Научная статья на тему 'Как использовать аутсорсинг в инновационной деятельности предприятия?'

Как использовать аутсорсинг в инновационной деятельности предприятия? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как использовать аутсорсинг в инновационной деятельности предприятия?»

А. А. Третьякова КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ АУТСОРСИНГ.

39 ►

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ АУТСОРСИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ?

А. А. Третьякова,

аспирантка кафедры «Мировая экономика и международные финансовые отношения» Финансового университета

Аутсорсинг, под которым понимается выполнение сторонней организацией определенных задач или бизнес-процессов, не являющихся частью основной деятельности компании [1], возник в начале прошлого столетия и стал для многих компаний ключевым фактором успеха. Его целью стало повышение эффективности выполнения определенных функций в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов и обеспечения персоналом. В настоящее время компании видят в аутсорсинге не только способ снижения затрат, но и особую модель построения бизнеса. Несмотря на то, что в условиях кризиса задача снижения затрат выходит на первый план, необходимо помнить, что аутсорсинг предоставляет возможность быстрой реорганизации бизнеса, которая способна привести к повышению конкурентоспособности и увеличению стоимости компании . Однако решиться на реорганизацию бизнеса в сегодняшней экономической ситуации достаточно сложно . В условиях нестабильности наиболее перспективным является эволюционное внедрение аутсорсинга, т. е . постепенная передача бизнес-процессов, начиная с менее рискованных и заканчивая самыми рискованными

Прежде чем перейти к вопросу об использовании аутсорсинга в инновационной деятельности предприятия, определим, что собой представляет инновационная деятельность . Инновационная деятельность — это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг [2].

Таким образом, инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений и различных разработок до результата, пригодного для практического использования и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а также проектно-конструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию В свою очередь, инновационная деятельность предприятия — это подготовка и осуществление обновления продукции (услуг) и производства (основных фондов), включая создание новых продуктов и технологий [3] .

Результатом инновационной деятельности является инновационная продукция, которая может быть выражена в виде конкретной вещественной формы или в неовеществленной форме, например ноу-хау, которые представляют конфиденциальные знания, опыт, навыки, сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера .

Инновационная деятельность характеризуется высокой степенью риска и неопределенностью результата, сложностью и достаточно большими затратами на проведение всех этапов Очевидно, что компании, занимающиеся инновационной деятельностью, должны использовать разнообразные формы организации и управления инновациями .

Долгое время главенствующим подходом к организации такого рода деятельности оставалось производство НИОКР исключительно внутри компании, поскольку считалось, что в результате передачи инноваций сторонним предприятиям она может попросту потерять свои ключевые компетенции Тем не менее, в последнее время на основе многолетних наблюдений за инновационной деятельностью представителей различных отраслей был сделан вывод о том, что нельзя надеяться на сохранение интеллектуального преимущества только за счет собственных сил, даже если речь идет об инновационной деятельности. Этот подход кардинально отличен от традиционного взращивания отдельной инновации в условиях строгой секретности в рамках только своей компании, когда в случае успеха она закрепляет его сильными патентами, хотя

№ 3-4/2012

Мир новой экономики

< 40

МАСТЕР-КЛАСС

бы на некоторое время дающими монопольную силу на рынке . Теперь технический прогресс во многих отраслях требует непрерывной инновации. При этом инновации выходят за рамки отдельной компании с помощью различных организационных решений: разрушения «старых» корпораций и «рождения» новых, широкого применения аутсорсинга, построения динамических холдинговых структур, создания новых рынков . Модель «открытой» инновации означает партнерство, альянсы, структуры с низким уровнем бюрократизации, позволяющие сочетать ресурсы, имеющиеся внутри компании, с ресурсами, которые существуют вовне

Итак, ответ на вопрос о возможности применения аутсорсинга в инновационной деятельности предприятия утвердительный. Притом, практика дает нам множество как положительных, так и неудачных примеров подобного применения . Чтобы эффективно использовать в своей инновационной деятельности аутсорсинг, компания должна понимать, какие выгоды она может из этого извлечь и на каких этапах осуществления инноваций он может быть использован .

О выгодах использования аутсорсинга уже сказано немало . Это сокращение издержек, снижение рисков, обеспечение возможности применения новейших технологий, концентрация «внутрикорпоративного» внимания на основных целях и задачах компании и т д

В целом аутсорсинг может быть использован на любых этапах осуществления инноваций. Например, на этапе маркетинговых исследований целесообразно прибегнуть к услугам специальных фирм, занимающихся подобными исследованиями, в случае, если у компании нет специалистов в данной области. Также возможно использование аутсорсинга на этапе

организации и осуществления НИОКР, при оценке инновационного проекта, когда привлекаются различные эксперты из консалтинговых фирм, и на этапе оргподготовки и технической реализации

Инновационная деятельность современных компаний — это не только создание нового продукта или услуги, это и новые способы организации производства, продвижения, сбыта товаров и услуг, т е это осуществление инноваций во всех бизнес-процессах компании. Очевидно, что компании стремятся максимально эффективно организовать всю свою деятельность, в том числе и инновационную, ведь в современных условиях высокой конкуренции компаниям необходимо постоянно придумывать что-то новое для поддержания существующих и построения новых конкурентных преимуществ и удержания потребителей В подобных условиях использование новой формы организации деятельности, такой как аутсорсинг, является более чем оправданным. Его преимущества очевидны, примеров использования достаточно, а тенденции указывают на то, что в будущем подобная форма организации может получить широкое распространение .

Литература

1. Кондратьева Н. Аутсорсинг — эффективное решение // Финансовая газета. Регион, выпуск. 2007. Апрель. № 16. С. 15.

2. Васильева Д. Н. , Муравьева Е . А . Методы управления инновационной деятельностью. М . : КНОРУС, 2005.

3 . Рогова Е . М. , Ткаченко Е. А . , Шевченко С . Ю . Управление рисками инновационных инвестиционных проектов: учеб. пособие. СПб. : СПбГУЭФ, 2001.

КОММЕНТАРИЙ ПРОФЕССОРА ГЕНКИНА А. С.

Должен согласиться с тем, что для инновационной деятельности аутсорсинг представляет собой практически единственную возможность сосредоточить все ресурсы, а они у инновационной компании на первоначальном этапе, как правило, ограничены, на основном направлении прорывного удара В нашей практической деятельности инновационные компании вначале нередко передают на аутсорсинг оказание юридических, патентных, маркетинговых, бухгалтерских, ИТ-услуг, услуг по поиску финансирования и т д , с тем чтобы постепенно, на более поздних этапах развития компании, провести ревизию целесообразности делегирования тех или иных видов услуг сторонним организациям

При этом, на наш взгляд, статье не помешало бы исследование вопроса о том, какие виды работ и услуг следует и какие не следует передавать на аутсорсинг в процессе инновационной деятельности предприятия, иначе говоря, каковы в данном вопросе должны быть критерии отбора

ш

^^ Мир новой экономики

№ 3-4/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.