Научная статья на тему 'Как финансируются стартапы в Германии? Государственные средства, венчурный капитал, краутфандинг'

Как финансируются стартапы в Германии? Государственные средства, венчурный капитал, краутфандинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТАРТАПЫ / ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / КРАУТФАНДИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходов Леонид Григорьевич

Стартап это недавно возникшая компания, строящая бизнес на инновационных идеях и технологиях. Такие компании возникают в любой сфере человеческой деятельности, их характерные черты оригинальность, даже парадоксальность замысла, а иногда и объекта работы, неопределённость успешности осуществления проекта и, как правило, совершенная недостаточность собственных средств. Три самых известных стартапа это Microsoft, Apple Computer inc Google. Такие компании в начале своей деятельности имеют мало шансов на успех. Из десяти таких компаний в США и ФРГ пять разоряются в течение трёх месяцев с момента возникновения, ещё три до конца года и лишь 1-2 доживают до 2-х лет, и это вовсе не означает, что эти 1-2 компании достигают головокружительных успехов. Тем не менее, почти во всех странах в списках самых рентабельных фирм, акции которых высоко котируются на бирже, появляются названия компаний, ещё недавно не известных на фондовом рынке и возникших недавно как стартап. Успех стартапа определяется тремя факторами: оригинальной инновационной бизнес-идеей, особыми предпринимательскими способностями инициатора или инициаторов проекта и возможностями его финансирования. Последнему факту на примере Германии посвящена предлагаемая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как финансируются стартапы в Германии? Государственные средства, венчурный капитал, краутфандинг»

УДК 338.3 Леонид ХОДОВ

КАК ФИНАНСИРУЮТСЯ СТАРТАПЫ В ГЕРМАНИИ?

Государственные средства, венчурный капитал, краутфандинг

Аннотация. Стартап - это недавно возникшая компания, строящая бизнес на инновационных идеях и технологиях. Такие компании возникают в любой сфере человеческой деятельности, их характерные черты - оригинальность, даже парадоксальность замысла, а иногда и объекта работы, неопределённость успешности осуществления проекта и, как правило, совершенная недостаточность собственных средств. Три самых известных стартапа -это Microsoft, Apple Computer inc Google. Такие компании в начале своей деятельности имеют мало шансов на успех. Из десяти таких компаний в США и ФРГ пять разоряются в течение трёх месяцев с момента возникновения, ещё три - до конца года и лишь 1-2 доживают до 2-х лет, и это вовсе не означает, что эти 1-2 компании достигают головокружительных успехов. Тем не менее, почти во всех странах в списках самых рентабельных фирм, акции которых высоко котируются на бирже, появляются названия компаний, ещё недавно не известных на фондовом рынке и возникших недавно как стартап. Успех стартапа определяется тремя факторами: оригинальной инновационной бизнес-идеей, особыми предпринимательскими способностями инициатора или инициаторов проекта и возможностями его финансирования. Последнему факту на примере Германии посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: стартапы, венчурные инвестиции, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, краутфандинг.

Обеспечение финансирования стартапов, а это главная задача всех инновационных проектов малого и среднего предпринимательства после созревания бизнес идеи, во-первых, зависит от генеральной ориентации государственной экономической политики: размеров средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса и НИОКР, наличием государственных регулирующих органов и чётко сформулированных инновационных программ, определяющих цели, условия, механизм получения государственных кредитов и субсидий, наличие косвенных рычагов помощи: налоговых и страховых льгот, льготных тарифов на энергию,

© Ходов Леонид Григорьевич - профессор Международного университета в Москве, ведущий научный сотрудник Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: khodova@mail.ru

Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта "Программа инновационного развития в ЕС: оценка результативности и последствий для международного сотрудничества". 15-07-00040.

транспортные услуги. Государственная поддержка стартапов осуществляется через подготовку достаточного количества и квалификационного уровня кадров в средних и высших учебных заведениях, поощрение сотрудничества малых фирм с государственными научно-исследовательскими учреждениями в виде совместных с частными фирмами исследований и обеспечение им доступа к результатам разработок университетов и исследовательских центров.

Важным условием появления и реализации стартапов является целенаправленность и долгосрочность государственной инновационной политики [Ходов, 2013; Ходов, 2016; Ходов, 2017]. Начинающие предприниматели должны знать, в каких сферах их открытия и внедрения угодны государству и на какую поддержку они могут рассчитывать. Именно такая долгосрочная политика обеспечила немецкой фармацевтической и медицинской промышленности успехи в области кардиологии, педиатрии и онкологии, передачи электроэнергии на расстояния.

Если бы инновационная политика государства в этих областях постоянно менялась, носила характер пропагандистских компаний под лозунгом "Все на борьбу с птичьим гриппом", она никогда не достигла бы таких успехов1.

Льготный кредит как способ финансирования

Финансирование стартапа, если его инициатор не получит от родителей или тестя семи-восьмизначную сумму, возможно двумя способами: взять деньги в долг, либо привлечь инвестора. Кредит удобен тем, что, если удастся его выплатить, т.е., что проект окажется успешным, фирма останется в собственности у её основателей. Однако получить кредит стартапу трудно, т.к. банк выдаёт кредит под обеспечение, а у стартапа ни основного, ни оборотного капитала нет. Для обычного банка кредит стартапу - дело очень рискованное. Однако местный банк может принять заявку на кредит от малой инновационной фирмы и со своим заключением отправить в KfW - в государственный банк, занимающийся поддержкой малых и средних предприятий.

1 От изучения публикаций о государственном стимулировании малого и среднего бизнеса иногда складывается впечатление, что государственная поддержка этого бизнеса является самоцелью экономической политики. Центральные и региональные органы власти с гордостью отчитываются о суммах затрат на малое предпринимательство и о числе получателей государственной помощи. При этом упускается из внимания конечная цель этой помощи: рост ВВП, увеличение занятости, лучшее использование национальных ресурсов, ускорение инновационных процессов, улучшение отраслевой и региональной структуры народного хозяйства.

В последние годы возникло такое явление, как имитация предпринимательства, в частности, инновационного бизнеса, когда организуются малые фирмы и стартапы, не имеющие бизнес перспектив, но намеренные максимально долго пользоваться государственной поддержкой, а затем исчезнуть. (Об этом см. Л.Г. Ходов. Что мешает предпринимательскому духу немцев? Мир перемен. № 1. 2017).

Все государственные расходы на стартапы, как и на стимулирование малого и среднего бизнеса вообще должны сопоставляться с результатами их деятельности - вкладом в развитие экономики, в частности, в инновации.

Современная Европа, 2017, №5

Один из факторов успеха стартапа - особые предпринимательские способности инициатора проекта. На этапе убеждения банка этот фактор приобретает особое значение. Инициатор должен убедить банк в серьёзности намерении и блестящих перспективах проекта, с тем, чтобы его включили в программу ERP - Gruenderkred-it - Start - Geld. По этой программе начинающим предпринимателям, не имеющим стартового капитала, предоставляют до 100 тысяч евро примерно под 2% годовых. Эти деньги можно использовать и для создания бизнеса с нуля, и на стабилизацию уже действующей фирмы, если она моложе пяти лет. Две другие программы с несколько иными условиями и ещё более низкими процентными ставками позволяют взять кредит на сумму до 500 тысяч и до 25 млн евро.

Приводимые на сайте KfW примеры показывают, что его программы рассчитаны на поддержку скорее обычных малых предприятий, будь то автомастерская, кафе, парикмахерская или врачебная практика. Однако в век интернета разница между традиционным и инновационным бизнесом не велика, а потому у стартапа будет шанс получить от KfW гарантии местному банку, на 80 или 100% покрывающие его кредит.

Чем необычнее идея стартапа, тем жёстче условия кредита, меньше его размеры и большая вероятность получить отказ. Поэтому проторённый путь получения стартапами необходимого капитала - это венчурное финансирование.

Венчурные инвестиции - обычный способ финансирования стартапов

Наиболее инновационные стартапы сегодня ищут инвесторов, совершенно специфических, венчурных, склонных вкладывать капитал в самые рисковые проекты. Ещё лет 30-40 назад таких инвесторов практически не было. Потом несколько финансистов решили рискнуть, доверив небольшие деньги юным выпускникам-электронщикам, заведомо считая эти вложения авантюрой. Некоторые вложения испарились, но отдельные стартапы стали развиваться, как будто нашли золотые жилы. Вложив капитал, инвесторы стали совладельцами стартапов, а отдельные стартапы в области электроники стали мировыми монополиями, превосходящими по активам и обороту нефтяные и химические концерны. Сформировались группы инвесторов, специализирующихся на вложениях в высокотехнологические разработки, рассчитывающих, что из десяти стартапов, одержимых "сумасшедшими идеями" и поддержанных инвестиционным финансированием, 7-8 вскоре обанкротятся, похоронив венчурные вложения, а один обеспечит прибыль, многократно превышающую затраты инвестора.

Высокие прибыли, редкие по размерам в наше время, привели к реорганизации венчурного бизнеса сначала в США, а затем в Германии, Японии, Израиле, Корее. Во-первых, произошла и продолжается концентрация венчурного капитала. Вместо отдельных инвесторов, предлагавших различные условия финансирования и своего участия в капитале и руководстве поддерживаемого стартапа появились крупные фирмы. В ФРГ это, например, компания Rocket Internet. Она оперирует многомиллионным капиталом и вывела уже не один стартап на франкфуртскую биржу1.

1 Partner, № 1, 2017.

Другая крупная венчурная фирма German Start up поддерживает первые шаги "неимущих" стартапов вложениями до 100 тысяч евро, на ранней стадии развития фирма обычно инвестирует до 500 тысяч евро, а в бизнес более зрелых компаний входит с суммами от 500 тысяч до 3 миллионов.

В венчурный бизнес пришёл капитал из банков, страховых компаний, фондов. Во-вторых, в венчурном бизнесе, как и во всех других сферах экономики, были образованы союзы предпринимателей - региональные, объединённые в общенациональные. Немецкий национальный союз венчурных предпринимателей называется Bundesverband deutsche Startartap. Союзы занимаются координационной, информационной деятельностью и представляют интересы венчурных инвесторов, консультируют о целесообразности и эффективности предлагаемых стартапами проектов.

В-третьих, крупные венчурные инвесторы предоставляют стартапу не только капитал, но и свой деловой опыт, консультации, контакты, в ряде случаев делегируют специалистов по финансам, сбыту, рекламе. Таким образом, укрепляется связь инвестора со стартапом, пока кто-либо из них не решит продать свою долю. Таких венчурных инвесторов называют бизнес-ангелами. Изобретателю остаётся только изобретать. Все остальные заботы о стартапе берут на себя бизнес-ангелы.

Описание финансирования стартапов в Германии окажется неполным, если не будут, хотя бы вкратце указаны трудности и проблемы этого процесса. Во-первых, инициаторы стартапов, предпочитающие государственные субсидии и кредиты частным венчурным инвестициям, сталкиваются с ограниченными размерами государственного финансирования, сильной конкуренцией за государственную помощь. Чиновники инстанций едва ли могут определить объективно народнохозяйственную и коммерческую эффективность стартапа-соискателя, и выделение помощи носит стихийный или волюнтаристский характер.

Вторая волна проблем возникает у получивших помощь в случае неудачи проекта. Стартап стремится законно списать полученные средства и не стать злостным банкротом.

Во-вторых, главной предпосылкой и одновременно проблемой венчурного финансирования стартапов являются условия предоставления капитала посторонними инвесторами. Главных этих условий три:

участие венчурного инвестора в собственности и прибыли стартапа; участие его в управлении; свобода выхода их стартапа.

Первые два условия могут превратить изобретателя - основателя стартапа в ми-норитария создаваемой на венчурные деньги компании, получающего малую часть прибыли и играющего в компании второстепенную роль. Особенно болезненно для инициатора проекта это в случае коммерческого успеха образованной фирмы.

Не менее опасна для инициатора стартапа свобода выхода венчурного инвестора из компании. Инвестор может прекратить деятельность стартапа, продать его, когда это ему выгодно. Такое решение может не соответствовать интересам основателя стартапа, стремящегося к новым открытиям и внедрениям. Поэтому привлечение бизнес-ангелов может превратить инициатора стартапа в его технического менеджера - высокооплачиваемого служащего.

Краудфандинг

Как реакция иа трудности изыскания средств для финансирования стартапов и проблемы, возникающие при этом у инициаторов, в Германии появился ещё один способ мобилизации средств для инвестиций. В 2015 г. в Германии были зарегистрированы "краудфандинговые платформы" - посреднические фирмы для сбора денег на определённую цель с массы физических и юридических лиц, готовых пожертвовать небольшую сумму безвозвратно и без обретения каких-либо прав на создаваемый объект. Сбор денег на осуществления общественных инициатив практиковался и раньше: собирали пожертвования по подписке на создание музеев, строительство церквей. За счёт пожертвований установлены многие памятники выдающимся деятелям культуры, появились Музей изобразительных искусств и Храм Христа Спасителя в Москве. Сбор пожертвований объявляли во время торжеств и в средствах массовой информации - в газетах и объявлениях.

Краудфандинг (CrowdfUnding) означает народное финансирование (crowd -толпа). Суть его: с миру по нитке - энтузиасту на воплощение идеи. В отличие от сбора пожертвований объект финансирования, как правило, не культурно-исторический, а технико-экономический, инновационный. Размеры спонсорских взносов ничтожны - от 2-3 евро1. В отличие от крупных жертвователей на строительство богоугодного заведения, имена которых увековечивали золотыми буквами, спонсоры краудфондинга анонимны, они не принадлежат ни к какому объединению по интересам - ни к любителям футбола или музыки, ни к ветеранам сражения или альпинистам. Поэтому и благодаря интернету число спонсоров может быть огромным, а собранные суммы достаточными.

Спонсоры получают от посредника - это краудфандинговая фирма, подтверждение, благодарность, в дальнейшем информацию о собранных средствах и осуществление проекта.

Инициаторы стартапа, прибегающие к краудфандингу, - это энтузиасты, которые не смогли получить средства ни от государственных учреждений, ни от венчурных инвесторов. Возможно, они сознательно отказались от венчурного финансирования в связи с тем, что условия и последствия его оказались для них неприемлемыми. Финансирование через краудфандинг позволяет создателям стартапа не попасть в зависимость от кредитора или инвестора и сохранить независимость2. Создатели стоят перед выбором между богатыми венчурными инвесторами, которые станут совладельцами или хозяевами создаваемого объекта и тысячами граждан, которых проект заинтересовал, и они не претендуют на участие в собственности и управлении, но они не готовы расстаться с суммой, превышающей цену сосиски с булочкой.

Российские граждане, знакомящиеся с краудфандингом, невольно вспоминают известного героя произведений Ильфа и Петрова - Остапа Бендера, провоцировав-

1 Пожертвования на культурно-исторические объекты были масштабными и спонсоры были представителями состоятельных слоев. Так "скромный взнос" российской императрицы Марии Фёдоровны на Музей изобразительных искусств был 5 000 руб. в начале XX века.

2 Об условиях венчурного финансирования говорилось на предыдущей странице.

Современная Европа, 2017, №5

шего граждан отдавать деньги на самые фантастические и нереальные, но, главное, несуществующие проекты. В современной Германии это абсолютно исключено. Краудфандпнг юридически обоснован, контроль над ним полностью обеспечен. Получающий деньги стартап вправе тратить их только на заявленный проект и детально отчитываться, за этим следит сборщик денег - названная выше краудфан-динговая платформа. А она заинтересована в безупречной репутации, иначе к ней ни авторы проектов, ни спонсоры не будут обращаться.

Краудфандинг - довольно новый, но широко практикуемый метод финансирования стартапов в Германии. Его крупнейший портал называется Kickstarter. Через него прошли средства 70.000 спонсоров на осуществление стартапного проекта электронных часов для смартфонов Startwatch Pebble1.

Если краудфандпнг - такой лёгкий и удобный путь получения инвестиционных средств, то почему изобретатели массовым образом не перейдут на этот путь финансирования?

• Не все средства, пожертвованные многотысячной армией бескорыстных спонсоров на стартапы, превратятся в инвестиции. До четверти пожертвований уйдёт на рекламу, организационные расходы, посредническим фирмам.

• Ограниченные возможности мобилизации средств граждан через краудфандинг. В каждой стране ежегодно есть примерная сумма денег, с которой народ безболезненно может расстаться, истратив её на разные формы пожертвований. Так как из этой суммы часть средств обязательно уйдёт на церковь, помощь сиротам, тяжелобольным, старикам, защиту окружающей среды и сотни других благотворительных целей в своём отечестве и за рубежом, то поддержка стартапов является всего лишь одной из этих целей, и резкое увеличение доли безвозмездного финан-сироания стартапов, даже если они привлекательны для граждан, маловероятно.

Среднестатистическая гражданка ФРГ - Лизхен Мюллер - пожертвовала на ремонт церкви в её посёлке, ещё на волейбольную команду, в которой играет её дочь. Красноречивые обращения по Интернету и телевизору убедили её перевести небольшие суммы на строительство ветроэнергетических установок на мелководье Северного и Балтийского морей для обеспечения независимости Германии от импорта газа, а также для беженцев-христиан из Ирака и Сирии. В Интернете появилось обращение с призывом пожертвовать хоть понемногу на стартап, разрабатывающий принципиально новое лекарство от инсульта.

Несмотря на склонность немцев к благотворительности, Лизхен больше жертвовать не может. Германия не входит в первую пятёрку государств с самым высоким уровнем жизни. Прирост ВВП в последние годы - меньше 2%, соответственно низкий прирост зарплаты и незначительная индексация пенсий и пособий. Численность населения медленно, но неуклонно сокращается. Спрос на пожертвования граждан значительно превышает их готовность к спонсорству. Вот почему краудфандпнг занимает незначительное место в финансировании стартапов.

Основную роль играет венчурное финансирование. Скорее всего, так будет и в дальнейшем.

1 Partner. № 3, 2017.

Список литературы

Зверев А.В. (2014). Формирование национальной инновационной системы. Опыт Германии. М. Макс-Пресс.

Кудров В.М. (2011). Международные экономические сопоставления и проблемы инновационного развития. М. Юстиц Информ.

Под ред. Белова В.Б. (2015). Современная Германия. Экономика и политика. М. Изд. "Весь мир".

Ходов Л.Г. (2013). Проблемы устойчивости вновь образуемых малых фирм в ФРГ. Научные труды МАМ. № XV м.

Ходов Л.Г. (2016). Малый бизнес в Германии: как организовать успешное предприятие. Современная Европа. № 1.

Ходов Л.Г. (2017). Что мешает предпринимательскому духу немцев? Мир перемен, №1.

Циренщиков B.C., Абрамова С.В., Жестков A.M. (2007). Поддержка инвестиционного обновления Германии. Доклады Института Европы РАН. Русский сувенир.

Циренщиков B.C. (2016). Евросоюз: новое в инновационном строительстве. Современная Европа.

№1.

References

Bundesministerium fuer Wirtschaft und Technologie. Monatsbeichte. 2016.

Girenchikov V.S., Abramova S.V., Zhestkov A.M. (2007). Podderzhka innovatcionnogo obnovlenia Germanii. Doklady Instituta Evropy RAN, Russkij suvenir.

Tsirenschikov V.S. (2016). Evrosojuz: novoe w innovatsionnom stroitelstve. Sovremennaja Evropa. №1.

Khodov L.G. (2013). Problemy ustoichivosti vnov obrasujemykh malykh firm v FRC. Nauchnye trudy MAM. № XV, M.

Khodov L.G. (2016). Malyi biznes v Germanii: kak organisovat uspeshnoe predprijatie. Sovremennaja Evropa. № 1.

Khodov L.G. (2017). Chto meshaet predprinimatelskomu dukhu nemtsev? Mir peremen. №1.

Kudrov V.M. (2011). Mezhdunarodnye jekonomicheskie sopostavlenija I problemy innovatsionnogo razvitija. M. Yustic Inform.

Partner, 2015-2017.

Pod red. Belova V.B. (2015). Sovremennaja Germanija. Iekonomika i politika. M. Izd. "Ves mir".

Wirtschaftswoche 2015-2017.

Zverev A.V. (2014). Formirovanie nationalnoj innovatsionnoj sistemy. Opyt Germanii. M. Maks-Press.

How start-ups in Germany are financed?

Author. Khodov L., Researcher at the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Professor, Moscow International University. Address: 11/3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: khodova@mail.ru

Abstract. Startup is a newly emerged company, which is building business on innovative ideas and technologies. Such companies arise in all sphere of human activity, their characteristics - originality, even paradoxical intentions, including the object of its work, uncertainty of the success and usually the lack of their own funds. Three of the most famous startups - Microsoft, Apple Computer and Google. Such companies at the beginning of their activities have little chance of success. Out of ten such companies in the US and Germany 5 break within 3 months from the date of launch, and another 3 - by the end of the first year. Only 1-2 survive longer than 2 years. Even that does not mean that they will achieve outstanding results. However, in almost all countries in the list of the most profitable companies, whose shares are highly traded in the stock exchange, there are new names, which until recently were not known and which emerged as startups. The success of the startup is defined by three factors: innovative business idea, special enterprise-managing abilities of initiators of the project and its financing. The article is devoted to the last factor, using by the example of Germany.

Key words: start-ups, venture capital, government support of small and medium-sized business, crowd-funding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.