КАК ПРОВЕСТИ УСПЕШНЫЙ УРОК В СРЕДЕ «1 УЧЕНИК : 1 КОМПЬЮТЕР»?
Н. В. КУДИМОВА, старший преподаватель кафедры информационных технологий НИРО, заместитель директора по информатизации МБОУ СОШ № 14 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахны kudimovanv@gmail.com
В статье рассматриваются основные задачи, которые необходимо рассмотреть при организации учебного процесса в модели обучения «1 ученик : 1 компьютер»; даются рекомендации, позволяющие учителю решить некоторые проблемы при реализации данной модели.
The author of the article describes the main objectives which are necessary for considering at the organization of the educational process in training the model «1 pupil : 1 computer». She also gives the recommendations allowing the teacher to solve some problems during the realization of this model.
Ключевые слова: электронная модель обучения, планирование урока, современные средства обучения
Key words: electronic model of training, lesson planning, modern means of teaching
Наступивший XXI век — это век информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного и мобильного мира. Следовательно, на сегодняшнем этапе развития общества необходимо, чтобы школа стала мобильной, легко изменяемой и трансформируемой под нужды и потребности субъектов образовательного процесса.
«Развитие мобильной школы в мобильном мире» [1] нельзя представить без использования мобильных технологий, мобильного обучения. С появлением в мировой практике образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер» широкое распространение получило понятие среды
электронного обучения. Среда электронного обучения — это образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений XXI века, таких как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание — все то, что так необходимо современному человеку. Качества и умения XXI века способствуют формированию у учащихся самостоятельности и развитию у них гражданских, профессиональных и лидерских качеств [3].
Создание среды электронного обучения позволяет ключевым образом изменить образовательную парадигму, сформировать условия для реализации принципов личностно ориентированного обучения
и дает возможность «учиться всегда и везде». Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и педагог может использовать персональный мобильный компьютер, наполняется инновационными моделями применения информационно-коммуникационных технологий.
В 2001 году в России появился первый опыт создания мобильной среды обучения. Так, в Иркутской области при проведении выездных областных мероприятий были использованы мобильные компьютерные классы. В настоящее время обучение в модели «1 ученик : 1 компьютер» используют в своей работе педагоги из многих уголков нашей страны, и с каждым годом количество регионов увеличивается.
В свете широкого распространения модели в современной школе одной из первоочередных становится задача планирования учебного процесса в новой модели.
Как правильно планировать уроки с использованием мобильных компьютеров (нетбуков)? Как определить, какие технологии следует использовать, какие виды деятельности включать в урок и как оценить работу учащихся? Как создать и поддерживать высокий уровень мотивации учащихся на уроке? Эти и многие другие вопросы задает себе учитель, идущий на урок с использованием мобильного класса.
Перед тем как начать планировать урок в электронной среде обучения, важно понять то, из чего он складывается, какие основные составляющие должны включать в себя любые активности на уроке в русле этой модели. Перечислим их:
3 основополагающий и проблемный вопросы, мотивирующие формирование умений и навыков XXI века;
3 взаимодействие учащихся друг с другом и местным сообществом;
3 разнообразные формы оценивания;
3 продуманный выбор компьютерных технологий.
Каждый из этих пунктов достоин стать темой отдельной статьи, поэтому основ-
ной вопрос данного материала сформулируем следующим образом: «Как должен быть организован учебный процесс в модели "1 ученик : 1 компьютер"?».
Эта модель позволяет использовать широкий спектр современных информационных технологий в учебном процессе, который носит личностно ориентированный характер, содержит различные формы взаимодействия между учащимися и учителем, доступ к интернет-источникам. Все это приводит к кардинальному изменению характера учебного процесса, переосмысление которого в русле модели «1 ученик : 1 компьютер» предполагает, прежде всего, изменение практики его организации.
Организация учебного процесса начинается с его планирования. Хороший план урока создает условия для мотивации учащихся как в традиционном обучении, так и в модели «1 ученик : 1 компьютер». Основное внимание при работе над планом урока необходимо уделять действиям учащихся, четко формулировать свои ожидания, а также продумать, как мобильные компьютеры будут помогать ребятам учиться, а не отвлекать их от учебного процесса.
Теперь выделим ряд основных задач, на которые нужно обратить внимание при организации учебного процесса в модели «1 ученик : 1 компьютер».
Соблюдение правил и норм организации учебного процесса. Школьникам необходимо объяснить правила работы с компьютерами. Это поможет выстроить систему работы и донести до учащихся цель и смысл деятельности. На первых занятиях можно распределить школьников по группам и, выдав каждой из них по компьютеру, объяснить правила их использования. Также ребятам можно предложить самостоятельно составить правила поведения на уроке с использованием мобиль-
Основное внимание при работе над планом урока необходимо уделять действиям учащихся, четко формулировать свои ожидания, а также продумать, как мобильные компьютеры будут помогать ребятам учиться, а не отвлекать их от учебного процесса.
Основным компонентом эффективного управления на уроке должна стать разнообразная, мотивированная и содержательная работа учащихся. Необходимо внимательно подходить и к выбору ресурсов, которые будут предложены учащимся на уроке; все они должны быть направлены на решение образовательных задач.
ного класса. На уроках можно активно применять различные средства визуализации, такие как плакаты с правилами, инструкциями: как попасть на нужную вебстраницу? как распечатать документ? и т. д. Плакаты должны содержать ответы на наиболее актуальные для ребят вопросы. Еще одна проблема, с которой необходимо считаться, — это время работы с компьютером на уроке. Предлагая учащимся выполнить задание на компьютере, определите, сколько времени вы на это им отводите, и это позволит соблюдать необходимые санитарно-гигиенические нормы, мобилизует их работу, ребята будут меньше отвлекаться, так как они будут знать, что время на выполнение задания у них ограничено.
Эффективная организация учебного пространства. В классе, в котором используется образовательная модель «1 ученик : 1 компьютер», должны быть созданы для нее необходимые условия. Если учащимся предстоит работать самостоятельно, парты лучше поставить рядами. Если значительная часть работы будет осуществляться в группах, парты лучше сдвинуть. Особое внимание необходимо уделить и перемещению учителя во время урока. При этом рекомендуется использовать прием «прогулочного управления», когда, свободно перемещаясь по кабинету, учитель наблюдает за работой каждого учащегося, тем самым управляя учебным процессом. Ведь всем известно, что стоит подойти к школьнику, он начинает работать лучше. Поэтому старайтесь занять такое место в классе, откуда вам будет видно все, что в нем делается. Обращайте внимание на тех ребят, которые слишком долго смотрят на экран или печатают что-то на клавиатуре, когда такого задания им не давалось.
Наличие мобильных компьютеров позволяет организовать учебный процесс и вне стен класса с использованием информационно-образовательных технологий. При организации учебного пространства за пределами школы необходимо обратить внимание на следующие моменты: на полную зарядку аккумуляторов нетбуков, на их транспортировку до места проведения урока, на организацию рабочих мест для учащихся с возможностью работы с компьютерами, на продуманный подбор заданий, на оправданное использование технологий, на изменения видов деятельности при возникновении технических проблем, на распределение обязанностей среди учащихся класса при проведении урока. Также имеет смысл в конце каждого урока проводить рефлексию, обсуждая с учащимися то, чего они достигли на занятии.
Подбор определенных видов и типов заданий. Задания, которые вы даете учащимся, должны быть непосредственно соотнесены со стратегиями организации учебного процесса и с учетом возрастных особенностей. Предлагая то или иное учебное задание, вы должны понимать, какова его цель, что вы ожидаете от учащихся и действительно ли при его выполнении оправдано использование информационных технологий. Основным компонентом эффективного управления на уроке должна стать разнообразная, мотивированная и содержательная работа учащихся. Необходимо внимательно подходить и к выбору ресурсов, которые будут предложены учащимся на уроке; все они должны быть направлены на решение образовательных задач. Любая активность во время занятий должна быть каким-то образом оценена, поэтому следует продумать критерии оценивания работы учащихся (индивидуальной, групповой), активно использовать не только итоговое, но и формирующее, оценивание, которое позволяет учителю определить индивидуальные достижения каждого учащегося: оно нацелено на выявление пробелов в освоении учащимися
элементов содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Организация учебного сотрудничества. Различные виды учебного взаимодействия связаны с разными стратегиями управления учебным процессом. Организация совместной работы учащихся — это принципиально иная задача по сравнению с проведением лекции или традиционной работой в классе. Работая один на один с компьютером, учащиеся должны чувствовать себя участниками единого учебного процесса, принимать участие в решении общей учебной проблемы, вносить посильный вклад в работу группы, класса. И здесь на помощь учителю могут прийти как программы управления классом, которые позволяют организовать взаимодействие учащихся в локальной сети класса, так и различные сетевые ресурсы, создающие продукты совместной сетевой деятельности. На этом этапе важно научить ребят работать в команде, планировать совместную учебную деятельность, распределять обязанности в группе.
Соблюдение дисциплины. Ключевым компонентом организации учебного процесса является создание рабочей обстановки в классе. Необходимо не бороться с нарушениями дисциплины, когда они уже происходят, а создавать условия, при которых они не возникают. Тут на помощь учителю приходят чередование различных учебных активностей, поддержание интереса учащихся, создание группы ребят технических экспертов, которые могут
прийти на помощь и учителю, и ученикам при возникновении проблем с использованием ресурсов, при работе с компьютером и сетью.
Подводя итоги статьи, хочется отметить, что в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит сис-темно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. И здесь модель «1 ученик : 1 компьютер» является весьма перспективной.
Авторы монографии [1], обсуждая состояние и перспективы информатизации отечественной школы в наступившем десятилетии, подчеркивают, что представление об информатизации как о внедрении ИКТ в учебный процесс сменяется представлением о том, что она направлена на решение задачи индивидуализации учебного процесса, и уверены, что информатизация школы сливается в единый процесс с ее трансформацией.
Недалек тот день, когда в портфелях учеников будут не учебники по различным предметам, а нетбук, который станет неотъемлемой частью единой информационно-образовательной среды школы.
Ключевым компонентом организации учебного процесса является создание рабочей обстановки в классе. Необходимо не бороться с нарушениями дисциплины, когда они уже происходят, а создавать условия, при которых они не возникают.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. — М. : НексПринт, 2010. — 84 с.
2. Материалы международного тренинга «Образовательная среда "1 ученик : 1 компьютер"» // Электронное учебное пособие Intel Education. — М., 2010.
3. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» // URL: http: // cache-www.intel.com/ cd/00/00/42/16/421618_421618.pdf.
4. Ярмахов, Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе / Б. Б. Ярмахов. — М., 2012.