Научная статья на тему 'Кадровый потенциал опорных университетов как фактор развития региональной экономики'

Кадровый потенциал опорных университетов как фактор развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ОПОРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / REGIONAL ECONOMY / FACTORS / CREATIVE CLASS / FLAGSHIP UNIVERSITIES / PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суровицкая Галина Владимировна

Актуальность и цели . Представлены результаты исследования кадрового потенциала опорных университетов ведущих вузов регионов присутствия с позиции обеспечения роста региональной экономики. Целью статьи является оценка показателей состояния кадрового потенциала опорных университетов для обоснования состава мероприятий по его развитию. Материалы и методы. Для достижения целей исследования обоснованы пути интеграции научно-педагогических работников в креативный класс региона с использованием уже сформированных механизмов создания малых инновационных предприятий, стимулирования публикационной активности и других механизмов повышения компетентности и доходов научно-педагогических работников. Для группы регионов, в которых опорные университеты являются ведущими, проанализирована динамика показателей мониторинга эффективности вузов, характеризующих кадровый потенциал университетов с позиций обеспечения роста экономики регионов. Результаты и выводы. По результатам исследования доказана целесообразность трансформации научно-педагогических работников в представителей креативного класса. По состоянию на конец 2017 г. ни один из исследованных опорных университетов не демонстрирует устойчивого роста показателей кадрового потенциала, которые могут быть отнесены к характеристикам креативного класса, с одной стороны, и характеристикам университетов как точек роста региональных экономик с другой. Исследование не претендует на полноту картины, так как охватывает только ведущие в регионах присутствия опорные университеты, вместе с тем позволяет сформировать основные направления развития кадрового потенциала в интересах экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Суровицкая Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POTENTIAL OF FLAGSHIP UNIVERSITIES AS A FACTOR OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Background . The article presents the results of a study of the personnel potential of flagship universities leading universities in the regions of presence from the standpoint of ensuring the growth of the regional economy. The purpose of the article is to assess indicators of the state of the personnel potential of flagship universities to justify the composition of measures for its development. Materials and methods. To achieve the objectives of the study, the ways of integrating scientific and pedagogical workers into the creative class of the region are justified using the already established mechanisms for creating small innovative enterprises, stimulating publication activity and other mechanisms to increase the competence and income of scientific and pedagogical workers. For the group of regions in which flagships universities are the leading ones, the dynamics of the indicators of monitoring the effectiveness of universities characterizing the personnel potential from the standpoint of ensuring the growth of the regional economy is analyzed. Results and conclusions. According to the results of the study, the feasibility of transforming scientific and pedagogical workers into representatives of the creative class is proved. As of the end of 2017, none of the flagship universities studied demonstrated a steady growth in personnel potential indicators that can be attributed to the characteristics of the creative class, on the one hand, and the characteristics of universities as growth points for regional economies, on the other hand. The study does not claim to be comprehensive, as it covers only leading universities in the regions of presence. At the same time, they will help formulate the main directions for developing human resources in the interests of economic growth.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал опорных университетов как фактор развития региональной экономики»

УДК 332.13

DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-17

Г. В. Суровицкая

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОПОРНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Представлены результаты исследования кадрового потенциала опорных университетов - ведущих вузов регионов присутствия -с позиции обеспечения роста региональной экономики. Целью статьи является оценка показателей состояния кадрового потенциала опорных университетов для обоснования состава мероприятий по его развитию.

Материалы и методы. Для достижения целей исследования обоснованы пути интеграции научно-педагогических работников в креативный класс региона с использованием уже сформированных механизмов создания малых инновационных предприятий, стимулирования публикационной активности и других механизмов повышения компетентности и доходов научно-педагогических работников. Для группы регионов, в которых опорные университеты являются ведущими, проанализирована динамика показателей мониторинга эффективности вузов, характеризующих кадровый потенциал университетов с позиций обеспечения роста экономики регионов.

Результаты и выводы. По результатам исследования доказана целесообразность трансформации научно-педагогических работников в представителей креативного класса. По состоянию на конец 2017 г. ни один из исследованных опорных университетов не демонстрирует устойчивого роста показателей кадрового потенциала, которые могут быть отнесены к характеристикам креативного класса, с одной стороны, и характеристикам университетов как точек роста региональных экономик - с другой. Исследование не претендует на полноту картины, так как охватывает только ведущие в регионах присутствия опорные университеты, вместе с тем позволяет сформировать основные направления развития кадрового потенциала в интересах экономического роста.

Ключевые слова: региональная экономика, факторы, креативный класс, опорные университеты, кадровый потенциал.

G. V. Surovitskaya

PERSONNEL POTENTIAL OF FLAGSHIP UNIVERSITIES AS A FACTOR OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstract.

Background. The article presents the results of a study of the personnel potential of flagship universities - leading universities in the regions of presence - from the standpoint of ensuring the growth of the regional economy. The purpose of the article is to assess indicators of the state of the personnel potential of flagship universities to justify the composition of measures for its development.

Materials and methods. To achieve the objectives of the study, the ways of integrating scientific and pedagogical workers into the creative class of the region are

© Суровицкая Г. В., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

justified using the already established mechanisms for creating small innovative enterprises, stimulating publication activity and other mechanisms to increase the competence and income of scientific and pedagogical workers. For the group of regions in which flagships universities are the leading ones, the dynamics of the indicators of monitoring the effectiveness of universities characterizing the personnel potential from the standpoint of ensuring the growth of the regional economy is analyzed.

Results and conclusions. According to the results of the study, the feasibility of transforming scientific and pedagogical workers into representatives of the creative class is proved. As of the end of 2017, none of the flagship universities studied demonstrated a steady growth in personnel potential indicators that can be attributed to the characteristics of the creative class, on the one hand, and the characteristics of universities as growth points for regional economies, on the other hand. The study does not claim to be comprehensive, as it covers only leading universities in the regions of presence. At the same time, they will help formulate the main directions for developing human resources in the interests of economic growth.

Keywords: regional economy, factors, creative class, flagship universities, personnel potential.

Введение

На современном этапе в рамках проекта по реализации программ развития опорных университетов не ставится задача по их трансформации в точки роста региональных экономик. В то же время в данном проекте формируются факторы регионального экономического роста, к которым следует отнести кадровый потенциал опорных университетов. В этой связи особую актуальность приобретает формирование кадрового потенциала нового типа, способного обеспечить создание, применение идей, технологий, знаний [1].

Работа с кадровым потенциалом университета рассматривается как поиск и выстраивание деятельности по выявлению внутренних резервов, как один из подходов к решению проблем путем поиска резервов повышения эффективности деятельности университета [2]. При этом важно задействовать резервы не только корпоративного, но и надуниверситетских уровней [3].

Роль научно-педагогических работников в развитии региональной экономики

Научно-педагогические работники как основной персонал университета существенно влияют на его кадровый потенциал. Последний, являясь важнейшей компонентой потенциала университетов, отражает потенциальные возможности персонала в долгосрочной перспективе [4]. Целесообразно отметить недостаточную эффективность механизмов стимулирования профессионального роста [5], связанную и с возрастными характеристиками научно-педагогических работников, которые существенно влияют на развитие их квалификационных и компетентностных характеристик [6].

Доля работников университетов в общей численности занятых в экономике регионов сравнительно невысока. В табл. 1 приведено соотношение общей численности работников опорных университетов к численности занятых в экономике регионов присутствия по итогам 2017 г.

Таблица 1

Соотношение общей численности работников опорных университетов к численности занятых в экономике регионов по итогам 2017 г.

Регион Численность занятых в экономике региона, чел. Университет Общая численность работников университета, чел. Доля работников университета в численности занятых в экономике региона, %

Алтайский край 1 053 090 Алтайский государственный университет 1407 0,13

Владимирская область 694 880 Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых 1917 0,28

Волгоградская область 1 193 300 Волгоградский государственный технический университет 2246 0,19

Кемеровская область 1 241 680 Кемеровский государственный университет 934 0,08

Кировская область 635 180 Вятский государственный университет 2005 0,32

Костромская область 308 870 Костромской государственный университет 1192 0,39

Новгородская область 300 400 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого 1562 0,52

Омская область 957 020 Омский государственный технический университет 2097 0,22

Орловская область 353 900 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева 2483 0,70

Псковская область 297 910 Псковский государственный университет 1110 0,37

Республика Калмыкия 126 110 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова 827 0,66

Республика Карелия 291 020 Петрозаводский государственный университет 1703 0,59

Республика Коми 409 560 Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина 799 0,20

Тульская область 760 220 Тульский государственный университет 2316 0,30

Ульяновская область 613 060 Ульяновский государственный университет 1083 0,18

Ярославская область 624 300 Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова 970 0,16

Причем в рассматриваемых регионах опорные университеты являются ведущими вузами. При составлении таблицы использованы данные рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 г. [7] (численность занятых в экономике региона) и мониторинга эффективности вузов [8] (общая численность работников университета). С другой стороны, научно-педагогические работники могут рассматриваться как потенциальные представители креативного класса, который играет заметную роль в экономике знаний. Средний возраст представителей креативного класса в мире -от 20 до 45 лет, поэтому важно создать условия для привлечения и закрепления в университетах молодых специалистов.

Ключевыми условиями формирования креативного класса являются: наличие системы непрерывного образования и распространения интеллектуальной деятельности; открытая неконсервативная среда для инноваций; высокий уровень доходов представителей креативного класса и др. [9].

Распространению интеллектуальной деятельности будет способствовать формирование региональной системы управления интеллектуальной собственности, нацеленной на создание экономически конкурентоспособных нематериальных активов. Она позволит задействовать новые механизмы вовлечения научно-педагогических работников в процесс создания объектов интеллектуальной собственности.

Создание и развитие среды для инноваций в рамках развития инновационной экосистемы опорных университетов связано в том числе и с созданием малых инновационных предприятий, показывающих хорошие результаты хозяйственной деятельности. С другой стороны, Стратегия пространственного развития РФ до 2025 г. ориентирует на учет особенностей муниципального уровня. Так, индекс креативного капитала городов, формируемого в рамках совместного проекта фонда Calvert 22 и PwC в России, в 2019 г. включает 20 городов страны с наилучшим реализованным или скрытым потенциалом в сфере новой экономики [10]. Из них 10 городов являются городами присутствия опорных университетов, причем в трех городах - в Великом Новгороде, Ульяновске и Омске - опорные университеты являются ведущими.

Научно-педагогические работники опорных университетов пока не располагают высокими доходами. В то же время создание конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, а также малых инновационных предприятий для их коммерциализации, победы в конкурсах на получение грантов различных фондов, публикации в журналах, индексируемых в международных реферируемых базах данных Web of Science и Scopus, представляют собой эффективные способы как повышения доходов научно-педагогических работников опорных университетов, так и обеспечения их заметной роли в развитии региональной экономики.

Показатели состояния кадрового потенциала опорных университетов

В программах развития опорных университетов представлены мероприятия, которые могут быть отнесены к становлению научно-педагогических работников как представителей креативного класса. Мониторинг состояния кадрового потенциала опорных университетов должен обеспечить

руководителей информацией о динамике показателей, относящихся к характеристикам научно-педагогических работников как представителей креативного класса. Такие методы измерения кадрового потенциала университетов, как анализ кадровой статистики, опросы персонала, метод фокус-групп и др. [11], не обеспечивают одновременное получение значений показателей состояния кадрового потенциала всех университетов, входящих в группу опорных университетов страны. Поэтому оценка эффективности механизмов развития кадрового потенциала опорных университетов опирается на анализ динамики ряда показателей кадрового потенциала модели мониторинга эффективности вузов Минобрнауки РФ.

По нашему мнению, характеристика научно-педагогических работников опорных университетов как представителей креативного класса может быть представлена на основе использования следующих критериев модели мониторинга эффективности вузов (нумерация критериев дана в порядке следования в тексте):

- критерий 1 - доля ППС возрастной категории моложе 40 лет;

- критерий 2 - количество малых предприятий;

- критерий 3 - количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- критерий 4 - число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- критерий 5 - число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 научно-педагогических работников.

В табл. 2, 3 приведены значения данных критериев для опорных университетов первой и второй волны, соответственно, являющихся ведущими вузами региона присутствия.

Как видно из табл. 2, ни один из исследуемых университетов не демонстрирует устойчивый рост доли ППС возрастной категории моложе 40 лет. Причем у Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого значение данного показателя по итогам 2017 г. критически мало и составляет 16,77 %.

Количество малых предприятий, созданных при большинстве исследуемых университетов, не показывает значительного роста; заметно разнятся и значения данного показателя.

По количеству грантов в 2017 г. университеты первой волны (табл. 2) не показали роста, в то время как практически все университеты второй волны (см. табл. 3) демонстрируют рост данного показателя.

Наиболее существенный рост наблюдается по числу публикаций, индексируемых в авторитетных международных информационно-аналитических системах научного цитирования.

Выводы и рекомендации

В настоящее время имеют место тенденции усиления влияния кадрового потенциала опорных университетов на развитие региональных экономик. Это обусловливает целесообразность трансформации научно-педагогических работников в представителей креативного класса.

о о

о го'

о (/>

гп о

о о 3

Таблица 2

Значения критериев соответствия креативному классу для ряда опорных университетов первой волны

Университет Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4 Критерий 5

шш 2017 2018 ШШ 2017 2018 2016 2:Н7 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018

В олСо град екий государственный 1 СХННЧССК! 1И у|1И1!Ср01ГЮ 1 38,85 34,59 30,41 12 13 14 12,60 14,79 11,75 15,02 19,57 32,57 29,86 31,91 39,84

Вятский государственный университет 34,70 38,89 Ш 5& 12 11 11 4,06 2,31 1,97 1 70 4,82 18,17 5,38 Щ'О 2 75.5:8

Костромской государственный университет 24,.52 25,57 25,47 10 10 6 и.З: и§ 4,16 2,58 8,66 17,81 22,6 11,05 12,72

Омский государственный технический университет 43,96 41,75 39,15. 47 34 30 1,46 2,11 0,00 4,92 6,01 47,11 7,58 8,53 37,49

Орловский государственный университет имени И. О, Тургенева 35,97 37,23 33,75: 0 4 3 4,95 2.00 1,00 3,11 2.,23 11,02 3,82 5,11 16,43

Таблица 3

Значения критериев соответствия креативному классу для ряда опорных университетов второй волны

Университет Критерий 1 Критерий.2 Критерий 3 Критерий 4 Критерий 5

. 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 .2018

Алтайский государст^йшый у шн-ерептет 34,30- 33,21 39 36 8,34 10,61 31,65 45,87 30,24 39,66

ВладШирский государственный университет имениД. Г. и Н Г. Столетовых 30,.53 30,72: 17 :20 7,59 7,21 9,32: 17,39 шш Ш8

Калмыцкий государственный университет им; Б. Б.Тородовикова 33,51 3.1,08 Я Я 8,34 8,56 "2,94 9,03 5,89 9,72

Кемеровский, государственный университет 34,04 30,77 18 23 3,29 10,03 33,58 24,16 24,74 29,08

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого 21.12 16,77 16 5 4,63 6,15- 16,58 13,11 23,33 15,24

Петрозаводский государственный университет 29,05 25,37 32 34 13,60 9,38 12,63 20,49 16,37 20,32

Псковский государственный угшверситет 25,77 25.66 5 5 7,44 7,17 2,57 3,84 3,85 9,48

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина 27,51 24.23 4 4 6,72 7,26 11.о2 19,54 15,06 22,61

Тульский государственный университет 29,13 31,37 11 11 3,14 4,73 5,52 17,58 9,63 18,93

Ульяновский государстве нный университет 32,02: 25^00 1 5 4,08: 15,75 15,ЗЩ .6,54 17,12 12,78

Индикаторами данного процесса служат такие показатели состояния и развития кадрового потенциала, как доля ППС возрастной категории моложе 40 лет; число публикаций организации, индексируемых в авторитетных информационно-аналитических системах научного цитирования, и др. За весь период участия в проекте по реализации программ развития опорных университетов, которые являются опорными вузами регионов присутствия, пока не обеспечен заметный рост большинства данных показателей.

Для улучшения ситуации в рамках региональных составляющих национальных проектов «Образование» и «Наука» необходимо разработать и реализовать мероприятия по повышению индекса креативного капитала городов присутствия опорных университетов. Это позволит комплексно подойти к решению основных задач развития кадрового потенциала опорных университетов как фактора роста региональных экономик.

Заключение

Таким образом, включенность опорных университетов в региональную повестку экономического развития потребует формирования характеристик кадрового потенциала, которые подтверждают принадлежность научно-педагогических работников к креативному классу.

Пока не наблюдается устойчивый рост значений данных характеристик у опорных университетов. Поэтому важно обеспечить трансформацию опорных университетов в точки роста региональных экономик за счет развития их кадрового потенциала. Это может быть поддержано соответствующими мероприятиями региональных компонент национальных проектов «Образование» и «Наука».

Библиографический список

1. Синева, Н. Л. Управление развитием креативно-интеллектуальной деятельности персонала современной организации / Н. Л. Синева, Е. В. Яшкова // Науковедение. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/210EVN515.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Корешева, С. Г. Кадровая политика и работа с человеческим ресурсом в условиях кризиса как фактор развития образовательных организаций / С. Г. Корешева, Н. Я. Гарафутдинова // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2016. - № 1. - С. 22-28.

3. Суровицкая, Г. В. Сравнительная конкурентоспособность опорных университетов России / Г. В. Суровицкая // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4. - С. 63-75.

4. Ефимова, Е. М. Кадровый потенциал вуза: аксиомы рекрутинга и инновации / Е. М. Ефимова // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 262-271.

5. Гончарова, Н. В. Кадровый потенциал университета как результат его стратегии развития / Н. В. Гончарова, Е. В. Зайцева, Н. В. Сокол. - URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/63149/1/978-5-7584-0334-1_2018_20.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

6. Зеленина, Э. В. К вопросу развития кадрового потенциала в вузах / Э. В. Зеленина, Т. С. Волоха, Д. В. Сунцова // Инновационная экономика : материалы V Междунар. конф. - Казань : Молодой ученый, 2018. - С. 24-27.

7. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года. - URL: http://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.htmI (дата обращения 01.02.2019).

8. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. - URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения 01.02.2019).

9. Ганаза, О. В. Креативный класс как фактор развития инновационной экономики и условия его формирования / О. В. Ганаза // Известия ИГЭА. - 2009. - № 6. -С. 102-105.

10. Индекс креативного капитала. - URL: http://creativecapitalindex.com (дата обращения: 05.04.2019).

11. Организационно-кадровый потенциал университета: методология и методика измерения / Е. В. Зайцева, В. В. Запарий, А. К. Клюев, С. В. Кульпин, Д. В. Шкурин. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 215 с.

References

1. Sineva N. L., Yashkova E. V. Naukovedenie [Science of science]. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/210EVN515.pdf (accessed 01.02.2019). [In Russian]

2. Koresheva S. G., Garafutdinova N. Ya. Vestnik YuUrGU. Ser. «Obrazovanie. Pedagog-icheskie nauki» [Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical sciences"]. 2016, no. 1, pp. 22-28. [In Russian]

3. Surovitskaya G. V. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2017, no. 4, pp. 63-75. [In Russian]

4. Efimova E. M. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University bulletin (State University of Management)]. 2013, no. 15, pp. 262-271. [In Russian]

5. Goncharova N. V., Zaytseva E. V., Sokol N. V. Kadrovyy potentsial universiteta kak rezul'tat ego strategii razvitiya [University's personnel potential as a result of its development strategy]. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/63149/1/978-5-7584-0334-1_2018_20.pdf (accessed 01.02.2019). [In Russian]

6. Zelenina E. V., Volokha T. S., Suntsova D. V. Innovatsionnaya ekonomika: materialy VMezhdunar. konf. [Innovation economy: proceedings of V International conference]. Kazan: Molodoy uchenyy, 2018, pp. 24-27. [In Russian]

7. Reyting sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sub"ektov RF po itogam 2017 goda [Russian regions' socioeconomic ranking based on the results of 2017]. Available at: http://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html (accessed 01.02.2019). [In Russian]

8. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa effek-tivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya [Informational and analytical materials on the basis of a university performance monitoring]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (accessed 01.02.2019). [In Russian]

9. Ganaza O. V. Izvestiya IGEA [Proceedings of ISEA]. 2009, no. 6, pp. 102-105. [In Russian]

10. Indeks kreativnogo kapitala [Creative capital index]. Available at: http://creativecapitalindex.com (accessed 05.04.2019). [In Russian]

11. Zaytseva E. V., Zapariy V. V., Klyuev A. K., Kul'pin S. V., Shkurin D. V. Organi-zatsionno-kadrovyy potentsial universiteta: metodologiya i metodika izmereniya [University's organizational and personnel potential: the methodology and measurement technique]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2016, 215 p. [In Russian]

Суровицкая Галина Владимировна

доктор экономических наук, профессор, начальник отдела менеджмента качества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: gvs_kachestvo@inbox.ru

Образец цитирования:

Суровицкая, Г. В. Кадровый потенциал опорных университетов как фактор развития региональной экономики / Г. В. Суровицкая // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2019. - № 3 (51). - С. 170-178. - БО! 10.21685/2072-3016-2019-3-17.

Surovitskaya Galina Vladimirovna Doctor of economic sciences, professor, head of quality management department, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.