Научная статья на тему 'Как изучать географическое пространство? Некоторые проблемы образования студентов в сфере ГИС-технологий'

Как изучать географическое пространство? Некоторые проблемы образования студентов в сфере ГИС-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ГЕОПРОСТРАНСТВО / ГИС / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОСТРАНСТВЕННО-КООРДИНАТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Ольга Владимировна

Современное понимание географического пространства многомерно и многолико. В статье затрагиваются вопросы: что есть объект исследования, специалисты каких профилей работают с ним, как и чему учить студентов, выбравших своей профессией работу с координатной информацией. Освещены особенности преподавания ГИС-дисциплин, трудности, связанные с переходом на новые стандарты преподавания, возможные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как изучать географическое пространство? Некоторые проблемы образования студентов в сфере ГИС-технологий»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»_№2/2015_ISSN 2411-7161_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Артемьева Ольга Владимировна

канд. геогр. наук, доцент СПбГУ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: ovartemyeva@mail.ru

КАК ИЗУЧАТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО? НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Современное понимание географического пространства многомерно и многолико. В статье затрагиваются вопросы: что есть объект исследования, специалисты каких профилей работают с ним, как и чему учить студентов, выбравших своей профессией работу с координатной информацией. Освещены особенности преподавания ГИС-дисциплин, трудности, связанные с переходом на новые стандарты преподавания, возможные пути их преодоления.

Ключевые слова

Пространство, геопространство, ГИС, автоматизированные системы, компьютерные технологии, пространственно-координатная информация.

Понятие пространства в настоящее время упоминается во всех областях нашей жизни. Даже не притрагиваясь к упомянутому предмету исследования, молодые люди везде и всюду окружены термином «пространство». «Пространство Интернета», «жизненное пространство», «пространство общения», «геопространство» - эти термины активно вошли в нашу жизнь.

Количество специальностей в университетах и институтах, так или иначе изучающих пространство, огромно. Практически все ВУЗы (за редким исключением) в определенном объеме употребляют при обучении данный термин.

Но прежде, чем рассматривать особенности передачи знаний в рамках данного вопроса, необходимо обозначить границы того самого «пространства», которое является объектом изучения, и в конечном итоге -преподавания. Может ли быть понятие пространства ограничено словом "географическое"? Самое простое и понятное определение пространства содержится в географическом энциклопедическом словаре: «Географическое пространство - форма существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки; совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени». [1, с 56] Однако географическая наука обширна. Ветви ее исследований затрагивают различные оболочки Земли - как природные, так и антропогенные. Поскольку в последние десятилетия роль компьютеров и иных систем, «помогающих» человеку увидеть и проанализировать пространство, возросло многократно, изучение его в среде наук о Земле передвинулось в сторону математики и информационных технологий.

В настоящее время выделяются четыре группы высших учебных заведений, дающих знания в области систем, работающих с пространством в тех или иных формах: 1) технические ВУЗы, обучающие работе с пространством как с элементом программной среды; 2) институты и университеты, которые охватывают специальности, связанные с широким изучением понятия пространства внутри наук о Земле (4 ВУЗа в Санкт-Петербурге и 10 в Москве) и географии (12 и 41 соответственно); 3) ВУЗы, где есть возможность получить знания по обработке именно географической (координатной) информации (выпускники, обучающиеся по специальности «Геоинформатика», к сожалению, могут получить диплом лишь в Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах, а также в Московском государственном университете геодезии и картографии). [2] Существует еще одна группа. Это учебные заведения, которые на первый взгляд занимаются исследованиями в областях, далеких от географии: экономикой, финансами, сельским хозяйством, управлением и др. Но совершенно очевидно, что у специалистов этих профессий все больше возникает необходимость работать с пространственной (географической) информацией.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»_№2/2015_ISSN 2411-7161_

Университеты и институты, обучающие молодых людей оперировать пространством в общем смысле и геопространством в частности, в настоящее время столкнулись с рядом трудностей в образовательном процессе.

Изучение географического пространства сегодня подразумевает использование географических информационных систем (ГИС). Изучение возможностей ГИС, как и любого другого предмета идёт от простого к сложному. К сожалению, уже на этапе «введения в предмет» начинаются определенные трудности. Во-первых, это связано с фактом «прихода» терминов ГИС из других языков. Скорее всего буквальный перевод окажется не совсем верным. Во-вторых, одна из самых больших сложностей заключается в преподавании раздела - «Источники пространственных данных». Очевидна трудность в их получении. Первый вариант - купить, но на это потребуются немалые финансовые средства, а работа в стенах ВУЗов не предполагает коммерческой основы. Второй вариант - воспользоваться ресурсными центрами при университетах, однако последние еще только находятся в самом начале своего развития.

Перестройка в образовании, переход со специалитета на бакалавриат и магистратуру породило массу дополнительных проблем при компоновке набора курсов, предполагающих освоение ГИС-технологий. Современное обучение предполагает не только изменение набора читаемых предметов и иное перераспределение их по годам; изменению подверглось перераспределение часов преподавательских поручений. Сейчас львиную долю занимают часы, отведенные на самостоятельную работу студентов (и часто без присутствия преподавателей). Выучить студентов технологиям ГИС нелегко. К сожалению это именно тот вариант, когда экспериментальным путем («а что получится, если я нажму эту кнопку?..») ничего хорошего не происходит. Современные лицензионные версии программных продуктов в 50% случаях имеют справочник на русском языке, занимающий несколько сотен страниц. Быстро прочитать такой объем невозможно, а осилить самостоятельно - трудно. Эта проблема называется - неправильная организация учебного процесса.

Хотелось бы упомянуть еще одну трудность, связанную с самостоятельной работой студентов. Обучение подразумевает чтение учебной литературы, в том числе и методической. Но в случае преподавания курсов, связанных с ГИС-технологиями, возникает как минимум два вопроса: 1. О какой программе рассказывать (чему учить)? 2. О какой версии программы? Издательства при университетах могут продержать рукопись два года. К тому моменту, когда напечатанный материал увидит свет - все поменяется: и в программе, и в образовании. Маленький выход из положения имеется. Это связано с курсовыми работами студентов. Если студент хочет реально получить достойное место работы, быть хорошим специалистом, получать высокую зарплату - ему придется брать курсовые разработки, на которых нужно учиться дополнительно и самостоятельно. Спасает понимание, что современные студенты стали мобильнее. Они не только хотят получить больше знаний в единицу времени (учебный урок), но и готовы учиться больше в единицу времени (учебный год). Кроме того, на старших курсах подавляющее большинство нынешних студентов начинают частично работать на производстве. Жизнь такова, что очень часто руководителям нет возможности давать так называемый «испытательный срок», хотя и положенный по закону.

Наибольшей популярностью среди административно-государственного сектора и бизнесменов пользуется программа MapInfo Professional (компания Pitney Bowes MapInfo) - программа с вполне понятным интерфейсом, возможностью обучиться в сжатые сроки, доступная по цене; для крупных российских компаний, связанных в цепочку "наука - государственный заказ", наиболее подходит программа ArcGIS (ESRI, Inc.); среди отечественных разработок набирают силу и пользуются спросом в организациях: Photomod (фотограмметрическая обработка данных дистанционного зондирования, ЗАО «Ракурс»), ГИС GeoGraph/GeoDraw (разработчик ЦГИ ИГ РАН), ГИС «Панорама» (разработчик ЗАО «КБ «ПАНОРАМА») и др.

В настоящее время активно начинают набирать силу так называемые «открытые ГИС» — программное обеспечение с открытым кодом доступа, в которых свободные лицензии защищают авторские права пользователя на установку, использование и дальнейшее распространение проектов. [3] Наиболее востребованной является Quantum GIS (QGIS) [4].

Было бы правильно в данном контексте упомянуть про способы получения «открытых данных» -необходимой пространственной информации с целью использования ее как базиса для уже детальных

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»

№2/2015

ISSN 2411-7161

профессиональных разработок. Прежде всего это проекты «Naturalearth» [5], «Openstreetmap» [6] и сайт общедоступной информации «Gis-lab» [7]. Данные ресурсы построены благодаря сотрудничеству многих добровольцев и является бесплатными как для коммерческого, так и для личного использования.

Все упомянутые продукты реально востребованы на предприятиях и в организациях. Но очень хотелось бы учить студентов исключительно на отечественных программных разработках, выпуская специалистов «для себя», своей страны. Рост отечественных программ неуклонно растет. И хочется надеяться, что эта тенденция не будет иметь обратной силы. Список использованной литературы:

1. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трёшников; Ред. кол.: Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, А.Г. Воронов и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 432 с.

2. ПроВуз.ру. Университеты, институты, академии [Электронный ресурс] URL: http://provuz.ru/vuz/spec.html (дата обращения: 10.01.2015).

3. GNU Operating System [Электронный ресурс] URL: http://gnu.org/home.en (дата обращения: 14.05.2015).

4. QGIS - Свободная географическая информационная система с открытым кодом [Электронный ресурс] URL: http://qgis.org/ru.html (дата обращения: 14.09.2015).

5. Natural Earth - free raster and vector map data. [Электронный ресурс] URL: http://naturalearthdata.com (дата обращения: 14.08.2015).

6. OpenStreetMap.ru [Электронный ресурс] URL: http://openstreetmap.ru (дата обращения: 10.01.2015).

7. Gis-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование [Электронный ресурс] URL: http://gis-lab.info (дата обращения: 15.08.2015).

© Артемьева О.В., 2015

Жигачева Наталья Александровна

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, г. Омск, РФ E-mail: zhygachova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация

В работе рассмотрен вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся, показана возможность моделирования структуры решения сюжетной задачи с помощью графовых моделей.

Ключевые слова

Познавательные универсальные учебные действия, структура решения сюжетной задачи, графовая модель.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования системы образования. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

В стандарте выделены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

1) личностным;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.