ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
J
Лутцева Елена Андреевна
кандидат педагогических наук доцент педагогического факультета МГПУ доцент кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО
E-mail: [email protected] г. Москва
V
КАК НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА
МОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ АНАЛИЗ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ?
Л___________________________________________с
Аннотация: Автор статьи на примере построения проекта раскрывает основные этапы анализа урока технологии.
Ключевые слова: саморефлексия, мониторинг, карта личностного развития, анализ технология урока.
Тема: «Наш зимний сад» (озеленение класса или рекреации на этаже)
(«Технология. Ступеньки к мастерству» 2 кл., авт. Лутцева Е. А.)
Цель: создание минисада из комнатных растений (создание уголка живой природы в условиях класса или рекреации).
Задачи:
• обучающие - учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, чтения и др. для выполнения творческого проекта; учить работать в коллективе, пользоваться информацией;
• развивающие - развивать творческое мышление, самостоятельность, речь;
• воспитательные - воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда.
Оборудование: растения в горшках, кашпо; посадочный материал (черенки, отводки, части куста, семена); почва, пустые горшки, инструменты и приспособления, подставки для цветов.
Форма организации работы: весь класс или группы по 5-7 человек (выбрать).
Роли:
• управляющий (учитель);
• менеджер - организует работу внутри группы;
• дизайнер-архитектор - разрабатывает эскизы композиции из цветов в горшках;
• флористы - сажают цветы и ухаживают за ними.
Подготовительный этап:
1. Рождение замысла.
2. Разработка эскизов композиции.
3. Выбор растений и посадочного материала.
4. Выбор агротехники для посадочных материалов, условий благоприятного роста и развития растений.
5. Подбор инструментов и приспособлений для посадки и ухода.
Примечание. Подготовительный этап предполагает использование дополнительных источников информации -журналов, книг; дополнительные консультации со специалистами, учителем биологии.
Практический этап:
1. Подготовка рабочего места для посадки молодых растений, черенков, семян.
2. Посев или посадка.
3. Составление композиции по разработанным эскизам.
4. Обсуждение первого результата и внесение необходимых изменений в готовую композицию.
5. Коллективное обсуждение результатов, защита своего проекта (оценка соответствия результата замыслу).
Таблица 1
Оценка результатов деятельности учащихся на уроке технологии (возможный вариант мониторинга обученности и развития учащихся)
Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Фамилии учащихся, наиболее отличившихся на данном уроке
Качество выполнения осва- а)
иваемых технологических б)
приемов и операций: в)
а) высокое
б) с недостатками
в) очень низкое
Качество выполнения работы а)
в целом: б)
а) высокое в)
б) с недостатками
в) очень низкое
34
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Творческие решения: а) открытие нового знания б) конструктивное предложение в) технологическое предложение г) использование дополнительных источников информации а) б) в) г)
Самостоятельность выполне- а)
ния всей работы: б)
а) полная в)
б) частичная
в) не может без посторонней
помощи
Активность: а)
а) высокая б)
б) низкая
Инициативно сть: а)
а) высокая б)
б) низкая
Примечание.
1. В табл. 1 отражается уровень развития каждого ребенка, на котором он находится в данный момент. Как только результаты деятельности достигают устойчивого высокого уровня, можно сделать отметку в сводной таблице достижений (см. в конце методического руководства). Если ребенок долгое время остается в графе низких показателей, учителю следует обратить на это внимание и выяснить причины затруднений.
2. Под «открытием нового знания» подразумевается знание, добытое учеником в процессе самостоятельного исследования предложенного явления, свойств материалов, растений и т. п.; «конструктивное предложение» - это техническое предложение по совершенствованию конструкции изделия; «технологическое предложение» - открытие нового технологического приема, предложение нестандартного выполнения технологической операции (разметка, разделение на части, соединение деталей, отделка).
Таблица 2
Саморефлексия учителя
Что достигнуто
Над чем следует подумать
Таблица 3
Карта личностного развития учащихся
Ф. И.учеников Учебные четверти Качество выполнения работы (изделий) Творческие способности Личностные качества Умение работать с информацией Коммуникабель-ность(умение общаться)
открытие новых знаний конструктивные предложения технологические предложения Самостоятельность Активность Инициативность Обобщение результатов опытных исследований Практическое владение компьютером Работа с текстом С детьми С взрослыми
3 0
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
35
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Примечание. Рекомендуется в конце каждой четверти выставлять итоговый показатель продвижения в развитии каждого ученика по результатам проводимых на уроках наблюдений. При этом следует помнить, что конечный результат не может быть суммарным итогом наблюдений. Это то, к чему пришел ребенок в результате работы в течение некоего периода наблюдения. Итоговым годовым показателем являются результаты к концу четвертой четверти (ни в коем случае не суммарные).
При оценке уровней сформированности качеств можно использовать следующие уровневые показатели:
• качество выполнения работ, изделий: 1 - низкое, 2 -с недостатками, 3 - высокое;
• творческие способности: 1 - репродуктивный уровень (не может работать без посторонней помощи), 2 - частично продуктивный (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью), 3 - самостоятельное открытие новых и использование известных знаний в незнакомых ситуациях;
• личностные качества и умения работать с информацией, коммуникабельность: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий;
• Можно вместо цифровых показателей использовать цветовые.
Анализ урока технологии
1. Соответствие темы урока содержанию технологического образования.
2. Место урока в системе уроков по данной теме.
3. Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач(обучения,развития и воспитания).
4. Тип урока (экскурсия, исследование, практикум, проект).
5. Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):
5.1. Использованная методика: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная). Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.
5.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока (случайная, предметная -технико-технологического характера).
5.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):
• использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);
• использовался ли предшествующий опыт детей;
• вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);
• как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);
• реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию).
5.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);
5.5. Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).
5.6. Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.
5.7. Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых_умений, нового умения).
5.8. Личность учителя (характер общения - авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения).
6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.
7. Носил ли урок в целом развивающий характер (соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики - это развитие).
Литература
1. Ермолова Н.А., Лукина Ж.М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №6.
2. Лутцева Е.А. Развитие через открытия. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.
3. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, -1980.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М., Академия, - 2001.
5. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред. А.Ю.Ишлин-ского. М., Советская энциклопедия, - 1980.
6. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт. сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. М., Вентана-Граф, - 2002.
7. Чернушевич В.А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012