Научная статья на тему 'Как понимают психологическую безопасность учителя, учащиеся и родители'

Как понимают психологическую безопасность учителя, учащиеся и родители Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Н.А., Кривцова С.В., Суханова С.В., Суханов Е.П.

Результаты научно-практического исследования субъективных параметров безопасности образовательной среды. Описание феномена психологической безопасности всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися и родителями. Авторская интерпретация психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как понимают психологическую безопасность учителя, учащиеся и родители»

КАК

ПОНИМАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ безопасность учителя, учащиеся и родители

Н.А. Бондаренко, С.В. Кривцова, С.В. Суханова, Е.П. Суханов

Система образования имеет большие возможности для профилактики насилия и обеспечения высокого уровня психологического благополучия для всех её участников. Внутренние установки, ценностные ориентиры, профессиональные модели педагогического поведения, основанные на взаимном уважении и недопущении насилия в межличностных отношениях, оказывают непосредственное влияние на формирование духовной и психологически здоровой личности ребёнка. Авторы статьи предприняли попытку изучения социальных установок участников образовательного процесса — анализ их представлений о том, что такое психологическая безопасность и психологическое насилие, при этом представления описывались не только на уровне общих понятий, но с помощью дополнительных вопросов на более конкретном уровне.

Исследование психологической безопасности

Вопросы, сформулированные для детских и взрослых групп, различались в связи со спецификой участия респондентов в образовательном процессе. Педагогам, психологам и сотрудникам администрации заданы следующие вопросы:

1. Что такое «психологическая безопасность»?

2. Что такое «психологическое насилие»?

3. Как педагог может нарушить психологическую безопасность ребёнка?

4. Что обеспечивает психологическую безопасность педагога?

Ученикам всех классов заданы следующие вопросы:

1. Что такое «психологическая безопасность»?

2. Что может быть психологически опасным в школе?

3. Что вам нужно, чтобы чувствовать себя в психологической безопасности?

4. Назовите конкретные ситуации психологической опасности

в школе.

В таблице представлены результаты контент-анализа вопросов о психологической безопасности, заданных и во взрослых, и в детских группах.

[(lLtttMli4litllb«lH4№[l

Эм^исшьиан машкщм

отнпшяСправедливость-

»tu Ht ИМ») ,,„,„:„ Cotai

ль, безопасность, соблю/

/МЧИСПЫЯ MDIBMfiA

давления, унижении, агрессии

■ ■irtmiif, пившимniiu , ' CiliHiKiKмтянмп '..........Мшоимртгапаот

Сгршдлшь

_______________________ Млишмщимищм

-Защищенность, безопасность, соблюдение границ-

lUMIllä ni ЪшПМаИМОДШОЙОШК

—¡¡^ Стабильность, грогназируемость Акцент на внутренние компетенциях, свойствах Взаимшашмание и поддержка

и поддержка

.....Слшшш, нет стрессов Огфстви (амшн, (ншвин, агрвст >..—Спржцшоиь

-Акцент на внутренних компетенциях, свойствах - >

ГамЕ^ж^^ индивидуальна т*л

Отношения .-¡..".авкяв"

ГарМОШМ 0|||||М|| щСправедлиЕосгь Ком^ о[ т Ц^ ^^^ р, ■■ .^^ ■ Гармония

Эмоциональная составляющая ■Гармония! КомгЬопт......

-Спокойствие, нет стрессов

Т ""'Возможнастн дм разшн Смшек, нм ет^ессю1 Ьмишииоеокцемм

"""Стабильность, прогрзируемостьр" ^«Соблюдение правил и норм—

«»■»•■гви'.т..... ........ - [[Ьщмн 1|И*11Н]|и 1--

........Мщошш^бы были не плохо)

Возможности для развития

Рис. 1. Семантическое поле представлений психологической безопасности

Первый и третий столбцы в таблице соответствуют общим и конкретным представлениям о психологической безопасности у взрослых; второй и четвёртый — у детей. Каждая строка таблицы соответствует одной из категорий сети контент-анализа.

Непосредственно в ячейках таблицы 1 указан процент высказываний, относящихся к данной категории, от общего числа высказываний. Сумма процентов превышает 100, так как некоторые из высказываний относились к несколь -ким категориям.

Приведённый рисунок 1 наглядно демонстрирует представленность основных семантических категорий понятия «психологическая безопасность», полученных в ходе фокус-группового исследования. Размер слов зависит от распространённости соответствующей категории в высказываниях на фокус-группах.

Представления о психологической безопасности

Таблица 1

Что такое ПБ — взрослые Что такое ПБ — дети ПБ педагога ПБ детей

Отсутствие давления, унижений, агрессии 12,2% 17,8% 2,3% 11,4%

Общие слова (чтобы было не плохо) 6,8% 2,3% 0,0% 0,0%

Гармония 2,3% 0,5% 0,0% 0,0%

Комфорт 21,3% 16,4% 1,3% 1,6%

Защищённость, безопасность, соблюдение границ 10,8% 12,1% 0,3% 1,6%

Отношения 32,% 22 22 48,0%

Акцент на внутренних компетенциях, свойствах 9,3% 7,0% 18,5% 28,0%

Возможности для развития 3,1% 2,8% 0,3% 0,5%

Соблюдение правил и норм 2,3% 0,5% 5,8% 6,7%

Стабильность, прогнозируемость 7,6% 2,8% 3,3% 0,5%

Справедливость 1,7% 0,0% 2,8% 3,1%

Эмоциональная составляющая, нет стрессов 22,7% 16,4% 0,5% 6,2%

Рисунок 2 наглядно демонстрирует представленность основных семантических категорий понятия «психологическое насилие», полученных в ходе фокус-группового исследования. Размер слов также зависит от распространённости соответствующей категории в высказываниях на фокус-группах.

Считаем очень важным обратить внимание на то, что педагоги в подавляющем большинстве считают, что психологическая безопасность связана с размытым, неопределённым восприятием некоторого комфорта, общего благополучия. Для подавляющего большинства участников фокус-групп психологическая безопасность — свойство среды, которая должна быть неагрессивной, дружественной, в ней не должно быть давления, стрессов. В связи с этим очень показательны высказывания педагогов на вопрос: «Что может обеспечить психологическую безопасность педагога?». Зафиксированы ответы: «В профессии педагога понятия «психологическая безопасность» нет, потому что это тотальная ответственность за всё постоянно, поэтому профессия не совместима с этим понятием в принципе. Переживаешь за всё, ночь не спишь, снится школа», «Ничего...», «А она существует?», «Мы нигде не находим поддержки», «Нет механизмов, которые бы её регулировали.», «На данный момент нет никакой гарантированной безопасности», «Отношения родитель-ученик-учитель. Нет механизмов, которые регулировали бы их».

В основном требования участников образовательного процесса в этой области носят гедонистический характер и связаны с максимизацией комфорта и защиты. Находясь на таких позициях, родители демонстрируют требовательность, критичность, а педагоги в свою очередь реагируют усталостью, чувством незащищённости, потерей смыслов и «эмоциональным выгоранием».

Субъективные параметры-индикаторы психологической безопасности образовательной среды

Приведём подробное описание каждой из категорий контент-анализа, которые составили фактически перечень субъективных парамет-

Рис. 2. Семантическое поле представлений «насилия»

ров-индикаторов психологической безопасности образовательной среды.

Отсутствие давления, унижений, агрессии. Это одна из наиболее общих

«а т/ «

категорий. К этой категории относятся ответы участников на вопрос, что такое «психологическая безопасность», которые не представляют собой попытку дать определение или назвать один из её атрибутов. Акцент в ответах этой категории ставится на отсутствии различных негативных проявлений в образовательной среде. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Нет давления, тревожности внутри; дети выполняют задание, не боясь того, что их может ждать».

• «Учитель не должен давить на ребёнка».

• «Когда никто мне не мешает думать так, как я думаю, и не навязывает ничего».

Общие слова (чтобы не было плохо).

К этой категории относятся наиболее формальные и клишированные ответы. Многие высказывания, относящиеся к этой категории, представляют собой попытки определить психологическую безопасность через неё же или через крайне близкие к ней синонимы. Также к этой категории относятся высказывания о психологической безопасности, несущие скорее ценностный, чем смыс-

--- ту*

ловой характер. Кроме этого, в эту категорию включён ряд высказываний, определяющих психологическую безопасность по формальным признакам. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся

к этой категории, можно привести следующие:

• «Физическая, психологическая безопасность».

• «Не навредить».

• «Видимо, поэтому будет судиться по количеству жалоб от родителей. То есть психологическая безопасность — это когда родители и дети не жалуются».

Гармония. К этой категории относятся достаточно общие высказывания, оторванные от реального контекста, излишне возвышенные и, вследствие этого, достаточно бессодержательные. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Я говорю, я творю, потому что я здесь. На своём месте. В своей среде, и гармонии вокруг меня».

• «В душе всё гармонично».

Комфорт. Одна из наиболее популярных категорий при ответе на общий вопрос о психологической безопасности и практически не выраженная при более конкретной

формулировке того же вопроса. Значительную часть высказываний, относящихся к этой категории, составляют непосредственно односложные ответы, отождествляющие психологическую безопасность и комфорт. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «У меня синоним ПБ — комфорт».

• «Комфортное состояние человека».

Защищённость, безопасность, соблюдение границ. Высказывания, относящиеся к этой категории, делают акцент на чувстве защищённости, которое является скорее атрибутом среды, чем внутренним свойством человека. Также сюда отнесены высказывания, связанные с соблюдением границ в аспекте поддержания конфиденциальности и ненарушения доверия. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Может быть даже защиту, если проблемы в семье, чтобы в школе он находил безопасность»;

• «Конфиденциальность».

Отношения. Эта категория самая популярная. К ней относятся высказывания, описывающие психологическую безопасность через различные характеристики отношений в коллективе.

В связи с тем, что категория является достаточно широкой, внутри неё создана отдельная, более дробная категориальная сеть, описанная в таблице 2.

Таблица 2

Дробная категориальная сеть

Отсутствие конфликтов Уважение Доверие Поддержка Доброжелательность

Педагоги 6% 38% 4% 26% 26%

Дети 8% 29% 13% 23% 28%

Отсутствие конфликтов. Содержание этой категории полностью отражается в её названии. Основание для определения психологической безопасности — неконфликтность коллектива. Одно из типичных высказываний в этой категории:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Нет конфликтов с учителем, другими детьми».

Уважение. В этой категории уважение понимается в широком плане. Здесь имеется в виду и уважение к мнению каждого члена коллектива, к его личному пространству, когда каждого готовы слушать и слышать и принимают его таким, какой он есть. Мысли, которые можно отнести к этой категории, на фокус-группах взрослых высказывались на порядок чаще, чем в детских фокус-группах. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Оставляют человеку личное пространство для его собственного мнения, которое он

не обязан высказывать»;

• «Умение окружающих слушать и слышать других, а не только себя».

Доверие. Эта категория, популярная в первую очередь на детских фокус-группах, соответствует позиции, в соответствии с которой психологическая безопасность определяется в первую очередь доверительной средой, в которой работают учителя и ученики. Эта среда стабильна и предсказуема, и человек, находящийся в ней, может быть уверен, что это не изменится. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Уверенность, что никто в отношении тебя не поступит подло»;

• «Доверительные межличностные отношения в окружении»

Поддержка. В этой категории акцент ставится на деятельной стороне отношений. Психологическая безопасность становится возможной в том случае, если в коллективе сложились отношения, способствующие оказанию помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Ощущение команды. Подхватят и не дадут потонуть»;

• «У каждого есть друзья, те, кто могут поддержать в трудную ситуацию».

Доброжелательность. Высказывания в этой категории акцентируются на эмоциональной составляющей отношений: на взаимопонимании, на удовольствии от нахождения в отношениях, на отсутствии негативных эмоций, связанных с отношениями. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Это когда школа — второй дом»;

• «Приятно находиться в коллективе, выполнять свою работу, никто не издевается».

В целом категория отношений — одна из ключевых в понимании респондентами психологической безопасности; выделение внутри неё отдельных категорий нельзя считать абсолютным: многие из них пересекаются между собой, хотя каждая из них и обладает определённой качественной спецификой.

Акцент на внутренних компетенциях, свойствах. Эта категория высказываний, выраженная у учеников в большей степени, чем у взрослых респондентов, отражает некоторую интернальность в определении психологической безопасности. Здесь речь идёт о том, что для того, чтобы находиться в состоянии психологической безопасности, человеку необходимо прежде всего самому обладать рядом внутренних компетенций. Компетенции, которые упоминаются в высказываниях, относящихся к этой категории, относятся к различным сферам жизни: начиная от различных способностей в области коммуникации и заканчивая способностями к рефлексии и стратегиями совладания. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Умение анализировать свои поступки. Делать правильные выводы, помнить об ошибках»;

• «Открытость человека, но которая имеет границы, за которыми можно получить психологическую травму»;

• «Уметь решать конфликтные ситуации, не ухудшать».

Возможности для развития. Эта категория отражает существующее среди респондентов завышенное представление о психологической безопасности, соответственно образовательная среда не является психологически безопасной, если она не предоставляет возможностей для личностного развития. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Созданы условия для развития человека»;

• «Реализация своих интересов, раскрытие своей личности».

Соблюдение правил и норм. В соответствии с высказываниями, которые относятся к этой категории, психологическая безопасность обеспечивается в первую очередь системой чётко оговорённых правил и норм, которые существуют в коллективе, которые известны каждому его члену. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Если ты не будешь ничего нарушать, работать, действовать, то тебе будет по заслугам»;

• «Нужно поставить рамки, границы: что я могу сделать, а чего не могу».

Стабильность, прогнозируемость. Эта категория во многом логически связана с предыдущей, но высказывания, которые к ней относятся, обладают качественной спецификой. В соответствии с ними, психологически безопасной является такая среда, которая предсказуема, такой, в которой каждый может быть уверен в собственном будущем. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Когда нет внезапных срочных задач, когда есть возможность планировать»;

• «Стабильность условий, в которых учишься/работаешь».

Справедливость. В высказываниях, относящихся к этой категории, речь идёт о непредвзятости, последовательности в суждениях, справедливых оценках. Именно эти характеристики среды, с точки зрения некоторых респондентов, — важная составляющая, необходимая для создания психологически безопасной среды. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «У учителя не должно быть предвзятого отношения к ученику»;

• «Когда при оценке конфликтных ситуаций в расчёт принимается профессионализм человека, а не субъективное мнение о нём».

Эмоциональная составляющая, нет стрессов. Высказывания, относящиеся к этой категории, определяют психологическую безопасность не через её причины или необходимые для неё условия, а, скорее, через её следствия, — через спокойствие и благоприятность среды. Здесь нет акцента на отношения, как это было в субкатегории «Доброжелательность». Речь в высказываниях этой категории идёт об отсутствии стрессов и об удовольствии, которое можно получать от работы и учёбы. В качестве наиболее типичных высказываний, относящихся к этой категории, можно привести следующие:

• «Моральное удовлетворение ученика той средой, в которой он обитает»;

• «Отсутствие неприятных ощущений».

Помимо описанных, также был выделен ряд частных категорий, которые появлялись только в рамках отдельных вопросов и не у всех категорий опрошенных. Они не попали в итоговую категориальную сеть контент-анализа.

Так, при рассуждениях респондентов о психологической безопасности периодически появлялась идея оптимальной загрузки, отсутствия бюрократии и снижения количества отчётности, уменьшения давления администрации и родителей,

отношения к работе как к творчеству, а также идея неадекватности инклюзивного обучения.

Вторая группа вопросов, которые задавались на фокус-группах, была посвящена представлениям о психологическом насилии и психологической опасности. В таблице 3 представлены результаты контент-анализа вопросов о психологическом насилии и психологической опасности, заданных и во взрослых и в детских группах. Первый и второй столбец в таблице соответствуют общим и конкретным представлениям о психологическом насилии у взрослых; третий и четвёртый —

о психологической опасности у детей. Каждая строка таблицы соответствует одной из категорий сети контент-анализа.

Непосредственно в ячейках таблицы указан процент высказываний, относящихся к этой категории, от общего числа высказываний. Сумма процентов превышает 100, так как некоторые из высказываний относились к нескольким категориям.

Таблица 3

Коллективное представление о психологической безопасности

Что такое ПН — взрослые Нарушение ПБ ребёнка педагогом — взрослые Психологическая опасность в школе Ситуации психологической опасности

Навязывание, изменение 12,1% 1,3% 6,3% 1,2%

Оценка 2,2% 10,5% 13,5% 12,3%

Принуждение 9,2% 2,5% 4,3% 0,0%

Не учитывается человек 11,1% 8,0% 5,3% 3,1%

Непринятие 1,6% 0,0% 10,6% 9,2%

Игнорирование, бездействие 3,5% 9,8% 3,4% 6,1%

Унижение 9,2% 7,5% 18,3% 17,8%

Несправедливость, неравноправие 2,9% 12,3% 6,7% 18,4%

Манипуляция 4,4% 1,3% 0,5% 0,6%

Провоцирование 2,5% 0,0% 0,5% 1,2%

Угрозы 3,2% 9,8% 3,8% 0,6%

Агрессия, недоброжелательность 4,8% 7,3% 19,2% 18,4%

Оллетни, слухи за спиной 0,0% 0,0% 3,4% 4,3%

Буллинг, травля 5,4% 2,3% 5,3% 17,8%

Предательство 0,0% 0,0% 2,4% 3,1%

Давление 17,8% 2,8% 0,0% 5,5%

Дискомфорт 4,4% 0,0% 1,9% 0,0%

Общие слова, нанесение вреда 9,5% 1,3% 1,4% 0,0%

Крик, взгляд 2,5% 4,5% 1,4% 0,0%

Нарушение норм и правил 1,9% 0,0% 2,9% 3,1%

Оценка представлений о психологическом насилии и психологической опасности

Навязывание, изменение. К этой категории относятся высказывания, которые определяют психологическое насилие в первую очередь как попытки навязывания чужого мнения, насильственных личностных трансформаций ученика, которые предпринимает учитель. К этой категории относятся следующие типичные цитаты:

• «Это не одноразовое событие, это цепь событий, постоянное воздействие на личность»;

• «Человека заставляют отказаться от своих правильных, по его мнению, действий ради чьего-то желания, чьей-то прихоти».

Оценка. Здесь речь идёт в первую очередь о внешней оценке, часто публичной. В соответствии с высказываниями этой категории психологическое насилие — это оценивание, «навешивание ярлыков», публичное сравнение результатов одного ученика с результатами других. Типичные цитаты, относящиеся к этой категории:

• «Публичные (нередко во время урока) разборки проступков учеников»;

• «Я боюсь ошибиться, и после этого надо мной будут смеяться, и мне будут всё время эту ситуацию вспоминать».

Принуждение. Эти высказывания определяют психологическое насилие как принуждение ученика к совершению действий, которые он не хочет совершать. Типичные цитаты:

• «Это когда от тебя другой человек добивается того, чего ты не хочешь»;

• «Когда тебя заставляют под влиянием разных обстоятельств и факторов делать то, что тебе претит, то, что тебе не органично.

То есть это применение силы и бессилие, которое им вызывается».

Не учитывается человек. Здесь речь идёт об отсутствии индивидуального подхода к образовательному процессу в целом и к ученикам в частности. С точки зрения респондентов, высказывания которых относятся

к этой категории, психологическое насилие заключается либо в пассивном игнорировании проблем и интересов человека, либо в активном принижении ценности того или иного ученика. Типичные цитаты:

• «Агрессия со стороны учителей (когда незаслуженно принижают значение личности ребёнка, важность выполненной им работы)»;

• «Создали стереотип идеального ученика, что все должны успевать, справляться. А учителя не учитывают наших проблем, в семье».

Непринятие. В высказываниях, которые относятся к этой категории, речь идёт о непонимании окружающих, их отторжении, плохом отношении к ученику как других учеников, так и учителей. Типичные цитаты:

• «Я боюсь, что произойдёт какая-то ситуация, после которой от меня отвернутся мои одноклассники, я всё время боюсь попасть в какую-то ситуацию»;

• «Когда хочешь сказать что-то, что идёт вразрез с мнением учителя, но понимаешь, что это может привести к неадекватной реакции, и не высказываешь, чтобы не портить отношения».

Игнорирование, бездействие. С этой точки зрения акцент в определении психологического насилия ставится на бездействие учителя в ситуации, когда ученик, например, подвергается травле со стороны одноклассников, или непосредственно приходит к нему с просьбой помочь ему решить проблему. Типичные цитаты:

• «Когда приходишь за помощью в решении проблемы, а тебя не слышат,

не хотят слышать и не помогают»;

• «Унижение и непротиводействие (хотя и неподдержание) унижению».

Унижение. К этой категории относятся оскорбления, насмешки, обидные высказывания, которые принадлежат как ученикам, так и учителям. Некоторые респонденты делают акцент на публичности унижений. Здесь важно отметить качественную специфику высказываний этой

категории и взрослых респондентов и у детей. Если первые чаще всего, отвечая на вопрос, что такое психологическое насилие, номинально называют само слово «унижение» или «оскорбление» и ограничиваются этим, то вторые, говоря об унижениях, дают намного более распространённые ответы. Типичные цитаты:

• «Что, тебя во время атомной войны рожали?» — говорят что-то бредовое, обидное.

Не знаешь, как на это реагировать. Оскорбляют даже не нас, а наших родителей»;

• «Учителя, которые пытаются нас запугать экзаменами. Которые называют нас бездарностями, что мы ничего не хотим, и мы опускаем руки».

Несправедливость, неравноправие. Это категория затрагивает не только вопросы предвзятого отношения учителя к ученикам, но также и проблемы в отношениях между учениками, которые касаются неравномерной социально структуры школьных групп и существования непопулярных учеников. Типичные цитаты:

• «Опасно быть внизу школьной иерархии для учеников»;

• «Если учитель к одному ученику относится лучше, чем к другому, или к целому классу».

Манипуляция. Преимущественно высказывания, относящиеся к этой категории, являются нераспространёнными и только номинально называют слово «манипуляция». Немногочисленные подробные высказывания показывают представление о манипуляции как о частном случае вышеописанной категории «Навязывание. Изменение». В таком контексте манипуляция представляет собой такую форму психологического насилия, которая ставит в качестве цели получение от человека чего-либо без учёта его собственных интересов без прямого принуждения. Типичные цитаты:

• «Эмоциональное воздействие на другого человека криками или даже «ласково», но мани-пулятивно, что человек уничтожен»;

• «Манипуляция психикой человека против его воли, даже без осознания, что им манипулируют».

Провоцирование. Высказывания, относящиеся к этой категории, делают акцент на том, что субъект психологического насилия знает какие-либо слабые стороны, «больные места» объекта насилия и пользуется этим для того, чтобы

добиться от него соответствующей реакции или задеть его чувства. Типичные цитаты:

• «Когда человек провоцирует другого на определённые действия, заранее зная, что его оппонент совершит то, что будет его не очень красиво показывать. Это направлено на определённых членов коллектива, заранее зная, что человек выйдет из себя и сделает что-то некрасивое. То есть намеренная провокация»;

• «Если знать слабые стороны, на них можно надавить — это тоже психологическое насилие, периодическое или систематическое».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Угрозы. Высказывания, относящиеся к этой категории, включают как прямые угрозы, так и шантаж, жалобы учителей родителям. Акцент часто делается на том, что сами ученики понимают, что угрозы наигранны и не будут выполнены, но от этого не перестают быть насилием. Типичные цитаты:

• «Фальшивые обвинения, запугивания от учителей. Шантаж вызова родителей»;

• «Атмосфера в школе такая, что вызывает чувство страха, нежелания ходить в школу у ребёнка».

Агрессия, недоброжелательность. Высказывания, отнесённые к этой категории, часто пересекаются с другими категориями психологического насилия. Высказывание относилось именно сюда в том случае, если в них акцент ставился не только на собственно действии, которое можно определить как психологическое насилие, но и на тех эмоциях, которые его сопровождают. Эта категория включает как и агрессию со стороны педагогов по отношению к ученикам, так и агрессию детей по отношению друг к другу. Типичные цитаты:

• «Эмоциональная несдержанность педагога»;

• «Внешняя необоснованная агрессия».

Сплетни, слухи за спиной. Эта категория, которая выражена только у детей и совершенно не встречается у взрослых

респондентов. Ученики, определявшие психологическое насилие таким образом, говорили о том, что подобные сплетни часто становятся для них неожиданностью и исходят от тех, кого они считали близкими друзьями и доверяли им. В связи с этим, эта категория крайне негативно нагружена эмоционально. Типичные цитаты:

• «Сплетни, шептаться за спиной, это может быть опасно, потому что подрывает твой авторитет и самооценку»;

• «Я дружила с компанией девочек. И вроде всё хорошо, но потом начались за спиной какие-то обсуждения, бойкоты. И тебе

не говорят, в чём дело, ничего не было, на тебя за что-то обижаются. Кажется, что осталась одна».

Буллинг, травля. Высказывания этой категории достаточно часто появляются в фокус-группах респондентов всех возрастов. Здесь могут встречаться различные проявления психологического насилия, которые описаны выше, но их отличительная черта — систематический характер и тяжёлая эмоциональная нагруженность. Типичные цитаты:

• «Создание нетерпимой обстановки. Когда человек доводится до такого состояния, что он не хочет идти на работу, заходить в этот класс»;

• «На меня саму давили — одноклассница. Она девушка очень развязная и по каким-то причинам постоянно обращала внимание

на то, что я делаю, и постоянно осуждала меня за мои действия. Сначала не обращала на это внимание, но это было постоянно и продолжительно, и она привлекала других людей, навязывала им своё мнение, и теперь за мной стали многие напрягать и давить за мои действия, потому что она им всучила своё мнение. И получилось так, что многие стали осуждать мои действия. И это было для меня очень некомфортно».

Предательство. Эта категория высказываний выражена только у учеников. Такая форма психологического насилия проявляется в том, что тот, кому доверяет ученик, кого он считает своим другом, неожиданно, по непонят-

ным причинам начинает вести себя агрессивно, начинает оскорблять и унижать. Типичные цитаты:

• «У меня был близкий друг. Я ему доверяла, мы были хорошими друзьями. Но неожиданно оказалось, что он начал меня плохими словами обзывать. Это было очень обидно и неприятно. Я заболела на 3 недели, и эти 3 недели за моей спиной он меня обзывал»;

• «Когда нет доверия, когда вроде и могут поддержать, но когда это выгодно, предадут спокойно».

Давление. Одна из наиболее формальных категорий высказываний. Выражена в основном в группах педагогов, администраторов и школьных психологов. Чаще всего высказывания этой категории представляют собой непосредственно слово «давление» без уточнения его значения.

Дискомфорт. Также достаточно формальная категория, появившаяся в качестве противопоставления пониманию психологической безопасности как комфорта. Помимо этого, к этой категории относятся высказывания, понимающие психологическое насилие достаточно обобщённо — как намеренное создание негативных эмоций или дискомфортных условий существования. Типичные цитаты:

• «Намеренное создание ситуаций, которые вызывают негатив»;

• «Полный дискомфорт человека».

Общие слова, нанесение вреда. К этой категории относятся высказывания, которые являются максимально общими, неконкретными, не дают реального ответа на вопрос, что такое психологическое насилие. Типичные цитаты:

• «Противоположность психологической безопасности»;

• «Такое воздействие, которое приносит вред»;

• «Есть физическое насилие, это понятно. А есть психологическое. Если физическое — это грубое перехождение физических рамок человека. А тут — перехождение психологических рамок».

Крик, взгляд. Категория, одновременно аналогичная и противоположная предыдущей. Здесь также даются формальные и бессодержательные ответы на вопрос «Что такое психологическое насилие?», но эта бессодержательность достигается не за счёт максимальной степени обобщения, а, напротив, — за счёт излишней конкретики. Типичные цитаты:

• «Слово, дело, молчание, взгляд, молчание, внешний вид».

• «Для кого-то даже твой взгляд, когда ты поднимаешь бровь».

Нарушение норм и правил. Высказывания, относящиеся к этой категории, определяют психологическое насилие как нарушение, непринятие, отрицание норм из правил кем-то из участников образовательного процесса. При этом это является насилием не только для учеников, но и для взрослых респондентов. Типичные цитаты:

• «Когда правила нарушаются, когда ставится в ситуацию невыполнимых требований».

• «Все окружающие могут быть, сверстники. От сверстников можно вообще чего угодно ожидать. Я никогда не оставляю личные вещи в куртке в раздевалке, а раздевалка только

на наш класс и на параллельный».

• «Нахождение с людьми (детьми), которые не понимают, как правильно себя вести».

В результате обобщения всех категорий двух проведённых контент-анализов выделены следующие обобщённые группы высказываний относительно психологической безопасности:

• Гармония, комфорт, отсутствие стресса.

• Прогнозируемость.

• Отношения.

• Локус контроля.

Категория «Гармония, комфорт, отсутствие стресса» представляет собой совокупность достаточно общих и зачастую формальных высказываний о внешне наблюдаемых или внутренне ощущаемых характеристиках образовательной среды. Эта категория в значительной мере отличается от остальных тем, что, в отличие от них, служит не причиной, необходимым условием психологической безопасности, а скорее её следствием или отсутствия, индикатором, по которому можно судить, безопасна ли среда. Эта категория более выражена среди

взрослых респондентов. В её состав вошли более узкие категории:

1. Представления о психологической безопасности:

• Отсутствие давления, унижений, агрессии.

• Общие слова (чтобы плохо не было).

• Гармония.

• Комфорт.

• Защищённость, безопасность, соблюдение границ.

• Эмоциональная составляющая, нет стрессов.

2. Представления о психологическом насилии:

Угрозы.

Давление. Дискомфорт. Общие слова. Нанесение вреда. Крик, взгляд.

Категория «Прогнозируемость» заключает в себе совокупность различных характеристик среды, отражающих её надёжность и стабильность. К ней относятся такие высказывания, которые акцентируют в качестве главного условия психологической безопасности, в которой связь между любым поведением и его последствиями закономерна и очевидна для всех участников этой среды. Закономерность и ясность этой связи становится возможной в случае, если существуют определённые правила, нарушение которых влечёт за собой справедливое наказание, если нет предвзятости в суждениях и оценках педагогов и одноклассников, если в образовательной среде не происходит частых значительных изменений, и она остаётся стабильной. В состав этой группы категорий вошли следующие более узкие категории:

1. Представления о психологической безопасности:

• Соблюдение правил и норм.

• Стабильность, прогнозируемость.

• Справедливость.

2. Представления о психологическом насилии:

• несправедливость, неравноправие;

• нарушение норм и правил.

Категория «Отношения» самая распространённая среди всех участников образовательного процесса, при этом среди учеников она выражена в наибольшей степени. Она характеризует собой представление, в соответствии с которым именно качество отношений между участниками образовательного процесса служит главным условием психологически бе-

«а Т/ч «а

зопасной среды. Качество этих отношении оценивается не только по количеству их позитивных составляющих, таких как доброжелательность или уважение, но и по низкому уровню различных проявлений психологического насилия. В состав этой группы категорий вошли следующие более узкие категории:

1. Представления о психологической безопасности:

• отношения.

2. Представления о психологическом насилии:

• навязывание.

• изменение.

• оценка.

• принуждение;

• не учитывается человек;

• непринятие;

• игнорирование, бездействие;

• унижение;

• манипуляция;

• провоцирование;

• агрессия, недоброжелательность;

• сплетни, слухи за спиной;

• буллинг, травля;

• предательство.

Категория «Интернальность» образована единственной категорией «Акцент на внутренних компетенциях, свойствах» и одной из непопулярных категорий высказываний. Она была выделена в качестве отдельной категории наряду с описанными в связи с тем, что, с нашей точки зрения, представляет собой одно из важнейших условий, необходимых для психологически безопасной образовательной среды. Осознание каждым из участников образовательного процесса доли ответственности за психологическую безопасность — свою и окружающих — наряду с обладанием необходимыми коммуникативными и рефлексивными компетенциями — принципиальное условие психологической культуры и благополучия образовательной среды.

В заключение хотим обратить внимание на то, что зафиксированная в подавляющем большинстве высказываний установка на максимизацию комфорта и защиты исключает из образования очень важный элемент — принудительность, требовательность. Подлинное образование, как и любая ситуация настоящего развития личности, во многом дискомфортно. Так же, как внутренне дискомфортен разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть, между тем, что я знаю и понимаю, и тем, как я должен знать и понимать. В классической традиции образование — это благо, которое нужно заслужить упорным трудом. Поэтому интерналь-ность, как способность управлять эмоциональными реакциями, поведением и событиями жизни, с нашей точки зрения, ключевой фактор формирования психологически безопасной среды. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.