Научная статья на тему 'Как на примере проекта можно осуществить анализ урока технологии?'

Как на примере проекта можно осуществить анализ урока технологии? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕФЛЕКСИЯ / МОНИТОРИНГ / КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутцева Елена Андреевна

Автор статьи на примере построения проекта раскрывает основные этапы анализа урока технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как на примере проекта можно осуществить анализ урока технологии?»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

J

Лутцева Елена Андреевна

кандидат педагогических наук доцент педагогического факультета МГПУ доцент кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО

E-mail: [email protected] г. Москва

V

КАК НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА

МОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ АНАЛИЗ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ?

Л___________________________________________с

Аннотация: Автор статьи на примере построения проекта раскрывает основные этапы анализа урока технологии.

Ключевые слова: саморефлексия, мониторинг, карта личностного развития, анализ технология урока.

Тема: «Наш зимний сад» (озеленение класса или рекреации на этаже)

(«Технология. Ступеньки к мастерству» 2 кл., авт. Лутцева Е. А.)

Цель: создание минисада из комнатных растений (создание уголка живой природы в условиях класса или рекреации).

Задачи:

• обучающие - учить использовать знания и умения, полученные на уроках технологии, окружающего мира, чтения и др. для выполнения творческого проекта; учить работать в коллективе, пользоваться информацией;

• развивающие - развивать творческое мышление, самостоятельность, речь;

• воспитательные - воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда.

Оборудование: растения в горшках, кашпо; посадочный материал (черенки, отводки, части куста, семена); почва, пустые горшки, инструменты и приспособления, подставки для цветов.

Форма организации работы: весь класс или группы по 5-7 человек (выбрать).

Роли:

• управляющий (учитель);

• менеджер - организует работу внутри группы;

• дизайнер-архитектор - разрабатывает эскизы композиции из цветов в горшках;

• флористы - сажают цветы и ухаживают за ними.

Подготовительный этап:

1. Рождение замысла.

2. Разработка эскизов композиции.

3. Выбор растений и посадочного материала.

4. Выбор агротехники для посадочных материалов, условий благоприятного роста и развития растений.

5. Подбор инструментов и приспособлений для посадки и ухода.

Примечание. Подготовительный этап предполагает использование дополнительных источников информации -журналов, книг; дополнительные консультации со специалистами, учителем биологии.

Практический этап:

1. Подготовка рабочего места для посадки молодых растений, черенков, семян.

2. Посев или посадка.

3. Составление композиции по разработанным эскизам.

4. Обсуждение первого результата и внесение необходимых изменений в готовую композицию.

5. Коллективное обсуждение результатов, защита своего проекта (оценка соответствия результата замыслу).

Таблица 1

Оценка результатов деятельности учащихся на уроке технологии (возможный вариант мониторинга обученности и развития учащихся)

Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Фамилии учащихся, наиболее отличившихся на данном уроке

Качество выполнения осва- а)

иваемых технологических б)

приемов и операций: в)

а) высокое

б) с недостатками

в) очень низкое

Качество выполнения работы а)

в целом: б)

а) высокое в)

б) с недостатками

в) очень низкое

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Творческие решения: а) открытие нового знания б) конструктивное предложение в) технологическое предложение г) использование дополнительных источников информации а) б) в) г)

Самостоятельность выполне- а)

ния всей работы: б)

а) полная в)

б) частичная

в) не может без посторонней

помощи

Активность: а)

а) высокая б)

б) низкая

Инициативно сть: а)

а) высокая б)

б) низкая

Примечание.

1. В табл. 1 отражается уровень развития каждого ребенка, на котором он находится в данный момент. Как только результаты деятельности достигают устойчивого высокого уровня, можно сделать отметку в сводной таблице достижений (см. в конце методического руководства). Если ребенок долгое время остается в графе низких показателей, учителю следует обратить на это внимание и выяснить причины затруднений.

2. Под «открытием нового знания» подразумевается знание, добытое учеником в процессе самостоятельного исследования предложенного явления, свойств материалов, растений и т. п.; «конструктивное предложение» - это техническое предложение по совершенствованию конструкции изделия; «технологическое предложение» - открытие нового технологического приема, предложение нестандартного выполнения технологической операции (разметка, разделение на части, соединение деталей, отделка).

Таблица 2

Саморефлексия учителя

Что достигнуто

Над чем следует подумать

Таблица 3

Карта личностного развития учащихся

Ф. И.учеников Учебные четверти Качество выполнения работы (изделий) Творческие способности Личностные качества Умение работать с информацией Коммуникабель-ность(умение общаться)

открытие новых знаний конструктивные предложения технологические предложения Самостоятельность Активность Инициативность Обобщение результатов опытных исследований Практическое владение компьютером Работа с текстом С детьми С взрослыми

3 0

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

35

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Примечание. Рекомендуется в конце каждой четверти выставлять итоговый показатель продвижения в развитии каждого ученика по результатам проводимых на уроках наблюдений. При этом следует помнить, что конечный результат не может быть суммарным итогом наблюдений. Это то, к чему пришел ребенок в результате работы в течение некоего периода наблюдения. Итоговым годовым показателем являются результаты к концу четвертой четверти (ни в коем случае не суммарные).

При оценке уровней сформированности качеств можно использовать следующие уровневые показатели:

• качество выполнения работ, изделий: 1 - низкое, 2 -с недостатками, 3 - высокое;

• творческие способности: 1 - репродуктивный уровень (не может работать без посторонней помощи), 2 - частично продуктивный (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью), 3 - самостоятельное открытие новых и использование известных знаний в незнакомых ситуациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• личностные качества и умения работать с информацией, коммуникабельность: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий;

• Можно вместо цифровых показателей использовать цветовые.

Анализ урока технологии

1. Соответствие темы урока содержанию технологического образования.

2. Место урока в системе уроков по данной теме.

3. Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач(обучения,развития и воспитания).

4. Тип урока (экскурсия, исследование, практикум, проект).

5. Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):

5.1. Использованная методика: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная). Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.

5.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока (случайная, предметная -технико-технологического характера).

5.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):

• использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);

• использовался ли предшествующий опыт детей;

• вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);

• как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);

• реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию).

5.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);

5.5. Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).

5.6. Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.

5.7. Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых_умений, нового умения).

5.8. Личность учителя (характер общения - авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения).

6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.

7. Носил ли урок в целом развивающий характер (соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики - это развитие).

Литература

1. Ермолова Н.А., Лукина Ж.М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №6.

2. Лутцева Е.А. Развитие через открытия. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.

3. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, -1980.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М., Академия, - 2001.

5. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред. А.Ю.Ишлин-ского. М., Советская энциклопедия, - 1980.

6. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт. сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. М., Вентана-Граф, - 2002.

7. Чернушевич В.А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.