Научная статья на тему 'КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕЩЕННЫХ ВЫБОРОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)'

КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕЩЕННЫХ ВЫБОРОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / РЕГИОНЫ / БИЗНЕС / ИТАЛИЯ / КРЫМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПАРТИЙНАЯ ЭЛИТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ / РЕГИОНЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шашкова Я.Ю.

Статья посвящена анализу состава партийных списков и кандидатов-одномандатников на выборах депутатов Государственной Думы РФ и Законодательного Собрания в Алтайском крае в 2016 г. Доказывается тезис о персонализированном характере данных кампаний, связанном как с особенностями современной политики, так и возвратом мажоритарной составляющей выборов в российский парламент. В связи с этим партии уделили особое внимание формированию своего корпуса кандидатов. Изучение социального состава партийных списков показало, что региональные отделения партий пытались через них подчеркнуть свой всеохватный характер, в то время как при выдвижении в одномандатных округах значение имели известность или ресурсы кандидатов. Сравнительный анализ списков кандидатов разных уровней подтвердил зависимость кадрового потенциала российских партий от их статуса в политической системе: в условиях совмещенных выборов только «Единая Россия» имела достаточно кадров для ведения избирательной кампании на всех уровнях. Другие парламентские партии были вынуждены выдвигать одних и тех же кандидатов на разных уровнях выборов при явном региональном акценте, новые же партии почти не приняли участие в избирательной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HR STRATEGIES IN REGIONAL BRANCHES OF POLITICAL PARTIES UNDER CONDITION OF COMBINED ELECTIONS (ON THE EXAMPLE OF ALTAI KRAI)

The article analyses the composition of party lists and single-seat district lists at the elections of deputies to the State Duma of the Russian Federation and to the Legislative Assembly of Altai Krai in 2016. The thesis is supported that both campaigns had personalized character connected with specific nature of modern politics as well as restoration of majoritarian component in the elections to the Russian Parliament. Thus political parties were particularly careful while generating lists of candidates. The analysis of social structure of party lists demonstrated that regional branches of political parties made efforts to show their comprehensive character, while in single-seat districts the uppermost importance was given to the recognition and resources of candidates. The comparative analysis of lists of candidates of different levels proved dependence of HR strategies in different parties on their status in the political system: under the condition of combined elections only “United Russia” had enough human resource to campaign at all levels. Other parliamentary parties had to nominate the same candidates at all levels with clear regional emphasis while new political parties hardly participated in the elections.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕЩЕННЫХ ВЫБОРОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕЩЕННЫХ ВЫБОРОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)3

Шашкова Ярослава Юрьевна, доктор политических наук

Алтайский государственный университет

Российская Федерация, 656049, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61

E-mail: yashashkova@mail.ru

Статья посвящена анализу состава партийных списков и кандидатов-одномандатников на выборах депутатов Государственной Думы РФ и Законодательного Собрания в Алтайском крае в 2016 г. Доказывается тезис о персонализированном характере данных кампаний, связанном как с особенностями современной политики, так и возвратом мажоритарной составляющей выборов в российский парламент. В связи с этим партии уделили особое внимание формированию своего корпуса кандидатов. Изучение социального состава партийных списков показало, что региональные отделения партий пытались через них подчеркнуть свой всеохватный характер, в то время как при выдвижении в одномандатных округах значение имели известность или ресурсы кандидатов. Сравнительный анализ списков кандидатов разных уровней подтвердил зависимость кадрового потенциала российских партий от их статуса в политической системе: в условиях совмещенных выборов только «Единая Россия» имела достаточно кадров для ведения избирательной кампании на всех уровнях. Другие парламентские партии были вынуждены выдвигать одних и тех же кандидатов на разных уровнях выборов при явном региональном акценте, новые же партии почти не приняли участие в избирательной кампании.

Ключевые слова: политические партии, кадровая политика, партийная элита, выборы, законодательная (представительная) власть, регионы России

HR STRATEGIES IN REGIONAL BRANCHES OF POLITICAL PARTIES UNDER CONDITION OF COMBINED ELECTIONS (ON THE EXAMPLE OF ALTAI KRAI)

Shashkova Yaroslava, D.Sc. (Politicy)

Altai State University

61 Lenina Ave., Barnaul, 656049, Russian Federation

E-mail: yashashkova@mail.ru

The article analyses the composition of party lists and single-seat district lists at the elections of deputies to the State Duma of the Russian Federation and to the Legislative Assembly of Altai Krai in 2016. The thesis is supported that both campaigns had personalized character connected with specific nature of modern politics as well as restoration of majoritarian component in the elections to the Russian Parliament. Thus political parties were particularly careful while generating lists of candidates. The analysis of social structure of party lists demonstrated that regional branches of political parties made efforts to show their comprehensive character, while in single-seat districts the uppermost importance was given to the recognition and resources of candidates. The comparative analysis of lists of candidates of different levels proved dependence of HR strategies in different parties on their status in the political system: under the condition of combined elections only "United Russia" had enough human resource to campaign at all levels. Other parliamentary parties had to nominate the same candidates at all levels with clear regional emphasis while new political parties hardly participated in the elections.

Keywords: political parties, HR party policy, the party elite, electoral process, legislative (representative) power, Regions of Russia

3 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-03-50136 «Динамика социально-демографического состава элит региональных отделений политических партий Западной Сибири в контексте переформатирования партийно-электорального пространства» (The publication was prepared with the support of RGSF: project №16-03-50136 "Soci-odemographic dynamics in elite of Russian political parties' regional branches of Western Siberia in the context reformatting party and electoral space").

Одной из главных черт современной политики является её персонификация. Медиакратия изменила сущность партийной работы, фактически обесценив труд рядовых членов - агитаторов [2, с. 90-91], тем более что российские партии так и не стали реально массовыми. Агитаторы работают не просто по найму, а как профессиональные промоутеры, а потому рассчитывать на них как основной канал коммуникации крайне рискованно. В связи с этим на первый план партийных избирательных кампаний выдвигаются «референтные личности» - лидеры, публичные персоны, депутаты и соискатели депутатских мандатов. Более 30 % россиян в ходе всероссийских опросов, например, Левада-центра, в качестве мотива партийно-электорального выбора указывают «симпатию лидеру (лидерам) партии» [5].

Особенно роль личностного фактора возрастает на совмещенных выборах, когда кандидаты становятся «лицами» партии, показателями ее кадрового потенциала, элементами и средствами реализации имиджевой и коммуникативной стратегии [4].

18 сентября 2016 г., как и в 2011 г., в ряде регионов, в частности в Алтайском крае, прошли совмещенные выборы, потребовавшие от региональных отделений партий мобилизации усилий, кадров и иных ресурсов. В то же время участие парторганизаций в такого рода избирательных кампаниях представляет интерес для исследователей, выступая определённым индикатором как их состояния, так и конфигурации региональных партийных систем.

Главными отличиями выборов 2016 г. от предыдущего электорального цикла стали возврат мажоритарной составляющей выборов в Госдуму, который также существенно повлиял на персонификацию электорального пространства, тем более что одномандатники в основном и несли ответственность за продвижение партий на своих территориях; увеличение числа партий-участниц, в связи с чем часть представителей региональных элит первоначально включилась в данную кампанию, впрочем, совмещая её с участием в региональных выборах. Но сразу следует отметить, что новые партии в Алтайском крае кампании не вели.

По-сути имела место двойная совмещённость: кандидаты выдвигались в партийных списках и округах на выборах в Госдуму и / или в партийных списках и округах на выборах в Законодательное Собрание. При этом можно констатировать, что часть партий прямо или косвенно постарались удовлетворить возникший в обществе ещё в 2011 г. запрос на «новые имена». В «Единой России» механизмом обновления списков кандидатов стали проекты праймериза, «Молодежной команды Единой России». В других партиях оно стало следствием кадровых ротаций (КПРФ, ЛДПР), а также было связано с ухудшением социально-экономической ситуации, давшей основание для активизации левых партий и либеральной оппозиции в лице «Яблока».

На выборах депутатов Госдумы, учитывая особенности политических настроений избирателей края, большинство партий, в том числе парламентских, сформировали межрегиональные списки.

Традиционно высокая поддержка в крае левых партий обусловила стремление КПРФ и «Справедливой России» присоединить к нему национальные республики с меньшим уровнем их поддержки. Так, межрегиональную группу КПРФ образовали Алтайский край, республики Алтай, Бурятия и Тыва (возглавил список московский журналист и писатель С.А. Шаргунов, представители края заняли в нём 3-5 и 10 места), «Справедливой России» - Алтайский край, республики Алтай, Тыва и Хакасия (возглавил список депутат ГД от Алтайского края А.В. Терентьев, представители края заняли в нём 4-5, 7, 10, 11 места). «Единая Россия», напротив, компенсировала свои низкие рейтинги в Алтайском крае, Томской области и Республике Алтай за счёт результатов голосования в Кемеровской области (список возглавлял А.Г. Тулеев, представители края заняли в нём 5, 7, 10, 12 и 14 места). Только ЛДПР, представители которой никогда не побеждают в одномандатных округах, почти по всем регионам определила территориальные группы в составе 1-2 человек, привязанные

к одномандатным округам и возглавляемые баллотирующимися по ним же одномандатниками.

У «Яблока» партийный список охватывал республики Алтай, Хакасия и Алтайский край. Возглавлял его руководитель Алтайского регионального отделения (АРО) А.И. Гончаренко, представители края занимали 1-3 места. Все малые партии сформировали только межрегиональные списки, включающие Алтайский край, Республику Алтай и иногда Новосибирскую область. Представителей края в них, за исключением партии «Зеленых», практически не было [9].

В основном те же персоны выдвигались партиями на выборах в Государственную Думу и по одномандатным округам: у КПРФ параллельное выдвижение имели три кандидата, у ЛДПР - четыре, у «Яблока» - два, «Справедливой России» - три. Только у «Единой России» кандидаты различались [6].

В то же время высокая цена федеральных мандатов, необходимость явной или косвенной поддержки власти для их получения, отсутствие прямых интересов общероссийского уровня переориентировало большинство краевых политиков на выборы регионального масштаба, придавая им значительную конкурентность.

Мобилизовав свои кадровые ресурсы, пять партий сформировали территориальные списки и выдвинули кандидатов почти по всем одномандатным округам. Коммунистической партии коммунистам России и партии «Родина» было отказано в регистрации, опасаясь роста и без того высоких протестных настроений. Партия «Великое Отечество» документы для регистрации не представила.

На выборах в АКЗС у партий, опять же кроме «Единой России», повторялся упомянутый принцип дублирования лидеров территориальных групп и одномандатников по соответствующим округам. Исключение составляли лишь округа с явным фаворитом - единороссом или где партии имели шанс набрать значительное количество голосов [3].

Если анализировать списки выдвиженцев партий по одномандатным округам, то инкумбентами являлись только 16 % кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания. Наибольшая доля из них (84 %) приходилась на «Единую Россию», по два кандидата представляли КПРФ и «Справедливую Россию».

Также партии на региональных выборах попытались показать свой всеохватный характер, привлекая представителей различных социальных групп, хотя их социальный статус существенно отличался. Так, кандидатами в депутаты АКЗС по одномандатным округам от партии власти были выдвинуты восемь депутатов АКЗС на освобождённой основе, 11 бизнесменов и руководителей промышленных предприятий, четыре руководителя строительной и дорожной отрасли, по два руководителя предприятий АПК, золото и лесодобычи, энергетики, медицинских учреждений, а также владелец сети АЗС, директор зоопарка, руководитель предприятия ЖКХ и общественной организации.

Интересно, что среди единороссов отсутствовали кандидаты со статусом пенсионера, преобладавшие среди коммунистов (6 человек). Кроме них от КПРФ баллотировались четыре представителя бизнеса, три руководителя агропредприятий, три учителя, по два работника партаппарата и промышленных предприятий, депутат Госдумы РФ, воспитатель детского сада, строитель, работники военного комиссариата, органа госконтроля, ЖКХ, неработающий, водитель, общественник и машинист электровоза [7].

Не менее дифференцирован был состав кандидатов от «Справедливой России». Среди них - пять индивидуальных предпринимателей и руководителей коммерческих структур, три пенсионера, трое неработающих, три руководителя общественных организаций, по два главы МСУ, медработника, руководителей сферы ЖКХ, работников банков, депутат АКЗС на освобождённой основе и помощник депутата, руководитель ЛПХ, музея, работник партаппарата, сферы связи и ИТ, учитель, пиарщик и тренер [7].

В наибольшей степени приближенным к социальной базе партии оказался состав одномандатников от ЛДПР. Партия выдвинула 14 индивидуальных предпринимателей и работников торговых сетей, трёх работников вузов, двух глав МСУ, фермера, заведующего заправочной станцией, директора Дома культуры, помощника депутата АКЗС, строителя, медработника, учителя, тренера, связиста, общественника и студента [7].

И, наконец, партию «Яблоко» в округах представляли восемь пенсионеров, девять представителей бизнеса, четверо неработающих, два общественника, врач, адвокат, нотариус, программист, работник вуза, системы ветнадзора, журналист и руководитель ТСЖ [7].

Говоря о совмещении составов кандидатов на федеральных и региональных выборах, можно отметить, что у КПРФ руководитель регионального отделения участвовала во всех четырёх выборах (только по одномандатному округу в АКЗС ей было отказано в регистрации из-за погрешностей в предоставленных документах), два партработника участвовали в трёх видах выборов, ещё двое - в двух видах. У «Справедливой России» один кандидат выдвигался по четырём видам выборов, три кандидата по трём видам выборов, три кандидата по двум видам. Ещё большую «сплоченность» рядов демонстрировало АРО ЛДПР: четыре кандидата выдвигались на четырёх выборах, три кандидата - на трёх и один - на двух выборах (федеральный и региональный списки). У Яблоко двух человека выдвигались на трёх типах выборов и три человека - на два (табл. 1).

Таблица 1

Варианты совмещенного выдвижения кандидатов региональными отделениями

политических партий в Алтайском к рае в 2016 г., чел.

КПРФ СР ЛДПР ЯБЛОКО ЕР

Список, округ Госдума + список, округ АКЗС 1 1 4 - -

Список, округ Госдума + список АКЗС - 1 - - -

Список, округ Госдума + округ АКЗС 1 - - 2 -

Список Госдума + список, округ АКЗС - 2 3 - -

Округ Госдума + список, округ АКЗС 1 - - - -

Список, округ Госдума 1 1 - - -

Список Госдума + список АКЗС - 1 1 1 2

Список Госдума + округ АКЗС 1 - - - 1

Округ Госдума + список АКЗС - - - 1 -

Округ Госдума + округ АКЗС - 1 - 1 -

Последствия данной кадровой стратегии в сфере предвыборной агитации наглядно показала «Справедливая Россия». Лидер её списка - руководитель Алтайского регионального отделения партии А. Терентьев - использовал законодательную возможность одновременного выдвижения по одномандатному округу № 42. В результате этого партийные агитационные материалы были персонализированы, а усилия и ресурсы парторганизации приоритетно сконцентрированы в одномандатном округе А. Терентьева. Это же позволило ему де-факто раньше начать агитационную кампанию за счёт массового распространения в округе федеральных и региональных партийных материалов и проведения публичных акций, способствовавших формированию его положительного имиджа. Как итог А. Терентьев отдельными аналитиками и СМИ рассматривался в качестве потенциального победителя в рамках самого конкурентного округа Алтайского края, а региональное отделение смогло на несколько процентов улучшить общий результат и получить мандат депутата Госдумы по партийному списку.

По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Думы РФ «Единая Россия» набрала в крае 35,2 % голосов (получила 3 мандата по партийному списку и 4 - в одномандатных округах), ЛДПР - 19,8 % голосов, КПРФ - 17,2 %, «Справедливая Россия» - 13,8 % (1 депутатский мандат), «Яблоко» - 2 % [8].

В ходе голосования за депутатов АКЗС «Единая Россия» набрала 34 %, ЛДПР -21,2 %, КПРФ - 21 %, «Справедливая Россия» - 17,4 %, «Яблоко» - 3 % [1]. При распределении мандатов в краевой легислатуре «Единой России» достался 40 из 68 мандатов (31 - по округам), ЛДПР - 9 (1 - по округам), КПРФ - 8, «Справедливой России» - 8 (2 - округам) (табл. 2).

Таблица 2

Социальный состав партийных фракций в Алтайском краевом Законодательном Собрании созыва 2016 г., чел._

ЕР КПРФ ЛДПР СР

Аппарат АКЗС 6 - 1 1

Бизнес 13 2 2 3

Медицина 2 - 1 1

Образование 2 - 2 1

Строительство, энергетика и ЖКХ 7 - - 1

Работник партаппарата - 4 1 -

АПК и ЛПК 4 - - -

Золотодобыча и газ 2 - - -

Менеджер (торговля) - - 2 -

Депутаты МСУ на освобожденной основе 2 - - -

Рабочий - 2 - -

Тренер - - - 1

Директор зоопарка 1 - - -

Руководитель Пенсионного фонда 1 - - -

РЖД 1 - - -

Пенсионер 1 - - -

В заключение можно сделать несколько выводов:

1. Прошедшие выборы подтвердили узость кадрового резерва региональных отделений партий, за исключением партии власти, ограниченное количество у них публичных персон. Обратной стороной данной ситуации стало активное рекрутирование всеми парторганизациями молодежи, в результате чего почти 25 % депутатов нынешнего созыва АКЗС моложе 35 лет.

2. Сохраняется чёткое смещение политической активности краевых отделений политических партий в пользу региональных выборов, так как получение депутатских мандатов на них более реалистично.

3. У большинства региональных отделений отсутствует стремление вести борьбу в одномандатных округах, обусловливаемое объективными и субъективными факторами.

4. Среди соискателей мандатов, а затем депутатов, сохраняется преобладание представителей бизнеса, аграрного, строительного и жилищно-коммунального лобби, действующих депутатов и их помощников, в основном занимающих руководящие должности в партаппаратах.

Тем не менее, происходят некоторые изменения в акцентах взаимодействия партий и групп интересов - из простых каналов продвижения корпоративных представителей парламентские партии постепенно превращаются в организаторов этого взаимодействия, что не всегда положительно сказывается на кадровом составе их кандидатского корпуса.

Список литературы

1. Выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания седьмого созыва. 18 сентября 2016 г. - Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-akzs.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Кац Р. С. Картельная партия: возвращение к тезису / Р. С. Кац, П. Мэир // Политическая наука. - 2010. - № 4. - С. 77-112.

3. Краевые и мажоритарные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями на выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 18 сентября 2016 г. -

Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-akzs.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

4. Малкин Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. - Москва : Русская панорама, 2014. - 688 с.

5. Предстоящие выборы и образ нынешней Госдумы: Пресс-выпуск Левада-Центра. 18.07.2016. - Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/07/18/predstoyashhie-dumskie-vybory-i-obraz-nyneshnej-gosdumy/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

6. Сведения о зарегистрированных кандидатах по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ 18 сентября 2016 г. - Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-gd-rf.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

7. Сведения о зарегистрированных кандидатах по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 18 сентября 2016 г. -Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-akzs.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

8. Сводная таблица итогов голосования по единому округу; Сводная таблица итогов голосования по мажоритарным округам на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ 18 сентября 2016 г. - Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-gd-rf.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

9. Федеральные и мажоритарные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ 18 сентября 2016 г. - Режим доступа: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-gd-rf.php, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

References

1. Vybory deputatov Altayskogo kraevogo Zakonodatelnogo Sobraniya sedmogo sozyva. 18 sentjabrya 2016 g. [Elections of deputies of the Altai regional Legislative Assembly of the seventh convocation. September 18, 2016]. Available at: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-akzs.php.

2. Kats R. S., Meir P. Kartelnaya partiia: vozvrashchenie k tezisu [The cartel party thesis: A restatement]. Politicheskaya nauka [Political science], 2010, no. 4, pp. 77-112.

3. Kraevye i mazhoritarnye spiski kandidatov, vydvinutye politicheskimi partiyami na vyborakh deputatov Altayskogo kraevogo Zakonodatelnogo Sobraniya 18 sentyabrya 2016 g. [The marginal and majority lists of candidates nominated by political parties in the election of deputies of the Altai Regional Legislative Assembly on September 18, 2016]. Available at: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-akzs.php.

4. Malkin E., Suchkov E. Politicheskie tekhnologii [Political technologies]. Moscow, Russkaya panorama Publ., 2014, 688 p.

5. Predstoyashchie vybory i obraz nyneshney Gosdumy: Press-vypusk Levada-Centra [Upcoming elections and the image of the current State Duma: Press Release of the Levada Center]. 18.07.2016. Available at: http://www.levada.ru/2016/07/18/predstoyashhie-dumskie-vybory-i-obraz-nyneshnej-gosdumy/.

6. Svedeniya o zaregistrirovannykh kandidatakh po odnomandatnym izbiratelnym okrugam na vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy FS RF18 sentyabrya 2016 g. [Information on registered candidates for single-mandate constituencies in the election of deputies to the State Duma of the Federal Assembly on September 18, 2016]. Available at: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-gd-rf.php.

7. Svedeniya o zaregistrirovannykh kandidatakh po odnomandatnym izbiratelnym okrugam na vyborakh deputatov Altayskogo kraevogo Zakonodatelnogo Sobraniya 18 sentyabrya 2016 g. [Information on registered candidates in single-mandate constituencies in the election of deputies of the Altai Regional Legislative Assembly on September 18, 2016]. Available at: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-akzs.php.

8. Svodnaya tablica itogov golosovaniya po edinomu okrugu; Svodnaya tablica itogov golosovaniya po mazhoritarnym okrugam na vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy FS RF 18 sentyabrya 2016 g. [Summary table of the results of voting for a single district; Summary table of the results of voting by majority districts in the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on September 18, 2016]. Available at: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-gd-rf.php.

9. Federalnye i mazhoritarnye spiski kandidatov, vydvinutye politicheskimi partiyami na vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy FS RF 18 sentyabrya 2016 g. [Federal and majority lists of candidates nominated by political parties for the election of deputies to the State Duma of the Federal Assembly on September 18, 2016]. Available at: http://www.altai_terr.izbirkom.ru/archiv-vyborov/2016-09-18-gd-rf.php.

О КУЛЬТУРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Абазалиева М.М., кандидат политических наук, доцент Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36 E-mail: kaffilosofii241@mail.m

Камова Р.М., кандидат философских наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36 E-mail: kaffilosofii241@mail.m

Тамбиева З.С., кандидат философских наук, доцент

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36 E-mail: kaffilosofii241@mail.m

Статья посвящена определению места и роли культуры в межнациональных отношениях, выявлению сущности и её особенностей. Определяя, что культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума, отметим, что она представляет собой исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В современных условиях важнейшая роль культуры в межнациональных отношениях проявляется в её влиянии на конструктивность межкультурного диалога, в способности содействовать взаимоуважению людей разных национальностей, укреплению их дружбы и сотрудничества, интеграции наций. Создание поликультурной среды способствует признанию культурной самобытности народов и формированию политолерантности. Влияние культуры на межнациональные отношения является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны.

Ключевые слова: культура, межнациональные отношения, этнос, ценности, убеждения

ABOUT CULTURE OF THE INTERNATIONAL RELATIONS IN MODERN CONDITIONS

Abazaliyeva M.M., D.Sc. (Politicy), Associate Professor

North Caucasian state humanitarian and technological academy

36 Stavropolskaya Str., Cherkessk, 369000, The Karachay-Cherkess Republic,

Russian Federation

E-mail: kaffilosofii241@mail.ru

Kamova R.M., D.Sc. (Philosophy)

North Caucasian state humanitarian and technological academy

36 Stavropolskaya Str., Cherkessk, 369000, The Karachay-Cherkess Republic,

Russian Federation

E-mail: kaffilosofii241@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.