Научная статья на тему 'Как предпринимателю начать выращивать товарную рыбу?'

Как предпринимателю начать выращивать товарную рыбу? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как предпринимателю начать выращивать товарную рыбу?»

AQUACULTURE IN THE EXHIBITION PRODEXPO-2016

ресурс из-под контроля. Основная задача рыбной добычи сегодня в поставках доступной рыбы на наш внутренний рынок, в регионы».

Сегодня мы слышим из ведомств, отвечающих за развитие отрасли, о сотнях миллионов рублей бюджетных денег, ежегодно направляемых на субсидирование части процентных ставок по кредитам для предприятий аквакультуры. Стоит посмотреть, а как это работает и какова эффективность такой формы поддержки? Как говорят сами предприниматели, в среднем господдержка по кредитам составляет 5-7 % от общего количества затраченных на производство средств. Является ли эта цифра стимулом для занятия аквакультурой? Как выясняется, это далеко не основной фактор, привлекающий инвесторов.

Основным же фактором для принятия положительного решения является наличие доступной водной акватории, которая станет рыбоводным участком. Чтобы заняться земледелием, нужно иметь участок земли, а для аквакультуры — участок воды. Добраться же до сотен озер нашей огромной России, которые расположены вдали от федеральных трасс и линий электропередач, большая проблема. Но кроме этой существует еще множество факторов, снижающих привлекательность этой сферы бизнеса. Так, по оценкам самих предпринимателей, в настоящее время основными факторами, препятствующим развитию аквакультуры, увеличению числа предприятий в этом виде бизнеса, кроме административных барьеров на пути к формированию границ рыбоводных участков, является слабая развитость дорог и системы электроснабжения в районах расположения водоемов. Поэтому следовало бы часть уже выделяемых государственных средств направить на запуск механизма государственно-частного партнерства

в качестве госинвестиций при строительстве объектов инфраструктуры для рыбоводных хозяйств.

Еще одним важным направлением является стимулирование строительства заводов по производству кормов и посадочного материала. Необходимо определить, как лучше использовать бюджетные средства, направляемые на аквакультуру. Каждый государственный рубль должен создать 5 или 10 руб. роста производства рыбной продукции. Это критерий эффективности использования бюджетных средств.

Отдельной задачей является развитие отраслевой науки и подготовка профессиональных кадров для отрасли. Где получить сегодня образование будущему рыбоводу, какие учебные и научные учреждения надо поддержать и развивать как профильные в этом направлении? Это также один из важных вопросов.

И еще один «нерадостный» момент в жизни большинства предпринимателей - это административно-контрольный пресс. К сожалению, вокруг еще только встающей на ноги отрасли уже крутится много различных проверяющих. Необходимо минимизировать контрольно-надзорное давление в товарном рыбоводстве. Упростить систему контроля, с одной стороны, и повысить ответственность предпринимателя за нарушение технологии выращивания рыбы, с другой.

Аквакультура в Российской Федерации только начинает свое движение на новом этапе развития нашей страны. Инициатива профессионалов будет услышана партией «Справедливая Россия» в любом регионе. Эффективные предложения, связанные с изменениями законодательства и выработкой планов государственной поддержки, будут поддержаны нашей фракцией в Государственной Думе.

Как предпринимателю начать выращивать товарную рыбу?

В.В. Балашов

Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна

Более двух лет назад принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148 «Об аквакультуре». За это время Правительством и Минсель-хозом РФ было издано более 20 подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию.

Роста производства рыбы не произошло. Причина - низкое качество нормативной правовой базы и неэффективное государственное управление. Для данного вида хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь в пользовании

НОВОСТИ РЫБОВОДСТВА

Новых ветеринарных документов по аква-культуре не разрабатывалось с советских годов, существовавшие давно устарели. Разработка новых завершается. Необходимость в создании современных правил для рыбных хозяйств стала очевидна после массовой гибели в Мурманской области семги и лосося летом осенью прошлого года. Болезнь одинаково губила и дикую рыбу, и ту, что содержалась в садках. В ходе проверок выяснилось, что одна из причин столь сильной вспышки стало именно отсутствие актуальных ветеринарных норм выращивания рыбы и недостаточный контроль надзорных органов за предприятиями.

В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между правительством Мурманской области и Федеральным агентством по рыболовству. На первоначальном этапе основными направлениями сотрудничества станут поддержка аквакультуры, информационный обмен, совершенствование законодательства в рыбной отрасли и выполнение поручений Президента России Владимира Путина, данных по итогам Президиума Госсовета.

Камчатка готова принять грузопоток Севморпути

Северный морской путь (СМП) должен стать конкурентным транспортным коридором глобального значения и дать импульс развитию портов, уверены в правительстве Камчатского края. Регион уже готов приступить к активной работе как крайняя точка Северного морского пути.

Власти Камчатки прикладывают максимум усилий, чтобы уже в ближайшем будущем регион стал достойным логистическим центром Северного морского пути, заявил заместитель председателя правительства края Юрий Зу-барь. «Помимо строительства нового морвок-зала предусмотрена модернизация портовой зоны в Петропавловске-Камчатском, в том числе строительство и реконструкция причалов. Никаких административных или правовых барьеров для реализации проекта СМП мы не видим, все необходимые документы приняты. Открытие морвокзала и реконструкция причальных сооружений в порту - событие отнюдь не локального значения. Восстановление регулярного сообщения между Командорскими островами, Сахалином и Камчаткой позволит связать крупнейшие центры добычи рыбы и морепродуктов в регионе. Уже сегодня Камчатский порт готов переработать порядка 3 млн т грузов. Помимо выгодного географического положения, Петропавловский порт имеет целый ряд существенных преимуществ: удобную незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию. Также есть возможность накопления, хранения, сортировки контейнерных партий при доставке судами без ледового класса до Петропавловска-Камчатского и дальнейшей погрузки на специализированный флот для транспортировки Северным морским путем». По мнению Юрия

АКВАКУЛЬТУРА В РАМКАХ ВЫСТАВКИ ПРОДЭКСПО-2016

НОВОСТИ РЫБОВОДСТВА

Зубаря, единственное препятствие для отправки товаров по СМП - недоверие логистических компаний-грузоперевозчиков. Текущий грузооборот (сегодня переваливается порядка 1 млн т ежегодно), конечно, не может заинтересовать крупных отправителей. А именно это могло бы стать толчком в развитии Петропавловска как порта-хаба, - считает зампред правительства края. Суда ледового класса будут довозить груз до Петропавловска, а дальше более «легким» флотом его можно отправлять в другие точки. Будет расти грузопоток, будет формироваться и заинтересованность логистических компаний в Камчатке, - отметил Юрий Зубарь. Зампред правительства обратил внимание, что в последние пять лет грузооборот Севморпути устойчиво растет и по итоговым данным 2015 г., скорее всего, превысит 2 млн т. А к 2020 г. грузооборот вполне может достигнуть 45 млн т. «Уже сейчас мы видим интерес со стороны корейских компаний. Все-таки Севморпуть на треть укорачивает доставку товаров в Европу по сравнению с отправкой по «южному коридору». В свою очередь, становление Петропавловского хаба позволит не только активизировать, облегчить прохождение судов по Северному морскому пути, но и даст импульс развитию целой группы портов, лежащих за Полярным кругом», - подчеркнул Юрий Зубарь.

В Астраханской губернии раков выращивают со вкусом омаров

Контрмеры, которые в России приняли в ответ на санкции Запада, позитивно повлияли на развитие продовольственного сектора страны. Для производителей рыбы Астраханской области эта ситуация стала стимулом к тому, чтобы занять новое пространство на рынке. Австралийские раки вкусом напоминают омаров, а их весь мир считает крутым деликатесом. Об этом сообщает vdvgazeta.ru.

Всего за год в соседнем регионе стартовало несколько уникальных проектов по развитию аквакультуры. С участием науки здесь сформировался целый кластер, успешно решающий задачи импортозамещения рыбы и рыбопродуктов. В регионе наладили и переработку с тем, чтобы добавочную стоимость продукта оставить у себя.

Приоритет был отдан выращиванию австралийских раков и гигантских креветок в Камызяк-ском районе.

К сведению, местный климат почти идеально подошел для организации аквапроизводства, поэтому мальки в открытом водоеме вырастают до товарной массы всего за 4 месяца. Здесь планируют довести объем производства за 3 года до 80 т.

На Каспийском технологическом форуме, который стартовал в Астрахани 7 апреля, отечественным и зарубежным инвесторам показали результаты первого успешного опыта и рассказали о новейших технологиях. Был

рыбоводный участок (РВУ). Учитывая то, что большинство поверхностных водных объектов находится в государственной или муниципальной собственности, доступ к ним в целях ведения бизнеса регламентирован отраслевыми законами и регулируется различными ведомствами. В целом нормативная база аквакультуры несогласованна. Это приводит к административному бессилию и субъективизму при формировании границ РВУ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1183 «Об утверждении Правил определения границ водных объектов и /или их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны РФ, признаваемых рыбоводными участками», определение границ РВУ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако региональные власти исходят из того, что только заявитель (предприниматель) должен предлагать границы новых участков. Если, допустим, в определении координат границ участка им допущены ошибки, то чиновники автоматически отказывают в формировании РВУ. Это противоречит смыслу вышеуказанного постановления Правительства РФ, в котором обязанность формирования участков возложена на госорганы субъектов РФ, вне зависимости от наличия или отсутствия заявок от них. С заявками также происходят аппаратные чудеса. В соответствии с установленным порядком региональный орган власти в течение месяца должен дать заявителю ответ о приеме заявки к рассмотрению или об отказе по несоответствию п. 9 постановления № 1183. Как правило, такого отказа не пишут, а оставляют заявку на рассмотрение комиссии. Отказывают потом на основании несоответствия п. 9 постановления № 1183, по «решению» комиссии, хотя по закону заявка на этом этапе не может быть отклонена. При том, что по закону власти субъекта должны только учитывать мнение членов комиссии при принятии собственных решений, в некоторых регионах складывается практика возведения «комиссионных» административных барьеров.

Перечень ограничений по формированию границ РВУ является исчерпывающим и указан в п. 9 постановления № 1183. Тем не менее, члены комиссий часто выдвигают дополнительные требования к заявке. Например, обоснованием для отказа может стать наличие на берегу водоема

предприятий иного профиля, частных домов или планируемых строек. Субъективное отношение члена комиссии к конкретному заявителю также иногда определяет решение об отказе. В результате региональные чиновники, не желая ссориться с федеральными или муниципальными коллегами, руководителями крупных предприятий, расположенных на берегу водоема, ссылаясь на протокол комиссии, отказывают заявителю. Участок не формируется, нет дополнительного производства товарной рыбы.

Еще один «сырой» документ -«Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком» -утвержден постановлением Правительства России от 15 мая 2014 г. № 450. Так, при проведении торгов необходимо указывать сведения об объеме и видовом составе объектов аквакультуры, подлежащих разведению и /или содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка. Для реализации указанного постановления издана «Методика определения объема и видового состава объектов аквакультуры, подлежащих разведению и /или содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка», которая утверждена приказом Минсельхоза России от 3 июня 2015 г. № 223. На каждый водоем определен перечень возможных для выращивания объектов аквакультуры, которые победитель аукциона в полном составе обязан выращивать на РВУ. Это совершенно оторвано от хозяйственной жизни, так как предприниматель работает с одним или двумя рентабельными объектами аквакультуры. Выращивать 4-5 и более объектов не имеет экономического смысла.

В нормативной правовой базе об аквакультуре практически отсутствует отраслевая наука. Например, рыбобиологическое обоснование (РБО) не является обязательным при формировании РВУ. Неразбериха между федеральными и региональными ветеринарными службами в части полномочий, коммерциализация обязательных государственных услуг привели к финансовым обременениям акваферм, с одной стороны, и бесконтрольности в части исполнения ими ветеринарного законодательства - с другой. Это явилось одной из причин экологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.