Научная статья на тему 'Как научить учащихся средних классов быть продуктивными?'

Как научить учащихся средних классов быть продуктивными? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ДЕСКРИПТОРЫ / ВЫБОР ТЕМЫ / ПРОБЛЕМА / ПЛАН РАБОТЫ / ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступницкая Мария Анатольевна

Учебные проекты в средних классах. Методы и приёмы обучения школьников продуктивной деятельности. Критериальный подход и планирование как значимые факторы успешной работы. Поддержка проектов школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как научить учащихся средних классов быть продуктивными?»

КАК НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ классов быть продуктивными?

Мария Анатольевна Ступницкая,

доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, координатор проектной деятельности частной школы «Премьер»

Учащийся средних классов начинает работать над индивидуальным учебным проектом; это будет интересная, но трудная и длительная работа. Проект — это особый вид самостоятельной учебной деятельности, которая даст ему возможность максимально раскрыть творческий потенциал. Проект — это способ решения какой-то важной лично ученика проблемы, предусматривающей использование всех освоенных учебных приёмов и всех имеющихся знаний из различных областей науки, техники, творческой сферы. Результатом этой работы станет найденный способ решения проблемы, который будет интересен и важен не только для школьника, но и для других ребят, а может быть, и взрослых. Насколько эта работа будет продуктивной, зависит от того, насколько качественно педагогу удастся оказать поддержку.

• проект • критерии оценивания • дескрипторы • выбор темы • проблема

• план работы • защита проекта

ч

тобы ничего не упустить из виду, выполнить всё правильно и уложиться в срок, разъясните учащемуся порядок работы и её ключевые аспекты:

делать.

Зачем работать над проектом. Проблема, цель, тема проекта. Типы проектов.

Критерии оценивания проектов. С чего начать работу, что и когда

Планирование работы

• Сбор информации, проведение экспериментов и опросов.

• Проектный продукт.

• Письменная часть проекта.

• Защита проекта. Презентация.

1. Зачем работать над проектом

Среди большого разнообразия предметов, которые изучаются в школе, наверняка есть тот, который кажется учащемуся наиболее интересным. Может быть, с этой наукой или областью человеческой деятельности учащийся планирует связать свою будущую профессию? Сейчас появилась возможность проверить себя и оценить те знания и опыт, которые получены за годы учёбы в школе.

Работая над проектом, можно задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести

опрос или взять интервью у специалиста в интересующей области, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное мероприятие для ребят...

Проект — это большая самостоятельная работа, которую требуется выполнять на протяжении нескольких месяцев. В процессе этой работы учащийся сотрудничает со своим научным руководителем из числа учителей школы.

Занимаясь проектом, учащийся учится ставить перед собой серьёзную цель и разбивать её на более мелкие задачи, планировать действия на далёкую перспективу и на ближайшие дни, осуществлять свои планы и вносить в них необходимые изменения, искать нужную информацию и проверять её достоверность. Возможно, придётся привлечь к работе других людей — сверстников и взрослых, — и узнать, как заинтересовать их в сотрудничестве.

Эти умения и навыки очень важны для современного человека, и чем раньше учащийся их освоит, тем успешнее сложатся учёба в школе и жизнь после её окончания.

Наверное, каждый убеждался, что очень неприятно много времени посвящать делу, которое не представляет большого интереса. Работа над проектом потребует длительного времени, большого внимания, упорства и терпения. Поэтому выбирая проблему, решению которой учащийся посвятит проект, подойти к этому необходимо со всей серьёзностью, неформально. Чтобы хорошо работалось, дело должно быть интересным. Чем больше инициативы и настойчивости школьник проявляет, тем успешнее будет дальнейшая работа!

Итак, проект должен:

• быть интересным, прежде всего, для самого учащегося;

• быть направленным на решение конкретной проблемы и иметь достижимую цель;

• позволить выразить собственную точку зрения, проявить инициативу и творческий подход;

• дать возможность создать в результате работы действительно свой собственный авторский продукт.

Несмотря на то, что работа над проектом потребует много сил и времени, проект не должен мешать:

• учёбе;

• общественной работе;

• личной жизни.

2. Критерии оценивания проекта

Возможно, этот раздел покажется не очень интересным учащемуся, однако погрузившись в него, многое станет ясным.

Речь здесь пойдёт о критериях оценивания проектов, и это не случайно. Узнав, что именно будет оцениваться по окончании работы, можно понять, что необходимо делать и как это делать, чтобы получить лучшую оценку1.

Итак, работы, которые учащемуся предстоит научиться выполнять, будут оцениваться по критериям.

Например: Критерий 1. «Постановка цели проекта» и Критерий 2. «Планирование путей достижения цели проекта». Учащемуся важно научиться ставить перед собой цель и планировать свои действия по её достижению. Данные критерии покажут, насколько хорошо это удаётся. А чтобы было ясно, как этому учиться, к каждому критерию прилагается описание пути, по которому учащийся будет продвигаться от самого скромного результата к наилучшему. Это описание уровней достижений называется дескрипторы (от англ. describe — описывать).

1 Ступницкая М.А. Критериальное оценивание: что это такое и как оно работает / / Школьные технологии. — 2014. — № 6; Ступницкая М.А. Критериальное оценивание в проектной деятельности учащихся 5—9 классов. — Издательский дом «Первое сентября», Педагогический университет «Первое сентября». — Вебинар [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Вебинары.1 сентября.рф. — 2016.

тг «

Каждому дескриптору соответствует технический балл. Чем выше достижение, тем выше балл.

Оценивая проект, учителя выбирают тот технический балл, который в большей степени соответствует уровню достижения (дескриптору) по критерию. Проект оценивается по целому ряду критериев. Из суммы всех полученных технических баллов сложится итоговая отметка.

Пользуясь критериями оценивания проекта, можно самостоятельно оценить свой проект. Рекомендуйте учащимся сверяться с критериями по ходу работы, пользуясь ими как инструкцией, чтобы ничего не упустить. А если у учащегося возникает желание узнать, каким должен быть идеальный проект, порекомендуйте прочитать все самые «дорогие» дескрипторы каждого критерия. Вот они:

• цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована;

• развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

• представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;

• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

• работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Согласитесь, такими критериями можно пользоваться как подробной инструкцией: ясно, что необходимо делать и как это делать. А если школьник понимает, что и как будут оценивать, то может заранее просчитать вероятную отметку.

С критериями оценивания необходимо познакомиться в самом начале работы над проектом, это сделает работу более эффективной.

3. Проблема, цель и тема проекта

За время обучения учащийся не один раз выполнял различные виды самостоятельной работы. Это могли быть доклады, рефераты, сочинения и другие творческие задания. Всё это дало опыт, который пригодится в работе над проектом. Проект отличается от других видов школьной работы прежде всего тем, что направлен на решение какой-то конкретной проблемы. Нет проблемы — нет проекта!

Обсудите с учащимся, какую проблему он будет решать в ходе работы над проектом, какова цель работы. После этого будет несложно сформулировать

проекта.

Например, Алиса не любит читать. В начальной школе это не особенно мешало её учёбе, а вот теперь это превратилось в серьёзную проблему. Девочка заметила, что у одноклассников имеются те же трудности. Поговорив со своими родителями, она выяснила, что они в её возрасте с удовольствием и много читали. Почему же современные дети не любят читать? Что надо сделать, чтобы дети полюбили чтение? Это и стало той проблемой, над которой предстояло работать в ходе проекта.

От проблемы переходим к цели проекта: надо чтобы дети уже к окончанию начальной школы полюбили чтение и в основном звене школы смогли быстро и осмысленно читать большие параграфы по истории, литературе, обществознанию и другим предметам. Значит, цель проекта — приучить младших школьников к чтению. Как это сделать? Что больше всего интересует ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет? Конечно, это сказки! А чтобы детям было ещё интереснее читать сказ-

ки, надо изготовить куклы самых известных сказочных героев, и с помощью игры в эти куклы разбудить интерес детей к чтению. Так родилась тема проекта, который получил название «Сказочные герои приучают детей к чтению».

Наверняка учащимся приходится сталкиваться с множеством проблем в повседневной жизни и в учёбе. Работа над проектом — шанс решить одну из них.

Итак, при самостоятельном выборе темы движемся от проблемы к цели проекта, от цели — к теме проекта.

Важный аспект. Возможно, школьникам уже приходилось в рамках каких-то школьных заданий заниматься исследовательской работой. Следует помнить, что учебное исследование и учебный проект — это не одно и то же. Начиная учебное исследование, важно заранее знать, к какому результату планируется придти, доказать свою гипотезу, или же она будет в ходе исследования опровергнута. В отличие от учебного исследования, результат учебного проекта всегда должен быть ясен заранее — это цель, которую поставили в самом начале

работы и которую необходимо достичь во что бы то ни стало. Поэтому ещё раз обратите внимание на то, что цель проекта должна быть учащемуся по плечу. Не стройте воздушных замков!

Предложите учащемуся ответить на несколько вопросов, ответы на которые помогут определить проблему, цель и тему проекта:

Вопрос: Зачем необходимо выполнять этот проект?

Ответ: Есть такая-то проблема, которую необходимо решить.

Вопрос: Чего я хочу добиться в результате работы, как предполагаю решить проблему?

Ответ: Я хочу, чтобы (далее следует формулировка цели проекта).

Ответив на оба эти вопроса, можно сформулировать тему проекта.

Попробуйте сделать это ещё раз.

Вопрос Ответ

Зачем необходимо делать этот проект? Ещё совсем недавно, когда я шла в гости или в театр, мне приходилось просить у мамы её украшения, чтобы выглядеть нарядно. Часто у нас из-за этого случались конфликты. Знаю, что такие проблемы есть и у других девочек — моих одноклассниц

Чего я хочу добиться в результате работы? Бабушка научила меня делать очень красивые украшения из бисера. Так я решила эту свою проблему. Теперь я хочу помочь тем, кто также с ней сталкивается, научить их делать украшения из бисера. Это цель

Таким образом, тема проекта выглядит следующим образом: «Мастер-класс «Бисерный шик»

Или

Вопрос Ответ

Зачем необходимо выполнять этот проект? Многие ребята (и я в том числе) не любят математику, считают её трудным и скучным предметом. Это серьёзная проблема

Чего я хочу добиться в результате работы? Я хочу, чтобы изучение математики стало увлекательным для меня и моих одноклассников, чтобы изучать её можно было бы с помощью современных 1Т-технологий. Это цель

Тема проекта: «Как полюбить математику»

Итак, первый шаг — выбор проблемы, цели и темы проекта — сделан.

Помни, что работа над проектом будет длиться на протяжении нескольких месяцев. Именно поэтому следует выбирать тему, которая тебя действительно увлекает и которой тебе будет интересно заниматься. Некоторые ребята, выбирая тему проекта, ориентируются на тех учителей, с кем у них уже установился деловой контакт и работать с которыми интересно и удобно. Это — тоже достаточное основание для выбора темы.

Хорошо обсудить идеи с другими ребятами, с родителями. Тема работы не должна быть слишком общей, сформулированной слишком расплывчато. Проект не должен стать лишь пересказом того, что школьник прочёл в книгах, энциклопедиях или нашёл в Интернете; работа должна дать возможность высказать идеи, выразить собственную точку зрения.

Очень важно на протяжении всей работы не выпускать из поля зрения цель проекта (целью является решение проблемы проекта), для этого необходимо вести дневник. Дневник работы над проектом — это рабочий документ, поэтому он не обязательно должен быть идеально аккуратным. Важно лишь, чтобы учащийся постоянно записывал в него возникающие идеи, вопросы, которые необходимо обсудить с руководителем проекта, проблемы, с которыми столкнулся. Это сделает работу более удобной и успешной.

И ещё один аспект. Очень важно убедиться, что между проблемой и целью проекта существует очевидная связь. Задайте школьнику вопрос: «Если ты достигнешь поставленной цели, будет ли решена проблема, над которой ты работаешь?» Если утвердительный ответ на этот вопрос всем кажется убедительным — ученик на правильном пути!

4. С чего начать, что и когда делать. Планирование работы над проектом

Иногда бывает очень трудно начать какую-либо работу. Особенно если работа будет долгая и сложная, такая, как проект. Лучше всего заранее составить план предстоящих действий.

Это поможет ничего не забыть, убедиться, что учащийся движется в правильном направлении, распределить время и силы, а главное — вовремя внести необходимые изменения в работу, если что-то пойдёт не так.

Вся работа над проектом заключается в следующем:

1. Определение проблемы и цели проекта.

2. Формулирование темы и определение типа проекта.

3. Ознакомление с критериями оценивания.

4. Планирование проектной работы.

5. Сбор необходимой информации, других материалов, в том числе постановки опытов, проведения экспериментов, опросов (если это необходимо).

6. Создание проектного продукта.

7. Написание письменной части (отчёта о работе).

8. Защита проекта (презентация проектного продукта и письменной части — отчёта о работе).

Учащийся хорошо представляет себе цель работы, определился с точной формулировкой темы проекта, его типом и ознакомился с критериями его оценивания. Теперь надо составить план работы. Для этого предложите ему представить, что всё уже сделано. А затем посмотреть, что у него есть, определить, чего не хватает? Для этого предложите ему ответить на несколько вопросов:

• Что я уже знаю по теме моего проекта и что ещё необходимо узнать?

• Потребуется ли мне посещать какие-либо библиотеки или посещать какие-либо сайты в Интернете для сбора необходимой информации?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Потребуется ли мне брать интервью?

• Потребуется ли мне проделывать собственные опыты и эксперименты, проводить опросы, обсчитывать и анализировать их результаты?

• Каким я хочу сделать проектный продукт (модель, макет, брошюра, произведение искусства, мероприятие, что-то другое)?

• Какие материалы уже есть и какие ещё потребуются для создания проектного продукта?

• Что я уже умею и чему ещё придётся научиться, чтобы найти информацию и создать проектный продукт?

Предложите записать эти вопросы в дневник работы над проектом и обсудить их со своим руководителем. После этого составить список необходимых источников информации,

материалов для работы и всего того, чему придётся научиться для успешной работы.

Теперь, когда ясен объём предстоящей работы и учащийся знает дату защиты проекта, необходимо распределить время. Предло жите школьнику разделить имеющийся у не го отрезок времени, оставшийся до защиты проекта, примерно на три равные части. Первую — на сбор информации (в том числе на проведение исследований, если он делает исследовательский проект). Ещё примерно треть времени уйдёт на создание проектного продукта. Последнюю треть времени — для написания отчёта (письменной части проекта).

Целесообразно, чтобы он взял календарь и записал в дневник работы над проектом точные даты окончания каждого из этих этапов работы. Обсудите сроки, при этом каждый этап работы разбейте на более мелкие шаги и распланируйте их как можно подробнее. Предложите учащемуся взять боль

шой лист бумаги и записать на нём график работы, указывая все основные и бо лее мелкие этапы работы и сроки выполнения каждого этапа. Хорошо повесить этот лист над рабочим столом и постоянно сверяться с ним, чтобы не выбиться из графика.

Вот как может выглядеть план-график ра боты над проектом (на примере первого этапа):

Все остальные этапы работы надо описывать так же подробно, только в этом случае можно рассчитывать на высший балл по Критерию 2. «Планирование путей достижения цели проекта».

Очень важно убедиться, что разработанный план точно ведёт от проблемы к цели проекта. Внимательно просмотрите все пункты плана — все его основные этапы и более мелкие шаги внутри каждого большого этапа. Всё ли учащийся учёл? Иногда полезно пройтись по плану в обратном направлении, это помогает увидеть, не упущено ли что-то важное. Предложите ответить ему на вопросы: «Если я буду делать всё, что запланировано, и в том порядке, в котором это запланировано, смогу ли я достичь цели и решить проблему проекта?» Здесь опять потребуется помощь руководителя проекта и, возможно, каких-то ещё заинтересованных слушателей (одноклассников, родителей). Опытные люди говорят, что хороший план — это половина работы, а кто ничего не планирует, тот планирует свой провал!

Содержание этапа работы Сроки Результат

Выбор темы: а) ознакомление с предложенными проблемами для проектов; б) обсуждение проблем проектов по интересующему предмету с родителями (учителем, друзьями); в) выбор одной из предложенных проблем и формулирование темы проекта; г) обсуждение темы с руководителем проекта и уточнение формулировки Октябрь Точная формулировка темы проекта

5. Сбор материалов и информации

Ещё в недалёком прошлом поиск информации представлял серьёзные трудности — необходимо было просматривать большое количество книг и статей, а для этого, зачастую, посещать различные библиотеки. Сегодня есть Интернет, где можно без труда найти сведения по любому вопросу. Однако возникла новая проблема — достоверность. Когда учащийся находит какие-либо сведения, их необходимо проверять. Чтобы ученик смог находить ценную информацию, рекомендуйте сравнивать мнения различных авторов, уточнять источники информации, по возможности консультируясь со специалистами.

Кроме того, информация бывает важная и второстепенная. Рекомендуйте выбирать только то, что имеет прямое отношение к работе, обязательно обсуждать всё, что он нашёл, с руководителем проекта.

Только после того, как учащийся наберёт достаточно информации по теме, можно точно определить, что делать дальше: какой изготавливать проектный продукт, нужно ли проводить опыты или эксперименты (может быть, есть подробное описание их результатов в книгах или статьях), будет ли он брать интервью у специалиста или ограничится чем-то другим. Может быть, придётся внести кое-какие коррективы в первоначальный план, потому что изменится гипотеза или точка зрения на проблему.

А возможно, придёт в голову новая идея относительно проектного продукта. Всё это необходимо обсуждать с руководителем проекта и записывать в дневник работы.

Кроме того, всё время учащемуся придётся вести запись источников информации, которыми он пользуется. Продемонстрируйте, как должны выглядеть эти записи.

6. Проектный продукт

Проектный продукт — это то, что учащийся должен создать в результате работы над проектом. Проектный продукт — важнейшая часть проекта. Он так же, как и вся уже проделанная тобой работа, направлен на решение проблемы проекта. Мы говорили о том, что вид проектного

продукта связан с типом проекта. В самом деле, если у учащегося исследовательский проект, вряд ли проектным продуктом станет произведение искусства. А если проект информационный, скорее всего проектный продукт не будет представлять собой школьный спектакль. Хотя на практике, наверное, может быть и такое.

В любом случае, обдумывая, каким будет проектный продукт, напомните учащемуся, что он должен представлять интерес не только для него. Он должен быть полезен другим людям, если они столкнутся с той проблемой, решению которой посвя-щён проект. Например, продуктом проекта «Как полюбить математику» стала игра-викторина с использованием 1Т-технологии «Кто хочет стать математиком?». А проект «Сказочные герои приучают детей к чтению» завершился созданием занимательного кроссворда по мотивам популярных сказок, ответы на который помогали найти изготовленные автором проекта куклы, изображающие героев этих сказок.

Чаще всего проектные продукты бывают такими.

• Авторское творческое произведение (литературное или музыкальное, произведение изобразительного искусства, слайд-шоу, видеофильм). Такой проектный продукт чаще всего относится

к творческому проекту.

• Мероприятие (игра, викторина, соревнование, спектакль, концерт, шоу и т.п.). Обычно это продукт игрового проекта.

• Брошюра, справочник, словарь, памятка, инструкция, рекомендации и т.п. Этот проектный продукт может относиться

к информационному, исследовательскому и практико-ориентированному проекту.

• Модель, макет и тому подобное — часто относится к практико-ориентированно-му проекту, но может также относиться

к исследовательскому и информационному проекту.

Теперь внимательно прочитайте вместе Критерий 9. «Качество проектного продукта». Итак, чтобы получить высший балл по данному критерию необходимо создать такой проектный продукт, который может использоваться людьми (детьми и взрослыми) при решении той проблемы, которой посвящён проект. Кроме того, он должен быть удобным в применении. 1.1. Титульный лист, который выглядит так: Название школы или её номер (формулировка темы проекта без кавычек и без точки) Проект ученика ... класса (фамилия, имя)

Обдумывая, каким будет проектный продукт, предложите школьнику ответить себе на вопрос: «Если я сделаю этот проектный продукт, поможет ли это достичь цели проекта и решить его проблему?» Обсудите этот вопрос. На этом этапе работы ещё раз помогите убедиться, что учащийся на правильном пути. Предложите воспользоваться следующим алгоритмом (табл. 4). 7. Письменная часть проекта Письменная часть проекта — это отчёт о том, как шла работа. Отчёт имеет чёткую структуру. Вот какие требования предъявляются к письменной части проекта. Руководитель проекта (фамилия, инициалы) Город, год 1.2. Содержание — это перечисление глав (в том числе список источников информации и приложения) с указанием страниц. На титульном листе и на странице, на которой помещено само содержание, номера страниц не ставятся, а на странице, где находится введение, ставится цифра 3, так как она фактически идёт третьей по счёту. 1.3. Введение, в котором необходимо: • показать, чем интересна и важна выбранная тема проекта, обосновать выбор, то есть описать проблему, над которой учащийся работает; Таблица 4

Вопрос Ответ

Почему выбрана эта тема проекта Я выбрал эту тему, потому что (формулировка проблемы проекта)

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Чтобы решить эту проблему необходимо (формулировка цели проекта)

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута Для достижения поставленной цели я сделаю (образ проектного продукта, его ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена поставленная проблема Проверка: существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов плана работы

Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться) Развёрнутый детализированный план работы

Когда ты будешь осуществлять всё необходимое Индивидуальный график проектной работы

• рассказать, чего хочет добиться автор в результате работы, в чём состоит цель проекта;

• дать план работы с указанием всех её этапов, задач каждого этапа, подробно описать способы решения задач на каждом этапе, сроки выполнения каждого этапа работы;

• описать, что будет представлять собой проектный продукт.

1.4. Основная часть, в которой надо поместить:

• подробное описание хода работы;

• анализ всего процесса работы и всех её этапов, принимаемых решений и их обоснования, использованных ресурсов;

• а также описание и анализ идей и эмоций, возникавших у тебя в ходе работы над проектом.

1.5. Заключение, в котором следует:

• оценить результат проекта (проанализировать, что получилось или не получилось и почему; подумать, удалось ли добиться того, что планировалось, когда начинался проект, как автор стал бы действовать, если бы ещё раз пришлось работать над таким же проектом);

• показать перспективы возможной дальнейшей работы по проекту;

• сделать основные выводы и показать точку зрения на затронутые в проекте проблемы, подвести итоги работы;

• проанализировать, чему автор научился, работая над проектом, как изменился сам.

1.6. Список источников информации, где

представляют:

• список использованной литературы с указанием выходных данных книг и статей, а также адресов сайтов в Интернете, с которыми работали;

• ссылки на интервью, если учащийся брал их у специалистов;

• названия фильмов, если их просматривал, и т.п.;

• перечень музеев, если их посещал.

1.7. Приложения. Сюда можно поместить иллюстрации, графики наблюдений, эскизы, тексты интервью специалистов, анкеты, опросные листы (если они использовались).

Обязательно уточните, какие существуют требования к количеству страниц в письменной части проекта и какие имеются требования к количеству и виду используемых источников информации (письменные источники, Интернет).

Требования к письменной части проекта показывают, что учащийся должен выполнить. А критерии покажут, как этого добиться. Познакомьте, по каким критериям оценивается письменная часть проекта (отчёт о работе).

• Критерий 1. Постановка цели проекта.

• Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта.

• Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта.

• Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

• Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

• Критерий 6. Соответствие требованиям оформления письменной части.

Теперь учащийся понимает, почему на такую, казалось бы, не самую интересную часть проектной работы, как написание отчёта (письменной части проекта), рекомендуется отвести треть всего времени работы над проектом. В ходе работы над письменной частью проекта ему придётся многое переосмыслить и, возможно, внести некоторые изменения в сам проект, повторить какие-то исследования, провести дополнительные мероприятия, внести коррективы в проектный продукт. Именно письменная часть (отчёт) покажет, удалось ли сформулировать цель, научился ли ты планировать работу, умеет ли он решать проблемы и добиваться поставленной цели...

Письменная часть в значительной степени влияет на общую оценку проекта — она оценивается по 5 критериям. И это не случайно! Очень важно научиться правильно оформлять результаты работы. Ведь именно из письменных источников (книг, статей и т.п.) мы узнаём о том, что кто-то совершил открытие, создал изобретение, сочинил музыкальное произведение, написал книгу, поставил спектакль. Если бы люди не умели описывать свои достижения, человечество не добилось бы никакого прогресса. Многие знания наши предки передали

нам именно благодаря тому, что смогли их описать и оставить эти письменные источники нам — своим потомкам.

Если ещё в школе учащийся научится правильно оформлять письменную часть проектной работы, то когда он станет студентом, у него не возникнет трудностей с курсовыми и дипломными работами.

С критериями оценивания письменной части надо обязательно познакомиться ещё до начала всей работы над проектом. Они покажут не только как оформить саму письменную часть, но и как сформулировать проблему, цель и тему проекта; как спланировать работу; как лучше раскрыть тему проекта; как выбрать источники информации и способы работы, которые в большей степени соответствуют цели; как проанализировать, подвести итоги и показать перспективы работы.

Ну и, конечно, выполняя требования к оформлению письменной части и пользуясь критериями её оценивания как инструкций, учащийся сможет набрать большое количество баллов, которые во многом определят итоговую отметку.

8. Защита проекта. Презентация

Защита проектов, как правило, происходит в форме краткого (7—10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают на защите, могут быть связаны с: волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведённое время). Чтобы избежать этого, обязательно

«а «а

рекомендуйте ещё раз просмотреть Критерий 8. «Качество проведения презентации».

Планируя защиту проекта, следует:

• учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомлённость о теме выступления;

• заранее определить ключевые моменты,

на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей);

• планируя выступление, выписать ключевые слова; попытаться не читать текст дословно, это слишком скучно для слушателей;

• распланировать использование средств наглядности — эти средства должны сопровождать выступление, подчёркивая ключевые моменты, и помогать слушателям представить то, о чём говорит автор;

• в первых же словах своего выступления слушателям важно понять, о чём пойдёт речь дальше;

• в заключение выступления ещё раз целесообразно подчеркнуть главные мысли, которые в нём изложены;

• готовясь к выступлению, лучше отрепетировать его с демонстрацией наглядных пособий;

• проверьте готовность оборудования;

• напомните продумать свой внешний вид;

• рекомендуйте думать об успехе.

Как справиться с волнением

Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет сосредоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет справиться с волнением и не дать ему превратиться в панику. Вот некоторые рекомендации для школьников:

• Заранее продумай все детали — например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдёт не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т.п.).

• Присмотрись к тому, как ведёт себя твой товарищ, который хорошо справляется с презентацией; представь, что ты — это он, копируй его поведение.

• Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться под-

готовленного сценария выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь, и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать твоё выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.

• Несколько глубоких вздохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.

• Излишнее напряжение может привести

к дрожи в руках, ногах и голосе — несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление мышц помогут преодолеть это состояние.

• Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски помогут расслабиться во время выступления (но не переусердствуй в этом).

/~Ч «а «а

• Старайся установить зрительный контакт

с аудиторией — это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что ты говоришь.

• В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы — это шанс ещё раз продемонстрировать свою эрудицию!

• Отчётливое произнесение слов, спокойный голос, средний темп речи, соразмерность силы голоса размерам аудитории и числу слушателей;

• чёткость и последовательность изложения, убедительность и логичность приводимых доводов;

• понятный язык выступления (достаточный словарный запас, отсутствие слов-паразитов), образность выражений (отсутствие безликих,

шаблонных, сухих речевых оборотов), простота и ясность изложения (отсутствие непонятных терминов, длинных и сложных фраз);

• доброжелательность, вежливость;

• поддержание контакта с аудиторией, учёт реакции слушателей.

Использование средств наглядности

Защита проекта должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:

• привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;

• усилить смысл и значение твоих слов;

• проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, графики, диаграммы

и т.п.).

Какой должна быть компьютерная презентация

• Соответствие содержания презентации устному выступлению;

• логичность и последовательность слайдов;

• соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки

в заголовках и т.д.);

• наличие титульного слайда, где указывается название презентации, автор (ФИО), место учёбы, год; презентация начинается и заканчивается титульным слайдом;

• минимум текста, читаемость текста на фоне слайда;

• использование единого стиля оформления;

• обоснованность применения анимации;

• оптимальный объём презентации (10—12 слайдов).

Выступление не должно длиться дольше времени, предусмотренного регламентом! Обязательно порекомендуйте просмотреть Критерий 8. «Качество проведения презентации». Он показывает, что и как надо сделать, чтобы презентация была убедительной и получила высокий балл. НО

Какой должна быть речь на защите проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.