Научная статья на тему 'КАК НОВЫЕ ИГРОКИ ВЫТЕСНЯЮТ ВЕДУЩИЕ ЭКОНОМИКИ В ОКЕАНИИ К 2020 ГОДУ'

КАК НОВЫЕ ИГРОКИ ВЫТЕСНЯЮТ ВЕДУЩИЕ ЭКОНОМИКИ В ОКЕАНИИ К 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЯ / АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ / ЮЖНО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / КНР / ФИДЖИ / СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА / БУГЕНВИЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КИТАЙСКИЕ КОМПАНИИ / ОФШОРЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА АВСТРАЛИИ / AUSTRALIA / COMMONWEALTH OF AUSTRALIA / THE SOUTH PACIFIC / NEW ZEALAND / CHINA / FIJI / THE SOLOMON ISLANDS / BOUGAINVILLE / REGIONAL ECONOMY / SHADOW ECONOMY / CHINESE COMPANIES / OFFSHORE COMPANIES / NATIONAL ECONOMY OF AUSTRALIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришко Алексей Викторович

В статье изложены причины спада экономического влияния Австралийского Союза в Южно-Тихоокеанском регионе в 2010-х гг. На основе оригинальных источников описаны основные страны-бенефициары, укрепившиеся в региональных нишах государств Океании ввиду провальной агрессивной тактики кабинетов министров Канберры в начале ХХI века. Обозначены объемы ущерба для национальной экономики Австралии с учетом обозримых перспектив. Даны сценарии возможного поведения новых властей с учетом внешних и внутренних факторов, определивших ошибки предыдущих центральных правительств в 2000-2010-х гг. Освещены роли Китайской Народной Республики, хуацяо Юго-Восточной Азии и Океании, Новой Зеландии, Фиджи и Соломоновых островов в комплексном процессе изменения паритета системы экономического влияния в Южно-Тихоокеанском регионе к концу второго десятилетия ХХI века. Показаны затраты Новой Зеландии в рамках программы военного сотрудничества МАР с развивающимися странами Южно-Тихоокеанского региона, и изложена ее сущность. Произведено комплексное моделирование сценариев развития событий, исходя из системы нерешенных внутренних и внешних проблем. Сделаны выводы о необходимости качественного скрупулезного пересмотра провальных экономических инициатив Австралийского Союза в Океании к началу третьего десятилетия ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How new players are displacing leading economies in Oceania by the year 2020

The article describes the reasons for the decline of the economic influence of the Australian Union in the South Pacific region in the 2010s. on the basis of original sources, the main beneficiary countries strengthened in the regional niches of the Oceania States due to the failed aggressive tactics of the Canberra cabinets at the beginning of the XXI century are described. The volumes of damage to the national economy of Australia are indicated, taking into account the foreseeable prospects. Scenarios of possible behaviour of the new authorities taking into account external and internal factors that determined the mistakes of the previous central governments in 2000-2010 are given. The role of the People's Republic of China, the Huaqiao of South-East Asia and Oceania, New Zealand, Fiji and Solomon Islands in the complex process of changing the parity of the system of economic influence in the South Pacific region by the end of the second decade of the XXI century is highlighted. The revenues of New Zealand in the framework of the military cooperation program (Mutual Assistance Program of New Zealand) with developing countries of the South Pacific region are shown, and its essence is stated. Complex scenarios modeling of the events development, proceeding from system of unsolved internal and external problems, is made. Conclusions are drawn about the need for a qualitative thorough revision of the failed economic initiatives of the Australian Union in Oceania by the beginning of the third decade of the XXI century.

Текст научной работы на тему «КАК НОВЫЕ ИГРОКИ ВЫТЕСНЯЮТ ВЕДУЩИЕ ЭКОНОМИКИ В ОКЕАНИИ К 2020 ГОДУ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019

ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

как новые игроки вытесняют ведущие экономики в океании к 2020 году

Гришко А.В. 1

1 Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье изложены причины спада экономического влияния Австралийского Союза в Южно-Тихоокеанском регионе в 2010-х гг. На основе оригинальных источников описаны основные страны-бенефициары, укрепившиеся в региональных нишах государств Океании ввиду провальной агрессивной тактики кабинетов министров Канберры в начале XXI века. Обозначены объемы ущерба для национальной экономики Австралии с учетом обозримых перспектив. Даны сценарии возможного поведения новых властей с учетом внешних и внутренних факторов, определивших ошибки предыдущих центральных правительств в 2000-2010-х гг. Освещены роли Китайской Народной Республики, хуацяо Юго-Восточной Азии и Океании, Новой Зеландии, Фиджи и Соломоновых островов в комплексном процессе изменения паритета системы экономического влияния в Южно-Тихоокеанском регионе к концу второго десятилетия XXI века. Показаны затраты Новой Зеландии в рамках программы военного сотрудничества МАР с развивающимися странами Южно-Тихоокеанского региона, и изложена ее сущность. Произведено комплексное моделирование сценариев развития событий, исходя из системы нерешенных внутренних и внешних проблем. Сделаны выводы о необходимости качественного скрупулезного пересмотра провальных экономических инициатив Австралийского Союза в Океании к началу третьего десятилетия XXI века.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Австралия, Австралийский Союз, Южно-Тихоокеанский регион, Новая Зеландия, КНР, Фиджи, Соломоновы острова, Бугенвиль, региональная экономика, теневая экономика, китайские компании, офшоры, национальная экономика Австралии

How new players are displacing leading economies in oceania by the year 2020

Grishko A.V.1

1 Kamchatka State University named after Vitus Bering, Russia

введение

Глобальный экономический кризис 2008 года создал особые условия изменений баланса сил в ключевых регионах мира. Продолжающиеся его волны имеют комплексные последствия как для отдельных государств, так и для блоков и иных объединений. Океания (Южно-Тихоокеанский регион) особый ареал со сложившимися торговыми и экономическими связями, однако за последние одиннадцать лет архитектура новых связей существенным образом меняет баланс сил в пользу новых игроков глобального пространства, вытесняя исто-

рически сложившиеся альянсы, создавая новый порядок региональных экономических отношений.

Австралийский Союз - ведущее государство Океании с наиболее диверсифицированной экономикой, которое по настоящее время является главным региональным игроком пространства Южно-Тихоокеанского региона (ЮТР). Несмотря на изначально выгодное геостратегическое расположение и наличие богатых месторождений разнообразных ресурсов, Канберра испытывает сложности ввиду нарастающего комплекса внутренних проблем, решить которые страна пыталась за счет серии актов внешних агрессивных экспансий в Океании и в Юго-Восточной Азии (ЮВА) [1-13] (Skorobogatyh, 2011; Sidorova, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Ulyanina, 2017). Если страны АСЕАН быстро дали коллективный отпор с наглядной демонстрацией того, какие убытки это сулит Австралии в короткое

ABSTRACT:_

The article describes the reasons for the decline of the economic influence of the Australian Union in the South Pacific region in the 2010s. on the basis of original sources, the main beneficiary countries strengthened in the regional niches of the Oceania States due to the failed aggressive tactics of the Canberra cabinets at the beginning of the XXI century are described. The volumes of damage to the national economy of Australia are indicated, taking into account the foreseeable prospects. Scenarios of possible behaviour of the new authorities taking into account external and internal factors that determined the mistakes of the previous central governments in 2000-2010 are given. The role of the People's Republic of China, the Huaqiao of South-East Asia and Oceania, New Zealand, Fiji and Solomon Islands in the complex process of changing the parity of the system of economic influence in the South Pacific region by the end of the second decade of the XXI century is highlighted. The revenues of New Zealand in the framework of the military cooperation program (Mutual Assistance Program of New Zealand) with developing countries of the South Pacific region are shown, and its essence is stated. Complex scenarios modeling of the events development, proceeding from system of unsolved internal and external problems, is made. Conclusions are drawn about the need for a qualitative thorough revision of the failed economic initiatives of the Australian Union in Oceania by the beginning of the third decade of the XXI century.

KEYWORDS: Australia, Commonwealth of Australia, the South Pacific, New Zealand, China, Fiji, the Solomon Islands, Bougainville, regional economy, shadow economy, Chinese companies, offshore companies, national economy of Australia

JEL Classification: F21, F23, F35, F39, F51, F68 Received: 28.10.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Grishko A.V. ([email protected])

CITATION:_

Grishko A.V. (2019) Kak novye igroki vytesnyayut veduschie ekonomiki v Okeanii k 2020 godu [How new players are displacing leading economies in Oceania by the year 2020]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 775-784. doi: 10.18334/epp.9.4.41321

время менее четверти квартала, то в Южно-Тихоокеанском регионе у главной экономики ареала исторические долгое время не было конкурентов [1-11] (Skorobogatyh, 2011; Sidorova, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Ulyanina, 2017).

К началу XXI века, Канберра стала все более тесно сотрудничать с Китайской Народной Республикой, в какой-то момент экспорт именно необработанных ресурсов из Австралии в Китай стал выгоден и составлял существенную долю экспорта, изменив приоритетные торговые экспортные коридоры страны. Параллельно такому выгодному сотрудничеству стали наблюдаться и негативные тенденции: китайские фирмы из КНР стали активно теснить не только компании хуацяо Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона [4] (Zakharev, 2015), но и австралийские из ниш, где они длительное время господствовали либо имели приоритет по сравнению с китайскими компаниями развивающихся государств Океании и АСЕАН [2-9] (Sidorova, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018).

Попытки Австралийского Союза каким-то образом влиять и уменьшить долю влияния компаний КНР на национальном рынке и в ЮТР не принесли существенных результатов. Наоборот, в определенные периоды времени страна лишалась стабильных китайских инвестиций, о чем мгновенно парламенту сигнализировало промышленное лобби добывающего сектора, сельского хозяйства, туристической отрасли и т.д. [1, 2] (Skorobogatyh, 2011; Sidorova, 2019). Счастливы были только экологи, состоящие в меньшинстве в коалиционных объединениях законодательного органа страны [2] (Sidorova, 2019).

С другой стороны, агрессивная риторика Канберры в Океании хотя и не встречала явного оперативного отпора, как это было с единым фронтом государств Юго-Восточной Азии, однако находила ответ в форме мирного противостояния: развивающиеся страны Южно-Тихоокеанского региона стали уделять приоритет деловым отношениям Новой Зеландии, которая тактикой равноправного диалога расположила к себе ряд правительств и представителей крупного бизнеса разных национальных элит ЮТР. Программа взаимопомощи в сфере военного сотрудничества «МАР», которая обходится Новой Зеландии в разные года (по разным подсчетам конвертации новозеландского доллара с учетом колебаний на рынке) от 1,5 до 3 млн долл. США [2, 3, 6-9, 14] (Sidorova, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Kostyuchenko, 2018; Zakharev,

ОБ АВТОРЕ:_

Гришко Алексей Викторович, аспирант (grishko.a1exei0bk.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гришко А.В. Как новые игроки вытесняют ведущие экономики в Океании к 2020 году // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 775-784. Сог 10.18334/ерр.9.4.41321

778 .ЮиМАЬ ОР EC0N0MiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с1оЬег-РесетЬег)

2019), также крайне позитивно формирует облик вооруженных сил развивающихся стран Океании, которые не могут самостоятельно позволить себе качественные учения, амуницию и иные расходы. Между тем, в условиях серии тлеющих и развивающихся региональных и межгосударственных конфликтов в Полинезии, Меланезии и Микронезии, надежные вооруженные силы, которые видят, что правительства стараются улучшить условия их труда, пусть и благодаря деньгам мирной Новой Зеландии, третьей стороны, не заинтересованы в появлении новых военных противостояний в ЮТР [6-9,14] (Zakharev, 2017; Kostyuchenko, 2018; Zakharev, 2019). Это укрепляет диалог между правительствами развивающихся стран и генералитетами, налаживая диалог как внутри каждого государства, так и межведомственное региональное сотрудничество. Разумеется, определенные очаги конфликтов сохраняются, однако МАР существенно минимизировала их количество, на фоне роста зон напряженности по всему и миру и в соседних с Океанией регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки [2, 4, 9-14] (Sidorova, 2019; Zakharev, 2015; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Ulyanina, 2017; Zakharev, 2019).

Другим государством, которое выиграло на фоне агрессивных действий Канберры, стали Фиджи. Будучи важным центром финансовой активности, открытой и теневой, архипелаг стал все более привлекательным как для австралийских компаний, так и для бизнеса развивающихся стран ЮТР, которые до этого осуществляли большую часть своего оборота через банки Сиднея, Брисбена, Мельбурна и Перта. Офшор ежегодно расширялся за счет американского капитала, который убегает из США в геометрической прогрессии, а попытки австралийского правительства дополнительно обложить налогами бизнес, особенно после серии неудач во внешней стратегии с КНР, успехом не увенчались, более того, стали стимулом для национальных компаний покидать страну и перемещать прибыль на Фиджи и Соломоновы острова.

Неожиданным игроком, который может существенно потеснить Австралийский Союз из ниш ведущего экспортера ряда линеек ресурсов КНР, может выступить остров Бугенвиль, который пока является регионом с автономией Папуа - Новой Гвинеи [6, 14] (Zakharev, 2017; Zakharev, 2019). Однако после референдума богатый ресурсами остров может стать одним из непризнанных государств, которое является длительное время объектом интересов ТНК, особенно во время войны 1989-1997 гг. Поскольку на Бугенвиле крупнейшее месторождение концентрата меди и есть другие месторождения с быстрыми в добыче сопутствующими ресурсами [6, 14] (Zakharev, 2017; Zakharev, 2019), не требующими серьезных затрат для осваивающих компаний, а также нет сложного экологического законодательства Австралии, ряд компаний из КНР могут без проблем перейти на освоение этих линеек ресурсов острова, покинув территорию Австралийского Союза, в котором им все сложнее дается ведение комплексного бизнеса [1, 2] (Skorobogatyh, 2011; Sidorova, 2019).

Обозримые перспективы дают понимание векторов, которые принесут серьезные убытки национальной экономике крупнейшего государства Южно-Тихоокеанского региона [2, 10-14] (Sidorova, 2019; Ulyanina, 2017; Ulyanina, 2017; Zakharev, 2019):

- Ухудшение отношений с КНР сулит миллиардный ущерб уже в течение первых трех месяцев.

- Уход национальных капиталов в офшоры сокращает налогооблагаемую базу с резервов внутреннего рынка до 25% потерь от уровня до начала бегства капитала.

- МАР Новой Зеландии превзошел австралийские инициативы, не только с т.з. результатов, но и с т.з. оптимизации расходов на ведение мероприятий и учений.

Ухудшение инвестиционного климата в стране с учетом роста мигрантов из разных частей мира, слабо интегрирующихся в австралийское общество, усиливает электорат правых националистических партий, которые выступают за дополнительное ужесточение позиций по трем вышеуказанным направлениям; как следствие их прихода к власти - еще большее количество осложнений для национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках в условиях всемирного кризиса.

Иные внутренние проблемы, в частности, ухудшение качества сельскохозяйственных площадей, увеличение доли химических удобрений, которые еще более негативно сказываются на данном земельном фонде. Отсюда риски пересмотра доктрины продовольственной безопасности, рост импорта продовольственных линеек из соседних стран, рост цен на продовольствия и социальные потрясения разных уровней сегментов конечных потребителей с точки зрения возможности приобретения тех или иных видов продовольствия.

заключение

Таким образом, исходя из изложенных выше фактов, можно сделать вывод о том, что попытка замаскировать внутренние проблемы путем активной экспансии у Австралии провалилась [2] (Sidorova, 2019). Этой неудачей активно воспользовались Новая Зеландия, Фиджи, КНР и ТНК других стран, а в условиях волн всемирного экономического кризиса борьба за перспективные ниши в регионах мира все чаще становится объектом торговых войн, успех в которых зависит от скрупулезного анализа и тактики, налаживания делового диалога, а не от его разрушения его на разных стадиях взаимодействия сторон [3-25] (Zakharev, 2019; Zakharev, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Ulyanina, 2017; Zakharev, 2019; Nikolaev, 1988; Malakhovskiy, 1978; Stefanchuk, 2015; Drugov, 2014; Tyurin, 2005; Belokrenitskiy, 2009; Khazanov, 2014; Khazanov, 2012; Pale, 2008; Skorobogatyh, 2015; Dinkevich, 2004).

Следует подчеркнуть, что Австралийский Союз не прошел точку невозврата, однако существенная недооценка происходящих региональных и глобальных процессов принесла серьезные убытки и проблемы, которые предстоит решать будущим кабинетам министров [1, 2] (Skorobogatyh, 2011; Sidorova, 2019). У них есть два варианта: комплексный пересмотр и понимание негативного опыта либо продолжение «пляски на граблях» истории с приближением порога частичной экономической региональной изоляции континента, с которым просто не захотят иметь дело веду-

щие игроки нового мира [2-8, 14-25] (Sidorova, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2019; Nikolaev, 1988; Malakhovskiy, 1978; Stefanchuk, 2015; Drugov, 2014; Tyurin, 2005; Belokrenitskiy, 2009; Khazanov, 2014; Khazanov, 2012; Pale, 2008; Skorobogatyh, 2015; Dinkevich, 2004).

ИСТОЧНИКИ:

1. Скоробогатых Н.С. История Австралии. - М., 2011. - 150-220 с.

2. Сидорова Г.М. Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, куль-

тура. - М.: ОнтоПринт, 2019. - 19-156 с.

3. Захарьев Я.О. Мягкая сила Новой Зеландии в 2010-2020х гг // Южно-Тихоокеанский

регион: история, политика, экономика, культура. - 2019. - № 1. - с. 148-156.

4. Захарьев Я.О. Несостоявшееся чудо транзитного региона для бизнеса китайской об-

щины Индонезии и Филиппин в 2000-2014 гг // Научное обозрение. - 2015. - № 19.

- с. 213-216.

5. Захарьев Я.О. Австралия и Канада: тактики ведущего и ведомого в условиях гло-

бального экономического кризиса // Экономические отношения. - 2017. - № 2. -с. 177-182. - doi: 10.18334/eo.7.2.37981 .

6. Захарьев Я.О. Папуа-Новая Гвинея: проблемы экономической интеграции в начале

XXI века // Экономические отношения. - 2017. - № 3. - с. 279.

7. Захарьев Я.О. Новая Зеландия в 2010-2020 гг.: геостратегические вызовы и иннова-

ционные решения // Вестник развития науки и образования. - 2018. - № 6. - с. 4-12.

8. Захарьев Я.О., Скрипниченко А.В., Александрин О.И. Геополитическая геостратегия

АТР: Новая Зеландия в 2010-2020-х гг // Казачество. - 2016. - № 22(9). - с. 27-35.

9. Костюченко И.Г. Некоторые вопросы экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона // Экономические отношения. - 2018. - № 1. - с. 81-94.

- doi: 10.18334/eo.8.1.38763 .

10. Ульянина А.Е. Стратегии Новой Зеландии в Южно-Тихоокеанском регионе в начале XXI в.: опыт для региональных экономик субъектов Российской Федерации в условиях глобального кризиса // Научное обозрение: теория и практика. - 2017.

- № 8. - с. 6-12.

11. Ульянина А.Е. Опыт Новой Зеландии в начале XXI века для региональных экоко-номик субъектов Дальнего Востока Российской Федерации // Экономические отношения. - 2017. - № 4. - с. 409-420. - doi: 10.18334/eo.7.4.38260 .

12. Chile and APEC œoperation. Apecorg. [Электронный ресурс]. URL: https://www. apecorg ( дата обращения: 30.07.2019 ).

13. Anzxom. [Электронный ресурс]. URL: httpsV/www.anz.œm/fiji/en/personal/moving-overseas/moving-fiji/setting-your-finances ( дата обращения: 30.07.2019 ).

14. Захарьев Я.О. Бугенвиль: тлеющий региональный конфликт и объект геостратегических экономических интересов участников «Большой игры» // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - с. 1549-1562. - doi: 10.18334/eo.9.3.40873.

15. Николаев В.П. Папуа-Новая Гвинея. Серия У политической карты мира. - М., 1988.

- 60 с.

16. Малаховский К.М. Остров Райских птиц. - М., 1978. - 90 с.

17. Стефанчук Л.Г. История Новой Зеландии. - М., 2015. - 250 с.

18. Другов А.Ю. История Индонезии. - М., 2014. - 300 с.

19. Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. - М., 2005. - 460 с.

20. Белокреницкий В.Я. Восток в системе международных отношений. - М., 2009. -

340 с.

21. Хазанов А.М. Очерки по истории Индийского океана. - М., 2014. - 300 с.

22. Хазанов А.М. Ось мировой политики 21в.: обострени борьбы за ресурсы в Азии и

Африке. - М., 2012. - 350 с.

23. Пале С.Е. Этнополитические конфликты в Океании. - М., 2008. - 230 с.

24. Скоробогатых Н.С. История Австралии ХХ век. - М., 2015. - 250 с.

25. Динкевич А.И. Экономическая модернизация развивающихся стран: тенденции,

проблемы, перспективы // Деньги и кредит. - 2004. - № 9. - с. 44-53.

REFERENCES:

Anz.com. Retrieved July 30, 2019, from https://www.anz.com/fiji/en/personal/moving-overseas/moving-fiji/setting-your-finances

Belokrenitskiy V.Ya. (2009). Vostok v sisteme mezhdunarodnyh otnosheniy [East in international relations] M.. (in Russian).

Dinkevich A.I. (2004). Ekonomicheskaya modernizatsiya razvivayushchikhsya stran: tendentsii, problemy, perspektivy [Economic modernization in developing countries: trends, problems, prospers]. Money and Credit. (9). 44-53. (in Russian).

Drugov A.Yu. (2014). Istoriya Indonezii [The history of Indonesia] M.. (in Russian).

Khazanov A.M. (2012). Os mirovoy politiki 21v.: obostreni borby za resursy v Azii i Afrike [The axis of global world politics of the 21st century: enhanring competition for resources in Asia and Africa] M.. (in Russian).

Khazanov A.M. (2014). Ocherki po istorii Indiyskogo okeana [R=The essays on the history of the Indian ocean]M.. (in Russian).

Kostyuchenko I.G. (2018). Nekotorye voprosy ekonomicheskogo razvitiya Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona[Some issues of economic development in the Asia-Pacific region]. Journal of International Economic Affairs. 8 (1). 81-94. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.1.38763 .

Malakhovskiy K.M. (1978). Ostrov Rayskikh ptits [The island of birds of paradise] M.. (in Russian).

Nikolaev V.P. (1988). Papua-Novaya Gvineya. Seriya U politicheskoy karty mira [Papua-New Guinea. The series "AT the political map of the world"] M.. (in Russian).

Pale S.E. (2008). Etnopoliticheskie konflikty v Okeanii [Ethno-political conflicts in Oceania] M.. (in Russian).

Sidorova G.M. (2019). Yuzhno-Tikhookeanskiy region: istoriya, politika, ekonomika, kultura [The South Pacific: history, politics, economy, culture] M.: OntoPrint. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Skorobogatyh N.S. (2011). Istoriya Avstralii [The history of Australia] M.. (in Russian).

Skorobogatyh N.S. (2015). Istoriya Avstralii KhKh vek [The history of Australia the twentieth century] M.. (in Russian).

Stefanchuk L.G. (2015). Istoriya Novoy Zelandii [The history of New Zealand] M.. (in Russian).

Tyurin V.A. (2005). Istoriya Yugo-Vostochnoy Azii [The history of South-East Asia] M.. (in Russian).

Ulyanina A.E. (2017). Opyt Novoy Zelandii v nachale KhKhI veka dlya regionalnyh ekokonomik subektov Dalnego Vostoka Rossiyskoy Federatsii [Experience of New Zealand at the beginning of the 21st century for the regional economies of the subjects of the Far East of the Russian Federation]. Journal of International Economic Affairs. 7 (4). 409-420. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.4.38260 .

Ulyanina A.E. (2017). Strategii Novoy Zelandii v Yuzhno-Tikhookeanskom regione v nachale KhKhI v.: opyt dlya regionalnyh ekonomik subektov Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh globalnogo krizisa [Strategies of New Zealand in South Pacific region at the beginning of the XXI century: experience for the regional economies of Russian Federation subjects during global crisis]. "Science Review: Theory and Practice". (8). 6-12. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2015). Nesostoyavsheesya chudo tranzitnogo regiona dlya biznesa kitay-skoy obshchiny Indonezii i Filippin v 2000-2014 gg [The failed miracle of a transit region for the business of the Chinese community in Indonesia and the Philippines in 2000-2014]. Science Review. (19). 213-216. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2017). Avstraliya i Kanada: taktiki vedushchego i vedomogo v usloviyakh globalnogo ekonomicheskogo krizisa [Australia and Canada: tactics of the leader and of the guided in the global economic crisis]. Journal of International Economic Affairs. 7 (2). 177-182. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.2.37981 .

Zakharev Ya.O. (2017). Papua-Novaya Gvineya: problemy ekonomicheskoy integratsii v nachale KhKhI veka [Papua New Guinea: problems of economic integration in the beginning of XXI century]. Journal of International Economic Affairs. (3). 279. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2018). Novaya Zelandiya v 2010-2020 gg.: geostrategicheskie vyzovy i innovatsionnye resheniya [New Zealand in 2010-2020: geostrategic challenges and innovative solutions]. Bulletin of Science and Education Development. (6). 4-12. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2019). Bugenvil: tleyushchiy regionalnyy konflikt i obekt geostrate-gicheskikh ekonomicheskikh interesov uchastnikov «Bolshoy igry» [Bougainville: smoldering regional conflict and the object of geostrategic economic interests of the participants of the "Big game"]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1549-1562. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40873.

Zakharev Ya.O. (2019). Myagkaya sila Novoy Zelandii v 2010-2020kh gg [Soft power of New Zealand in 2010-2020]. Yuzhno-Tikhookeanskiy region: istoriya, politika, eko-nomika, kultura. (1). 148-156. (in Russian).

Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I. (2016). Geopoliticheskaya geo-strategiya ATR: Novaya Zelandiya v 2010-2020-kh gg [Geopolitical geostrategy of Asia-Pacific region: New Zealand in 2010-2020-ies]. Almanac \\. (22(9)). 27-35. (in Russian).

Chile and APEC cooperation. Apec.org. Retrieved July 30, 2019, from https://www. apec.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.