Научная статья на тему 'КАК ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВЛИЯЮТ НА ПРИЛОВ МОРСКИХ ПТИЦ В ТРАЛОВЫХ ОРУДИЯХ ЛОВА'

КАК ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВЛИЯЮТ НА ПРИЛОВ МОРСКИХ ПТИЦ В ТРАЛОВЫХ ОРУДИЯХ ЛОВА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смертность морских птиц / прилов / траловый промысел минтая / seabird mortality / bycatch / pollock trawl fishery

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Ю Б. Артюхин

На примере среднетоннажного траулера серийного проекта показано, что место расположения лебедки, наматывающей кабель прибора контроля трала, оказывает существенное влияние на частоту столкновений птиц с этим кабелем и, как следствие, на показатели гибели птиц в орудиях лова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Ю Б. Артюхин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FISHING EQUIPMENT AFFECT SEABIRD BYCATCH IN TRAWL GEAR

Using the example of a medium-tonnage trawler of the serial project, it is shown that the location of the winch winding the net sonar wire third cable has a significant impact on the frequency of seabird collisions with this cable and, as a result, on the bird mortality rates in fishing gear.

Текст научной работы на тему «КАК ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВЛИЯЮТ НА ПРИЛОВ МОРСКИХ ПТИЦ В ТРАЛОВЫХ ОРУДИЯХ ЛОВА»

Секция 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВСТВА, ОТРАСЛЕЙ И ОБЪЕКТОВ РЫБОДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

УДК 598.2:639.2.065

Ю.Б. Артюхин

Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Петропавловск-Камчатский, 683024 e-mail: artukhin61@mail.ru

КАК ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВЛИЯЮТ НА ПРИЛОВ МОРСКИХ ПТИЦ В ТРАЛОВЫХ ОРУДИЯХ ЛОВА

На примере среднетоннажного траулера серийного проекта показано, что место расположения лебедки, наматывающей кабель прибора контроля трала, оказывает существенное влияние на частоту столкновений птиц с этим кабелем и, как следствие, на показатели гибели птиц в орудиях лова.

Ключевые слова: смертность морских птиц, прилов, траловый промысел минтая.

Yu.B. Artukhin

Kamchatka Branch of the Pacific Geographical Institute FEB RAS, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683024 e-mail: artukhin61@mail.ru

FEATURES OF FISHING EQUIPMENT AFFECT SEABIRD BYCATCH IN TRAWL GEAR

Using the example of a medium-tonnage trawler of the serial project, it is shown that the location of the winch winding the net sonar wire third cable has a significant impact on the frequency of seabird collisions with this cable and, as a result, on the bird mortality rates in fishing gear.

Key words: seabird mortality, bycatch, pollock trawl fishery.

С 2015 г. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН сотрудничает с НКО «Ассоциация добытчиков минтая» с целью изучения проблемы влияния тралового промысла в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на состояние популяций морских птиц. Одним из аспектов программы исследований является изучение видоспецифичных особенностей взаимодействия птиц с траловыми орудиями лова в зависимости от конструкции судна и характера эксплуатации промыслового оборудования [1]. Как показали предыдущие исследования, выполненные в Охотском и Беринговом морях на крупнотоннажных траулерах типа БМРТ [2-4], наибольшую опасность для птиц представляет кабель, соединяющий прибор контроля глубины и степени раскрытия трала (измеритель глубины эхолотно-кабельный - ИГЭК), закрепленный на верхней подборе трала, с выводящей аппаратурой на ходовом мостике.

В 2022 г. работы по программе впервые продолжили на борту среднетоннажного траулера на промысле восточнокамчатского минтая в Петропавловско-Командорской подзоне и СевероКурильской зоне. Наблюдения вели на СРТМ «Мыс Муравьева» (проект FVS-419 типа «Мыс Корсакова») в течение каждых судо-суток лова (n = 43) в период с 19 октября по 5 декабря. Для изучения закономерностей взаимодействия птиц с траловыми орудиями лова использовали методы, разработанные при выполнении подобных исследований в других районах Тихого океана, которые были успешно адаптированы в зимней Охотоморской минтаевой экспедиции и на промысле в Западно-Беринговоморской зоне [2-4]. Согласно методике за определенный промежуток времени проводили подсчет количества контактов птиц с тралом, ваерами (буксировоч-

ными тросами) и кабелем ИГЭК на всех стадиях промысловой операции (постановка, траление и выборка). Всего выполнено 328 сеансов наблюдений общей продолжительностью 134,0 ч (27,3% времени всех тралений).

Конструктивной особенностью СРТМ «Мыс Муравьева» является наличие двух лебедок ИГЭК - основной и резервной - для намотки кабеля прибора контроля трала, которые в результате переоборудования судна принципиально различаются по месту размещения на палубе. Основная лебедка ИГЭК (модель СВЛ-4 российского производства) установлена под ходовой рубкой на нижнем мостике. Направляющий блок ее кабеля подвешен над слипом на высоте 4 м над уровнем моря, отчего кабель погружается в воду на расстоянии в среднем 12 м от кормы, т. е. практически на одной линии с 10-метровой зоной погружения ваеров. В связи с ее поломкой рыбаки были вынуждены временно использовать также запасную лебедку (модель Ibercisa Deck Machinery MCSE/75/3500-9,4 испанского производства), которая установлена на кормовом трал-мейстерском мостике. Направляющий блок для нее закреплен на 2-метровой стреле на высоте 7 м над уровнем моря, отчего ИГЭК-кабель уходит в воду в среднем в 25 м от кормы - в 2,5 раза дальше ваеров (табл. 1, рисунок), что схоже с его положением на крупнотоннажных траулерах типа БМРТ [2]. В течение рейса на СРТМ «Мыс Муравьева» 57,3% времени всех тралений (n = 167) было выполнено с применением основной лебедки и 42,7% - с резервной.

Таблица 1

Характеристика тралового оборудования и особенности расположения ваеров и кабеля прибора контроля трала (ИГЭК) на СРТМ «Мыс Муравьева»

Характеристика Модель (марка) / значение

Трал «Gloria» 928 WB (разноглубинный), 77/63 м (донный)

Расстояние между ваерами, м 6,6

Расстояние от ваера до угла кормы, м 2,8

Высота расположения блока ваера на корме, м 5,2

Средняя дистанция от кормы до входа ваера в воду, м 10,0

Диаметр ваера, мм 28,0

Измеритель глубины эхолотно-кабельный (ИГЭК) Simrad FS-70

Расстояние от кабеля ИГЭК до угла кормы, м 6,1

Основная лебедка ИГЭК (установлена под ходовой рубкой на нижнем мостике) СВЛ-4 (Россия)

Высота расположения блока кабеля на корме, м 4,0

Расстояние от блока до среза кормы, м -3,7

Средняя дистанция от кормы до входа кабеля в воду, м 12,0

Диаметр кабеля, мм 9,0

Резервная лебедка ИГЭК (установлена на корме на тралмейстерском мостике) Ibercisa Deck Machinery MCSE/75/3500-9,4 (Испания)

Высота расположения блока кабеля на корме, м 7,0

Расстояние от блока до среза кормы, м +2,0

Средняя дистанция от кормы до входа кабеля в воду, м 25,0

Диаметр кабеля, мм 11,0

За 328 сеансов наблюдений было зарегистрировано 4 323 контакта птиц с орудиями лова. Только 45 из них были с канатно-сетной частью и мешком трала, все остальные - с ваерами и ИГЭК-кабелем. Большинство столкновений случились с глупышами (Ры1тагш glacialis) (74,6% контактов), численность которых вблизи кормы была на порядки выше, чем у остальных видов птиц. Глупыши постоянно формировали крупные плотные группы в зонах погружения в воду ваеров, а при использовании запасной лебедки - и кабеля прибора контроля трала. На долю тонкоклювых буревестников (Ры[[тш tenuirostris) приходится 23,1% контактов, а на всех чайковых (Ьагш 8рр., Rissa 8рр.) - лишь 2,2%. Из трех видов альбатросов, зарегистрированных около судна во время тралений, только у темноспинного альбатроса (Phoebastria ттШаЫШ) отмечено шесть контактов с ИГЭК-кабелем (0,1%).

Расположение ваеров (1) и кабеля прибора контроля трала (2) при использовании основной (А) и резервной (Б) лебедок ИГЭК на СРТМ «Мыс Муравьева»

В отличие от крупнотоннажных траулеров, где на всех стадиях промысловых операций наибольшую опасность для птиц представляет кабель прибора контроля трала, на СРТМ «Мыс Муравьева» чуть более половины (52,3%) всех контактов птиц произошло с ваерами, в основном с тем, что расположен с правого борта, откуда происходит основной слив отходов обработки уловов из рыбозавода. Это закономерно, так как при использовании базовой лебедки ИГЭК-кабель

фактически прикрыт ваерами с обеих сторон и таким образом находится в зоне недосягаемости для птиц. Подавляющее большинство столкновений с кабелем прибора контроля трала произошло во время тралений с расположенной на корме резервной лебедкой, что наглядно подтверждают статистически достоверные результаты показателей частоты контактов для всех групп птиц, отмеченных во время сеансов наблюдений (табл. 2).

Таблица 2

Различия средних значений частоты столкновений птиц (контактов/ч) с кабелем прибора контроля трала на стадии траления в зависимости от расположения основной (под рубкой) и резервной (на корме) лебедок ИГЭК на СРТМ «Мыс Муравьева» на промысле минтая в Петропавловско-Командорской подзоне и Северо-Курильской зоне

в позднеосенний период 2022 г.

Вид/группа Расположение лебедки ИГЭК Kruskal-Wallis test

под рубкой (n = 105) на корме (n = 62)

M SE M SE

Глупыши Fulmarus glacialis 2,16 1,02 40,30 5,99 H = 119,375; df = 1; p < 0,005

Буревестники Puffinus tenuirostris 0,32 0,14 16,42 2,40 H = 106,887; df = 1; p < 0,005

Чайковые Larus spp., Rissa spp. 0,08 0,04 0,97 0,26 H = 18,512; df = 1; p < 0,005

За весь период исследований в орудиях лова зафиксирована гибель 110 особей морских птиц, относящихся к шести видам. При этом 85 случаев (77,3%) зарегистрированы во время тралений с использованием резервной лебедки прибора контроля трала, когда количество контактов птиц с ИГЭК-кабелем существенно возрастало. У самых массовых видов - глупышей и буревестников - разница в показателях смертности при тралениях с основной и запасной лебедками оказалась статистически значимой (Kruskal-Wallis test: для глупышей H = 6,927, df = 1, p < 0,05; для буревестников H = 12,440, df = 1, p < 0,005).

Таким образом, благодаря конструктивным особенностям, на СРТМ серийных проектов ИГЭК-кабель погружается в воду близко от кормы на одном уровне с ваерами и потому не представляет такой опасности для птиц, как на крупнотоннажных траулерах. С точки зрения сокращения гибели птиц в орудиях лова на судах данного типа нет необходимости использования дополнительных приспособлений, разработанных в результате экспериментальных исследований [5, 6].

Литература

1. Артюхин Ю.Б. Морские птицы и траловый промысел минтая в Дальневосточном рыбо-хозяйственном бассейне // VIII Дружининские чтения: Материалы Всерос. науч. конф. с между-нар. участием, посвящ. 300-летию Российской академии наук, 55-летию Института водных и экологических проблем ДВО РАН, 60-летию заповедников в Приамурье (Хабаровск, 4-6 октября 2023 г.). - Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2023. - С. 251-253.

2. Артюхин Ю.Б. Особенности взаимодействия морских птиц с траловыми орудиями лова // Известия ТИНРО. - 2019. - Т. 197. - С. 219-232.

3. Артюхин Ю.Б. Взаимодействия морских птиц с орудиями лова на промысле минтая и сельди в Охотском море в зимне-весенний период 2020 г. // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2021. - № 57. - С. 44-53.

4. Артюхин Ю.Б. Взаимодействия морских птиц с орудиями лова на траловых промыслах минтая и кальмара в северо-западной части Берингова моря в безледный период // Труды ВНИРО. - 2022. - Т. 188. - С. 98-109.

5. Reducing seabird strikes with trawl cables in the pollock catcher-processor fleet in the eastern Bering Sea / E.F. Melvin, K.S. Dietrich, S. Fitzgerald, T. Cardoso // Polar Biology. - 2011. - Vol. 34. -P. 215-226.

6. Артюхин Ю.Б. Мировой опыт сокращения смертности морских птиц на траловых промыслах и возможности его использования в российских условиях // Русский орнитологический журнал. - 2019. - Т. 28, № 1802. - С. 3531-3542.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.