Научная статья на тему 'КАК ЧАТ-БОТЫ МОГУТ УЛУЧШИТЬ ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДВИНУТЫХ УЧАЩИХСЯ, И ИХ УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

КАК ЧАТ-БОТЫ МОГУТ УЛУЧШИТЬ ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДВИНУТЫХ УЧАЩИХСЯ, И ИХ УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чат-боты / иностранный язык / педагогика / искусственный интеллект / адаптивное обучение / геймификация / chatbots / foreign language / pedagogy / artificial intelligence / adaptive learning / gamification

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — М С. Незнанова

В статье рассматриваются возможности использования чат-ботов для обучения иностранным языкам, с акцентом на их эффективность как для начинающих, так и для продвинутых учащихся. Описание фокусируется на том, как чат-боты помогают новичкам осваивать основы языка, включая грамматику, лексику и произношение, а также на том, как они предлагают более сложные задания и персонализированные рекомендации для более опытных студентов. Рассмотрены ключевые функции чат-ботов, такие как адаптивное обучение, интерактивные диалоги, геймификация и анализ произношения, которые делают процесс изучения языка гибким и доступным. Статья подчеркивает, как чат-боты предоставляют учащимся уникальные возможности для улучшения языковых навыков в удобном и увлекательном формате, способствуя повышению мотивации и ускорению процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — М С. Незнанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW CHATBOTS CAN IMPROVE THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES FOR BEGINNERS AND ADVANCED LEARNERS, AND THEIR UNIQUE FEATURES

The article discusses the possibilities of using chatbots for teaching foreign languages, with an emphasis on their effectiveness for both beginners and advanced learners. The description focuses on how chatbots help beginners learn the basics of the language, including grammar, vocabulary and pronunciation, as well as how they offer more challenging assignments and personalized recommendations for more experienced students. The key functions of chatbots, such as adaptive learning, interactive dialogues, gamification and pronunciation analysis, which make the language learning process flexible and accessible, are considered. The article highlights how chatbots provide students with unique opportunities to improve their language skills in a convenient and engaging format, helping to increase motivation and accelerate the learning process.

Текст научной работы на тему «КАК ЧАТ-БОТЫ МОГУТ УЛУЧШИТЬ ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДВИНУТЫХ УЧАЩИХСЯ, И ИХ УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

КАК ЧАТ-БОТЫ МОГУТ УЛУЧШИТЬ ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДВИНУТЫХ УЧАЩИХСЯ, И ИХ

УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

М.С. Незнанова, преподаватель

Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-149-153

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования чат-ботов для обучения иностранным языкам, с акцентом на их эффективность как для начинающих, так и для продвинутых учащихся. Описание фокусируется на том, как чат-боты помогают новичкам осваивать основы языка, включая грамматику, лексику и произношение, а также на том, как они предлагают более сложные задания и персонализированные рекомендации для более опытных студентов. Рассмотрены ключевые функции чат-ботов, такие как адаптивное обучение, интерактивные диалоги, геймификация и анализ произношения, которые делают процесс изучения языка гибким и доступным. Статья подчеркивает, как чат-боты предоставляют учащимся уникальные возможности для улучшения языковых навыков в удобном и увлекательном формате, способствуя повышению мотивации и ускорению процесса обучения.

Ключевые слова: чат-боты, иностранный язык, педагогика, искусственный интеллект, адаптивное обучение, геймификация.

В последние годы сфера образования стала свидетелем значительного влияния искусственного интеллекта (ИИ) как на процесс преподавания, так и на процесс обучения. У людей растет интерес к искусственному интеллекту и чат-ботам, которые получили широкое распространение в различных областях жизни, включая очень важные аспекты, такие как образование и медицина [1, 2]. Технология чат-ботов быстро развивалась в течение последних десятилетий, отчасти благодаря современным достижениям в области обработки естественного языка и машинного текста [3, 4].

Историю упоминания чат-ботов, или виртуальных собеседников, можно проследить еще с 1950-х годов, когда Алан Тьюринг сформулировал сложный вопрос: «Могут ли машины мыслить?» [5]. С тех пор появилось множество базовых и очень простых чат-ботов и их прототипов. Например, виртуальный собеседник Элиза [6], написанная в 1966 году Джозефом Вейценбаумом, могла имитировать психолога, реализуя технику активного слушания. Помимо Элизы, был еще и Пэр-ри [7], созданный в 1972. В отличии от первой, Пэрри имитировал шизофреника и отвечал на реплики достаточно грубо, а чуть позже два ранних чат-бота даже «встретились» и

«разговаривали» друг с другом несколько раз. Также были созданы Racter в 1972 году [8], Jabber-wacky в 1988 [8] и A.L.I.C.E. в 1995 году [9] (от английского «Artificial Linguistic Internet Computer Entity», что значит «Ис-куственное лингвистическое интернет-компьютерное существо»). Эти чат-боты изначально были текстовыми и предустановленными, основанными на сценариях вопросов и ответов, поэтому их ответы считались предсказуемыми, а взаимодействие не воспринималось как естественное по человеческим меркам. Однако современные чат-боты являются самообучающимися и включают в себя новые функциональные возможности, такие как технологии распознавания и синтез голоса, индивидуальное взаимодействие с собеседником-человеком, интеграция со сторонними приложениями, многоканальное развертывание, контекстная осведомленность и возможность многоразового использования [3, 10, 11].

В результате сегодня существует широкий спектр чат-ботов, в разных формах интегрированных в различные электронные устройства, программы и приложения, например, в мессенджерах по типу Whatsapp или Telegram, игровые платформы и социальные сети. На самом деле, существует очень мало

областей, где чат-боты все еще отсутствуют или не появятся в той или иной форме в ближайшем будущем.

Термин «чат-бот» может ввести в заблуждение, поскольку он может относиться к широкому спектру программ, используемых в разных форматах и с разными целями. «Чат-бот» можно определить как компьютерную программу-бот, основанную на искусственном интеллекте, которая имитирует человеческий разговор с помощью текстового и/или слухового метода [12].

В области изучения языков чат-боты с поддержкой искусственного интеллекта зарекомендовали себя как эффективные инструменты, облегчающие индивидуальное обучение, помощь в обучении с преподавателем как индивидуально, так и в группе. Чат-боты на основе искусственного интеллекта могут имитировать взаимодействие людей, что делает изучение языка более увлекательным и привлекательным, чем традиционные методы.

Разговорный ИИ предполагает использование чат-ботов, которые по сути являются системами искусственного интеллекта, предназначенными для взаимодействия с людьми в их естественной форме общения. Эти чат-боты понимают текстовый или голосовой ввод и соответствующим образом реагируют на него. Они основаны на технологиях обработки естественного языка и машинного обучения.

Использование чат-ботов с искусственным интеллектом при изучении языка является перспективным и эффективным по нескольким причинам. Они доступны круглосуточно и без выходных, предоставляя учащимся возможность учиться и практиковаться в любое время и в любом месте. Они также предлагают индивидуальный подход к обучению, адаптируя контент к темпу и стилю обучения каждого человека.

Однако нередко люди не решаются или опасаются начать пользоваться чат-ботами в изучении иностранного языка. Причинами страха можно назвать следующие: чат-бот -это нечто новое, непонятное и странное, непохожее на «живого» преподавателя; разговор с «роботом» выглядит неэффективно и даже глупо (особенно для учеников с высоким уровнем иностранного языка). Что особенного может дать этот самый «робот», чего не

может дать какой-нибудь сайт из интернета или рассказать преподаватель на следующем уроке. Так как же именно чат-боты могут быть полезны в изучении языков для начинающих и продвинутых учеников?

Начинающие учащиеся.

1. Постепенное освоение базовых знаний. Чат-боты идеально подходят для начинающих учащихся, поскольку могут вводить студента в основы языка на доступном и понятном уровне. Например, чат-бот может начать изучение базовой грамматики с построения простых предложений и задействования основного времени, с которого обычно начинается изучение языка. Касательно лексики, чат-бот может помочь с освоением слов и фраз для повседневного общения (приветствия, покупки, путешествия и т.п.). То есть в случае использования неизвестной конструкции, учащемуся достаточно сообщить об этом чат-боту, который подкорректирует свою речь под известные знания. Чат-бот также может предложить простые упражнения после каждой темы или небольшого диалога, которые ученик может проверить сам или попросить чат-бота это сделать за него и в случае ошибок объяснить все возникшие вопросы.

2. Гибкость в темпах обучения. Учащиеся могут вернуться к вопросу в любое время, потому что, в отличие от человека, чат-бот помнит все и сохраняет историю сообщений. Студенты могут пересматривать уроки и практиковать заново те темы, которые кажутся наиболее сложными, пока не почувствуют уверенность в своих знаниях. Поэтому для начинающего студента очень важно учиться в своем темпе, не торопясь и не беспокоясь, что он не поспеет за планом образования.

3. Геймификация и интерактивные материалы. Чаще всего начинающим ученикам очень сложно оставаться сфокусированными из-за того, что материала для запоминания очень много, и он бывает достаточно сложным. Геймификация и интерактивность помогают снизить стресс и сделать процесс обучения более увлекательным. Именно это и предлагают чат-боты: игры-ходилки, викторины, кроссворды, загадки и т.д. Если у ученика появилась идея насчет игры, он также может поделиться ею с чат-ботом, который может попробовать внедрить ее в процесс.

4. Голосовые функции и фонетика. Многие чат-боты используют голосовые технологии, чтобы обучать начинающих правильному произношению. Программы могут воспроизводить слова и фразы, позволяя пользователю повторить их и получить обратную связь о правильности произношения и интонации. Возможно, некоторые чат-боты еще не настроены так хорошо, чтобы избежать «ро-ботизированности» голоса, но это не мешает на начальном уровне воспринимать язык на слух и тренировать фонетику.

5. Контекстное обучение через разговоры. Чат-боты предлагают диалоги, моделирующие повседневные ситуации, такие как заказ еды в ресторане, покупка билетов на поезд, общение в магазине и т. д. Это помогает начинающим сразу погружаться в контекст языка, а не просто заучивать отдельные фразы.

Для продвинутых учащихся.

1. Персонализированные задания по грамматике и стилистике. Чат-боты могут анализировать ошибки, которые делают более опытные учащиеся, и предлагать персонализированные задания для улучшения. Например, если студент часто ошибается в определённых грамматических конструкциях, чат-бот может предложить дополнительные упражнения по этой теме. Также чат-бот может варьировать стиль общения с официального на неформальный.

2. Совершенствование навыков общения через сложные темы. Для более опытных студентов чат-боты могут предлагать более сложные задания и темы для обсуждения. Например, это могут быть диалоги, которые затрагивают темы различных технологий, искусства, политики, психологии, философии и других сфер, требующих более глубоких знаний. Не все преподаватели могут быть компетентны в отдельных сферах бизнеса или технологии, да это и невозможно. Это значит, чтобы изучить какую-то более специфическую лексику в «живом» варианте, нужно будет искать особую литературу, словари и самое главное, преподавателя, специализирующегося на этой сфере языка.

3. Практика с вариативными ответами и ситуациями. В отличие от начинающих, продвинутые студенты уже могут взаимодействовать с чат-ботами, которые не дают стан-

дартных фиксированных ответов. Чат-боты для продвинутых могут предложить несколько вариантов ответа на вопрос, предоставляя пользователю возможность выбирать подходящий контекст или стиль общения. Это помогает развивать способность понимать нюансы языка, такие как синонимия, использование разговорных и формальных выражений.

4. Использование чат-ботов для оттачивания навыков аудирования и говорения. Для продвинутых студентов чат-боты могут предлагать диалоги с носителями языка или имитировать более естественное и быстрое произношение, чтобы улучшить понимание на слух. Студент может сам выбрать темп речи и даже региональный акцент.

5. Практика с культурными аспектами языка. Чат-боты могут предлагать разговоры, связанные с культурными особенностями, традициями, актуальными событиями, или могут предлагать анализ литературы и фильмов на языке изучения. Ведь если для начальных уровней важен сам факт понимания слов и возможности ответить на вопрос или спросить что-то самому, то для продвинутых студентов более важным становится обучение через культурные и социальные контексты.

6. Использование ИИ для детальной обратной связи. Чат-боты для продвинутых могут использовать ИИ для анализа речи и текста на более глубоком уровне. Например, они могут помочь в анализе сложных ошибок, таких как неправильное использование фразовых глаголов, неправильное употребление времен или несоответствие в стиле, а самое главное, они могут объяснить правило, то есть получать точные рекомендации для исправления ошибок и улучшения языка.

Помимо всего этого, ученики могут подобрать себе чат-бот не только в зависимости от потребностей, соответствующих их уровню, но и в зависимости от уникальных функций бота. Например, такие программы, как Rep-lika [13] или Babbel Chatbot [14], могут вести диалоги, анализируя ошибки и предлагая альтернативные варианты, что помогает быстрее усваивать правильные конструкции и фразы. А такие платформы, как Mindsnacks [15] и Не11оТа1к [16], предлагают чат-ботов, которые могут адаптировать диалог в зависимости от уровня знаний студента и даже от того, насколько долго он задерживаетесь на том

или ином вопросе. Другим полезным чат-ботом для любого уровня может стать ELSA Speak [17] - чат-бот, который анализирует произношение и дает точные рекомендации, а также помогает с коррекцией акцента, учитывая особенности произношения ученика. Speechling [18] использует ИИ, который в реальном времени анализирует произношение и предлагает детальные рекомендации по улучшению произнесённых фраз. Есть и такие чат-боты, где комбинируется ИИ и живой человек, например, Tandem [19] - чат-бот, который может обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и голосовыми или видеосообщениями с носителями языка.

Основное отличие чат-ботов от обычных сайтов и платформ для изучения языков заключается в том, что чат-боты реагируют в реальном времени и могут вести персонализированные диалоги, адаптировать задания, давать мгновенную обратную связь, а также использовать функции голосового ввода и анализа произношения для любого уровня обучения иностранного языка. Эти особенности делают чат-ботов идеальными для интерактивного и гибкого обучения, в отличие от традиционных статичных обучающих сайтов [20].

Конечно, выбирая платформу, важно учитывать, что одни боты более ориентированы на грамматику и структуру языка, другие - на разговорную практику, а третьи - на интуитивное освоение через игровые элементы. Это значит, что каждый ученик должен просмотреть вариации чат-ботов, «поговорить» с ними, чтобы найти наиболее подходящий для себя.

Использование чат-ботов для изучения иностранных языков предоставляет уникаль-

ные возможности как для начинающих, так и для продвинутых учащихся. Для начинающих чат-боты становятся отличным инструментом для освоения базовых знаний, таких как грамматика, лексика и произношение. Они предлагают простые, интерактивные уроки, которые позволяют учащимся быстро освоить основные фразы и правила, а также эффективно закрепить материал через регулярные повторения и игровые элементы. Возможность обучаться в удобном темпе и получать немедленную обратную связь способствует созданию комфортной и мотивирующей среды для новичков.

Для продвинутых учащихся чат-боты предлагают более сложные и глубокие возможности для совершенствования навыков. Они могут обеспечивать высокоуровневую практику разговорного языка, предлагая диалоги с использованием более сложной лексики и грамматики, а также моделировать различные реальные сценарии общения. Чат-боты с элементами искусственного интеллекта могут адаптировать задания в зависимости от уровня знаний пользователя, предоставляя персонализированные рекомендации и детальную обратную связь по ошибкам. Также, благодаря возможностям голосового ввода и анализа произношения, продвинутые студенты могут значительно улучшить свои навыки понимания на слух и правильного произношения.

В целом, чат-боты для изучения языков -это мощный инструмент, который эффективно сочетает интерактивность, персонализа-цию и доступность. Они становятся незаменимым помощником как для тех, кто только начинает изучать язык, так и для тех, кто стремится повысить свой уровень.

Библиографический список

1. Pérez J.Q., Daradoumis T., Puig J.M.M. Rediscovering the use of chatbots in education: A systematic literature review. - Испания, Каталония, 2020. - 28 c.

2. Hwang G.-J., Chang C.-Y. A review of opportunities and challenges of chatbots in education. -Тайвань, Тайбэй, 2021. - C. 1-14.

3. Caldarini G., Jaf S., McGarry K. A literature survey of recent advances in chatbots. - Великобритания, 2022.

4. Luo B., Lau R.Y., Li C., Si Y.-W. A critical review of state-of-the-art chatbot designs and applications. - Wiley Interdiscip, Макао, 2022.

5. Тьюринг А. Может ли машина мыслить? (С приложением статьи Дж. фон Неймана «Общая и логическая теория автоматов»). - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960.

6. Маркус Г., Дэвис Э. Искусственный интеллект: Перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 304 с.

7. Лаптев В.А., Тарасенко О.А. Цифровая экономика: концептуальные основы правового регулирования бизнеса в России. Монография. - М.: Издательство «Проспект», 2021. - 514 с.

8. Darwish D. Design and Development of Emerging Chatbot Technology. - IGI Global, 2024. -381 с.

9. Акулич М. Чат-боты и маркетинг. - Россия, ЛитРес, 2022. - 176 с.

10. Adamopoulou, E., Moussiades, L. Chatbots: History, technology, and applications. - Греция, 2020.

11. Okonkwo, C.W., Ade-Ibijola, A. Chatbots applications in education: A systematic review. -ЮАР, Йоханнесбург, 2021.

12. Чесалов А., Власкин А., Баканач М. Глоссариум по искусственному интеллекту: 2500 терминов. Том 1. - Россия, ЛитРес, 2022. - 398 с.

13. Replika. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://replika.com/ (дата обращения: 05.11.2024).

14. Babble. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://babble-ai.com/ (дата обращения: 05.11.2024).

15. Mindsnacks. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apps.apple.com/us/developer/mindsnacks/id385497071 (дата обращения: 15.11.2024).

16. HelloTalk. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hellotalk.com/ru (дата обращения: 10.11.2024).

17. ELSAspeak. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elsaspeak.com/en/ (дата обращения: 17.11.2024).

18. Speechling. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://speechling.com/ru/ (дата обращения: 10.11.2024).

19. Tandem. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tandem.net/ru (дата обращения: 05.11.2024).

20. TalkPal.AI. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://talkpal.ai/ai-chatbot-for-language-learning/ (дата обращения: 16.11.2024).

HOW CHATBOTS CAN IMPROVE THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN

LANGUAGES FOR BEGINNERS AND ADVANCED LEARNERS, AND THEIR UNIQUE

FEATURES

M.S. Neznanova, Lecturer

Ural State University of Railway Transport

(Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The article discusses the possibilities of using chatbots for teaching foreign languages, with an emphasis on their effectiveness for both beginners and advanced learners. The description focuses on how chatbots help beginners learn the basics of the language, including grammar, vocabulary and pronunciation, as well as how they offer more challenging assignments and personalized recommendations for more experienced students. The key junctions of chatbots, such as adaptive learning, interactive dialogues, gamification and pronunciation analysis, which make the language learning process flexible and accessible, are considered. The article highlights how chatbots provide students with unique opportunities to improve their language skills in a convenient and engaging format, helping to increase motivation and accelerate the learning process.

Keywords: chatbots, foreign language, pedagogy, artificial intelligence, adaptive learning, gamifica-tion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.