126
Х.А. Исхаков, Ю.А. Кондратенко
УДК 378.14
Х.А. Исхаков, Ю.А. Кондратенко КАК ДЕЛАТЬ НАУЧНЫЙ ДОКЛАД
Если есть что-либо в науке прочное, так это факты.
А. Гумбольд
Научные доклады делают уже сотни лет, одни из них как по содержанию, так и по форме вызывают восторг слушателей, другие вызывают зевоту. Для студента или молодого ученого первые выступления с докладами - серьезная проблема.
Поэтому хотелось бы напомнить азбучные истины (азбучные для маститого ученого, но не для студента или аспиранта).
Часто употребляют термин «прочесть доклад», на самом деле доклад надо не читать, а делать.
Как правило, научные конференции сопровождаются публикацией докладов. Так в КузГТУ и на выставочных конференциях «Экспо-Сибирь» доклады публикуются заранее, но нередки случаи, когда материалы конференции выходят с запозданием на полгода и даже более, что особенно нежелательно для иногородних докладчиков, уезжающих по своим пенатам ни с чем. В любом случае докладчик должен иметь у себя несколько экземпляров собственного доклада, чтобы вручить желающим, а таковые частенько бывают. Если у докладчика нет визитной карточки, то свои данные можно приложить к докладу. Материалы конференции позволяют, так сказать, в «домашних условиях», в спокойной обстановке, с карандашом и записями ознакомиться с необходимыми, близкими материалами, однако полезно бегло ознакомиться с остальными статьями сборника, что позволяет расширить кругозор по всей тематике конференции.
Если говорить вообще о конференциях, то они ценны не только информацией, но и общением между научными работниками, возникновением творческих связей. Для исследователя найти сподвижника способствует обоюдному творческому развитию и нередко дальнейшей совместной работе, особенно в экспериментальной части. Например, для химических исследований невозможно на одной кафедре или в лаборатории сосредоточить весь комплекс физических и физико-химических методов, таких как электронная микроскопия, термический анализ, калориметрия, рентгеноструктурные исследования, магнитные измерения, определение электропроводимости, различные методы спектроскопических исследований. Обоюдная помощь, обмен печатными изданиями значительно способствует творческому успеху.
Однако, вернемся к докладу. Это очень ответственное публичное выступление, успех или про-
вал нередко определяют дальнейшую судьбу докладчика. По докладу оценивают научный потенциал человека, его творческие возможности. С сомнительными результатами лучше не выступать
- нельзя надеяться на «авось, пронесет». Бывают, конечно, случаи провала, даже если человек подготовил хороший доклад, но разволновался и растерялся. Кстати, аудитория должна правильно понимать такие моменты и многое зависит от опыта ведущего научное собрание.
Ни в коем случаи нельзя читать по тексту, оно превращается в скучное, монотонное дудение, отрыв от аудитории показывает слабое владение материалом.
Бывают такие доклады, а по сути дела целые лекции, когда аудитория перестает слушать, ведущий начинает нервничать, прерывать докладчика, а тот настойчиво просит еще несколько минут, чтобы закончить свое скучное чтение текста вместо краткого изложения и ссылки на полный текст в материалах конференции.
Аудиторию необходимо озадачить проблемами, а не подробностями; обилие цифр, формул, схем не воспринимается. При напечатанном тексте полезно ограничиться тезисами, в которых отразить лишь основные выводы.
Немаловажна наглядность представления материала. Здесь возможны разные варианты: ватман, экран, заранее подготовленная доска, модели, отдельные узлы и детали механизмов, образцы пород, изделий и т. п.
На некоторых конференциях допустимо и выступление научного руководителя, который в случае необходимости кратко дополняет подопечного, тем самым усиливая значение проблемы.
В Кемеровском сельскохозяйственном институте в течение ряда последних лет наряду с аспирантами и начинающими молодыми преподавателями практикуются доклады учащихся старших классов сельских школ, которые под руководством своих преподавателей решают вопросы ведения растениеводства, животноводства, индивидуального и дачного хозяйства. Присутствующие преподаватели вуза вопросами, репликами и дополнениями оживляют доклады. В некоторых случаях доходит до курьеза: так на студенческой конференции в 2006 году возник диспут между двумя профессорами; спор был улажен лишь благодаря вмешательству председательствующего, однако студенты науку получили из первых рук,
Педагогика высшей школы
127
убедившись в справедливости пушкинских стихов:
О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай- бог, изобретатель.
На студенческих конференциях частенько по одному докладу выступают двое, а то и трое человек. Такие доклады больше напоминают спектакль с разными актами, теряется общая нить повествования. Авторов может быть несколько, но докладчик только один, наиболее подготовленный к изложению материала. Невозможно, например, представить, чтобы два профессора поочередно излагали один и тот же доклад. Какая разница, преподавательская конференция или студенческая - требования одинаковы - науку нельзя делить по категориям слушателей и докладчиков, в противном случае она превращается в формальную показуху с целью формальной отчетности.
Вопросы к докладчику. На пленарных докладах, как правило, вопросы не задаются, другое дело - секции. Здесь аудитория небольшая, времени отводится больше, есть возможности для дискуссий.
Возможна разная категория вопросов:
* вопросы исследователей, мнения которых не совпадают с данными докладчика; требуется выяснить - кто же прав;
* задающий вопрос желает что-то уточнить по данному докладу или же по данной проблеме вообще;
* задающий интересуется, как решается данная проблема в других регионах и странах; докладчик должен быть в курсе событий; владеть данными реферативных журналов; переводными работами и, по возможности, иностранной литературой.
*наконец, вопросы на «засыпку», бывают и такие; они задаются слабым докладчикам. Конечно, подобные вопросы нежелательны, но они бывают.
Отвечать на вопросы надо корректно - это главное условие. В случае затруднения с ответом, так и сказать, не придумывать неуверенные ответы, помня замечательные слова А. Данте:
Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета.
Речь. Важная деталь доклада, над речью надо хорошо поработать, избегать «э-э» и «а-а», голос должен быть спокойно уверенным, слышимым в
□ Авторы статьи:
Исхаков Хамза Ахметович
- докт.техн.наук, ведущий научный сотрудник Института угля и углехимии СО РАН
аудитории, не «уткнутым» в текст невыразительным бормотанием. И, наконец, внешний вид докладчика должен быть достаточно традиционным: выступать юношам с экстравагантными прическами, девушкам с полуголыми животиками с научным докладом негоже. При изложении доклада нельзя допускать развязности, не крутить указкой, не тыкать пальцем при отсутствии таковой, а лучше воспользоваться ручкой. Ярким примером деловых доходчивых докладов являются выступления и доклады кемеровского губернатора А.Г. Тулеева - умеренное употребление цифр, конкретные данные, связь с аудиторией, хорошо поставленная речь и т. п.
В одной тель-авивской газете о докладе было сказано: «научный доклад- это, в принципе, ограниченное время, в течение которого приводятся результаты и выводы, их место в общей системе знаний в данной отрасли науки. Приводятся для слушателя, как правило, не работающего в данной отрасли, но желающего понять, как он сможет использовать новое знание в своей работе. Короче говоря, доклад - это в какой-то мере реклама». Хорошо сказано коротко и ясно.
Что касается диссертационных докладов, там особые требования. Доклад пишется в виде краткого изложения автореферата и читается в рамках отведенного времени*.
Есть еще так называемые стендовые доклады
- они имеют место, когда конференция не разделена на секции и из-за невозможности заслушать все доклады на пленарных заседаниях, часть докладов вывешивается вне зала, в фойе. К таким докладам свои требования, изложенные ниже:
* резюме - достаточно краткое, чтобы привлечь внимание;
* введение - позволяющее понять постановку проблемы и цель исследования;
* результаты - их должно быть не очень много;
* текст - лучше всего краткий, связывающий таблицы и рисунки;
* выводы - краткие, интересные, запоминающиеся.
Название стендового доклада должно читаться с расстояния 3-4 мм; размер площади доклада-0,6-0,8 м2.
Преслер В.Т. Методология построения автореферата кандидатской диссертации// Вестн. КузГТУ. № 1. 2007.С.144-157.
Кондратенко Юлия Александровна - ведущий инженер Института угля и углехимии СО РАН