Научная статья на тему 'Кафедра ЮНЕСКО: новое направление — реалии и перспективы'

Кафедра ЮНЕСКО: новое направление — реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / НЕТРАДИЦИОННЫЙ БИЗНЕС / NON-TRADITIONAL BUSINESS / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMMUNICATION RESEARCH / UNESCO CHAIR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрыгин Андрей Вадимович

В публикации рассматривается ретроспектива и современное состояние научно-практического подхода к внешнеэкономической деятельности в сфере нетрадиционного бизнеса на примере филателии. История филателии связана с реформированием почтовой связи в середине XIX столетия и совпадает с началом формирования мирового рынка. Особое внимание в публикации уделено обоснованию необходимости серьезных теоретических исследований в данном направлении на основе формирования кафедры ЮНЕСКО в сфере международных коммуникационных изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNESCO department: a new direction — realities and prospects

The article deals with a retrospective and current state of scientific and practical approach to foreign economic a ctivity in «non-traditional business», the example of philately. History of philately associated with the reform of postal services in the mid-nineteenth century and coincides with the beginning of the formation of the world market. Particular attention is given to the justification of serious theoretical research in this direction based on the formation of the UNESCO Chair in international communication research.

Текст научной работы на тему «Кафедра ЮНЕСКО: новое направление — реалии и перспективы»

ОБЗОРЫ

КАФЕДРА ЮНЕСКО: НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В. Стрыгин

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Ленинградский проспект, 64, Москва, Россия, 125319

В публикации рассматривается ретроспектива и современное состояние научно-практического подхода к внешнеэкономической деятельности в сфере нетрадиционного бизнеса на примере филателии. История филателии связана с реформированием почтовой связи в середине XIX столетия и совпадает с началом формирования мирового рынка. Особое внимание в публикации уделено обоснованию необходимости серьезных теоретических исследований в данном направлении на основе формирования кафедры ЮНЕСКО в сфере международных коммуникационных изысканий.

Ключевые слова: кафедра, нетрадиционный бизнес, коммуникационные исследования.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда происходили глубокие социально-экономические изменения в жизни уходящего в историю Советского Союза и зарождающейся Российской Федерации, в стране резко пробудился интерес к новым для отечественной практики формам предпринимательской деятельности, и в первую очередь в сфере платных услуг и демонополизированной внешней торговли.

Нетрадиционный бизнес: понятие и развитие. Одной из таких новых форм стал так называемый нетрадиционный (для СССР) бизнес на образовании, в сфере индустрии развлечений и в области коллекционирования. И если ранее традиционно рассматривались образование и сфера развлечений, в первую очередь как направления реализации важных идеологических парадигм, то с внедрением в сознание и практику принципов либеральных рыночных отношений оба эти направления стали идентифицироваться прежде всего со сферой платных услуг. Что касается собственно коллекционирования и в особенности такой его массовой формы, как филателия или нумизматика, то в первые годы советской власти, благодаря активной деятельности Ф. Чучина и то и другое были вовлечены как в сферу внешнеэкономической деятельности для получения дополнительных валютных поступлений, а функции экспорта советской филателистической и нумизматической продукции передавались в монополию специально созданного внешнетор-

гового объединения «Международная книга»[1. С. 6], так и к области мощной идеологической пропаганды, для чего в стране были созданы служба уполномоченного ВЦИК по филателии и бонам [5. С. 123—125] и Всесоюзное общество филателистов.

Однако по мере реализации сталинской линии на усиление централизации власти и управления обе структуры к середине 1930-х гг. были упразднены, а коллекционирование как социальное явление стало рассматриваться как идеологически чуждое явление [4. С. 50]. Вместе с тем в рамках функционирования АО «Международная книга» внешняя торговля советскими коллекционными материалами не наращивала объемы, но и поощрялась. Более того, помимо общегосударственных выпусков почтовых марок, параллельно (для внешнего рынка) выходили так называемые торгсиновские серии — марки уменьшенного размера и в измененных цветах, для их простой идентификации и отличия от внутрипоч-товых эмиссий [1. С. 7].

Некоторая либерализация послевоенной жизни в СССР привела и к реанимированию коллекционирования, которое к началу 1950-х гг. не только вновь обрело легитимность, но и в период проведения Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. получило государственное признание. В стране впервые за многие годы прошла международная филателистическая выставка, и затем было учреждено Московское городское общество коллекционеров, а в 1966 г. возрождено Всесоюзное общество филателистов (ВОФ). Стал выходить и специальный журнал для филателистов.

При этом благодаря публикациям [3. С. 42—51] стало известно, что за рубежом филателистические программы включают в образовательный процесс [3. С. 47], что активизировало использование зарубежного опыта в части создания курируемой идеологическими органами правящей партии сети кружков и клубов филателистов, функционирующих по специально разрабатываемым программам. О другой — коммерческой — стороне коллекционирования по идеологическим соображениям умалчивалось. Вместе с тем монополия на внешнюю торговлю советскими коллекционными материалами, принадлежавшая АО «Международная книга», продолжала расширяться и получала международное распространение благодаря специальным программам выпуска филателистических материалов к Играм московской Олимпиады 1980 г., реализации советской космической программы «Интеркосмос», а в горбачевский период — за счет совместных проектов с американской корпорацией «Курт Вейсхаупт», специализировавшейся на торговле коллекционными и в первую очередь филателистическими материалами.

Развитие нетрадиционного бизнеса в современной России. Резкие социально-экономические изменения начала 1990-х гг. существенно повлияли на сложившуюся в СССР инфраструктуру коллекционирования и внешнеэкономических операций в сфере филателии и нумизматики. Искусственно завышаемая численность членов ВОФ за счет абонементного распространения филателистического дефицита с распадом СССР обрушило всю структуру массового коллекционирования в стране, а число филателистов сократилось в сотни раз. Демонополизация

Вестник РУДН, серия Экономика, 2014, № 1

внешней торговли привело к бессистемному вывозу из страны коллекционных материалов, чему не могло препятствовать таможенное регулирование оборота культурных ценностей, к категории которых относили и марки, и монеты. Появление на внутреннем рынке множества мелких предпринимательских структур по торговле коллекционными материалами не стимулировало формирование этого сегмента рынка, а напротив, приводило к искажению ценовой политики, а зачастую и к обрушению цен на те или иные объекты, бездумно выбрасываемые по демпинговым ценам в погоне за сиюминутной прибылью.

Положение серьезно изменилось после проведения в 1997 г. в Москве первой в России Всемирной филателистической выставки, которая прошла под патронажем ЮНЕСКО в рамках Всемирного десятилетия развития культуры (ВДРК), это на практике показало, что коллекционирование следует рассматривать многоаспектно — и как область культурного досуга, и как особую сферу государственных интересов, и как особую форму экономической деятельности, включая и внешнюю торговлю. Одновременно стало известно, что в ряде стран, и в первую очередь в США (Южнокалифорнийский университет Беркли) даже созданы и успешно функционируют кафедры филателии. Тогда же появилась идея создания и в Российской Федерации такой кафедры, как основы будущего Национального центра коллекционирования со статусом кафедры ЮНЕСКО. Однако последующие кризисные события 1998 г. всю работу в данном направлении свели на нет.

Кафедра ЮНЕСКО как междисциплинарный центр исследований. Вместе с тем сама по себе идея оставалась и остается актуальной. Более того, за прошедший период времени в стране начали складываться и успешно функционируют структуры первичного и вторичного филателистического, нумизматического и некоторых других сегментов рынка коллекционных материалов, что позволяет поставить вопрос о создании первой отечественной кафедры (возможно, на первых порах в статусе «открытой», а впоследствии и «кафедры ЮНЕСКО») коллекционирования с секциями филателии, филокартии (открытки), нумизматики, как наиболее развитых и массовых направлений собирательства.

Представляется, что первоначально кафедра должна функционировать как «открытая» при поддержке одного из отечественных вузов (университетов) на базе торгового центра, функции которого связаны не только с дистрибьюированием, но и будут иметь некую культурно-просветительскую составляющую. Конечной целью на первом этапе функционирования кафедры должна стать подготовка бакалавров по специализации «Мировая экономика — внешнеэкономические операции с предметами коллекционирования» с параллельной подготовкой (в учебно-методическом направлении) программного продукта по постановке в общеобразовательных учебных заведениях факультативных курсов коллекционирования

(со специализацией «Филателия», «Нумизматика», «Филокартия» и др.).

***

Таким образом, с одной стороны, деятельность кафедры будет охватывать развитие культурологического пространства, а с другой — чисто педагогическую

деятельность. В дальнейшем по мере реализации первоочередных задач вполне реальна трансформация «открытой кафедры» в «междисциплинарную» с выходом на создание Национального исследовательского центра коллекционирования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Панфилов И.Д. Космические высоты «Международной книги» // Филателия. — 2013. — № 7. — С. 6—8.

[2] Панфилов И.Д., Стрыгин А.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Инлайт, 2011.

[3] Стрыгин А.В. Нетрадиционный бизнес. Новое в управлении // Знание. — 1991. — № 10. — С. 46—52.

[4] Стрыгин А.В. Мир марок России. — М.: МК-ЦБ, 2000.

[5] Стрыгин А.В., Ткаченко С.Б. Россика: все о почтовых марках России и русской филателии. — М., 2013.

LITERATURA

[1] Panfilov I.D. Kosmkheskie vysoty «Mezhdunarodnoy knigi» // Filateliya. — 2013. — № 7. — С. 6—8.

[2] Panfilov I.D., Strygin A. V. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otno-sheniya. — M.: Inlite, 2011.

[3] Strygin A.V. Netradicionnyy business. Novoe v upravlenii // Znanie. — 1991. — № 10. — С. 46—52.

[4] Strygin A. V. Mir marok Rossii. — M.: MK-CB, 2000.

[5] Strygin A. V., Tkachenko S.B. Rossica: vse o markakh Rossii i russkoy filatelii. — M., 2013.

UNESCO CHAIR: A NEW DIRECTION - REALITIES AND PROSPECTS

A.V. Strygin

Tekhnic Univercity of Moscow — MADI Leningradsky prospekt, 64, Moscow, Russia, 125319

The article deals with a retrospective and current state of scientific and practical approach to foreign economic a ctivity in «non-traditional business», the example of philately. History of philately associated with the reform of postal services in the mid-nineteenth century and coincides with the beginning of the formation of the world market. Particular attention is given to the justification of serious theoretical research in this direction based on the formation of the UNESCO Chair in international communication research.

Key words: UNESCO Chair, Non-traditional business, Communication research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.