Научная статья на тему 'Как помочь учителю сохранить интерес к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС'

Как помочь учителю сохранить интерес к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА / МОТИВ УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ / CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER / THE REASON OF PROFESSIONAL SUCCESS / COMMUNICATIVE ABILITIES / ORGANIZATIONAL SKILLS / LEVEL OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоглова Марина Николаевна

В статье говорится о том, какими знаниями, умениями и личностными качествами необходимо обладать учителю для организации образовательного процесса, приводящего ребёнка к личностным, метапредметным и предметным результатам. Представляется методика определения уровня коммуникативных и организаторских способностей, с помощью которой учитель может изучить уровень сформированности своих склонностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to help the teacher to keep interest to his professional activity within Federal State Educational Standard introduction

In this article it is said about knowledge, skills, and personal qualities for every teacher to organize educational process, which will help the child to get personal, meta-subject and subject results. It is introduced the methodic for identifying communicative and organizational abilities to help teacher to study the level of your interests.

Текст научной работы на тему «Как помочь учителю сохранить интерес к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС»

Как помочь учителю сохранить интерес к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС

Марина Николаевна Гоглова,

доцент, заведующая лабораторией стандартов общего образования научно-исследовательского института столичного образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

• непрерывное образование • профессиональный рост педагога • мотив успеха профессиональной деятельности • коммуникативные способности • организаторские способности • уровень сформированности склонностей •

Новые требования к результатам образования учеников требуют от учителя проявления профессионально-личностных качеств, которые в условиях реализации компонента федеральных государственных образовательных стандартов 2004 года не играли ведущей роли в деятельности педагога. К ним относится умение проектировать, исследовать, управлять проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Особым умением является прогнозирование педагогических рисков, умение находить пути их минимизации и страхования. Важным умением является способность оценивать свою профессиональную деятельность на основе самостоятельно разработанных критериев оценки, формировать и развивать это умение у учащихся. Иными словами, современный учитель обладает развитыми умениями, которые в Стандартах названы «планируемые результаты учащихся».

1 Гоглова М.Н. Непрерывное профессиональное : образование педагога: технологический и управленческий аспекты // Народное образование. 2011. № 9. С.146-152.

2 ГоглоВа М.Н., Скопинцева Н.А. Причины затруднений в профессиональной деятельности педагога и возможные пути их устранения // Педагогическая академия. 2012. № 3. С. 49-53.

Сегодня в отдельных регионах России наблюдается дефицит педагогических кадров, а средний возраст педагогических работников составляет 48-51 год. Каждый третий учитель общеобразователь-

ной школы имеет низкий уровень организационных и коммуникативных способностей, а каждый четвёртый — низкий уровень мотивации профессионального успеха1.

Отсутствие мотива успеха профессиональной деятельности определяется следующими причинами.

Причина первая. Существует закономерная проблема сопротивления инновациям. Трудно осознать необходимость и целесообразность вводимых изменений, в том числе, в систему образования, которая до недавнего времени была одной из лучших в мировом масштабе. Учитель психологически не готов к переменам. Он не видит разницу между традиционным и инновационным в образовании, не понимает (и/или не принимает) целевые установки нового и не прогнозирует будущий результат, убеждая себя в необходимости сохранения прежних форм профессиональной деятельности. Психологическая готовность определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением учителя подчиняться определённым правилам и делать то, что необходимо. А для этого учитель должен преодолеть себя2. Инновация не «спускается сверху», она формируется в практической деятельности учителя и педагогической системе в целом.

162

Причина вторая: учитель ограничен в образовательном пространстве. Отсутствие мотивации успеха (успех учителя — образовательные достижения учащихся) часто ведёт к интеллектуальной пассивности, и учитель ждёт, когда ЕМУ напомнят о необходимости повысить квалификацию и предложат темы курсовой подготовки. Это усугубляется отсутствием определённого уровня компьютерной грамотности, позволяющей использовать существующие средства современного обучения.

Сегодня остаётся актуальной задача: создать условия для профессионального развития учителя на основе повышения мотива успеха и формирования компетентностей, обеспечивающих формирование новых образовательных результатов учащихся.

Итак, задача поставлена, определены планируемые результаты. Что будем делать?

Для определения алгоритма действий учителя в ситуации профессиональных затруднений необходимо представить целостную систему профессионального роста педагога в процессе непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя несколько составляющих.

Формальное образование — повышение квалификации педагога, построенное на освоении новых знаний и умений в области философии образования для осознания учителем общих подходов к организации профессиональной деятельности педагогики и психологии с целью выработки авторского педагогического подчерка в образовательном процессе, направленном на обучение, воспитание и развитие ребёнка в соответствии с целевыми установками.

Неформальное образование следует рассматривать как активное участие педагога в практико-ориентированных событиях, требующих от учителя иллюстрации результатов и продуктов профессиональной деятельности, которые он создал и создаёт в совместной деятельности с детьми. Это мастер-классы, семинары-практикумы, конференции, круглые столы, в которых он принимает активное участие и имеет возможность анализировать и обобщать свой уникальный профессиональный опыт.

Важной составляющей непрерывного образования следует считать информальное образование, иначе самообразование, без которого невозможно формирование и развитие ведущих профессиональных компетентностей педагога: исследовательской, проектной, методической.

Сегодня, с изменением социальной обстановки и ценностных установок на образование, перечень ведущих составляющих содержания дополнительного профессионального образования следует дополнить педагогической рискологией, педагогической аксиологией, педагогической акмеоло-гией, социальной педагогикой, педагогической квалиметрией3.

Учитель, владеющий знаниями новых отраслей педагогической науки, умеет формировать у учащихся ценностные установки на образование, способность противостоять негативным ситуациям, возникающим в социуме, например, сюжеты из средств массовой информации и интернета.

В новых стандартах прописаны требования к результатам образования.

«<Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

• личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформиро-ванность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысло-

3 Социальная педагогика рассматривает социальные обстоятельства, прямо или опосредованно влияющие на воспитание человека в ; масштабах планеты, страны и места его проживания. Педагогическая аксиология определяет жизненно важные ценности для молодёжи, научное их обоснование, а также методики формирования ценностей в образовательном процессе. Педагогическая акмеология позволяет \ выявить закономерности самодвижения педагога к профессиональной вершине, помогает стать уникальным новатором, продуктивным технологом обучения и воспитания. Педагогическая рискология изучает поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность педагогического риска как социально-экономического и психологического явления, а также общие закономерности и специфику педагогической деятельности в ситуации неизбежного выбора. Педагогическая квалиметрия даёт представление о совокупности методов и средств количественной оценки качества образования субъектов образовательного процесса.

163

вых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

• метапредметным, включающим освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

• предметным, включающим освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами»4.

Главным технологическим ресурсом образовательного процесса остаётся педагог. От уровня его профессионального мастерства зависят образовательные результаты учащихся. Педагогическая акмеология определяет закономерности самодвижения педагога к профессиональной вершине и позволяет учителю стать уникальным новатором, продуктивным технологом обучения и воспитания. Акмеологический подход, используемый учителем к собственной профессиональной деятельности, определяет содержание и процесс его неформального

_ и информального

образования.

Формальное образование педагога — нелёгкий путь самостоятельного определения и решения профессиональных проблем. Может ли

4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644.

педагог сам выявить профессиональные проблемы и выбрать пути их решения? Профессиональная деятельность учителя требует ответов на вопросы:

— ради чего она осуществляется;

— на что направлена;

— какими способами и приёмами может реализоваться деятельность для достижения поставленных целей?

Для организации профессиональной деятельности учителю необходимо обладать умениями анализировать образовательную ситуацию на основе сравнения существующих результатов образования детей и тех планируемых результатов, которые он будет формировать и развивать. Учителю важно владеть проблемно-ориентированным анализом.

Учитель знает, что анализ профессиональной деятельности сосредотачивается на его структуре. Анализ показывает, как осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса, а поэтому позволяет описать процесс. Организация работы в малых группах позволяет учителю увидеть распределение «ролей» среди участников, знания и умения, использованные детьми в коллективном решении проблемной задачи, проявление их склонностей и способностей — это показатели образовательных результатов. Соответствуют ли они тем результатам, которые планирует сформировать учитель?

В отличие от анализа синтез обращает внимание на функции, он показывает, почему участники процесса действуют именно так, и позволяет объяснить специфику этого взаимодействия. Что необходимо изменить учителю в образовательном процессе, чтобы достичь желаемого результата? Может быть, стоит подумать над содержанием урока и предложить ребёнку самому определить его направления (возьму на себя смелость заявить, что в условиях ФГОС содержание предмета является средством формирования новых результатов)? Возможно, следует изменить технологические приёмы, средства, методы организации учебной деятельности. Таким образом, анализ даёт знание, а синтез — понимание. Анализ описывает процесс изнутри, а синтез помогает построить процесс с учётом внешних условий.

164

Кроме того, учитель знает, что такое проблема, и рассматривает её как теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения. Проблему можно рассматривать и как противоречивую ситуацию, порождённую наличием противоположных позиций. Для учителя важной является проблема результата образовательной деятельности ученика — его образовательные достижения. Анализ, проведённый учителем, показывает, что реальные результаты не соответствуют планируемым. В чём причина? В проблемах процесса: этапы урока недостаточно оснащены средствами, учитель плохо владеет умением организовать процесс, испытывает затруднения в общении с учениками, дети не мотивированы на познавательный процесс, на успех. Всё это следствие главной причины — низкого уровня профессионально-личностных компетент-ностей педагога, в том числе, неумение управлять образовательным процессом.

В ходе введения федеральных государственных образовательных стандартов учителю необходимо уметь прогнозировать образовательные результаты учащихся (анализ проводится от будущего!), структурировать и понимать взаимосвязи между разными проблемами и отбирать «свои» проблемы. Мы говорим о рефлексии учителя — его умении «посмотреть на себя со стороны», оценить свою деятельность глазами внешнего эксперта. Только в этом случае он сможет найти пути выхода из затруднений. Если этого не происходит, мы говорим не о проблемах, а об ограничениях образовательной системы в целом, которое проявится в её стагнации с последующим саморазрушением.

Какими знаниями, умениями и личностными качествами должен владеть учитель для проведения проблемно-ориентированного

анализа образовательного процесса? Во-первых, педагог должен знать структуру и содержание аналитического процесса и понимать, в чём смысл, каковы цели и с помощью каких операций можно его провести (т.е. алгоритм проведения проблемно-ориентированного анализа). Во-вторых, ему необходимо овладеть умением организовать собственную аналитическую деятельность. В-третьих, учитель несёт ответственность за результаты проведённого анализа.

Современный учитель владеет алгоритмом проблемно-ориентированного анализа, который можно представить следующим образом.

Этап I. Анализ результатов

Шаг 1. Определить, какие результаты нас не удовлетворяют и что мы хотим изменить.

Что не устраивает в результатах профессиональной деятельности учителя — «портрете» ученика 5 класса (неперсонифициро-ванные данные)?

Проблема 1: высокий уровень тревожности.

Проблема 2: низкая учебная мотивация.

Шаг 2. Определить, какие результаты мы хотим получить (речь идёт о планируемых результатах).

Проблема 1: уровень тревожности — снижение на 25%.

Проблема 2: уровень учебной мотивации — повышение на 30%.

Шаг 3. По разнице имеющихся и планируемых результатов формулируем проблему.

Выявленные противоречия Возможные причины противоречий Возможные пути решения Задачи

Тревожность Психологическая несовместимость учителя и детей Совместная методическая работа учителей начальной и основной школы Организация деятельности педагогического клуба «Наши дети»

Учебная мотивация Низкий уровень владения учителем технологий мотивации учебной деятельности Непрерывное профессиональное образование Проектирование индивидуальной образовательной программы педагога

165

Этап II. Анализ учебно-воспитательного процесса

Шаг 4. Выяснить, какие недостатки учебно-воспитательного процесса способствовали возникновению проблемы результатов в шаге 3. Сформулировать проблемы учебно-воспитательного процесса. Что не устраивает в образовательном процессе?

Проблема 1. Использование разных педагогических технологий в образовательном процессе.

Проблема 2. Нерациональное расписание занятий.

Этап III. Анализ условий

Шаг 5. Выяснить и установить, из-за каких недостатков условий (научно-методических, кадровых, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых) возникли проблемы учебно-воспитательного процесса, выявленные в шаге 4. Сформулировать проблемы условий. Что не устраивает в условиях и ресурсах процесса (учитель — главный технологический ресурс)?

Проблема 1. Несогласованность действий учителей начальной и основной школы.

Проблема 2. Низкий уровень профессионально-личностных качеств педагогов.

Шаг 6. Методом экспертной оценки ранжировать все выявленные проблемы по значимости (внутри шага 3, шага 4, шага 5); определить приоритеты в решении проблем.

Если ранжировать проблемы по направлениям: результат — процесс — условия, будет выявлена следующая закономерность: низкий уровень мотивации пятиклассника — следствие отсутствия преемственности между начальной и основной школой, что, в свою очередь, является следствием несогласованных действий учителей из-за низких профессионально-личностных ка-

_ честв.

5 Методика исследования коммуникативных и организаторских склонностей. Тест-опросник КОС ЬШрУЛммм.рэурегт.паго!! гиЯЮ.Мт

Говоря о личностных качествах педагога, важно обра-

тить внимание на наличие мотива успеха профессиональной деятельности и уровень сформированности склонностей и способностей, в том числе, организаторских и коммуникативных, без которых образ современного учителя становится неполным. Мотив успеха формируется, а склонности и способности развиваются в течение всей жизни человека. Поэтому педагог, у которого есть мотив успеха и трудности в профессиональной деятельности, самостоятельно может изучить уровень развития своих способностей, в том числе, организаторских и коммуникативных, без которых невозможно формирование новых образовательных результатов учеников. Для этого необходимы следующие условия:

— желание педагога найти причины профессиональных затруднений в себе, своих профессиональных и личностных качествах, умение осуществить рефлексию;

— наличие инструмента для изучения личностных качеств.

Учитель может изучить уровень сформиро-ванности своих склонностей, используя различные методики.

Методика определения уровня коммуникативных и организаторских способностей5

Инструкция

Прочитайте внимательно каждый вопрос и в бланке ответов поставьте «+», если Вы отвечаете «Да» и «-», если отвечаете «Нет».

Обращайте внимание на первые слова вопросов.

Не тратьте времени на обдумывание, отвечайте быстро, время ответов 15 минут.

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удаётся убедить большинство своих товарищей, коллег в правоте Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-либо из Ваших товарищей?

166

4. Всегда ли Вам тяжело ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?

5. Стремитесь ли Вы к установлению новых знакомств?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли препятствия в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами, коллегами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы вовлекаетесь в новые для Вас компании (коллективы)?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний и обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что обычно Вы плохо ориентируетесь в незнакомой для себя обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если не удаётся закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

30. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято коллегами, товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы чувствуете себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой аудиторией?

167

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих коллег, товарищей?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей, коллег?

Ответы на вопросы педагог фиксирует в бланке ответов.

Бланк ответов

Ф.И.О._

Дата_

Возраст_

1. 21.

2. 22.

3. 23.

4. 24.

5. 25.

6. 26.

7. 27.

8. 28.

9. 29.

10. 30.

11. 31.

12. 32.

13. 33.

14. 34.

15. 35.

16. 36.

17. 37.

18. 38.

19. 39.

20. 40.

После заполнения бланка ответов педагог _ выводит сумму зна-

6 Юсупов И.М. Методика «Диагностика чений °пределяю-эмпатии» http://comm-psy.ru/ щих коммуникативные и организационные способности.

уровня

2011/05/metodika-diagnostika-urovnya empatii-i-m-yusupova/

Ключи

Коммуникативные способности

Да — 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. Нет — 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Уровень развития способностей:

2-10 — низкий; 11-14 — средний;

15-20 — высокий.

Организационные способности:

Да — 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38. Нет — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Уровень развития способностей:

меньше и равно 12 — низкий; 13-15 — средний;

16-20 — высокий.

Профессионально значимым личностным качеством педагога является эмпатия (сопереживание). В.А. Сухомлинский считал, что формирование способности ощущать душевное состояние другого человека — это то, с чего должен начинать учитель, а, следовательно, обладать этим качеством учителю необходимо. Ребёнок понимает сопереживание педагога и отвечает ему взаимностью. Для определения уровня эмпа-тии существуют методики, которыми может воспользоваться педагог для самоанализа профессиональной деятельности6.

Для этого он, следуя инструкции, отвечает на вопросы, и ответы записывает в бланк ответов.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое предложение. Предлагаем Вам оценить эти утверждения. Ваши ответы не оцениваются как плохие или хорошие. Поэтому просим отвечать откровенно, и не раздумывая. Прочитав в опроснике утверждение, отметьте в бланке ответов Ваше мнение, используя 6 вариантов ответов:

0 — не знаю;

1 — никогда или нет;

2 — иногда;

3 — часто;

4 — почти всегда;

5 — всегда или да.

168

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Предпочитаю современную музыку.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не стоит вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную мелодию, на мои глаза сами по себе наворачивались слёзы.

10. Раздражённое состояние моих близких влияет на моё настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал родителям всё, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, её надо хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих близких.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слёзы только у несерьёзных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодёжь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

169

Бланк ответов

Дата_

1. 19.

2. 20.

3. 21.

4. 22.

5. 23.

6. 24.

7. 25.

8. 26.

9. 27.

10. 28.

11. 29.

12. 30.

13. 31.

14. 32.

15. 33.

16. 34.

17. 35.

18. 36.

Для обработки результатов используют ключи.

Ложь:

0 — 3, 9, 11, 13, 28, 36. 5 — 11, 13, 15, 27.

Если сумма ложных ответов не больше 3-х, то результатам можно доверять; если 4, то результаты вызывают сомнения; если 5, то работа выполнена зря.

Суммируем баллы на ответы:

2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.

82-90 баллов — очень высокий уровень эм-патийности, болезненно развита склонность к сопереживанию.

63-81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам ок-

ружающих, великодушны, душевны, стараетесь не допускать конфликтов.

37-62 балла — нормальный уровень эмпа-тии, присущий подавляющему большинству людей. Вы не «толстокожий», но и не относитесь к особо чувствительным.

12-36 — низкий уровень эмпатии. Затруднения в установлении контактов. Эмоциональные проявления других кажутся непонятными и лишёнными смысла.

11 и менее баллов — очень низкий уровень. Эмпатийность не развита, центрированы на себе.

Результаты самообследования позволят педагогу выявить причины, вызывающие затруднения в установлении контактов с участниками образовательного процесса, и укажут на необходимость коррекции индивидуальной системы непрерывного образования, изменений в профессионально-личностной сфере. У учителя возникнет потребность в проектировании индивидуальной образовательной программы непрерывного профессионального образования, которая может стать системообразующим компонентом его портфолио. □

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.