Научная статья на тему 'Как лучше определять штатную численность профессорскопреподавательского состава вузов!'

Как лучше определять штатную численность профессорскопреподавательского состава вузов! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кигель Р. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как лучше определять штатную численность профессорскопреподавательского состава вузов!»

РЕТРО

Р. Ю. Кигель

КАК ЛУЧШЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ШТАТНУЮ ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

В современном общественном разделении труда сфера высшего образования выступает как особая и притом одна из крупнейших отраслей труда. В начале 1980/81 учебного года в 883 вузах страны обучалось 5 млн. 235 тыс. студентов, в том числе на дневных отделениях -2978 тыс., на вечерних и заочных - соответственно 649 тыс. и 1608 тыс. человек1. В 1980 г. научно-преподавательскую работу в высшей школе вели 480,5 тыс. человек, в том числе 17,7 тыс. докторов и 180,7 тыс. кандидатов наук. Профессорско-преподавательский состав вузов насчитывал 390,1 тыс. человек, из них 17 тыс. докторов и 164,5 тыс. кандидатов наук, т. е. 46,6 % всех педагогических работников высшей школы имели ученые степени2. Высшая школа, таким образом, сосредоточивает немалую часть трудящихся страны, особенно если говорить о работниках высокой квалификации. Современная советская высшая школа, как это отмечено В. П. Елютиным, в значительной степени определяет интеллектуальный потенциал общества в целом3.

Изложенным объясняется безусловная актуальность оценки эффективности деятельности высшей школы. К сфере высшего образования, рассматриваемой как одна из отраслей труда, применим общий критерий эффективности социалистического общественного производства, определяемый сущностью экономического базиса социализма. С позиций этого критерия оценка эффективности высшего образования предполагает измерение его влияния на объем и динамику национального дохода с особым упором на интенсивные факторы роста.

Вместе с тем эффективность системы высшего образования нельзя, разумеется, оценивать безотносительно к ресурсам, которыми располагают вузы. Управление системой высшего образования охватывает не только подго-

товку и воспитание специалистов, но и использование ресурсов отрасли. Поэтому одна из задач управления высшим образованием должна состоять в оптимизации соотношения между результатами деятельности и потребленными для достижения этих результатов ресурсами. Особенно актуальна в современных условиях проблема трудовых ресурсов, тем более если речь идет об их высококвалифицированной части. Отсюда вытекает большая значимость планового регулирования численности профессорско-преподавательского состава вузов.

Механизм такого регулирования включает, во-первых, методику обоснования нормативов численности научно-педагогических кадров, во-вторых, систему дифференцированных по группам вузов нормативов, в-третьих, методику применения последних для регулирования численности преподавателей внутри вузов.

Оперативное управление ресурсами высшего образования при его ориентации на конечные народнохозяйственные результаты должно быть основано на нормативах, связывающих ресурсы (в частности, численность преподавателей) не непосредственно с конечным результатом, а с одним из промежуточных звеньев - обучаемым контингентом. Этот подход лежит и в основе важнейшего нормативного показателя, используемого для регулирования численности профессорско-преподавательского состава вузов, - удельной численности студентов, приходящихся в среднем на одного преподавателя.

Какова же тенденция в соотношении роста контингента студентов и численности преподавателей, соответствующая задаче повышения эффективности учебно-воспитательного процесса?

Если учесть повышение трудоемкости учебной работы, связанное с ростом числа лабораторных занятий, со все более широким участием студентов в НИР, напрашивается вывод об об-

104

© Р. Ю. Кигель, 2008

ратной зависимости между эффективностью учебно-воспитательного процесса и удельной численностью студентов на одного преподавателя. Однако данной тенденции противостоят совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса, повышение уровня его технической оснащенности, т. е. формы интенсификации этого процесса. В результате применения последних повышается качество подготовки специалистов (это, разумеется, главное), снижается трудоемкость учебно-воспитательного процесса, позволяющая при имеющейся численности профессорско-преподавательского состава повысить качество обучения и воспитания.

Нормирование численности профессорско-преподавательского состава вузов должно быть инструментом регулирования распределения кадров между группами вузов, различающихся профилем и структурой специальностей. В этом одна из предпосылок обеспечения равных объективных условий работы независимо от особенностей той или иной группы вузов. С другой стороны, важнейшее требование к нормативам численности преподавателей должно состоять в создании определенных преимуществ

вузам, наиболее интенсивно внедряющим прогрессивные формы обучения и воспитания.

Применяемая в настоящее время система нормативов в своей основе сформировалась более двух десятилетий назад. С 1956/57 учебного года был установлен порядок, в соответствии с которым численность преподавателей планировалась на основе нормативов количества студентов дневного обучения, приходящихся на одного преподавателя. Нормативы были установлены исходя из фактического соотношения, сложившегося по состоянию на 1 января 1955 г.4 Затем были введены аналогичные нормативы для расчета штатов по вечернему и заочному обучению (1959) и для аспирантуры (1962). Сложившаяся дифференциация нормативов плановой численности профессоров и преподавателей между вузами и по формам обучения характеризуется, в частности, данными по Минвузу УССР, сведенными в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что по дневной форме обучения существенные различия в нормативах численности студентов на одного преподавателя имеются как по группам вузов, так и между вузами в пределах групп. При этом наи-

Таблица 1

Нормативы численности студентов на одного преподавателя по Минвузу УССР (1979)

Виды высших учебных заведений Количество вузов Нормативы численности студентов по формам обучения

дневное вечернее заочное

§ л и й л К о 3

Университеты 8 1 0,0 1 2,6 20 53

Политехнические 7 12,3 13,0 20 50

Инженерно-строительные 8 11,7 12,7 20 50

Прочие технические 25 11,5 13,1 20 53

Экономические и юридические 5 15,0 16,0 21 53

Высшие учебные заведения искусств 2 5,0 5,2 6 -

В среднем 12,6 20,1 51,3

более значительные различия в штатных нормативах сложились в университетах.

Как показывают проведенные исследования фактической трудоемкости учебного процесса (особенно для дневного обучения), принятая дифференциация нормативов численности преподавателей между группами вузов и внутри этих групп в современных условиях не может быть признана имеющей достаточные основания. После установления этих нормативов появились новые специальности и специализации, изменились структура подготовки кадров в разрезе специальностей, содержание учебных планов. Все это, естественно, должно найти отражение при определении штатов профессорско-преподавательского состава.

Как же должны устанавливаться требующиеся для этого нормативы?

При учете факторов, лимитирующих общую численность преподавателей, единственно правильным подходом представляется такой, при котором исходя из заданного коэффициента штатов для министерства (ведомства) осуществляется дифференциация нормативов по специальностям (в разрезе форм обучения), учитывающая отклонение трудоемкости учебной работы по данной специальности (т. е. объема учебной нагрузки по специальности) в расчете на академическую группу от среднего» значения этого показателя по данной совокупности вузов. Такой методический подход, предполагает использование следующих формул:

_ У Нг • Сс

Нг = ^=------------------

У Сс ■

(1)

Кс =

Км • Нг Нг

(2)

Кв =

У Кс • Сс

У Сс ’

(3)

Км • Нгм

Кв = —=------------

Нгв

(4)

где Нг, Нгв, Нгм - среднегодовая учебная нагрузка на академическую группу по» данной специальности, по всем специальностям данного вуза и всех вузов министерства (ведомства), взвешенная по числу обучающихся студентов; Сс - количество студентов обучающихся: 1) по данной специальности; 2) по всем специальностям данного вуза; 3) всех вузов министерства (ведомства); Кс, Кв, Км - нормативы численности студентов на одного преподавателя: по данной специальности, для данного вуза и вузов министерства (ведомства).

Проиллюстрируем эту методику расчетами (цифры условные). Допустим, что» министерству или ведомству, имеющему вузы, установлен норматив: 12,5 студента дневного отделения на одного штатного преподавателя (Км = 12,5). Известно также, что количество студентов, обучающихся по шести специальностям, равно 10000. Предположим далее, что имеется три вуза, в каждом из которых по две специальности и определенный состав студентов (см. табл. 2).

Чтобы получить искомые нормативы, необходимо по данной совокупности вузов; рассчитать среднюю годовую нагрузку на группу, взвешенную по численности контингентов, и, приняв ее за базу, соответствующую среднеотраслевому нормативу, установить для каждой специальности и затем по вузам конкретный норматив.

Среднегодовая нагрузка на группу составит:

- 1970 • 2800 + 2083 • 1200 +1936 • 1400 +1895 • 1600 + 2042 • 1200 + 2149 1800 Л

Нг =------------------------------------------------------------------------------------= 2010 ч.

10 000

Таблица 2

Расчет нормативов численности студентов на одного преподавателя по специальностям и вузам

Вузы Специальности Контингент студентов Среднегодовая учебная нагрузка на одну группу Нормативная численность студентов на преподавателя

0501 2800 1977 12,7

0577 1200 2083 12,1

0606 1400 1936 13,0

0608 1600 1895 13,3

0705 1200 2042 12,3

1202 1800 2149 11,7

Итого 6 10000 2010 12,5

Таким образом, общеотраслевой норматив Км-12,5 соответствует 2010 среднегодовой учебной нагрузки в расчете на академическую группу. Следовательно, нормативы, дифференцированные для специальностей, составят:

К„,= *2^ = 12,7,

1977

К_ = 12,5 ^2010 = 12,1,

2083

К_ = 12,5 ^2010 = 13,0,

1936

К = 12,5 • 2010 =

1895

К = 12,5 • 2010 = 123

0705

2042

К1202 = 12,5 '2010 = 11,7,

1202 2149

Наконец, определим с учетом структуры специальностей нормативы для каждого вуза:

„ 12,7 • 2800 + 12,1 • 1200 10С

К =--------------------------------= 12,5,

4000

„ 13,0 • 1400 + 13,3 • 1600

Ктт =-------------------------------= 13,2,

3000

12,3 • 1200 + 11,7 • 1800 11П

Кщ = ------------------------- = 1 1,9.

3000

По этим штатным нормативам первому вузу потребуется 320 преподавателей, второму и третьему - соответственно 228 и 252. И если предположить, что в каждом да них лекционный поток состоит из четырех академических групп, а удельный вес лекций в среднегодовой учебной нагрузке на одну группу одинаков и составляет 25 %, то годовой объем учебной работы со студентами составит: в первом институте - 261 156, во втором -186 616, в третьем - 205 350 ч. Отсюда средняя годовая учебная нагрузка на одного штатного преподавателя будет соответственно 816, 818 и 815 ч. Следовательно, все вузы будут поставлены в практически равные условия по затратам преподавательского труда на подготовку специалистов, что свидетельствует о правильности предлагаемой методики расчета нормативных показателей штатов преподавателей.

Существо данной методики, как отмечалось выше, заключается в применении показателя трудоемкости учебного процесса, дифференцированного по всем специальностям, имеющимся в высших учебных заведениях. Показатель же годовой нормы учебной нагрузки штатного преподавателя должен использоваться лишь во внутриву-зовских расчетах, т. е. для распределения утвержденных вузу штатных единиц профессорско-преподавательского состава между кафедрами 5.

Практическая реализация задачи обоснования штатов, выделяемых министерством (ведомством) вузу, сводится к следующему порядку расчетов. Прежде всего определяется трудоемкость учебного процесса по каждой специальности в расчете на академическую группу. Затем в соответствии с формулой (1) объем учебной нагрузки на академическую группу по всем специальностям вузов, взвешенный по числу студентов дневного обучения, обучающихся по каждой из них, используется для определения средней учебной нагрузки на одну группу по всем специальностям. Этот показатель, по существу, характеризует среднюю для всех вузов трудоемкость учебного процесса. Последняя соответствует нормативному показателю штатов преподавателей вузов, увержденному для данного министерства (ведомства). Например, для Минвуза УССР, как видно из табл. 1, был установлен норматив штатов, равный 12,6 студента дневного обучения на одного штатного преподавателя. В настоящее время он равен 11,2. Отсюда, исходя из формулы (2), чтобы получить нормативный коэффициент штатов по данной специальности, необходимо величину средней трудоемкости разделить на величину трудоемкости учебного процесса по данной специальности и полученный результат умножить на установленный штатный норматив министерства или ведомства.

Наконец, для расчета нормативного коэффициента штатов конкретному вузу в соответствии с формулой (3) необходимо все коэффициенты штатов преподавателей по имеющимся в вузе специальностям, взвешенные по числу обучающихся по ним студентов, разделить на общее число обучающихся в этом вузе. Полученная таким образом расчетная величина и явится нормативным показателем научно-педагогических штатов для вуза. Как видно из формулы (4), такой показатель можно получить и иным путем. Для этого следует рассчитать среднюю для данного вуза величину учебной нагрузки на академическую группу по всем специальностям, подобно тому как это делается для расчета средней учебной нагрузки на группу по министерству (о чем говорилось выше). Затем величину средней учебной нагрузки на академическую группу по министерству надо разделить на величину средней учебной нагрузки на группу

по вузу и результат умножить на штатный норматив министерства (ведомства).

При установлении штатных нормативов для отдельных вузов нельзя избежать необходимости внесения в расчетный норматив некоторых уточнений. Они связаны прежде всего с обоснованными различиями в среднем количестве групп в лекционных потоках, наличием (или отсутствием) в данном вузе дополнительных видов обучения и с некоторыми другими факторами.

Выполненные на кафедре политической экономии Винницкого политехнического института по изложенной методике расчеты позволили вывести для высших учебных заведений Минвуза УССР штатные коэффициенты, являющиеся, по существу, нормативами длительного действия. Пересчет этих нормативов потребуется лишь при массовом пересмотре учебных планов, резком изменении контингента студентов по разным специальностям и изменении норматива, утверждаемого для министерства.

Примечания

1 См.: Народное хозяйство СССР в 1980 г. М., 1981, с. 462.

2 См.: Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980, с. 378, 380.

3 См. там же, с. 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Высшая школа. Постановления, приказы, инструкции. М., 1965, ч. 2, с. 18.

5 Абстрагирование от последнего показателя (которое к тому же упрощает расчеты) определяется следующим соотношением, характеризующим в наиболее обобщенном виде взаимозависимости показателей трудоемкости учебного процесса, годовой нормы учебной работы преподавателя, среднегодовой учебной нагрузки на студента и нормативного показателя штатной численности профессорско-преподавательского

Кс, Нг2

состава вузов: --- =----- . Характерно, что данное

Кс2 Нг1

соотношение можно вывести и из методик, в которых в качестве базы используют такие показатели, как годовая норма учебной нагрузки преподавателя и среднегодовая учебная нагрузка на студента [см.: Дайнов-ский А. Б. Экономика высшего образования (планирование, кадры, эффективность). М., 1976; Методические указания по расчету штатов профессорско-преподавательского состава Минвуза УССР по напряженности учебных планов / Сост.: Н. Ф. Киркач, А. А. Чугаев, М. А. Любчик. Харьков, 1980].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.