Научная статья на тему 'Как космонавты выживали в Подмосковье'

Как космонавты выживали в Подмосковье Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Варвара Леднева

18 июля в Московской области в присутствии представителей СМИ в условиях, максимально приближенных к реальности, прошли испытание на прочность, выдержку и взаимовыручку члены космического экипажа МКС, готовящегося к отправке на станцию в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как космонавты выживали в Подмосковье»

Как космонавты выживали в Подмосковье

18 июля в Московской области в присутствии представителей СМИ в условиях, максимально приближенных к реальности, прошли испытание на прочность, выдержку и взаимовыручку члены космического экипажа МКС, готовящегося к отправке на станцию в 2018 году.

Фото и текст: Варвара Леднева

За время подготовки к полету космонавтам Сергею Прокопьеву, Олегу Артемьеву и астронавту НАСА Эндрю Фойстелу еще предстоят большие и трудные тренировки. Но проведенное испытание экстренной эвакуацией из приводнившейся капсулы - пожалуй, одно из самых сложных и изнурительных.

Главная трудность заключается в тесноте пространства (всего три кубических метра), где очень быстро становится жарко и душно.

При этом надо соблюдать спокойствие и ровный темп работы. Действовать слишком быстро - значит потерять много сил, есть риск не выбраться. Слишком долго -от духоты можно потерять сознание.

Основная задача - снять скафандр и надеть сначала теплозащитные комбинезоны, а сверху гидрокомбинезоны «Форель», закрепить контейнеры с экстренными запасами воды, пищи и др.

Один человек в таком крошечном пространстве практически ничего не может сделать сам, вот тут и нужны взаимовыручка и слаженная работа экипажа. Космонавты помогают друг другу переоблачиться.

При этом давление в аппарате в нештатной ситуации может достигать десять единиц при норме в пять. За время такой тренировки каждый из членов экипажа теряет от двух до пяти килограммов веса.

Насколько эта задача сложна, присутствующие на тренировке журналисты могли убедиться лично, наблюдая за действиями космонавтов на специальных мониторах. Шквалистый ветер и ливень на полигоне, где проходило испытание, добавили драматизма действию.

Тренировка прошла успешно, космонавты вовремя покинули капсулу. По словам командира Сергея Прокопье-ва, экипаж справился не хуже чем на «пять с плюсом».

- Мы отлично поработали сегодня. Сергей отличный командир, и я горжусь тем, что сейчас нахожусь с этими людьми, - добавил астронавт Эндрю Фойстел.

Впереди у экипажа МКС следующие испытания - морем, лесом и пустыней.

I

Командир экипажа Сергей Прокопьев входит в спускаемый аппарат

Первое и единственное в нашей стране приводнение из космоса случилось в октябре 1976 года. Корабль произвел посадку на озеро Тенгиз, с перелетом от расчетной точки на 121 километр. Посадка происходила глубокой ночью, при снежном буране, в двух километрах от берега при температуре -20С. Выходной люк оказался в воде, космонавты находились в спускаемом аппарате около 12 часов. Успешно эвакуировать аппарат вместе с экипажем удалось лишь с помощью вертолета. После тех драматических событий, поставивших на грань жизни и смерти экипаж космического корабля «Союз-23» -командира Вячеслава Зудова и бортинженера Валерия Рождественского, - во время тренировок теперь создаются условия, которые могут возникнуть при такой посадке.

НОВОСТИ

Частная американская компания планирует «дешевую» экспедицию на Луну

--Общая стоимость подготовки и прилунения первого аппарата на-Ххшей компании будет менее 50 млн долларов. Эта сумма включает и разработку всего необходимого», - сообщил в интервью телеканалу Fox News один из основателей и председатель правления фирмы Moon Express из США Навин Джайн.

«Если перефразировать 35-го президента США Джона Кеннеди, -сказал Навин Джайн, - мы выбираем Луну не потому, что это просто, а потому, что это выгодный бизнес. На Луне имеются минералы стоимостью 16 квадриллионов долларов. Ранее полеты туда обходились в миллиарды долларов, а сейчас стоимость нашей экспедиции на естественный спутник Земли будет менее 10 млн долларов».

Ранее Moon Express получила поистине историческое разрешение правительства США частному предприятию снарядить экспедицию на Луну с посадкой на ее поверхности в 2017 году. Экспедиция рассчитана на две недели. Moon Express планирует осуществить посадку модуля размером с чемодан на поверхность естественного спутника Земли. Аппарат будет загружен различными научными инструментами, включая камеры и передатчик для съемки нашей планеты и переправки фото в штаб-квартиру частной компании.

По международному соглашению от 1967 года правительство США несет полную ответственность за миссии негосударственных предприятий за пределы земной орбиты.

США, Россия, Китай, Великобритания, Япония и ряд других стран уже заявляли о планах строительства баз на спутнике Земли. NASA при президенте США Джордже Буше - младшем намеревалось начать строительство Lunar outpost, предназначенного для жизни и работы астронавтов, в 2019 году и завершить его в 2024 году. Однако в 2010 году, по решению нынешнего главы Белого дома Барака Обамы, проект был свернут из-за нехватки средств. В 2012 году заместитель директора NASA Лори Гарвер, выступая на научной конференции в Калифорнии, сообщила, что и администрация Обамы считает необходимым создать на поверхности Луны «жилой объект».

Сегодня Вашингтон, планируя освоение Луны, делает ставку на взаимодействие с частным капиталом. Вслед за Moon Express о своих претензиях на освоение соседки нашей планеты заявляют и другие компании, например SpaceX, которая уже разработала корабли Dragon, успешно доставляющие грузы на Международную космическую станцию.

По материалам ТАСС

Ученые опасаются за судьбу российской лунной миссии

Российская академия наук (РАН) направила в госкорпорацию «Роскосмос» просьбу не откладывать работы по проекту посадочной станции «Луна-Глоб» -первой миссии в рамках российской лунной программы, чтобы срыв сроков не сказался на международном сотрудничестве по лунным проектам. Такое решение принял Совет РАН по космосу. Ранее сообщалось о возможном переносе сроков этого проекта из-за финансовых трудностей.

Запуск станции запланирован на конец ноября - начало декабря 2019 года в связи с баллистическими условиями. Поэтому работы по проекту должны начаться уже сейчас, чтобы не сорвать сроки.

В решении Совета РАН по космосу говорится, что «сдвиг запуска космического аппарата „Луна-Глоб" с 2019 года по 2020 год приведет к необходимости существенной корректировки ФКП-2025 в части этого и последующих взаимосвязанных проектов по изучению Луны и принесет значительный ущерб международному сотрудничеству нашей страны по реализации этих проектов».

Специалисты ракетно-космической отрасли сообщают, что задержка связана с оформлением документов для контракта на проведение опытно-конструкторских работ. Но опасаться стоит не затянувшегося оформления документов, а возможного сокращения космического бюджета. Хотя пока никакие работы не вычеркнуты, но никто не знает, какие работы от этого пострадают. В „Роскосмосе" же заявили, что «все необходимые работы в рамках проекта „Луна-Глоб" выполняются».

Цель проекта - запуск автоматического зонда для исследований в районе южного полюса Луны. Планируется, что модуль будет посажен в кратере Богуславского. Последняя советская лунная миссия была отправлена в 1976 году - тогда аппарат «Луна-24» совершил мягкую посадку, взял пробы грунта и вернул их на Землю. Проект ФКП предполагает финансирование этого проекта в размере 4 млрд 521 млн рублей.

По материалам ТАСС

54

Китайцы остановили луноход

Китайский луноход «Юйту» («Нефритовый заяц»), исследовавший спутник Земли с декабря 2013 года, прекратил свою работу. Об этом агентству China News Service сообщили в Государственной администрации КНР по науке, технологиям и промышленности для национальной обороны (SASTIND).

Луноход «Юйту» находился на борту посадочного модуля «Чанъэ-3» и сел в кратере Залив Радуги 14 декабря 2013 года. Он стал первым с 1976 года после советской «Луны-24» искусственным объектом, совершившим мягкую посадку на Луне. Аппарат исследовал поверхность 31 месяц, превысив расчетное время работы на 19 месяцев. За все время луноход выполнил большое количество сложных миссий, в том числе впервые сделал снимки геологических слоев Луны.

Китайская программа зондирования Луны «Чанъэ» состоит из трех этапов: облет вокруг спутника Земли («Чанъэ-1» и «Чанъэ-2»), посадка на Луну («Чанъэ-3» и «Чанъэ-4») и возвращение с Луны на Землю («Чанъэ-5» и «Чанъэ-6»). В 2017 году Китай планирует запустить с космодрома Вэньчан спутник «Чанъэ-5», который должен сесть на Луну, собрать образцы лунного грунта и возвратиться на Землю. Китайские астронавты должны отправиться на луну до 2036 года.

По материалам РИА «Новости»

NASA испытан ракетный двигатель для полетов на Марс

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) провело огневые испытания ракетных двигателей RS-25, модернизированных под параметры тяжелой ракеты-носителя SLS (Space Launch System), с помощью которой через два года планируется осуществить полет корабля Orion («Орион») к Марсу.

Испытания проводились на полигоне Космического центра Стенниса около залива Сент-Луис (штат Миссисипи). В NASA уточнили: «Двигатель RS-25 отработал 650 секунд, став очередным успешным этапом в развитии SLS, который позволит человеку отправиться в космическое пространство как никогда далеко и, возможно, совершить путешествие на Марс». Эти ракетные двигатели ранее устанавливались на космических кораблях многоразового использования «Шаттл», эксплуатация которых была завершена в 2011 году после 135 запусков. RS-25 усовершенствованы и оснащены новым блоком управления, позволяющим осуществлять сообщение между носителем и двигателем. США планируют в этом году провести еще четыре испытания ракетных двигателей данного типа.

Первый запуск корабля Orion с помощью SLS запланирован на конец 2018 года. Полет человека к Красной планете NASA рассчитывает осуществить примерно в середине 2030-х. До полета Orion к Марсу должны быть направлены несколько автоматических аппаратов, которые изучат поверхность и атмосферу планеты и определят место будущей посадки корабля с астронавтами. Директор NASA Чарльз Болден заявлял, что США заинтересованы в сотрудничестве по этому проекту с другими странами, в том числе с Россией.

По материалам ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.