Научная статья на тему 'Как повысить качество образования, применяя критериальное оценивание?'

Как повысить качество образования, применяя критериальное оценивание? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / РУБРИКА / КРИТЕРИЙ / CRITERIA / ДЕСКРИПТОР / DESCRIPTOR / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / САМООЦЕНИВАНИЕ / ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТЫ / PROJECTS / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ / PROBLEM ZONES / CRITERIA EVALUATING / COLUMN / PUBLIC AGREEMENT / SELF-EVALUATING / AIM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступницкая Мария Анатольевна

Обучение на основе конечной цели. Выработка и принятие критериев для достижения цели. Управление системой критериев в управлении качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как повысить качество образования, применяя критериальное оценивание?»

КАК

ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО образования, применяя критериальное оценивание?

Мария Анатольевна Ступницкая,

доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических проблем Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, педагог-психолог Школы «Премьер», кандидат психологических наук

В отличие от нормативного, критериальное оценивание принимает в качестве нормы цель обучения. Эта цель предлагается ученику и учителю ещё до начала обучения. Поэтому, приступая к работе, и тот и другой понимают, к чему они должны прийти в её результате. Такую цель невозможно фальсифицировать, так как она подробно описана критериями, и степень её достижения учеником (качество его обученности) будет в дальнейшем оцениваться с помощью этих же критериев.

• критериальное оценивание • рубрика • критерий • дескриптор • общественный договор • самооценивание • цель обучения • проекты • проблемные зоны

Критериальное оценивание в практике обучения

Критерии представляется как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию — это определение степени приближения ученика к этому результату1. Подробно и чётко описывая эталонную цель обучения, критериальное оценивание не допускает волюнтаристского отношения как к самой цели, так и к оцениванию учебных достижений ученика.

1 Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. — Москва: «5 за знания», 2006; Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды // Школа здоровья. — 2003. — № 3.

Многие учителя знакомы с критериями оценивания по опыту участия учеников в различных конкурсах. На конкурсах проектов часто применяются такие критерии, как: оригинальность, убедительность, самостоятельность, актуальность, артистизм, глубина раскрытия темы проекта. Всем, кто хоть раз был членом жюри такого конкурса, хорошо знакомы проблемы, возникающие при оценивании работ участников. И связаны они не только с тем, что люди по-разному понимают содержание понятий, которые вкладываются в формулировку критериев, но и с тем, что довольно трудно выразить эти понятия количественно с помощью баллов.

Вот типичный случай. Ученица 9-го класса — участница одного из многочисленных конкурсов проектных работ старшеклассников — получила 7 из 10 баллов по критерию «оригинальность». Девочка попросила экспертов объяснить, почему

ей поставили только 7 баллов. Ответ был таким: мальчик, который выступал после неё, предложил более оригинальный подход к проблеме проекта. После завершения конкурса дети обсуждали вопрос: какая «оригинальность» может «стоить» 10 баллов или 1 балл? В каких единицах измеряется «оригинальность»? Согласитесь, в этих вопросах заключена серьёзная проблема — разработки и применения критериев оценивания ученических работ.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться с представленными ниже терминами.

Рубрика — это перечень критериев оценивания знаний и умений учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, в которой он участвует в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Критерии описываются с помощью дескрипторов.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются количеством баллов: чем выше достижение — тем больше балл по критерию2.

Характерная черта критериального оценивания — критерии обсуждаются с учащимися и принимаются в ситуации так называемого «общественного договора». Общественный договор — обязательное условие при критериальном оценивании, реализуется на нескольких уровнях:

• в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будет оцениваться работа учащихся в этом учебном году;

• в начале триместра (четверти, полугодия) учитель договаривается с учениками о том,

2 Мильграм Л.И. и др. Международный Бакалавриат и российская школа: Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М.: Министерство общего и профессионального образования РФ,

1997.

когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.

Наконец, любая работа также может оцениваться на основании ряда критериев, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.

Есть ещё одно важное обстоятельство. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых контрольных работ. Промежуточное (формативное) оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию об успехах и неудачах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные, результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнале не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает чёткие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить оценку за итоговую работу. Очевидно, что при критериальном оценивании работа над ошибками приобретает качественно иное значение.

Таким образом, контрольная работа по пройденной теме оценивается соответствующей рубрикой. Эту рубрику ученик получает перед началом изучения темы, что даёт ему возможность понять, как будет оцениваться итоговая работа. А если посмотреть на это шире, то рубрика показывает ученику, чему он научится в результате изучения темы и, соответственно, на что ему следует обратить особое внимание в процессе изучения этой темы. Такой подход к применению критериев

превращает ученика из объекта учительских воздействий, послушного исполнителя указаний в активную сторону учебного процесса, в субъекта своего обучения. Эта субъектная позиция ученика — один из самых ценных свойств де-ятельностных технологий обучения и соответствующей им системы оценивания .

Критериальное оценивание удобно и для учителя. Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения. Напомним, что оценка педагогической эффективности любой технологии обучения — это определение того, насколько достигнутые результаты отвечают поставленным дидактическим целям и методическим задачам. Видя по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель получает возможность оценить эффективность применяемой педагогической технологии и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей и над чем ещё предстоит работать.

Вот пример анализа результатов защиты проектов учащихся 9 класса, основанный на критериальном оценивании (табл. 1).

Из таблицы видно, что дальнейшая работа должна быть направлена на развитие умения анализировать деятельность, способности оригинальным образом подойти к решению проблемы, навыков работы в точном соответствии с имеющим-

4

ся планом .

Применяя критерии, учитель может увидеть, удалось ли ему научить ребёнка необходимым умениям и навыкам и насколько успешно он смог это сделать, над чем ещё предстоит поработать. А сам ребёнок может увидеть, насколько хорошо он освоил то, чему учился в ходе работы. Иными словами, главные требования к критериям оценивания: они должны показать учителю педагогическую эффективность применённого им

Таблица 1

Анализ результатов защиты проектов учащихся 9 класса

Критерии оценивания Учащиеся, показавшие отличные и хорошие результаты, %

1. Целеполагание 100%,

2. Поиск, отбор и адекватное использование информации 89%

3. Презентация работы (интерес аудитории, регламент) 84%

4. Творческий подход к работе 84%

5. Личная заинтересованность автора в работе над проектом 68%

6. Создание качественного проектного продукта 68%

7. Точное оформление письменной части 63%

8. Планирование достижения поставленной цели 52%

9. Выбор оптимального способа при достижении цели 52%

10. Анализ процесса работы и результатов собственной деятельности 10%

3 Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. — М.: МИОО, 2006.

4 Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

метода обучения и уровень собственного педагогического мастерства, и показать учащим ся успехи и недочёты их работы.

Важным средством развития мышления и творчества учащегося, осознание им некоторых индивидуальных особенностей учебной деятельности средствами рефлексии и самооценивания. Использование критериев позволяет привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть организовать самооценивание, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя.

Анализируя достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную индивидуальную стратегию учебной деятельности. Именно самооценивание учеников даёт учителю много полезной информации, например, об их затруднениях на разных этапах выполнения учебной работы. Это позволяет оказывать своевременную адресную помощь каждому ученику. Кроме того, учитель получает возможность осуществлять мониторинг процесса развития соответствующих знаний, умений и навыков ученика (предметных, общеучебных), то есть сравнивать достижения ученика с его же достижениями в различные периоды обучения. Для этого достаточно сравнить баллы, полученные данным учеником по одному и тому же критерию в разные периоды обучения.

Чётко сформулированные критерии оценивания — своего рода соглашение о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться результаты работы. Именно хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют учащихся добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку учебной деятельности, корректировать её, в значительной степени снижают стрессовый характер обучения. Отсутствие же таковых критериев свидетельствует о том, что ни учителю, ни ученику не ясна

цель работы, и может привести не только к некорректному оцениванию, но и к обесцениванию самой учебной работы, да и всей учебной деятельности в целом.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность.

2. Работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а непосредственно с эталоном (образом отлично выполненной работы), при этом эталон описан с помощью критериев и известен учащимся заранее.

3. Имеется чёткий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.

Образовательный эффект:

4. Ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету.

5. Ученик может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы.

6. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта.

7. Процесс оценивания становится открытым, прозрачным.

8. У ученика есть возможность высказывать свою точку зрения в ходе обсуждения критериев (общественный договор), что приводит к снижению школьной тревожности.

Главная цель, которую ставит перед собой учитель, разрабатывающий критерии оценивания, — показать ученикам, как

О самооценивании

на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам. Для этого процедура оценивания должна быть организована так, чтобы ученик:

• мог самостоятельно учиться и развиваться, исследовать окружающий мир и себя самого в этом мире, имея чёткое представление,

с какой целью он это делает;

• имел маркеры, показывающие ему цель работы и помогающие ему постепенно продвигаться к намеченной цели;

• получал обратную связь, помогающую ему корректировать действия, направленные на достижение цели.

Трудности внедрения критериального оценивания

Введение критериального оценивания связано с трудностями для педагогов, учащихся и родителей. И обусловлены они, в первую очередь, необходимостью добиться одинакового понимания всеми участниками учебного процесса формулировок критериев. Поэтому, чтобы прийти к общему пониманию смысла критериев, необходимо их обсуждение педагогами, учащимися и родителями. Эта процедура может происходить в том случае, когда:

• критерии разрабатываются и вводятся в практику работы школы;

• возникает необходимость ввести новые критерии или усовершенствовать уже имеющиеся;

• в технологии критериального оценивания начинают работать неопытные учителя;

• выясняется, что дети (родители) не понимают смысла некоторых терминов, содержащихся в формулировке критерия.

Чем дольше школа работает в системе критериального оценивания, тем реже возникают разногласия по поводу выставленной за работу оценки. Тем не менее, такие ситуации всё же бывают, особенно на первых порах. Для улаживания разногласий также предусмотрена специальная процедура — процесс экспертного обсуждения отметки, которая была выставлена критериально. Оно осуществляется в случаях, когда кто-то из субъектов образо-

вательного процесса (учащийся, родитель или педагог) не согласен с выставленной отметкой. В этом обсуждении принимают участие ученик (родители ученика), чья работа обсуждается, учитель, выставивший спорную оценку, методист, завуч (или иной представитель администрации школы, участвовавший в стандартизации данных критериев). Участники обсуждения должны опираться на имеющиеся критерии оценивания данной работы, предварительно убедившись, что все они одинаково понимают их смысл в соответствии с принятой в школе трактовкой.

В ходе данного обсуждения необходимо уладить имеющиеся разногласия. Например, может выясниться, что учащийся (учитель) не понимает некоторых терминов в формулировке критерия. В таком случае необходимо их разъяснить. Если же обнаруживается, что эти термины не понятны значительному количеству учащихся (или учителей), необходимо ввести новую формулировку критерия. Для конструктивного обсуждения разногласий в этом случае имеются основания в виде стандартизированных критериев оценивания. Важно лишь следить за тем, чтобы эмоции не помешали участникам прийти к общему мнению5.

Критериальное оценивание проектной деятельности

Предлагаемые критерии оценивания проектов учащихся 5—9 классов разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности в основном звене школы. Они позволяют оценивать уровень сформированно-сти проектных умений, навыков презентации и самопрезентаци, а также, отчасти, предметных знаний, умений и навыков в тех работах, проектный продукт которых связан с ЗУНами в конкретных предметных областях.

5 Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. — Ярославль «Академия развития», 2008.

Таблица 2

Критерии оценивания проектов учащихся 5-6-х классов

Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла)

Цель не сформулирована 0

Цель сформулирована, но не обоснована 1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах 2

Цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована 3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла)

План достижения цели отсутствует 0

Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели 1

Краткий план состоит из основных этапов проекта 2

Развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточный шагов по достижению цели 3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта 0

Тема проекта раскрыта фрагментарно 1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выводящие за рамки школьной программы 3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация. Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразный источников 3

Критерий 5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3

Критерий 6. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует 0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении 1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии сустановленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3

Критерий 7. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)

Презентация не проведена 0

Внешний вид или речь автора не соответствуют требованиям проведения презентации 1

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента 3

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории 3

Критерий 8. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

Таблица 3 Критерии оценивания проектов учащихся 9-10-х классов

Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла)

Цель не сформулирована 0

Цель сформулирована, но не обоснована 1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах 2

Цель определена, ясно сформулирована чётко обоснована 3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла)

План достижения цели отсутствует 0

Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели 1

Краткий план состоит из основных этапов проекта 2

Развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели 3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта 0

Тема проекта раскрыта фрагментарно 1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипные источников 2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразный источников 3

Критерий 5. Соответствие выгёранныш способов работы цели и содержанию проекта (максимум 3 балла)

Заявленные в проекте цели не достигнуты 0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3

Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0

Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы 1

Представлен развёрнутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3

Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3

Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует 0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены ошибки в оформлении 1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3

Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)

Презентация не проведена 0

Внешний вид или речь автора не соответствуют требованиям проведения презентации 1

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента 2

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории 3

Критерий 10. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

Теперь о правилах перевода полученных баллов в отметку.

Количество технических баллов, соответствующее 1—40%, приравнивается к двойке, 41 — 74% — к тройке, 75—95% — к четвёрке, 96—100% — к пятёрке.

Из приведённых выше рубрик оценивания проектов учащихся различных параллелей основного звена школы следует, что максимально возможное количество технических баллов (или 100%) будет различным для разных параллелей. Так:

• для 5—6 классов 100% — 24 балла;

• для 7—8 классов 100% — 27 баллов;

• для 9—10 классов 100% — 30 баллов.

Например, если пятиклассник получил общее количество технических баллов, равное 20, то это составляет 83% и соответствует оценке 4, а вот если то же самое количество баллов (20) получил восьмиклассник, то для него это составляет лишь 74% и соответствует оценке 3. Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения. Может меняться и количество

дескрипторов к отдельным критериям. Например, вы считаете нужным сделать кри-

--- ту*

терий «Качество проектного продукта» «дороже», допустим, за счёт такого дескриптора, как самостоятельное выполнение продукта. В этом случае этот критерий будет выглядеть так (табл. 4).

Тогда цена критериев в технических баллах будет меняться, и соответственно будет меняться максимальное возможное количество технических баллов, равное 100%.

Хочу отметить, что такая гибкость при применении критериального оценивания позволяет практически точечно воздействовать на самые «проблемные зоны». Можно, скажем, «удорожить» критерий «Качество проведения презентации» за счёт дополнительных дескрипторов, если учителя считают необходимым усилить учебное и развивающее воздействие именно на презентационные навыки учащихся. Понимая, что при получении наибольшего количества баллов по самому «дорогому» критерию можно легко улучшить общую отметку, учащиеся будут

Таблица 4

Критерий 10. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3

6 Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой. — М.: МИОО, 2006.

прикладывать усилия именно к этой «проблемной зоне»6.

Опираясь на приведённые критерии оценивания проектных работ учащихся различных параллелей, можно легко представить себе эталон проектной работы.

Так, для 5—6-классника эталонным проектом считается работа, в которой:

• цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована;

• развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

• работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Эталонный проект 7—8-классника — это работа, в которой:

• цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована;

• развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора

к идее проекта;

• работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

• на защите проекта внешний вид

и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

В 9—10-м классе эталон работы соответствует следующим требованиям:

• цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована;

• развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

• способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;

• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

• работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

• на защите проекта внешний вид

и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

• проектный продукт полностью соот-

ветствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Для того чтобы понять, что представляет собой эталон работы, к которому следует стремиться, достаточно прочесть все самые «дорогие» дескрипторы каждого критерия. При этом на любом этапе работы учащийся может самостоятельно оценить работу и понять, что необходимо доработать. Заметим, что итоговая оценка может быть спрогнозирована учащимся заранее.

При внимательном прочтении описания эталонов заметно, как учитываются возрастные особенности учащихся в критериях оценивании проектов.

Например, критерий «Анализ хода и результата работы, выводы и перспективы» в критериях для учащихся 5—6-х классов

отсутствует. Это обусловлено возрастными возможностями младших подростков, которые ещё не обладают достаточным уровнем сфор-мированности рефлексивных навыков (навыков самоанализа и самооценки). Это не значит, что они не должны учиться анализировать свою работу, давать самооценку достигнутых результатов — такое требование предъявляется к ним, но выполнять это они могут пока лишь с помощью учителя, так как умение осуществлять рефлексивную оценку своей работы находится ещё только в зоне их ближайшего развития. Осуществляя эту операцию под руководством учителя, вместе с ним, дети постепенно осваивают её, и способность к рефлексии и самооценке переходит в зону их актуального развития. Поэтому уже в следующем, 7-м классе этот критерий вводится в рубрику оценивания проектов.

То же касается критерия «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» для 7—8-классников. Серьёзную трудность для детей этого возраста представляет самостоятельный выбор оптимальных способов работы. Поэтому оценивать эти умения и навыки пока рано, но осуществлять эту операцию учащиеся уже должны, правда, пока лишь с помощью учителя.

Что касается 9—10-классников, то они могут полностью самостоятельно выполнить практически всю работу в рамках проекта, поэтому к ним предъявляются требования в полном объёме, что и находит отражение в перечне критериев оценивания их работ.

В некоторых критериях формулировки содержат упоминания о неких требованиях. Например: требования к оформлению письменной части проекта (отчёта), требования к проведению презентации (защиты) проекта, требования к проектному продукту. Все эти требования должны быть доведены до сведения учащихся в самом начале работы над проектом в виде чётких инструкций.

Критериальное оценивание позволяет не только учитывать возрастные особенности детей, их академический опыт, но и точечно воздействовать на наиболее проблемные зоны, с помощью «удорожания» соответствующего критерия.

Критерии качественные и количественные

Интересно посмотреть, как с помощью критериев оцениваются сложные учебные предметные умения, например, при написании изложения с элементами сочинения.

Чтобы писать хорошие изложения, среди прочего учащимся необходимо научиться правильной «организации текста». В ходе отработки этого сложного учебного умения дети должны освоить ряд более «мелких» формирующих умений, представленных в этой рубрике:

1. Умение сохранить и передать типологическую структуру авторского текста.

2. Умение делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы).

3. Умение передать структуру авторского текста в композиции работы.

Для проверки того, удалось ли научить детей правильной организации текста, учитель использует одноимённую рубрику, состоящую из соответствующих критериев.

А « «

А каждый критерий описывается своими дескрипторами.

Дескрипторы могут описывать данный критерий количественно (табл. 5) и качественно (табл. 6). А теперь сравним качественные и количественные дескрипторы к одному и тому же критерию (табл. 7).

Учитель может применять и те и другие критерии (качественные или количественные).

Выбор во многом зависит от того, чему и как он обучал детей, от его представлений о том, как организован процесс усвоения детьми учебного материала, от того, что именно хочет проверить учитель, давая ту или иную контрольную работу — одним словом, от профессионального почерка и приоритетов в деятельности учителя. НО

Таблица 5

Критерий 1. «Умение сохранить и передать типологическую структуру авторского текста»

Рубрика «Организация текста»

Критерий 1 Дескрипторы Баллы

Умение сохранить и передать типологическую структуру авторского текста Данное умение у учащегося отсутствует 0

В ряде случаев учащийся демонстрирует умение сохранять и передавать типологическую структуру авторского текста 1

В большинстве случаев учащийся способен сохранять и передавать типологическую структуру авторского текста 2

Таблица 6

Критерий 2. «Умение делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы)»

Рубрика «Организация текста»

Критерий 2 Дескрипторы Баллы

Умение делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы) Учащийся не умеет делить текст... 0

Учащийся способен в очевидных (простых, типовых) случаях делить текст. 1

Учащийся способен в неочевидных (сложных не типичных) ситуациях делить текст. 2

Таблица 7

Критерий 3. «Умение передать структуру авторского текста в композиции работы»

Рубрика «Организация текста»

Критерий 3 Дескрипторы Баллы

Умение передать структуру авторского текста в композиции работы Учащийся не умеет передавать. 0

В ряде случаев учащийся может передать . Учащийся может в типовых случаях передавать. 1

В большинстве случаев учащийся способен передавать. Учащийся способен в не типичных (новых, не изучавшихся ранее) случаях передавать. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.