Научная статья на тему 'КАК ИЗМЕРИТЬ ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

КАК ИЗМЕРИТЬ ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пермичев Николай Федорович, Блинов Сергей Сергеевич

Существующие методы оценки инновационной активности, как правило, предназначены для предприятий крупного бизнеса, имеющих в своем составе соответствующие научные подразделения. В статье предлагается надежный и простой метод измерения оценочного показателя «инновационная активность» для предприятий, малого и среднего бизнеса (МСБ), использующего для этих целей только их внутреннюю информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO MEASURE INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

Existing methods of estimation of innovative activity, typically designed for large businesses that have in their composition of the relevant academic unit. The paper proposes a reliable and simple method of measurement of performance indicator «innovative activity» for the enterprises of small and medium business (SMB), using for this purpose only their internal information.

Текст научной работы на тему «КАК ИЗМЕРИТЬ ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 624.15:504.75

Как измерить инновационную активность предприятий малого и среднего бизнеса

Пермичев Н.Ф., Блинов С.С., Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Ключевые слова: предприятия малого и среднего бизнеса, инновационная активность, методы оценки инновационной активности.

Существующие методы оценки инновационной активности, как правило, предназначены для предприятий крупного бизнеса, имеющих в своем составе соответствующие научные подразделения. В статье предлагается надежный и простой метод измерения оценочного показателя «инновационная активность» для предприятий, малого и среднего бизнеса (МСБ), использующего для этих целей только их внутреннюю информацию.

How to measure innovative activity of enterprises of small and average business

Permichev N.F., Blinov S.S., Nizhny Novgorod State University of architecture and civil engineering

Keywords: enterprises small and medium business, innovation activity, methods of estimation of innovative activity

Existing methods of estimation of innovative activity, typically designed for large businesses that have in their composition of the relevant academic unit. The paper proposes a reliable and simple method of measurement of performance indicator «innovative activity» for the enterprises of small and medium business (SMB), using for this purpose only their internal information.

B последнее время в экономической литературе активно обсуждаются проблемы инновационной активности предприятий разных форм собственности. При этом в публикациях сравнительно мало внимания уделяется вопросам, связанным с развитием содержательной составляющей этого понятия применительно к сегменту предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Необходимость решения указанной проблемы касается большого числа таких предприятий. К примеру, в Нижегородском регионе из 4713 строительных предприятий 90% относится к интересующей нас категории малых и средних предприятий, выполняющих 78% всего регионального объема строительно-монтажных работ (СМР). Общая численность

работников, занятых на предприятиях МСБ, составляет 72192 человека или 84% общей численности работников региональных строительных организаций. В условиях принятых санкций их роль и значение будут только нарастать. К 2020 году обороты малого и среднего бизнеса вырастут более чем вдвое - до 2.2 млрд. руб., а их число, включая промышленные предприятия МСБ, увеличится почти до 40 тыс. [1,2].

Известно, что ведущим фактором, способствующим более активному вовлечению в региональный хозяйственный оборот предприятий МСБ, является активизация их инновационной деятельности на строительном рынке товаров и услуг. Очевидно, для инновационно настроенного руководства предприятий МСБ было бы полезным знать (и в «числе») текущий уровень их инновационной активности. Это позволит на основе оперативной оценки своих возможностей постоянно отслеживать и создавать для своего коллектива условия для внедрения более широкого спектра не только технологических и продуктовых инноваций, но и инноваций так называемого нетехнологического характера [3].

В связи с этим, целью настоящей статьи является разработка новых методов и инструментов менеджмента по решению проблемы оценки инновационной активности предприятий МСБ. В докризисный период особой нужды в этом практически не существовало, поскольку спрос на инновации в этом сегменте рынка был практически нулевым [4].

Подобная ситуация объясняется тем, что многие предприятия МСБ в своей деятельности были замкнуты только на своих региональных рынках (порядка 67%) или работали вне конкуренции в весьма узких рыночных нишах, не представляющих интереса для крупных строительных компаний. Такая ситуация характерна не только для Нижегородского, но и для других регионов Российской Федерации [5, 6].

Теперь ситуация изменилась и одновременно усложнилась. Конкуренция начинает активно проникать и в те свободные ниши, которые раньше имели незначительную емкость рынка и нулевую конкуренцию. Это означает, что темпы роста инновационных процессов в строительной сфере России будут определяться инновационной активностью предприятий малого и среднего бизнеса даже в условиях, когда основным источником финансирования инноваций остаются в основном только собственные средства.

Традиционно под инновационной активностью принято понимать интенсивность экономических субъектов обеспечивать разработку и вовлекать в хозяйственный оборот новые технологии или улучшать производимые им продукты и услуги, принимать нестандартные управленческие решения. Имея соответствующие методы и аналитический инструментарий по оценке своей инновационной активности можно оперативно задействовать свободные рыночные факторы на выгодных направлениях хозяйствования, чутко улавливая настроения участников строительного рынка.

Однако, как показали наши исследования [6-9] наработанные ранее методы оценки инновационной активности используются либо в компаниях крупного бизнеса, имеющих в своем составе соответствующие научные подразделения, венчурные фирмы, либо в научно-исследовательских, конструкторских, проектно-изыскательных организациях, в высших учебных заведениях. Особенность этих методов проявляется в том, что для расчетов оценочного показателя «инновационная активность» требуется предварительное формирование специальной информационной базы, постоянного мониторинга внешней среды, привлечения экспертов,

что требует значительных затрат времени профессионалов высокого уровня.

Предприятия МСБ реального сектора экономики, как правило, такими возможностями не обладают, научных работ не заказывают и не проводят, анализ и оценку своей инновационной активности зачастую из-за сложности существующих методов оценки не делают. Следствие этого проявилось в том, что субъекты малого и среднего бизнеса приспособились подавать в органы статистики пустые формы отчетности, касающихся их инновационной деятельности, что существенно искажает реальное состояние дел в этом сегменте экономики. Однако, часть из большого количества предприятий МСБ все же заинтересованы в сохранении своей доли на рынке строительной продукции (услуг) и все чаще обращают внимание на резервы, заложенные в инновационной составляющей своего стратегического потенциала, т.е. постепенно возникает реальный спрос на методы и инструменты измерения оценочного показателя «инновационная активность» для своих фирм.

С учетом изложенного, мы предлагаем один из возможных подходов к моделированию такого показателя для предприятий МСБ, особенностью которого выступает его доступность для понимания, простота исчисления, незначительный объем исходной информации, увязанной с экономическими показателями деятельности таких предприятий. Рост (снижение) этих показателей может свидетельствовать с одной стороны, о квалификации управляющего органа (т.е. креативности руководителей МСБ), а с другой - о степени использования существующего инновационного потенциала конкретного предприятия. Исходя из этих предпосылок, мы предлагаем осуществлять расчет показателя «инновационная активность» используя ресурсный и затратный походы путем объединения (перемножения) в одной формуле трех показателей:

а) показателя Зот - «затратоотдача», определяющего количество реализованной продукции (услуг), приходящихся на единицу затраченных средств (характеризует креативность топ-менеджмента предприятия МСБ);

б) показателя Рот - «ресурсоотдача», определяющего количество продукции (услуг), приходящихся на единицу основных производственных фондов и оборотных средств с учетом замещения (характеризует интенсивность использования материальных ресурсов или ресурсов конкуренции первого уровня);

в) показателя Ркч - «качество менеджмента».

Сравнивая расчетные значения полученного комплексного показателя «У» по годам можно определить, насколько плодотворно ведется на предприятии работа, связанная с внедрением более совершенных управленческих решений (нововведений) в расчетном периоде и ведется ли она вообще.

Аналитическое выражение изменения инновационной активности за некоторый период времени, названного здесь темпом инновационного роста, записывается следующим образом:

Т = 100 (У -У б ) / Уб (1)

ир 4 о б 7 б 47

где: Т - темп инновационного роста за расчетный период, % Уб и Уо - величина комплексного показателя «инновационная активность» в базисном (Уб) и отчетном (Уо) периоде соответственно, баллы.

Здесь величины Уб и Уо рекомендуется рассчитывать в двух вариантах:

а) по формуле: У = (З • Рот)1/2 показатель «инновационная активность» рассчитывается для фирм с численностью персонала до 15 человек и от 16 до 100 человек;

б) по формуле: У = (Зот • Рот • Ркч)1/3 этот показатель рассчитывается для предприятий среднего бизнеса с численностью от 101 до 250 человек.

Важно отметить, что показатель Р отражающий качество менеджмента, рассчитывается только для средних предприятий, имеющих численность персонала от 101до 250 человек.

В развернутом виде формула расчета оценочного показателя для малых предприятий численностью до 15 и от 16 до 100 запишется следующим образом:

у1 = [З • р ]1/2 = [V /(С + ЕН (Ф + Ф )) • V /(Ф + Ф + в )]1/2 (2)

1 "-от о^ "-прчпр Н 4 а о'' пр 4 а о 1 зму J 4 '

где: V - объем производства и продаж всей реализованной строительной продукции (услуг) за расчетный период, руб.;

Спр - затраты на производство и реализацию всей строительной продукции (услуг) за расчетный период, руб.;

ЕН = 0,5 - нормативный коэффициент эффективности отраслевых инвестиционных ресурсов;

Фа, Фо - соответственно среднегодовая стоимость ключевых активов конкуренции Фа, и оборотных средств Фо, использованных при реализации строительной продукции (услуг), руб.;

взм - коэффициент замещения живого труда новыми или модернизируемыми средствами (технологиями) строительного производства, руб./чел;

Ч - среднегодовая численность персонала, задействованная в производстве и реализации строительной продукции (услуг), чел.

Для предприятий среднего бизнеса развернутая формула оценочного показателя «инновационная активность» предприятия с учетом показателя качество менеджмента - Ркч будет выглядеть следующим образом:

У = [З Р Р ]1/3= [V /(С +Е (Ф + Ф )) • V /(Ф + Ф +в Ч) Р ]1/3 (3)

1 от от е^ "-прчпр н 4 а о'' пр 4 а о'зм ' кч-1 4 '

Отметим, что в формуле (3) в расчет берется только та продукция, которую можно отнести по известным критериям к инновационной [5].

Рассмотрим следующий условный пример использования предложенных нами формул для расчета оценочного показателя «инновационная активность» для одного из предприятий «средней руки» с численностью персонала 175 человек.

Пусть, в предыдущем 2014 году предприятием произведено и реализовано инновационной продукции на сумму 330 млн. руб. (15 % общего объема реализованной продукции), при стоимости ключевых активов конкуренции (основных фондов) в размере: Фа = 100 млн. руб., оборотных средств: Фо = 100 млн. руб., затратах на инновации: С = 150 млн. руб. и коэффициентом качества менеджмента равным: Р = 0,8. пр

кч

Если принять коэффициент замещения труда основными средствами равным взм = 500 тыс. р./чел. в год, то ресурсоотдача - Рот в 2014 г., рассчитанная по формуле составила (коэффициент):

Р = У14/(Ф + Ф + в •ч14) = 330 / (100 + 100 + 0,5 • 175) = 1,32

от чао,зм/ 4 7 ' ^

Затратоотдача Зот в 2014 г. составила (коэффициент):

З = V14/C + Е (Ф + Ф ) = 330/150 + 0,5 (100 + 100) = 1,32

от прнчао/ ' ^

Тогда, в соответствии с формулой (3) уровень «инновационной активности» предприятия (в 2014г.) составил (коэффициент):

У14 = (З • Р • Р )1/3 = (1,32 -1,32 •0,8)1/3 = 1,12

4 от от кч 47 7 '

Предположим, что на 2015г. инновационно озабоченным руководством предприятия МСБ запланировано реализовать на рынке инновационной продукции на сумму в 350 млн. руб., но при той же численности работников. Возникает вопрос: «Каковы должны быть допустимыми размеры ключевых активов конкуренции и затрат, с тем чтобы после реализации такого плана уровень инновационной активности предприятия в 2015 году по крайней мере, не уменьшился?».

При неизменных условиях функционирования рынка строительных товаров (услуг) ресурсоотдача на данном предприятии в 2015 г. должна быть не меньше 1,32 , т. е. того значения, который был в 2014 г.

Тогда, при этих условиях максимальная стоимость основных фондов и оборотных средств в 2015г. на программу 350 млн. руб., на которую должен теперь ориентироваться менеджмент предприятия, не должна превышать:

Ф + Ф = [V15- (Р 14 • в • Ч)] / Р 14 =

а о от зм от

[350 - (1,32 • 0,5 • 175)] / 1,32 = 177,65 млн. руб.

При этих условиях и с учетом того, что максимальная стоимость ключевых активов конкуренции в 2015г. не должна превышать 177,65 млн. руб. и при затратоотда-че 2014г., предельный уровень денежных затрат потребных на программу в 350 млн. руб. в свою очередь не должен превышать:

С15 = [V15 - З Е (Ф15 + Ф15)] /З 14 =

пр от н а о от

[350 - 1,32 • 0,5 х 177,65] / 1,32 = 176,327 млн. руб.

Только при этих условиях уровень инновационной активности предприятия в 2015г. не снизится и останется на прежнем уровне, т.е.

У15 = ([350 / (176,327 + 0,5 • 177,65)] • 350 /

(177,65 + 0,5 х 175) х 0,8])1/3 = 1,12,

хотя инновационной продукции будет произведено и реализовано на 20 млн. руб. больше.

Выполненные нами расчеты показывают, как можно манипулировать ресурсами предприятия, достигая при этом роста своей конкурентоспособности при той же численности работников.

Если руководитель предприятия захочет выйти на новый, повышенный уровень инновационной активности и не только за счет привлечения ресурсов первого уровня, а и за счет новых знаний (привлечения активов второго, более высокого уровня), то ему придется, либо:

а) поработать со своим аппаратом управления над внедрением новаций нетехнологического формата, обеспечивающих выполнение программы в 350 млн. руб. меньшей численностью и большей эффективностью;

б) либо выходить за пределы собственного регионального рынка строительных продуктов (услуг

Положительным моментом предложенного авторами подхода и методики по оценке инновационной активности предприятий МСБ, по нашему мнению, является:

- простота и доступность получения исходной информации для расчета этого показателя в коммерческих предприятиях (организациях);

- наличие «под руками» у управленцев всей исходной информации для выполнения всех необходимых расчетов;

- возможность манипулирования руководством фирм имеющимися активами конкуренции в зависимости от складывающихся ситуаций на строительных рынках товаров (услуг);

- методика не требует наличия высококвалифицированных специалистов-аналитиков, способных рассчитать этот показатель для конкретной хозяйствующей структуры и конкретного периода времени.

Она может быть использована для расчета показателя деловой активности предприятий, реализующих экстенсивные, интенсивные и инновационные стратегии или их сочетания в условиях нестабильной рыночной ситуации.

Библиография

1. Шленов Н.А. Роль и возможности СРО в развитии строительных предприятий //Управление качеством в строительстве. Региональная научно-практическая конференция. - Н.Новгород: НРО МАИЭС, 2013. -С.87.

2. Лабуда Д. Перед инновационным предпринимательством ставятся все более амбициозные задачи //be CLEVER. №3, 2013. - С.6

3. Блинов С.С. Управление инновациями (теория, практика): моногр. /С.С. Блинов, Е.А. Третьякова, Е.А. Миронова. -Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. - 184 с.

4. Лепихин В.В., Фукалова Ю.С. Развитие инновационной предпринимательской активности в России //Современные технологии управления. январь 2013. №1 (25). IRL: http: sovman.ru/en/all-numbers/archive-20/ January 2013/item/147-2508.html [дата обращения 26.03.2013].

5. Сведения об инновационной деятельности организации: инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения №4-инновация утв. Госкомстатом России 22.07. 2007 №156.

6. Попова Е. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновацион-

ного развития //Инновации, 2006. - №7 (94).

7. Интеллектуальные услуги для ведения бизнеса: инф. бюллетень ООО «Независимая консалтинговая фир-

ма». 2011. - №10.

8. Актуальные проблемы реформирования экономики: Материалы межд. научно-практ. конф. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. - 276с.

9. Котова М. С. Формирование системы оценки инновационной активности предприятий региона: дис. э. н., Чебоксары, 2007.

Авторы

Пермичев Николаи Федорович, д.э.н., зав. кафедрой инновационного менеджмента ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», (Россия, 603950, г Н. Новгород, ул. Ильинская, д.65), тел: (831) 430-53-92; e-mail: odo327@mail.ru;

Блинов Сергеи Сергеевич, соискатель уч. степ. канд. наук кафедры инновационного менеджмента ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», (Россия, 603950, г Н. Новгород, ул. Ильинская, д.65), тел: (831) 430-53-92; e-mail: odo327@ mail.ru.

Новости Newsrus.su

Во Владимирской области построят

200 тысяч кв. метров «жилья для российской семьи»

Власти Владимирской области завершили отбор проектов строительства жилья по программе «Жилье для российской семьи». Участниками программы стали 4 проекта застройщиков ООО «Вертикаль», ООО «Муром Град», ООО «Строй-Капитал» и ООО «Игротэк» с общим объемом строительства жилья 200 тысяч кв. метров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Вертикаль» и ООО «Стройкапитал» до 1 июля 2017 года введут 85 тысяч кв. метров в микрорайонах «Пиганово» и «Веризино-2» города Владимира. ООО «Муром-Град» построит 75 тыс. кв. метров жилья в микрорайоне «Дмитриевская Слобода» в Муроме, ООО «Игротэк» - 40 тыс. кв. метров жилья эконом-класса в ЖК «Вяткино» в Судогодском районе.

Органы МСУ уже приступили к работе с гражданами из числа многодетных и молодых семей, ветеранов боевых действий, бюджетников, граждан, проживающих в аварийном фонде, которым предоставлено право приобретения доступного жилья по федеральной программе.

В администрации Владимирской области на основании списков, составленных органами МСУ, будет сформирован сводный реестр граждан, имеющих право приобретения жилья эконом-класса в регионе.

Источник: Редакция новостей Newsrus.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.