Научная статья на тему 'Кадровый состав медицинских учреждений в блокадном Ленинграде'

Кадровый состав медицинских учреждений в блокадном Ленинграде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
826
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЕДИЦИНА" / "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рафиков А.И.

В настоящей статье на основании воспоминаний сотрудников медицинских учреждений Ленинграда показано состояние кадрового состава во время Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый состав медицинских учреждений в блокадном Ленинграде»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

1) отсутствие непосредственных сиюминутных реальных стимулов к проведению НТР в Советском Союзе;

2) особенности макроэкономического устройства СССР, состоявшего в основном из очень крупных предприятий и ТПК;

3) направленность советской науки прежде всего в сферу фундаментальных исследований.

К субъективным причинам следует отнести:

1) отсутствие высокообразованных, компетентных чиновников-управленцев и преобладание бюрократии;

2) развитие НТР в СССР с учетом внешнеполитического фактора, а не конъюнктуры рынка;

3) теория НТР игнорировавшая социально-экономические факторы и последствия процесса;

4) система образования, воспроизводившая структуру индустриальной эпохи;

Важнейшим внешним проявлением данной проблемы стало постепенное технологическое отставание СССР от ведущих западных стран.

Очевидно, что научно-техническая база, созданная в СССР должна стать основой для дальнейшего интенсивного развития теперь уже российской экономики. Выделенные в статье достижения НТР в СССР, реформированные применительно к настоящему экономическому укладу должны стать базой для научно-технической политики и модернизации производства в РФ. Среди них следует выделить: главенствующую роль отечественной науки и образования в сфере фундаментальных исследований, одновременно повышая степень прикладных исследований; успехи в разработке больших ЭВМ, применяя их для макроэкономики; применение технологических достижений в сфере ВПК, конверсируя их в гражданские отрасли. Таким образом, достижения СССР в сфере науки и техники должны стать базой для инновационной политики РФ в данной области.

Список использованной литературы:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. - М: Академия, 1999.

2. Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970-1980-е гг. - М.: Наука, 2007.

3. Глушков В.М. Будущее науки. - М.: Знание, 1965.

4. Ильясов В.П. НТР versus НТР. // Отечественные записки. - 2002. - №7. - С.25-36.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М.: Юстицинформ, 2007.

6. Утенков А. Я., Фролов А. В., Буймов П. С. Деятельность КПСС по повышению эффективности общественного производства. - М.: Наука, 1978.

7. Шубин А.В. От застоя к реформам. СССР в 1978-1985 гг. - М.: Росспэн, 2001.

© Калимуллин Р.Р., 2017

УДК9

А.И. Рафиков

Магистр 2 курса ВШЖиМК, СПбГУ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

КАДРОВЫЙ СОСТАВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Аннотация

В настоящей статье на основании воспоминаний сотрудников медицинских учреждений Ленинграда показано состояние кадрового состава во время Великой Отечественной войны.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

«Медицина», «Блокадный Ленинград».

Во время войны Ленинград испытывал острую нехватку врачей и медсестер. Связано это было с тем, что в первые дни войны две тысячи врачей ушли на фронт. Оставшегося в городе медицинского персонала катастрофически не хватало. К тому же, около тридцати двух тысяч женщин ушли на фронт в качестве медицинских сестер и санитарных дружинниц. Помимо этого, определенная часть медицинских работников эвакуировалась.1

В военное время в Ленинграде действовала сеть медицинских школ и курсов. Подготовка медицинских сестер велась по четырем основным направлениям: первичное обучение, повышение квалификации, переквалификация санитарок.

Городу требовалось около 5 тысяч медсестер, в то время, как медицинские училища при полном функционировании и укомплектованности могли подготовить не более 3 тысяч специалистов.

Благодаря инициативе горкома общества Красного Креста при поддержке всех медицинских институтов и Педагогического института имени Герцена также были организованы курсы медицинских сестер.2

Проведенный учет, подготовка и грамотное распределение медицинского персонала несколько помогли сгладить проблему нехватки кадров.

Несмотря на военное время и блокаду, в сентябре-октябре 1941 года к занятиям приступили студенты около 40 вузов Ленинграда. Из медицинских образовательных учреждений функционировали: Педиатрический медицинский институт, 1-й и 2-й медицинские институты, Государственный институт для усовершенствования врачей им. С.М. Кирова. Также частично работали Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Химико-фармацевтический и Стоматологический институты.3 В большинстве институтов учебный год начался 1 августа 1941 года, а занятия велись по программе, рассчитанной на три с половиной года. Значительная часть профессорско-преподавательского состава была отправлена в Красную армию. Е.С. Сковородникова вспоминает, что во Второй Ленинградский медицинский институт в течение июня было подано огромное количество заявлений от желающих учиться. Около 1500 при плановом приеме около 500 человек.4 Из зачисленных на 1 курс 750 человек пришло только 350. Это было связано с эвакуацией из города зачисленных студентов вместе со своими родителями, работающими на эвакуируемых заводских предприятиях и учреждениях.

Отрицательно сказывался на обучении студентов периодический отрыв от занятий, связанный с выполнением оборонных работ и несения дежурств в системе МПВО. Также давал о себе знать и вышеупомянутый дефицит профессорско-преподавательского состава. Тем не менее, учебный план выполнялся успешно.

В Первом Ленинградском медицинском институте 23 июня 1941 года были отменены отпуска всем сотрудникам. Студенты, начиная с третьего курса, также не были отпущены на каникулы. В первые дни войны всего были мобилизованы 241 врач и 158 медсестер. 500 старшекурсников было выпущено досрочно. Для студентов 1-2 годов обучения были организованы курсы медсестер. В связи с установками Директора института И.Д. Страшуна, призвавшего «Готовить врачей в сокращенные сроки и в первую очередь по нужным для военного времени дисциплинам»5, были пересмотрены учебные программы. Часы, отводимые для изучения инфекционных болезней, хирургии и терапии были значительно увеличены.

После первой блокадной зимы количество студентов в институтах уменьшилось. Многие погибли от холода, бомбежек. Другие были эвакуированы. На 10 июня 1942 года во 2-м медицинском институте

1 Хромов Б. М. Свешников А. В. Здравоохранение Ленинграда. С. 78.

2 Там же. С. 79.

3Гладких П.Ф. Очерки истории отечественной и военной медицины. С. 333.

4Чтобы помнили... Блокада :[сборник] : Посвящается 65- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / СПб: гос. мед. акад. им. И. И. Мечникова., 2005. С. 311.

5 Там же. С. 239.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

оставалось 19 профессоров из 33, 14 доцентов из 44, 76 ассистентов из 125, работавших до войны.6

М.Н. Аничков и Р.Н. Григорьев вспоминают, что 26-27 июня целый ряд слушателей ВМА подали заявления с просьбой об отправке на фронт, но им в этом было отказано. Многие общественные здания в городе стали оборудовать под госпитали. Также по словам Милия Николаевича, коечная сеть многих медицинских учреждений увеличилась более чем в двое.

Н.А. Карлова вспоминает, что студенты Второго Ленинградского института помимо учебы участвовали в оборонительных предприятиях, в работе отрядов местной противовоздушной обороны: рыли окопы, проверяли квартиры с целью обнаружения нуждающихся в помощи или умерших Ленинградцев, несли дежурство на крышах во время воздушных тревог.7

Ускоренной подготовки военных врачей по уплотненной программе требовали запросы Красной армии. Слушателям ВМА предстояло учиться не 5 лет, а всего 4 года до выпуска из академии. Из расписания были исключены физкультура, иностранные языки, философские науки. Ряд предметов, таких как микробиология, гигиена, патологическая физиология давались в сокращенном виде.

С.А. Апакова вспоминает, что с осени 1941 года по весну 1942 года ей нужно было закончить учебу в институте: 4 и 5 курсы. Она совмещала учебу с работой медсестры на канатной фабрике и в стационаре для больных дистрофией при Октябрьской гостинице.8

Студенты 2-го Ленинградского медицинского института привлекались и к научной работе. Они должны были собирать клинический материал и делать по нему сообщение. Очень редко, но им удавалось присутствовать на заседаниях Пироговского общества.9

А.Н Ардамацкая вспоминает, что в ее дипломе отсутствовали слова «Решением государственной квалификационной комиссии ему (ей) присвоена квалификация врача». У нее не было государственных экзаменов, обязательных при окончании любого вуза.10 Список использованной литературы:

1. Хромов Б.М., Свешников А.В. Здравоохранение Ленинграда : Краткий ист. очерк. Л. : Лениздат, 1969. 207 с.

2. Гладких П.Ф. Очерки истории отечественной и военной медицины. Здравоохранение и военная медицина в битве за Ленинград глазами историка и очевидцев. 1941-1944 гг. СПб., 2006. 520 с.

3. Чтобы помнили...Блокада : сборник : Посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; 2-е изд., испр. СПб, Медпресса, 2010. 376 с.

© Рафиков А.И., 2017

УДК9

А.И. Рафиков

Магистрант 2 курса ВШЖиМК, СПбГУ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

МЕДИЦИНСКАЯ ТЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА» И АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ЦГА СПБ.: АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ

Аннотация

В настоящей статье анализируется медицинская тематика, отражённая в публикациях газеты

6Гладких П.Ф. Очерки истории отечественной и военной медицины. С. 334.

7 Чтобы помнили.Блокада. С. 170.

8 Чтобы помнили.. .Блокада. С. 29.

9 Чтобы помнили.. .Блокада. С. 30.

10 Чтобы помнили.. .Блокада. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.