Научная статья на тему 'Кадровый аутсорсинг как новая технология в управлении персоналом'

Кадровый аутсорсинг как новая технология в управлении персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ПЕРСОНАЛ / ФУНКЦИЯ / АУТСОРСЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грунистая Ольга Сергеевна

В статье представлен кадровый аутсорсинг как новая технология в управлении персоналом. Дано определение аутсорсинга, а также характеристика его отличительных особенностей. Рассмотрено понятие кадрового аусорсинга, представлены основные преимущества и недостатки его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый аутсорсинг как новая технология в управлении персоналом»

КАДРОВЫЙ АУТСОРСИНГ КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

Грунистая Ольга Сергеевна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород

E-mail: gos921021@mail.ru

Аннотация. В статье представлен кадровый аутсорсинг как новая технология в управлении персоналом. Дано определение аутсорсинга, а также характеристика его отличительных особенностей. Рассмотрено понятие кадрового аусорсинга, представлены основные преимущества и недостатки его использования.

Ключевые слова: аутсорсинг, персонал, функция, аутсорсер.

Активно проходящие в настоящее время в России процессы формирования и развития рыночных отношений объективно порождают необходимость появления новых форм взаимоотношений их участников. Одной из таких наиболее современных форм взаимоотношений является договор аутсорсинга, в результате которого определенные функции (непрофильные), которые ранее были прерогативой внутренних подразделений компании (бухгалтерский учет, юридические услуги, маркетинговые исследования, обслуживание внутренней информационной сети, обработка входящей информации и многие другие), передаются иным - узкоспециализированным - обслуживающим организациям.

Аутсорсинг начал распространяться на Западе в 80-е гг. прошлого столетия как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. В 90-х гг. пришло осознание того, что аутсорсинг - это не просто один из способов повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая оптимизации их организационной структуры и повышению эффективности всей деятельности за счет сосредоточения на основном предмете и передачи побочных, служебных функций внешним специалистам. С переходом к инновационной экономике процесс распространения аутсорсинга принял взрывной характер, охватив область внедрения систем обработки информации и управления предприятиями [2]. Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и

дословно переводится как использование чужих ресурсов. Смысл аутсорсинга сводится к следующему положению: «Сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру». Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.

Отметим, что фирма, берущая на себя «чужие» функции называется аутсорсинговой, или аутсорсером [4].

Аутсорсинг отличается от других форм взаимоотношений между организацией и другими компаниями. Основными отличительными чертами аутсорсинга от других видов сотрудничества являются:

- строгая зависимость аутсорсера от потребностей заказчика и обратного процесса, основанного на специализации аутсорсера; он является наилучшим исполнителем необходимых заказчику функций на рынке. На рынке представлены отношения сотрудничества, подразумевающие любые формы взаимовыгодного взаимодействия;

- отношения четко ограничены рамками исполняемого бизнес-процесса, что позволяет говорить о снижении риска потери конфиденциальности коммерческой информации, свойственной другим видам сотрудничества;

- основным критерием прочности взаимного сотрудничества становится совершенствование только одного бизнес-процесса, тогда как развитие большинства отношений сотрудничества заключается в обмене опытом и совершенствовании по всем сопряженным направлениям развития предпринимательских структур [1].

Одним из направлений аутсорсинга бизнес-процессов является кадровый аутсорсинг (HR Outsourcing) - это привлечение внешних ресурсов, которые специализируются в области управления персоналом и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами для выполнения всех или части ключевых функций по управлению человеческим капиталом организации. Компания-заказчик только формулирует задачи перед поставщиком услуг, и при этом право контроля, способ выполнения задачи, ответственность за достигнутый результат ложится на поставщика услуг.

В области управления персоналом на аутсорсинг передаются следующие функции:

- расчет заработной платы;

- информационная и техническая поддержка;

- кадровое делопроизводство;

- подбор персонала;

- кадровое администрирование;

- подготовка отчетов и аналитических материалов.

В сфере кадрового администрирования и делопроизводства на аутсорсинг могут передаваться следующие процессы:

- ведение трудовых договоров и внутреннего нормативного документооборота, связанного с трудовыми отношениями;

- оформление приема и увольнения;

- оформление отпусков и командировок;

- оформление приказов по персоналу;

- оформление штатного расписания и табеля учета рабочего времени [5].

Компаниям не обойтись без услуг аутсорсинга в управлении персоналом, в

следующих случаях, когда:

- необходимо избавить своих кадровых специалистов от рутинной работы для решения более важных задач;

- необходимо сократить расходы на административный персонал;

- необходимо быстро запустить новый проект, требующий высококлассных специалистов;

- отсутствуют квалифицированные специалисты в области кадрового делопроизводства, расчета заработной платы и т.д[3].

При выборе аутсорсера предприятие должно четко определить функции, которые будет передавать и не ошибиться с выбором аутсорсера.

Если основной целью является экономия времени и избавление от рутины, но при этом стратегические моменты в управлении персоналом (например, мотивация) необходимо оставить внутри предприятия, тогда подходящий вариант - это аутсорсинг кадрового документооборота и расчетов.

В случае если требуется грамотная независимая оценка, система мотивации, адаптированная под конкретную организацию, тогда необходимо привлекать консалтинговое предприятие.

Если цель - стабильное обучение персонала, необходима программа по развитию персонала, включающая в себя тренинги, семинары и командообразующие мероприятия [6].

К преимуществам использования кадрового аутсорсинга для предприятия можно отнести следующие:

- возможность концентрировать свои ресурсы на основной деятельности;

- возможность привлекать лучших специалистов для организации того или иного процесса с максимальной эффективностью;

- возможность снизить затраты на собственный персонал, получив при этом оперативность и высокое качество услуг;

- снижение рисков, связанных с делегируемой функцией;

- аутсорсинг каких-либо функций стимулирует процесс структуризации и

упорядочивания фирм с неразвитой организационной структурой [3].

Среди недостатков можно выделить:

- уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании -аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне;

- недостаточность рычагов управляющего воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание;

- наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия;

- увеличение времени решения проблем в аварийных ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями (особенно проявляется в телекоммуникациях)[7].

Таким образом, кадровый аутсорсинг - это передача на исполнение третьим лицам некоторых функций подразделений предприятия по управлению персоналом. Несмотря на все недостатки данного вида аутсорсинга, преимущества его применения более значимы, поскольку каждое предприятие стремиться минимизировать затраты и максимизировать прибыль.

Литература:

1. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных

организаций / Под. ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 187 с.

2. Ещенко И. А. Договор аутсорсинга в гражданском праве : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.03. - M, 2009.- 180 с.

3. Аутсорсинг в управлении персоналом: особенности, преимущества и недостатки [Электронный ресурс] / Все о финансах. - Режим доступа: http:// www.financialguide.ru/article/outsourcing/autsorsing-v-upravlenii-personalom-osobennosti-preimushhestva-i-nedostatki (дата обращения: 03.07.2014).

4. Бухгалтерский аутсорсинг [Электронный ресурс] / Клерк.Ру. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/65975/ (дата обращения: 30.06.2014).

5. Глоссарий [Электронный ресурс] / «Russtaff» - профессионалы HR-аутсорсинга. - Режим доступа: http://ay-staff.com/glossariy (дата обращения: 02.07.2014).

6. Лысюк Н.А. Сущность и значение аутсорсинга в управлении персоналом

[Электронный ресурс] / Электронный архив Харьковского национального экономического университета. - Режим доступа: http://

www.repository.hneu.edu.ua/ (дата обращения: 03.07.2014).

SCIENCE TIME

7. Несколько слов об аутсорсинге [Электронный ресурс] / Помощь кадровику и бухгалтеру - Режим доступа: http://kdpconsulting.ru/kadroviy-management/1066-neskolko-slov-ob-autsorsinge.html (дата обращения: 02.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.