Научная статья на тему 'Как развивать моногорода'

Как развивать моногорода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасюк В. М.

Что ждет моногорода: закрытие «ненужных» предприятий и «безболезненная» реализация государственной программы по переселению людей в регионы, где осуществляется дефицит рабочей силы? Или социальные потрясения с непредсказуемыми последствиями? В чем суть программы переселения людей? Во что обойдется нашей казне и каковы условия переезда переселенцев? Что будет с ВАЗом?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как развивать моногорода»

КАК РАЗВИВАТЬ МВВВГВРВДА

В. М. ТАРАСШК, доктор экономических наук,

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления

Что ждет моногорода: закрытие «ненужных» предприятий и «безболезненная»реализация государственной программы по переселению людей в регионы, где осуществляется дефицит рабочей силы? Или социальные потрясения с непредсказуемыми последствиями? В чем суть программы переселения людей? Во что обойдется нашей казне и каковы условия переезда переселенцев? Что будет с ВАЗом?

Руководители самых развитых стран в период последнего кризиса поняли, что им из него не выйти, если не будет мирового планирования. Российские фирмы, которые планировали свое производство на перспективу, сумели удержаться от банкротства и минимизировать влияние кризиса. И местные власти должны разрабатывать стратегические планы развития своих территорий. Но если смотреть шире на территории муниципальных образований, то планирование и управление ресурсами — прежде всего инструмент современного государственного и муниципального управления. Все сказанное непосредственно касается и моногородов.

Конечно, очень не хотелось бы, чтобы в результате кризиса, особенно в городах с монопрофильным производством, начались социальные потрясения. Эти города, как правило, ориентированы на производство одного вида продукции или на одну отрасль промышленности. И Президент РФ Д. А. Медведев справедливо и своевременно обратился к этой теме в ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации. Действительно, ситуация в моногородах заметно обострилась, и необходимо принимать срочные меры, чтобы помочь их населению и предприятиям пережить сложные времена. Правительству поручено в течение полугода утвердить программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложном положении.

Свертывание производства в моногородах ведет к массовым увольнениям рабочих и инженерно-технического персонала. Накал социальной напря-

женности может подняться до критической отметки. Решить возникшие там проблемы, конечно, не просто, учитывая огромные просторы нашего государства, различие экономических, социальных и природно-климатических условий, национальных, исторических и культурных традиций.

Когда появились экономические трудности, руководство крупных промышленных предприятий и компаний, к сожалению, постаралось решить их прежде всего за счет сброса персонала, увольнения рабочих, инженерно-технических работников, сокращения рабочей недели и снижения заработной платы. Естественно, это вызвало недовольство, усилило социальную напряженность. Очевидно, необходимо объединение усилий государственных, политических и общественных организаций, профсоюзов для стабилизации рабочих мест и заработной платы, что позволит избежать негативных социальных последствий. Как выйти из этого положения?

Раньше за состояние социальной сферы в моногородах отвечали прежде всего градообразующие предприятия, которые брали на себя расходы на обеспечение медицинского обслуживания населения, работы дошкольных и школьных образовательных учреждений, снабжение продуктами и товарами первой необходимости, организацию отдыха и досуга, благоустройство территорий и т. п. Сейчас эти предприятия сами еле выживают. Выполнять прежние социальные функции они оказались не в состоянии. Поэтому их обязанности и формально, и фактически должно взять на себя государство.

И примеры такого перераспределения ответственности между государством, с одной стороны, и руководством корпораций в моногородах — с другой, уже есть. Это город Тольятти с огромным автогигантом (ВАЗ). Президиум Правительства России принял решение о выделении 1 млрд руб. на содержание объектов социальной инфраструктуры этого предприятия. По заявлению Председателя

Правительства В. В. Путина, это должно привести к снижению финансовой нагрузки на предприятие и позволит ему выйти из кризиса.

Названные средства предусмотрены в федеральном бюджете на 2010 г. С января социальные учреждения, находящиеся на балансе автозавода, переданы в государственную собственность, а их персонал переведен на муниципальную службу. То есть должна возрасти роль местных властей в управлении этими учреждениями. Именно к этому неоднократно призывала партия ЛДПР в Государственной Думе.

ОАО «АВТОВАЗ» — крупнейшее предприятие города, одно из крупнейших в отечественной автомобильной промышленности — переживает нелегкие дни. Производство автомобилей сокращается. В текущем году «Жигулей» выпустят в 2,5 раза меньше, чем в прошлом. Цены на них падают, а задолженность предприятия уже превысила 62 млрд руб. К концу года, по оценке экспертов, она может составить 75 млрд руб. Предложения о реструктуризации долга кредиторы встречают скептически. Считают, что, несмотря на щедрую финансовую подпитку, предприятие не может выпускать конкурентоспособные автомобили, поэтому не исключено, что в скором времени оно может быть объявлено банкротом.

Предполагается, что с учетом прежних и новых сокращений работу могут потерять 45—50 тыс. чел., то есть почти каждый второй. Это огромная цифра, если учесть, что за ней стоят судьбы десятков тысяч людей.

Уже сейчас на одно постоянное место работы в городе претендуют примерно восемь человек. В городском центре занятости безработные вынуждены занимать очередь в час ночи в надеже, чтобы к восьми утра им удастся получить заветное направление на работу. Но, как правило, это временные заработки на общественных работах по уборке территорий, перевозке грузов, ремонту городского коммунального имущества. Оплата составляет обычно 5 тыс. руб. в месяц, редко — 10 тыс. Так что люди вынуждены перебиваться с хлеба на воду. Это, безусловно, создает социальную напряженность, ведет к росту преступности.

Что делать в создавшейся обстановке? Руководители ОАО «АВТОВАЗ» рассматривают пять вариантов спасения предприятия, вывода его из кризиса.

1. Запустить новый конвейер. Линию, где сейчас выпускают «Жигули», спрос на которые упал, собираются закрыть и реконструировать. Уже с 2012 г. на ОАО «АВТОВАЗ» планируется начать производство автомобилей трех концернов: «Рено», «Нисан» и «Лада». К 2015 г. предполагают выйти на мощность 280—300 тыс. автомобилей новых марок

в год. Финансирование проекта разделят между собой альянс «Рено» — «Нисан» (75 %) и ОАО «АВТОВАЗ» (25 %).

2. Повысить качество выпускаемой продукции. На заводе всерьез намерены заняться повышением качества производимых автомобилей. Это касается совершенствования технологии производства, использования нового оборудования, повышения качества комплектующих, решения других возникающих проблем. При этом чрезвычайно важно усиление мотивации персонала на повышение качества. Предполагается использование материальных и моральных стимулов. Уверенность в завтрашнем дне — отнюдь не последний из них.

3. Рушить старое и созидать новое. ВАЗовцам, которые потеряли работу и остались не у дел, хотят предложить занятия на родном заводе. Они будут разбирать остановленный цех по выпуску двигателей для морально устаревшей «Оки», прибирать территорию других цехов, вывозить строительный мусор. Эта мера, кажется, устраивает всех. Сейчас ведутся переговоры, чтобы эти «разборы завалов» учитывались как двойные общественные работы и оплачивались, соответственно, в двойном размере.

4. Экономить ли на «социалке»? Затраты на социальные нужды, которые всегда были на бюджете Тольяттинского автозавода, сейчас берет на себя государство. На это выделен, как отмечалось 1 млрд руб. А на содержание 17 социальных объектов, в том числе детских садов и заводской медсанчасти, придется тратить как минимум 1,8 млрд руб. в год. Сейчас эти затраты фактически входят в стоимость каждой выпускаемой автомашины.

5. Построить новый технопарк. Еще одна идея — построить рядом с Тольятти новый технопарк по производству игрушек и присвоить ему статус свободной экономической зоны. Это позволит создать новые рабочие места. Для технопарка уже выделена земля, спроектированы коммуникации.

Проект представляется весьмаперспективным, но его реализация может поставить крест на развитии автомобильной промышленности в России. ОАО «АВТОВАЗ» просто станет автосборочным предприятием, выпускающим автомобили устаревших марок.

А у нас должна быть уверенность в завтрашнем дне отечественной индустрии. А значит, надо наладить строгий контроль за поставкой нового иностранного оборудования, внедрением новейших технологических систем, обучением российских специалистов на Западе. Руководству завода следует учитывать эти социальные программы, чтобы улучшить качество выпускаемой продукции.

Кроме идеи о технопарке по производству игрушек нужно продумать идею строительства

предприятия по выпуску комплектующих деталей для автомобилей, так как в городе есть немало специалистов, и сюда могли бы пойти инвестиции иностранных компаний, производящих комплектующие к автомобилям.

Конечно, все эти варианты вывода ОАО «АВТОВАЗ» из кризиса следует рассматривать и применять в комплексе. Выделение правительством 1 млрд руб. на финансирование социальной инфраструктуры Тольятти должно облегчить положение на автогиганте. Однако будет ли этих средств достаточно, чтобы кардинально переломить ситуацию? Вопрос пока остается открытым.

Ясно одно, что без реструктуризации задолженности ОАО «АВТОВАЗ», без привлечения новых инвестиций (и государственных, и частных) не обойтись. И, конечно, очень важно, чтобы городские власти и руководство предприятия нашли взаимопонимание и определили направления взаимодействия с рабочими и инженерно-техническим составом. Без общей заинтересованности трудно рассчитывать на положительное решение проблем, стоящих перед тольяттинским автогигантом и городом.

Ситуация в других моногородах

Напряженная социально-экономическая обстановка складывается не только в Тольятти, но и в таких городах с многопрофильным производством, как Магнитогорск, Байкальск, Кандалакша, Косто-мукша, Норильск, Альметьевск и многие другие.

Наша экономическая специфика такова, что рабочие места очень трудно замещать. И началось это еще с советских времен, хотя в то время наша промышленность была на подъеме и безработица носила условный или скрытый характер. Но теперь у нас осталось порядка четырехсот моногородов, судьба производства в которых (а следовательно, и их населения) находится в подвешенном состоянии. Сегодня во многих из них производство встало или в значительной степени сократилось, что означает потерю рабочих мест для основной части жителей этих районов.

Конечно, перемещение из моногородов условно избыточного населения, предусмотренное государственной программой, возможно. Но сколько бюджетных средств (и федеральных, и региональных) это потребует, насколько растянется этот процесс? Сейчас речь идет об обеспечении жильем, работой, социальными и коммунальными услугами десятков тысяч людей. Тем более что переселенцам из моногородов, как правило, предлагают менее квалифицированную работу, чем та, что у них была ранее, а следовательно, и меньшую заработную плату.

Надо учитывать, что в большинстве случаев людям приходится переезжать из региона, где недвижимость стоит дешевле, туда, где она стоит гораздо дороже. Кто будет компенсировать переселенцам их расходы на жилье, переезд? Никакая федеральная программа это не покроет. А ведь задуматься о судьбе моногородов надо было еще двадцать лет назад.

Приведу пример по моногородам в Западной Сибири, где довелось многие годы работать. Мне пришлось, начиная с 1991г., изменять социальную структуру, экономическую базу нефтяных предприятий. Работал заместителем генерального директора по кадрам и социальным вопросам в нефтегазодобывающем управлении «Ватьеган-нефть», где на содержании были большой поселок и вся социальная инфраструктура. В 1992 г. цена за 1 баррель нефти была 18 долл. США, а себестоимость составляла 23 долл. за баррель. Руководство предприятия прекрасно понимало, что нужно сокращать затраты. А это происходит только тогда, когда вводятся новые технологии (происходит сокращение штата рабочих) и выводятся социальные объекты, то есть школы, детские сады, спортивные комплексы и т. д.

Что было сделано? Месяц в Канаде, в Калгари изучали опыт нефтяников. Как на производстве, так и в социальной структуре там был составлен план выхода из нестандартной ситуации. В результате мы не уволили ни одного работника, но до 35 % персонала отпустили на четыре месяца в отпуск, поэтапно, по принципу ухода в летние отпуска. За это время создали новые производственные мощности, где многие в этот период обучались новым профессиям.

Через год сократили покупку нефтяных насосов на 75 %, бурильных и нефтяных труб — на 45 %. Тут же передали все социальные объекты председателю поселка с оговоркой, что шефскую помощь и последующие ремонтные работы мы будем оказывать постоянно. И в 1993 г. у нас себестоимость снизиласьдо 12долл. за баррель.

После этого в объединении «КогалымНефте-Газ» было проделано то же самое в четырех нефтегазодобывающих управлениях. Когда была создана компания ЛУКОЙЛ, то в Западной Сибири образовали дочернюю фирму «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь», куда входили моногорода: Лангепас, Урай, Когалым и Покачи. Все они были в запущенном состоянии, кроме Когалыма, который процветал, и потому его называли столицей ЛУКОЙЛа. Через четыре года ситуация изменилась, города расцвели. Кто видел их раньше, сейчас не узнает. Другие же города люди покидали, стоимость квартир была на уровне 2—3 тыс. долл.

Демографическая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке сложилась весьма критическая и для федеральных, и для региональных властей. В богатейших природными ресурсами краях почти не осталось свободной рабочей силы, особенно квалифицированной. Отсутствует инфраструктура, налицо транспортная и энергетическая проблемы, острая нехватка благоустроенного жилья. Как же осуществить предсказание М. В. Ломоносова о том, что «Россия будет прирастать Сибирью?» Как освоить ее природные богатства, если желающих туда ехать нет, а свои трудовые резервы исчерпаны?

Сейчас любое строительство новых предприятий по переработке сырья становится серьезной проблемой. Начатая стройка может быть не завершена в срок, а выделенные деньги зачастую, что греха таить, просто разворовываются. Поэтому мы вынуждены поставлять на экспорт, в частности в Китай, не готовую продукцию, а сырье: нефть, газ, руду металлов, лес-кругляк и другое.

Это для нас крайне невыгодно. Ведь цены на сырье в разы ниже, чем на готовую продукцию. Но переломить ситуацию не получается. Скажем, в соседнем северном Китае все наоборот. Там безработных насчитывается 19 миллионов против пяти миллионов всего населения востока России. Поэтому все шире становится экспансия в нашу страну китайской рабочей силы, малоквалифицированной, но готовой на любые условия труда. Явление это очень опасное.

В последние годы все больше и больше становится очевидным, что сырьевая ориентация нашей экономики себя полностью исчерпала. Необходима реструктуризация производства в сторону развития перерабатывающей промышленности. Нужно строить перерабатывающие предприятия и направлять на экспорт готовую продукцию. Не нефть, газ и руду, а бензин, керосин, горюче-смазочные материалы, железо, сталь и прокат, машины, станки и другое промышленное оборудование. Не сырую древесину, а пиломатериалы, которые стоят значительно выше.

Казалось бы, это ясно всем, но реструктуризация идет очень медленно. Одна из причин — не хватает рабочей силы, особенно квалифицированной, для создания новых перерабатывающих предприятий. Естественный прирост населения крайне низкий, а из центральной части России в Сибирь и на Дальний Восток люди едут очень неохотно.

Чтобы как-то решить эту проблему, российское правительство разработало государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в страну наших соотечественников, проживающих за рубежом. Она была принята Указом Президента РФ еще в 2006 г.

К настоящему времени практически закончено формирование нормативно-правовой базы для ее практической реализации. В эту программу активно включаются многие российские регионы и власти местного самоуправления. По мнению специалистов, по государственной программе возможно переселение в 19 субъектов Российской Федерации, в том числе в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

Тысячи наших соотечественников за рубежом уже смогли воспользоваться предоставленными льготами. Это — оплата проезда и провоза багажа, освобождение от таможенных пошлин, компенсация оформления документов, предоставление права на учебу, пользование медицинскими учреждениями социального обслуживания, предусмотренных для граждан России, и многое другое.

Однако проблема еще далека от окончательного ее решения. Пока за рубежом остаются около 25 млн наших этнических собратьев. Потенциальных переселенцев останавливает от переезда в Россию нерешенность многих социальных, финансовых и материальных проблем, отсутствие благоустроенного жилья и неясность с рабочими местами. Особенно это касается Дальнего Востока и Сибири. В центральные и южные районы России переселенцы едут гораздо более охотно, чем в республики, края и области, расположенные к востоку от Уральских гор.

Государство, а именно Министерство экономики и торговли РФ должно осуществить долгосрочную программу по Дальнему Востоку и Сибири совместно с крупными корпорациями и субъектами Российской Федерации по развитию инфраструктуры, переселению наших соотечественников с дальнего зарубежья, и тогда Россия будет прирастать Сибирью.

В ежегодном послании Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию было сказано, что стратегическое развитие страны зависит от внедрения новых технологий, инноваций в промышленное производство, сельское хозяйство, стратегические отрасли нашей экономики.

Правительство России планирует инновационное развитие всего экономического потенциала страны, но он сосредоточен прежде всего на территориях муниципальных образований. И местные власти должны самостоятельно разрабатывать стратегические планы социально-экономического развития своих территорий. Задача субъектов Российской Федерации — создать все необходимые условия для реализации этих долгосрочных проектов.

Судьба моногородов перестала быть просто темой, которая волнует федеральную власть. Сегодня действительно разрабатывается концепция

деятельности Правительства РФ по снижению социальной напряженности и повышению устойчивости развития территорий с одноотраслевой экономикой.

Реструктуризация промышленного потенциала моногородов является одним из приоритетов основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. На эти цели из федерального бюджета в текущем году будет выделено 10 млрд руб. в виде субсидий и еще столько же — в виде трехлетних кредитов регионам. При этом акцент будет сделан на модернизации градообразующих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через развитие малого и среднего бизнеса.

В соответствии с критериями, разработанными Министерством регионального развития РФ, к монопрофильным отнесены населенные пункты, в которых имеется одно или несколько предприятий, работающих в рамках единого производственно-технологического процесса. На долю таковых приходится более 25 % занятых от экономически активного населения, более 50 % объема промышленного производства, не менее 20 % от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования. На основании этих критериев Минрегионом России сформирован перечень моногородов России, в который вошли 335 населенных пунктов, из которых 235 моногородов с численностью населения свыше 10тыс. чел., в том числе 12 закрытых территориальных образований. Также составлен перечень из 20 моногородов, кото-

рые станут первопроходцами в подготовке планов комплексного развития.

Минрегион России провел работу по подготовке перечня проектов в моногородах, которые могут быть профинансированы из средств Инвестиционного фонда в 2010 г. В настоящий момент от 52 субъектов Федерации поступила информация о 270 проектах. При этом Минрегион России выступил с предложением установить минимальный уровень софинансирования для вновь поступающих инвес -тиционных проектов развития монопрофильных городов в 10%. Министр уверен, что наиболее подходящим механизмом поддержки и реабилитации монопрофильных поселений является структурная перестройка экономики города путем модернизации отраслей и создания наукоемких производств. Причем государство должно обеспечить необходимый толчок развитию моногорода, однако основной объем государственной финансовой поддержки в среднесрочной и долгосрочной перспективе постепенно должен замещаться средствами инвесторов. Но как это сделать?

Считаю, что структуру таких документов, где будут учитываться интересы развития нашей страны в целом, регионов и муниципальных образований моногородов, должен определить все-таки Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». На основании этого закона Правительством РФ должна быть сформулирована программа поддержки оживления экономики по всей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.