Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий'

Кадровое обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / LABOUR MARKET / STAFFING / EDUCATION / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов С. А.

Предложены меры по улучшению качества дополнительного профессионального образования в сельском хозяйстве. Приведены примеры организации процесса в Татарском институте переподготовки кадров агробизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING FOR SUSTAINED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Steps to improve the quality of secondary vocational education in agriculture were suggested. Examples of process organization in Tatar Institute of Agribusiness Personnel Retraining are given

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий»

УДК 631.158

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

С. А. ШАРИПОВ, доктор экономических наук, ректор Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса

E-mail: tipkia@mail.ru

Резюме. Предложены меры по улучшению качества дополнительного профессионального образования в сельском хозяйстве. Приведены примеры организации процесса в Татарском институте переподготовки кадров агробизнеса.

Ключевые слова: рынок труда, кадровое обеспечение, образование, переподготовка.

Состояние рынка труда в АПК сегодня усугубляется сокращением общего числа занятых в отрасли, ухудшением их качественного состава и профессионального уровня, вызванными обострением демографической ситуации, ухудшением социально-экономических условий и проблемами аграрного образования.

Решение проблемы конкурентного аграрного рынка трупа состоит в создании системы формирования трудового потенциала сельскохозяйственного производства на региональном уровне. К числу новых технологий управления региональным развитием, основанных на знаниях и последних достижениях экономических и гуманитарных наук, относятся методология маркетинга и кластерный подход [1,3].

На региональном уровне маркетинг на рынке труда заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории и в решении следующих задач:

прогнозирование создания рабочих мест с учетом внедрения новых кадровых технологий;

разработка программ развития персонала с целью решения текущих и будущих целей и задач развития региона;

создание механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;

разрабо тка современных систем подбора персонала и программ занятости.

Кластерный подход, первоначально использовавшийся в исследованиях проблем конкурентоспособности, сейчас применяется при разработке программ регионального развития. Кластер, как группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, инфраструктурных компаний), действует в определенной сфере и способствует развитию конкурентных отношений и механизмов. По этому принципу осуществляется создание кадрового кластера АПК региона.

Достижения науки и техники АПК, №11-2009 —

Это предполагает объединение усилий государственных органов власти, предприятий и учреждений. В качестве основного звена такого кластера можно использовать уже сформированную структуру ФГОУ ТИПКА, имеющего современное кадровое, методическое, информационное, организационное и техническое обеспечение [1,2).

Обязательный элемент системы управления подготовкой конкурентоспособных специалистов—контроль качества образовательных услуг как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процедур оценки соответствия достигнутого уровня знаний, умений, навыков и компетенций слушателей и выпускников требованиям основных образовательных программ по специальностям и постоянно изменяющимся условиям современного производства.

Для выявления узких мест и оптимизации учебного процесса в Татарском институте переподготовки кадров агробизнеса проводится аудит качества подготовки слушателей.

В рыночных условиях особую актуальность приобретает необходимость проведения объективной сравнительной оценки качества рабочей силы. На основе анализа существующих методов оценки персонала в ТИПКА разработана компьютерная программа по оценке конкурентоспособности специалистов сельскохозяйственных организаций, базирующаяся на качественных показателях деловых и личностных свойств и результативности производственной деятельности [1,2]. Она используется в Министерстве и районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия при подборе кадров, продвижении их по службе, переводе на другую работу, зачислении в резерв, проведении конкурсов на замещение должности. При этом издержки на сбор информации о состоянии кадрового потенциала специалистов сельского хозяйства региона, в сравнении с методами статистических обследований, сокращаются в 3 раза.

Выполненная оценка конкурентоспособности специалистов сельскохозяйственных организаций региона показала необходимость повышения качества их переподготовки по таким дисциплинам как менеджмент, психология управления, управление и маркетинг в АПК, этикет деловых отношений. Это стало основанием для формирования и корректировки программ по специальностям дополнительного профессионального образования, усиления отдельных разделов традиционных дисциплин, изменения формы контроля знаний, использования активных методов обучения (деловых игр, тренингов, учебных дискуссии, моделирования ситуаций).

По данным, представленным в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., более четверти выпускников вузов и около трети выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по

--------------------------------------------- 71

полученной специальности. Это обусловливает необходимость развития новых форм и видов дополнительного профессионального образования, которые гибко реагируют на изменения рынка труда и запросов потребителей образовательных услуг, обеспечивают возможность профессиональной переориентации и освоения специалистом нового вида деятельности.

Проводимая сегодня реорганизация системы образования сопровождается рядом трудностей в реализации программ переподготовки в учреждениях высшего профессионального образования. Среди них можно выделить недостаточную разработанность нор-мативно-правовой базы; слабый мониторинг рынка труда, низкую результативность профессиональной переподготовки, вызванную, прежде всего, спецификой обучения взрослых; дублирование содержания вузовских учебных курсов.

Практика показала, что выверенные традиционные методы преподавания, основанные на дидактических линейных технологиях передачи готовых знаний, сегодня не в полной мере соответствуют готовности студентов к восприятию новых знаний и технологий. Нужны такие методы обучения, которые одновременно с ускорением передачи знаний слушателям, будут активизировать процесс их усвоения, обучать студентов приемам самостоятельной работы с учебным материалом, и в итоге, повышать производительность учебного процесса и труда преподавателя. Это вызывает необходимость применения информационных технологий.

Они ориентированы на нелинейную структуризацию информации, позволяющую создавать сложную систему перекрестных ссылок в виде гипертекстов, гипермедиа, распределенных баз и банков данных и знаний. Это позволяет получить доступ к большому объему информации, качественно повысить уровень используемых знаний, разнообразигь формы и методы работы со студентами, усилить образовательные эффекты благодаря дополнительным дидактическим возможностям.

Единая информационная образовательная среда дает возможность использовать учебные материалы совместно и тем самым распространять достижения лучших педагогов.

Внедрение новых информационных технологий предъявляет более высокие требования к квалификации и качеству труда преподавателей, как по уровню знаний, так и по методической подготовке. В

ФГОУ ТИПКА их улучшение достигается постоянно действующей системой повышения квалификации с привлечением ведущих специалистов и разработкой соответствующей методической поддержки. Подготовка преподавательских кадров также предполагает изучение не только информационных технологий, но и методики проведения занятий, возможностей использования информационно-консультационных технологий, знакомство с методологией и технологиями разработки электронных учебников и средств компьютерного контроля.

В ФГОУ ТИПКА проводится мониторинг профессиональной переподготовки специалистов, который даёт основания для целостного представления об образовательном процессе и выработки направлений его дальнейшего, совершенствования и корректировки.

На основе мониторинга можно определять качество преподавания, методического обеспечения и материально-технической оснащённости; оценивать содержание и структуру программ, использование форм и методов учебной работы; получать сведения о психологическом климате и системе отношений субъектов образовательного процесса.

Согласно результатам такого исследования уровень учебного процесса в ТИПКА по совокупности показателей, характеризующих его содержание (актуальность, проблемность, научность, симстемность, практикоо-риентированноеть, открытость и возможность корректировки), изменился с 3,8 до 4,8 баллов (по 5-балльной системе). Уровень использования оптимальных форм и методов организации профессиональной переподготовки повысился с 3,5 до 4,6, материально-технической оснащённости — с 2,5 до 4,9 баллов, оценка психологического климата — с 4,4 до 4,8 баллов.

Таким образом, главные задачи системы ДПО регионов — создание новых направлений и специальностей для инновационного развития региона, переподготовка преподавателей по новым направлениям и специальностям, развитие инновационной культуры мышления.

Реализация этих мер позволит эффективно использовать и развивать имеющийся кадровый потенциал, проводить адаптированную к современным рыночным условиям региональную кадровую политику и тем самым повысить конкурентоспособность аграрного бизнеса в целом.

Литература.

1. Тетерева А. М. Оценка конкурентоспособности специалистов сельскохозяйственных предприятии региона /А. М. Тетерева // Рациональная организация рыночной экономики и сельского предпринимательства в регионе: материалы междунар. науч.-практ. конф. 25—28 февраля 2006 г. — Барнаул: Изд-во ГНУ СибНИИЭСХ, 2006. — С. 55-59.

2. Шарыпов С. А. Эффективное и качественное управление аграрным производством — основа ускоренного развития / Научные труды Академии кадровой и социальной политики АПК\\ — М.,: Российская академия кадрового обеспечения АПК, 2007, выпуск 9 — С. ! 10-122.

3. Шарипов С. А. Кадровая политика в рамках стратегии развития региона // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2008. -N9 I,-С. 100-105.

STAFFING FOR SUSTAINED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

S.A. Sharipov

Summary. Steps to improve the quality of secondary vocational education in agriculture were suggested. Examples of process organization in Tatar Institute of Agribusiness Personnel Retraining are given.

Keywords: labour market, staffing, education, retraining.

72

Достижения науки и техники АПК, №11-2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.