Научная статья на тему 'Кафедре пропедевтики детских болезней с курсом детской гастроэнтерологии и интраскопии ФУВ педиатрического факультета РГМУ - 75 лет'

Кафедре пропедевтики детских болезней с курсом детской гастроэнтерологии и интраскопии ФУВ педиатрического факультета РГМУ - 75 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филин В.А., Сафонов А.Б., Цветкова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедре пропедевтики детских болезней с курсом детской гастроэнтерологии и интраскопии ФУВ педиатрического факультета РГМУ - 75 лет»

ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ

© Коллектив авторов, 2005

В.А. Филин, А.Б. Сафонов, Л.Н. Цветкова

КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ДЕТСКОЙ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ И ИНТРАСКОПИИ ФУВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РГМУ — 75 ЛЕТ

После принятого Постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 19.04.1930 во 2-м Московском медицинском институте в 1931 г. была образована кафедра пропедевтики детских болезней. Новую кафедру возглавил профессор Роман Осипович Лунц — прямой последователь основоположника отечественной педиатрии Нила Федоровича Филатова, который до этого работал вместе с академиком АМН СССР, профессором Георгием Несте-ровичем Сперанским в Институте педиатрии АМН СССР.

Р.О. Лунц был широко образованным специалистом-педиатром, талантливым педагогом и блестящим лектором, и это обстоятельство весьма благоприятно отразилось на организации преподавания на вновь образованной кафедре пропедевтики детских болезней.

Первая учебная программа курса пропедевтики была разработана профессорами P.O. Лунцем и А.А. Колты-пиным и включала в себя особенности морфологии и физиологии ребенка, диететику и методику исследования здоровых и больных детей. Базой кафедры являлись клинические отделения в московской старейшей больнице им. Н.Ф. Филатова и Дом младенца — физиологическое отделение (сначала Дом младенца № 10, а с 1933 г. — Дом младенца № 6).

В 1935 г. P.O. Лунц написал учебник «Физиология и диагностика ребенка», многие разделы которого сохранили актуальность и до наших дней. В период Отечественной войны (с 1943 г.) кафедра базировалась в детской больнице им. Н.Ф. Филатова. Стала расширяться тематика лекций и практических занятий. Студенты изучали методику исследования больного и здорового ребенка, а с 1949 г.— семиотику поражений различных органов и систем. Были созданы коллекции таблиц, рисунков и муляжей. В этот период научная работа кафедры была сосредоточена на изучении рационального питания детей раннего возраста: были установлены потребности детей в различных пищевых продуктах, разработаны технология приготовления молочных смесей для детей 1-го года жизни и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Сотрудники кафедры также интенсивно разрабатывали вопросы легочной патологии, дававшей в 30—40-е годы высокую летальность у детей.

Постепенно увеличивались преподавательские штаты. С 1931 г. на кафедре работали доцент С.Л. Дуб, ассистенты С.Л. Магарик, З.А. Метлицкая; с 1932 г.— ассистент М.Е. Саврик; с 1933 г.— Т.В. Старкова, А.Г. Рудник, А.В. Дилигенская.

Во время Великой Отечественной войны часть преподавателей ушла в действующую армию, остальные работали в госпиталях. В октябре 1943 г., после возвращения института из Омска в Москву, вновь возобновилась работа кафедры. В это время на кафедре работали З.А. Метлицкая, М.В. Раскина, З.А. Ремизова, Е.Н. Тишина.

Основными научными разработками сотрудников кафедры являлись проблемы физиологии детского возраста и диететика здорового и больного ребенка, что определялось актуальностью этих проблем для практического здравоохранения. На эту тему Р.О. Лунцем и сотрудниками кафедры опубликован ряд монографий, учебных руководств, методических писем, журнальных статей.

В 1948—1950 гг. заведующим кафедрой был профессор Григорий Михайлович Лопатин (1888—1953), который длительное время руководил кафедрой детских болезней в Куйбышевском медицинском институте. Г.М. Лопатин был уже известным педиатром, который внес много нового в диагностику и лечение малярии, алиментарно-токсической алейкии и ряда других инфекционных заболеваний у детей.

С приходом на кафедру Г.М. Лопатина в штатах кафедры состояли доцент М.Е. Саврик, ассистенты З.А. Ремизова и Е.Н. Тишина, аспирант M.О. Пасторе.

В 1949 г. на кафедре начали работать два ординатора — Т.Л. Прокудина и М.Ф. Дещекина и аспирант А.В. Мазурин. Вдумчивый клиницист, мягкий и деликатный человек, Г.М. Лопатин пользовался большим уважением, но в связи с тяжелым заболеванием был вынужден оставить педагогическую работу на кафедре в 1950 г.

С 1950 г. кафедру возглавил профессор Виктор Алексеевич Власов (1886—1967). Являясь учеником и преемником выдающихся отечественных педиатров В.И. Молчанова, А.А. Киселя и А.А. Колтыпина, В.А. Власов воплотил все лучшее, что имелось в московской школе отечественной педиатрии, опытный педагог и прекрасный клиницист, он внес много нового в работу кафедры. Лекции все больше и больше принимали клинический характер. Наряду с таблицами и диапозитивами, демонстрировалось большое число больных, студенты могли видеть семиотику важнейших поражений у детей. Впервые лекции сопровождались показом кинофильмов. Практические занятия со студентами проводились не только в учебных комнатах, но и непосредственно в палатах у постели больного ребенка. Наряду с использованием клинических отделений, много времени отводилось для показа здо-

ровых детей, воспитывавшихся в Домах ребенка или яслях и детских садах.

На кафедре были созданы пособия для преподавателей по методике проведения практических занятий, было введено обсуждение прочитанных лекций на методических совещаниях. Кафедрой была переработана учебная программа по пропедевтике детских болезней и создан типовой план практических занятий для педиатрических факультетов и институтов страны. Кафедра стала головной в СССР по проблемам детской пропедевтики.

В.А. Власовым изданы учебники детских болезней, переведенные на украинский, китайский, румынский, арабский и английский языки; ряд монографий по проблемам педиатрии, которые остаются актуальными и в наши дни. Сотрудниками кафедры под руководством проф. В.А. Власова разрабатывались проблемы вирусных гепатитов и дизентерии (в связи с появлением новых фармакологических препаратов); реабилитации детей, перенесших на 1-м году жизни менингит, сепсис, перинатальные повреждения нервной системы. Значительное место приобрело изучение гемостаза при различных заболеваниях, особенно при геморрагических диатезах.

Практически кафедра под руководством В.А. Власова стояла у истоков современных проблем детской коагу-лологии. В эксперименте изучалось воздействие радиации на растущий организм.

Особое значение В.А. Власов придавал лечебной работе кафедры, как в отделениях больницы, так и в детских консультациях и поликлиниках. На кафедре проходили повышение квалификации врачи поликлиник, стационаров, стали обучаться ординаторы. С 1951 г. в клинику пришли субординаторы.

В это время в разные годы на кафедре работали в качестве преподавателей доценты М.Е. Саврик и Е.Н. Тишина, ассистенты З.А. Ремизова, А.В. Мазурин, М.Ф. Де-щекина, Л.Н. Артемкина, В.В. Сагулка.

С 1963 по декабрь 1967 гг. кафедру возглавляла ученица P.O. Лунца и В.А. Власова — доцент Елена Николаевна Тишина (1909—1998). Под ее руководством продолжали разрабатываться научные направления, начатые сотрудниками кафедры в 50-е годы. Особое внимание было уделено изучению последствий эпидемического гепатита. Развернулись работы по изучению хронических заболеваний печени у детей. На кафедре был организован консультативный прием детей, перенесших эпидемический гепатит. Благодаря диспансерному обслуживанию, у многих детей удалось предотвратить развитие хронических поражений печени.

Итоги этих исследований были обобщены в докторской диссертации Е.Н. Тишиной на тему «Последствия болезни Боткина у детей», успешно защищенной в 1969 г.

В этот период на кафедре работали доцент А.В. Мазурин, ассистенты З.А. Ремизова, B.C. Еремеев, Б.Н. Семенов, а с 1966 г.— В.А. Агейкин.

В связи с расширением объема преподавания, в 1966 г. кафедра была перебазирована в Институт педиатрии АМН СССР, где были продолжены научные работы по хроническим заболеваниям печени. Однако узкая тематическая специализация отделений научно-исследовательского института не позволяла правильно поставить преподавание курса пропедевтики детских болезней для студентов. Учитывая интересы педагогического процесса, в июне 1967 г. кафедра была перебазирована в новую детскую больницу № 3 Первомайского района г. Москва, которая через год стала клинической.

После переезда кафедры в детскую больницу № 3 (ныне Измайловская ДГКБ) значительно расширилась клиническая база кафедры.

Отделения в больнице были сразу специализированы: кардиопульмонологическое, нефрологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, грудное, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей, боксиро-ванное. Это значительно повысило уровень диагностики и лечения больных, а для студентов появилась возможность повысить наглядность обучения за счет разнообразия клинических проявлений различных заболеваний. В этот период сотрудниками кафедры изучались исходы вирусных гепатитов, шире развернулось изучение вопросов геморрагических диатезов, началась разработка проблем нейт-ропении, изучение особенностей новорожденных, родившихся у матерей с различной соматической патологией.

В декабре 1967 г. по конкурсу заведующим кафедрой был избран ученик В.А. Власова — профессор Андрей Владимирович Мазурин (1923—2001), успешно защитивший в 1967 г. докторскую диссертацию «Тромбоцитопеничес-кая пурпура (болезнь Верльгофа) у детей».

В связи с новыми условиями на кафедре начала перестраиваться научная, педагогическая и лечебная работа.

Был пересмотрен учебный план в сторону увеличения часов для практических занятий и лекций, а в связи с этим и тематика практических занятий и лекций. На лекциях разбираются вопросы особенностей обмена веществ у детей и семиотика их нарушений, особенности иммунитета у детей и понятие иммунодефицита. В качестве клинических баз дополнительно были взяты три дома ребенка для занятий со студентами по особенностям раннего возраста.

Сотрудниками кафедры была разработана новая программа по пропедевтике детских болезней, принятая для педиатрических факультетов страны. В 70—80-е годы написаны учебные пособия по методике исследования детей, вскармливанию и питанию детей раннего возраста. В связи с введением в учебную программу курса «Здоровый ребенок», а также практики по уходу за больным ребенком (на I и II курсах) было написано учебное пособие «Общий уход за детьми» (1-е и 2-е издания). В 1985 г. совместно с проф. И.М. Воронцовым вышел в свет учебник по пропедевтике детских болезней. В 1999 г. был издан новый учебник под редакцией А.В. Мазурина и И.М. Воронцова.

В расписание практических занятий введены итоговые занятия по методам исследования отдельных систем организма, физического развития, оценки тяжести состояния больного. Увеличение часов на преподавание позволило ввести новый курс «Здоровый ребенок».

С начала своей деятельности на кафедре А.В. Мазурин много работал со студентами научного студенческого кружка, с практическими врачами, проявившими склонность к научной работе. Поэтому большинство из нынешнего штата преподавателей являются бывшими «кружковцами». Практически весь штат педиатров Измайловской ДГКБ укомплектован врачами, прошедшими ординатуру, аспирантуру или стажировку на кафедре.

С 1969 г. на кафедре работают клинические интерны. Каждый год заканчивают ординатуру от 6 до 12 врачей. Постепенно увеличился штат преподавателей с 6 до 12 человек. В разное время на кафедре работали и работают Е.Н. Тишина, И.В. Казанский, B.C. Еремеев, A.M. Запруднов, Т.Г. Плахута, В.А. Агейкин, С.И. Козлова, П.Н. Семенов, В.А. Филин, А.Б. Сафонов, Л.В. Островская, P.M. Шакирзянова, О.Б. Кольбе, С.С. Постников, Е.С. Апетова, Л.Н. Цветкова, В.Н. Спиридонова, Т.Г. Ве-

100

ПЕДИАТРИЯ № 2, 2006 г.

рещагина, К.И. Григорьев, B.C. Салмова, С.С. Галаева, Л.Е. Ларина.

Большое внимание А.В. Мазурин уделял работе с кадрами, в настоящее время его ученики работают руководителями кафедр и клиник во многих регионах бывшего СССР. Под его руководством защищено 20 докторских и 73 кандидатских диссертаций.

А.В. Мазурин является автором 4 монографий, учебных пособий, 324 статей. С 1987 г. А.В. Мазурин — член-корреспондент РАМН, почетный академик Нью-Йоркской медицинской Академии, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР.

Научная тематика, выполняемая на кафедре, стала более разнообразной. В 1970 г. были опубликованы результаты исследования вирусных миокардитов у детей 1-го года жизни, изменений сердечно-сосудистой системы при пневмониях, продолжали изучаться проблемы геморрагических диатезов. За это время сотрудниками кафедры выполнены докторские диссертации по различным проблемам педиатрии. Среди них гастродуодениты у детей, патогенез, клиника, диагностика, лечение (A.M. Запруд-нов, 1985); эзофагиты у детей, патогенез, клиника, диагностика, лечение (В.А. Филин, 1987); хронические заболевания кишечника у детей (А.Б. Сафонов, 1989); медицинская реабилитация детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения (К.И. Григорьев, 1990); возрастные особенности гемостаза и алгоритм диагностики скрытых субклинических форм кровоточивости у детей (Л.Н. Якунина, 1991); лечение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у детей (Л.Н. Цветкова, 1993).

А.В. Мазурин — основоположник современной детской гастроэнтерологии. В связи со специализацией отделений в больнице и появлением новых диагностических возможностей кафедра стала пионером в стране по применению эндоскопических методов исследования у детей, за что сотрудники кафедры получили Государственную премию (1986). Применение эндоскопии с прицельной биопсией слизистой оболочки различных отделов желудочно-кишечного тракта позволило верифицировать диагноз, а ультразвуковая диагностика уточнила, наряду с биохимическими методами, изменения поджелудочной железы и гепатобилиарной системы при различных гастроэнтерологических заболеваниях у детей. Применение динамической гепатосцинтиграфии позволило верифицировать степень нарушения гепатобилиарной системы, вскрыть функциональные нарушения, как паренхимы печени, так и процессов желчеобразования и желчевыведе-ния. Промежуточным итогом исследований по детской гастроэнтерологии было написание руководства для врачей «Болезни органов пищеварения у детей» (1984).

Кроме этого, на кафедре разрабатывались проблемы детской гематологии, кардиологии, пульмонологии, нефрологии, питания здоровых и больных детей.

В 1978 г. по инициативе А.В. Мазурина был открыт антигемофильный центр с круглосуточным оказанием помощи больным с кровотечениями, первичной диагностикой которых занимаются все подразделения гематологической службы (кафедра пропедевтики детских болезней, гематологическое отделение, антигемофильный центр, отдел НИИ детской гематологии).

В итоге работы гематологической службы создана современная диагностика геморрагических болезней с применением автоматизированной системы диагностики врожденных коагуло- и тромбоцитопатий. Разработан алгоритм диагностики геморрагических заболеваний у детей.

На основании диагностических результатов и клинических проявлений созданы протоколы лечения различных геморрагических эпизодов у больных гемофилией. Изучена частота и способы лечения, с учетом международных рекомендаций, осложнений гемостатической терапии — ингибиторной гемофилии. С 1997 г. организовано профилактическое лечение больных гемофилией на дому. Впервые в ДГКБ № 3 широко и обоснованно (с 1975 г.) применяется физиотерапевтическое лечение, разработаны показания к лечению острых первичных и повторных гемартрозов и мышечных кровоизлияний, при легкой форме гемофилии и болезни Виллебранда применяются аналоги вазопрессина — DDAVP.

Начиная с 1997 г. дети-инвалиды с гемофилией и болезнью Виллебранда каждое лето выезжают на санаторно-курортное лечение на Черноморское побережье. Данный опыт является первым в России и принят в других республиканских и областных центрах гемофилии.

Результаты диагностики и лечения детей с гемофилией и болезнью Виллебранда стали достоянием не только больных, но и медицинской общественности — они опубликованы в центральной печати, доложены на клинических конференциях Измайловской ДГКБ, на Всероссийских и Международных симпозиумах. По изучаемой проблеме выполнен ряд кандидатских и докторских диссертаций.

Перспективы работы в области наследственных коа-гулопатий будут связаны с совершенствованием лечения на основе современных препаратов, что зависит не только от «усердия» всей гематологической службы, а связано с развитием научных исследований в области генной инженерии.

Отделение гематологии и гематологический центр являются базой подготовки ординаторов РГМУ, НИИДГ и проведения сертификационных курсов для врачей-гематологов России.

Впереди следующие этапы в профессиональной подготовке врачей и улучшении качества диагностики и лечения гематологических заболеваний.

С 1989 г. по конкурсу заведующим кафедрой был избран профессор Вячеслав Александрович Филин — ученик А.В. Мазурина. С 1960 г. он обучался во 2-м МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, с 1968 г.— в аспирантуре на кафедре пропедевтики детских болезней. После успешной защиты в 1972 г. кандидатской диссертации «Цитохимические особенности лейкоцитов крови при нейропениях у детей» он работает ассистентом на кафедре пропедевтики детских болезней 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова (с 1990 г. переименован в РГМУ). Будучи доцентом кафедры, в 1988 г. защищает докторскую диссертацию на тему «Эзофагиты у детей».

В.А. Филин развивает учебно-методическую работу. Ежегодно пересматривается план лекций, в которые вносятся новые данные и трактовка отдельных положений. Под руководством В.А. Филина разработан тест-контроль, который применяется как на кафедре, так и на государственных экзаменах. Составлены новые методические разработки по диагностике и лечению больных.

Составлен алгоритм и программа диагностики и лечения заболеваний органов пищеварения. Большим достижением В.А. Филина является создание в 1999 г. при кафедре курса детской гастроэнтерологии и интраскопии, на котором прошли квалификацию более 200 врачей из разных городов Российской Федерации.

Под его руководством продолжается интенсивное изучение гастроэнтерологической патологии у детей. Осо-

бое внимание было уделено разработке проблемы эзофа-гитов у детей, изменений поджелудочной железы при гастродуоденальной патологии и поражениях билиарной системы. Благодаря сравнительному изучению эффективности лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, удалось в 4 раза сократить сроки рубцевания язвенных дефектов, а также разработать более эффективную профилактику ее обострений. Продолжает изучаться патология толстой кишки у детей. Доказано, что у детей, как правило, развивается распространенная патология пищеварительного тракта, что требует соответствующей коррекции терапии. В.А. Филин стал пионером в изучении значения пилорического хеликобактериоза при гастроэнтерологической патологии у детей. Доказана его значимость как причинного фактора в возникновении язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, гастритов и гастродуоденитов у детей, обнаружены семейные очаги хеликобактерной инфекции.

В последние годы в педагогический процесс на кафедре стали внедряться новые формы контроля умений и знаний студентов, ординаторов и субординаторов.

Соответственно разработаны программа, учебный план, созданы методические материалы. В настоящее время в Измайловской ДГКБ по существу создан учебно-научно-производственный комплекс, в котором участвуют как сотрудники кафедры, так и сотрудники больницы. На кафедре работают 5 профессоров (В.А. Филин, А.Б. Сафонов, Л.Н. Цветкова, И.Е. Михеева, П.Л. Щербаков), 8 доцентов (Т.Г. Плахута, Т.Г. Верещагина, В.С. Салмова, Л.Е. Ларина, О.Б. Кольбе, С.Г. Семин, А.Б. Моисеев, П.М. Цветков), 11 ассистентов (В.Н. Спиридонова, С.С. Галаева, Е.Е. Вартапетова, М.А. Белова, О.Б. Курасова, С.А. Петросова, Т.А. Малицына, Е.Н. Рюкерт, А.С. Образцов, А.Н. Гуреев, Г.В. Ермилов).

Научная тематика отвечает, прежде всего, потребностям практического здравоохранения и посвящена внедрению новых диагностических методов, разработке вопросов этиологии, патогенеза и лечения поражений органов пищеварения, заболеваний крови, мочевыводящей системы и др. Запланированы весьма перспективные научные исследования влияния роли генетических факторов на системы детоксикации детского организма при различных заболеваниях. Список публикаций В.А. Филина включает 250 научных работ и 5 монографий. Под его руководством выполнено 12 докторских и 30 кандидатских диссертаций, включая докторские диссертации сотрудников кафедры:

заболевания верхних отделов пищеварительного тракта у детей, клинико-эндоскопические исследования (П.Л. Щербаков, 1997); клиническое значение продуктов ката-болического распада клеточных рецепторов в норме и при патологии у детей (И.Г. Михеева, 1998); дифференциальная диагностика заболеваний толстой кишки у детей (Э.И. Алиева, 2004); современные аспекты этиопатогене-за, клинического течения и терапии острой тромбоцито-пенической пурпуры у детей (В.Ю. Петров, 2005).

Итак, коллектив кафедры с начала ее образования основывает свою работу на понимании того, что предмет «Пропедевтика детских болезней» является базовой дисциплиной клинического мышления и связующим звеном между кафедрами теоретического и клинического профиля. Требуется постоянная координация тематики лекций и практических занятий с кафедрами нормальной анатомии и физиологии, биохимии, патофизиологии, гигиены, пропедевтики внутренних болезней и др. Эти вопросы решаются на межкафедральных методических совещаниях и при использовании интегрированной программы по педиатрии.

На кафедре пропедевтики детских болезней студент впервые общается со здоровым и больным ребенком, поэтому вопросы деонтологии занимают значительное место в учебном процессе. Введение курса по уходу за больными детьми облегчило решение проблемы «студент — больной ребенок». Кроме преподавания анатомо-физио-логических особенностей с позиции клиники, на кафедре пропедевтики детских болезней особое внимание уделяется изучению исследования здорового и больного ребенка. Занятия проводятся у «постели ребенка», причем 35% времени отводится на самостоятельную кура-цию ребенка студентом под контролем преподавателя; 30—40% времени отведено на обход со студентами курируемых ими больных, в процессе которого проверяется усвоение практических навыков. Во время обхода студенты обучаются начальным основам клинического мышления от симптома к синдрому. После усвоения тематических блоков студент пишет историю болезни, при этом анализируются результаты различных лабораторно-инст-рументальных методов исследования.

Проходят годы, кафедра живет активной преподавательской и научной жизнью, постоянно наращивает свои темпы, появляются новые молодые специалисты, которые совместно с ветеранами кафедры укрепляют позиции пропедевтики детских болезней и педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.