К началу нового тысячелетия только в 18 субъектах РФ в структуре органов управления АПК сохранены отделы по организации научного обеспечения, в 17 субъектах вопросы науки и ее внедрения переданы службам кадровой политики и образования, в ряде субъектов эти функции переданы нищим научно-
исследовательским и образовательным организациям, либо создаваемым информационно-консультационным службам, которые наделены полномочиями мониторинга и консультирования, не имея финансовых ресурсов. В результате те областные целевые программы, которые сегодня финансируются из бюджета области, несомненно, носят инновационный характер, так как именно селекция, семеноводство, племенное дело и воспроизводство высокопродуктивного стада в значительной степени определяют уровень развития научнотехнического прогресса в сельском хозяйстве. Однако управление научнотехнической политикой в регионе носит бессистемный характер, на финансирование научных программ и проектов приходится меньше 0,5% бюджетных средств. Кроме этого, отсутствует экономический меха-Литература:
1. Г осударственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг.
2. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты // Проблемы теории и практики управления, 2007, № 10, с. 58.
3. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы» // Ульяновск-агро, 2008, № 3, с. 25-32.
4. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета, 01.2007, с. 16.
низм государственного управления и стимулирования инновационной деятельности. Это приводит к тому, что ежегодно остаются невостребованными до 80% законченных научно-технических разработок. Рынок не способен автоматически регулировать спрос и предложение на наукоемкую продукцию, поэтому реализация инновационной стратегии должна осуществляться путем решения следующих задач:
- законодательное и нормативное обеспечение инновационной деятельности;
- создание эффективных схем продвижения инновационных проектов на рынок;
- формирование финансового потенциала инноваций и эффективное его использование в соответствии с региональными приоритетами.
Все это в значительной степени позволит упорядочить инвестиционную и инновационную деятельность в условиях ограниченных ресурсов, активизировать приток капитала в наукоемкое, высокотехнологичное производство, что ускорит переход АПК на путь инновационного развития, а, следовательно, и модернизацию экономики.
КАФЕДРА ПРАВА, ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ: ИСТОКИ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Т.Г. Хащенко
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой «Право, психология и педагогика»
Кафедра права, психологии и педагогики была создана в 1998 году доктором юридических и доктором педагогических наук, профессором С. А. Ищенко. Кафедра формировалась как из числа высококвали-
фицированного, профессорско-
преподавательского персонала, так и из числа эффективных профессионалов-практиков, что позволило объединить опыт использования различных образовательных
технологий с хорошим знанием практики. Научная деятельность кафедры на этапе ее становления в соответствии с научными интересами ее руководителя была связана преимущественно с правовыми аспектами развития физической культуры и спорта, правового обеспечения Олимпийского движения.
Со сменой руководства кафедры в 2003 году основным направлением научнопрактической деятельности кафедры становится психолого-правовая поддержка развития аграрного сектора Ульяновской области. Это направление, руководителем которого является заведующая кафедрой, кандидат психологических наук, профессор Т.Г. Хащенко, позволяет эффективно объединить профессиональные и научные ресурсы кафедры для решения актуальных проблем развития АПК. Научнопедагогическая и научно-практическая деятельность кафедры представлены тремя профессиональными блоками: правовым,
психологическим и педагогическим. Объединение усилий юристов, психологов и специалистов в области образовательных технологий позволяет коллективу кафедры осуществлять эффективный консалтинг по направлениям, чрезвычайно востребованным на практике. В целях повышения консультативной практики сотрудники кафедры публикуют свои разработки для руководителей и специалистов АПК. Так, большое признание среди руководителей и специалистов АПК Ульяновской области получило руководство по правовому обеспечению управления аграрными предприятиями, разработанное Т.В. Шевалдовой.
Сотрудники кафедры принимают участие как в комплексных программах информационно-консультативного сопровождения развития АПК Ульяновской области в сотрудничестве с другими специалистами (экономистами, специалистами сельскохозяйственных отраслей), так и осуществляют самостоятельную консалтинговую деятельность на хоздоговорной основе. При кафедре работает консалтинговый центр «Ресурс», через который сотрудники кафедры оказывают образовательные и консультативные услуги предприятиям АПК Ульяновской области, получающие высокое признание клиентов. Кафедра активно сотрудничает с областным Министерством сельского хозяйства, обеспечивая социально-психологический мониторинг реализа-
ции приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Результаты мониторинга в 2006-2008 гг., позволившие разработать рекомендации по оптимизации условий реализации Приоритетного национального проекта, получили положительную оценку Минсельхоза Ульяновской области и были опубликованы в информационном бюллетене Минсельхоза РФ. В настоящее время сотрудниками центра осуществляется программа мониторинга социально-
психологических условий реализации «Государственной программы поддержки развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на территории Ульяновской области.
В основе научно-практической деятельности кафедры лежат научно-
методологические разработки ее сотрудников. Опыт консультирования, анализ многочисленных научных трудов и собственные научные исследования сотрудников кафедры позволили установить, что эффективность самых обоснованных и продуманных экономических и правовых мер, направленных на развитие АПК, может оказаться ниже ожидаемой, если не учитывать психологические условия и факторы, через которые они преломляются. Поэтому с 2005 года на кафедре разрабатывается федеральная целевая тема «Психолого-акмеологические факторы формирования предпринимательской активности в аграрном секторе отечественной экономики (на примере Ульяновской области)». В рамках этой темы осуществляется исследование психологических особенностей экономического поведения сельских жителей, выявляются и изучаются психологические условия и факторы, влияющие на формирование их психологической готовности к предпринимательской деятельности, разрабатываются методологическая основа системы психологической поддержки развития аграрного предпринимательства и технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании.
Актуальность научных разработок кафедры находит подтверждение в получаемых кафедрой грантах на научноисследовательские проекты, поддерживаемые федеральными научными фондами (Российский гуманитарный научный фонд). Данные, полученные в процессе этих ис-
следований, легли в основу разработанных на кафедре технологий формирования готовности личности к предпринимательской деятельности, внедренных в учебный процесс Ульяновской сельскохозяйственной академии на экономическом факультете. В настоящее время сотрудники кафедры (проф. Т.Г. Хащенко, н.с. А.В. Хащенко) выполняют исследования по проекту, поддержанному грантом РГНФ, посвященному разработке системы психолого-
акмеологической поддержки социальноэкономических преобразований в аграрном секторе России. За последние два года публикованы три монографии, отражающие результаты указанных исследований.
Интересное исследование представлено диссертационной работой О.В. Калашниковой, посвященной проблеме инновационной готовности личности и организации в отечественном аграрном секторе.
Второе актуальное направление научной деятельности на кафедре представлено исследованиями профессора, доктора педагогических наук Н.И. Калакова и его учеников, посвященными разработке концепции комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России. Результаты этих исследований отражены в пятитомной монографии. Аспирантка профессора Н.И Калакова Е.В. Макарова в рамках этого направления осуществляет исследование по мало разработанной, но очень актуальной проблеме формирования прогностической компетентности выпускников аграрных вузов. С.В. Болтунова изучает психолого-педагогические факторы формирования нравственных регуляторов деловой активности молодежи в аграрном вузе, М.М. Шпак разрабатывает проблему правового нигилизма и психолого-акмеологических условий формирования профессионального правосознания в аграрном образовании.
С 2004 года при кафедре открыта и успешно функционирует аспирантура по специальности «Теория и методика профессионального образования» (процент своевременных защит в которой в настоящее время составляет 100%). Научные исследования аспирантов направлены на совершенствование методологии и методики профес-
сиональной подготовки в системе аграрного образования. За время работы аспирантуры (4 года) при кафедре подготовлены и успешно защищены три кандидатских диссертации.
С 2005 года при кафедре работают два студенческих научных кружка: психологический и педагогический, которыми руководят доцент, к.псх.н Р.С. Петровичева и доцент, к.п.н. В.Н. Клочкова. По результатам работы кружков ежегодно проводятся студенческие научные конференции.
Кафедра приняла участие в научнопрактическом эксперименте по формированию новой, более современной модели студенческого самоуправления в Ульяновской академии. В 2006-2007 годах сотрудники кафедры не только обеспечивали психодиагностическое сопровождение разных моделей формирования лидерского ядра на первых курсах, но и участвовали в одной из экспериментальных серий. Диссертационное исследование аспиранта кафедры Э.Э. Красаускаса посвящено изучению психоло-го-педагогических условий развития студенческого самоуправления в аграрном вузе, студенческому самоуправлению как субъекту управления образовательным процессом.
На кафедре работает высококвалифицированный, опытный профессорско-преподавательский персонал, стремящийся в своей работе использовать самые современные, инновационные технологии. В этих целях при кафедре создана специализированная, оборудованная в соответствии с современными требованиями, аудитория для реализации личностно-ориентированных технологий, в том числе психологических тренингов, видеотренингов.
В целом кафедра права, психологии и педагогики Ульяновской ГСХА обладает достаточным профессиональным и научным потенциалом для выполнения основной своей миссии, состоящей в образовательном, научно-инновационном и консультационном обеспечении конкурентоспособности аграрного сектора Ульяновской области, что, однако, предполагает постоянное совершенствование ее деятельности по всем указанным направлениям.