Научная статья на тему 'Кафедра педагогического университета в школе как эффективная модель реализации требований профессионального стандарта педагога и ФГОС высшего образования'

Кафедра педагогического университета в школе как эффективная модель реализации требований профессионального стандарта педагога и ФГОС высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
49
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ФГОС ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / КАФЕДРА В ШКОЛЕ / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PRACTICAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER / DEPARTMENT AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Владимир Васильевич, Крицкий Александр Георгиевич

There is regarded the experience of the department of pedagogical university oriented at practice based on school. There is revealed its potential in improvement of future teacher’s professional training.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Владимир Васильевич, Крицкий Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Кафедра педагогического университета в школе как эффективная модель реализации требований профессионального стандарта педагога и ФГОС высшего образования»

и сотрудничества? Взаимоуважение и взаимоподдержка педагога и учащихся? Какова мотивация учения? Сплоченный коллектив? Ведь класс никак не среагировал на расправу с их товарищем? Другими словами, здесь гораздо более важные проблемы, чем просто контрольная по предмету. И директору явно есть о чем поговорить с учителем...

Еще раз отметим, что, как нам представляется, нужно сделать в связи с подготовкой учителя на основе профессионального стандарта педагога. Требуются корректировка состава компетенций педагога, выступающих ориентирами для образовательных программ; разработка их критериев и показателей; корректировка содержательных аспектов образовательных программ (модулей) с ориентацией на уточненный состав компетенций педагога; разработка пакета учебно-методического обеспечения и контрольно-измерительных материалов для обновленных программ.

Литература

1. Кларин М.В. Концептуальные парадоксы и вызовы инновационной образовательной политики [Электронный ресурс]. URL : http://www.raop.ru/ index.php?id=15.

2. Проект концепции поддержки развития педагогического образования Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL : www.gosbook.ru/node/83212.

3. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе : моногр. М. : Логос, 2013. С. 89-90.

4. Сериков В.В. Сможем ли мы подготовить компетентного педагога? Парадоксы и перспективы педагогического образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та, 2012. №11(75). С. 30-34.

* * *

1. Klarin M.V. Kontseptualnyie paradoksyi i vyizovyi innovatsionnoy obrazovatelnoy politiki [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.raop.ru/index. php?id=15.

2. Proekt kontseptsii podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya Ministerstva obrazo-vaniya i nauki RF [Elektronnyiy resurs]. URL : www.gosbook.ru/node/83212.

3. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaya deyatelnost i pedagogicheskoe obrazovanie v innovatsionnom obschestve : monogr. M. : Logos, 2013. S. 89-90.

4. Serikov V.V. Smozhem li myi podgotovit kompetentnogo pedagoga? Paradoksyi i perspektivyi pedagogicheskogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta, 2012. №11(75). S. 30-34.

Considering teacher training in accordance with the requirements of teacher’s professional work standards

There are covered the issues of overcoming the crisis in the sphere of pedagogic education and training teachers in accordance with teacher’s professional work standards. There are suggested the approaches to metadisciplinary integration of pedagogic education within key professional tasks and situations.

Key words: pedagogic work, approximate basis and experience of pedagogic work, pedagogic task, image of pedagogic reality, professional activity mastering.

(Статья поступила в редакцию 25.05.2014)

В.В. ЗАЙЦЕВ, А.Г. КРИЦКИй (Волгоград)

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ШКОЛЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ пРОФЕССИОНАЛьНОГО СТАНДАРТА пЕДАГОГА И ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрен опыт создания практико-ориентиро-ванной кафедры педагогического университета на базе школы, выявлены ее возможности в усилении профессиональной подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, ФГОС высшего профессионального образования, практическая подготовка будущего учителя, кафедра в школе.

Утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ Профессиональный стандарт педагога (октябрь 2013 г.) [2] стал важным нормативно-правовым документом, определяющим стратегию подготовки будущего учителя (наряду с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего и высшего профессионального образования). Этот документ задает конкретный образ того конечного результата (в форме системы трудовых функций), к которому должен стремиться педагогический вуз, реализуя основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Вместе с тем профессиональный стандарт педагога убедительно показывает, что такого педагога слож-

© Зайцев В.В., Крицкий А.Г., 2014

но подготовить без существенного усиления практической направленности обучения в педагогическом университете.

Идея усиления практической подготовки будущего учителя нашла воплощение в действующих ФГОС высшего профессионального образования бакалавриата (направление «Педагогическое образование») в форме требования привлечения к образовательному процессу представителей работодателя: «К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений» (п.7.16) [4]. Для магистерских программ направления «Педагогическое образование» удельный вес преподавателей из числа практических работников профильных организаций этот показатель вдвое выше - 10%.

Данное направление в последние годы стало приоритетным в государственной политике Российской Федерации в области образования. Это нашло отражение в ключевых документах нормативно-правового обеспечения современных инновационных процессов в сфере образования. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3] обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ»), а также определяет возможность создания кафедр, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (ст. 27 «Структура образовательной организации»). Порядок создания таких кафедр конкретизирован соответствующим приказом Минобрнауки РФ [3].

В рамках университетского комплекса Волгоградского государственного социальнопедагогического университета (ВГСПУ) частично уже была реализована идея сетевой формы реализации образовательных программ (в части учебных и производственных практик, руководства ГАК), а также в форме перевода студентов университета, завершивших обучение в учреждениях среднего профессионального образования, на сокращенный срок обучения по образовательным программам высшего профессионального образования. Новое образовательное законодательство позволяет расширить это взаимодействие и перевести его на новый уровень - создания

практико-ориентированных кафедр, которые с помощью высококвалифицированных специалистов профильных организаций более полно будут участвовать в реализации основных образовательных программ университета.

Создание практико-ориентированных кафедр подготовлено богатым опытом многолетнего сотрудничества и взаимодействия университета с образовательными учреждениями Волгоградского региона, которое на различных этапах осуществлялось в разнообразных формах. Так, 15 лет функционировал (1975-1990 гг.) научно-производственнопедагогический комплекс (НППК), в рамках которого была впервые наиболее полно реализована идея интеграции образовательных учреждений, программ их научной и научнометодической деятельности, интеллектуальных потенциалов, информационных и материальных ресурсов, сопряжения реализуемых в них образовательных программ. В 1989 г. НППК был преобразован в университетский научно-производственный комплекс (УНПК), опыт работы которого по данной проблеме получил высокую оценку бюро Президиума РАО в 2001 г. (в результате Волгоградскому государственному педагогическому университету был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки). В 2007 г. взаимодействие образовательных учреждений на основании учредительного договора было оформлено в виде Союза «Волгоградский университетский комплекс непрерывного педагогического образования» (ВУК НПО).

В текущем учебном году были созданы первые две практико-ориентированные кафедры университета на базе общеобразовательных учреждений, которые на протяжении многих лет входят в университетский комплекс и широко известны в Волгоградском регионе, -гимназии № 1 и лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда.

Гимназия № 1 Центрального района г. Волгограда ежегодно принимает из ВГСПУ около двухсот студентов разных специальностей для прохождения педагогической практики. Преподаватели университета являются научными руководителями исследовательских работ учащихся гимназии. Педагогический коллектив гимназии активно участвует в научных мероприятиях, проводимых ВГСПУ (конференции, семинары, творческие встречи с известными учеными и др.). В гимназии работают 18 лауреатов премии Президента РФ и 6 -премии губернатора Волгоградской области.

Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района широко известен как неоднократный победитель в приоритетном национальном проекте «Образование», многие учителя лицея являются лауреатами премий Президента РФ, губернатора Волгоградской области. На базе лицея создан и эффективно работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Школьники МОУ лицея № 8 «Олимпия» активно участвуют в ежегодной региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (в работе секций «Биология и география», «Педагогика и психология», «Филология» на базе ВГСПУ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание практико-ориентированных кафедр потребовало проведения значительной подготовительной работы: обсуждения данного вопроса на заседании Ученого совета университета (январь 2014 г.), утверждения «Положения о кафедре современных технологий образования на базе образовательной организации», согласования возможности создания кафедр на базе гимназии №1 и лицея №8 «Олимпия» с администрацией этих организаций и заключения соответствующих договоров, определения кандидатур заведующих кафедрами, проведения предварительной экспертизы учебных планов по направлению «Педагогическое образование» на предмет выделения учебных поручений для создаваемых кафедр и др.

Учитывая, что основная деятельность практико-ориентированных кафедр связана с реализацией практической части учебного плана, для них был проведен отбор соответствующих видов учебных поручений, которые включали семинарские и лабораторные занятия, элективные курсы по психологопедагогическим и методическим дисциплинам, производственную практику. Заведующими кафедрами назначены заместители директоров гимназии №1 и лицея №8 «Олимпия», имеющие ученую степень кандидата педагогических наук или почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Преподавателями кафедры стали наиболее квалифицированные учителя гимназии и лицея, с которыми на период их работы заключаются договоры гражданско-правового характера.

Усиление практико-ориентированной подготовки будущих учителей - одна из важных тенденций в развитии современного профессионального образовании ведущих зарубежных стран (США, Германия, Великобритания, Финляндия и др.), которая проявляется в более

длительных сроках профессионального педагогического образования (как правило, обязательная магистратура), усиленной психологопедагогической и методической подготовки, производственной практики на завершающем этапе обучения (1 год - Великобритания; 2 года - референдариат - Германия и др.).

Особый интерес с этой точки зрения представляет клиническая модель подготовки будущего учителя, которая в последние годы активно внедряется в различных зарубежных странах [5]. Одной из причин слабой подготовки будущих учителей авторы этой модели видят в ее оторванности от практики. В учебном плане бакалавриата доминирует теоретическое обучение, а производственная практика по объему составляет не более 6-7% учебного времени. «Опыт показывает, что такая краткосрочная практика не оказывает существенного влияния на уровень подготовки учителя: они по-прежнему не уверенно чувствуют себя при проведении занятий, не знают, как составлять содержательные планы-конспекты уроков, не могут мотивировать учащихся, не умеют подбирать интересный и занимательный учебный материал к уроку, теряются в самых простейших учебных ситуациях. Иными словами, 2-3 месяца педагогической практики далеко не достаточны даже для базового, минимального уровня подготовки учителя» [Там же, с. 74].

Клиническая модель предусматривает проведение не только практики, но и теоретических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам и методике преподавания в школе. Это позволяет более эффективно связать теорию с практикой, тут же применить полученные теоретические знания в практической педагогической деятельности.

Другой важный принцип внедрения клинической модели связан с работой в командах и предусматривает совместную работу преподавателей педагогики, методики преподавания и спецпредметов по разработке учебных планов, программ и их реализации. «Перед началом каждого семестра они встречаются для согласования своих индивидуальных рабочих программ (syllabus) с точки зрения интеграции предметных, педагогических и методических знаний и умений студентов по всем трем дисциплинам. На этой встрече они также вырабатывают общую философию преподавания, определяют общие стратегии оценки уровня подготовки студентов по всем трем курсам. Это очень важный момент с точки зрения согласованной работы команды как в профессиональном, так и в психологическом пла-

не, на протяжении всего семестра. Команда может легко распасться, если не учитывается фактор профессиональной и психологической совместимости профессоров. Кроме того, что каждый из них ведет свой курс, он принимает самое активное участие в двух других курсах: непосредственно присутствует на занятиях двух других профессоров, принимает участие в учебных дискуссиях, дополняет и комментирует конкретные учебные ситуации с точки зрения своей области знаний» [5, с. 76].

Клиническая модель позволяет на протяжении всего времени изучения учебной дисциплины периодически переходить от теории к практике и обратно. В этом случае наблюдение студентами лучших образцов практической деятельности (открытые уроки опытных учителей) служит источником и механизмом запуска их самостоятельного целеполагания в изучении теоретических курсов, после которого идет опять обращение к практике, но уже с позиций отработки собственных практических умений. Таким образом, развертывание учебного процесса предстает как система, предусматривающая последовательное включение студентов в повторяющиеся клеточки «прак-тика-теория-практика», в которых практика выполняет различные методологические функции. Этот вариант взаимодействия теории с практикой позволяет преодолеть недостатки классической модели построения обучения «от теории к практике».

Таким образом, создание практико-ориенти-рованных кафедр в базовых профильных организациях является одним из важных направлений деятельности университета, направленных на повышение качества профессиональной подготовки выпускников в части усиления их практической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544н. // Рос. газ. 2013. 18 дек.

3. Порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образователь-

ной программы: Утв. Приказом Минобрнауки России от 14 авг. 2013 г. № 958.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 янв. 2011 г. № 46.

5. Чошанов М.А. Клиническая модель подготовки учителя: ситуация, при которой выигрывают все // Директор школы. 2001. № 5. С. 73-81.

***

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ // Ros. gaz. 2012. 31 dek.

2. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)»: Prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544n. // Ros. gaz. 2013. 18 dek.

3. Poryadok sozdaniya professionalnyimi obrazo-vatelnyimi organizatsiyami i obrazovatelnyimi organi-zatsiyami vyisshego obrazovaniya kafedr i inyih strukturnyih podrazdeleniy, obespechivayuschih prakti-cheskuyu podgotovku obuchayuschihsya, na baze inyih organizatsiy, osuschestvlyayuschih deyatelnost po profilyu sootvetstvuyuschey obrazovatelnoy programmyi: Utv. Prikazom Minobrnauki Rossii ot 14 avg. 2013 g. № 958.

4. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikatsiya (stepen) «bakalavr»): Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 yanv. 2011 g. № 46.

5. Choshanov M.A. Klinicheskaya model

podgotovki uchitelya: situatsiya, pri kotoroy

vyiigryivayut vse // Direktor shkolyi. 2001. № 5. S. 7381.

Pedagogical university department at school as the effective model of implementation of the professional standard of a teacher and Federal state educational standards of higher professional education

There is regarded the experience of the department of pedagogical university oriented at practice based on school. There is revealed its potential in improvement offuture teacher’s professional training.

Key words: professional standard of a teacher, Federal state educational standard of higher professional education, practical training of a future teacher, department at school.

(Статья поступила в редакцию 27.06.2014)