Научная статья на тему '«Как построить зоопарк»: прикладная антропология в качестве инструмента создания выставочного пространства'

«Как построить зоопарк»: прикладная антропология в качестве инструмента создания выставочного пространства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прикладная антропология / антропология профессий / animal study / профессиональный нарратив / зоопарк / создание выставки / applied anthropology / anthropology of professions / animal study / professional narrative / zoo / exhibition creation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Вячеславович Громов, Наталия Михайловна Клим

В 2014 году Московский зоопарк отмечал 150 лет. Этому юбилею была посвящена большая выставка, которая называлась «Как построить зоопарк». В основу выставки легли результаты антропологического исследования, целью которого было изучить жизнь зоопарка изнутри. Исследование объединило два направления прикладной антропологии: антропологию профессий и антропологию взаимодействия человека с животным. В ходе работы авторы статьи взяли 40 глубинных интервью с сотрудниками зоопарка. Полученная информация включала профессиональные нарративы, фольклор сотрудников, нарративы о животных. После анализа результатов исследования было отобрано несколько десятков тем и сюжетов для выставки, из них примерно половина была реализована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«How to create a zoo»: Applied anthropology as a tool for creating an exhibition space

In 2014, the Moscow Zoo celebrated its 150th anniversary. A large exhibition under the title of “How to create a zoo” was held to honor the event. The exhibition was based on the results of an anthropological study, the purpose of which was to study the life of the Moscow Zoo from the inside. The study combined two areas of applied anthropology: the anthropology of professions and the anthropology of human-animal interaction. The researchers conducted 40 in-depth interviews with Zoo employees. The information included professional narratives, professional folklore and narratives about animals. The results of the study underwent subsequent analysis, and then several dozens of themes and stories were selected for the exhibition, with about half of those comprising the latter.

Текст научной работы на тему ««Как построить зоопарк»: прикладная антропология в качестве инструмента создания выставочного пространства»

«Как построить зоопарк»: прикладная антропология в качестве инструмента создания выставочного пространства

Дмитрий Вячеславович громов111

И GROMOVDV@MAiL.RU

ORCiD: 0000-0002-0443-8718

[11Институт этнологии и Антропологии РАН, Москва, Россия

Наталия михайловна клим[21

И KLiMN@YANDEX.RU

ORCiD: 0000-0002-8040-0068

Независимый исследователь, Москва, Россия

Для цитирования статьи:

Громов, Д. в., Клим, Н. М. (2019). «Как построить зоопарк»: прикладная Антропология в качестве инструмента создания выставочного пространства. Фольклор и Антропология ГОРОДА, //(3-4), 244256. DOi: 10.22394/26583895-2019-2-3-4-244-256.

В 2014 году Московский зоопарк отмечал 150 лет. Этому юбилею была посвящена большая выставка, которая называлась «Как построить зоопарк». В основу выставки легли результаты антропологического исследования, целью которого было изучить жизнь зоопарка изнутри. Исследование объединило два направления прикладной антропологии: антропологию профессий и антропологию взаимодействия человека с животным. В ходе работы авторы статьи взяли 40 глубинных интервью с сотрудниками зоопарка. Полученная информация включала профессиональные нарративы, фольклор сотрудников, нарративы о животных. После анализа результатов исследования было отобрано несколько десятков тем и сюжетов для выставки, из них примерно половина была реализована.

Ключевые слова: прикладная антропология, антропология профессий, animal study, профессиональный нарратив, зоопарк, создание выставки

«How to create a zoo»: Applied anthropology as a tool for creating an exhibition space

Dmitry V. Gromov111

и GROMOVDV@MAiL.RU

ORCiD: 0000-0002-0443-8718

[11ínstítute of Ethnology and Anthropology, Russían Academy of Scíences, Moscow, Russía

Nataliya M. Klim[2]

H KLiMN@YANDEX.RU

ORCiD: 0000-0002-8040-0068

[21iNDEPENDENT RESEARCHER, MOSCOW, RuSSiA TO CiTE THiS ARTiCLE:

Gromov, D., KLiM, N. (2019). "How to BUiLD a zoo": Appued anthropology as a tool for crea™g an EXHiBiTiON SPACE. Urban Folklore & Anthropology, //(3-4), 244-256. Doi: 10.22394/26583895-20192-3-4-244-256. (in RuSSiAN).

In 2014, the Moscow Zoo celebrated its 150th anniversary. A large exhibition under the title of "How to create a zoo" was held to honor the event. The exhibition was based on the results of an anthropological study, the purpose of which was to study the life of the Moscow Zoo from the inside. The study combined two areas of applied anthropology: the anthropology of professions and the anthropology of human-animal interaction. The researchers conducted 40 in-depth interviews with Zoo employees. The information included professional narratives, professional folklore and narratives about animals. The results of the study underwent subsequent analysis, and then several dozens of themes and stories were selected for the exhibition, with about half of those comprising the latter.

Keywords: applied anthropology, anthropology of professions, animal study, professional narrative, zoo, exhibition creation

Данные о проекте

■ Исследование проводилось в рамках подготовки к выставке «Как построить зоопарк?», посвященной 150-летию Московского зоопарка.

Заказчик: Бюро «АртТерра» (г. Санкт-Петербург), руководители — М. Н. Коростелева и О. Р. Николаев, сайт — artterra.spb.ru Сроки проведения исследования: март-май 2014 года.

Место проведения исследования: Московский зоопарк (Москва, Б. Грузинская, д. 1).

Введение

В 2014 году Московский зоопарк праздновал свое 150-летие. В связи с круглой датой в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» со 2 июля по 2 ноября прошла выставка «Как построить зоопарк?», посвященная прошлому, настоящему и будущему Московского зоопарка, его животным и сотрудникам (Илл. 1). Ее разработка была поручена Бюро «АртТерра» из г. Санкт-Петербурга, которое специализируется на создании выставок и музейных экспозиций. На тот момент Бюро существовало на рынке уже шесть лет (с 2008 года) и выполнило около 30 проектов.

Выставка про зоопарк должна была быть максимально информативной, по возможности интерактивной и занимать большую часть пространства

Илл. 1. Обложка буклета выставки

музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница». На подготовку выставки отводилось четыре месяца; для такой сложной работы это довольно сжатые сроки.

Как быстро собрать большое количество достоверной информации о достаточно закрытой профессиональной среде? Научный руководитель Бюро «АртТерра» Олег Рудольфович Николаев (известный российский фольклорист, антрополог и музеевед) решил, что основой выставки должно стать антропологическое исследование в зоопарке, а в качестве исполнителей привлек авторов статьи, у которых уже имелся опыт прикладных антропологических исследований: Дмитрий Громов и Наталия Клим проводили глубинные интервью для проектов Центра городской антропологии КБ Стрелка (Москва) по благоустройству городского пространства. Целью данного антропологического исследования был сбор «инсайдерских» материалов о жизни Московского зоопарка с тем, чтобы их визуализировать и использовать для разработки выставочной экспозиции. Для достижения поставленной цели исследователи сосредоточились на следующих задачах: 1) изучение специфики работы сотрудников зоопарка и оценка полученной информации с точки зрения отображения в музейном пространстве (предполагалось, что одними из главных героев выставки про зоопарк будут люди, которые там работают);

2) изучение характера и привычек различных животных Московского зоопарка, особенностей их содержания и взаимоотношения с человеком, а также оценка полученной информации с точки зрения использования в музейном пространстве;

3) сбор интересных историй о Московском зоопарке;

4) поиск вещей, которые потенциально могли бы стать экспонатами выставки (например, предметы, связанные с уходом за животными, коллекции и сувениры сотрудников, памятные фотографии, дневники и пр.).

Антропологическое исследование продолжалось около 2,5 месяцев — с середины марта по конец мая 2014 года. В течение июня проводилась работа по подготовке выставки.

Методология исследования

Для решения поставленных задач исследователи использовали метод глубинных интервью, поскольку он дает возможность получить максимальный объем информации, наладить личный контакт с информантами и корректировать опросник в зависимости от их профессии.

Отбор информантов. Руководство зоопарка предоставило исследователям список всех сотрудников зоопарка с телефонами и должностями. Исследователи обзванивали потенциальных информантов по списку, отдавая предпочтение тем сотрудникам, которые работают с животными. Для выявления специфики работы в зоопарке были опрошены представители самых разных отделов, работающих с животными. Это были научные работники, киперы (сотрудники, непосредственно ухаживающие за животными), ветеринары, работники вспомогательных служб (административно-хозяйственного отдела, кормокухни) и др. Выявляя специфику профессий, исследователи стремились сравнивать деятельность сотрудников, обслуживающих разных, не похожих между собой животных — от слонов и приматов до насекомых. Высказывания разных сотрудников, каждый из которых видел работу в зоопарке со своей точки зрения, позволяли исследователям выстроить картину во всей ее полноте. Стоит отметить, что на выбор информантов повлияли личные интересы исследователей. Дмитрий Громов чаще опрашивал сотрудников, которые непосредственно ухаживают за животными, а Наталия Клим — научных сотрудников и ветеринаров.

Всего было взято 40 глубинных интервью1 (Дмитрий Громов — 26, Наталия Клим — 14) длительностью от 1,5 до 3 часов. Все информанты

■ 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

1 Исследователи выражают благодарность администрации Московского зоопарка за предоставленный список сотрудников с телефонами, а также персональную благодарность сотрудникам, принявшим участие в исследовании: Алексеичевой И. А., Альшинецкому М. В., Астраханцеву С. В., Березину М. В., Богатыревой Е. Л., Вершининой Т. А., Виноградову С. И., Володину И. А., Вощановой И. П., Высоких А. Н., Гашинскому А. В., Гершовой Е. В., Гроздову С. Г., Дубровскому В. ЮЮ., Егорову И. В., Журавлеву ЮЮ. Д., Ильченко О. Г., Илюхиной Н. И., Карпову Н. В., Корнеевой В. И., Костиной И. Л., Кудрявцеву С. В., Майковой О. Н., Максудову Г. ЮЮ., Мельниковой О. А., Мешик В. А., Непринце-вой Е. С., Орджоникидзе С. В., Остапенко В. А., Павловой А. А., Перешкольнику С. Л., Попову С. В., Попонову С. ЮЮ., Рубинштейн Н. Р., Рябову С. А., Сапожниковой С. Р., Свириденко Е. В., Скуратову Н. И., Федорович Е. ЮЮ., Фролову В. Е., Шевелевой В. П., Яновской И. З.

Илл. 2. Интерактивная игра «Какие они — работники зоопарка?». Фотография О. Р. Николаева

опрашивались на рабочих местах. Сочетание глубинных интервью с включенным наблюдением помогло исследователям лучше визуализировать профессию информантов, почувствовать атмосферу зоопарка и находить потенциальные экспонаты для выставки.

Опросник. Опросник, по которому проводились глубинные интервью, был составлен с учетом цели и задач исследования на основе материалов интернет-сайтов различных зоопарков и новостей по поисковому запросу «зоопарк». Он включал в себя следующие разделы:

— особенности профессии и личный опыт сотрудника: когда начал работать в зоопарке, этапы трудовой биографии, профессиональные обязанности и инструментарий, достижения и провалы, с какими животными работал, любимые питомцы, интересные случаи из практики и др.;

— как устроен зоопарк: из каких частей он состоит, неофициальные названия и репутация павильонов, важные места, ночная жизнь зоопарка и др.;

— питомцы: животные с «легендой», происшествия и интересные истории, новые животные, редкие животные, популярность у посетителей, дружба между животными, как они развлекаются, как размножаются в неволе и др.;

— сотрудники: «зоопарковые» приметы и ритуалы, сленг сотрудников, как отмечаются праздники, легендарные работники и династии в зоопарке, экспедиции и экспедиционная субкультура, КЮБЗ (Кружок юных биологов Московского зоопарка) и др.

В ходе исследования выяснилось, что работа в зоопарке накладывает отпечаток на личность сотрудников или же сам зоопарк притягивает «особенных» людей. Поэтому в опросник были добавлены вопросы, выявляющие специфику личности работников зоопарка: чем они отличаются от других людей; можно ли сказать, что их не интересует карьера; есть ли сходство работников зоопарка с животными, за которыми они ухаживают и др. Ответы на некоторые вопросы оказывались очевидными, от них исследователи отказывались, при этом появлялись новые — их порождала информация, полученная из интервью.

В зависимости от профессии информанта и сферы его интересов исследователи имели возможность модифицировать опросник — одни разделы расширяли, другие сужали. Например, заведующего лабораторией биоакустики больше спрашивали о специфике работы и инструментарии, а киперов — о характере и привычках питомцев. Изменение опросника в ходе работы — отличительная черта прикладного исследования, которое предполагает достижение неких конкретных целей и подстраивается под эти цели (в данном случае — под поиск материала для экспозиции).

Акцент на визуализации полученной информации. Информация, полученная в результате антропологического исследования, анализировалась авторами статьи и заказчиком на предмет возможности ее использования для выставки. Потенциально интересные материальные объекты передавались заказчику, потенциально интересные идеи и темы отмечались в комментариях в таблице, которая прилагалась к аудиозаписям.

В ходе исследования важно было учитывать не только потенциал собранного материала для превращения его в музейный экспонат, но и особенности целевой аудитории будущей выставки. Например, интервью с заведующим лабораторией искусственного размножения содержало много уникальной информации, а его инструменты могли бы выгодно смотреться на выставке, однако от них пришлось отказаться, потому что они не вписывались в аудиторию «без возрастных ограничений». Достаточно большой объем информации о нападениях животных на людей в зоопарке (укусах змей, охотничьем поведении белых и бурых медведей, ослепляющей ярости слонов) также не был включен в выставку, хотя эти рассказы дают новый взгляд как на животных (под видом кажущейся доброжелательности скрывающих свои природные инстинкты), так и на сотрудников зоопарка (идущих на риск ради контакта с животным, достижения успешной коммуникации с ним).

Особенности антропологического исследования в зоопарке. Исследование в Московском зоопарке объединило два направления прикладной антропологии: антропологию профессий и антропологию взаимодействия человека с животным (animal studies) [Wolfe 2003; Boggs 2013; Михайлин, Решетникова 2013]. Традиционная

антропология профессий позволяет выявить специфику профессиональной деятельности, повседневные практики, формы самопрезентации, символическое поведение в рамках профессии и пр. Однако предметом труда для работников зоопарка являются животные, которые воспринимаются ими как компаньоны, требующие заботы и внимания. В отличие, например, от работников промышленных предприятий (которые, как правило, могут отключить оборудование и уйти на неограниченное время, а затем вернуться без ущерба для работы), сотрудники зоопарка должны следить за животными постоянно, поскольку они нуждаются в ежедневном уходе, их нельзя оставить без присмотра надолго.

Результаты антропологического исследования и их использование при создании выставки

В ходе исследования были выявлены основные параметры «профессионального текста», описывающего работу в зоопарке. По объектности труда это работа типа «человек — природа» (согласно классификации Е. А. Климова, которая в качестве объектов труда рассматривает также человека, технику, художественный образ, знак) [Климов 1993]. Такая объектность обусловливает выстраивание компаньонских отношений человека и животного, ориентирует человека на удовлетворение потребностей животного, своеобразное «служение». Работа предполагает высокую личную мотивированность, ригидность профессиональных установок, эмоциональную вовлеченность, высокую ответственность.

Информацию, полученную в результате глубинных интервью, условно можно разделить на несколько типов: профессиональные нарра-тивы, фольклор сотрудников зоопарка, нарративы о животных. При этом исследователям удалось выделить несколько десятков тем и сюжетов, потенциально пригодных для использования в создании выставки, которые были показаны заказчику. Около половины из них были одобрены. В качестве примера приведем несколько сюжетов, которые были отображены в музейном пространстве.

Сюжет 1. Специфика личности работников зоопарка

Материалы глубинных интервью, описывающие специфику личности сотрудников Московского зоопарка, их взаимоотношение с животными и коллегами, закономерности профессионального роста, привычки и особенности поведения, легли в основу интерактивной игры «Какие они — работники зоопарка?» (Илл. 2). Суть игры: угадать, какие из утверждений о работниках зоопарка верны. Правильный ответ и пояснение, почему это так, посетители выставки могли прочитать под карточкой с утверждением. Принцип трансформации материалов антропологического исследования в интерактивную игру показан в Таблице 1 (Табл. 1).

Табл. 1. Игра «Какие они — работники зоопарка?»

Примеры высказываний информантов о специфике личности работников Московского зоопарка* Утверждение о работниках Московского зоопарка в игре Правильный ответ** Комментарий к ответу

«Это люди, которые относятся к животным не как к животным, а как к родственникам, понимаете. Поэтому, когда кто-то из наших сотрудников... Идешь утром, никого не видно, и кто-то стоит у клетки и разговаривает: "Да-а-а, как дела?". Со стороны можно подумать, чего он разговаривает? Сидит птица, страус какой-нибудь, а он с ним разговаривает. Или сурок.» (сотрудник научно-методического отдела) Они считают, что главное качество для работника зоопарка — это умение понимать животное и желание ухаживать за ним Да Да, действительно так

У них поднимается настроение после работы с животными Да Да, это отмечают практически все

«.интересы животных, интересы зоопарка как учреждения стоят на первом месте, а собственные интересы только на втором, это какое-то общее свойство, действительно» (сотрудник научно-методического отдела) Они не стремятся к карьерному продвижению Да Правильный ответ. В таком случае им приходится меньше общаться с животными и теряется смысл работы

Каждый из них труднозаменим Да В целом, да. Поскольку работа требует индивидуальных знаний о животных и контакта с ними

«Единственное, кого, к сожалению, у нас большинство сотрудников не любят, — это посетителей, которые вполне заслуживают это. Потому что когда проходишь мимо и видишь, как тычут палкой, когда кормят попкорном жирафа, когда... » (сотрудник научно-просветительского отдела) Они очень любят посетителей Нет Посетители слишком часто ведут себя нехорошо по отношению к животным

* На стенде с игрой цитаты из глубинных интервью отсутствовали.

** В таблице указаны только правильные ответы, комментарии к правильным и неправильным ответам были сходны.

Сюжет 2. Побеги животных из московского ЗООПАРКА

Данный сюжет возник в самом начале исследования, когда один из информантов в ответ на просьбу поделиться интересными случаями из практики рассказал несколько историй про побеги питомцев. После этого вопрос про побеги был включен в опросник. Кроме того, выяснилось, что в музее Московского зоопарка хранится большая подборка историй про побеги животных. На основе письменных и устных

источников был создан стенд «Побеги животных из Московского зоопарка», на котором было собрано 18 сообщений о побегах, например:

1929 год. Барс с помощью сложного, заранее отработанного прыжка выскочил из вольера и скрылся в одном из домов за пределами зоопарка. При прыжке с крыши дома был пойман за хвост членом Клуба юных биологов зоопарка Г. Ульяновым.

1960-е годы. Группа пингвинов, подаренных китобоями, сбежала из плохо оборудованного вольера. Были задержаны на ступенях Краснопресненского универмага, почти в двух километрах от зоопарка. Также пингвины устраивали побеги из Звенигородского питомника (биостанция МГУ), отлавливались местными жителями из Москвы-реки и возвращались.

1980-е годы. Несколько лошадей, сбежав из зоопарка, сбились в табун и смогли добраться до сквера Большого театра, где были задержаны.

2013 год. Злоумышленник ночью открывал клетки с птицами в выездной секции, но был атакован гусем. Два выпущенных орла остались около вольера, дожидаясь прихода сотрудников [Цит. по: Из хроники побегов 2014].

Хроника побегов животных из Московского зоопарка была размещена не только на выставочном стенде, но и на сайте зоопарка. Уже после окончания выставки она получила вирусное распространение в Интернете, регулярно появляется на развлекательных сайтах и в социальных сетях.

Сюжет 3. отношение Сотрудников зоопарка к посетителям

В ходе антропологического исследования отдельным сюжетом выделилось отношение сотрудников зоопарка к его посетителям. С одной стороны, зоопарк существует для того, чтобы люди смотрели на животных. С другой стороны, поведение некоторых посетителей вредит физическому и психическому самочувствию животных, например, когда в вольер кидают булки или другой неподходящий корм, пытаются привлечь внимание животных громкими звуками или подзывать по имени. Бывают совсем неадекватные личности, которые стремятся перелезть через ограждение. В исследовании были зафиксированы воспоминания сотрудников зоопарка о гибели таких посетителей, однако по понятным причинам такого рода материалы не могли войти в музейную экспозицию.

В итоге данный сюжет представлен на выставке в виде стенда с подборкой смешных высказываний посетителей зоопарка. В его основу легла коллекция, собранная сотрудниками экскурсионного отдела.

Экскурсовод: «Чтобы у фламинго перья были розовыми, их кормят свеклой, красным перцем, креветками...». Школьник: «Выходит, если огурцами кормить, у них перья зеленые будут?».

В 1970-е годы звонок в зоопарк: «Мы купили морскую свинку, а с ней что-то не так: дрожит и пытается выбраться из аквариума».

«Адский кондор...» [имеется в виду андский кондор]2

■ 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

2 Выставочный стенд с подборкой высказываний посетителей зоопарка и коллекция высказываний посетителей, собранная сотрудниками экскурсионного отдела, хранится в архивах музея Московского зоопарка.

Илл. 3. Инсталляция «Игрушки и тренажеры для животных Московского зоопарка».

Фотография О. Р. Николаева

Сюжет 4. обогащение среды

Опрос сотрудников отдела научных исследований Московского зоопарка показал, что важным направлением их работы является обогащение среды. Согласно современным взглядам на содержание животных в зоопарке, они должны быть не только напоены, накормлены и согреты — их нужно еще и развлекать. Иначе говоря, чтобы животное чувствовало себя в неволе комфортно, ему нужно дать какую-то деятельность, которая ему интересна. Как правило, это имитация той деятельности, которой он занимается в живой природе. На основе собранных материалов по обогащению среды была создана инсталляция и интерактивная игра. В инсталляцию «Игрушки и тренажеры для животных» (Илл. 3) были включены настоящие предметы, которые сотрудниками Московского зоопарка использовались для обогащения среды и которыми играли животные:

— пластиковые бочки;

— ящики;

— каски и мячи, помятые и погрызенные медведями, росомахами, гориллами и крупными кошачьими;

— чесалка из сучковатых чурбаков для лошади Пржевальского;

— елочка — срубленные елки используются для обогащения среды у многих животных (после Нового года компании, продающие елки, бесплатно привозят в зоопарк нераспроданные остатки);

— шарообразная кормушка, которую нужно пинать, чтобы корм постепенно просыпался, и др.

Илл. 4. Интерактивная игра «Развлеки животное». Фотография О. Р. Николаева

Созданию интерактивной игры «Развлеки животное» предшествовал детальный опрос киперов. С помощью глубинных интервью были выявлены многочисленные методы и приемы обогащения среды, которые они используют в работе со своими питомцами. В музейном пространстве игра «Развлеки животное» (Илл. 4) представляла собой стенд с изображениями одиннадцати животных, около каждого — три свободно закрепленные карточки с вариантами того, как можно «развлечь» данное животное. Перевернув карточку, можно ознакомиться с комментарием, поясняющим, правильно или нет выбран ответ. В качестве примера в Таблице 2 (Табл. 2) приведены вопросы и ответы по трем животным — белому медведю, моржу и ленивцу. Как и полагается в тестах, по количеству правильных ответов делается заключение об умении отвечающего развлекать животных. Если угадано не более двух правильных ответов, заключение таково: «Пока Вы не очень хорошо чувствуете животных. Не спешите устраиваться в зоопарк». Максимально высокая оценка дается при 9-11 угаданных ответах: «Да Вы, видимо, работник зоопарка!».

На основе результатов антропологического исследования для выставки были созданы стенды, инсталляции и интерактивные игры. Введение элементов интерактивности — одно из современных требований к организации музейно-выставочного пространства. Выставочные объекты, предполагающие интерактивный диалог с посетителями, часто делаются в виде электронных экранов. В данном случае было принято решение представлять интерактивные игры в виде стендов со свободно закрепленными карточками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 2. Игра «Развлеки животное»

Животное (изображено на стенде) Как его развлечь? (варианты ответов на откидных карточках) Комментарий на обратной стороне карточки

Белый медведь Дать ему рыбу, вмороженную в кусок льда Правильно. Ему понравится доставать ее

Включить какие-нибудь интересные ему звуки Нет. Белые медведи любят тишину. Их вольеры специально помещены на отшибе и изолированы от звука с помощью высоких стеклянных стен

Чаще гладить Ни в коем случае! Он же откусит руку! Медведь — опасный хищник, он может даже приманивать посетителя как жертву

Морж Вывести на пешую прогулку Да, причем по незнакомым местам. Моржи любят исследовать новые территории

Запустить в вольеру сухопутное животное Нет. Вряд ли это моржа заинтересует. Да и для подселенного животного может быть опасно

Больше кормить Нет, морж просто будет переедать. Но можно попытаться изменять время подачи пищи

Ленивец Сделать ему специальную полочку Да. Ленивец любит лежать именно на полочке, и чтобы сверху была ветка, за которую можно держаться лапой

Поднять повыше дорожки, по которым он перемещается Нет. Так он совсем потеряет контакт с человеком и замкнется в себе

Включить свет поярче Нет. Ленивец — ночное животное, при ярком свете он вообще малоактивен

Итоги и перспективы

Таким образом, цель антропологического исследования была достигнута:

- собрано достаточное количество уникального материала, описывающего специфику Московского зоопарка, его историю и «внутреннюю жизнь»;

- проведен анализ полученной информации;

- отобраны наиболее яркие и информативные темы и сюжеты, пригодные для визуализации, которые и стали основой юбилейной выставки. Выставка «Как построить зоопарк» открылась, как и было запланировано, 2 июля 2014 года в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». Пресс-релизы опубликовали сайты, посвященные отдыху и развлечениям в Москве. Косвенно показателем качества проведенного исследования могут служить отзывы посетителей выставки (ниже приведены отзывы с сайтов otzovik.com и osd.ru):

Оригинальная выставка, очень полезно знать для общего развития!3

Выставка чудная. Да, я слышала возражения, что лучше в сам зоопарк сходить, но выставка — она не только и не столько про животных. Она про зоопарк, невидимый миру. Про людей и призвание — работник зоопарка, про тех, кто все это создавал,

I ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ I

3 https://otzovik.com/review_1432300.html

про то, что при всех своих достоинствах и недостатках Московский зоопарк — это часть нашей жизни и истории, про прошлое-настоящее-будущее, про будни, про курьезы, про быт и многое другое, о чем и не думаешь, глядя на животных4. Второй этаж представляет «зоопарк, которого не видно». Экспозиция знакомит с внутренней жизнью животных и людей, заботящихся о них. Здесь можно увидеть профессии зоопарка, рассказы сотрудников о повседневной жизни зоосада, и познакомиться с животными — на стене прикреплены крышки с кличками животных, приподняв которые, можно увидеть обладателя имени5.

Теперь по сути: выставка отличная, просто замечательная, отличная подача информации, множество интерактивных решений, красиво и интересно оформлена6.

Сделанные в ходе исследования расшифровки 40 глубинных интервью (полностью и с тематической разбивкой) были переданы в музей Московского зоопарка. Этот уникальный источник информации до конца так и не был изучен (для создания выставки использовалась только малая его часть) и ждет дальнейшего осмысления и анализа, например, в рамках animal study или антропологии профессий.

Литература

Из хроники побегов Московского зоопарка (2014). Коммерсантъ Weekend, 2014(24),

33. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2498471 Климов, Е. А. (1993). Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер. Михайлин, В., Решетникова, Е. (2013). «Немного лошади»: антропологические заметки на полях анималистики. Новое литературное обозрение, 124(6), 322-342. Режим доступа: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_oboz-renie/124_nlo_6_2013/article/10711/ Boggs, C. G. (2013). Animalia Americana: Animal Representations and Biopolitical Subjectivity.

New York: Columbia University Press. Wolfe, C. E. (2003). Zoontologies: the question of the animal. Minneapolis: University of Minnesota Press.

References

Boggs, C. G. (2013). Animalia Americana: Animal representations and biopolitical subjectivity.

New York: Columbia University Press. From the chronicle of escapes from the Moscow Zoo (2014). Kommersant Weekend, 2014(24),

33. Retrieved from https:// www.kommersant.ru/doc/2498471. (In Russian). Klimov, Е. (1993). An evolving human in the world of professions. Obninsk: Printer. (In Russian).

Mihajlin, V., Reshetnikova, E. (2013). "A bit of a horse": Anthropological notes on the margins of animal study. New Literary Observer, 124(6), 322-342. Retrieved from https:// www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/124_nlo_6_2013/ar-ticle/10711/ (In Russian). Wolfe, C. E. (2003). Zoontologies: The question of the animal. Minneapolis: University of Minnesota Press.

II Ml MM III MM III MM III MM III MM MM III MM III MM III MM III MM III MM III MM III MM III MM III MM III MM MM III MM III MM III MM III MM III MM I

4 https://www.osd.ru/respinf.asp?nws=8399

5 https://www.osd.ru/respinf.asp?nws=8399

6 https://www.osd.ru/respobjinf.asp?ob=1455

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.