Научная статья на тему 'Кафедра «Строительные и дорожные машины» ПГАСА (история создания и развития)'

Кафедра «Строительные и дорожные машины» ПГАСА (история создания и развития) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра «Строительные и дорожные машины» ПГАСА (история создания и развития)»

УДК 621.878

КАФЕДРА «СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ» ПГАСА (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ)

В. И. Большаков, д. т. н., проф., ректор ПГАСА, Л. А. Хмара, д. т. н., проф.

Важную роль в строительном производстве играют строительные машины и механизмы. Обучение студентов Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (ранее Днепропетровский инженерно-строительный институт) конструированию строительных и дорожных машин, принципам их проектирования, технологии ведения работ и руководство научной работой студентов осуществляет кафедра "Строительные и дорожные машины".

Строительные механизмы в виде простейших блоков, полиспастов, подъемников, скреперов и т. п. применяются с незапамятных времен. Начиная с XVI - XVII вв. стали появляться все более сложные машины: землечерпалки, грузоподъемные краны, грохоты. В качестве источников энергии использовали мускульную силу лошадей, энергию воды и ветра.

После изобретения паровой машины, а особенно после появления двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей, развитие строительных машин пошло ускоренными темпами.

К 1930 г. размах строительства в СССР потребовал расширения сети вузов и в Днепропетровске вступил в строй строительный институт, в котором студенты наряду с другими знаниями получали образование и по механизации строительства.

Роль строительных машин и механизмов в строительном процессе возросла и правительство приняло решение создать в строительных вузах механические факультеты с профилирующими кафедрами строительных машин.

В ДИСИ механический факультет был создан в 1939 г., а в 1944 - м была организована кафедра строительных машин. Первым её заведующим стал доцент, к. т. н. Н. И. Казанский.

С 1954 г. кафедру строительных машин возглавил доцент, к. т. н. О. Е. Рынсков. Он продолжил дело развития кафедры, много времени уделял развитию учебной базы, повышению качества знаний специалистов. Были расширены лаборатории, оборудован большой зал курсового и дипломного проектирования, начал создаваться полигон строительных машин.

Затем поочередно заведовали кафедрой доцент, к. т. н. В. М. Гене (1972 - 1975); доцент, к. т. н. В. Н. Бондарь (1975 - 1977), и снова В. М. Гене (1977 - 1978); доцент, к. т. н. Н. П. Колесник (1978 - 1982). Ими были оборудованы новые лабораторные установки, аудитории и помещения кафедры в соответствии с растущими требованиями.

За время функционирования на кафедре отраслевой лаборатории проведены лабораторные испытания кранов КБ-572, КБ-572Б, КБ-308А, КБ-674А, КБМ-671, КБ-674А, КБ-676, КС-55473, КС-5474, КГС-25, а также ряда сборочных единиц, что позволило произвести 5 тыс. кранов.

Проведено обследование технического состояния более 500 грузоподъемных кранов, разработаны и использованы рекомендации по повышению и восстановлению ресурса кранов с истекшими сроками эксплуатации, выполнена паспортизация 5 моделей кранов: 9ТМ31; 8Т210; АД-160; АД-20; АДК-125, полученных по конверсии из Германии.

Разработаны научные основы виброзащиты строительных кранов, работающих с вибрирующими грузами. Технические решения виброзащитных устройств использованы более чем в 120 организациях бывшего Советского Союза.

По результатам научно - производственных испытаний и разработок получено более 50 авторских свидетельств, более 70 научных трудов, в т. ч. две монографии, две «Методики обследования технического состояния и восстановления ресурса кранов», изданы нормативные документы.

Заведующий кафедрой

«Строительные и дорожные машины» ПГАСА, д. т. н., проф. Л. А. ХМАРА

Научная деятельность преподавателей и сотрудников кафедры сконцентрирована вокруг тем: «Повышение производительности, эффективности и качества строительных и дорожных машин», «Исследование машин с рабочими органами многоцелевого назначения манипуляторного типа для интенсификации работ в строительстве».

Эти исследования включают решение следующих проблем:

1) интенсификация рабочих процессов машин для земляных работ;

2) исследование путей повышения эффективности дорожно-строительных машин и оборудования;

3) исследование, разработка и создание землеройно-манипуляторного оборудования многоцелевого назначения;

4) совершенствование подъемно-транспортных машин и оборудования;

5) исследование рабочих процессов машин для разрушения горных пород и строительных материалов.

В результате проводимых научных исследований разработаны методы формирования высокоэффективных рабочих органов дорожно-строительных машин и оборудования:

- рыхлители с траекторно-последовательным расположением рыхлящих зубьев на базе тракторов 10-20 тс;

- рыхлительное оборудование к экскаваторам;

- отвальные рабочие органы к бульдозерам (ВСН, газовая смазка, комбинированные интенсификаторы и др.);

- ковшовые рабочие органы (скреперы, экскаваторы, драглайны, погрузчики), снабженные двухножевой системой резания (копания);

- каналокопатели (с газовой смазкой);

- наконечники рабочих органов землеройных машин;

- землеройно-манипуляторное рабочее оборудование многоцелевого назначения (экскаваторы, бульдозеры, рыхлители, погрузчики и т. п.);

- щековые дробилки и их рабочие органы для обеспечения эффективного дробления горных пород.

Начаты исследования, направленные на разработку и создание землеройно-манипуляторного оборудования для оснащения ими отрядов быстрого реагирования, действующих на спасательных и восстановительных работах в экстремальных условиях.

Кафедра СДМ в разные годы установила активную творческую связь с отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами, заводами, предприятиями НПО ВНИИСтройдормаш, НПО ВНИИЗеммаш, ЦНИИОМТП, НПО "Дормаш", НИИСП Госстроя Украины, Госстрой Украины, Минстрой Украины, Минобразования Украины, Ассоциация "Укрстрой", ПО "Юждормаш", ИГТМ НАН Украины, ПИКТИ (Стройпроект), УкрНИИПроект, ЦНИИС Минтрансстроя, ЮжНИИГиМ, МАДИ, ХАДИ, СибАДИ, ТАДИ, КИСИ, МИСИ, ЛИСИ, ХИСИ, МГТУ им. Баумана, ОАО "Днепростроймеханизация", "Укргидроспецфундаментстрой" и др.

Со времени основания кафедры ее коллектив:

- подготовил более 3 тыс. инженеров-механиков по подъемно-транспортным, строительным и дорожным машинам и оборудованию;

- издал свыше 100 методических пособий по лабораторным и практическим занятиям, курсовым и дипломным проектам;

- опубликовал свыше 300 статей, учебников, учебных пособий;

- создал и защитил авторскими свидетельствами на изобретение 56 новых строительных машин, установок и рабочих органов;

- получил более 800 авторских свидетельств на изобретения и 15 патентов СНГ, а также 4 зарубежных патента;

- подготовил 4 доктора и более 40 кандидатов технических наук;

- принимает активное участие в работе ВДНХ Украины и удостоен 12 дипломов и медалей;

К. т.н., доцент Н. И. Казанский.

!

К. т. н., доцент О. Е. Рынсков.

- провел более 160 дней науки на производстве, успешно работали в разное время 2 филиала кафедры на производстве;

- выполнил свыше 40 договоров о творческом содружестве с предприятиями г. Днепропетровска, Украины и области;

- обеспечил подготовку более 80 студенческих и конструкторских работ, из которых 18 удостоены республиканских, союзных и международных дипломов;

- поддерживает связь с учебными и проектными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Челябинска, Омска, Воронежа, Ташкента, Симферополя, Бердянска, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Алма-Аты и других городов;

- создал специализированные учебные исследовательские лаборатории, аудитории тренажеров и персональных ЭВМ, графопостроителей, крытую стоянку строительных машин на полигоне (пос. Мирный);

- открыл аспирантуру по специальности 05.05.04 «Машины для земляных и дорожных работ»;

- организовал специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям «Машины для земляных и дорожных работ».

В настоящее время на кафедре работают 14 преподавателей: 2 профессора, д-ра. т. н., 8 доцентов, к. т. н., 1 старший преподаватель, 4 ассистента, 4 аспиранта и соискателя и 5 человек вспомогательного персонала.

Кафедра СДМ читает дисциплины «Машины для земляных работ», «Подъемно-транспортные машины», «Строительные машины и монтажное оборудование», «Основы автоматизированного проектирования машин», «Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства», «Специальный курс», «Теория и расчет машин для земляных и дорожных работ», «Теория и расчет подъемно-транспортных машин», «Строительные машины и основы автоматизации», «Механическое оборудование»; ведет курсовое и дипломное проектирование, учебные и производственные, а также исследовательскую практику. Подготовлены курсы дисциплин для элитного образования.

Ежегодно 15 - 20 студентов участвуют в выполнении хозяйственных или госбюджетных договоров по разработке и усовершенствованию машин и механизмов для эксплуатации в строительных организациях.

Фото 1. Кафедра «Строительные и дорожные машины» ДИСИ, 1985 г. Верхний ряд слева на право: Б. Н. Иванов, А. С. Шипилов, Л. Н. Бондаренко, М. И. Деревянчук, В. И. Осипчук, В. В. Мелашич, А. И. Голубченко, В. В. Балашов, В. И. Курочка, М. В. Коцюбинский, С. В. Шатов, А. М. Бобко, А. М. Варшавский, А. Е. Канатенко, Н. П. Колесник, А. Ф. Шевченко, В. П. Сила, С. В. Ракша, А. Л. Кулъбачный, В. М. Гене, Н. Е. Лунниченко, А. П. Серко, Л. А. Хмара, В. К. Тимошенко, В. П. Штепа, А. Ф. Горб,

А. С. Подопригора, Ю. И. Нестеренко

Разработки кафедры используются в ведущих строительных организациях Приднепровского региона - в ОАО "Днепростроймеханизация", "Укрспецэкскавация", "Днепроспец-строй", на заводах: строительных машин, Бердянском ПО «Юждормаш», на Николаевском заводе дорожных машин. В этих организациях и на заводах по разработкам ученых кафедры созданы экскаваторы многоцелевого назначения, навесные рыхлители, усовершенствованы конструкции бульдозеров, погрузчиков, асфальтоукладчиков.

За время существования кафедры в числе ее преподавателей были: профессор С. П. Гомелля, посвятивший свою деятельность усовершенствованию тормозов грузоподъемных кранов, профессор Ю. И. Лебедев - один из первых изобретателей автоматического экскаватора.

Профессор Е. Е. Новиков внес существенный вклад в развитие подземного транспорта. Доцент, к. т. н. И. П. Тарасов разработал теорию вагоноопрокидывателей и изобрел высокоэффективное тормозное устройство, двухкамерную щековую дробилку. Доцент И. М. Коломиец работал деканом механического факультета. Доцент к. т. н., В. М. Гене разработал теорию энергетической эффективности строительных машин. Доцент, к. т. н. Л. М. Бунаков исследовал работу кранов. Выходцами из кафедры строительных и дорожных машин являются заслуженный деятель науки и техники Украины, д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Строительные машины» КТУСА В. Л. Баладинский, профессор В. Ф. Баранник На кафедре также работали к. т. н., доценты А. С. Подопригора, И. Ю. Акимов, В. К. Тимошенко, Ю. К. Ионов, старший преподаватель В. И. Ковалев, старший преподаватель А. П. Серко.

На кафедре СДМ также работали в разное время проф. В. П. Станевский, д. т. н., проф. Е. П. Плавельский.

К. т. н., доцент

В. М. Гене

Фото 2. Кафедра строительных и дорожных машин ДИСИ, 1987 г. Верхний ряд слева на право: А. И. Голубченко, Ю. В. Колосков, В. С. Балашов, В. Г. Малойван, В. И. Осипчук, В. И. Курочка, Н. Е. Луниченко, Л. Г. Мироненко, А. Л. Кулъбачный, С. В. Шатов, В. И. Пантелеенко, А. М. Бобко, Л. Н. Бондаренко, В. П. Штепа, И. Г. Скуридина, С. В. Ракша, И. А. Кулик, М. И. Деревянчук, А. Ф. Горб, Н. П. Колесник, В. К. Тимошенко, А. П. Серко, Л. А. Хмара, А. М. Варшавский, В. М. Гене,

О. К. Ионов, В. В. Мелашич

Кафедра «Строительные и дорожные машины» ПГАСА, проводя большую воспитательную, педагогическую, методическую, научно-исследовательскую работу, стала родоначальницей других кафедр: эксплуатации и ремонта машин и прикладной механики.

С 1982 г. и по настоящее время кафедру СДМ возглавляет заслуженный изобретатель Украины, д. т. н., профессор, академик АС Украины Л. А. Хмара. За это время кафедра особенно резко изменила свой курс в сторону повышения эффективности учебного процесса и научной деятельности. Оборудован впервые зал тренажеров по управлению строительными машинами. Начато и завершено строительство крытой стоянки учебных строительных машин на полигоне. Оборудованы предметные лекционные аудитории, специализированная лаборатория по проведению курсу «Машины для земляных работ». Создана лаборатория узлов и деталей строительных и дорожных машин. Впервые оборудована лаборатория по демонстрированию работы К. т. н., доцент механизированного инструмента. Ранее был открыт и В. Н. Бондаръ успешно функционировал на заводе ДОЗСМ филиал кафедры на

производстве, а также филиал на базе ПИКТИ (Корпорация «Укрстрой»). В настоящее время готовится документация к открытию филиала кафедры в ОАО «Жилстроймеханизация».

Построена специализированная аудитория подъемно-транспортных машин для проведения лабораторных и практических занятий. Установлено специальное современное оборудование, выпускаемое отраслью тяжелого машиностроения. Оборудован специализированный зал ПЭВМ, который успешно используется учебном процессе и научных исследованиях. Практически все курсовые и дипломные проекты по кафедре выполняются с использованием вычислительной техники.

Кафедра «Строительные и дорожные машины» является одной из лучших в стране по изобретательской деятельности.

Фото 3. Кафедра строителъных и дорожных машин ДИСИ, 1993 г. Верхний ряд слева на право: Г. Г. Богиня, С. В. Шатов, В. И. Курочка, В. В. Балашов, Л. Г. Мироненко, В. И. Пантелеенко, Ю. В. Мартыненко, С. В. Ракша, К. Ц. Главацкий,

A. Ф. Шевченко, А. И. Голубченко, В. И. Осипчук, Л. Н. Бондаренко, А. М. Бобко, Н. И. Рычкова,

А. Ф. Горб, Ю. К. Ионов, А. П. Серко, М. И. Деревянчук, А. С. Шипилов, В. П. Коренев,

B. К. Тимошенко, Н. П. Колесник, Л. А. Хмара, В. П. Штепа, Л. В. Обыденник, В. С. Шовкопляс,

В. Я. Репина

В настоящее время на кафедре работают специалисты в области строительного и дорожного машиностроения. Среди них д. т. н., проф. В. П. Штепа, к. т. н., доц. А. С. Шипилов, А. И. Голубченко, В. В. Мелашич, С. В. Шатов, В. И. Пантелеенко, Л. Н. Бондаренко, И. А. Кулик, ст. преп. М. И. Деревянчук, ассистенты В. И. Курочка, Р. Н. Кроль, М. А. Спильник.

Из современного оборудования следует выделить: стенды для исследования процессов взаимодействия со средой рабочих органов землеройных машин, измерительная аппаратура, современный зал тренажеров строительных машин, лабораторное строительное оборудование, а также зал вычислительных машин с разработками программ на исследование и расчеты строительных машин.

Успешному проведению учебного процесса на кафедре способствуют заведующие лабораториями, учебные мастера, лаборанты. Особый вклад в становление лабораторной базы внес заведующий лабораторией А. М. Бобко, который своими руками создавал учебные и научные лаборатории. Раньше работали К. т н п офессо В. Я. Репина, В. Х. Шаповал, А. Г. Додатко, А. Д. Ефимов, Н. П.'КЪлесшк Л. Г. Мироненко, Д. А. Ярошевский, Т. В. Подлесная,

О. В. Шульга, Ю. В. Семенихина и др. Сейчас активно работают В. И. Пантелеенко, Н.В. Варламова, Ю. В. Хвостенко и др.

В настоящее время, когда резко сократилось государственное финансирование высшей школы, ломаются и распадаются годами и десятилетиями налаженные связи между вузами и производством, выявляются трудности с подготовкой и распределением студентов и аспирантов, осложненные оттоком талантливой молодежи в коммерческие структуры, кафедра строительных и дорожных машин ПГАСА надежно удерживает приоритет одной из ведущих этого профиля.

В 1994 г. Днепропетровский инженерно-строительный институт после аккредитации переименован в Приднепровскую государственную академию строительства и архитектуры.

Тех, кто любит технику и хочет стать инженером-механиком, кто имеет диплом техника-механика, мы приглашаем в Приднепровскую государственную академию строительства и архитектуры для приобретения специальности «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование».

Во время обучения на механическом факультете по кафедре «Строительные и дорожные машины» студенты изучают современную строительную технику, приобретают знания и навыки её расчета и проектирования.

Полученные на кафедре знания успешно закрепляются на учебных и производственных практиках, которые проводятся на базах ведущих научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных организаций Украины.

В процессе учебы студентам предоставляется возможность приобретения рабочих профессий машинистов бульдозеров, кранов, экскаваторов, оператора ПЭВМ, а также получения прав водителя автомобиля.

Высокий уровень знаний у студенческой молодёжи закладывается на кафедре высокопрофессиональным коллективом докторов и кандидатов технических наук. Этому способствует и современный уровень технического оснащения учебных аудиторий и лабораторий, а также вычислительный центр кафедры.

Приобретение специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование» осуществляется по направлению: инженерная механика, специальность «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные, мелиоративные машины и оборудование».

Формирование специальных навыков знаний осуществляется по трехступенчатой схеме:

* на первом этапе (4 года обучения) студенты приобретают квалификацию бакалавра по направлению, охватывающему более трех специальностей, имеющих одинаковые базовые требования;

* на втором этапе (1 год обучения) студенты продолжают углубленную профессиональную подготовку, специализируясь в области строительного и дорожного машиностроения, эксплуатации и ремонта машин;

* на третьем этапе (1 год обучения) студенты выполняют научно-исследовательскую работу и получают квалификацию магистра.

После окончания механического факультета выпускники имеют возможность работать на руководящих должностях в трестах и управлениях механизации строительства, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, акционерных обществах и холдинговых компаниях строительного и машиностроительного профиля.

Фото 4. Кафедра строителъных и дорожных машин ПГАСА, 2010 г.

Верхний ряд слева на право: К. А. Крекнин, Ю. В. Хвостенко, М. А. Спилъник, С. В. Шатов, И. А. Кулик, В. И. Пантелеенко, В. И. Курочка, Р. Н. Кролъ, М. Э. Хожило, В. И. Бутринов, М. И. Деревянчук, А. С. Шипилов, Н. В. Варламова, Л. А. Хмара, А. И. Голубченко, В. П. Штепа,

В. В. Мелашич

Наиболее способные молодые специалисты, желающие посвятить себя научно-педагогической работе, могут продолжить обучение в действующей при кафедре аспирантуре и защитить кандидатскую диссертацию.

В настоящее время коллектив кафедры работает над совершенствованием учебных планов и рабочих программ, готовит новые спецкурсы, курсы новых учебных дисциплин. Идёт совершенствование учебно-лабораторной базы и учебно-методического уровня преподавания дисциплин.

Кадровый состав кафедры, который постоянно пополняется молодыми учеными, позволяет решать наиболее сложные задачи подготовки высококвалифицированных специалистов.

Инженер-механик по подъемно-транспортным, строительным и дорожным машинам и оборудованию нужен и в XXI веке!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.