Научная статья на тему 'КАК ГЕГЕЛЬ ВЫШЕЛ В КЛАССИКИ: К ИССЛЕДОВАНИЮ КАНОНА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА'

КАК ГЕГЕЛЬ ВЫШЕЛ В КЛАССИКИ: К ИССЛЕДОВАНИЮ КАНОНА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКОБИ / ГЕРБАРТ / НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Демин Максим

Статья продолжает критические исследования канона немецкой философии XIX века. Вслед за исследованиями Вальтера Йешке (Jaeschke 2000) и Петра Резвых (2009) статья ставит цель посмотреть, как формируется представление о главных фигурах так называемой «немецкой классической философии». Конкретная задача исследования - проследить, когда Гегель входит в историко-философский канон. Для этого были проанализированы немецкие издания по истории философии первой половины XIX века. Особое внимание было уделено контексту, в котором упоминается имя Гегеля и количеству страниц, посвящённых его философии. На этом основании был сделан вывод, что по сравнению с Фихте и Шеллингом попадание Гегеля в канон главных немецких философов имеет существенные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ГЕГЕЛЬ ВЫШЕЛ В КЛАССИКИ: К ИССЛЕДОВАНИЮ КАНОНА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА»

Исследования

Как Гегель вышел в классики: к исследованию канона немецкого идеализма*

Максим Демин

Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики (Санкт-Петербург) mdemin@hse.ru

Maxim Demin

Associate Professor at the St. Petersburg School of Social Sciences and Humanities, National Research University Higher School of Economics,

Russian Federation

How Hegel became the classics: a study of the canon of German

idealism

Abstract. The article continues the critical study of the canon of the 19th century German philosophy. Following the studies of Walter Jeschke (2000) and Petr Rezvykh (2009) article aims to look at how to establish a conception of the main figures of the so-called «German idealism». The specific goal of the study is to investigate how Hegel becomes a part of historical and philosophical canon. In order to do so, we have analyzed the German edition of the history of philosophy of the first half of the XIX-th century. We paid particular attention to the context of mentioning of the name of Hegel and the number of pages devoted to his philosophy. On this basis we concluded that, compared to Fichte and Schelling, Hegel's entry into the canon of the major German philosophers has significant features.

Key words: Jakobi, Herbart, The End of Philosophy, The Great Philosophers.

* Статья подготовлена в рамках проекта по гранту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Институциональная история философии: формирование профессиональной философии в немецкой институциональной среде Х^П-ХХ вв.» 12-03-00451(а).

Аннотация. Статья продолжает критические исследования канона немецкой философии XIX века. Вслед за исследованиями Вальтера Йешке (Jaeschke 2000) и Петра Резвых (2009) статья ставит цель посмотреть, как формируется представление о главных фигурах так называемой «немецкой классической философии».

Конкретная задача исследования - проследить, когда Гегель входит в историко-философский канон. Для этого были проанализированы немецкие издания по истории философии первой половины XIX века. Особое внимание было уделено контексту, в котором упоминается имя Гегеля и количеству страниц, посвящённых его философии. На этом основании был сделан вывод, что по сравнению с Фихте и Шеллингом попадание Гегеля в канон главных немецких философов имеет существенные особенности.

Ключевые слова: Якоби, Гербарт, немецкая классическая философия, великие философы.

В конце XVIII - начале XIX вв. на пространстве немецкоязычной культуры появился ряд философских учений, значение которых для философии считается общепризнанным. Представление о внутренней цельности и завершенности этого периода закреплено терминами «немецкий идеализм» и «немецкая классическая философия». Несмотря на использование этих терминов как равнозначных, термин «немецкий идеализм» характерен для западной традиции, «немецкая классическая философия» - для отечественной1. Эта терминологическая разница объясняется влиянием на русскоязычную традицию работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» [1886]2.

Несмотря на широкое употребление данных терминов в современной исследовательской литературе, в последнее время появились работы, проблематизирующие данный понятийный аппарат. Критике использования понятия «немецкая классическая философия» как излишне схематизирующего и упрощающего реальный исторический процессу посвящена работа Петра Резвых. Исследователь концентрируется на социально-идеологических эффектах, производимых

некритичным употреблением этого понятия в отечественной

1 Gamm G. Der Deutsche Idealismus: eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel, Schelling. Ditzingen: Reclam, 1997; Ameriks K. (ed.) The Cambridge Companion to German Idealism. Cambridge: Cambridge 2000; Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., М.: Рольф, 2001.

2 Любопытно, что в первом вольном переводе на русский язык эта работа вышла под названием, предлагающим иное терминологическое оформление, а именно - «Кризис философии классического идеализма в Германии» (Г. Л <ьвович>. Кризис философии классического идеализма в Германии // Северный вестник. 1889. № 3. - С. 43-66; № 4. - С. 82-106).

философии; раскрывает нормативные принципы, лежащие в основе концептуализации немецкой философии первой половины XIX века в качестве «немецкой классической философии». П. Резвых показывает, что схема, в которой мыслители представлены как звенья цепочки преемственностей и ранжируются как фигуры первого и второго рядов, была наиболее дидактически удобной3.

Историю термина «немецкий идеализм» исследует Вальтер Йешке, раскрывая философский и идеологический контексты его использования4. Йешке показывает, что ни один из представителей так называемого немецкого идеализма не употреблял это словосочетание ни в отношении себя, ни в отношении своих единомышленников. Так, например, название известного российскому читателю текста Гегеля «Первая программа системы немецкого идеализма» (1796), было дано Францом Розенцейгом, подготовившим его к публикации 1917 году5. ^

Йешке выделяет три этапа становления понятия «немецкий идеализм»: введение понятия, использование его в качестве философско-исторической, а затем - и культурно-исторической категории. Впервые словосочетанию «немецкий идеализм» придается понятийный характер марбургским неокантианцем Фридрихом Ланге в 1866 г. Однако, по мнению Йешке, в качестве термина, обозначающего завершенный период в истории философии, «немецкий идеализм» употребляется уже представителем юго-западной школы неокантианства Вильгемом Виндельбандом во втором томе «Истории новейшей философии», вышедшей в 1880 году. Третий период истории понятия «немецкий идеализм» связан с расширением границ его содержания. К началу XX века оно начинает использоваться для определения культурно-исторического этапа в истории национальной культуры. Далее Йешке показывает, как «немецкий идеализм» встраивается в политико-идеологический контекст милитаристских настроений перед Первой мировой войной.

В центре внимания данного исследования становление представления о Гегеле как о философском гении, имеющем не

3 Резвых П. В. Фантом «немецкой классики» //В кн.: Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С.419-434.

4 Jaeschke W. Zur Genealogie des Deutschen Idealismus. Konstitituiongeschichltiche Bemerkungen in methodologischer Absicht// Materialismus und Spiritualismus : Philosophie und Wissenschaften nach 1848 / Hrsg. A. Arndt, W. Jaeschke. Hamburg: Meiner, 2000. S.220- 234.

5 Henrich D. Aufklärung der Herkunft des Manuskripts «Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus»// Mythologie der Vernunft. Hegels «ältestes Systemprogramm» des deutschen Idealismus. (Hrsg.) Ch. Jamme, H. Schneider, Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1984, S. 161-162. Гегель Г.В.Ф. Первая программа системы немецкого идеализма// Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Том 1. Москва: Мысль. 1970.C. 211-234.

преходящие значение в истории философии. Мы исходим из предположения, что образ Гегеля в академических изложениях истории философии мог меняться в течение всего XIX века. Именно в это столетие в немецкой университетской традиции происходит расцвет историко-философского жанра, а историко-философские сочинения становятся стандартом философской работы. Они стабилизируют философские дискуссии, оказываются мощным инструментом для трансляции дисциплинарной памяти6. Данная работа написана в рамках исследования канона философии XIX века, зафиксированного в немецкоязычных историко-философских сочинениях XIX столетия7.

В статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы: 1) к какому времени относятся первые изложения истории философии, в которых Гегель представляется в качестве фигуры, завершающей историко-философских процесс? 2) Когда впервые имя Гегеля начинает фиксироваться в «большой» истории философии? 3) Существовали ли в первой половине XIX века альтернативные способы контекстуализации немецкой философии, иначе описывающие роль Гегеля?

Немецкая философия от Канта до Гегеля

Гегель умер в 1831 году во время чумы в Берлине на 61 году жизни. Его ученики и последователи восприняли смерть учителя эксахотологически8. Организованное учениками масштабное издание трудов Гегеля положило начало историзации его философии9. С тринадцатого по пятнадцатый тома собрания сочинений Гегеля занимали конспекты лекций по истории философии. В предисловии к ним последователь Гегеля, неординарный профессор философии Берлинского университета, К.Л. Михелет утверждал, что видит необходимость полное издание этих лекций «дополнить изданием полной истории

6 Schneider U. J. Philosophie und Universität: Historisierung der Vernunft im 19. Jahrhundert. Hamburg: Meiner, 1999; Hartung, G.,Pluder, V. (Ed.). From Hegel to Windelband. Historiography of Philosophy in the 19th Century Berlin, Boston: De Gruyter. 2015.

7 Демин М.Р. Создание канона: историко-философские сочинения XIX века по немецкой философии//в печати.

8 Смерть Гегеля, хотя и воспринималась как трагедия ближайшим кругом его учеников, не для всех символизировала конец эпохи. Об этом см.: Nicolin G. (Hrsg.) Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. Hamburg 1970. А также претензионное сочинение: Göschel C. F. Hegel und seine Zeit. Mit Rücksicht auf Göthe. Zum Unterrichte in der gegenwärtigen Philosophie nach ihren Verhältnissen zur Zeit und nach ihren wesentlichen Grundzügen. Berlin: Duncker und Humblot, 1832.

9 Плотников Н. Дух и буква. К истории изданий Гегеля// URL: http://www.ruthenia.ru/logos/personalia/plotnikov/articles/04 edition.html (дата обращения 16.12.2015).

последних систем немецкой философии от Канта до Гегеля»10. Он выполнил обещанное, и в 1837 - 1838 годах под таким названием было издано двухтомное сочинение11. В представленной Михелетом истории немецкой философии были выделены периоды субъективного, объективного и абсолютного идеализма. Как писал рецензент книги, в издании было отражено мнение Михелета, полагавшего систему Гегеля как выражающую всеобщую истину, в то время как остальные системы в истории философии представали лишь как предварительные этапы или переходные состояния на пути к абсолютной философии12. Таким образом, Михелет использовал доказательную стратегию истинности учения своего учителя, которую можно было бы обозначить как «аргумент от истории». Казалось бы, нейтральное изложение учений в хронологическом порядке превращалось в историческое повествование, на каждом этапе которого можно было продемонстрировать торжество гегелевской философии. Однако Михелет не был первым, что использовал такой «аргумент от истории» в поддержку философии Гегеля. По крайней мере, одно сочинение выходит на три года раньше, чем сочинение Михелета.

Первая из известных историй немецкой философии, утверждающая философию Гегеля в качестве ее окончательного завершения, пишется человеком, сторонним по отношении к философскому сообществу, и издается на французском языке для другой национальной аудитории. Автором этой работы стал поэт, публицист, критик в изгнании, Генрих Гейне. В марте - декабре 1834 года в парижском «Revue de deux mondes» выходит его сочинение «De l'Allemagne depuis Luther» (О Германии, начиная с Лютера). Лишь через год в 1835 году в Гамбурге этот труд издается на немецком языке под названием «К истории религии и философии в Германии»13. «Наша философская революция окончена. Гегель завершил ее великий цикл. С тех пор пред нами лишь развитие и разработка натурфилософской доктрины. Она проникла, как уже сказано, во все науки и породила здесь создания необыкновеннейшие и величайшие. <...> Немецкая философия есть важное дело, касающееся всего рода человеческого, и лишь отдаленнейшие потомки будут в состоянии судить, достойны мы порицания или хвалы за то, что

10 Michelet K. L. Vorrede // Georg Wilhelm Friedrich Hegel's Werke. Vollständige Ausgabe. Bd.13. Berlin: Verlag von Duncker und Humblot.1833, S.XVIII.

11 Michelet K. L. Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel, Berlin: Duncker und Humblot, 1838.

12 Fischer F. Geschichte der Philosophie//Allgemeine Literatur-Zeitung September 1839. S106.

13 Heine H. Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1835 Историзация философии Гегеля проходит, как это и логично предположить, в кругу поклонников его философии, но лишь через три года после выхода работы Гейне Михелет пишет свою историю. Michelet K.L. Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel, 2 Bde., Berlin 1837, 1838.

вырабатывали сперва нашу философию, а затем нашу революцию. Мне кажется, такой методический народ, как мы, должен был начать с реформации, лишь затем мог заняться философией и только по завершении ее получил возможность перейти к политической революции»14. Найдя своего визави в лице французской аудитории, Гейне артикулирует схему, где философия Гегеля завершает философию, чтобы показать неизбежность революционно-политических преобразований.

Похожая схема, имеющая ярко выраженные политические интенции, будет представлена Фридрихом Альбертом Ланге в двухтомном историко-философском бестселлере «История материализма и критика его значения в современности» (1866). Именно в этом издании будет впервые употреблено выражение «Крах немецкого идеализма» (Der Bruch des deutschen Idealismus). Объявляя 1830 г. годом падения немецкого идеализма, которое, по его словам, «постепенно перешло в борьбу с существующими силами государства и церкви», он проводил параллели между философским и литературным процессами: «Немецкую поэзию можно было бы завершить 1830 годом, при этом было бы упущено очень мало истинно значительного. Не только классический период закончился, - романтики тоже отпели свои песни»15. Ареал классики национальной литературы экстраполировался и на национальную философию соответствующего периода, превращая философские учения ряда немецких мыслителей в целостное движение.

Указание на драматизм 1830 года, как и утверждение завершенности философского периода от Канта до Гегеля, оставляли за рамками обсуждения то, как воспринимался и оценивался философский процесс в период, когда сам Гегель был еще жив, а его карьера достигла своей кульминации в Берлинском университете. Молчаливо подразумевается, что его непосредственные участники так же могли наблюдать уверенную философскую поступь, ее движение к истине и почувствовать горечь ее утраты, пережив завершение блестящего философского периода. Анализ того, как описывался философский процесс авторами историко-философских сочинений первой половины XIX века, позволит увидеть, когда и как сформировалось утверждение о доминировании Гегеля в истории немецкой философии XIX века.

14 Гейне Г. К истории религии и философии в Германии / Пер. А. Горнфельда // Гейне Г. Соб. соч. В 10 т. Т.6. М.: Гос. изд. худ. лит. 1958. С.13-143, 134.

15 Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящем / Пер. с 5-ого изд. Вл. Соловьева, В 2 т. Т.2. Киев-Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1900. C. 58. Lange F. A. Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart 2 Aufl., Leipzig 187375. S. 529.

Прижизненные классики немецкой философии

Жанр большой истории философии иногда позволяет совершить эффектный ход, а именно, через тысячелетия протянуть преемственность от Платона и Аристотеля до человека, с которым Вы, возможно, состоите в переписке. Наверное, чувство сопричастности к великим античным мыслителям испытывал профессор католической теологии университета Ландсхут Йозева Зохера (1755-1834), когда он в 1802 году издал сочинение «Основы истории философских систем от греков до Канта». Формула «от... до...» - непросто обозначение периода, которому посвящена книга, это указание на поэтапную последовательность процесса. В заключительном разделе истории философии нового времени Зохер выделил несколько периодов. Последний из них и заключительный для всей книги имел следующее название «Второй период: от Канта до --- »16. Прочерк, поставленный после предлога «до», намекал, что история философии не только должна иметь продолжение, но и служил указанием на вакантное место. И хотя Зохер оставил философский процесс незавершенным, он не закончил книгу философией Канта, описав в последнем параграфе философскую систему Фихте.

Фихте, не единственный мыслитель, чьи философские заслуги фиксируются в истории философии этого времени. Так, в 1804 году геттингенский философ Иоганн Буле (1763 - 1821), кстати, с этого года начавший преподавать в Московском университете, в своей истории философии кроме Канта и Фихте называет таких философов как Рейнгольд и Маймон17. Шеллинга добавляют к ряду великих философов уже в 1807 году. Представитель университета Ландсхута, а до этого университета Йены, Фридрих Аст (1778 - 1841) в своих «Основах истории философии» отстаивает другую схему. Современная ему немецкая философия классифицируется как разновидность идеал-реализма, основоположником которого, по его мнению, явился Декарт. В этом случае Кант, Якоби и Фихте как представители трансцендентного идеализма оказываются в одной группе с идеалистами Лейбницем и Беркли. Шеллинг же как бы замыкает ход истории, оказываясь, как и Декарт, истинным представителем идеал-реализма18. Этот пример позволяет предположить, что последний период история философии имеет не только общенемецкое измерение, но и отражает

16 Socher J. Grundriss der Geschichte der philosophischen Systemen von den Griechen bis auf Kant München: Lentner, 1802. S.VI.

17 Buhle J.G. Geschichte der neuern Philosophie seit der Epoche der Wiederherstellung der Wissenschaften.6 Bd. Goettingen: Roewer, 1804.

18 Ast Fr. Grundriss einer Geschichte der Philosophie. Landshut: Thomann, 1807. S. 14.

межрегиональную конкуренцию. Так, автор одного из Баварских университетов помещает в контекст новоевропейской философии двух действующих членов Баварской Академии Наук. Отвлекаясь от политики в области привлечения наиболее известных философов, а также их дальнейшего прославления, можно сказать, что в первое десятилетие в немецкой философской историографии происходит интенсивное включение еще действующих философов в «большую» историю философии.

Следующий этап историзации актуального философского контекста приходится на двадцатые годы XIX века. Вероятно, первое упоминание имени Гегеля в контексте пропедевтического изложения истории философии (полемические обзоры актуальной философии здесь не учитываются) принадлежит Йозеву Хиллербранду (1788 - 1871), занявшему кафедру в Гельдерберге, после того как Гегель получил приглашение в Берлинский университет. Хиллербранд заканчивает историко-философскую часть своего учебника по философии периодом «От Канта до современности», в скобках указывая точный временной период - от 1790 по 1820 гг.19. Он по несколько параграфов посвящает каждому из философских проектов, или школ (Schule): «Критицизму» Канта, «Философии Я» Фихте, «Философии тождества» Шеллинга. Затем следует параграф «Различные системы», где анализируются взгляды представителей названных школ. В частности, «школу критицизма» представляют Круг и Фриз, в круг сторонников «философии тождества» попадает Гегель, анализ творчества которого занимает чуть более двух страниц и не выделяется в отдельный параграф. В заключительный параграф «Собственные системы» попадают Якоби, Бардили, Шульце.

Для нашего анализ представляет интерес краткое, объемом в 28 страниц, пособие по истории философии, написанное Францом Шнайдавиндом (Franz Joseph Adolph Schneidawind, 1799 - 1857). История философии была предметом профессионального интереса Шнайдавинда, в 1822 г. защитившего в Вюрцбурге диссертацию на тему «Главные моменты истории философии» (о значительности диссертации говорит ее перевод шведский язык). В 1827 году он получил позицию профессора истории в королевском лицеи в баварском Ашаффенбурге. Заканчивая свое пособие изложением философии Шеллинга, Шнайдавинд с оптимизмом перечисляет многочисленные имена новых философов. Среди имен, которые «немцы называют с гордостью», Гегель, Окен, Нитхамер, Штефонсон, Форберг (Forbergh), Коппер (Köppen), фон Вайлер (Von Weiler), Мемел (Mehmel), Кляйн (Klein), Рирнер (Rirner). В заключении автор приводит цитату из

19 Hillebrand J. Propädeutik der Philosophie, Vol. 1-2, Heidelberg: Gross, 1819. S.550.

Шиллера: «Какая же из всех этих философий останется? Я не знаю, но философия, я надеюсь, выстоит всегда»20.

Заслуживают отдельного внимания и историко-философские исследования другого профессионального историка философии Вильгельма Готлиба Теннемана (Tennemann) (1761 - 1819). Работая с 1788 по 1804 гг., сначала приват-доцентом, а потом и экстраординарным профессором в Йене, в 1804 г. - в Марбурге, Теннеман занимался исключительно историей философии. Главным трудом ученого стало издававшееся более 20 лет двенадцатитомное (11 томов, один из которых выходил в двух частях) исследование «История философии». Этот обширный труд заканчивался изложением философских взглядов Юма, оставляя без внимания развитие актуальной для него философии второй половины 18 в. Именно тщательная работа с многочисленными источниками позволила Теннеману сформировать ясное понимание историко-философского процесса и подготовить «Основы истории философии для академических занятий» (1812), книгу, ставшую первым бесцеллером по истории философии и выдержавшую в Германии четыре издания. Три последних издания выходили посмертно под редакцией профессора философии университета Геттингена Амдеуса Вендта. Успех книги был обусловлен краткостью и ясностью изложения: Таннеману удалось в одном томе изложить всю историю философии от античности до современности, что сделало книгу образцовой для преподавания философии на протяжении длительного времени, в том числе и за пределами Германии. Так, ее английский (1832, 1852) и французский (1829, 1839) переводы издавались дважды, позволяя публике познакомиться с новейшими идеями немецкой философии.

Следует отметить, что именно заключительная часть книги, озаглавленная «Третье временной период (Zeitraum) от Канта до последних времен», от издания к изданию существенно перерабатывалась. В частности, увеличивался объем учебника: в 1816 г. он составлял 400 страниц21, в 1820 г. - 487 страниц, в 1826 г. - 562 страниц, в 1829 г. - 607 страниц; включались новые имена и по-новому расставлялись акценты. Наиболее существенной переработке заключительный раздел подвергся в третьем и четвертом изданиях. В частности, по сравнению с изданием 1816 г. к изданию 1829 г. количество немецких философов, имена которых были представлены в оглавлении, выросло с 9 до 17 (см. табл. 1). Кроме этого, появился раздел «Иностранная философия»,

20 Schneidawind F.J.A. Die Hauptmomente der Geschichte der Philosophie. Bamberg: Schmidt, 1829. S.28

21 К сожалению, нам оказалось не доступно первое издание учебника Таннемана. Tennemann W.G. Grundriss der Geschichte der Philosophie für den akademischen Unterricht, Leipzig: Barth, 1812; 2.Aufl. 1816; 3.Aufl. 1820; 4.Aufl. 1826; 5.Aufl. 1829.

где по параграфу было посвящено английской, французской и итальянской философии. Изменялась и оценка значимости того или иного философа, о чем можно судить по объему текстов, посвященных анализу их взглядов. В частности, в издании 1826 г. взгляды Гегеля, завершающего перечень актуальных философов, излагаются лишь на двух страницах, тогда как философии Якоби посвящены шесть. Однако в издании 1829 г. объем текста о Гегеле вырастает в 2 раза, в то время как объемы текстов, посвященных другим философам, остаются неизменными. Не смотря на то, что Гегеля замыкает список, говорить о его доминировании совершено не приходится. В 1825 году ему было уделено всего две станицы, в то время как Якоби целых шесть, однако в 1829 было уделено уже 4 станицы, в то время как количество страниц посвящённым другим философам не возросло.

Имя философа, Представленное в оглавлении Количество страниц в: Tennemann Grundriss der Geschichte der Philosophie...

2-е (1816) 3-е(1826) 4-е(1829)

Kant 9 22 22

Reinhold, Beck 2 7 6

Fichte 6 15 15

Schelling 6 17 18

Bouterwek, Bardili 3 6 5

Jacobi 2 6 6

Schulze 4 3 3

Herbart - 2 2

Schleiermacher - 2 2

Krug - 3 3

Fries - 2 3

Eschenmayer, Wagner, Krause 4 3

Hegel - 2 4

Иностранная философия 6 7

Всего на 19 век 42 100 121

Табл. 1.

Обзор сочинений по истории философии, вышедших в первой трети XIX века и имеющих раздел, посвященный немецкой философии XIX века, показывает, что философы, имена которых при жизни представлены в больших историях философии, наряду, например, с именами античных мыслителей, довольно многочисленны. Среди них, начиная с 1820-ых годов, встречается имя Гегеля. Анализ текстов, посвященных Гегелю, показывает, что авторы многочисленных историй философии не

придает ему большого значения, как правило, его имя упоминается лишь вскользь, часто наряду с другими мыслителями, чьи имена сейчас совершенно забыты. Это позволяет говорить о временном лаге от периода деятельности Гегеля до периода славы, и выдвинуть предположение об ограниченности прижизненного влияния Гегеля на философские процессы за пределами узкого круга берлинских почитателей.

Философские альтернативы: Якоби, Шеллинг, Гербарт и Гегель

Ситуация резко меняется на рубеже 1830 годов. Вероятно, одним из первых, кто уверенно вписал Гегеля в большую историю философии был Карл Христиан Фридрих Краузе (1781 - 1832), опубликовавший «Популярные лекции о главных истинах науки для образованных людей всех сословий». Философия Гегеля в разделе, посвященном последнему периоду философии, заняла наибольшее по объему текста место. Краузе изложил ее на 60-ти страницах, в то время как изложение учений Канта, Фихте, Шеллинга заняло всего по 15, 16 и 6 страниц соответственно. Однако история философии, по Краузе, как это уже следует из названия, заканчивалась не философией Гегеля, а учением Якоби. Ее изложение замыкало книгу, но заняло всего 20 страниц. Автор сочинения не боялся преувеличить значения немецкого мыслителя, по его мнению «чистая и по-настоящему научная своеобразная сущность третьего подпериода новейшей философии вопреки и наперекор советующему духу формируется в учении главным образом Якоби (родившегося в 1743, умершего в 1819)»22.

Об увлечении философией Якоби в 1830-е годы, которое, правда, потом сменилось почитанием гегелевской философии, свидетельствует эволюция «Очерков по истории новой философии» Фихте Младшего. Первое издание «Очерков» вышло в 1829 году, второе - в 1841. Если в центре первого издания находилась философия Якоби, и, насколько это удалось проверить, не было ни одного упоминания о Гегеле, во втором издании философия Гегеля утверждается в качестве подводящей итог развитию философии, а имя Гегеля появляется в подзаголовке, указывающем на историю философии от Декарта и Локка до Гегеля)23.

Помимо Якоби, сильным конкурентом на звание самого главного философа в начале 1830-х годов был другой

22 Krause C.F. Vorlesungen über die Grundwahrheiten der Wissenschaft: zugleich in ihrer Beziehung zu dem Leben. Goettingen; Dietrich, 1829. S. 421.

23 Fichte I.H. Beiträge zur Charakteristik der neueren Philosophie, zu Vermittlung ihrer Gegnstände Sulzbach: Seidel,1829; Fichte I.H. Beiträge zur Charakteristik der neueren Philosophie, oder kritische Geschichte derselben von Des Cartes und Locke bis auf Hegel. Sulzbach: Seidel, 1841.

представитель Баварии, а именно, Шеллинг. Показательна позиция Круга (1770 - 1842), который в Литературной газете Лейпцига за 1832 год писал: «На севере Германии очень ошибаются, когда считают, что философия заканчивается Гегелем и что более не возможен никакой прогресс. Возможно, скоро будет показано, что она вообще не имела значительного прогресса в сравнении с предстоящим небывалым значением современности»24. Однако Шеллинг, хотя и более чем на двадцать лет переживший Гегеля, прочно вошел в философский канон благодаря прежде всего своим ранним работам, и не смог занять место за Гегелем в последовательности философских персоналий. Как показала история, не смог составить конкуренцию Гегелю и Гербарт, автор книг по философии, психологии и педагогике, занимавший прочные позиции в философском каноне на протяжении всего XIX века и оставивший после себя влиятельную школы.

Большую роль в фиксации всех участников философского процесса сыграл, изданный в 1830 г. (в 1847 г. учебник был переиздан) трёхтомник «Учебник по общей истории философии для всех академически обученных» Эрнста Христиана Рейнгольда (Reinhold) (1793 - 1855), сына известного сторонника кантовской философии, автора программы теории познания, занявшего кафедру Теннемана в Йене. Спустя семь лет, в 1837 г. Рейнгольд подготовит и издаст сокращенную версию этого учебника, которая будет иметь большой успех.

В трехтомнике Рейгольда немецкой философии был посвящён весь объемистый (600 страниц) последний том. В нем автор изложил философию 27 немецких мыслителей. Центральными фигурами, по мнению Рейнгольда были Кант, Рейнгольд, Фихте, Фриз, Шеллинг, Гегель, Гербарт, Якоби, Шульц, ибо их учения изложены наиболее подробно. Ниже приведенная таблица показывает распределение количества страниц текстов, посвященных наиболее значимым мыслителям.

В данную таблицу не вошли Краузе, которому было посвящено 3 страницы, и Бардили, Шлейермахер, Айхенмайер (Eichenmayer), Якоб Залат (Salat), изложение их учений заняло у Рейнгольда по одной странице. По количеству страниц, на которых излагались взгляды мыслителя, Гегель в данном издании занял только третье место. Кроме того, Гегель преподносится здесь совсем не как завершитель философии, его взгляды излагаются раньше, чем учения Якоби и Шульца. Сравнивая это издание с изданием 1847 года, можно увидеть, как вырастает значения философии Гегеля. Через 17 лет Рейнгольд посвящает Гегелю уже 150 страниц, тогда как его конкуренту

24 Цнт. no: Krug W. T. Allgemeines Handwörterbuch der philosophischen Wissenschaften: Nebst ihrer Literatur und Geschichte, 3 Bd, 2 Aufl. Leipzig: Brockhaus, 1838. S.596.

Гербарту уделяется лишь 8 7 25. Отражая конкурентную борьбу, Михелет напишет о динамике философского канона: «Возможно, Гербарт когда-нибудь действительно вступит в историю философии, но только это произойдет благодаря его ранним сочинениям, а не благодаря поздним, которые вышли во время, когда его отстающее кантианство было преодолено возвышенным развитием философского духа»26. Данная оценка Михелета обозначала, что если вклад Гербарта и будет когда-то оценен, то только как одна из тупиковых версией кантианства. Такая оценка мыслителя подтверждается местом, отведенным Гербарту в истории философии Михелета: философия Гербарта излагается после Канта и до Фихте, между Беком и Якоби.

Имя философа, представленное в оглавлении Количество страниц в: Reinhold. Handbuch der allgemeinen Geschichte der Philosophie..., 1830

Kant 127

Reinhold 19

Fichte 75

Fries 64

Schelling 42

Hegel 91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Herbart 100

Jacobi 14

Schulze 10

Табл. 2.

В свою очередь, сторонники Гербарта предлагали иную версию философской преемственности. Так, последователь гёттингенского философа Густав Гартенштейн (Hartenstein) (1808 - 1890) в монографии «Новейшее представление и обоснование философии Гербарта» (1838) предлагает свою версию развития философии, а именно, от Канта - к Гербарту27. В этой интерпретации Гербарт оказывается замыкающим цепочку философов первой трети XIX века. Отзвуки этой полемики можно видеть в подзаголовке второго тома «История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками» Вильгельма Виндельбанда «Расцвет немецкой философии. От Канта до Гегеля и Гербарта»28. Еще в 1837 году можно встретить

25 Reinhold E.C.G. Handbuch der allgemeinen Geschichte der Philosophie für alle wissenschaftlich Gebildete, Gotha: Hennings, 1847.

26 Michelet K. L. Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel, Berlin: Duncker und Humblot, 1838. S.VI

27 Hartenstein G. Über die neuesten Darstellungen und Beurtheilungen der Herbart'schen Philosophie, Leipzig: Hartknoch, 1838. S.7.

28 Windelband W. Die Geschichte der neueren Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Cultur und den besonderen Wissenschaften dargestellt. 2 Bde.

сочинения, где Гегель не являлся философской фигурой первой величины, например, в книге Йозеф Штауб, где Гербарту посвящены 23 страницы, а Гегелю только 729.

Однако в целом тональность дискуссии вокруг статусов философов меняется в пользу Гегеля. Важную роль в этом сыграли не только уже упомянутые Гейне и Михелет, но и менее ангажированные университетские философы. В частности, в 1837 году выходит работа профессора университета города Киля Мориса Халибеуса (^а1уЬаеиз) (1796 - 1862) «Историческое развитие спекулятивной философии от Канта до Гегеля», Работа выдерживает 5 изданий, переводится на английский язык, а успех книги у англоязычной публики подтверждает ее переиздание30.

Имя философа, представленное в оглавлении Количество Chalybacus, Enzwic страниц в: Historische cdung...

1-е(1837) 4-е (1848)

Kant 30 47

Jacobi 8 11

Herbart 53 93

Fichte 47 58

Schelling 104 111

Hegel 47 78

Количество страниц за весь 19 век 337 441

Табл. 3.

Сравнивая первое и четвертое издание Халибеуса (табл. 3) можно заметить, что рост количества станиц посвящённых, изложению философии Якоби, Шеллинга и Фихте и Канта существенно отличается от роста объема, затрачиваемого на Гербарта и Гегеля. Если у первой группы рост количества станиц, колеблется от трех до семнадцати станиц, то Гербарту во втором издании посвящено на сорок станиц больше чем, в первом, а Гегелю на тридцать семь. Таким образом, в 1848 году по версии истории философии от Халибеуса Гербарт и Гегель по объему затрачиваемого на них листажа приблизились к Шеллингу и оторвались от друг представителей немецкой философии, Канта, Якоби и Фихте.

Вряд ли будет правильным говорить о том, что книги Рейнгольда и Халибеуса были настолько влиятельны, чтобы

Bd. 2: Die Blüthezeit der deutschen Philosophie. Von Kant bis Hegel und Herbart. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1880.

29 Schraub J. Beitrag zur Geschichte der Philosophie. Mit Bezug auf die Geschichte unserer Zeit. Bonn: Borcharen 1836

30 Chalybacus H. M. Historische Enzwickdung der speculativen Philosophie von Kant bis Hegel. Dresden-Leipzig: Arnold, 1.Aufl.1837; 2 Aufl.1839; 3 .Aufl. 1843; 4.Aulf. 1848; 5 Aulf. 1860.

задавать философскую моду, скорее они отражают определенные тренды в понимании значимости тех или иных мыслителей. В следующие десятилетия можно видеть, как стабилизируются

нормы описания истории философии.

***

«Кто смог победить Гегеля за сорок лет после его смерти? Вызывались многие, назовем только самых известных: Гербарт, Краузе, Шопенгауэр. Но не появилось ни одного гения, чтобы возвыситься над ним. А ведь только гений может повергнуть гения», - писал Михелет на столетний юбилей Гегеля31. Однако данное суждение Михелета скорее выдает желаемое за действительность, отсылая к его собственным ранним сочинениям. Исторический процесс в философии, на фиксацию которого претендовали сторонники Гегеля, все дальше и дальше удалял их от своего учителя. И если в 1853 году заканчивая философией Гегеля свою «Попытку научного описания истории новой философии», сторонник гегелевской философии Иоганн Эдуард Эрдманн лишь говорит о возможности прибавления к основным главам «Приложения», где можно будет сообщить «о важнейших философских явлениях»32, то к третьему изданию (1878 г.) «Приложение» достигает 17 параграфов и приобретает самостоятельное название - «Немецкая философия после смерти Гегеля».

Исследовав исторический контекст возникновения представлений о линейности развития немецкой философии от Канта к Гегелю, мы пришли к выводу, что такая концепция пользовалось весьма ограниченной популярностью. Часть из тех, кто фиксировал значимость мыслителей, занявших пантеон «философов-классиков», фиксировали довольно большое количество имен, совершенно не известных современному исследователю. В отличие от многих своих конкурентов Гегель довольно поздно выходит на авансцену сочинений по истории философии. Признание Гегеля в качестве важного немецкого философа происходит медленнее, чем у тех же Фихте и Шеллинга, которые оказались в учебниках по философии будучи людьми средних лет. Всеобщее признание Гегеля в качестве великой философской величины показывает, насколько в разные концептуальные рамки и сложную систему альтернативных представлений была включена его философия.

31 Michelet C.L. Hegel der unwiderlegte Weltphilosoph. Eine Jubelschrift. Leipzig, Duncker & Humblot, 1870 S. 2.

32 Erdmann J. E. Versuch einer wiessenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neueren Philosophie Bde. III.2 Die Entwicklung der deutschen Spekulation seit Kant. Leipzig: Vogel, 1853. S.V.

Библиография

1. Гегель Г.В.Ф. Первая программа системы немецкого идеализма// Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Том 1. Москва: Мысль. 1970.C. 211-234.

2. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии / Пер. А. Горнфельда // Гейне Г. Соб. соч. В 10 т. Т.6. М.: Гос. изд. худ. лит. 1958. С.13-143.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., М.: Рольф, 2001.

4. Демин М.Р. Создание канона: историко-философские сочинения XIX века по немецкой философии//в печати.

5. Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящем / Пер. с 5-ого изд. Вл. Соловьева, В 2 т. Т.2. Киев-Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1900.

6. Плотников Н. Дух и буква. К истории изданий Гегеля// URL: http://www.ruthenia.ru/logos/personalia/plotnikov/articles/04_editi on.html (дата обращения 16.12.2016).

7. Резвых П. В. Фантом «немецкой классики» // В кн.: Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М. : Новое литературное обозрение, 2009. С.419-434.

8. Энгельса Ф. Кризис философии классического идеализма в Германии (пер. Г. Л <ьвовича>) // Северный вестник. 1889. № 3. -С. 43-66; № 4. - С. 82-106.

9. Ameriks K. (ed.) The Cambridge Companion to German Idealism. Cambridge: Cambridge 2000.

10. Ast Fr. Grundriss einer Geschichte der Philosophie. Landshut: Thomann, 1807.

11. Buhle J.G. Geschichte der neuern Philosophie seit der Epoche der Wiederherstellung der Wissenschaften.6 Bd. Goettingen: Roewer, 1804.

12. Chalybacus H. M. Historische Enzwickdung der speculativen Philosophie von Kant bis Hegel. Dresden-Leipzig: Arnold, 1.Aufl.1837; 2 Aufl.1839; 3 .Aufl.1843; 4.Aulf. 1848; 5 Aulf.1860.

13. Erdmann J. E. Versuch einer wiessenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neueren Philosophie Bde. III.2 Die Entwicklung der deutschen Spekulation seit Kant. Leipzig: Vogel, 1853.

14. Fichte I.H. Beiträge zur Charakteristik der neueren Philosophie, zu Vermittlung ihrer Gegnstände Sulzbach: Seidel,1829.

15. Fichte I.H. Beiträge zur Charakteristik der neueren Philosophie, oder kritische Geschichte derselben von Des Cartes und Locke bis auf Hegel. Sulzbach: Seidel, 1841.

16. Fischer F. Geschichte der Philosophie//Allgemeine LiteraturZeitung September 1839.

17. Gamm G. Der Deutsche Idealismus: eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel, Schelling. Ditzingen: Reclam, 1997.

18. Göschel C. F. Hegel und seine Zeit. Mit Rücksicht auf Göthe. Zum Unterrichte in der gegenwärtigen Philosophie nach ihren Verhältnissen zur Zeit und nach ihren wesentlichen Grundzügen. Berlin: Duncker und Humblot, 1832.

19. Hartenstein G. Über die neuesten Darstellungen und Beurtheilungen der Herbart'schen Philosophie, Leipzig: Hartknoch, 1838.

20. Härtung, G.,Pluder, V. (Ed.). From Hegel to Windelband. Historiography of Philosophy in the 19th Century Berlin, Boston: De Gruyter. 2015.

21. Henrich D. Aufklärung der Herkunft des Manuskripts «Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus»// Mythologie der Vernunft. Hegels «ältestes Systemprogramm» des deutschen Idealismus. (Hrsg.) Ch. Jamme, H. Schneider, Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1984, S. 161-162.

22. Hillebrand J. Propädeutik der Philosophie, Vol. 1-2, Heidelberg: Gross, 1819.

23. Jaeschke W. Zur Genealogie des Deutschen Idealismus. Konstitituiongeschichltiche Bemerkungen in methodologischer Absicht// Materialismus und Spiritualismus : Philosophie und Wissenschaften nach 1848 / Hrsg. A. Arndt, W. Jaeschke. Hamburg: Meiner, 2000. S.220- 234.

24. Krause C.F. Vorlesungen über die Grundwahrheiten der Wissenschaft: zugleich in ihrer Beziehung zu dem Leben. Goettingen; Dietrich, 1829.

25. Krug W. T. Allgemeines Handwörterbuch der philosophischen Wissenschaften: Nebst ihrer Literatur und Geschichte, 3 Bd, 2 Aufl. Leipzig: Brockhaus, 1838.

26. Lange F. A. Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart 2 Aufl., Leipzig 1873-1875.

27. Michelet C.L. Hegel der unwiderlegte Weltphilosoph. Eine Jubelschrift. Leipzig, Duncker & Humblot, 1870.

28. Michelet K. L. Vorrede // Georg Wilhelm Friedrich Hegel's Werke. Vollständige Ausgabe. Bd.13. Berlin: Verlag von Duncker und Humblot.1833, S.I-XVIII.

29. Michelet K.L. Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel, 2 Bde., Berlin 1837, 1838.

30. Nicolin G. (Hrsg.) Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. Hamburg 1970.

31. Reinhold E.C.G. Handbuch der allgemeinen Geschichte der Philosophie für alle wissenschaftlich Gebildete, Gotha: Hennings, 1847.

32. Schneidawind F.J.A. Die Hauptmomente der Geschichte der Philosophie. Bamberg: Schmidt, 1829.

33. Schneider U. J. Philosophie und Universität: Historisierung der Vernunft im 19. Jahrhundert. Hamburg: Meiner, 1999.

34. Schraub J. Beitrag zur Geschichte der Philosophie. Mit Bezug auf die Geschichte unserer Zeit. Bonn: Borcharen 1836.

35. Socher J. Grundriss der Geschichte der philosophischen Systemen von den Griechen bis auf Kant München: Lentner, 1802.

36. Tennemann W.G. Grundriss der Geschichte der Philosophie für den akademischen Unterricht, Leipzig: Barth, 1812; 2.Aufl. 1816; 3.Aufl. 1820; 4.Aufl. 1826; 5.Aufl.1829.

37. Windelband W. Die Geschichte der neueren Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Cultur und den besonderen Wissenschaften dargestellt. 2 Bde. Bd. 2: Die Blüthezeit der deutschen Philosophie. Von Kant bis Hegel und Herbart. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1880.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.