Научная статья на тему 'КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИКТ СФЕРЕ'

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИКТ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люкомас Александр Александрович

Положение страны в новой экономической реальности во многом будет определяться способностью качественно и оперативно влиться в глобальные процессы, связанные с созданием нового технологического уклада. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере внедрения и развития ИКТ-технологий в России является дефицит квалифицированных кадров, возрастающая структурная безработица на рынке труда, проблемы качественной подготовки специалистов ИТ-сферы. При этом огромную роль играет необходимость трансформации отечественной системы образования в области ИТ-специальностей. При этом наиболее проблемными аспектами в подготовке кадров ИТ являются разрыв между быстрым темпом приращения знаний в области ИТ в мире и отставанием отечественных ФГОС от необходимого уровня подготовки молодых специалистов ИТ-области, а также ограниченные возможности применения полученных знаний на практике. Данная ситуация не является чем-то необычным и для развитых стран мира. Проблемы являются теми же, что и в России - низкий уровень подготовки специалистов, несоответствие практических навыков потребностям экономики, количественный и качественный дефицит кадров. В статье проанализированы причины создавшейся ситуации, предложены подходы к решению кадровых проблем, учитывая международную практику в данном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STAFFING FOR ICT SERVICES

The country’s position in the new economic reality will largely be determined by its ability to join the global processes associated with the creation of a new technological order qualitatively and efficiently. One of the most pressing problems in the field of introduction and development of ICT technologies in Russia is the shortage of qualified personnel, increasing structural unemployment in the labor market, the problems of quality training of IT specialists. At the same time, the necessity to transform the national education system in the field of IT specialties plays a huge role. At the same time, the most problematic aspects in IT training are the gap between the rapid growth of IT knowledge in the world and the backlog of domestic GEFs from the necessary level of training for young IT specialists, as well as limited opportunities for applying the acquired knowledge in practice. This situation is not unusual for the developed countries of the world. The problems are the same as in Russia - the low level of training of specialists, the lack of correspondence of practical skills to the needs of the economy, the quantitative and qualitative shortage of personnel. The article analyzes the reasons for the situation created, suggests approaches to solving personnel problems, taking into account international practice in this aspect.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИКТ СФЕРЕ»

УДК 004

Люкомас Александр Александрович,

студент 2 курса направление «Бизнес-информатика» НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

e-mail: appelez85@gmail.com

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИКТ СФЕРЕ

Liukomas Alexandr Alexandrovich

student 2 courses IWC, direction «Business Informatics» NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

e-mail: appelez85@gmail.com

PROBLEMS OF STAFFING FOR ICT SERVICES

Аннотация. Положение страны в новой экономической реальности во многом будет определяться способностью качественно и оперативно влиться в глобальные процессы, связанные с созданием нового технологического уклада. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере внедрения и развития ИКТ-технологий в России является дефицит квалифицированных кадров, возрастающая структурная безработица на рынке труда, проблемы качественной подготовки специалистов ИТ-сферы. При этом огромную роль играет необходимость трансформации отечественной системы образования в области ИТ-специальностей. При этом наиболее проблемными аспектами в подготовке кадров ИТ являются разрыв между быстрым темпом приращения знаний в области ИТ в мире и отставанием отечественных ФГОС от необходимого уровня подготовки молодых специалистов ИТ-области, а также ограниченные возможности применения полученных знаний на практике. Данная ситуация не является чем-то необычным и для развитых стран мира. Проблемы являются теми же, что и в России — низкий уровень подготовки специалистов, несоответствие практических навыков потребностям экономики, количественный и качественный дефицит кадров. В статье проанализированы причины создавшейся ситуации, предложены подходы к решению кадровых проблем, учитывая международную практику в данном аспекте.

Ключевые слова: ИТ-сфера, ИКТ-технологии, информатизация, проблемы кадрового обеспечения, качество образования, ФГОС, системы управления компетенциями.

Abstract. The country's position in the new economic reality will largely be determined by its ability to join the global processes associated with the creation of a new technological order qualitatively and efficiently. One of the most pressing problems in the field of introduction and development of ICT technologies in Russia is the shortage of qualified personnel, increasing structural unemployment in the labor market, the problems of quality training of IT specialists. At the same time, the necessity to transform the national education system in the field of IT specialties plays a huge role. At the same time, the most problematic aspects in IT training are the gap between the rapid growth of IT knowledge in the world and the backlog of domestic GEFs from the necessary level of training for young IT specialists, as well as limited opportunities for applying the acquired knowledge in practice. This situation is not unusual for the developed countries of the world. The problems are the same as in Russia — the low level of training of specialists, the lack of correspondence of practical skills to the needs of the economy, the quantitative and qualitative shortage of personnel. The article analyzes the reasons for the situation created, suggests approaches to solving personnel problems, taking into account international practice in this aspect.

Key words: IT sphere, ICT-technologies, informatization, problems of staffing, quality of education, GEF, competence management systems.

Двадцать первый век тесно связан с переходом человечества в информационное общество.

Информация в современном мире является одним из наиболее важных ресурсов, и использо-

10 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 9 № 2 (19) 2018

вание возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы — от отдельных людей до крупных компаний и государств — становится в наши дни совершенно необходимым. Переход к «цифровизации», переход на «цифровые рельсы» затрагивает все сферы жизни общества и государства. Для стимулирования развития информационного общества, в большинстве стран принимаются национальные стратегические программы, которые в дальнейшем реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях. В нашей стране таким документом является Стратегия развития информационного общества, утвержденная приказом Президента Российской Федерации в 2017 году на период до 2030 года. В реализации данной стратегии принимают участие, как государственные органы, так и представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества. Такой спектр привлеченных к реализации стратегии слоев общества говорит о том, что циф-ровизация экономики затрагивает все сферы деятельности современной жизни. С развитием информационного общества особую значимость приобретает тот факт, что лидерство стран на мировой арене в настоящее время основывается во многом на их технологическом и научно-техническом новаторстве. С одной стороны, ИКТ имеет огромное распространение во многих отраслях отечественной экономики. Но, с другой стороны, дефицит квалифицированных кадров, проблемы качественной подготовки молодых специалистов ИТ-сферы, недостаточный профессионализм — все это проблемы современного отечественного рынка ИТ. «Кадры решают все» — этот лозунг из времен СССР звучит актуально, как никогда. Важнейшим препятствием для развивающихся и переходных стран, предпринимающих усилия по формированию ИТ-уклада, является проблема реформирования традиционной системы образования.

Основное противоречие современного образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В связи с этим в образовательном процессе основной задачей становится обеспечение формирования компетентности в области ИКТ, развитие мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию этой информации. Так, на настоящий момент ИКТ в значительной мере определяют структуру педагогической системы [2]: типы образовательных моделей, дидактические средства, организационные формы учебно-познавательной деятельности. Создание системы подготовки кадров новой формации, обладающих наряду с высокой профессиональной подготовкой в предметной области специфическими знаниями в области информационных технологий, является сегодня основой информатизации сферы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты III поколения, реализуемые в образовательных учреждениях высшего образования, предусматривают различные уровни подготовки специалистов ИКТ от бакалавра до магистра по многим направлениям. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что специалисты в ИТ-области трудоустроены на 92,3% [4]. Эта цифра намного больше, чем по любым другим отраслям экономики. И, тем не менее, кадровый «голод» в ИТ-области становится все более жестким, особенно в госсекторе и в органах муниципальной власти. Не в малой степени это связано не только с недостатком квалифицированных специалистов, но и с недостаточным финансированием, хотя ежегодно на ИКТ выделяются достаточно большие средства.

Другой важнейшей проблемой является уровень подготовки молодых специалистов ИТ-области. В России образование студентов базируется на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), разработанных для каждой специальности, и включающих в себя требования, обязательные при реализации программ высшего образования — как по группам компетенций (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные), так и по области и объектам будущей профессиональной деятельности выпускников. Но ФГОС для ИТ в настоящее время не поспевает за все ускоряющимся темпом современной жизни и темпом развития общества. В связи с этим противоречия между современными потребностями экономики и подготовкой ИТ-специалистов в нашей стране сегодня очевидны. Так, для качественной и эффективной подготовки ИТ-специалистов необходимо актуальное лицензионное программное обеспечение, которое, во-первых, очень дорого стоит, а во-вторых, в связи с санкциями и сложностями политической обстановки в мире, а также законотворческими новациями Госдумы в области ИТ, зачастую недоступно для отработки практических навыков и умений молодых специалистов в этой области.

Одной из проблем ИТ-области является уровень подготовки молодых специалистов. В России образование студентов базируется на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые разработаны для каждой специальности, и включают в себя требования, обязательные при реализации программ высшего образования — как по группам компетенций, так и по области и объектам будущей профессиональной деятельности выпускников. Для качественной и эффективной подготовки ИТ-специалистов требуется актуальное лицензионное программное обеспечение, которое, как правило, достаточно дорогое, а также зачастую недоступно для отработки практических навыков и умений молодых специалистов в этой области. Современные ФГОС, как правило, содержат только лишь общие требования к уровню подготовки специалистов, и не ориентированы на конкретную специальность, они очерчивает только определенную область знаний, в которой должен быть впоследствии компетентен выпускник.

Сегодня крайне значительным механизмом сотрудничества с работодателями представляется их прямое участие в учебном процессе. Имеющийся в настоящий момент времени дефицит кадров преподавателей профессиональных ИКТ-дисциплин актуализирует вовлечение в учебный процесс представителей работодателей. Часть тем и дисциплин из профессиональных модулей читают непосредственно специалисты-практики в своей организации, приглашая туда студентов. Обучение практическим навыкам, было бы возможным благодаря производственной практике. Однако, программа практики не предусматривает рассмотрения актуальных вопросов, потому как практическая деятельность не всегда поспевает за развитием, а в случае нашей страны в области ИКТ-технологий она отстает на годы [3]. Даже при высокой востребованности специалистов, в ИКТ постоянно существует «кадровый голод». Данная ситуация не является чем-то необычным и для стран ЕС: наравне с ростом безработицы, в ИКТ-секторе наблюдается острейший кадровый дефицит. Проблемы в общем виде являются теми же, что и в России — низкий уровень подготовки специалистов, несоответствие практических навыков потребностям экономики, «количественный» дефицит кадров.

В качестве путей выхода из сложившейся ситуации в международной практике предлагаются комплексные подходы, направленные на улучшение качества работы ИКТ-специа-листов, а не на простое увеличение их количества. Так, в развитых странах предпринимаются определенные усилия по внедрению общих систем управления компетенциями, в том числе и ИТ. Наиболее успешные варианты таких систем весьма быстро становятся международными и общепризнанными. Примерами таких систем в ИТ-сфере могут служить the Skills Framework for the Information Age SFIA (Великобритания), the Skill Standards for IT Professionals, ITSS) (Япония), the Advanced IT Training systems, AITTS (Германия), the European Certification of Informatics Professionals, EUCIP (Италия, Ирландия, Норвегия, Испания, Греция и Эстония) и др. [1; 5; 6]. Такие независимые системы управления компетенциями зачастую учитывают не только узкую специализацию, но и включают в себя более общие требования и правила, применимые к специалистам и работникам сферы ИТ, в частности, многоуровневые рамки квалификаций, принятые на национальном уровне. Благодаря этому такие системы компетенций зачастую получают государственную и институциональную поддержку. Глобальные ИТ-вендоры также идут по указанному пути — выпускаемые ими системы «практических» компетенций позволяют специалистам изучать современные технологии ИКТ «на практике», поскольку такие системы сопровождаются подробными объяснениями и процедурами обучения и оценки, последовательным продвижением, обновлениями и сертификацией. В настоящее время обсуждается амбициозный проект создания и внедрения единой европейской системы сертификации «Знак качества для сертификации ИКТ-сектора» (Quality Labels for ICT Industry Certification: Services associated to Quality Labeling) [1]. В случае удачной разработки и внедрения такой системы она будет принята всеми странами в области ИКТ, и фактически будет представлять собой полное «руководство действиями» и систему подготовки, сертификации и гармонизации практически всего спектра ИТ-деятельности — от выпускников вузов до вендоров и ИТ-аутсорсеров.

Высокие технологии и инновации, виртуализация и сверхскоростные перемены в культурной, социальной и экономической жизни общества приводят к структурным изменени-

12 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 9 № 2 (19) 2018

ям на рынке труда и занятости. Это влечет за собой как новые возможности, так и новые угрозы. С одной стороны, внедрение ИКТ-технологий приводит к снижению спроса на низкоквалифицированный труд, создавая в то же время новые потребности и новые виды работ. Но это совсем не значит, что ИКТ-технологии снижают спрос на низкооплачиваемый труд. Когда со всех сторон «по умолчанию» между двумя этими терминами ставится знак равенства, то есть подразумевается, что с внедрением ИКТ-технологий уйдет низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, а на его место придет «высококвалифицированный и высокооплачиваемый» — это, увы, далеко не так. Новые виды работ, возникающие при внедрении ИКТ-технологий, достаточно специфичны для нашего времени, но высокой оплаты они также не подразумевают. И, естественно, сокращенные при внедрении ИКТ-технологии работники далеко не всегда могут найти другой подходящий вид занятости [3]. Люди могут быть неспособны или не готовы менять квалификацию, переучиваться, кардинально менять жизнь. Отсюда возникают предпосылки вероятности угрозы массовой безработицы, социальных волнений и дальнейшего расслоения общества.

С другой стороны, как уже говорилось, образовательные стандарты не успевают за быстрым темпом изменений современной жизни. Так, для успешного внедрения и обеспечения разработанных стратегий по информатизации общества, по оценкам Минкомсвязи, уже к 2018 г. необходимо подготовить и обучить не менее 350 тысяч ИТ-специалистов, в то время как прогнозируемое экспертами количество обученных к этому времени не превысит 150 тыс. человек [3]. Таким образом, недостаток количества будет восполняться за счет ухудшения качества, поскольку недостающие специалисты будут рекрутироваться из других специальностей. Это означает, что недостаток ИТ-специалистов будет восполняться за счет других специальностей [2].

Существует тенденция говорить об альтернативах так, как будто они есть некая схема будущего, и одновременно план движения к этому будущему. В настоящее время именно это выражение Д. Харви наиболее применимо к области ИКТ-технологий. Все прекрасные последствия для человечества в целом и для экономик отдельных стран в частности, описываемые при условии внедрения новых технологий, сопряжены с весьма значительными изменениями в обществе и необходимостью учета и преодоления противоречий во всех областях деятельности и жизни общества. Учет современных тенденций, стратегическое планирование и обеспечение не только внедрения ИКТ-технологий, но и решение проблем, возникающих при этом, могут в определенной мере сгладить болезненность преобразований, возникающих при трансформации экономики страны, и снизить негативное воздействие на рынок труда.

Список литературы

1. Вольпян Н.С. Европейские стандарты ИКТ-компетенций для улучшения, обеспечения икт-сектора кадрами / ИТ-Стандарт. — 2015. — № 2 (3). — С. 9-18.

2. Исаева О.В. К вопросу отбора персонала в условиях цифровизации экономики // Кадровый форум Черноземья: сборник статей десятого юбилейного Кадрового форума Черноземья (шестое международное заседание). Воронежский государственный университет. — 2017. — С. 45-48.

3. Монахов Д.Н. Модель подготовки кадров нового поколения в области ИКТ: Монография. — М.: Макс Пресс, 2014. — 168 с.

4. Дубинина М.Г. Анализ факторов, влияющих на динамику численности занятых в секторе ИКТ в России / Концепции. — 2016. — № 1 (35). — С. 47-55.

5. Васильева Е.В. Динамическая модель прогнозирования спроса на квалификацию / Вестник ГУУ. — 2014. — № 4. — С. 218-222.

6. Васильева Е.В. Воспроизводство кадров ИТ-отрасли. Сценарный анализ / Мир новой экономики. — 2016. — № 4. — С. 127-134.

7. Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник / Г.И. Аб-драхманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.