Научная статья
УДК 332.1
doi: 10.47576/2949-1908_2023_1_56
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
Власенко Ксения Андреевна
Владимирский государственный университет имени
А. Г и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье исследуется кадровый научно-исследовательский потенциал Российской Федерации. В разрезе временного периода 2000-2021 гг. проведен анализ основных показателей: динамика и структура научно-исследовательского персонала, количество выбывших и их причины. Рассчитан удельный вес занятых научно-исследовательской работой в общем объеме занятого населения. Выявлена высокая корреляционная связь между ним и количеством выпустившихся аспирантов. Проведен кластерный анализ, который позволил разделить федеральные округа Российской Федерации на три кластера. Подчеркивается значимость выпуска аспирантов и поддержки молодых ученых для повышения научно-исследовательской активности в стране, особенно в федеральных округах аутсайдерах.
Ключевые слова: персонал; научные исследования; разработки; аспирантура; федеральный округ; кластер; динамика.
Для цитирования: Власенко К. А. Кадровый потенциал Российской Федерации в сфере научных исследований и разработок // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 56-60. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_56.
Original article
PERSONNEL POTENTIAL OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF SCIENTIFIC RESEARCH AND DEVELOPMENT
Vlasenko Ksenia A.
Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the personnel research potential of the Russian Federation. In the context of the time period 2000-2021. the analysis of the main indicators was carried out: the dynamics and structure of the research staff, the number of dropouts and their reasons. The proportion of those employed in research work in the total volume of the employed population has been calculated. A high correlation was found between it and the number of graduating graduate students. A cluster analysis was carried out, which made it possible to divide the federal districts of the Russian Federation into three clusters. The importance of graduating graduate students and supporting young scientists to increase research activity in the country, especially in outsider federal districts, is emphasized.
56
SCIENTIFIC-PRACTICAL JOURNAL
Keywords: personnel; scientific research; developments; postgraduate studies; federal district; cluster; dynamics.
For citation: Vlasenko K. A. Personnel potential of the Russian Federation in the field of scientific research and development. Applied economic research, 2023, no. 1, pp. 56-60. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_56.
В настоящее время сфера науки и технологий является приоритетной для правительства Российской Федерации. Это связано с тем, что от темпов роста научно-технологического прогресса зависит социально-экономическое развитие страны. Соответственно, в государственном планировании данное направление занимает стратегическое значение [8].
Результативность определяется перечнем задач, среди которых повышение кадрового потенциала. Его высокий уровень позволит обеспечить эффективную работу в сфере научных исследований и разработок, а также конкурентоспособность страны на мировой арене. Синергия кадрового, научного и инновационного потенциала позволит выйти стране на качественно новый уровень развития.
Текущая экономико-политическая обстановка требует активного обновления отечественных технологий и инновационных продуктов. Таким образом, необходимо повышение компетенций в данной сфере профессиональной деятельности как на национальном, так и региональном уровне. Именно повсеместное распространение квалифицированных кадров и высокотехнологичных разработок позволит обеспечить существенные трансформации. Условия для этого формирует сфера образования и науки [3; 4]. Данный факт подтверждается многочисленными программами поддержки моло-
дых ученных от Министерства науки и высшего образования.
Первоначально необходимо уделить внимание национальным программам, являющимся частью современной научно-технологической политики:
- Стратегия научно-технологического развития до 2035 г.,
- национальный проект «Наука и университеты»,
- государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 гг.».
Для развития науки и технологий В.В. Путин подписал указы:
- 2021 год объявлен годом науки и технологий [1];
- 2022-2031 объявлены Десятилетием науки и технологий [2].
В рамках данных указов реализуются различные мероприятия, меры поддержки, льготы и т. д. Финансовая поддержка осуществля -ется за счет различных грантов, стипендий и премий. В целях улучшения жилищных условий молодых ученых действуют социальные программы [7].
Данный вопрос особенно актуален в связи с санкциями. Уход зарубежных высокотехнологичных продуктов с российского рынка открывает нишу для отечественных разработок. В совокупности это обеспечит приток новых кадров в научно-технологическую отрасль.
1 шшшш
■ исследователи ■ техники ■ вспомогательный персонал прочий персонал
Рисунок 1 - Численность научно-исследовательского персонала в Российской Федерации, чел. [6]
Проанализировать кадровый потенциал возможно за счет ряда статистических показателей, характеризующих количественные и качественные тенденции кадрового состава в области научных исследований и разработок. К таким показателям можно отнести: численность, движение кадров, квалификацию, структуру и др.
По официальным статистическим данным, в 2000-2021 гг. общее число научно-исследо -вательского персонала в Российской Федерации снизилось на 25,34 % (рис. 1). Данную тенденцию можно охарактеризовать как негативную.
По категориям снижение составляет:
- исследователи - 20,15 %;
- техники - 19,57 %;
- вспомогательный персонал - 36,77 %;
- прочий персонал - 24,69 %.
Непосредственно создание новых знаний, продуктов, процессов, методов, систем и т. д. осуществляют исследователи. В данном аспекте их можно охарактеризовать как основную движущую силу [5]. Статистика показывает, что важно уделять внимание вспомогательному персоналу ввиду существенного сокращения их численности.
Основные причины выбытия представлены на рис. 2. Росстат ведет статистические данные по четырем причинам выбытия. В 2020 и 2021 гг. данные по количеству уволившихся по собственному желанию и прочим причинам отсутствуют. Для анализа общих тенденций эти группы были объедены в один блок.
150000
100000
50000
ПТПттптп
2001 2003 2005 2007 по собственному желанию по прочим причинам
2009 2011 2013 2015 2017 в связи с сокращением штатов всего
2019 2 02 0 2021
Рисунок 2 - Выбытие персонала, занятого НИР в Российской Федерации, чел. [6]
За исследуемый период (20 лет) числен- жительную. Выявленное сокращение кадров
ность выбывших научно-исследовательских в данной сфере профессиональной деятель-
кадров сократилась на 28,7 %. Данную тен- ности связано с сокращением числа приня-
денцию можно охарактеризовать как поло- того персонала. В свою очередь, количество
Рисунок 3 -
Удельный вес занятых НИР в общем объеме занятых (15-72 года) [6] - SCIENTIFIC-PRACTICAL JOURNAL
выбывших практически ежегодно снижается. Большая часть уволилась по собственному желанию, однако и этот показатель за анализируемый период существенно снизился (41,6 %).
Для детальности исследования в работе рассчитан удельный вес занятых НИР в общем объеме занятых (рис. 3).
Данный показатель исследуется за 20102021 гг. и по всем федеральным округам страны. Большее число кадров, занятых НИР, сосредоточено в ЦФО и отрыв от остальных достаточно существенный. Например, в СКФО эта доля составляет всего 0,6 %. Вторым по численности является СЗФО 2022 в г. При этом в многочисленных федеральных округах ярко выражена тенденция к снижению:
- ЦФО - 1,9 % в 2010 г. до 1,6 % в 2022 г.;
- СЗФО - 1,33 % в 2010 г. до 1,19 % в 2022 г.
На рис. 3 достаточно наглядно видно, что
кадровый потенциал в этой сфере у федеральных округов разный, но все они имеют с определенными субъектами схожие тенденции. Для их подтверждения был проведен кластерный анализ, который позволят классифицировать исследуемые параметры на однородные группы.
По доли занятых НИР кластерный анализ позволил разделить федеральные округа на три кластера (табл. 1).
Таблица 1 - Кластерный анализ
Номер кластера Федеральный округ
1 ЦФО СЗФО
2 ЮФО СКФО ДФО
3 ПФО УФО СФО
В первый кластер вошли ЦФО и СЗФО. Только в этих округах данных показатель больше 1 %. Данный факт объясним большой численностью населения в целом. В
ЦФО находится Москва, а в СЗФО - Санкт-Петербург, то есть два крупнейших города России.
Во второй кластер включены ЮФО, СКФО и ДФО. У данных федеральный округ доля научно-исследовательского персонала не поднималась выше 0,44 %. В среднем этот показатель составляет 0,30 %. Дифференциация регионов по уровню кадрового научного потенциала ожидаема. Ряд федеральных округов вовсе нецелесообразно сравнивать друг с другом в связи с существенным разры -вом по качественным и количественным социально-экономическим показателям. Однако вопрос научно-технологического развития страны является приоритетным для страны. В этой связи второй кластер требует особого внимания, так как отрыв от первого и третьего довольно ощутимый.
В третий кластер включены ПФО, УФО и СФО. У данного кластера минимальное значение - 0,64 %, среднее - 0,71 %.
Доля кадров, занятых НИР, напрямую связана с выпуском аспирантов. Данный факт подтвердил корреляционный анализ, коэффициент которой составил 0,93, что свидетельствует о высокой прямой связи между исследуемыми параметрами. Численность аспирантов по всем параметрам сокращается. Согласно статистическим данным в 2020 г. диссертацию защитило только 8,9 % от общего выпуска [6], то есть в части защиты диссертаций - низкая результативность, что может стать серьезной проблемой для научно-исследовательской сферы. В этой связи система подготовки аспирантов в настоящее время претерпевает изменения.
Работа с молодыми учеными является стратегическим направлением Министерства науки и высшего образования. Меры, рассмотренные в работе, повышают привлекательность научно-исследовательской деятельности, что позволит повысить кадровый потенциал страны в сфере научных исследо -ваний и разработок.
Список источников
1. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2020 № 812 «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012250002 (дата обращения: 20.01.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202204250022 (дата обращения: 20.01.2023).
3. Аргылов Н. А. К вопросу о воспроизводстве научных кадров на российском Дальнем Востоке // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12(166). С. 15-22.
4. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики Материал для обсуждения / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко [и др.] // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-65
5. Каменский А. С., Селеверстова И. В. Кадровый потенциал в сфере науки в России и в мире. Анализ и оценка // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 10 ноября 2021 года / под общей ред. Т.С. Саяпиной. Москва, 2021. С. 408-423.
6. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru (дата обращения: 21.01.2023).
7. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/young_scientists/ (дата обращения: 21.01.2023).
8. Шапиева А. В. Воспроизводство научных кадров на Дальнем Востоке // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11, № 6. С. 161-179.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 812 dated 12/25/2020 "On Holding the Year of Science and Technology in the Russian Federation". URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202012250002 (date of appeal: 20.01.2023).
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 231 dated 25.04.2022 "On the Announcement of the Decade of Science and Technology in the Russian Federation". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (accessed: 20.01.2023).
3. Argylov N. A. On the issue of reproduction of scientific personnel in the Russian Far East. Theory and practice of social development. 2021. No. 12(166). Pp. 15-22.
4. Russian education 2020: a model of education for an innovative economy Material for discussion / A. E. Volkov, Ya. I. Kuzminov, I. M. Remorenko [et al.]. Questions of education. 2008. No. 1. Pp. 32-65.
5. Kamensky A. S., Seleverstova I. V. Personnel potential in the field of science in Russia and in the world. Analysis and evaluation. Actual problems of economic and management development in modern conditions: a collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 10, 2021 / under the general editorship of T.S. Sayapina. Moscow, 2021. Pp. 408-423.
6. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru (accessed: 01/21/2023).
7. Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/young_scientists / (date of reference: 21.01.2023).
8. Shapieva A.V. Reproduction of scientific personnel in the Far East. Humanities of the South of Russia. 2022. Vol. 11, No. 6. Pp. 161-179.
Сведения об авторе
ВЛАСЕНКО КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА - ассистент кафедры экономики инноваций и финан -сов, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия, [email protected]
Information about the author
VLASENKO KSENIA A. - Assistant Professor, Department of Economics of Innovation and Finance, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, vla. [email protected]
60
SCIENTIFIC-PRACTICAL JOURNAL