КАК ГОТОВИТЬ ШКОЛЬНИКОВ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ?
Ходзицкая Е.А.
Ходзицкая Елена Александровна - Заслуженный учитель Российской Федерации,
учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Многопрофильный лицей № 20, г. Ульяновск
Аннотация: целенаправленную подготовку к итоговой аттестации можно осуществлять и в течение нескольких предшествующих лет. Если такой подход к обучению будет носить хорошо спланированный характер, то процесс подготовки к итоговой аттестации в 9 классе будет восприниматься обучающимися как продолжение уже привычной учебной деятельности.
Ключевые слова: итоговая аттестация, основной государственный экзамен (ОГЭ), система подготовки.
Введение в практику школьного образования такой формы итоговой аттестации, как ОГЭ и ЕГЭ, до сих пор провоцирует общество на нескончаемые споры между сторонниками и противниками такой формы школьного экзамена. И это неслучайно, поскольку единый экзамен имеет как «плюсы», так и «минусы», как сильные, итак и слабые стороны.
Не надо думать, что подготовка к ОГЭ по математике начинается в 9 классе. Целенаправленная, систематическая работа может осуществляться и в течение нескольких предшествующих лет. Даже в пятом классе несложно отыскать задания ОГЭ, сопутствующие темам школьной программы [1]. Думается, что предлагая школьникам младшего и среднего звена задания ОГЭ, мы способствуем их большей заинтересованности предметом и мотивации к его изучению. И, кроме того, решаем другую важную методическую задачу - проводим раннюю подготовку своих учеников к итоговой аттестации в выпускных классах.
Очень полезно в процессе изучения программного материала включать задания ОГЭ с непривычными для учащихся формулировками. Так, например, школьники понимают смысл таких часто встречающихся в учебниках формулировок заданий, как: «Выполните действия», «Упростите выражения», «Решите уравнения» и т.п. И, сталкиваясь с нетрадиционными условиями задач ОГЭ, многие из обучающихся просто не понимают смысла вопросов, вследствие чего теряются, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах экзамена. Поэтому учителю периодически следует выводить учащихся за рамки привычного, предлагая взглянуть на стандартные ситуации под другим углом зрения. Полезно обучать школьников и собственному составлению новых неожиданных вопросов и формулировок к традиционным заданиям [1]. Такие упражнения помогают развитию детей, формированию гибкости их мышления.
Даже в работе с младшими школьниками необходимо проводить самостоятельные и проверочные работы в форме тестов, составленных по аналогии с контрольно -измерительными материалами итоговой аттестации. Понятно, что, если подобная ранняя подготовка будет носить систематический характер, то первое знакомство с тестами ОГЭ в 9 классе не будет провоцировать беспокойство обучающихся, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.
Мы говорили о ранней подготовке обучающихся к ОГЭ. Куда более серьёзная ситуация возникает в случае, когда учитель вынужден начать подготовку к ОГЭ только в 9 классе. И особенно сложно, если учитель работает с новым, незнакомым
классным коллективом, имея в запасе всего лишь один учебный год. Как в этих условиях наиболее рационально осуществить процесс подготовки к итоговой аттестации? Понятно, что в условиях нехватки времени необходимо интенсифицировать процесс, чётко продумывая все этапы деятельности и оперативно реагируя на особенности восприятия и глубину знаний конкретного класса и каждого ученика в отдельности.
Первое, с чего необходимо начать целенаправленную работу - собрать информацию о готовности класса к ОГЭ, определить пробелы в знаниях обучающихся. Уже в середине сентября необходимо провести хотя бы одно диагностическое тестирование с целью выявления проблем и определения уровня готовности обучающихся к ОГЭ. Результаты первого диагностического тестирования позволят учителю провести первичное разделение класса на две группы. В одну из них (группа «риска») включаются ученики, набравшие менее 8 баллов, т.е. не преодолевшие минимального порога тестирования. Во вторую группу входят учащиеся, более успешно справившиеся с заданием. Работу с каждой группой разумнее вести отдельно, хотя переход из группы в группу возможен.
Опыт показывает, что самый бесперспективны способ подготовки учащихся к итоговой аттестации - это бесконечное «натаскивание» по тестам. Работа с тестами, содержащими много разнородного математического материала из всевозможных разделов науки, ставят обучающегося в тупик, вызывает его растерянность перед огромным объёмом информации. Ученик не видит системы, последовательности действий, не успевает разобраться в методах решений, приобретая обрывочные, бессистемные знания или не приобретая их вовсе. Тематическая подготовка в этом смысле более перспективна и целенаправленна. Последовательность действий при планировании таких занятий может быть подсказана самой структурой и содержанием контрольно -измерительных материалов ОГЭ. Кроме того, во многих публикациях можно найти примерное планирование, подробные разработки уроков и методические рекомендации по подготовке школьников к экзамену [2].
Следует сказать, что для достижения обучающимися высоких результатов на ОГЭ только урочной деятельности бывает недостаточно. Поэтому учителю надо продумать систему домашних заданий, направленных на решение этой задачи, мотивировать своих учеников на самостоятельную работу вне школы. Для решения задачи самообразования следует обратиться за помощью к родителям выпускников. Лучше это сделать уже в сентябре на первом родительском собрании. Только совместными усилиями учителя, учащихся, родителей можно достичь успеха.
Прекрасным подспорьем для учителя и ученика являются образовательные порталы, ориентированные на подготовку к итоговой аттестации. Здесь можно найти нормативные документы, электронные учебники и развивающую литературу, тексты диагностических и тренировочных работ, тесты ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет, всю информацию по проведению итоговой аттестации текущего года: расписание экзаменов, демонстрационные варианты, шкалу перевода баллов и многое другое. Очень удобно использовать в работе генераторы вариантов ОГЭ и ЕГЭ, формирующие тесты в соответствии со спецификацией текущего года.
В личных кабинетах некоторых образовательных порталов есть возможность формировать тесты по любой тематике и получать результаты онлайн-тестирования своих учеников с указанием их ошибок.
Как видим, в арсенале учителя достаточно средств для подготовки своих учеников к предстоящему экзамену. Однако работа без «обратной связи» - это «взгляд в никуда». Учитель должен видеть, продвигаются ли его ученики вперёд или топчутся на месте, а может, отстали давно от класса. Для этих целей нужно заранее продумать инструменты, позволяющие проводить диагностику готовности каждого индивидуума и класса в целом к итоговой аттестации.
Кроме того, хорошо организованная диагностика позволит вовремя определить, какие тематические разделы требуют повышенного внимания, какие - меньшей затраты времени. А это, в свою очередь, поможет вовремя скорректировать планирование и оптимальным образом выстроить цикл занятий на повторение.
Понятно, что если подобная ранняя подготовка будет носить систематический характер, то процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.
Роль учителя в процессе подготовки к экзамену велика, но, к сожалению, не беспредельна. Но создать условия для того, чтобы заинтересовать и мотивировать многих, учителю по силам.
Список литературы
1. Ходзицкая Е.А. О ранней подготовке к ОГЭ по математике. // Фестиваль «Открытый урок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/669603/ (дата обращения: 11.11.2018).
2. Я сдам ОГЭ! Математика. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / И.В. Ященко, С.А. Шестаков. М. Просвещение, 2017. 143 с.