Научная статья на тему 'Кафедра университета и Социосфера региона'

Кафедра университета и Социосфера региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЫПУСКАЮЩАЯ КАФЕДРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFILING DEPARTMENT / PROFESSIONAL TRAINING OF SPEECH THERAPISTS / SUPPORT OF INCLUSIVE EDUCATION / CENTRE FOR CORRECTION AND DEVELOPING TECHNOLOGIES / CENTRE FOR INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна, Шкляр Наталья Валерьевна

Одним из основных структурных подразделений университета является кафедра, от качества работы которой во многом зависит имидж высшего учебного заведения и его привлекательность для потенциальных абитуриентов. Причём особое значение придаётся именно профилирующей, выпускающей кафедре, организующей научно-исследовательскую работу и производственные практики студентов. В данной статье обобщается пятилетний опыт работы одной из выпускающих кафедр регионального университета в аспекте оптимизации и реализации социальных запросов к образованию. Ведущим методом исследования является системный анализ основных видов деятельности кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, укомплектованной высококвалифицированными специалистами. В статье приведены наиболее показательные достижения данной кафедры, обосновано её влияние на сферу образовательных запросов общества. На протяжении всего рассматриваемого временного периода кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии проводила подготовку и переподготовку востребованных в Еврейской автономной области психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляя при этом эффективное научно-практическое взаимодействие с педагогической общественностью региона. Материалы и результаты представленного исследования экспериментально апробированы, задействованы в образовательном процессе и неоднократно были предметом обсуждения на заседаниях кафедры, а также в ходе научно-практических семинаров и конференций. Наработанный опыт может быть полезен для руководителей и сотрудников выпускающих кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of a University and Social Sphere of the Region

One of the main structural units of the University is the Department. Its quality largely determines the image of the institution of higher education, its attractiveness for potential students. Special importance is given to the profiling, graduating Department, organizing research work and practical training of students. In this regard, this article summarizes the five-year experience of one of the departments ofthe regional University in the aspect of optimization and meeting the social demands to education. The leading method of research is a systematic analysis of the main activities of the Department of correctional pedagogy, psychology and speech therapy, staffed by highly qualified specialists. The article presents the most significant achievements of this Department, which justify its impact on the sphere of educational needs of society. Throughout the considered time period, the Department of correctional pedagogy, psychologists and speech therapy conducted training and retraining of psychological and pedagogical personnel soughed after in the Jewish Autonomous region for the system of special and inclusive education for persons with disabilities. At the same time the Department carried out an effective scientific and practical interaction with the pedagogical community of the region. The materials and results of the presented study were experimentally tested, implemented in the educational process and repeatedly discussed at the meetings of the Department, as well as during scientific seminars and conferences. The gained experience can be useful for managers and scholars of the departments.

Текст научной работы на тему «Кафедра университета и Социосфера региона»

Университет и профсообщество соцработников как субъекты подготовки кадров

Воротилкина Ирина Михайловна - д-р пед. наук, проф., завкафедрой сервиса, рекламы и социальной работы. E-mail: [email protected]

Королева Ирина Васильевна - канд. пед. наук, доцент, декан факультета социально-культурной деятельности и сервиса. E-mail: [email protected]

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия Адрес: 679015, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70 а

Аннотация. В современном обществе остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов в области социальной работы. В этом заинтересованы и высшие учебные заведения, которые осуществляют эту подготовку, и профессиональное сообщество. От того, как подготовлены кадры., какими компетенциями и каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность деятельности социального учреждения. Равноправное сотрудничество образовательного и профессионального сообществ позволит оперативно реагировать на изменения в экономике и потребности рынка, готовить уникальных специалистов на основе профессиональных стандартов. В статье освещается опыт кафедры сервиса, рекламы и социальной работы Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема по взаимодействию с профессиональным сообществом социальных работников. Представлены формы и методы работы по организации социального партнёрства как необходимого условия подготовки будущих социальных работников. Показаны разные практики подготовки кадров высшей квалификации. Авторами выделены основные траектории взаимодействия университета и профессионального сообщества социальных работников, которые определяются содержанием образовательных стандартов. К ним относятся: формирование образовательной программы, реализация образовательного процесса, обеспечение трудоустройства и занятости, постдипломное обучение кадров. Особое внимание уделено проблемам профилирования образовательных программ в вузах на малых территориях. Узкое определение направленности образовательной программы а£то-ры связывают с потенциальной невостребованностью кадров при сохранении дефицита в специалистах. Волонтёрская деятельность рассматривается как дополнительный ресурс становления профессиональных компетенций в сфере социальной работы и канал эффективного взаимодействия университета и профессионального сообщества.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональное сообщество, партнёрство с профессиональным сообществом, образовательный стандарт высшего образования, профессиональные компетенции, профилирование образовательных программ

Для цитирования: Воротилкина И.М, Королева И.В. Университет и профсообщество соцработников как субъекты подготовки кадров // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 161-167.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-161-167

Одна из актуальных задач современной России в области социальной защиты населения - подготовка кадров соответствующей высшей квалификации. Развитие взаимодействия между университетом и про-

фессиональным сообществом социальных работников является условием позитивных социальных изменений в стране, показателем социального благополучия. В связи с этим цель подготовки будущих социальных

Рис. 1. «Пирамида ответственности» в ГОС ВПО и в ФГОС ВО 3++

работников в университете должна исходить из требований к будущему профессионалу со стороны будущих работодателей и государства. Обществу нужны профессионалы, способные квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование, вести разные виды работ (реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую, посредническую, консультативную, профилактическую и др.) с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации [1-4].

В современных условиях возрастает роль фундаментальных знаний, которые обеспечивают основу для самообразования и саморазвития, максимальное соответствие требованиям стремительного технологического и информационного развития общества. Сегодня университет - не только кузница кадров, но и экономический ресурс страны, который разрабатывает инновационные технологии для всех сфер производства и деятельности, в том числе и социальной. Исследования вопросов трудоустройства выпускников по направлению «социальная работа» показывают, что в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда работодатели отдают предпочтение тем соискателям, которые не только теоретически обучены, но и имеют опыт практической деятельности. Чтобы вырастить из студента профессионала, компетентного в области социальной работы, имеющего представление о профессиональных функциях, необходима практика в социальных учреждениях [5-10]. В этом заинтересованы как вузы, которые осуществляют эту

подготовку, так и заказчики - учреждения социальной сферы. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности социального учреждения [7; 11-13].

Анализируя опыт взаимодействия учреждений высшего образования с профессиональными сообществами в процессе формирования профессиональных стандартов, М.В. Артамонова и И.А. Ламбаева [14] отмечают, что профессиональные стандарты являются важным звеном в цепочке «вуз -профессиональное сообщество - работодатель». В последние годы система профессионального образования всё в большей степени ориентируется на социальное партнёрство как форму взаимовыгодного сотрудничества между образовательной организацией и учреждениями социальной сферы [15]. В соответствии с требованиями новой версии образовательных стандартов профессиональное сообщество становится главным субъектом подготовки кадров. Государство задаёт матрицу формируемой образовательной программы, представители профессионального сообщества обозначают целевые ориентиры, формируют «заказ», а вузы создают условия для его выполнения. С переходом на ФГОС ВО 3++ субъекты образовательного процесса не изменились, но «пирамида ответственности» как бы перевернулась (Рис. 1). Чтобы она сохраняла свою устойчивость, необходимо в корне пересматривать взаимодействие между основными субъектами высшего образования.

Рис. 2. Траектории взаимодействия между профессиональным сообществом и университетом

Понимание и принятие сложившейся ситуации - непростая задача для вузов, традиционно тяготеющих к академичности и стандартизированным решениям. Потребность переосмысления содержания образовательных программ в высшей школе приводит к анализу имеющегося опыта и социальных практик взаимодействия вуза с профессиональным сообществом. Особый подход к решению поставленных задач необходимо искать на малых территориях и в располо-жеенных на них вузах. Главное противоречие, с которым сталкиваются такие вузы, связано с необходимостью определять в рамках направления подготовки направленность, которая предполагает сужение до области, типа задач или объектов профессиональной деятельности. Такое профилирование образовательной программы в вузах на малых территориях влечёт за собой потенциальную проблему невостребованности кадров при сохранении дефицита в специалистах узкой направленности. Следовательно, профиль должен быть согласован сразу со всеми акторами профессионального сообщества. Разрешение такого противоречия видится нам в расширении направленности программы, например: «Социальная работа в системе социальных служб» (бакалавриат),

«Организация социальной работы с разными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности» (магистратура). Это позволяет мобильно и адекватно запросу региона корректировать содержание образовательной программы и обеспечивает каждому студенту возможность получить максимально востребованный набор профессиональных компетенций.

Сегодня вуз при активном участии профессионального сообщества выстраивает образовательную программу, ориентированную на запросы региона. Это позволяет оперативно реагировать на изменения в экономике и потребности рынка, готовить уникальных специалистов на основе профессиональных стандартов. Есть возможность не переучивать выпускника, а уже на выходе получать готового востребованного специалиста. Траектории взаимодействия профессионального сообщества социальных работников с вузом определяются содержанием образовательных стандартов. К ним относятся формирование ООП, реализация образовательного процесса, обеспечение трудоустройства, постдипломное обучение (Рис. 2).

Подготовка специалистов, бакалавров и магистров социальной работы ведётся вузом около 20 лет. Многолетний опыт, со-

вместные встречи, работа с руководителями учреждений и специалистами позволяют вузу понимать и правильно реагировать на запросы работодателей. Результат - определение профессиональных компетенций, разработка профильных дисциплин, ориентированных на педагогов-практиков. Производственные практики реализуются на базе всех профильных учреждений по согласованным программам. С руководством учреждений согласовываются темы исследований, определяются возможности и потребности учреждения в инновационных продуктах. В 100% случаев исследования выполняются по заявкам учреждений, 80% ВКР содержат акты о внедрении. До 20% ООП реализуется при участии специалистов из профессиональной области (при норме 5-10%). Тесное сотрудничество с профессиональным сообществом является условием успешного трудоустройства выпускников. До 80% магистрантов трудоустраиваются в период обучения.

Вузом реализуются программы повышения квалификации, согласованные с руководством учреждений. Востребовано проведение семинаров-практикумов ведущих сотрудников выпускающей кафедры. Созданный на базе вуза волонтёрский отряд ведёт совместную добровольческую деятельность с социальными учреждениями. Волонтёрская деятельность - своеобразная интерактивная площадка, которая сегодня востребована профессиональным сообществом.

Как показывает опыт, настроить образовательную и профессиональную системы на решение общих задач непросто. Гарантией успешной подготовки кадров является понимание специфики деятельности учреждений, ритма их жизнедеятельности и согласованность действий.

Литература

1. Алипханова Ф.Н., Асильдерова М.М. Требования к профессиональной подготовке социального работника // Научные исследования и образование. 2017. № 2 (26). С. 90-94.

2. Воротилкина И.М. Обучение взрослых в магистратуре по социальной работе // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 140-144.

3. Караванова Л.Ж., Качаев Р.И., Сергеева М.Г, Самохин И.С, Соколова Н.Л. К проблеме профессиональной подготовки социальных работников в рамках высшего образования // Научный диалог. 2018. № 4. С. 328-339. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4328-339

4. Козловская С.Н. Перспективы развития профессиональной подготовки специалистов по направлению «Социальная работа» // Человеческий капитал. 2013. № 7. С. 39-44.

5. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110. № 6. С. 91-100.

6. Грабчук КМ. Социальное партнерство: проблемы и перспективы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 161-166.

7. Давиденко С.А, Медко И.В, Петрова Г.А. Состояние, проблемы и перспективы подготовки специалистов по социальной работе // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2012. № 2. URL: 1шр:// vestnik.nvsu.ru/arhiv/29/271.pdf

8. Зотова М.В. Актуальные вопросы практической подготовки будущих социальных работников // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 6. С. 46-49.

9. Карпова Т.П., Моисеева Л.В., Говердовская И.Н. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: Сб. статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 195-198.

10. Касаткина Н.Э., Филатова Е.В. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 160-165.

11. Малик Е.Н, Санькова О.А. Институцио-нализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 59-63.

12. Морозов E.A. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 151-155.

13. Соболева Е.В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 2. С. 129-135.

14. Артамонова М.В, Ламбаева И.А. Профессиональное сообщество и высшая школа в поисках взаимодействия // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 215 (5). С. 154-158.

15. Лыонг М.Ха, Лейфа А.В. Профессиональная подготовка социальных работников в университетах России и Вьетнама // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 152-156.

Статья поступила в редакцию 20.03.19.

Принята к публикации 15.04.19

University and Professional Society ofSocial Workers as Subjects of Personnel Training

Irina M. Vorotilkina - Dr. Sci. (Education), Prof, e-mail: [email protected] Irina V. Koroleva - Cand. Sci. (Education), e-mail: [email protected] Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia Address: 70a, Shirokaya str., Birobidzhan, 679015, Russian Federation

Abstract. In modern society, there is much concern about training highly qualified specialists in the field of social work. Both higher education institutions that provide this training and the professional community are interested in it. The effectiveness of the social institution activity depends on how the personnel is prepared, what competencies and the level of professionalism it possesses. Equal partnership between educational and professional communities will enable university to respond quickly to changes in the economy and the needs of the market, to train unique specialists according to professional standards. The article highlights the cooperation experience of the Department of Service, Advertising and Social Work of Sholom-Aleichem Priamursky State University with the professional community of social workers. The authors present forms and methods of the organization of social partnership as a necessary condition for training future social workers and experts in social work. Different methods of training highly qualified personnel are also shown. The authors have identified the main trajectories of interaction between the University and the professional community of social workers which are determined by the content of educational standards. They include the formation of the educational programme, the involvement of social workers in the educational process, the provision of employment, postgraduate training of personnel. The article pays special attention to the problems of profiling educational programs at universities in small regions. The authors believe that the narrow definition of educational program specialization is connected with the potential lack of demand for personnel while a shortage in specialists is maintained. The authors consider volunteering as an additional resource for the development of professional competencies in the field of social work and a channel for effective interaction between the University and the professional community.

Keywords: social work, professional community, social partnership, educational standard of higher education, professional competence, profiling of educational programs

166

Bbicrnee oQpmoeame e Poccuu • № 5, 2019

Cite as: Vorotilkina, I.M., Koroleva, I.V. (2019). [University and Professional Society of Social

Workers as Subjects of Personnel Training]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in

Russia. Vol. 28. No. 5, pp. 161-167. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-161-167

References

1. Alipkhanova, F.N., Asilderova, M.M. (2017). [Requirements for Training a Social Worker]. Nauchnyye issledovaniya i obrazovaniye [Research and Education]. No. 2 (26), pp. 90-94. (In Russ.)

2. Vorotilkina, I.M. (2015). [Master's Programme for Adult Education in Social Work]. Vysshee obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 140-144. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Karavanova, L.Zh., Kachaev, R.I., Sergeeva, M.G., Samokhin, I.S., Sokolova, N.L. (2018). [On Problem of Professional Training of Social Workers in the Framework of Higher Education]. Nauchnyy dialog = Scientific Dialogue. No. 4, pp. 328-339. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4328-339 (In Russ., abstract in Eng.)

4. Kozlovskaya, S.N. (2013). [Prospects for the Development of Vocational Training Experts in the Specialty "Social Work"]. Chelovecheskiy kapital = Human Capital. No. 7, pp. 39-44. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Garashkina, N.V. (2012). [The System of University Training of Future Social Workers as a Component of Social Education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities. Vol. 110, no. 6, pp. 91-100. (In Russ.)

6. Grabchuk, K.M. (2010). [Social Partnership: Problems and Perspectives of Professional Training of Future Experts in Social Work]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin ofKemerovo State University. No. 3, pp. 161-166. (In Russ.)

7. Davidenko, S.A., Medko, I.V., Petrova, G.A. (2012). [Training of Social Workers: Problems and Perspectives]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Nizhnevartovsk State University. No. 2. Available at: http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/29/271.pdf (In Russ., abstract in Eng.)

8. Zotova, M.V. (2015). [Actual Issues of Practical Training of Future Social Workers]. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety [Science ofthe 21st Century: Questions, Hypotheses, Answers]. No. 6, pp. 46-49. (In Russ.)

9. Karpova, T.P., Moiseeva, L.V., Goverdovskaya, I.N. (2014) [Training of Social Workers at University]. In: Razvitie instituta rezerva upravlencheskikh kadrov v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii kak vyzov vremeni i effektivniy instrument sovershenstvovaniya gosudarstvennoy kadrovoy politiki (Samara, 2014): Sbornik statey Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of the Institute of Managerial Personnel Reserve in the Territorial Entities of the Russian Federation as a Challenge and an Effective Tool for Improving the State Personnel Policy: Collection of articles of the Interregional Scientific and Practical Conference, Samara, 2014 Oct 9], pp. 195-198. (In Russ.)

10. Kasatkina, N.E., Filatova, E.V. (2009). [Professional Training of Social Workers on the Basis of Lifelong Education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 160-165. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Malik, E.N., San'kova, O.A. (2013). [Institutionalization of Training in the Field of Social Work in the Context of the Modernization of Russian Education]. Srednerusskiy vestnik obshchestven-nykh nauk = Central Russian Bulletin of Social Sciences. No. 1, pp. 59-63. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.