Научная статья на тему 'Кадровый состав Новосельской колонии Псковской области'

Кадровый состав Новосельской колонии Псковской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / кадровый состав / история пенитенциарной системы. / penal correction system / staff members / history of the penal correction system

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Роман Игоревич Иваняков, Максим Николаевич Богданов

Статья посвящена истории функционирования исправительного учреждения, располагавшегося на территории Псковской области — Отдельного лагерного пункта № 3. Первоначально этот лагерный пункт использовался для содержания военнопленных, но затем был преобразован в исправительное учреждение и существовал в этом статусе несколько лет. В статье рассмотрены все стороны существования учреждения практически до момента его ликвидации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Роман Игоревич Иваняков, Максим Николаевич Богданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff members of the Novoselsky colony of the Pskov Region

The article focuses on history of correctional establishment on the territory of the Pskov region, Specific camp №3. Previously, the camp was used to hold prisoners of war, and then it was reconstructed into the correctional establishment and had existed in that status for several years. In the article is observed the period of the establishment functioning up to its liquidation.

Текст научной работы на тему «Кадровый состав Новосельской колонии Псковской области»

УДК 316.62 ББК 60.524 И 23

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10050

КАДРОВЫЙ СОСТАВ НОВОСЕЛЬСКОЙ КОЛОНИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Роман Игоревич ИВАНЯКОВ, Максим Николаевич БОГДАНОВ,

кандидат исторических наук кандидат юридических наук

E-mail: skspui@gmail.com

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Статья посвящена истории функционирования исправительного учреждения, располагавшегося на территории Псковской области — Отдельного лагерного пункта № 3. Первоначально этот лагерный пункт использовался для содержания военнопленных, но затем был преобразован в исправительное учреждение и существовал в этом статусе несколько лет. В статье рассмотрены все стороны существования учреждения практически до момента его ликвидации.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, кадровый состав, история пенитенциарной системы.

Annotation. The article focuses on history of correctional establishment on the territory of the Pskov region, Specific camp №3. Previously, the camp was used to hold prisoners of war, and then it was reconstructed into the correctional establishment and had existed in that status for several years. In the article is observed the period of the establishment functioning up to its liquidation.

Keywords: penal correction system, staff members, history of the penal correction system.

Рецензент: И.Н. Смирнова, доктор юридических наук

На волне начавшегося расширения количества исправительных учреждений в 1948 г. был создан Отдельный лагерный пункт (ОЛП-3) Отдела исправительно-трудовых колоний Управления МВД по Псковской области (ОИТК УМВД по Псковской области).

Новосельская колония, или как она официально значилась в документах и отчетах ОЛП-3 (отдельный лагерный пункт), или ИТК-3 (исправительно-трудовая колония), располагалась на территории деревни Барские полоски Новосельского района (в настоящее время деревня Полоски Стругокрасненского района) Псковской области, в восьми километрах от райцентра и железнодорожной станции Новоселье и в четырех километрах от Ленинградского шоссе, в районе Цапельского сельского совета.

Учреждение было создано 1 апреля 1948 г. на базе ликвидированного в марте того же года подсобного хозяйства лагеря военнопленных № 3431.

Численность административно-управленческого персонала, установленная штатным расписанием лагерных подразделений и колоний, как правило, составляла 11—12 человек, из них 5—7 человек являлись офицерами (при ежегодной численности заключенных 300—450 человек).

Обычно эти должности были укомплектованы, но постоянной проблемой, с которой сталкивалось учреждение, была текучесть кадров — только начальников колонии за сравнительно недолгий период ее существования (с весны 1948 г. до начала 1953 г.) сменилось трое.

Первым начальником колонии до января 1948 г. был лейтенант Г.Г. Шевченко, с января по декабрь 1950 г. — капитан П.П. Петров, с декабря 1950 г. до ее упразднения — лейтенант Г.Я. Ней-жмаков2.

В отношении взвода военизированной стрелковой охраны колонии следует отметить, что численность охраны практически постоянно превышала лимиты, установленные штабом дивизиона

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

взвода стрелковой охраны (ВСО). Этот лимит определялся в 12% (позже в 10%) от списочного контингента заключенныгх. Превышение лимита вы-зыталось постоянным отвлечением части охраны на конвоирование заключенных на лечение в город Псков и поселок Новоселье, а также на конвоирование и охрану матерей в доме ребенка, находившемся за пределами территории колонии.

Кроме того, как отмечало руководство колонии в своих отчетах, ОЛП-3 долгое время не имел электрического света, и зона освещалась керосиновыми лампами, что приводило к отвлечению части взвода ВСО на усиление охраны жилой зоны в ночное время.

Наряду с этим часть сотрудников постоянно направлялась для охраны бригады бесконвойных заключенных, занимавшихся заготовкой древесины и дров.

Из-за постоянного недостатка вольнонаемных сотрудников и солдат срочной службы, из которых комплектовался взвод охраны, к исполнению охранных функций зачастую привлекали заключенных в качестве самоохраны. В результате общая численность охраны значительно возрастала и в абсолютных цифрах составляла 44 человека (хотя не должна была превышать 34— 40 человек), из них один был офицером и 16 находились на положении самоохраны из числа заключенных, остальные являлись солдатами срочной службы3.

В штате колонии также значились военизированная пожарная охрана (1—2 человека) и обслуга взвода стрелковой охраны (2 человека)4.

Необходимо также отметить, что на протяжении всей истории существования этого исправительного учреждения состав административно-управленческого и руководящего состава колонии был крайне немногочисленным. По штатному расписанию МВД того периода он не должен был превышать 50 человек. Однако в силу различных обстоятельств реальная численность административно-руководящего персонала колонии в отдельные периоды времени достигала 55—60 человек, но даже такого небольшого количества персонала было не найти, и большая часть должностей оставалась вакантной и не заполнялась.

Выход из создавшейся ситуации был найден путем привлечения к несению службы представителей из числа спецконтингента.

Так, по данным на начало 1951 г., численность административно-управленческого и обслуживающего персонала, проходящего по штатному расписанию лагерных подразделений и ко-

лоний, составляла 56 человек, 16 из них являлись заключенными этой колонии5.

Большая часть персонала, занятого на обеспечении функционирования и хозяйственного обслуживания колонии, вследствие недостатка кадров также заполнялась из числа заключенных.

По данным архива на 1951 г., из 126 лиц, занятых в охране и обеспечении работы колонии (с учетом административно-управленческого персонала), 74 были из числа контингента6.

По таким видам деятельности, как коммунально-бытовое и медицинское обслуживание, а также культурно-воспитательная работа весь персонал состоял из числа заключенных. Персонал дома ребенка, а также служащие, занятые вещевым и продовольственным снабжением, в основном были из числа заключенных. Из-за отсутствия вольнонаемных специалистов на все работы сельскохозяйственного профиля назначались заключенные, за которыми закреплялось поголовье скота, сельскохозяйственный инвентарь и другие материальные ценности. Следствием подобной практики была более частая поломка техники, низкая по сравнению с плановыми показателями производительность труда.

Одним из вопросов, которому руководство колонии уделяло самое пристальное внимание, был вопрос повышения боевой и политической подготовки. С личныш составом колонии и спецконтингентом регулярно проводилась политинформация, темы политинформации устанавливались центральными органами.

Наиболее распространенные темы, которые предлагались для изучения сотрудниками колонии: «Краткий курс ВКП(б)», биографии Сталина, других видных представителей Советского государства, а также вопросы современной политической ситуации в мире7.

Большое внимание уделялось практическим стрельбам и изучению устава. Следует отметить, что проведение занятий и контроль за усвоением изученного материала входили в обязанности офицерского состава колонии.

Однако, несмотря на меры, принимаемые для повышения профессионального и политического уровня личного состава, руководством лагеря нередко отмечались нарушения, а некоторые из них носили грубейший характер. К числу наиболее распространенных нарушений следует отнести следующие: подпуск часовыми к посту без оклика посторонних лиц, разговоры с другими бойцами во время несения службы, нахождение конвоиров с оружием среди заключен-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ных, что не исключало возможности нападения на конвой и в итоге могло привести к вооруженному побегу.

Кроме того, прокурорскими проверками были выявлены следующие нарушения: в делах заключенных зачастую отсутствовали даты взятия их под стражу, не всегда объявлялись жалобы контингента и результаты рассмотрения этих жалоб8.

Вместе с тем, как свидетельствуют архивные материалы, за подобные проступки следовало достаточно лояльное наказание, самым тяжелым наказанием был выговор. В большинстве случаев имевшие место нарушения рассматривались на общем собрании коллектива колонии. Итогом этих собраний, как правило, было публичное покаяние в содеянном со стороны нарушителей служебной дисциплины и их обещание исправиться. Это свидетельствует о достаточно либеральном отношении руководства колонии к подобным нарушениям, что негативно отразилось на состоянии дисциплины9.

О ее ухудшении свидетельствует, прежде всего, то, что в июне 1951 г. был допущен побег заключенной с сельскохозяйственных работ. Этот побег был ликвидирован силами охранами в течение 22 часов. Несмотря на это серьезное происшествие, уже 20 января 1952 г. начальник ка-

раула и вахтер во время несения службы были обнаружены спящими. В обоих случаях виновные были наказаны в дисциплинарном порядке начальником охраны ОИТК УМВД по Псковской области, некоторые из них были преданы аресту, другим объявлен выговор10.

Одним из способов поддержания дисциплины руководство считало увеличение числа членов партии и комсомольцев среди персонала колонии. С этой целью предпринимались усилия по повышению численности коммунистов и комсомольцев, и к концу 1950 г. численность партийно-комсомольской прослойки была доведена до 50%п, что несколько улучшило состояние дисциплины личного состава.

1 Государственный архив Псковской обл. (далее — ГАПО). Ф. Р- 1503, оп. 2, д. 12, л. 61.

2 Там же, д. 8, л. 6—10.

3 Там же, д. 12, л. 2.

4 Там же, д. 14, л. 10.

5 Там же.

6 Там же..

7 Там же, д. 18.

8 Там же, д. 12, л. 8.

9 Там же, д. 8, л. 6—7.

10 Там же, д. 8, л. 5.

11 Там же, д. 8.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА»

предлагает комплекс услуг по изданию учебников, учебных пособий, авторских монографий

Тематика:

естественные науки, гуманитарные науки, общественные науки, широкая тематика, искусствоведение, история, политология, юриспруденция

Труды, вышедшие в свет в нашем издательстве, получают импакт-фактор РИНЦ.

В стоимость издания входят:

■ редакционно-издательские услуги; ■ печать тиража;

■ передача 16 экземпляров в Книжную палату (ИТАР ТАСС).

Рукопись измеряется из расчета: TNR 14 шрифт, 1,5 интервал, направляется в файле WORD.

Весь комплекс услуг занимает от двух до трех недель.

Издательство оказывает эффективное содействие в продвижении издания на книжные рынки России и других стран.

Адрес издательства: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1. Тел.: 8-499-740-60-15. Тел./факс: 8-499-740-60-14; unity@unity-dana.ru; www.unity-dana.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.