Научная статья на тему 'Как российским ученым доказать свою полезность Отечеству?'

Как российским ученым доказать свою полезность Отечеству? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / DEGREE / УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ / ACADEMIC RANK / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЕЙ В НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ / PUBLICATION OF ARTICLES IN SCIENTIFIC JOURNALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Александра Владимировна, Шевченко Милана Викторовна

В статье исследуются вопросы степени полезности отечественных ученых обществу. Анализируется специфика получения ученых званий и степеней. Вносятся предложения по расширению предметной области ученых, работающих в вузах, и ранжированию российских ученых в зависимости от ученой степени и ученого звания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How Russian scientists proved Motherland its usefulness

The article examines the questions the usefulness of our scientists to society. The specific character of an academic titles and degrees. Suggestions are made for extensions of the domain of scientists working in universities and ranking Russian scientists depending on the degree and academic rank

Текст научной работы на тему «Как российским ученым доказать свою полезность Отечеству?»

УДК 378.12

КАК РОССИИСКИМ УЧЕНЫМ ДОКАЗАТЬ СВОЮ ПОЛЕЗНОСТЬ ОТЕЧЕСТВУ?

Александра Владимировна Воронина, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики, менеджмента, гуманитарных и естественно-научных дисциплин

E-mail: avoronina@miemp.ru Милана Викторовна Шевченко, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, менеджмента, гуманитарных и естественно-научных дисциплин E-mail: milana626@mail.ru Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону

http://www.muiv.ru/rostov

В статье исследуются вопросы степени полезности отечественных ученых обществу. Анализируется специфика получения ученых званий и степеней. Вносятся предложения по расширению предметной области ученых, работающих в вузах, и ранжированию российских ученых в зависимости от ученой степени и ученого звания.

Ключевые слова: наука, ученая степень, ученое звание, образование, образовательный процесс, публикация статей в научных журналах.

Образование является показателем производительности труда, его количества и качества. Так считают родители всех детей, стремясь «за любую цену» продолжить их обучение, искренне надеясь, что образованные дети найдут высокооплачиваемое место работы, уважение в обществе и принесут больше пользы Отечеству. Становясь взрослыми, некоторые, прикладывая огромные усилия, развивают науку «вокруг себя», но их ожидает разочарование.

^ Во-первых, для защиты диссерта-

^flj^^^bt ции требуется: 1) результаты опублико-

& вать; 2) найти практическое применение своих результатов, найти фирму, заинтересованную в использовании и внедрении в реальный процесс. Пока автор, оплатив услугу, стоит в очереди на опубликование результатов своих диссертационных исследований, находятся читатели, могущие присвоить материал и даже защитить раньше, чем откажут автору в оплаченной возможности публикации. Иногда предлагаемые инновации успевают устареть, а иногда другие ученые, знакомые с инновациями, предложенными коллегой, уже предлагают альтернативные технологии. И что из того, что «программа плагиат» их обнаруживает или не показывает? Одним из путей выхода из такого положения для диссертантов может стать следующий вариант. Одна-единственная организация в стране концентрирует в электронном варианте все без исключения поступившие статьи, оформленные в результате научных исследований начинающих, молодых и уже защищенных, но еще неизвестных ученых, а главное - образцово-показательные статьи известных ученых в оригинале и без рецензий с места работы авторов. В порядке поступления все без исключения статьи компоновать в подписные сборники по научным направлениям и публиковать бесплатно для авторов за счет государственного бюджета, распределяя в литерные ВАКовские и иные издания без дополнительного редактирования. Сам же журнал должен содержать разделы для публикаций статей:

1) студентов с преподавателем;

2) преподавателей без ученой степени;

3) аспирантов и соискателей с научными руководителями;

Воронина

4) аспирантов и соискателей без соавторов;

5) аспирантов и соискателей с соавторами;

6) кандидатов наук с соавторами или без них;

7) докторов наук с соавторами кандидатами наук или без них.

Примечание. Статьи студентов с преподавателями и преподавателей без ученой степени публиковать в приложениях к ВАКовским журналам, но также бесплатно для авторов. Отбраковывать статьи, представляющие собой рефераты учебных пособий, монографий, как это часто встречается, но все равно публиковать их в приложениях в форме приложений.

Студент публикует свои научные исследования: сначала в приложениях приложений, затем в приложениях, а как только получит конкретные результаты, начинает предъявлять их к опубликованию в основной части ВАКовского сборника.

Таким образом, удастся контролировать плагиат по смыслу и содержанию статьи, а главное - автоматически составлять и постепенно дополнять в сети Интернет список публикаций по каждому соискателю, кандидату (за три и более года до защиты) и доктору наук (за пять лет до защиты). Многим лжеученым такой вариант изданий статей станет препятствием на пути допуска к защитам диссертаций. Этот прием даст возможность:

1) ученым «застолбить» за собой тематику научных исследований, группируя вокруг себя единомышленников;

2) проверить на грамотность изложение материала, исключить фальсификацию, плагиат, указав после УДК коэффициент индивидуальности результатов исследования;

3) исключить многократную публикацию одного и того же материала под разными наименованиями и фамилиями авторов в различных изданиях;

4) юридически доказать дату первоначального поступления статьи в печать и фамилию первого автора в конфликтных ситуациях;

5) при разработке государственных программ текущего или стратегического назначения формировать группы настоящих ученых, тематика научных исследований которых релевантна гранту. Так хотя бы некоторые ученые почувствуют значимость и востребованность своих многолетних научных исследований и знаний, защиту своих прав на научное творчество;

6) при подборе личностей на конкретные должности составить список претендентов, в частности, по той же программе «Плагиат», уточнив интеллектуальную мощность личности в континууме, т. е. в непрерывном ее наращивании, по конкретным научным публикациям. В настоящее время во всех государственных управленческих организациях руководителей назначают даже не по конкурсу, а по протекции. Такой подход к управлению относится к классу «управления на априорном доверии». Если самому руководителю не ведомы тонкости конструкции, технологии и если он не владеет статистикой поведения объекта в прошлом, то все без исключения принимаемые им решения строятся на независимом от предшествующего опыта и не опирающемся на изучении фактов доверии подчиненным. Если и подчиненные такого же уровня знаний, как и главный ответственный, то маловероятно, что «космические корабли не будут терпеть сбои». Народная мудрость «доверяй, но проверяй», похоже, перестала быть актуальной по причине отсутствия релевантных проверяющих.

Во-вторых, условия получения ученой степени ужесточают, условия для опубликования результатов повсеместно коммерческие, как и бюджетные, непомерно дорогие, внедрение результатов терпит сопротивление также и по времени, материал успевает устаревать, а касающееся спортивных состязаний может оказаться неиспользованным. Это фактически бойкот научных достижений всех добросовестных российских ученых, работающих на периферии, непринятие научных результатов только за то, что в минимальном радиусе ВАКа иногда встречается плагиат. За ВАКовский комменсализм терпят наказание ученые на периферии всей России. Многим российским ученым публи-

кации в протекционистских ВАКовских сборниках финансово реально недоступны, аспирантам - подавно, как и кандидатам наук, а докторантам наук 15 ВАКовских статьей, разбросанных по изданиям России, обходятся более 150 тыс. руб. Дело не в количестве, а в стоимости опубликования. Количество стоило бы даже увеличить, но только в том случае, если один и тот же сборник трудов будет публиковать своевременно и последовательно. Это стало бы школой для начинающих заниматься творчеством.

С увеличением количества ВАКовских статей для защиты стоимость одной страницы статьи скачкообразно возрастает. В итоге новые научные открытия оказываются недоступными для читателей, а соискатели - неизвестными для общества. Такая же картина с патентами, изобретениями, новыми моделями, программами. Целесообразнее было бы эти 15 статей последовательно, по мере разработки диссертационного материала, печатать приоритетно в одном и том же сборнике. Прослеживалось бы раскрытие идеи, замысла в течение трех-пяти и более лет, в том числе и после защиты диссертаций, появились бы, возможно, скидки. Коллеги, сотрудники, ученые из других областей знаний - все знали бы друг о друге, ссылались на их учения, методики, модели. В настоящее время ученые растеряны, не объединены по интересам, их просто в обществе не стало. Они доплачивают, а не зарабатывают за свои изобретения, патенты.

В-третьих, ВИНИТИ может принять с небольшой предоплатой научную работу в фонд, а, сделав ей рекламу, дорого продавать, тиражируя в любом количестве. При этом авторам научных работ ВИНИТИ от продаж никаких льгот или преференций не предоставляет. Более того, научные работники, как правило, отправляют на депонирование в ВИНИТИ результаты, превышающие по количеству листов размеры статьей, принимаемых для публикации в периодических изданиях, то есть более одного печатного листа, монографии, учебники и учебные пособия, отчеты по НИР. Как раз информационно-емкие результаты научных исследований к ВАКовским статьям не приравниваются, при защите диссертаций даже не акцентируются. Это благоприятствует повышению цен на публикацию статей в ВАКовских сборниках даже для ученых, работающих в той организации, которая ВАКовский сборник издает.

В-четвертых, искусственно созданное ВАК ранжирование научных статей привело к тому, что научные цитируемые рецензируемые журналы стали публиковать более ценные научные результаты, не ограничивающие количество статей одного автора в одном сборнике, иногда объединенных идеей так, что при последовательном опубликовании статей (одну за другой) составляют целую монографию, раскрывающую смысл идеи и конкретное воплощение. Таким является сборник «KANT» издательства «Ставролит», привлекающий внимание многих читателей из среды работников муниципалитетов, департаментов, региональных министерств. Доказательством служат цитируемые выступления управленцев перед народом, их публикации в местных периодических изданиях.

Инновации журнала «KANT» целесообразно распространить и на ВАКовские журналы. Проблема лишь в том, что стоимость публикаций в ВАКовсом журнале будет исчисляться уже не в тысячах, а в десятках тысяч рублей за каждую следующую научную статью из одной серии. Возможно, «KANT» снова в качестве инновации предоставит авторам достойных научных работ преференцию, заключающуюся в том, что хотя бы каждая пятая или седьмая, например, научная статья в одной серии знаний в течение года будет публиковаться бесплатно.

В-пятых, в обязанности специалистов ВАК, контролирующих индивидуальность, качество и достоверность диссертационных работ, поскольку читают их скрупулезно до мелочной точности, должно входить также выявление и регистрация новых оригинальных приемов, методов, моделей, конструкций, технологий, методик, инструкций, предложений. И именно от них должны следовать рекомендации на внедрение результатов, причем не за счет диссертанта, а за счет пользователя.

В-шестых, ни диссертант, ни организация, в которой он работает, не могут оплатить внедрение результатов. Должны существовать законодательно-правовые акты распределения дохода от внедрения результатов внедрения диссертационных работ. В настоящее время диссертант в том же ЖКХ, касающегося всего населения России, не может получить достоверную первичную информацию для проведения исследований. Даже аудиторы не уверены, что выполняемые ими работы, соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», поскольку не всегда опираются на первичную информацию - она либо отсутствует, либо не желают предъявлять.

Результаты диссертационных исследований если и используются в бизнесе, то автору дивидендов не приносят. Научно-исследовательский индивидуально затратный труд не окупается даже в течение всего допенсионного периода работы, а после ухода на пенсию ученая степень человека полностью игнорируется. Упрек состоит не только в том, что ученая степень и ученое звание не отражаются в размере пенсии, как у чиновников, но в большей мере в безрассудном расточительстве многолетне накопленных знаний учеными России. Они могли бы работать референтами, консультантами, советниками и др.

В-седьмых, даже не обладающие высшим образованием, руководимые состоятельными родителями, молодые люди смело создают управляющие компании и зарабатывают деньги, не прикладывая никаких усилий. Среди работников 110 управляющих компаний и 150 товариществ собственников жилья в многоквартирных домах ЖКХ мегаполиса кандидаты и доктора наук отсутствуют. Соответственно, в контур управления поступают экономически необоснованные решения. Проявилось возмущение россиян на то, что без разрешения собственников жилья и жильцов по муниципальному найму в квартиры массово (по 20-30 человек) стали прописывать инкогнито. Это заметно отразилось на оплате жилищно-коммунальных ресурсов и услуг, исчисляемых по установившейся при социализме методике. Как только в ЖКХ появились ложно прописанные в квартирах, последовало решение внести изменения в формулы расчета оплаты за потребленные жилищно-коммунальные ресурсы: вместо количества жильцов подставлять в качестве множителя реквизит «занимаемая общая площадь жилья». Разумеется, оплата увеличилась уже законно в десятки раз. Возмущение населения, связанное с мошенничеством по прописке инкогнито в их собственное жилье, закончилось наказанием тех же возмущенных многократным увеличением оплаты за непотребленные ими жилищно-коммунальные ресурсы. Россиянам непонятно, почему им нужно менять уклад своей жизни в связи с чьим-то мошенничеством и глобальными некачественными управленческими решениями в социальной среде. Открытая форма мошенничества в ЖКХ устоялась, цены на жилищно-коммунальные ресурсы продолжают расти, однако в государственную казну не поступили налоги от выигрыша, более того, выигрыш присвоили посредники между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья. Проиграл бюджет, ВВП, ВРП и все участники рынка ЖКХ - все, кроме посредников. В то же время «прорвавшиеся» в научные сборники ученые уплатили деньги из собственного бюджета за то, чтобы предложить такую структуру управления имуществом собственников жилья, которая сама заработает финансовые средства и для восстановления трубопроводной сети, и для ремонта недвижимости, но их предложения никем не читаются, игнорируются.

В-восьмых, управление - наука перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект с целью изменения его состояния в положительном направлении. В социальных системах управление представляет собой непрерывный процесс воздействия на личность, коллектив, предприятие, организацию, фирму, отрасль, государство для достижения удовлетворительных для всех ре-

зультатов при наименьших затратах времени, материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов.

Управление социальными системами - явление не новое. В Римской империи управление осуществлялось методом контроля, церковь с незапамятных времен управляла миссиями, а преподавание управления в вузах началось в 1880-х годах, правда, только в зарубежных школах. В России управление преподают как менеджмент - усеченный вариант управления. Менеджер - наемный управитель за чужой счет, мотивацией для него является высокая заработная плата, хотя ни объект менеджмента, ни предметная область менеджерам не принадлежат.

Именно менеджеры управляют в ЖКХ: работают за счет собственников жилья, первоначальный капитал в предметную область не вкладывают, им некого бояться. Аудит финансовой деятельности управляющих компаний научились осуществлять только после 20-летнего периода их работы (как перебежчиков от менеджмента в одних многоквартирных домах к другим, иногда даже петляя) и только по последнему месту их работы.

Редко кандидаты и доктора наук оказываются и в органах законодательной власти. Для того чтобы принять участие в выборах, нужны «большие деньги». Кроме того, выборы, например, в Думу осуществляют политические партии, а ученые в большинстве беспартийные. Сначала наберут депутатов-бизнесменов, а потом из их среды формируют специализированные секции. Получается, что ученые никакой роли в управлении российским обществом фактически не играют. Для участия в выборах в Думы, законодательные собрания, парламент не должны принимать заявки от лиц без ученой степени, комплектовать список для выборов из ученых, защитивших диссертации по всем известным науке специальностям и непрерывно публикуемых результаты научных исследований. Не допускать, чтобы работники с ученой степенью находились в подчинении чиновников, не обладающих ученой степенью. Появление такой ситуации считать пороком системы образования России в том случае, если после защиты диссертации «ученый» продолжал публиковать результаты текущих исследований по направлению своей текущей деятельности. Список научных публикаций чиновников должен формироваться ВАК на основе рекомендованных ими изданий. Чиновники должны определять тематику грантов, поскольку им лучше всех известны слабые звенья в управлении обществом. Чиновников тестировать по производительности их труда на благо россиян. Ученые-чиновники смогли бы начать формировать тематические научно-исследовательские институты, а современные чиновники-бизнесмены создают собственные холдинги, банки, управляющие компании для собственной наживы.

В-девятых, традиционным местом работы ученых в настоящее время являются высшие учебные заведения госбюджетного и коммерческого типов. Из того, что коммерческие вузы не всегда обеспечивают качественное обучение специалистов, не следует, что их аннулируют. Как и иные организации, коммерческие вузы платят налоги, пополняющие либо ВРП, либо ВВП (являясь филиалами столичных вузов). Величина налога прямо связана с оплатой студентов за обучение. Именно по этой причине и региону, и федеральному центру выгодна высокая стоимость обучения в коммерческом вузе. Стоимость обучения студентов на госбюджетной основе никак не связана со стоимостью обучения на коммерческой основе, как и устройство на работу.

Ученые преподаватели вузов ограничены в выборе места работы потому, что:

1) должности, которые они могут занять, конкурсные: преподаватели вузов, деканы факультетов, проректоры, ректоры. Для участия в конкурсе (несколько специалистов с ученой степенью) на одну и ту же должность доцента (при наличии педагогического стажа), профессора - при наличии остепененных, подготовленных им к защите в качестве научного руководителя доктора наук не менее двух кандидатов наук. При этом требуется наличие опубликованных научных работ в изданиях, рекомендованных

ВАК. Период окупаемости опубликования одной статьи в ВАКовском сборнике превышает календарный год;

2) объявление о конкурсе на занимаемую должность печатается в местной газете, так что узнать о конкурсе могут только ученые, проживающие в том же городе, где находится вуз, объявивший конкурс. Конкурс объявляют под уже работающего специалиста в связи с окончанием пятилетнего срока работы на занимаемой должности. Таким образом, новое место работы начинающий или иногородний ученый может получить лишь в том случае, если у кого-то из доцентов или профессоров на кафедре и срок окончен, и этот человек не угоден коллективу. Иногда, чтобы принять на работу «специалиста со стороны», перетягивают время с объявлением конкурса, этим сокращают должность, а спустя два месяца объявляют конкурс уже на новую должность. Некоторые вузы увольняют доцентов и профессоров на время летних отпусков, а с первого сентября снова принимают на работу;

3) вузы отдают предпочтение трудоустройству ассистентов и старших преподавателей, экономя фонд заработной платы, снижая качество преподавания, послабляя требования к знаниям студентов и к их научно-исследовательской работе; 4) кандидаты и доктора наук редко уходят в бизнес. Они, просидев в библиотеках, обработав статистику своих исследований, оказываются вне бизнеса. Для бизнеса требуются люди, способные к риску, а ученые не рискуют. Если в предлагаемых ими новых конструкциях или технологиях теоретически проявляется риск, то они, затратив время, стремятся устранить этот, пусть даже незначительный, риск.

Не уходя от преподавательской работы, некоторые находят удовлетворение в приобретении титулов. Например, известный в мегаполисе доктор политических наук и кандидат философских наук, профессор А.М. Старостин заработал такие титулы: действительный член Академии политической науки, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член-корреспондент Международной академии ноосферы, член-корреспондент Международной академии информатизации, член-корреспондент Академии социальных технологий и местного самоуправления, а также должности: проректор по науке, послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию, заведующий кафедрой философии и методологии науки Северо-Кавказской академии государственной службы, научный руководитель новой научно-исследовательской программы «Фундаментальная философия и философская инно-ватика». Некоторые из перечисленных титулов даже убыточны;

5) в среде кандидатов и докторов наук иногда обнаруживаются лжеученые. Разумеется, им помогли стать такими, но на этой услуге не столько заработали одни, сколько потеряли все остальные ученые. Этот множественный факт послужил устранением дотаций в размере 3000 руб. для тех ученых, которые на протяжении более пяти лет лишали себя отдыха, развлечений, писали научные работы, платили немалые деньги за их опубликование в нужных научных сборниках, не создавали семьи. На тот момент уже существовала никем не обработанная статистика, экономически обосновывающая цель достижения ученой степени именно женщинами, стремящимися самостоятельно воспитывать своих детей без яслей и детских садов, в летние каникулы находясь на работе с почасовой оплатой труда. Эти ученые-женщины трудились в выходные и в будни, в дневные и вечерние часы, причем безотказно, добросовестно нарабатывая стаж, публикуя результаты научной деятельности. По такой причине женщины в настоящее время прекратили научные исследования, поскольку работники со степенью и без нее получают одинаковую заработную плату за преподавательскую работу. Эти 3000 рублей теперь, как дотация к зарплате, выдаются за совершенствование учебного процесса, разработку учебных пособий и методических указаний, а не за научную деятельность;

6) специалисты с учеными степенями без капитала, не являющиеся членами партий, в государственном управлении не востребованы;

7) даже бесплатные научно-исследовательские работы, выполненные на праве личной инициативы, внедрить невозможно. О них можно прочитать в сети Интернет, но зафиксировать как новую модель, патент, изобретение или новый метод бесплатно невозможно. За это сам автор должен немало заплатить, как и за процедуру защиты, и за публикацию каждой статьи. Ограничение количества периодических изданий, рекомендованных ВАК, в которых соискатель должен опубликовать результаты своих научных исследований, привело к тому, что любая статья, отправленная в журнал другого региона, исчезает бесследно, а в своем регионе становится в длинную очередь, теряя со временем авторство. Эти затруднения возрастают и во времени, и в рублях, а ВАК, тем временем, увеличивает требование к количеству ВАКовских статей от 15 наименований на одну защиту. Стоимость только публикаций статей в сборниках ВАК без их написания примерно совпадает с покупкой готовой диссертации и содействием защите. Если бы все результаты соискателей публиковались централизованно, то представилась бы возможность увидеть многообразие предложений по устранению одних и тех же проблем в разных регионах России, в частности по управленческой структуре в ЖКХ;

8) требование ВАК опубликования научных результатов не в одном наименовании ВАКовского сборника, а в нескольких противоречиво, поскольку позволяет одну и ту же статью опубликовать в разных наименованиях сборников с предоплатой. Журнал «KANT», например, после публикаций нескольких статей одними и теми же авторами по схожей тематике компонует материалы в монографию, рекомендует авторам и содействует ее изданию. Такой подход научно оправдывает себя, поскольку осуществляет мониторинг научной мысли, пробы и ошибки экспериментов, изменение или уточнение направлений исследований автора, коллективов авторов. Издательство может визуализировать различные подходы к решению одних и тех же задач, выполняемые различными учеными в пределах одной или различных отраслей знаний;

9) отсутствует равновесие между оплатой труда специалистов с учеными званиями и учеными степенями.

Выводы и предложения

1. Необходимо определить поименно вузы, готовящие специалистов для Думы, Законодательного собрания, Парламента, как и иные требования, характеризующие интеллект руководителя. Каждый государственный управляющий должен иметь индивидуальный рейтинг, характеризующий его интеллект и семейное (моральное) положение, (не финансовое) состояние. Индивидуальный рейтинг очень просто составить: за успешное общее образование 10 баллов, плюс один диплом о высшем образовании 20 баллов, плюс диплом кандидата наук 30 баллов, плюс диплом доктора наук 40 баллов. Максимальное количество 100 балов - минимальная характеристика интеллекта. Семейное состояние: один-единственный брак - 50 баллов, если есть второй брак, то уже не 50, а только 25 баллов, если третий брак и более - лишь 10 баллов; стаж оценивается количеством баллов, равных количеству непрерывно отработанных полных календарных лет без учета территориальных льгот (типа северных). Индивидуальный рейтинг должен быть подтвержден законодательно-правовыми актами, стать одним из заглавных реквизитов при выдвижении на выборы и приеме на работу, имеется в виду вместо денег, которые требуются для пиара.

2. Провести корректировку процедуры выборов с оценкой интеллекта избирателя. Следует внести в процедуру выборов интеллектуальный коэффициент, разработка шкалы которого требуется. В настоящее время на выборах каждый россиянин имеет право «одного голоса». Все ученые кандидаты и доктора наук, как избиратели, представители народа, должны обладать правом такого количества голосов, каков их интеллектуальный рейтинг. При таком подходе к выборам легко оценить интеллектуальный уровень: 1) самого общества, для управления которым избираются специалисты; 2) избирателей; 3) избранных. Гарантия того, что, во-первых, список кандидатур формируется научным

методом; во-вторых, гарантируется достоверность подбора кандидатур для голосования, исключая жен, сыновей уже опытных депутатов, ранее избранных в органы. Их знания могут быть востребованы и в других эшелонах власти. Это станет препятствием для развития после выборных дебатов. В цене «интеллекта голоса» проявится роль интеллигенции, как общественного слоя людей, профессионально занимающегося творческим умственным трудом, развитием и распространением образования и культуры. Возможно, проведение выборов в такой форме привлечет внимание к ученым как образованной опоре законодательной и исполнительной власти России.

3. Расширить предметную область ученых, работающих в вузах.

1) Уклонение некоторых студентов от срочной службы в армии породило множество разнообразных замен, но ни один вариант не благоприятствует добровольной подготовке к защите своего Отечества. Один из путей - поступление в аспирантуру и защита диссертаций. Путь через аспирантуру представляет собой формальность. Темам научных исследований следует придать «военно-техническую» особенность. Руководителями диссертационных работ для таких соискателей могут быть любые кандидаты и доктора физико-математических и технических наук. Главное, чтобы тема вписывалась в научно-технический прогресс. Например, из теории катастроф следует, что при продолжительной работе некоторые трущиеся детали летающих аппаратов, комбайнов, грузовых и легковых автомобилей нагреваются до высоких температур или охлаждаются. Требуется разработка теории защиты таких деталей, изоляции, причем в одних случаях от жары, в других - от холода. Вентиляция и смазывание охлаждающими жидкостями - это слабая форма охлаждения при современных допустимых скоростях передвижения. Еще более важно, чтобы этими диссертационными работами какая-то служба России воспользовалась, причем своевременно, пока не появилась альтернатива за рубежом и пока ее не купили россияне за доллары или евро.

2) В условиях роста политической напряженности уклонение от службы в армии приравнивается к отказу защиты Отечества. К защите Отечества следует готовить еще со школьной скамьи и мальчиков, и девочек, здоровых и обладающих документами об инвалидности (они такие же защитники Отечества).

Всех учеников одиннадцатых классов общеобразовательных школ обоих полов, освобождать от занятий в школе любые два дня в неделю для прохождения обучения современной военной технике и военным технологиям в школе, а позже в вузе в размере 50% часов отведенных на теоретическую подготовку к защите Отечества (сверх количества часов, отведенных на образование). Это не строевое дело, а изучение безопасности жизнедеятельности в военных условиях. Остальные 50% часов, отведенных под изучение военного дела, издержать на практическое соприкосновение с современными военной техникой и военными технологиями в специальных отделениях при воинских частях или высших военных училищах с оформлением и защитой отчета по практике. Для сельских детей первый курс обучения проводить там же, где и городских, но с организацией питания и общежития, выделяя время не в днях, а, для удобства, в неделях (последнюю неделю каждого месяца весной и осенью). По окончании первого учебного года каждому слушателю, успешно сдавшему экзамен, выдается первая трудовая книжка с указанием количества отработанных часов на обучение защите Отечества. Без такой трудовой книжки к поступлениям в вузы не допускать. Приоритет обучению защиты Отечества должен быть наивысшим.

Уместно вспомнить игравшее очень важную роль в патриотическом воспитании российской молодежи добровольное общество содействия армии, авиации, флоту. Это общество поддерживалось ежегодными десятикопеечными взносами всех жителей от семилетнего возраста. Зато бесплатно обучали всех подростков вождению и обслуживанию автомобилей, иностранному языку и т.д.

3) Поступившие и не поступившие в вузы после окончания школы, имея отметки в трудовой книжке о количестве часов, использованных на обучение военному делу,

продолжают обучение при воинских частях или военных вузах в течение всего периода обучения в гражданских вузах (бюджетных и коммерческих). Поступившие, вместе с окончанием вуза студенты обоих полов, отработавшие 90% запланированных учебных часов, защитившие практику, получившие положительные оценки по всем дисциплинам рабочей программы, получают военный билет. Слушатели, не получившие военный билет, отправляются в армию для прохождения срочной службы с последующим получением выходного пособия на одежду и трехмесячный прожиточный минимум.

4) Общее образование детей ограничить девятью классами, продолжать обучение ремеслу. Еще два года в школе продолжать обучать только тех детей, которые покажут средний балл выше 4,5 и после окончания 9-го класса защитят тест на оценку не ниже «хорошо». Это будущие специалисты и ученые, бюджетные студенты. Всех выпускников девятого класса со средним баллом от 3,3 определить в специализированные техникумы для изучения ремесла, инструментов, метрологии и машин по отраслям.

Выпускников школ, не получивших знаний хотя бы на 3,2 балла, в школе и техникумах не обучать, но поставить на учет в центры занятости и устроить на работу по бытовому обслуживанию населения. Дать им возможность открыть трудовой стаж и счет в банке, на который при службе в армии перечислять стартовый капитал, необходимый для жизни после окончания службы. Из этой среды чаще всего выходят неквалифицированные предприниматели, воры, мошенники. Всем детям, не желающим подчиниться упомянутым условиям, разрешить обучение на коммерческой основе, но ни в коем случае не включать их в классы преуспевающих детей. Изначально следует различать детей-теоретиков и детей-практиков, ведомых и ведущих. Эти мероприятия стихийно упорядочат достаточное количество вузов, количество преподавателей, количество школ, количество учителей, дворников и уборщиц, разносчиков почты, нянь, санитарок и т. д.

5) Ключевым словом выборов государственных служащих считать область знаний, квалификацию, а не принадлежность к партии и денежный взнос. Увеличить диаметр «лузы» для вхождения ученых в контур государственного и муниципального управления, в ущерб представителям от бизнес-предприятий и бизнес-организаций, компаний, подменяющих общенародные цели расчетливыми меркантильными.

6) Одно-единственное в стране издательство концентрирует в электронном варианте все без исключения поступившие статьи, оформленные в результате научных исследований начинающими, молодыми и известными учеными без рецензий с места работы авторов. В порядке поступления все без исключения, грамотно оформленные статьи компоновать в подписные сборники по научным направлениям и публиковать для автора бесплатно, за счет государственного бюджета, ранжируя по научной важности в ВАКовские и иные издания. Мониторинг реестра поступивших материалов по дате и в алфавитном порядке ежедневно целесообразно публиковать в Интернете для доказательства того, что статья поступила к адресату. Это даст возможность ученым «застолбить» за собой тематику научных исследований, группируя вокруг себя единомышленников; проверить на грамотность изложение материала, исключить фальсификацию, плагиат, указав после УДК коэффициент индивидуальности результатов исследования.

7) Приучить чиновников всех уровней управления к пониманию того, что:

- сокращение количества объектов, на которые должны быть направлены внимание, усилия и знания, облегчает обучение и обеспечивает значительный рост результативности и качества труда;

- многообразные работы, возникающие в результате разделения труда, требуют больших знаний и направленности к единой организационной цели;

- взаимозависимые процессы, имеющие общую цель, должны выполняться по единому плану и управляться одним руководителем, который их координирует. Должен претворяться в жизнь принцип единства цели и руководства.

Такой подход к управлению, например, в ЖКХ положит начало процессу группировки организационных задач по определенным признакам, а это заложит фундамент новой организационной структуры.

8) Создать в сети информационный банк творческих паспортов ученых России с указанием направлений научной деятельности. Такие сведения понадобятся при поиске оппонентов для защиты диссертаций, при подборе исполнителей по крупной научной проблеме, при составлении экспертной группы релевантно конкретным задачам.

9) Узаконить право авторов переданных в фонд патентов, изобретений и результатов научно-исследовательских работ на получение гонорара за работу независимо от внедрения. 10% отчислений от каждой продажи каждой научной работы ВИНИТИ отдавать авторам работ или зачислять в стоимость очередных работ, сдаваемых тем же автором в этот же фонд.

10) Изменить структуру оплат публикаций научных исследований в пользу авторов, устранить очереди и ограничения.

11) Признать работу ученых полезной для Отечества, «позволить» желающим читать и изучать результаты научных исследований, публиковать в информационной сети «горячие» проблемы и задачи, требующие неотложного решения.

12) Помнить, что со вступлением России в ВТО в образовательную систему, в соответствии с четвертым разделом, имеют право внедряться иностранные учителя, преподаватели, не привыкшие к низкой оплате своего труда. Антагонизм в образовательной системе может начаться с появлением в среде учителей и профессорско-преподавательского состава иностранных специалистов. На фоне сокращения количества отечественных госбюджетных и коммерческих образовательных учреждений могут появиться в России вузы иностранного учредительства, совместного или смешанного. Не только студенты, но и прошедшие тестирование преподаватели (скорее без ученой степени) могут переметнуться в иностранные вузы. За этим последует ранжирование дипломов, получат толчок к развитию конфликты не только в среде интеллигенции, но и во всех отраслях народного хозяйства. В то же время появится возможность глубже изучать иностранные языки, международную историю.

13) Если принять за основу принцип сопоставления ВРП по уровню покупательной способности рубля, то практическая значимость данного принципа для анализа российской экономики определяется тем, что разности произведенного и используемого во многих субъектах очень велики. Внедрение разработок иностранцев не повлияет на рост ВРП. Для роста требуются отечественные инновации, следовательно, требуется координация деятельности ученых. Если бы Центры по защитам докторских диссертаций взяли на себя обязательство утверждать темы научных работ до начала работы над ними, например, на конкурсной основе, с указанием срока предоставления работы к защите именно в этом Центре, то:

во-первых, решались бы без затрат государственные проблемы;

во-вторых, диссертации были бы востребованы, поскольку ранее запланированы;

в-третьих, предоставлялась бы возможность публикаций результатов в ВАКовском сборнике вуза, при котором работает Центр по защитам;

в-четвертых, Центры могли бы планировать свою работу, а диссертантам не пришлось бы маячить в поисках места защиты.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Издательство «Азъ», 1992.

2. Быков А.К., Руденко Ю.С. Компетентностный подход в научно-исследовательской работе магистрантов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. С. 4-11.

How Russian scientists proved Motherland its usefulness

Alexandra Vladimirovna Voronina, Ph.D., Associate Professor, Department of economics, management, humanities and natural science disciplines, PEI Moscow University named after SY Witte, Rostov-on-Don department

Milana Viktorovna Shevchenko, Ph.D., Associate Professor of economics, management, humanitarian and natural science disciplines, PEIMoscow Witte University, Rostov-on-Don department

The article examines the questions the usefulness of our scientists to society. The specific character of an academic titles and degrees. Suggestions are made for extensions of the domain of scientists working in universities and ranking Russian scientists depending on the degree and academic rank.

Keywords: science, degree, academic rank, education, educational process, publication of articles in scientific journals.

УДК 101.1 + 378 + 316.614.034

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ИНТЕРЕСОВ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ЮЖНОУКРАИНСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ХАБАД-ОДЕССА»

Евгений Руславович Боринштейн, докторр филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии государственного учреждения «Южноукраинский педагогический национальный университет имени К. Д. Ушинского», руководитель учебно-образовательной программы E-mail:e-borin@mail.ru Южноукраинский Еврейский университет «Хабад-Одесса», г. Одесса http://www.univer-habad.od.ua

В статье рассматриваются особенности учебно-образовательной программы «Южноукраинский Еврейский университет Хабад-Одесса». Анализируются ценности программы и ее образовательная направленность, при этом образование изучается как многоплановый социокультурный процесс.

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированное образование, социализация, ценности образования, ценностные ориентации.

Глобализация сопровождает не только современное общество, но и систему образования, трансформирующуюся сегодня до неузнаваемости. Современное образование, как мне кажется, становится, прежде всего, способом создания своего «Я», личности и характеризуется творческой направленностью всей дальнейшей жизнедеятельности.

Понятие образования достаточно многогранно. Его можно рассматривать и как социальный институт, и как процесс, и как результат усвоения социальных навыков, и как систему знаний. В нашем случае исследование образования как глобального объекта интересов предоставляет возможность проанализировать специфику качественного применения образования для выявления позитивной девиантности личности, максимального раскрытия личностного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование происходит практически в течение всей жизни человека. Оно требует целенаправленных усилий как со Е Р Во инштейн стороны самой личности, так и со стороны ее социокультурного окружения. Благодаря такому титаническому «вкладу» образование непосредственно влияет на жизнь человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.