Научная статья на тему 'Кафедра педагогики и школа: плоды и перспективы сотрудничества'

Кафедра педагогики и школа: плоды и перспективы сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ЗЕМЛЯЧЕСТВО / DEPARTMENT OF PEDAGOGY / EDUCATIONAL SPACE / COOPERATION / INTERACTION / INDIVIDUAL ACCOMPANIMENT / MENTORING / FRATERNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холод Владимир Леонидович

Кафедра педагогики факультета психологии педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета в 2020 году отмечает свое 80-летие. На протяжении всего времени деятельность членов кафедры педагогики способствует созданию надёжного кадрового состава образовательных организаций всех типов и видов Белгородской области, а также органов управления системой образования региона. Целью исследования стало проведение ретроспективного анализа опыта сотрудничества кафедры педагогики и школы, определения проблем и перспектив их взаимодействия на основе контент-анализа документов и личного опыта. В результате в статье описывается опыт содружества кафедры педагогики с учёными-педагогами и практиками России и зарубежья; обосновывается вклад достижений передовой педагогической науки для развития интернатных учреждений в регионе. Особое внимание в статье уделяется описанию опыта создания единых воспитательных пространств на Белгородчине; обеспечения непрерывного развития средней школы в селе Головчино Грайворонского района при реализации различных проектов, направленных на перевод школы в режим развития; индивидуальное сопровождение учеников; внедрение в школах ФГОС-3, проектной деятельности; модернизации дошкольного образования; поддержки одаренных детей; внедрения наставничества; создание землячеств студентов университета и др. Автором анализируются итоги работы при сотрудничестве с Беловской средней общеобразовательной школой Белгородского района Белгородской области, Айдарской средней школой Ровеньского района, средней общеобразовательной школой г. Новый Оскол Белгородской области, Старобезгинской средней общеобразовательной школой Новооскольского района. В заключении подводятся итоги, определяются проблемы и перспективы сотрудничества кафедры педагогики и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of pedagogy and school: results and prospects for cooperation

The Department of Pedagogy of the Faculty of Psychology of the Pedagogical Institute of Belgorod State National Research University are celebrating its 80th anniversary in 2020. Throughout the time, the activities of the members of the Department of Pedagogy have been contributing to gathering reliable staff of educational organizations of all types of the Belgorod region, as well as the governing bodies of the region's education system. The aim of the study was to conduct a retrospective analysis of the experience of cooperation between the Department of Pedagogy and the school, identify problems and prospects for their interaction based on the content analysis of documents and personal experience. As a result, the article describes the experience of the collaboration of the Department of Pedagogy with scientists, educators and practitioners of Russia and abroad; substantiates the contribution of the achievements of advanced pedagogical science for the development of residential institutions in the region. Particular attention is paid to the description of the experience of creating unified educational spaces in the Belgorod region; ensuring the continuous development of the secondary school in the village of Golovchino in the Grayvoronsky district during the implementation of various projects aimed at transferring the school to a development mode; individual accompaniment of students; implementation in schools of the Federal State Educational Standard (FGOS-3), project activities; modernization of preschool education; supporting gifted children; introducing mentoring; the creation of associations of university students and others. The author analyzes the results of the work in collaboration with the Belovskaya secondary school of the Belgorod district of the Belgorod region, the Aidar secondary school of the Rovenki district, the secondary school of Novy Oskol in the Belgorod region, the Starobezginsky secondary school of the Novooskolsky district. In conclusion, the results are summarized, problems and prospects of cooperation between the department of pedagogy and school are determined.

Текст научной работы на тему «Кафедра педагогики и школа: плоды и перспективы сотрудничества»

УДК 378; 37.06

DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-2

Холод В.Л.

Кафедра педагогики и школа: плоды и перспективы сотрудничества_

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Студенческая, 14, Белгород, 308007, Россия holod@bsu.edu.ru

Статья поступила 10 января 2020; принята 09 марта 2020; опубликована 31 марта 2020

Аннотация. Кафедра педагогики факультета психологии педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета в 2020 году отмечает свое 80-летие. На протяжении всего времени деятельность членов кафедры педагогики способствует созданию надёжного кадрового состава образовательных организаций всех типов и видов Белгородской области, а также органов управления системой образования региона. Целью исследования стало проведение ретроспективного анализа опыта сотрудничества кафедры педагогики и школы, определения проблем и перспектив их взаимодействия на основе контент-анализа документов и личного опыта. В результате в статье описывается опыт содружества кафедры педагогики с учёными-педагогами и практиками России и зарубежья; обосновывается вклад достижений передовой педагогической науки для развития интернатных учреждений в регионе. Особое внимание в статье уделяется описанию опыта создания единых воспитательных пространств на Белгородчине; обеспечения непрерывного развития средней школы в селе Головчино Грайворонского района при реализации различных проектов, направленных на перевод школы в режим развития; индивидуальное сопровождение учеников; внедрение в школах ФГОС-3, проектной деятельности; модернизации дошкольного образования; поддержки одаренных детей; внедрения наставничества; создание землячеств студентов университета и др. Автором анализируются итоги работы при сотрудничестве с Беловской средней общеобразовательной школой Белгородского района Белгородской области, Айдарской средней школой Ровеньского района, средней общеобразовательной школой г. Новый Оскол Белгородской области, Старобезгинской средней общеобразовательной школой Но-вооскольского района. В заключении подводятся итоги, определяются проблемы и перспективы сотрудничества кафедры педагогики и школы. Ключевые слова: кафедра педагогики; воспитательное пространство; сотрудничество; взаимодействие; индивидуальное сопровождение; наставничество; землячество.

Информация для цитирования: Холод В.Л. Кафедра педагогики и школа: плоды и перспективы сотрудничества // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. №1. С. 13-25. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-2.

V.L. Kholod

Department of pedagogy and school: results and prospects for cooperation_

Belgorod State National Research University, 14, Studencheskaya Str., Belgorod, 308007, Russia holod@bsu.edu.ru

Received on January 10, 2020; accepted on March 09, 2020; published on March 31, 2020

Abstract. The Department of Pedagogy of the Faculty of Psychology of the Pedagogical Institute of Belgorod State National Research University are celebrating its 80th anniversary in 2020. Throughout the time, the activities of the members of the Department of Pedagogy have been contributing to gathering reliable staff of educational organizations of all types of the Belgorod region, as well as the governing bodies of the region's education system. The aim of the study was to conduct a retrospective analysis of the experience of cooperation between the Department of Pedagogy and the school, identify problems and prospects for their interaction based on the content analysis of documents and personal experience. As a result, the article describes the experience of the collaboration of the Department of Pedagogy with scientists, educators and practitioners of Russia and abroad; substantiates the contribution of the achievements of advanced pedagogical science for the development of residential institutions in the region. Particular attention is paid to the description of the experience of creating unified educational spaces in the Belgorod region; ensuring the continuous development of the secondary school in the village of Golovchino in the Grayvoronsky district during the implementation of various projects aimed at transferring the school to a development mode; individual accompaniment of students; implementation in schools of the Federal State Educational Standard (FGOS-3), project activities; modernization of preschool education; supporting gifted children; introducing mentoring; the creation of associations of university students and others. The author analyzes the results of the work in collaboration with the Belovskaya secondary school of the Belgorod district of the Belgorod region, the Aidar secondary school of the Rovenki district, the secondary school of Novy Oskol in the Belgorod region, the Starobezginsky secondary school of the Novooskolsky district. In conclusion, the results are summarized, problems and prospects of cooperation between the department of pedagogy and school are determined.

Keywords: Department of Pedagogy; educational space; cooperation; interaction; individual accompaniment; mentoring; fraternity.

Information for citation: Kholod V.L. (2020), "Department of pedagogy and school: fruits and prospects for cooperation", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 6 (1), 13-25, DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-2.

Введение (Introduction). Белгородская область с уникальным опытом создания в восьмидесятые годы двадцатого столетия трёхсот учебно-воспитательных комплексов в сельской местности, с принятием в современных реалиях новой «Стратегии развития образования Белгородской области «Доб-

рожелательная школа» на период 2019-2021 годы», по нашему мнению, является флагманом в развитии просвещения России.

Во многом благополучие и процветание Белгородчины связано с определенным корпусом педагогов и управленцев, который на практике осуществляет обучение, воспи-

тание и развитие подрастающих поколений, осуществляет подготовку будущих профессионалов.

Одним из таких подразделений является кафедра педагогики факультета психологии педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), которая в 2020 году отмечает 80-летие со дня основания и на протяжении этого времени обеспечивает создание надёжного кадрового состава образовательных организаций всех типов и видов Белгородской области, а также органов управления системой образования региона.

Автору статьи посчастливилось быть не попутчиком, а активным участником преобразований в образовательной деятельности на Белгородчине, в процессе становления и развития кафедры педагогики НИУ «БелГУ», начиная еще с 1974 года, с момента поступления на учёбу на биолого-химический факультет педагогического института имени М.С. Ольминского и по сегодняшний день (уже в качестве доцента кафедры педагогики), продолжая быть одновременно и преподавателем, исследователем, и вечным учеником у профессоров-наставников: Прокопьева И.П., Тонкова Е.В., Камышанченко Н.В., Солодовника И.П., Исаева И.Ф., Липуновой Е.А. и многих других учёных, настоящих педагогов и специалистов в своих отраслях науки. Все эти ученые в определенной степени оказали влияние на становление автора статьи в качестве педагога и заместителя директора Борисовского СПТУ №9; директора Разуменского межшкольного УПК Белгородского района; организатора внеклассной и внешкольной работы школы №15 группы советских войск в Германии (ГСВГ) (в течение трёхгодичной загранкомандировки); заведующего Свердловским РОНО в г. Белгороде; начальника отдела управления образования Белгородской области и директора Института повышения квалификации и переподготовки специалистов Белгородского государственного университета (ПКПС БелГУ); доцента кафедры педагогики НИУ «БелГУ».

Цель исследования. Накопленный многолетний опыт педагогической, исследовательской, управленческой деятельности автора статьи, опыта его взаимодействия с образовательными организациями на региональном, всероссийском и международной уровнях, деятельность в качестве доцента кафедры педагогики НИУ «БелГУ» позволили сформулировать цель исследования в виде проведения ретроспективного анализа опыта сотрудничества кафедры педагогики и школы, определения проблем и перспектив их взаимодействия.

Основная часть (Main Part). Содружество кафедры педагогики с учёными-педагогами и практиками России и зарубежья. В 90-е годы XX века в стране и обществе начались процессы демократизации, благодаря которым школа получила возможность создавать авторские программы и учебные планы, вводить профильное обучение. «Учительской газетой» пропагандировалась педагогика сотрудничества («Учительская газета» от 18.10.1986 г.), осуществлять идеи которой помогали в г. Белгород:

- учёные-педагоги: Тонков Е.В., Исаев И.Ф., Августвич И.И., Прокопьев И.П., Фролов П.В.;

- ректорат вуза в то время (Шапошников Л.Е., Прохоров Н.И., Камышанченко Н.В., Дворецкий Е.В.);

- представители районного совета по народному образованию (Ерохина Т.С., Балакирев Б.Н.);

- сотрудники районного отдела образования, руководители шефствующих над школами и ДОУ предприятий (Почу-пайло Б.И., Красников В.Н., Зыбенко И.Д., Гринёк В.С.);

- директора белгородских школ: № 36 (Заслуженный учитель школы РСФСР В.А. Васильченко), №1 (Заслуженный учитель школы РСФСР Степанова Т.Е.), № 5 (Заслуженный учитель РФ Нижегородцев Ю.С.), №38 (Заслуженный учитель школы РФ Войтенко Г.П.), ставшей первой в регионе гимназией (одновременно со школой №5 с преподаванием ряда предме-

тов на французском языке, а затем и средней школой № 2 (Заслуженный учитель школы РФ Волошенко И.М.), соответственно, гимназиями № 2 и № 3.

Особое влияние на научно-педагогическое мировоззрение педагогов Белгород-чины и на автора статьи, лично, оказали ведущие учёные МГПУ им. В.И. Ленина: Ша-мова Т.И., её коллеги Банина Т.С., Шарай Н.А., а также Сокольников Ю.П., который возглавлял отделение методологии и теории воспитательных систем и пространств в Академии педагогических и социальных наук, и, по совместительству, являлся профессором кафедры педагогики начального образования Белгородского педагогического института.

Неоценимый в плане профессионального саморазвития, обмена творческими идеями и взглядами, проведения совместной исследовательской и практической работы опыт получили сотрудники кафедры педагогики вместе с открытой в составе Центра ПКПС БелГУ (реорганизованного затем в институт) кафедры управления в социальной сфере: Давыденко Т.М., Холод В.Л., Кирий Н.В., Боруха С.Ю., Рогозина Л.Д., Гущина Т.Ю., Тарасенко Н.Г. и другие учёные вуза. Этими людьми в течение 1997 -2002 гг. были налажены международные связи БелГУ с учреждениями образования Федеративной Республики Германии, в частности, с земельным институтом Земли Северный Рейн-Вестфалия. При содействии Министерства образования Российской Федерации (куратор направления: д.п.н. Костикова М.Н.) и Министерства образования Земли Северный Рейн-Вестфалия (модераторы: профессор, Почётный профессор НИУ «БелГУ» П. Браунек и доктор Бено фон Дальгоф), были реализованы проекты по экономическому и экологическому воспитанию, преподаванию немецкого языка, реализации идей М. Монтессори, использованию андрагогического подхода и идей мо-дерации в обучении взрослых, что отразилось в целом ряде публикаций. Так, например, проблемы обучения взрослых подробно рассматривали в своих трудах G. ВеЫег,

H. Bruch, K-G. Deissler, R. Dubs, E. Hauser, M. Heinen, W. Hissnauer, B. Holker, J. May-baum, N. R. Müllert, H. Kastner, T. Keller,

B. Kuhnt, F. Posiadly, H. Schinzel, R. Schug,

C. Steinle); эффективность обучения модераторов в условиях групповой работы - М. Boos (Boos M., 1996: 353-369), аспекты реализации идей модерации в высшей школе -Холод В.Л., автор статьи, в разделе монографии, изданной в Германии (Холод, 2018: 80-97).

Опыт, полученный в ходе плодотворного сотрудничества, был отражен в содержании курсов переподготовки и повышения квалификации, организованных, как на базе БелГУ, так и в г. Зост (ФРГ). Так, например, П. Браунек и его команда модераторов из ФРГ обеспечила переквалификацию десятков преподавателей университета и школьных учителей г. Белгорода (Браунек, Иоганн, Урбанек. 1996: 46-49).

Подходы, выработанные учёными из Германии и России, и в настоящее время широко используются в повседневной работе в отечественных образовательных организациях (Браунек, Урбанек, Циммерманн, 1997: 240), реализуются при работе с будущими магистрами и бакалаврами.

О распространении идей модерации, в частности, свидетельствуют слова Лобановой М.А.: «...в теории и практике российского образования проанализированы вопросы организации модераторских семинаров. Так, в городах Барнаул, Белгород, Волгоград, Кострома действуют Центры модераторов» (Лобанова М.А. 2004: 4), которые она отразила в своей диссертации на тему «Модернизация в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений Германии: на примере земли Северный Рейн-Вестфалия».

Таким образом, всесторонняя поддержка со стороны ученых, педагогов-практиков, международных союзников послужила мощным импульсом в развитии образования не только в Белгороде, но и во всём регионе. Опыт инновационной деятельности был обобщён коллегией областного управления образования, а инноваци-

онные идеи белгородских просвещенцев и управленцев были изучены и применены другими территориями области и сотрудничавшими с белгородцами украинскими коллегами из Киевской, Запорожской, Харьковской и других областей Украины.

Достижения передовой педагогической науки - интернатным учреждениям в регионе. Участие автора статьи в деятельности научно-методического совета по социально-психологической реабилитации детей, нуждающихся в помощи государства при Главном управлении реабилитационной службы и специального образования Министерства образования Российской Федерации в течение более чем 7 лет, позволило «держать руку на пульсе» всех перестроечных процессов, происходящих в системе образования в нашей стране.

За эти годы члены указанного совета выезжали в соседние республики ближнего зарубежья, в Германию, Финляндию, Венгрию, Нидерланды; побывали в Алтайском крае, Белгородской, Вологодской, Калужской, Курской, Ленинградской, Московской, Псковской, Ярославской, в учреждениях образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга с целью изучения передовых педагогических идей у своих коллег.

Результатом кропотливой работы, совершенных поездок было внедрение на территории Белгородской области под руководством доцентов кафедры педагогики Ав-густевича И.И., Рогозиной Л.Д., Холода В.Л. (Ермаков, Августевич, 1994) в разные периоды деятельности региональной системы интернатных учреждений масштабных педагогических экспериментов на базе Белгородской школы-интерната №23 (директор, Заслуженный учитель РФ Годин А.Е.), лицея-интерната №25 (директор, Заслуженный учитель школы РСФСР Ермаков А.Н.), школы-интерната №26, базового для НИИ коррекционной педагогики Российской Академии образования (директор, Заслуженный учитель школы РСФСР Куликов В.Н.), Шебекинской санаторной школы-интерната (директор, Заслуженный учитель школы РСФСР Берестовая Н.И.), Шебекин-

ской школы-интерната для детей-сирот (директор Анисимов В.С.), Пятницкой общеобразовательной школы-интерната (директор Бурменский В.Г.). Декан ФПК Симферопольского государственного университета им М.В. Фрунзе Сапрыкин В.С., тесно сотрудничавший с коллегами-учёными и практическими работниками системы образования родной для него белгородской земли, также осуществлял научное руководство экспериментами в трёх белгородских школах интернатах, вместе с которыми сотрудничали родственные учреждения из Казахстана и Украины (Сапрыкин, 1994).

Успехи школ, участвующих в эксперименте, нашли отражение в материалах Всероссийского совещания директоров детских домов и школ-интернатов в 1995 году (Материалы Всероссийского совещания директоров, 1995), а результаты формирующих экспериментов были положены в основу завершённого автором статьи в 1996 году диссертационного исследования по теме «Управление системой интернатных учреждений в регионе» (Холод, 1996).

Создание единых воспитательных пространств на Белгородчине. С сентября 1996 года, по совместительству, началась педагогическая деятельность автора статьи в качестве доцента кафедры педагогики педагогического университета (преподавание «Социальной педагогики» и «Школоведения» на историческом и филологическом факультетах»), а в январе 1997 года по приглашению ректората Белгородского госпе-дуниверситета было предложено создать и возглавить Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также лабораторию воспитательных пространств.

Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики оказал всесторонне содействие в организации работы нового структурного подразделения вуза, не только составляя рабочие программы курсов повышения квалификации, но и выезжая во все территории области для проведения занятий. За пять лет работы центра (Института) ПКПС БелГУ, повысили свою квалифи-

кацию в родном для себя вузе более 10000 слушателей.

В 1997 году в Белгородской области стартовала программа по созданию единого образовательного пространства региона, являющегося приоритетным направлением системы образования, к реализации которой имела непосредственное отношение лаборатория воспитательных пространств при БелГУ (Холод, 2004: 128). Целью эксперимента стало обеспечение стабильного функционирования и последующий перевод в режим развития образовательного (воспитательного) пространства сельского района. Одними из первых, ещё в конце 20 века, над этой проблемой стали работать администрация и общественность Волоконовского и Грайворонского районов. Так, с 2002 по 2007 годы на территории Грайворонского муниципального района на основании разработанной концепции единого образовательного (воспитательного) пространства был осуществлён формирующий эксперимент по созданию модели развития воспитательной системы: был создан совет воспитательного пространства, утверждена программа его деятельности, предполагающая организацию развивающей, интеллектуальной, оздоровительной, досуговой деятельности с детьми, молодежью, взрослым населением.

Согласно теории воспитательных систем и пространств, разработанной Ю.П. Сокольниковым и его последователями, воспитательная система «...объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками, управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы и освоенную среду» (Сокольников, 1998: 42). Воспитательное пространство, являющееся воспитательной системой - необходимый и эффективный механизм личностного развития школьников. Одной из важнейших задач функционирования воспитательной системы является организация ее взаимодействия с социальной, природной, предметно-

эстетической средой, постоянное расширение воспитательного пространства.

В результате проведенной экспериментальной работы село Головчино и Го-ловчинская гимназия (ныне школа с углубленным изучением отдельных предметов) стали одним из центров единого воспитательного пространства, которое рассматривалось как уникальное для формирования подрастающих поколений. Воспитательное пространство было реализовано на уровне образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном и региональном уровнях. А лабораторией воспитательных пространств было получено три гранта Российского гуманитарного научного фонда «Центральная Россия: прошлое, настоящее и будущее» № 03-06-004 а/ц на 2003-2005 гг.

Результатом взаимодействия в данном направлении и в целях углубленной проф-ориентационной работы со школьниками стали заключенные и реализованные договоры, инициируемые профессором Исаевым И.Ф.:

- с администрацией Волоконовского и Грайворонского районов (главы Гаевой А.И. и Сурков А.А.) - по созданию единого воспитательного пространства на территории муниципального района;

- с дирекцией Головчинской средней школы Грайворонского района (реализовано несколько проектов по переводу и поддержанию школы в режиме постоянного развития. Экспериментальная работа продолжается в настоящее время);

- с дирекцией Беловской средней школы Белгородского района (тема исследования «Методика повышения мотивации учителей-предметников МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района Белгородской области в рамках новой системы оплаты труда»);

- с дирекцией Айдарской средней школы Ровеньского района по теме «Воспитание экологической культуры школьников как основы формирования гуманистических и гражданско-патриотических качеств личности»;

- с дирекцией школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Новооскольского района по теме «Модернизация деятельности образовательной организации в соответствии с запросами семьи, государства и общества в условиях малого города на 2013-2018 гг.»;

- с дирекцией Старобезгинской средней школы Новооскольского района по теме «Развитие личности школьника в рамках воспитательного пространства базовой школы - социокультурного комплекса» на 2008-2013 гг.».

Обеспечение непрерывного развития средней школы в селе Головчино Грайворонского района. Остановимся на сотрудничестве кафедры педагогики и Го-ловчинской средней школы, в результате которого было реализовано ряд проектов:

- в 1994 году школа включилась в экспериментальную работу по теме «Апробация и внедрение организационно-педагогической перестройки учебно-воспитательного процесса как способ перевода школы в режим развития». В программу эксперимента были включены основные направления деятельности (с указанием их субъектов), указаны конкретные сроки реализации намеченных мероприятий. Также школа включилась в проект «Шаг в будущее», в котором участвовали одаренные дети;

- с 2011 года на базе школы в контексте проектного управления новой школой в крупном сельском поселении Белгородской области начат эксперимент «Деятельность школы по индивидуальному сопровождению ученика в течение периода становления личности» (новый эксперимент, но с продолжением индивидуального сопровождения, начатого в 1994 г.). Программа развития инновационной школы определила отношение к ребенку как к творческой индивидуальности. В результате были отмечены не только повышение интереса учеников к учебе, но и уровня их здоровья.

На основе педагогических идей профессора Т.И. Шамовой, научным руководителем и педагогами школы была разработа-

на и внедрена соответствующая «дорожная карта» (Шамова, Давыденко, Шибанова, 2002: 169).

Проводя работу в Головчинской сельской школе на основе педагогических идей профессора Т.И. Шамовой (Шамова, Давы-денко, Шибанова, 2002: 169), исходя из требований Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы, Инициативы бывшего Президента РФ Д.А. Медведева, где была поставлена задача обеспечения индивидуального развития каждого ребёнка, научным руководителем (автором статьи) и педагогами школы была разработана и внедрена «дорожная карта» по индивидуальному психолого-медико-педагогическому сопровождению каждого ребёнка. Благодаря сотрудничеству Учителя, Ученика, его Родителей МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Грайворонского района Белгородской области» (Головчинская школа с УИОП) была устремлена в будущее, продолжая непрерывное развитие;

- в 2012 году школа стала стажиро-вочной площадкой, на базе которой была утверждена новая Программа развития учреждения на 3 года «Проектная деятельность как форма индивидуального сопровождения обучающегося в условиях реализации ФГОС-3 в школе с УИОП», школа включена в состав регионального эксперимента «Реализация накопительной системы повышения квалификации педагогических работников области» в качестве экспериментальной площадки. В результате ФГОСы стали апробировать, начиная с 1 класса. Учителя и администрация школы прошли интенсивную переквалификацию, в том числе для того, чтобы быть своеобразным эталоном реализации новых образовательных стандартов для коллег из школ всего региона.

Мы согласны с утверждением наших партнёров по работе из Узбекистана, будущими учёными-педагогами М.Э. Гаппаро-вой, М.М. Махамаджоновой и М.Э. Сулей-моновой, что будущее народа зависит от

кропотливого труда учителя, в связи с чем «особо усиливается и актуализируется такая принципиально новая функция педагога, как проектировочная» (Гаппарова, Махамаджо-нова, Сулейманова, 2018: 134-136). Проектная деятельность обучающихся побуждает школу с углубленным изучением отдельных предметов к организации информационного пространства. В результате на базе школы и вуза было проведено выездное заседание Международной Академии педагогического образования. Все коллеги и учёные были единодушны в высокой оценке результатов индивидуального сопровождения школьников в процессе реализации новых ФГОС;

- с 2017-2018 учебного года школа взяла на себя функции непрерывного образования всех детей, проживающих на территории сельского поселения, начиная с дошкольного возраста (реализация проекта «Дошкольное образование как новая ступень в системе общего образования»). Это позволило на деле обеспечить преемственность между всеми ступенями образования: дошкольным и начальным; начальным и основным; основным и полным средним. С момента включения ДОУ в состав школы были укреплены педагогические кадры, введена должность заместителя директора школы по дошкольному воспитанию. Была разработана комплексная целевая программа для новой образовательной организации;

- к реализации нового проекта «Поддержка одаренных детей» коллектив педагогов, родителей и обучающихся Головчин-ской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Грайворонского района Белгородской области приступил, имея более чем двадцатилетний опыт экспериментальной и исследовательской деятельности. На базе инновационной школы был создан Центр поддержки и развития одарённости детей - воспитанников дошкольных групп и обучающихся 1 - 11 классов. Диагностика и развитие одарённости детей сельской образовательной организации осуществлялось на основе разработанной коллегой по педагогической деятельности в ГДР и на кафедре педагогики

НИУ «БелГУ», д.п.н., профессором Ерёмки-ным А.И., модели. По его определению, модель включает ряд блоков, связанных с идеями духовного мира человека, а видами одарённости являются: миссионерский, лидерский, интеллектуальный, научно-познавательный, художественный, технически-продуктивный, психомоторный (Ерём-кин, 2005: 244).

- с 2018 года в школе приступили к реализации Программы развития «Наставничество как форма повышения мотивации деятельности субъектов открытого воспитательного пространства», которая рассчитана на три года (2018 - 2021 годы). Целью программы развития стало повышение мотивации деятельности субъектов открытого воспитательного пространства, формируемого на территории Головчинско-го сельского поселения Грайворонского района, направленной на повышение качества образования. В результате запланирована реализация следующих подпрограмм:

1) «Наставничество в педколлективе», предполагающей внедрение практик наставничества, связанных с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний и навыков, адаптацией к рабочему месту, коллективу, образовательной среде, погружением в неписанные законы педагогической профессии, образовательных организаций. В результате намечено:

- продолжить работу школы молодого учителя;

- осуществлять постоянный мониторинг совместной деятельности учителя-стажёра и наставника;

- оперативно оказывать помощь педагогам в осуществлении урочной и внеклассной работы;

2) «Наставничество в системе дополнительного образования и кружковом движении в рамках Ассоциации 3Д-обра-зования». Было принято решение в целях углубленной профориентации организовать в новом учебном году «Школу юного педагога», используя, в том числе и систему «Интернет» для проведения занятий и консультаций в рамках существующего Дого-

вора школы с Педагогическим институтом НИУ «БелГУ» на 2017-2021 гг., соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности с Институтом инженерных и цифровых технологий НИУ «БелГУ», с Белгородским индустриальным колледжем;

- с 2019 года в школе реализуется новый проект «Грайворонское землячество студентов НИУ «БелГУ» как форма гражданско-патриотического воспитания». Выпускники школ Грайворонского района, поступившие на учёбу в Белгородский государственный университет, объединились в землячество, чтобы поддерживать связь с родной, грайворонской землёй и участвовать в продолжении созидания на её территории единого воспитательного и информационного пространства, а также поддержания его в режиме постоянного развития (распоряжение главы Грайворонского городского округа от 12 марта 2019 года № 253);

- в 2020 году начинается реализация проекта «Сельский учитель», в рамках которого вышеназванные обучающиеся могут получить не только направление на работу на малую Родину, но и достойный грант на обустройство в районе и продолжение образования в высшей школе по полученной специальности (Холод В.Л., Холод А.В., 2018: 169-178).

Итоги научного эксперимента по повышению мотивации учителей-предметников в Беловской средней школе имени С.М. Остащенко. Школой и НИУ «БелГУ» в сентябре 2009 г. был заключен договор о взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на удовлетворение потребностей школьников в образовательных услугах в области информационных и компьютерных технологий, проведение профессиональной ориентации школьников к поступлению на факультеты НИУ «БелГУ». Сотрудничество школы и университета продолжилось и при организации на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Беловская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» муниципального экспе-

римента по проблеме «Повышение мотивации учителей-предметников МОУ «Белов-ская СОШ» в рамках новой системы оплаты труда». Целью эксперимента было обоснование комплекса мер экономического и внеэкономического стимулирования учителей-предметников.

Результаты этой экспериментальной деятельности:

1) способствовали потенциальному развитию личности, как учителя, так и ученика;

2) содействовали повышению уровня квалификации педагогических работников, уровня знаний, навыков и умений обучающихся, их ценностных установок, опыта деятельности и компетенций;

3) позитивно изменили отношение педагогических работников к организации индивидуального сопровождения каждого ученика школы;

4) позволили в 2013 году школе успешно пройти лицензирование и аккредитацию;

5) позволили администрации школы реализовывать возможности для осуществления социально-педагогической защиты детей, проживающих в других сельских поселениях;

6) содействовали укреплению связей с коллективами ученых и преподавателей Белгородского государственного университета;

7) обусловили возможность научно-педагогического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Итоги эксперимента были подведены в апреле 2014 года на научно-практической конференции с участием учителей, учёных, представителей родительской общественности, всех директоров школ района и управленцев.

В соответствии с новой Стратегией развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 20192021 годы эта работа будет продолжается, т.к. сельской школе крайне необходимы высококвалифицированные, компетентные кадры учителей.

Результаты выполнения программы по воспитанию экологической культуры школьников в Айдарской средней школе Ровеньского района. В ходе эксперимента, проведенного под патронажем кафедры педагогики факультета психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, с 1 сентября 2007/2008 учебного года по 1 июня 2012 года проводилась работа по теме «Воспитание экологической культуры школьников как основы формирования нравственно-гуманистических качеств личности», осуществлён процесс перевода школы в режим развития, то есть в «новое качественное состояние» (Т.И. Шамова).

В процессе модернизации и диверсификации системы образования учреждение общего образования в селе Айдар обрело статус базовой школы с ресурсным центром. Она стала ядром не только образовательного, но и воспитательного пространства в муниципальном районе, где обеспечивается качественное образование обучающихся, осуществляется разностороннее развитие подрастающего поколения.

По итогам экспериментальной работы было издано методическое пособие «Экологическое воспитание сельских школьников» (Экологическое воспитание, 2011).

Итоги реализации концепции развития средней общеобразовательной школы г. Новый Оскол Белгородской области. По итогам совместной деятельности кафедры педагогики и коллектива муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области» на 2008 - 2013 гг. по теме: «Развитие личности школьника в условиях базовой школы -ресурсного центра» было издано 2 методических пособия:

1) «Деятельность учителя базовой школы», в котором представлены новые подходы учителя к содержанию своей деятельности в условиях создания новой российской школы (Деятельность учителя базовой школы, 2010). В нём систематизиро-

ваны существующие наработки учителей-предметников, а также администрации школы, по совершенствованию работы в новых социально-экономических условиях, что оказывает помощь студентам и коллегам в отборе содержания своей практической педагогической деятельности.

2) «Развитие личности школьника в условиях базовой школы» (Развитие личности школьника, 2012) из опыта работы двух базовых новооскольских школ: городской школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов и сельской, Старобез-гинской, по развитию личности школьника в условиях базовой школы. В пособии учтены особенности перехода школы на лич-ностно ориентированный подход в условиях реализации ФГОС 2-го поколения в системе общего образования, раскрыт опыт деятельности сельского социокультурного комплекса.

Роль воспитательного пространства базовой школы-социокультурного комплекса в развитии личности ученика «Старобезгинская СОШ». В тесном контакте с Белгородским государственным университетом администрация и общественность Новооскольского района, Ста-робезгинское сельское поселение, Старобез-гинская средняя школа стали работать над проблемой создания модели образовательного учреждения, способного адекватно реагировать на потребности общества и времени. Особый интерес вызвала модель базовой школы - социокультурного комплекса на селе, поскольку основа ее была заложена в практической деятельности школы, работавшей около 30-ти лет в режиме учебно-воспитательного комплекса.

В основу создания базовой школы-социокультурного комплекса легли принципы социального партнерства. По определению Д.И. Рузиевой, «воспитание студентов в социокультурном образовательном пространстве - гуманитарный процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления...» (Рузиева, 2018: 35).

На базе МБОУ «Старобезгинская СОШ» была изучена роль воспитательного пространства базовой школы-социо-культурного комплекса в развитии личности школьника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение (Conclusions). В статье раскрыто содержание почти полувековой работы по сотрудничеству и личному участию автора статьи в различных проектах, направленных на укрепление связей науки и практики в едином образовательно-воспитательном пространстве белгородского региона.

Представлено содержание и итоги исследований, выполненных учёными и практиками, направленных на демонстрацию достигнутых результатов по созданию необходимых и достаточных условий для всестороннего развития обучающихся и воспитанников в различных образовательных организациях белгородчины; продемонстрированы возможности проектного управления ими.

В качестве проблем и перспектив, требующих решения со стороны учёных-педагогов, выделим следующие:

1. В соответствии с обозначенными в психолого-педагогической литературе направлениями педагогической деятельности в современных условиях крайне необходимо организовать работу по формированию сознания населения, проживающего в воспитательном пространстве региона, на трёх уровнях:

- уровне педагогического сознания населения;

- уровне сознания педагогов-профессионалов, работающих на данной территории;

- уровне научно-педагогического сознания.

2. Организовать непрерывное, «сквозное» педагогическое сопровождение будущего и молодого педагога: от школы до вуза, а затем и в период первых трёх лет его профессионального становления. Особое внимание уделить работе с педагогами, проживающими в сельской местности. Организовать на базе педагогического инсти-

тута областную заочную школу юного педагога (по договору с районными и городскими управлениями образования).

3. Создать в НИУ «БелГУ» студенческие землячества каждой территории области.

Разрешение названных проблем будет положено в основу перспектив дальнейшего сотрудничества школы и вуза посредством кафедры педагогики. Главнейшей задачей педагогической науки и практики, которую необходимо решать в деятельности кафедры педагогики и всего научно-исследовательского университета, является создание педагогически защищаемых единых воспитательных пространств не только на отдельных частях регионов, но и на всех их территориях (в контексте Стратегии развития образования до 2021 года в Белгородской об-ласти)1.

Наши исследования, проведенные под эгидой кафедры педагогики подтверждают идею о просоциальной направленности педагогической деятельности в современной науке и образовании (Ерошенкова, 2019: 3-16). Все то, что наработано за годы практической работы и научно-исследовательской деятельности, востребовано обществом, служит укреплению социального пространства, а значит и общества в целом.

Список литературы

Браунек П., Иоганн Т., Урбанек Р. Роль, функция и квалификация модераторов // Вестник КГПУ. 1996. № 1. С. 46-49.

Браунек П., Урбанек Р., Циммерманн Ф. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для модерации / Перевод на русский язык под научн. ред. М.Н. Костиковой. Зост, 1997. 240 с.

Гаппарова М.Э., Махамаджонова М.М., Сулаймонова М.Э. Модернизация образования высшей школы и педагогическое проектирование / Воспитание в современном социокультурном образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции

1 Стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 20192021 годы

(г. Белгород, 7-8 июня 2018 г.), Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. С. 134-136.

Деятельность учителя базовой школы методическое пособие / под ред. доц. В.Л. Холода. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. 136 с.

Ерёмкин А.И. Модель одарённости: Монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. 244 с.

Ермаков А.Н., Августевич И.И. Педагогический лицей: опыт, проблемы, перспективы. Белгород, 1994.

Ерошенкова Е.И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, №2. С. 3-16. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1

Лобанова М.А. Модернизация в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений Германии: На примере земли Северный Рейн-Вестфалия. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул. 2004. 20 с.

Манифест «Педагогика сотрудничества». Учительская газета 18.10.1986 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:

uznajka.com>images/pdf_files/20151216_1764.pdf (Дата обращения 05.03.2020)

Развитие личности школьника в условиях базовой школы. Метод. пособие / В.Л. Холод, О.М. Понедельченко, И.Н. Ганагина и др.; под ред. В.Л. Холода. Белгород-Новый Оскол: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. 168 с.

Рузиева Д.И. Проблемы и перспективы воспитания студентов в социокультурном образовательном пространстве / Воспитание в современном социокультурном образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 7-8 июня 2018 г.), Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. С. 35-38.

Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.-Белгород: Изд. Белгородского гос. Университета, 1998. 42 с.

Сапрыкин В.С. Детям в школе должно быть хорошо // Методические рекомендации директору, учителю. Симферополь, 1994.

Холод В.Л. Управление системой интернатных учреждений в регионе. Дисс. ... канд. пед. наук Белгород, БГПУ, 1996. 154 с.

Холод В.Л. Единое воспитательное пространство сельского района как фактор форми-

рования подрастающих поколений: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во «БелГУ», 2004. 128 с.

Холод В.Л. Реализация идей модерации в ходе преподавания курса педагогики в бакалавриате (на примере высшей школы Германии) / Проблемы современной дидактики. Актуальные проблемы организации обучения в высшей и средней школе: монография / общ. ред. Ми-хайличенко О.В. Саарбрюккен / Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. C. 80-97.

Холод В.Л., Холод А.В. Землячество как форма наставничества в образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 169-178. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-169-178.

Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давы-денко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 384 с.

Экологическое воспитание сельских школьников: из опыта работы: метод. пособие / отв. ред. В. Л. Холод. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. 120 с.

Boos, M. (1996), The effectiveness of moderating project groups, Group dynamics, 4, 353-369.

References

Braunek, P., Johann, T. and Urbanek, R. (1996), "The role, function and qualification of moderators", Vestnik KGPU, 1, 46-49. (In Russian).

Braunek, P., Urbanek, R. and Zimmermann, F. (1997), Metodicheskaya kopilka. Novyye idei i primery dlya moderatsii [Methodical piggy bank. New ideas and examples for moderation], Translated by Kostikova, M.N., Zost, Russia.

Gapparova, M.E., Mahamadzhonova, M.M. and Sulaimonova, M.E. (2018), "Modernization of higher education and pedagogical design", Vospi-taniye v sovremennom sotsiokul'turnom obra-zovatel'nom prostranstve: opyt, problemy, perspek-tivy, Belgorod, 7-8 June, 134-136.

Kholod, V.L. (2010), Deyatel'nost' uchitelya bazovoy shkoly [Activities of a teacher at a basic school], in Kholod, V.L. (ed.), Publishing House of BelSU Belgorod, Russia.

Yeryomkin, A.I. (2005), Model' odaronnosti [Endowment Model], Yelets: YSU named after I.A. Bunina, Yelets, Russia.

Yermakov, A.N. and Avgustevich, I.I. (1994), Pedagogicheskiy litsey: opyt, problemy, perspektivy, [Pedagogical Lyceum: experience, problems, prospects], Belgorod, Russia.

Eroshenkova, E.I. (2019) "Prosocial orientation of pedagogical activity in modern science and education: from essence to content", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 5 (2), 3-16, DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1. (In Russian).

Lobanova, M.A. (2004), "Modernization in the system of advanced training of heads of educational institutions in Germany: On the example of the land of North Rhine-Westphalia". Abstract of Ph.D. dissertation, Barnaul, Russia.

The manifesto "Pedagogy of cooperation." In: Teacher's newspaper 10.18.1986 [Electronic resource] Access

mode:uznajka.com>images/pdf_files/20151216_176 4.pdf (Accessed 03 March 2020).

Kholod, V.L., Ponedelchenko, O.M. and Ganagin I.N. (2012), Razvitiye lichnosti shkol'nika v usloviyakh bazovoy shkoly [The development of the personality of a student in a basic school] in Kholod, V.L. (ed.), IPK NRU "BelSU", Belgorod-Novy Oskol, Russia.

Ruzieva, D.L. (2018), "Problems and prospects of students' education in the socio-cultural educational space", Vospitaniye v sovremennom sotsiokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: opyt, problemy, perspektivy, Belgorod, 7-8 June, 35-38.

Sokol'nikov, Yu.P. (1998), Teoriya vospi-tatel'nykh prostranstv [Theory of educational spaces], Belgorod State University Publishing, Moscow-Belgorod, Russia.

Saprykin, V.S. (1994), Detyam v shkole dolzhno byt' khorosho [Children at school should be fine], Simferopol, Russia.

Kholod, V.L. (1996), "Management of the boarding school system in the region". Abstract of Ph.D. dissertation, Belgorod, Russia.

Kholod, V.L. (2004), Yedinoye vospi-tatel'noye prostranstvo sel'skogo rayona kak faktor formirovaniya podrastayushchikh pokoleniy [United educational space of rural area as a factor of formation of younger generations], Belgorod: Publ. BSU, Russia.

Kholod, V.L. (2018), Realizatsiya idey mod-eratsii v khode prepodavaniya kursa pedagogiki v bakalavriate (na primere vysshey shkoly Germanii) [Implementation of the ideas of moderation during the teaching of a pedagogy course in undergraduate studies (using the example of a German higher education institution)] in Mikhailichenko, O.V. (ed.), LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Germany.

Kholod, V.L. and Kholod, A.V. (2019), "Fellowship as a form of mentoring in education", Scientific reports of Belgorod State University. Series: Humanities. Т. 38, № 1. С. 169-178. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-169-178.

Shamova, T.I., Davydenko, T.M. and Shi-banova, G.N. (2005), Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami, [Management of educational systems], in Shamova, T.I. (ed.), "Academy", Moscow, Russia.

Kholod, V.L (2011), Ekologicheskoye vospi-taniye sel'skikh shkol'nikov: iz opyta raboty, [Environmental education of rural schoolchildren: from work experience], IPK NRU "BelSU", Belgorod, Russia.

Boos, M. (1996), Die Effektivität der Moderation von Prjektgruppen. Gruppendynamik, 4, 353-369.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Данные автора:

Холод Владимир Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. ORCID: 0000-0003-3271-3091.

About the author:

Vladimir L. Kholod, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Belgorod State National Research University. ORCID: 0000-00033271-3091.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.