Научная статья на тему 'Как делать научный доклад'

Как делать научный доклад Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7230
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исхаков Хамза Ахметович, Кондратенко Юлия Александровна

Даны основные положения по структуре научного доклада и представлены рекомендации по его изложению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как делать научный доклад»

126

Х.А. Исхаков, Ю.А. Кондратенко

УДК 378.14

Х.А. Исхаков, Ю.А. Кондратенко КАК ДЕЛАТЬ НАУЧНЫЙ ДОКЛАД

Если есть что-либо в науке прочное, так это факты.

А. Гумбольд

Научные доклады делают уже сотни лет, одни из них как по содержанию, так и по форме вызывают восторг слушателей, другие вызывают зевоту. Для студента или молодого ученого первые выступления с докладами - серьезная проблема.

Поэтому хотелось бы напомнить азбучные истины (азбучные для маститого ученого, но не для студента или аспиранта).

Часто употребляют термин «прочесть доклад», на самом деле доклад надо не читать, а делать.

Как правило, научные конференции сопровождаются публикацией докладов. Так в КузГТУ и на выставочных конференциях «Экспо-Сибирь» доклады публикуются заранее, но нередки случаи, когда материалы конференции выходят с запозданием на полгода и даже более, что особенно нежелательно для иногородних докладчиков, уезжающих по своим пенатам ни с чем. В любом случае докладчик должен иметь у себя несколько экземпляров собственного доклада, чтобы вручить желающим, а таковые частенько бывают. Если у докладчика нет визитной карточки, то свои данные можно приложить к докладу. Материалы конференции позволяют, так сказать, в «домашних условиях», в спокойной обстановке, с карандашом и записями ознакомиться с необходимыми, близкими материалами, однако полезно бегло ознакомиться с остальными статьями сборника, что позволяет расширить кругозор по всей тематике конференции.

Если говорить вообще о конференциях, то они ценны не только информацией, но и общением между научными работниками, возникновением творческих связей. Для исследователя найти сподвижника способствует обоюдному творческому развитию и нередко дальнейшей совместной работе, особенно в экспериментальной части. Например, для химических исследований невозможно на одной кафедре или в лаборатории сосредоточить весь комплекс физических и физико-химических методов, таких как электронная микроскопия, термический анализ, калориметрия, рентгеноструктурные исследования, магнитные измерения, определение электропроводимости, различные методы спектроскопических исследований. Обоюдная помощь, обмен печатными изданиями значительно способствует творческому успеху.

Однако, вернемся к докладу. Это очень ответственное публичное выступление, успех или про-

вал нередко определяют дальнейшую судьбу докладчика. По докладу оценивают научный потенциал человека, его творческие возможности. С сомнительными результатами лучше не выступать

- нельзя надеяться на «авось, пронесет». Бывают, конечно, случаи провала, даже если человек подготовил хороший доклад, но разволновался и растерялся. Кстати, аудитория должна правильно понимать такие моменты и многое зависит от опыта ведущего научное собрание.

Ни в коем случаи нельзя читать по тексту, оно превращается в скучное, монотонное дудение, отрыв от аудитории показывает слабое владение материалом.

Бывают такие доклады, а по сути дела целые лекции, когда аудитория перестает слушать, ведущий начинает нервничать, прерывать докладчика, а тот настойчиво просит еще несколько минут, чтобы закончить свое скучное чтение текста вместо краткого изложения и ссылки на полный текст в материалах конференции.

Аудиторию необходимо озадачить проблемами, а не подробностями; обилие цифр, формул, схем не воспринимается. При напечатанном тексте полезно ограничиться тезисами, в которых отразить лишь основные выводы.

Немаловажна наглядность представления материала. Здесь возможны разные варианты: ватман, экран, заранее подготовленная доска, модели, отдельные узлы и детали механизмов, образцы пород, изделий и т. п.

На некоторых конференциях допустимо и выступление научного руководителя, который в случае необходимости кратко дополняет подопечного, тем самым усиливая значение проблемы.

В Кемеровском сельскохозяйственном институте в течение ряда последних лет наряду с аспирантами и начинающими молодыми преподавателями практикуются доклады учащихся старших классов сельских школ, которые под руководством своих преподавателей решают вопросы ведения растениеводства, животноводства, индивидуального и дачного хозяйства. Присутствующие преподаватели вуза вопросами, репликами и дополнениями оживляют доклады. В некоторых случаях доходит до курьеза: так на студенческой конференции в 2006 году возник диспут между двумя профессорами; спор был улажен лишь благодаря вмешательству председательствующего, однако студенты науку получили из первых рук,

Педагогика высшей школы

127

убедившись в справедливости пушкинских стихов:

О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай- бог, изобретатель.

На студенческих конференциях частенько по одному докладу выступают двое, а то и трое человек. Такие доклады больше напоминают спектакль с разными актами, теряется общая нить повествования. Авторов может быть несколько, но докладчик только один, наиболее подготовленный к изложению материала. Невозможно, например, представить, чтобы два профессора поочередно излагали один и тот же доклад. Какая разница, преподавательская конференция или студенческая - требования одинаковы - науку нельзя делить по категориям слушателей и докладчиков, в противном случае она превращается в формальную показуху с целью формальной отчетности.

Вопросы к докладчику. На пленарных докладах, как правило, вопросы не задаются, другое дело - секции. Здесь аудитория небольшая, времени отводится больше, есть возможности для дискуссий.

Возможна разная категория вопросов:

* вопросы исследователей, мнения которых не совпадают с данными докладчика; требуется выяснить - кто же прав;

* задающий вопрос желает что-то уточнить по данному докладу или же по данной проблеме вообще;

* задающий интересуется, как решается данная проблема в других регионах и странах; докладчик должен быть в курсе событий; владеть данными реферативных журналов; переводными работами и, по возможности, иностранной литературой.

*наконец, вопросы на «засыпку», бывают и такие; они задаются слабым докладчикам. Конечно, подобные вопросы нежелательны, но они бывают.

Отвечать на вопросы надо корректно - это главное условие. В случае затруднения с ответом, так и сказать, не придумывать неуверенные ответы, помня замечательные слова А. Данте:

Здесь нужно, чтоб душа была тверда;

Здесь страх не должен подавать совета.

Речь. Важная деталь доклада, над речью надо хорошо поработать, избегать «э-э» и «а-а», голос должен быть спокойно уверенным, слышимым в

□ Авторы статьи:

Исхаков Хамза Ахметович

- докт.техн.наук, ведущий научный сотрудник Института угля и углехимии СО РАН

аудитории, не «уткнутым» в текст невыразительным бормотанием. И, наконец, внешний вид докладчика должен быть достаточно традиционным: выступать юношам с экстравагантными прическами, девушкам с полуголыми животиками с научным докладом негоже. При изложении доклада нельзя допускать развязности, не крутить указкой, не тыкать пальцем при отсутствии таковой, а лучше воспользоваться ручкой. Ярким примером деловых доходчивых докладов являются выступления и доклады кемеровского губернатора А.Г. Тулеева - умеренное употребление цифр, конкретные данные, связь с аудиторией, хорошо поставленная речь и т. п.

В одной тель-авивской газете о докладе было сказано: «научный доклад- это, в принципе, ограниченное время, в течение которого приводятся результаты и выводы, их место в общей системе знаний в данной отрасли науки. Приводятся для слушателя, как правило, не работающего в данной отрасли, но желающего понять, как он сможет использовать новое знание в своей работе. Короче говоря, доклад - это в какой-то мере реклама». Хорошо сказано коротко и ясно.

Что касается диссертационных докладов, там особые требования. Доклад пишется в виде краткого изложения автореферата и читается в рамках отведенного времени*.

Есть еще так называемые стендовые доклады

- они имеют место, когда конференция не разделена на секции и из-за невозможности заслушать все доклады на пленарных заседаниях, часть докладов вывешивается вне зала, в фойе. К таким докладам свои требования, изложенные ниже:

* резюме - достаточно краткое, чтобы привлечь внимание;

* введение - позволяющее понять постановку проблемы и цель исследования;

* результаты - их должно быть не очень много;

* текст - лучше всего краткий, связывающий таблицы и рисунки;

* выводы - краткие, интересные, запоминающиеся.

Название стендового доклада должно читаться с расстояния 3-4 мм; размер площади доклада-0,6-0,8 м2.

Преслер В.Т. Методология построения автореферата кандидатской диссертации// Вестн. КузГТУ. № 1. 2007.С.144-157.

Кондратенко Юлия Александровна - ведущий инженер Института угля и углехимии СО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.