Научная статья на тему 'Кадровый вопрос и становление системы повышения квалификации цензоров на Урале в 1920-1941 гг'

Кадровый вопрос и становление системы повышения квалификации цензоров на Урале в 1920-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛ / ЦЕНЗУРА / УРАЛЬСКИЕ ЦЕНЗОРЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / URAL / CENSORSHIP / URAL CENSORS / QUALIFICATION / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Сергей Александрович

В статье реконструирован процесс организации системы кадровой подготовки и повышения квалификации служащих аппарата цензуры на Урале. Утверждается, что в 1920-е гг. вопросам профессиональной компетентности цензора не уделялось внимания. Только 1930-е гг. в цензурных органах Урала была предпринята попытка создать систему повышения квалификации цензоров. Статья написана на основе широкого круга источников, часть которых впервые введена в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MATTERS AND ESTABLISHMENT OF SYSTEM OF TRAINING CENSORS IN THE URALS IN 1920-1941

The article reconstructs the process of organizing the system of personnel preparation and training of officials of censorship body in the Urals. It is stated that in 1920s the matters of professional competence of a censor did not attract attention. Only in 1930-ies there was an attempt to create the system of training for censors in the censorship bodies of the Urals. The article was written on the basis of a wide range of sources, a part of which is first introduced to the scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Кадровый вопрос и становление системы повышения квалификации цензоров на Урале в 1920-1941 гг»

КАДРОВЫЙ ВОПРОС И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЦЕНЗОРОВ НА УРАЛЕ В1920-1941 гг.

Урал, цензура, уральские цензоры, квалификация, кадровый состав.

Несмотря на существование в отечественной исторической науке значительного количества фундаментальных работ, в которых исследованы различные аспекты истории советской цензуры, проблема оценки профессиональной компетентности служащих цензурных органов остается малоизученной. В трудах А.М. Подлужной и Ф.К. Ярмолича дается анализ кадрового состава аппаратов местных органов Главлита на территории Пензенской, Ленинградской и Мурманской областей РСФСР. Однако вопрос о состоянии квалификации цензоров был лишь только постулирован [Подлужная, 2007; Ярмолич, 2010]. В настоящей публикации автор обращается к практикам организации системы кадровой подготовки и повышения квалификации служащих аппарата цензуры на Урале в 1920-1930-е гг.

Понимание того, что большевистская бдительность и классовая нетерпимость к «буржуазной» культуре не единственно возможные деловые качества цензора, пришло не сразу. В 1920-е гг. формировался тип цензора-исполнителя директив Главлита. В погоне за высокими показателями цензурной работы как-то забывалась фигура самого цензора. Лозунг первой пятилетки «Темпы решают все!» как нельзя кстати подходит к характеристике сложившейся ситуации в цензурном ведомстве. Верхи партии лишили ее возможности формировать кадры в соответствии с требованиями ими же провозглашенной новой экономической политики.

Одним из итогов этого курса стало отсутствие в практике деятельности цензурных органов в 1920-е гг. плановой подготовки работников литов с целью повышения их квалификации. Аппарат управления Уралобллита в силу своей малочисленности в основном реагировал на уже свершившиеся факты нарушений со стороны окрлитов и их уполномоченных. Его работники иногда выезжали в округа и районы для проведения информационно-инструкторской работы. Нередко и сами цензоры вызывались в Уралобллит с целью их инструктажа, ознакомления с секретными инструкциями и циркулярами Главлита. Характер этих мероприятий не имел признаков системности, практически отсутствовали превентивные меры для предотвращения возможных грубых ошибок со стороны окружной и районной цензуры. Уполномоченные окрлитов в районах и при редакциях периодических изданий осуществляли цензурные полномочия в полной изоляции друг от друга. Обучение цензурному «ремеслу» не проводилось, специальные совещания для цензоров не организовывались.

На рубеже 1920—1930-х гг. начались перемены, наконец пришло осознание того, что искусству цензуры надо обучать. Многие обстоятельства сыграли здесь решающую роль. Так, проверки деятельности аппаратов окрлитов комиссиями ОГПУ и парткомов ВКП (б) в 1926—1929 гг. выявили большое количество нарушений цензурного законодательства. Участились случаи пропуска цензорами в печать, радиоэфир и на сцену произведений, содержащих большое количество

идеологических, экономических, военных «прорывов». Качество работы районной цензуры стремительно падало. Уралобллит стал испытывать острую нужду в политически грамотных и ответственных работниках.

Одним из первых мероприятий по созданию системы подготовки кадров стала организация Уралобллитом при поддержке аппарата Уралоно специальных курсов-конференций для работников цензуры. 20 февраля 1929 г. Уралобллит издал циркуляр, в котором содержалось объявление о созыве в период с 10 июня по 2 июля 1929 г. в г. Свердловске конференции «райинспекторов политпросве-тительской работы». Программа конференции предполагала, что в течение трех недель райлиты будут постигать премудрости цензурной профессии. На каждый окрлит выделялась квота: Свердловский, Пермский, Ишимский, Курганский — 8 чел., Тюменский, Кунгурский, Тагильский — 7 чел., Курганский, Шадринский, Троицкий — 6 чел., Златоустовский, Тобольский — 4 чел., и т. д. Всего предполагалось охватить учебой около 100 уполномоченных [МУ Кунгурский архив, Ф. Р.-143. Оп. 1. Д. 18. Л. 111].

В начале 1930-х гг., кроме организации подобных краткосрочных курсов утверждается практика созыва областных совещаний для горрайлитов. На совещаниях обсуждались проблемы цензурной деятельности, заслушивались доклады цензоров о состоянии цензуры в городе или районе, вырабатывались практические рекомендации. Пик совещательной деятельности пришелся на 1933 г. Областные совещания уральских цензоров проводились 23-24 февраля 1933 г., 8-9 июня 1933 г., 30-31 октября 1933 г., а также 13-15 ноября 1933 г. О значении практики совещаний, в частности, говорилось в циркуляре Уралобллита № 515/с от 8 октября 1933 г.: «Совещание имеет исключительно важное значение, а поэтому на него необходимо под личную ответственность зав. райгороно командировать инспектора райгорлита к началу совещания со всеми материалами о состоянии в работе райгорлитов. Расходы на проезд до Свердловска и обратно и суточные за время командировки оплачиваются на месте ОНО» [ГАПК. Ф. 684. Оп. 3. Д. 88. Л. 1]. Результатом созыва областного совещания уральских цензоров 13—15 ноября 1933 г. стало принятие тезисов и резолюции «О работе и очередных задачах органов советской цензуры в Уральской области» [Там же. Д. 111. Л. 90—91 об.]. Таким образом, цензоры были вовлечены в процесс выработки практических решений стоящих перед ними задач.

В 1934 г. Главлит поставил задачу № 1: цензор обязан постоянно обучаться и повышать свою квалификацию. В августе 1934 г. начальник Главлита Б.М. Волин в «Бюллетене Главлита РСФСР и ОВЦ», в частности, писал: «Нельзя по-нас-тоящему, квалифицированно выполнять обязанности цензора, не зная в точности, как обеспечить страну от разглашения военных и экономических тайн. Надо быть грамотным, надо учиться, надо быть партийным активистом, надо непрестанно пополнять свои знания. Только таким путем можно достигнуть высококвалифицированной цензорской работы» [Там же. Д. 123. Л. 4]. Итак, кроме большевистской бдительности, цензор любого уровня должен был иметь образовательную и коммуникативную компетентности. Одно только знание содержания секретных «перечней» было уже недостаточным. 13 октября 1934 г. начальник Свердлобллита С.И. Тубанов, обращаясь в очередном своем циркуляре к райли-там, отмечал, что создание «авторитетных» органов цензуры невозможно без правильного понимания каждым цензором общеполитической ситуации в стране. С.И. Тубанов напомнил райлитам слова Л.М. Кагановича о том, что органы

цензуры должны стать «крепкой уздой пролетарской диктатуры» [Там же. Д. 111. Л. 33 об.].

В середине 1930-х гг. «некомпетентность» некоторых работников Главлита стала предметом общественной дискуссии. В центральной прессе стали появляться статьи, авторы которых открыто высмеивали малограмотность цензоров. Так, в номере № 169 «Известий ЦИК» от 21 июля 1935 г. была помещена статья собкора Н. Вольнева «Где город Глупов?», в которой журналист рассказал о «нелепостях», творимых уполномоченными Воронежского обллита. Приведем выдержку из этой публикации:

«Недавно уполномоченный воронежского обллита Селянинов предложил вычеркнуть из повести Шубина, печатающейся в областном журнале "Подъем", фразу, в которой говорилось о Салтыкове-Щедрине как о "великом сатирике, задыхающемся в городе Глупове".

— Что за великий сатирик жил в городе Глупове? — спросил Селянинов редактора "Подъема".

Редактор объяснил, что это - образное выражение. Селянинов очень обрадовался.

— Теперь понимаю. А я весь день вчера город Глупов на карте искал...

К сожалению, приводимый нами факт не является единичным <...>» [Известия ЦИК СССР, 1935, с. 3].

25 июля 1935 г. зам. начальника Главлита A.C. Самохвалов в письме к начальнику Челябобллита П.Н. Шмелеву призвал последнего свести к минимуму «перегибы» в работе. «Перегибы в нашей работе — дискредитируют работу органов цензуры, — писал A.C. Самохвалов. — Ярким образцом таких перегибов являются, например, факты, опубликованные в газете "Известия" от 21 июля под заголовком "Где город Глупов?". Прочтите эту статью и сделайте из нее сами соответствующие выводы» [ОГАЧО. Ф. р-496. Оп. 2. Д. 5. Л. 10].

Во второй половине 1930-х гг. задача повышения политического и «общекультурного» уровня уральских цензоров продолжала оставаться первостепенной. В сентябре 1937 г. Челябинский обллит поставил цель «изучения цензурных кадров с политической и деловой стороны». В отчетном докладе П.Н. Шмелев особо замечал, что на ноябрь 1937 г. было запланировано проведение десятидневных курсов со всеми работниками цензурного аппарата [Там же. Д. 8. Л. 108]. В 1938-1940 гг. в Свердловском и Пермском обллитах учебные занятия по повышению квалификации цензоров окончательно приобрели системный характер. В Свердлобллите в начале 1939 г. было выделено специальное время для «технической учебы», а именно: каждый второй день пятидневной рабочей недели с 9 до 11 часов утра [ГACO. Ф. р.-577. Оп. 3. Д. 18. Л. 4]. В это время свердловские цензоры на занятиях изучали секретные перечни, инструкции и циркуляры Глав лита, анализировали ошибки коллег, слушали лекции приглашенных специалистов из разных ведомств, в том числе НКВД и штаба Уральского военного округа.

В отчетном докладе о работе Свердлобллита за 1939 г. его начальник А.П. Горских подробно описывала и сущность организации политического просвещения работников цензуры. «Жизнь выдвинула на очередь необходимость организации политзанятий, — отмечала А.П. Горских. — Учитывая специфику цензурной работы, цензор должен быть политически грамотным, ни в коем случае не отстающим от политических событий, правильно и быстро был бы ознакомлен со всеми постановлениями партии и правительства» [Там же. Л. 5—6]. На политических занятиях, проводившихся один раз в неделю, свердловские цензоры изучали содержание таких документов, как: выступление В.М. Молотова на третьей сессии Верховного Совета СССР, постановление СНК о мерах охраны сб-

щественных земель колхозов от разбазаривания, выступления К.Е. Ворошилова и Л.М. Кагановича на XVIII партсъезде, постановление ЦК и СНК о животноводстве, положение о выборах в местные Советы депутатов трудящихся, закон о сельскохозяйственном налоге и закон о всеобщей воинской повинности. Кроме того, по утверждению А.П. Горских, был прочитан курс лекций по истории коммунистической партии в объеме 8 часов.

В Пермском обллите проводилась аналогичная работа. Только за четвертый квартал 1939 г. было проведено 14 занятий по «технической учебе». В октябре и ноябре 1939 г. аппарат обллита организовал кустовые производственные совещания с выездом в районы области, где обсуждались вопросы об итогах социалистического соревнования, а также меры по ликвидации «запущенности в изъятии контрреволюционной литературы» [ГАПК. Ф. р.-156. Оп. 3. Д. 1. Л. 4]. На политических занятиях пермские цензоры, как и их свердловские коллеги, знакомились с важнейшими нормативными актами и текстами выступлений партийных вождей. Для «неосвобожденных» районных уполномоченных с четвертого квартала 1940 г. были организованы заочные курсы обучения.

В начале 1940 г. Челябинский обллит разработал программу краткосрочных курсов для районных уполномоченных, которая предусматривала общий объем учебной нагрузки 36 ч. для райлитов и 32 ч. для совместителей. В содержательном плане программа выглядела следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Программа курсов-совещания уполномоченных Челябобллита [ОГАЧО. Ф. р-196. Оп. 1. Д. 12. Л. 119]

№ п/п Содержание Для штатных цензоров (кол-во часов) Для совместителей (кол-во часов)

1 Охрана военных тайн в районной печати 10 6

2 Охрана экономических тайн в печати 7 5

3 Практика работы цензуры в области вопросов политико-идеологического контроля 1 2

4 Основные права и обязанности уполномоченного 1 4

5 Правила производства и выпуска в свет изданий - 2

6 Порядок изъятия из производства печати - 2

7 Отчетность и техника ее составления 2 2

8 Контроль за репертуаром и зрелищами 1 1

9 Правила ведения секретного делопроизводства в районе 1 1

10 Ознакомление с руководящими инструкциями Глав лита 2 1

11 Задачи районной печати в связи с постановлениями ЦК ВКП (б) о перестройке работы редакций районной печати 3 2,5

12 Изучение 6-й серии (вып. 2) задач заочного обучения 4 -

13 Доклад о международном положении 2,5 2,5

14 Задачи цензуры 1,5 1

Новым явлением в системе повышения квалификации цензурных кадров стало введение процедуры их аттестации. Отныне каждый цензор, освоивший курс технической и политической учебы, должен был сдавать зачет. В каждом облли-те формировалась приемная комиссия под председательством его начальника. В состав комиссии нередко приглашались работники НКВД, представители партийных комитетов ВКП (б). Так, в октябре 1939 г. в состав комиссии Свердлобл-лита по приему зачетов был включен работник НКВД — «товарищ, хорошо знающий организацию РККА» [ГАСО. Ф. р-577. Оп. 3. Д. 18. Л. 5]. В Молотовский обллит в декабре 1940 г. в качестве члена комиссии был приглашен представитель Уральского военного округа. По итогам проведения зачетного мероприятия издавался специальный приказ по обллиту.

Не все цензоры успешно осваивали курсы обучения и сдавали зачет. Так, в приказе № 9 по Свердловскому обллиту от 11 октября 1939 г. содержалась информация о результатах приема зачетов у группы политредакторов при издательстве областной газеты «Уральский рабочий». Зачет принимался по первым трем разделам секретного перечня Главлита по литере «А» (военные тайны). К зачету было допущено четыре человека, из которых только один получил «посредственную оценку». Остальные цензоры не справились с заданиями. «Не один из сдававших зачеты не знает воинских званий командного и политического состава РККА, вопросов организации Красной Армии, что, несомненно, отражается в правильности применения перечня в практической работе», — отмечалось в приказе [Там же. Оп. 2. Д. 38. Л. 16]. Комиссия констатировала факт того, что самостоятельную работу над перечнем «А» никто из политредакторов не проводил. В итоге комиссия приняла решение направить всех цензоров на повторную сдачу зачета, определив двухнедельный срок их подготовки к пересдаче.

В приказе № 10 по Свердловскому обллиту от 17 октября 1939 г. говорилось о том, что из четырех присутствующих на зачете уполномоченных обллита двое получили оценку «неудовлетворительно». «Товарищи Шаламов и Ольков отвечали на вопросы неуверенно, в большинстве запутанно... поэтому предложено им зачеты пересдать 7 ноября», - отмечалось в приказе [Там же. Л. 18]. Имелась и одна отметка «отлично», которую получила цензор Тюкалева. В приказе № 11 по Свердлобллиту от 15 ноября 1939 г. были обозначены темы для занятий в «часы технической учебы». Свердловским цензорам предстояло изучить новые разделы перечня «А»: 1. Боевая техника РККА и ВМФ (20.11.1939-2.12. 1939). 2. Военно-воздушные силы РККА и ВМФ (8.12.1939). 3. Пограничные и внутренние войска НКВД (14.12.1939). 4. Мобилизационные и оперативные планы (20.12.1939). 5. Дисциплина и политико-моральное состояние РККА. Даты следующих зачетных мероприятий были назначены на 28.12.1939, 2.01.1940 и 4.1.1940. Таким образом, на подготовку к зачету цензорам давалось всего несколько дней.

В Молотовском обллите в 1940 г. принимали зачеты не только в очной, устной форме. Цензорам-совместителям в районы были высланы три серии «практических задач», которые им предстояло последовательно решить, и отослать ответы на проверку обратно, в обллит. На 1 декабря 1940 г. ответы были получены от 18 человек по первой серии задач и только от 7 человек по второй серии. Итоги проверки выглядели следующим образом: цензоры Щучье-Озерского и Ки-шертского районов получили оценки «отлично», 12 человек — «хорошо», 6 — «удовлетворительно» и 5 — «слабо». «Результаты выполнения задач по заочной учебе говорят о том, что Перечни цензорами усвоены неудовлетворительно, не всегда

правильно применяются», — писала в отчетном докладе Молотовского обллита за 1940 г. его начальник М.Н. Пермякова [ГАПК. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 2. JI. 3].

Из горрайлитов нередко приходили положительные отзывы о практике заочного обучения. В сентябре 1940 г. начальник Тагильского горлита И.Н. Тулакин в докладе в Свердлобллит, в частности, отмечал: «Следует отметить хорошую, полезную заочную учебу по заданиям — задачам, организованным Главлитом и Обллитом» [ГАСО. Ф. р-577. Оп. 3. Д. 20. JI. 9]. Вместе с тем начальник горлита просил обллит прислать труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина, а также справочную литературу. Одного только инструктивного материала явно не хватало.

Таким образом, в 1930-е гг. в цензурных ведомствах Урала была предпринята попытка создать систему повышения квалификации цензоров. Произошел отказ от прежней трактовки фигуры цензора как простого исполнителя директив Главлита. Деловые качества и профессионализм стали ведущими критериями, оттеснив на второй план социальное происхождение и классовую нетерпимость. «Кадры решают все!» — это знаменитое, ставшее крылатым выражение И.В. Сталина нашло отклик в органах Главлита на Урале. Ответом на вызов в виде проблемы высокой текучки кадров, о которой мы прежде говорили, могла стать только хорошо налаженная, бесперебойно работающая система подготовки цензоров-специалистов. Попадая в такую систему, цензор не оставался один на один с кучей часто непонятых им инструкций Главлита. При условии добросовестного исполнения своих обязанностей и желании работать он имел все шансы уже в считанные месяцы освоить это нелегкое ремесло.

Архивные материалы

1. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 684. Оп. 3. Д. 88. JI. 1; Д. 111. Л. 33 об., 90-91об.; Д. 123. Л. 4; Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 1. Л. 4; Д 2. Л. 3.

2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. р-577. Оп. 2. Д. 38. Л. 16, 18; Оп. 3. Д. 18. Л. 4, 5, 6; Д. 20. Л. 9.

3. МУ «Кунгурский городской архив». Ф. р-143. Оп. 1. Д. 18. Л. 111.

4. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 12. Л. 119; Оп. 2. Д. 5. Л. 10; Д. 8. Л. 108.

Библиографический список

1. Известия ЦИК СССР. 1935. 21 июля. № 169.

2. Подлужная А.М. Политическая цензура в Пензенском регионе в 1920-1930-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2007.

3. Ярмолич Ф.К. Цензура на Северо-Западе СССР. 1922-1964 гг.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.