разнообразный опыт, который впоследствии может быть коммерциализирован и приносить участнику доход. Качества, отличающие серьезный досуг: преодоление трудностей и страхов, приложение серьёзных усилий для достижения результата, участие в жизни, самореализация, возрождение или обновление личности, самовознаграждение. Также участники серьёзного досуга имеют тенденцию четко идентифицировать себя с выбранными ими занятиями. Порой театральные репетиции идут очень интенсивно, особенно в период подготовки спектакля к показу на фестивале или премьере. И в студии актеры выкладываются «по полной», напрягают все силы, чтобы создать постановку. Такая работа формирует твердое намерение в достижении общего результата, где от каждого зависит целое. Особенно важна для детей возможность показать творчество на разных площадках, в разных городах. Гастроли - это время, когда дети знакомятся с окружающим миром, но не как туристы, они приезжают как актеры. В этом статусе они входят в новое пространство, знакомятся с коллегами, делятся опытом. Очень интересно наблюдать, как из года в год растут молодые актеры. Они приходят в театр неопытными и в течение времени приобретают новые навыки, работая над разными постановками, развивают личные

Рис. 3. ЭКА театр «Антоновка». Спектакль " Найденные крылья", выступление на фестивале Двор UnityFest в Казани 2019 г.

Таблица 1 — Грантовая поддержка любительского театра и Центра социокультурного развития в селе Антоновка

Год Гранты Сумма т.р. Название проекта

2019 «Культурная мозаика» Фонд Тимченко Фонд Президентских грантов 700 000 500 000 «Театр - сердце возрождения деревни» Художественно-ремесленная мастерская «АртАнтоновка»

2020 Фонд Татнефть 500 000 Столярная мастерская «Лестница»

2021 «Культурная мозаика» Фонд Тимченко 700 000 «Театр - сердце возрождения деревни»

2022 «Культурная мозаика» Фонд Тимченко 450 000 Центр социокультурного развития «Антоновка»

2023 Росмолодежь Фонд Тимченко 500 000 500 000 Цирковая студия «Вертушка» Центр социокультурного развития «Антоновка»

качества, работают над собой. Можно увидеть, как проявляются склонности ребят, происходит оперение. Три года подряд (с 2021 по 2023 гг.) нашему детскому коллективу посчастливилось выезжать в Москву на фестиваль семейных театров и в его программе посещать Театральное училище им. Щукина. Ребятам удалось побывать на занятиях с преподавателями училища, почувствовать атмосферу настоящего театра. Это имело сильнейший эффект в развитии актерского ощущения, осознания себя как театрального коллектива. Возможно, даже позволило некоторым ребятам определиться в выборе дальнейшей профессии.

Центр социокультурного развития: создание, деятельность, грантовая поддержка

аша театральная студия стала развиваться как социальный проект. Благодаря поддержке проекта «Культурная Мозаика» фонда Тимченко3 мы повысили свою компетентность в социальном проектировании и создали «Центр социокультурного развития». Мы зарегистрировали свое НКО, которое позволило участвовать в различных грантовых конкурсах. За несколько лет мы получили поддержку «Фонда президентских грантов», «Фонда Татнефть» и «Росмо-лодежь». В нашей деревне стали появляться новые инициативы: столярная мастерская «Лесница», гончарная мастерская, ремесленная арт-студия, конюшня и центр верховой езды. Благодаря удачному театральному стартапу другие семьи поверили в свои силы и начали развивать свои собственные ремесленные направления. За 3 года в селе было организовано 3 НКО.

Со временем наша семья и другие семьи, живущие в селе, выросли и стали многодетными. Появилась большая потребность проводить занятия дополнительного образования в разных сферах. Расширилась география нашей социальной деятельности в районе. В рамках школы соцпроектирования мы стали проводить консультации по написанию грантов для работников культуры и активных инициативных жителей Камско-Устьинского района. Коллектив вырос, стало больше семей, увлеченных театральным искусством. Взрослый коллектив насчитывает 15 человек, детский коллектив вырос с 5 до 13 детей разного возраста (с 6 до 16 лет), задействованных в постановках и занятиях театральной студии (с 2019 по 2023 гг.). В постановках театра также принимают участие приглашен-

з Арт-центр социокультурного развития «Антоновка» // Культурная мозаика малых городов и сел: официальный сайт. Победители. Режим доступа: https://cultmosaic.ru/winners/antonovka/

ные друзья, актеры из других коллективов. Культурная поддержка и представление района на конкурсах, фестивалях, форумах стало хорошей отправной точкой для выстраивания диалога с администрацией района, интеграции в сообщество. Мы стали постоянными участниками праздников и фестивалей, ярмарок и гуляний, проводимых в нашем районе. Смогли пригласить районную администрацию в партнерство и разделить с ними грантовую финансовую поддержку. На протяжении двух лет (2021-2022 гг.) мы регулярно проводили встречи в районной библиотеке, на которых обучали всех желающих написанию социальных проектов. А в 2022 году провели конкурс «Малая культурная мозаика», в котором участвовали 12 проектов из нашего района, 7 из которых получили финансовую поддержку. При помощи этих малых проектов получилось поддержать инициативные команды в написании более серьезных проектов. Два проекта получили дальнейшее продвижение и финансирование (проект цирковой студии «Вертушка», проект «Раздельного сбора мусора»).

Экономика проекта

еатр не является коммерческим проектом, но благодаря нашей социальной деятельности нас стали поддерживать спонсоры. Поездки на фестивали частично оплачиваются за счет организаторов. Благодаря тому, что мы вошли в профессиональное театральное сообщество (Российский союз уличных театров), мы получили новый уровень профессиональной поддержки. Однако основой экономической устойчивости проекта в первую очередь можно считать личный вклад каждой семьи. С момента, когда мы получили финансовую поддержку от фондов, нам удалось создать материально-техническую базу проекта: театральный реквизит, костюмы, оборудование, сцену для выступлений и др. Также около 15% из каждого гранта можно было использовать для оплаты труда штатных сотрудников и самозанятых. Общая сумма, полученная за 4 года деятельности, составила 3,9 млн рублей. Также отдельно можно учесть волонтерский труд, который был вложен членами коллектива и помощниками.

Чтобы лучше представить себе охват деятельности нашей организации и коллектива, приводится сводная таблица мероприятий за 2022 год. В этот период мы участвовали в проекте «Культурная мозаика. Партнерская сеть». Нашей задачей было привлечь в деятельность организации партнерскую компанию (НКО или муниципалитет) для совместного проведения мероприятий.

Таблица 2 — Основные события в сфере культуры, участие в которых принимал любительский театр села Антоновка, 2020-2022 гг.

Таблица 4 — Мероприятия Центра социокультурного развития села Антоновка, совместно с партнерами, 2022 год

Год Фестивали

2020 Arts biler forum лагерь «Сэлет» Фестиваль семейных театров «Сказка приходит в твой дом» г. Москва

2021 Arts biler forum лагерь «Сэлет» Всероссийский Фестиваль Уличных Театров «Легкие крылья» г. Альметьевск Фестиваль семейных театров «Сказка приходит в твой дом» г. Москва Фестиваль искусств и творческих коллабораций Двор Unity Fest

2022 Всероссийский Фестиваль Уличных Театров «Легкие крылья» г. Альметьевск Фестиваль семейных театров «Сказка приходит в твой дом» г. Москва Фестиваль уличного искусства «У» г. Ульяновск

Таблица 3 — Награды/номинации

Год Награды

Фестиваль семейных любительских театров г. Москва

2020 Диплом 1 степени Лучший спектакль о другом этносе спектакль «Подвиги Геракла»

2021 Лучший музыкальный спектакль. Лучшее музыкальное оформление «Слон живописец»

2022 Лучший комедийный спектакль «Мысли о...»

Республиканский Конкурс видеороликов «Ребенок в мире прав»

2019 1 место

2020 Приз зрительстких симпатий

2021 Гран при

Нашим партнером стал МБУ ЦКДОН - административная организация, управляющая всеми ДК в районе. Мы смогли объединить нашу деятельность и провести ряд мероприятий совместно.

Заключение

еатр в селе Антоновка - феномен, возможно, исключительный, не рядовой. Можно сказать, что он родился как семейный театр, вырос до народного, приобрел черты профессионального театра. Вокруг театра создалась среда - воспитательная, терапевтическая, формирующая личность. Как для детей, так и для взрослых. У взрослых появилась возможность повысить свои компетенции, освоить новые профессии: сценарист, режиссер, костюмер, осветитель, звукорежиссер, оператор и др. Театр, как понятная для окружающих социальная деятельность, дал возможность мягкого вхождения группы «приезжих переселенцев» в сложившуюся деятельность местных институтов. Одной из важных функций и качеств театра можно назвать семьеобразующее свойство. Вокруг творческой деятельности театра стали рождаться новые семьи. Рождаться «театральные» дети. Появилась возможность получать финансовую поддержку на развитие театра и на другие формы ремесленной деятельности (столярная мастерская, ремесленная мастерская,

Мероприятия, проводимые коллективом Кол-во человек

Показан спектакль «Мена» 200

Проведен праздник «Масленица» с. Антоновка 6.03.2022 45

Мастер класс с экспертом социального театра В. Н. Науменко, с. Антоновка тема: «Домашний театр. С чего начинать». Актерский мастер класс 25 1600 он-лайн-про-смотров

Проведена встреча делегации Культурной Мозаики 17.04.2022 с. Антоновка 80

Концерт к празднику посадки леса, с. Антоновка не менее 100

Мастер-класс с приглашенным экспертом по социокультурному проектированию О.Грачевой 31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Защита социально-значимых проектов в рамках конкурса "Малая культурная мозаика" 30

Выступление ЭКА театра «Антоновка» на фестивале «Легкие крылья», г. Альметьевск 400

Музейно-фольклорный праздник «Яблочный Спас», работа с мастерскими на празднике, показ спектакля-шествия "Время ангелов", с. Красновидово 3500, посетители мастерских 150

Представление проекта перед делегацией студентов-антропологов института г. Казани, с. Красновидово 30

Выступление на фестивале семейных театров г. Москва с новым спектаклем «Мысли о.» 470

цирковая студия, гончарная мастерская). Театральная студия дала возможность жителям деревни обучаться у профессионалов театрального дела, появилась возможность участвовать в фестивалях и форумах. Благодаря развитию театральной студии повысилось качество жизни: появилась возможность дополнительного образования для детей и взрослых, участия в форумах и фестивалях.

За 11 лет разрозненные инициативы в селе консолидировались. Как результат работы Центра социокультурного развития в селе появились 3 НКО, столярная мастерская, художественно-ремесленная мастерская, цирковая студия «Вертушка». Проблемы, с которыми мы столкнулись 11 лет назад, отличаются от тех проблем, которые стоят перед нами сейчас, хотя основной вектор проблематики сохранился. В результате работы совместно с администрацией района удалось согласовать строительство ДК в с. Антоновка, хотя по числу жителей мы не попадали в эту квоту. Сейчас идет согласование места в деревне для строительства. Очень ярко проявляются разногласия с «местным» населением, часть которого не видит смысла в строительстве клуба и пытается сдвинуть его на периферию. Поиск диалога остается важнейшей задачей сообщества. Очень сильно актуализировалась проблема ухода детей в виртуальный мир, бесконтрольного использования детьми гаджетов. Занятие в театральной студии в некоторой мере помогает решать эту проблему, хотя и не полностью, но возвращение детей из мира игр и соцсетей в мир живого общения - это важнейшая задача театра. Относительно вопросов улучшения за-

Мападтд culture. 2023. N0. 2 (6)

А1екБазИ1"п М. N.

нятости населения можно сказать, что после появления возможности регистрировать самозанятость (НПД) в республике в 2019 году, получилось официально трудоустроить жителей села и оплачивать некоторые виды деятельности. Количество самозанятых в коллективе - 7 человек. Также появилось два постоянных рабочих места: режиссер театра и директор НКО. Благодаря деятельности НКО удалось получить поддержку для многодетных семей в период пандемии. Фондом Тимченко были выделены средства на покупку продо-

вольственных пакетов для населения. Также была оказана поддержка погорельцам в селе.

В заключение хочу отметить, что проект, благодаря поддержке не только финансовой, но и образовательной, информационной, позволил коллективу значительно повысить свои компетенции и поверить в свои силы. Позволил расширить географию, выйти за пределы театральной деятельности и попробовать себя в разных ремеслах, проведении мастер-классов, а также социальной работе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6 (112). С. 97-107. ЕйЫ PLBVOH.

[2] Ильин В. И. Дауншифтинг как восходящая социальная мобильность // Социальное время. 2015. № 1 (1). С. 78-91. ЕйЫ VMAQBJ.

[3] Машевская С. М., Саламатина Т. А. Концепция программы «Детский дом-театр»: духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация детей через систему театральной деятельности // Научный поиск. 2013. № 4.2. С. 57-61. ЕйМ RNBAWV.

[4] Лыкова И. А., Мартынова А. И. Социализация детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (педагогическая поддержка в трудной жизненной ситуации) // Педагогика искусства. 2020. № 2. С. 73-80. й01 10.34897/ IAECS.2020.2.62549. EDN SZSPLJ.

[5] Халикова Г. Р. Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные и неформальные виды // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 457-458. EDN SZLTSD.

[6] Крыловская И. И. Самодеятельный музыкальный театр Дальнего Востока России (1940 - 1980-е гг.) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2022. № 2. С. 34-64. D0I 10.35852/2588-01442022-2-34-64. EDN BXNTTI.

[7] Гапоненко Ю. М. Художественная самодеятельность как отражение культурных процессов в СССР второй половины ХХ в. (на примере ведомственных железнодорожных учебных заведений Дальнего Востока России) // Ученые записки Комсомоль-

ского-на-Амурегосударственного технического университета. 2021. № 4 (52). С. 29-34. Р01 10.17084/20764359-2021-52-29. EDN ^ННЩ.

[8] Мирзоян Л. Р., Гангур Н. А. Самодеятельное театральное творчество на Кубани в 1955-1960-е гг.: уровни, функции, институты // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 2 (69). С. 34-39. EDN XVYDPV.

[9] Халикова Э. Артисты не по профессии, а по призванию // Ва-тандаш. 2018. № 11 (266). С. 44-46. EDN Y0IGTR.

[10] Винокуров В. С. Социальные ориентиры театральной деятельности в парадигме социокультурных ценностей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 25-28. EDN PKBBGV.

[11] Стаина О. А., Холопова М. И. Любительский театр в культурном пространстве малого города // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. № 3. С. 102-105. EDN HBFFAJ.

[12] Мосиенко С. В. Понятие "Театр масс" (к вопросу терминологии и типологии) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 172-178. EDN DBDLPG.

[13] Хурматуллина Р. К. Лениниана в татарском театральном народном самодеятельном творчестве // Эхо веков. 2020. № 2. С. 32-40. EDN GTPRUB.

[14] Миронов А. С., Струк Е. Н. Современные социологические подходы к пониманию феномена "досуг" // Социальная компетентность. 2022. Т. 7, № 4 (26). С. 344-352. EDN LMIUTC.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Алексашин Михаил Николаевич - Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9); Центр развития сельских территорий и поддержки многодетных семей «Круглый год» (422813, Россия, Республика Татарстан, с. Антоновка, ул. Мира, 35); mahal@mail.ru.

HOW THE SOCIAL PROBLEMS OF A VILLAGE ARE SOLVED WITH THE HELP OF A THEATER: THE CASE OF THE PROJECT

"THEATER IS THE HEART OF THE REVIVAL OF THE VILLAGE"

ABSTRACT

AUTHOR'S INFORMATION

Based on the example of the project "Theater is the heart of the revival of the village", implemented in the village of Antonovka, in Tatarstan, the dynamics of the creation of the Center for the socio-cultural development of the village is described. The beginning of the project is downshifting by moving the capital's residents to the countryside, conflict with the local population, the search for a humanitarian way to solve the problems of families and the village as a whole. So the theater group was created. The main social problems in rural areas are the lack of cultural and leisure institutions, in general, cultural infrastructure, the experience of joint productive leisure of children, as well as institutionalized practices of cultural consumption, unemployment, poverty, low level of solidarity, generation gap, virtualization of everyday life.

The purpose of the article is to characterize the socio-cultural changes in the village through the creation and development of an amateur theater. The article uses the case study method. Materials - documentary sources, chronological analysis, analysis of the effectiveness of fundraising, autoethnogra-phy.

Problems of interaction with the local population, administration, within the team were solved. Since 2012, the initiative project has evolved from individual classes in stage movement to a theatrical production for schoolchildren, from children's theater to adult theater, from family and school

performances to participation in festivals, performances at the cultural center. The creation of non-commercial organisation made it possible to participate in the competition for grants, and the level of competence in social design was raised. The result was the creation of the Center for Socio-Cultural Development. Today, there are 3 non-commercial organisations in the village, initiatives have been implemented to create a carpentry and pottery workshop, a craft art studio, a stable and a horse riding center. The Center for Socio-Cultural Design in the village of Antonovka performs resource functions.

The economy of a non-commercial project consists of three sources: grant funds, personal contribution of the families participating in the project, and volunteer work. For 4 years, the amount of funds raised in the Center for Socio-Cultural Development of the Village amounted to about 3.9 million rubles.

Participation in an amateur theater has all the signs of serious leisure: overcoming fears and difficulties, making efforts for a result, self-realization, etc.

The result of the project was the formation of a creative environment - educational, shaping the personality of adults and children. The project had a positive impact on all spheres of life in the village - employment, productive leisure, the image of the territory, the creation of conditions for adaptation, the creation of families, etc. The amateur theater became a source of community formation.

Mikhail N. Aleksashin

Saint-Petersburg State University; Center for the Development of Rural Areas and Support for Large Families "Krugly God"

KEYWORDS

Folk theater, social village problems, sociocultural design.

FOR CITATION

Aleksashin, M. N. (2023). How the social problems of a village are solved with the help of a theater: the case of the project "Theater is the heart of the revival of the village". Managing culture, (2), 40-48.

REFERENCES

[1] Ermakova S. N. Daunshifting: sotsial'no-psikhologicheskiyfenomen // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsi-al'nyye peremeny. 2012. № 6 (112). S. 97-107. EDN PLBVOH.

[2] Il'in V. I. Daunshifting kak voskhodyashchaya sotsial'naya mobil' nost' // Sotsial'noye vremya. 2015. № 1 (1). S. 78-91. EDN VMAQBJ.

[3] Mashevskaya S. M., Salamatina T. A. Kontseptsiya programmy «Detskiy dom-teatr»: dukhovno-nravstvennoye razvitiye, vospi-taniye i sotsializatsiya detey cherez sistemu teatral'noy deya-

teL'nosti // Nauchnyy poisk. 2013. № 4.2. S. 57-61. EDN RNBAWV.

[4] Lykova I. A., Martynova A. I. Sotsializatsiya detey rannego vozrasta sredstvami teatraLizovannoy deyateL'nosti (pedagogicheskaya pod-derzhka v trudnoy zhiznennoy situatsii) // Pedagogika iskusstva. 2020. № 2. S. 73-80. DOI 10.34897/IAECS.2020.2.62549. EDN SZSPLJ.

[5] Khalikova G. R. Sotsial'naya podderzhka na seLe: probLemy, yeyë formaL'nyye i neformaL'nyye vidy // MoLodoy uchenyy. 2014. № 19. S. 457-458. EDN SZLTSD.

[6] Krylovskaya I. I. Samodeyatei'nyy muzykai'nyy teatr Dai'nego Vo-stoka Rossi i (1940 - 1980-ye gg.) // Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. 2022. № 2. S. 34-64. DOI 10.35852/2588-0144-2022-2-34-64. EDN BXNTTI.

[7] Gaponenko Yu. M. Khudozhestvennaya samodeyatei'nost' kak otrazheniye kui'turnykh protsessov v SSSR vtoroy poloviny KhKh v. (na primere vedomstvennykh zheleznodorozhnykh uchebnykh zavedeniy Dal'nego Vostoka Rossii) // Uchenyye zapiski Komso-mol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta. 2021. № 4 (52). S. 29-34. DOI 10.17084/20764359-202152-29. EDN NIHHJQ.

[8] Mirzoyan L. R., Gangur N. A. Samodeyatel'noye teatral'noye tvorche-stvo na Kubani v 1955-1960-ye gg.: urovni, funktsii, instituty // Kul' turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2018. № 2 (69). S. 34-39. EDN XVYDPV.

[9] Khalikova E. Artisty ne po professii, a po prizvaniyu // Vatandash. 2018. № 11 (266). S. 44-46. EDN YOIGTR.

AUTHOR'S INFORMATION

[10] Vinokurov V. S. Sotsial'nyye oriyentiry teatral'noy deyatel'nosti v paradigme sotsiokul'turnykh tsennostey // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Be-linskogo. 2012. № 27. S. 25-28. EDN PKBBGV.

[11] Staina O. A., Kholopova M. I. Lyubitel'skiy teatr v kul'turnom pros-transtve malogo goroda // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ural'skiy region. 2021. № 3. S. 102-105. EDN HBFFAJ.

[12] Mosiyenko S. V. Ponyatiye "Teatr mass" (k voprosu terminologii i tipologii) // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019. № 48. S. 172-178. EDN DBDLPG.

[13] Khurmatullina R. K. Leniniana v tatarskom teatral'nom narodnom samodeyatel'nom tvorchestve // Ekho vekov. 2020. № 2. S. 32-40. EDN GTPRUB.

[14] Mironov A. S., Struk Ye. N. Sovremennyye sotsiologicheskiye pod-khody k ponimaniyu fenomena "dosug" // Sotsial'naya kompetent-nost'. 2022. T. 7, № 4 (26). S. 344-352. EDN LMIUTC.

Mikhail N. Aleksashin - Saint-Petersburg State University (7-9, Universitetskaya Emb., Saint Petersburg, 199034, Russia); Center for the Development of Rural Areas and Support for Large Families "Krugly God" (35, Mira St., Antonovka Village, Republic of Tatarstan, 422813, Russia); mahal@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.