Научная статья на тему 'Кадровый потенциал как компонент многофункциональной конкурентной среды аграрного сектора: региональный аспект'

Кадровый потенциал как компонент многофункциональной конкурентной среды аграрного сектора: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АГРАРНОГО СЕКТОРА / СТРУКТУРА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / КВАЛИФИКАЦИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА АГРАРНОГО СЕКТОРА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК АГРАРНОГО ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / МОНИТОРИНГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА / WORKFORCE CAPACITY / WORKFORCE CAPACITY OF AGRARIAN SECTOR / WORKFORCE CAPACITY STRUCTURE / WORKFORCE CAPACITY QUALIFICATION / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITIVE ENVIRONMENT OF AGRARIAN SECTOR / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRARIAN LABOR MARKET / RURAL POPULATION EMPLOYMENT / AGRARIAN SECTOR EMPLOYMENT MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубова Ольга Геннадьевна

Повышение качества многофункциональной конкурентной среды аграрного сектора воз-можно при повышении комплексной конкурентоспособности каждой ее составляющей: экономической, социальной, экологической, инновационной, информационной и кадровой. Ресурсопроизводящие отрасли аграрного сектора продолжают выпускать морально устаревшие средства производства, что позволяет говорить об отсутствии устойчивого спроса в аграрном секторе на высококвалифицированную рабочую силу. Примерно 10-15% аграрных производителей в силу низкой квалификации кадров способны эффективно применять прогрессивные технологии. Основная задача заключается не столько в создании, сколько в востребованности освоении научных разработок. Среди мер, направленных на оптимизацию структуры кадрового потенциала аграрного сектора, можно предложить следующие: создание эффективной системы непрерывного многоуровневого профессионального аграрного образования; использование инструмента государственно-частного партнерства в вопросе софинансирования обучения в аграрных вузах; предоставление налоговых преференций для предприятий аграрного сектора, осуществляющих подготовку кадров для работы в сельском хозяйстве за собственный счет; возврат к системе распределения после окончания аграрных вузов; создание региональных Центров внедрения аграрных инноваций, выступающих связующим звеном в инновационной системе аграрного сектора между научными центрами и учебными заведениями, опытными, учебными и передовыми хозяйствами и конкретными сельскохозяйственными товаропроизводителями; повышение иммиграционной привлекательности аграрного сектора; увеличение финансирования аграрного сектора. Такой системный подход позволит перейти на траекторию инновационного роста при объединении усилий граждан, агробизнеса и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKFORCE CAPACITY AS COMPONENT OF MULTIFUNCTIONAL COMPETITIVE ENVIRONMENT OF AGRARIAN SECTOR: REGIONAL ASPECT

Quality increase of a multifunctional competitive environment of agrarian sector is only possible with the increase of complex competitiveness of every component: economic, social, ecological, innovative, information components and human recourses. There is the lack of steady demand for highly qualified workforce in the agrarian sector. Due to a low level of workforce qualification only 10-15% of agrarian producers are capable of applying new technologies. Therefore, the main objective is not only in the creation of scientific products, but also in a relevant demand and implementation those products and developments. Among the measures aimed at the optimization of agrarian sector workforce structure the following may be proposed: the creation of efficient continuous multilevel professional agrarian education system; the use of public-private partnership co-financing of education in agrarian higher education institutions; granting tax preferences to agrarian enterprises that train their employees on their own expense; return to job placement system after graduation from agrarian higher education institutions; establishment of regional agrarian innovation implementation centers operating as an interlink in the agrarian sector innovation system between scientific centers and educational institutions, experimental, educational and progressive farms and individual agricultural commodity producers; increase of agrarian sector’s immigration attractiveness; and increase of agrarian sector financing. Such system approach will make it possible to switch to an innovation growth trajectory by joining the efforts of citizens, agro-business and the state.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал как компонент многофункциональной конкурентной среды аграрного сектора: региональный аспект»

- незначительный потенциал — высокий риск (3С2);

- низкий потенциал — экстремальный риск ^) [4] .

Такое исследование необходимо основывать на трех оценках: ресурсной базы, производственного потенциала и рыночной конъюнктуры. При оценке ресурсов важно выявление обеспеченности всеми их видами

— природными, трудовыми, материальнотехническими, информационными и финансовыми.

Таким образом, набор этих факторов будет справедлив для определения уровня инвестиционной активности того региона и того временного интервала, относительно которых производился расчет, но не справедлив для тех конкретных объектов, которые обладали инвестиционной привлекательностью, но в силу определенных причин (отсутствие средств, отсутствие информации об объекте и др.) не были профинансированы.

Выводы

На наш взгляд, показатели, оценивающие социально-экономическую политику, должны обладать универсальным и логически

обоснованным характером, при котором исключается влияние временного, пространственного и субъективных факторов на определение совокупности этих показателей. В этом случае сущность использования методологического подхода состоит в том, что объект (регион), обладающий наибольшим экономическим потенциалом и максимально его использующий, является наиболее привлекательным для инвестиций извне.

Библиографический список

1. Гришина И., Ройзман И., Шахназаров А. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. — 2001. — № 1.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.

3. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2005-2006 годы. // Эксперт. — 2007. — № 43. — С. 18-37.

4. Инвестиционный бизнес; под ред. Ю.В. Якобца. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — С. 5-6.

+ + +

УДК 331.108.2:631 О.Г. Зубова

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КОМПОНЕНТ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: кадровый потенциал, кадровый потенциал аграрного сектора, структура кадрового потенциала, квалификация кадрового потенциала, конкурентная среда, конкурентная среда аграрного сектора, агропромышленный комплекс, рынок аграрного труда, занятость сельского населения, мониторинг обеспечения аграрного сектора.

Экономические реформы в России привели к трансформации аграрного сектора, системному кризису, затронувшему экономику сельского хозяйства России и связанные с ним отрасли, к застойным явлениям в системе занятости, ухудшению профессионально-квалификационной структуры его кадрового потенциала и в целом к снижению качества конкурентной среды отрасли.

Особую роль в формировании конкурентной среды аграрного сектора играет государство как основной субъект управле-

ния, обладающий ресурсом принятия законодательной базы и выступающий гарантом ее соблюдения. Так, важность кадрового потенциала аграрного сектора подчеркнута в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», в котором одним из ключевых направлений признается обеспечение занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве. Дополнительный нормативно-правовой каркас для решения кадровой проблемы создали: Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года, Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.

Однако в условиях финансово-экономического кризиса и в период выхода из него роль государства трансформируется, поскольку оно начинает выступать в роли арбитра между субъектами конкурентной

среды аграрного сектора, что выражается в дополнительных мерах государственной финансовой и институциональной поддержки, направленных на обеспечение стабильного сельскохозяйственного производства и занятости населения.

На наш взгляд, сформированная многоуровневая законодательная база, регламентирующая деятельность аграрного сектора, в целом направлена на повышение качества многофункциональной конкурентной среды аграрного сектора, которая возможна лишь при повышении комплексной конкурентоспособности каждой ее составляющей: экономической, социальной, экологической, инновационной, информационной и в первую очередь кадровой.

При достаточно широком освещении данных вопросов в научном сообществе не сформирован единый подход к определению феномена развития и функционирования конкурентной среды аграрного сектора. По мнению автора, конкурентная среда аграрного сектора представляет собой совокупность сельскохозяйственных товаропроизводителей и стабильных связующих звеньев (торговые корпорации, оптовые рынки, специализированные банки, кредитующие производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, научно-образовательные и инновационновнедренческие комплексы, консультационные службы), многообразие осуществляемых ими хозяйственных операций, а также законодательно установленные рамки конкурентных взаимодействий, обеспечивающие максимизацию прибыли путем реализации индивидуальных конкурентных преимуществ каждым субъектом сельскохозяйственного рынка в условиях доминирующей зависимости от природноклиматических факторов и ярко выраженной сезонности аграрного производства.

Проблема повышения эффективности использования кадрового потенциала как основного компонента многофункциональной конкурентной среды аграрного сектора в посткризисном развитии экономики России является не просто актуальной, а ставится в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

Аграрное хозяйство - один из крупнейших секторов экономики России. Среднегодовая численность, занятых в сельском хозяйстве РФ, в 2010 г. составила 10,1% среднегодовой численности занятого в экономике населения (табл.). При этом имеющийся кадровый потенциал используется неэффективно, а основной проблемой, с которой сталкивается сельское хозяйство, является острый дефицит кадров. По оценкам Министерства сельского хозяйства РФ

для работы в аграрном секторе необходимо привлечь 77 тыс. специалистов с высшим образованием. Это агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры...

Волгоградская область — один из важнейших аграрных регионов России. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте в 2010 г. составила 15% относительно 12,2% 2009 г. Однако мировой финансовый кризис обнажил накопленные проблемы в аграрном секторе региона, которые в условиях экономического роста были не так заметны: это материальнотехническая база аграрного производства, работающая за сроком полезного использования, неразвитость социальной инфраструктуры сельских поселений, сокращение финансирование аграрной науки, низкий уровень и качество жизни населения. Наглядным подтверждением этому является тот факт, что индекс производства продукции сельского хозяйства Волгоградской области с наступлением финансового кризиса вновь получил импульс к снижению и в 2010 г. составил 86,3%. Это самый низкий показатель за 20-летний исторический период, не достигший даже дореформенного уровня 1990 г. [1].

Аграрное производство Волгоградской области за период неудачных реформ 1990-х годов стало существенно более трудоемким, трансформировалось из крупных общественных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, во многом утратив свой индустриальный уровень, инновационный материально-технический и кадровый потенциал [2]. Так, 39,2% сельскохозяйственных организаций Волгоградской области в 2010 г. признаны убыточными, поэтому на них за редким исключением не только не создаются новые рабочие места, но и численность ранее имевшихся сокращается, что приводит к росту безработицы.

Крестьянские (фермерские) хозяйства Волгоградской области (их доля в структуре производства в 2010 г. — 28,3%) пока не в состоянии конкурировать с крупными сельскохозяйственными организациями до появления возможности создания вертикально интегрированных структур с высокой концентрацией производственного потенциала и потребностью развития кадрового потенциала.

Положение аграрного сектора Волгоградской области продолжает оставаться достаточно сложным, требующим повышения конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства. Реализация данных приоритетных направлений в значительной степени будет определяться качеством кад-

рового потенциала аграрного сектора, что требует проведения постоянного мониторинга обеспечения квалифицированными кадрами.

Данные, приведенные в таблице, показывают, что доля населения, занятого в аграрном секторе Волгоградской области (ВО), в 2010 г. составляла 16,1% от среднегодовой численности населения, занятого в экономике, опережая аналогичный показатель по России на 6 п.п. Среднегодовой уровень экономически активного сельского населения региона в 2010 г. находился на уровне 60,6%, уступая показателям ЮФО и России в целом, 63,8 и 65,2% соответственно. Средний возраст занятого сельского населения в Волгоградской области в 2010 г. составлял 39,6 лет [3].

В настоящее время наблюдается парадоксальная ситуация, несмотря на острый дефицит кадрового потенциала в аграрном секторе Волгоградской области, сельские поселения выполняют важную трудоресурсную функцию по обеспечению города трудовыми ресурсами, мигрировавшим из сельских поселений и, прежде всего, на рабочих местах, не востребованных горожанами; использование на городских предприятиях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах; привлечение экономически активного сельского населения для работы на предприятиях (филиалах), размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами.

При этом речь идет не только о внутрирегиональной миграции кадров, о миграции в целом по России и за рубеж, но и о межотраслевом перераспределение трудовых ресурсов, концентрации кадрового потенциала в точках экономического роста, к которым трудно отнести сельское хозяйство.

По мнению автора, аграрный сектор вызывает наибольшие опасения не только с точки зрения устойчивого развития занятости сельского населения, но и с позиции повышения качества его кадрового потенциала, что является одной из самых острых

проблем как для Волгоградской области, так и для России. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что за годы экономических преобразований значительно пострадала и система подготовки аграрных кадров: в 90-е годы в Российской Федерации насчитывалось 93 образовательных учреждения, занимающихся повышением квалификации кадров АПК, а в настоящее время их осталось только 23.

Мониторинг структуры занятости населения по уровню образования Волгоградской области показал, что в 2010 г. только 26,7% работающих имели высшее профессиональное образование (рис. 1). Это свидетельствует о недостаточности высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями современных технологий, умеющих мыслить инновационно. Большой проблемой аграрного сектора региона является качество менеджмента. Очевидно, что потребуются специалисты-управленцы новой формации. В условиях членства России в ВТО будет ощущаться серьезный дефицит специалистов и в области стандартизации, так как сельхозпроизводителям придется переходить к международным стандартам, по-новому сертифицировать свою продукцию [4]. В связи с этим вопросы роста престижа аграрных профессий, трансформации системы подготовки и переподготовки кадров для аграрного сектора должны занять особое место в стратегии развития региона.

В становлении и развитии рынка аграрного труда Волгоградской области доминирующую роль играет политика занятости населения, которая определяет характер и динамику ее трансформации. Однако проводимая политика не учитывает специфики аграрного сектора и сельских поселений в целом, не подкрепляется необходимыми финансовыми ресурсами для создания экономически эффективных, следовательно, престижных рабочих мест на селе и поддержки безработных, не всегда эффективно исполняются нормативно-правовые акты, что во многом негативно сказывается на функционировании рынка аграрного труда.

Таблица 1

Мониторинг обеспечения аграрного сектора Российской Федерации, Южного федерального округа и Волгоградской области кадровым потенциалом

за период 2009-2010 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г.

РФ ЮФО ВО РФ ЮФО ВО

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 67462,9 6139,2 1254,2 67576,7 6113,6 1229,7

Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве, тыс. чел. 6879,4 1007,9 197,2 6799,1 982,6 197,4

Удельный вес, занятых в сельском хозяйстве, % 10,2 16,4 15,7 10,1 16,1 16,1

4^ 0,3/—0,2

□ Послевузовское

□ Высшее профессиональное образование

□ Среднее профессиональное образование

□ Начальное профессиональное образование

□ Среднее полное (общее)

□ Основное общее

□ Не имеют основного общего

Рис. Структура занятости населения по уровню образования Волгоградской области в 2010 г., %

Мониторинг рынка труда Волгоградской области выявил серьезные проблемы: в

2010 г. в Центре занятости населения были зарегистрированы 106 тыс. чел. (8,6% от среднегодовой численности, занятых в экономике региона), из них 16,3% — это квалифицированные кадры, имеющие высшее профессиональное образование, и 30,7% — имеющих среднее профессиональное образование. Официальный показатель общей сельской безработицы находился на уровне 9-10%, однако фактически он гораздо выше за счет латентной ее формы и частичной занятости населения в личных подсобных хозяйствах [5].

Выявленная проблема, связанная с низкой квалификацией сельскохозяйственных кадров, на наш взгляд, имеет две стороны. Во-первых, доля российских предприятий, предлагающих инновационную продукцию, составляет менее одного процента мирового рынка, поэтому ресурсопроизводящие отрасли аграрного сектора продолжают выпускать морально устаревшие средства производства, которые предполагают использование упрощенных технологий как в самом сельском хозяйстве, так и в смежных с ним отраслях переработки, хранения и реализации аграрной продукции, что в свою очередь ведет не только к значительному снижению производительности труда, уровня его механизации и технической оснащенности, но позволяет говорить об отсутствии устойчивого спроса в аграрном секторе на высококвалифицированную рабочую силу.

Обратная сторона проблемы заключается в том, что только 10-15% аграрных производителей в силу экономических условий, низкой квалификации кадров способны эффективно применять прогрессивные технологии и инновации. Таким образом, основная задача заключается не столько в создании, сколько в востребованности и освоении научных разработок.

Накопившиеся в аграрном секторе проблемы, по мнению автора, обусловлены тем, что экономическая система, сформи-

ровавшаяся в России, не обладает в полном объеме преимуществами хозяйственных систем развитых государств, основанных на знаниях и интеллектуальном труде, что в свою очередь приводит к сдерживанию отношений на рынке труда, особенно в условиях сокращения численности экономически активного населения. Среди мер, направленных на оптимизацию структуры кадрового потенциала аграрного сектора, можно предложить следующие:

1. Создание современной и эффективной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования и повышения квалификации работников, способствующей их быстрой адаптации к динамичным технологическим, техническим и структурным изменениям в аграрной отрасли.

2. Использование инструмента государственно-частного партнерства в вопросе софинансирования обучения, поскольку бюджетное финансирование аграрных образовательных учреждений сокращается, а инвестиционные возможности сельского населения по вложению средств в образование (свое и членов семьи) при всей очевидной значимости этого направления крайне ограничены, что, естественно, осложняет общий подъем аграрного производства и возрождение сельских территорий.

3. Предоставление налоговых преференций для предприятий аграрного сектора, осуществляющих подготовку кадров для работы в отрасли за собственный счет; а также для тех, в которых трудятся молодые специалисты — выпускники вузов, при условии их обеспеченности жильем и достойной оплатой труда.

4. Введение системы распределения после окончания аграрных вузов. Обеспечение жильем молодых специалистов, предоставление единовременной материальной помощи на обустройство на новом месте жительства, доплаты к окладу в течение первых 3 лет работы.

5. Создание региональных Центров внедрения аграрных инноваций, которые будут напрямую взаимодействовать с органами

регионального управления аграрным сектором. Таким образом, Центр внедрения аграрных инноваций выступит связующим звеном в инновационной системе аграрного сектора между научными центрами и учебными заведениями, опытными, учебными и передовыми хозяйствами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, существенно повышая тем самым их аграрную грамотность, деловую активность и потенциальную конкурентоспособность. Основная цель Центра аграрных инноваций — адаптация результатов научных исследований, инноваций к местным природно-климатическим условиям с учетом специфики и особенностей сельскохозяйственного региона, при необходимости организация обучения по применению инновационных разработок в сельскохозяйственной практике.

6. Использование инновационно-инвестиционных факторов экономического развития аграрного сектора позволит обеспечить экономический рост за счет экономии трудовых затрат в расчете на единицу производимой продукции. Инновационному трудосберегающему пути развития аграрного сектора с этой точки зрения нет разумной альтернативы, особенно в условиях острого дефицита кадрового потенциала.

7. Повышение иммиграционной привлекательности аграрного сектора. Следует отказаться от ограничительных принципов, направленных на регулирование миграции, и перейти к дифференцированным принципам: ориентация на «оседлую» миграцию; акцент на привлечение высококвалифицированной рабочей силы; стимулирование образовательной и академической иммиграции. В аграрном секторе возможно использование неквалифицированных рабочих на отдельных участках работы, однако миграция неквалифицированных рабочих должна контролироваться.

8. Увеличение финансирования аграрного

сектора. Удельный вес сельского хозяйства в структуре расходов консолидированного бюджета РФ в 2010 г. составил 1,5% от общего объема, что существенно меньше удельного веса сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости — 3,8% в

2010 г. Недофинансирование сельского хозяйства привело в ряде случаев к свертыванию производства, задержке выплат заработной платы, сокращению персонала, социальной напряженности, углублению кризисных явлений в аграрном секторе в целом.

9. Повышение заработной платы сельскохозяйственных работников. В настоящее

время 40% сельских жителей относится к категории малообеспеченных граждан.

10. Сокращение дифференциации доходов между отраслями экономики и отдельными группами населения по размеру среднедушевых располагаемых ресурсов домохозяйств.

11. Устойчивое развитие сельских территорий, создание благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения, включая жилищные условия, здравоохранение, образование, дорожнотранспортную и иную инфраструктуру.

Решение проблемы обеспечения аграрного сектора квалифицированным кадровым потенциалом будет целиком зависеть от эффективности аграрной политики, ее адаптивности к быстроменяющимся условиям, способности превратить аграрный сектор в национальный приоритет, повысить качество конкурентной среды аграрного сектора. Научно обоснованная аграрная политика должна учитывать и опираться на ярко выраженную многофункциональность современного сельского хозяйства, его комплексное воздействие на реализацию важнейших экономических, социальных, экологических, демографических и политических задач государственного управления. Такой системный подход позволит учесть синергетический эффект функционирования аграрного сектора в системе народного хозяйства и перейти на траекторию инновационного роста при объединении усилий граждан, агробизнеса и государства.

Библиографический список

1. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 г.

2. Михайлова Е.В. Рост прибыли инвестора как один из критериев оценки конкурентоспособности строительной организации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2011.

— № 3(16). — С. 67-70.

3. Волгоградская область в цифрах 2011: краткий стат. сб. — Волгоград, 2012. — 372 с.

4. Жилина В.И., Балашова Н.Н., Ващенко А.Н. Развитие аграрного сектора Волгоградской области в условиях вступления России в ВТО: проблемы и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2012. — Вып. 4 (21). — С. 61-63.

5. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 33). — М.: Институт Гайдара, 2012. — 612 с.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.