Научная статья на тему 'КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ / КАДРЫ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОРГОВЛИ / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / TRADE INDUSTRY / PERSONNEL / STAFFING TRADE / TRADE / ECONOMY / QUALITY / PRODUCTS / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белоногова Ю.С.

Торговая отрасль является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в России. В настоящее время в данной отрасли существует проблема кадрового обеспечения торговых предприятий. Актуальность исследования заключается в том, что на качество продукции, продаваемой на полках магазинах, обслуживания и прибыль магазина, влияет кадровый состав, работающий на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL SUPPORT OF TRADE ENTERPRISES

The trade industry is one of the fastest growing industries in Russia. Currently in this industry there is a problem of staffing trade enterprises. The relevance of the study lies in the fact that the quality of products sold on the shelves of stores, service and profit of the store, affects the staff, working in the enterprise.

Текст научной работы на тему «КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 339-33

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Белоногова Ю.С., студент группы 14Т(бп)НТ, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: julia1996b@mail.ru

Научный руководитель: Кажаева О.И., канд. техн. наук, доцент кафедры региональной экономики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Торговая отрасль является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в России. В настоящее время в данной отрасли существует проблема кадрового обеспечения торговых предприятий. Актуальность исследования заключается в том, что на качество продукции, продаваемой на полках магазинах, обслуживания и прибыль магазина, влияет кадровый состав, работающий на предприятии.

Ключевые слова: торговая отрасль, кадры, кадровое обеспечение торговли, торговля, экономика, качество, продукция, социологический опрос.

Торговая отрасль является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в России. Численность людей работающих в торговле составляет более 12 миллионов человек это 18,4% работающего населения нашей страны. Не всегда работники данной сферы имеют образование и навыки для работы в ней. Низкая квалификация, трехдневные курсы обучения и многое другое непосредственно сказывается не только на развитии торговли, но и на покупателях и качестве товара. Поэтому сфера торговли особо интересна для изучения.

Для начала рассмотрим структуру кадрового обеспечения торговых предприятий, узнаем, кто должен работать на предприятии.

Согласно ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», к обслуживающему персоналу торгового предприятия относятся следующие профессии: администратор торгового зала; товаровед; продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров; кассир торгового зала; экспедитор и т.д. [1].

Не смотря на широкий спектр профессий занятых в данном сегменте рынка, анализ показывает, что существует много проблем кадрового обеспечения в торговле.

После развала СССР произошел и распад системы образования и профессиональной подготовки кадров торгового предприятия. Из этой системы пропали торговые техникумы, институты, а все что осталось частично преобразовалось в многопрофильные институты, техникумы, колледжи, училища. Типовые программы обучения, предлагаемые ими, охватывают слишком широкий спектр специальностей. Так одна специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», может готовить бухгалтеров, экономистов, менеджеров и так далее. Так же пропало много торговых специальностей. Например, в нашем Оренбургском государственном университете закрылась специальность «Товароведение». По некоторым специальностям обучение идёт в основном на платной основе. Обучение специальностям кассира, продавца не предлагается. Выросли доля обучения на платной основе, а так же цены на обучение.

Следующая проблема заключается в том, что заработная плата работников торговых предприятий сравнительно ниже, чем в иных отраслях, занятых обслуживанием населения. При этом интенсивность и продолжительность труда выше, особенно в сетевых торговых предприятиях.

Чтобы проанализировать состояние кадрового обеспечения магазинов города Оренбурга, учащиеся на специальности «Товароведение», студенты Оренбургского

Государственного Университета провели опрос. По условию в каждом магазине у нас должны быть следующие сотрудники: руководители, товароведы, менеджеры и мерчендайзеры, продавцы и кассиры. Образование: высшее, техникум/колледж, училище. Опрос был проведен во многих магазинах Оренбурга, мы рассмотрим наиболее популярные магазины.

В магазинах «Полушка» было опрошено 39 работников: 9 руководителей - у четверых из них имеется высшее образование, причем, только у одного по торговому или товароведному направлению, у остальных трех другое направление образования, три человека окончил колледж/техникум так же по другим направлениям, два человека окончили училище по другим специальностям. 6 товароведов - из них у двоих респондентов высшее образование по торговому или товароведному направлению, четверо других закончили техникум или колледж по торговому или товароведному направлению. 11 менеджеров или мерчендайзеров - шесть человек с высшем образованием, но не по торговому направлению, трое закончили колледж или техникум, из них только один имеет торговое направление образования и двое окончили училище по другим направлениям образования. 13 продавцов или кассиров - у двоих имеется высшее образование по другим направлениям, у восемь человек образование техникум/колледж, еще троезакончили училище по другим направлениям обучения. Итак, из опрошенных 39 человек только 36 % имеет высшее образование - 28 % по торговому или товароведному направлению и 72% имеют высшее образование другого направления. 46 % человек закончили техникум/колледж - 55 % по другим направлениям подготовки и 45 % по торговому или товароведному направлению. 18 % респондентов закончили училище по другим направлениям подготовки.

В магазинах «Магнит» прошли опрос 43 человека: 11 руководителей - шесть человек с высшим образованием по другим направлениям, пять человек, окончивших колледж/техникум, двое из которых по торговому или товароведному направлению. 8 товароведов - четыре респондента с высшим образованием, из которых только один окончил по торговому или товароведному направлению, 4 человека закончили техникум/колледж и так же только один человек окончил торговое или товароведное направление. 12 менеджеров или мерчендайзеров - из которых только у четверых человек высшее образование по торговому или товароведному направлению, пять респондентовзакончили техникум/колледж по другим направлениям, трое закончили училище так же по другим направлениям. 12 продавцов или кассиров - у троих имеется высшее образование, у двоих из которых по торговому или товароведному направлению, у шестерых образование техникум/колледж, еще троезакончили училище по другим направлениям обучения. Из выше сказанного видно, что из 43 респондентов 40 % имеет высшее образование из них так же 40 % по торговому или товароведному направлениям и 60 % по другим направлениям. 47 % окончили техникум/колледж - 27 % по торговому или товароведному направлению, 73 % по другим направлениям. И 13 % закончили училище по другим направлениям.

Так же был проведен опрос в магазине «Пятерочка», в нем участвовало 40 человек: 8 руководителей - все с высшим образованием, но только у одного по торговому или товароведному направлению. 5 товароведов - у двоих высшее образование, двое закончили колледж/техникум, один человек окончил училище. Все по другим направлениям. 12 менеджеров или мерчендайзеров - все с высшим образованием другого направления. 15 продавцов или кассиров - трое с высшим образованием, восемь закончили техникум/колледж, четыре училище. Так же все учились на другое направление, не связанное с торговлей.

Анализируя данный опрос мы видим, что у 63 % имеется высшее образование, но только у 12 % оно по торговому или товароведному направлению, 27 % человек окончили техникум/колледж и 100 % по другим направлениям, 10 % закончили училище так, же по другим направлениям.

Так же был проведен опрос в магазине «СельпО», в нем участвовало 41 человек: 7 руководителей - все с высшим образованием, но подругим направлениям. 6 товароведов - у двоих высшее образование по торговому или товароведному направлению, трое закончил колледж/техникум, один человек окончил училище. Все по другим направлениям. 13 менеджеров или мерчендайзеров - семь человек с высшем образованием, но не по торговому направлению, четверо закончили колледж или техникум, из них только один имеет торговое направление образования и двое окончили училище по другим направлениям образования. 15 продавцов или кассиров - три человека с высшим образованием, пятерозакончили техникум/колледж, семь училище. Так же все учились на другое направление, не связанное с торговлей. Анализируя данный опрос мы видим, что у 47 % имеется высшее образование, но только у 12 % оно по торговому или товароведному направлению, 30 % человек окончили техникум/колледж и 100 % по другим направлениям, 23 % закончили училище так, же по другим направлениям.

Из всего нашего опроса мы видим: Из 163 опрошенных - 46 % имеют высшее образование, 37 % окончили техникум/колледж и 17 % училище. Из них только 17 % имеют образование по торговому или товароведному направлению.

Вывод: в торговых организациях трудится мало людей с соответствующим их работе образованием, что, конечно же, очень плохо для всех участников торговли. У руководителей низко квалифицированные работники, которые плохо знают свои обязанности. Работникам тяжело выполнять работу, потому, что у них нет знаний. Покупатели получают плохое обслуживание, иногда не качественный товар в связи с недостаточной образованностью персонала. Магазин теряет прибыль, спрос и постоянных покупателей. Соискатели работы, получившие образование по торговому или товароведному направлению не получают свое место работы.

Литература

1. ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200003986 - (дата обращения: 07.04.17).

2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizlog.ru/eks/eks-1/ - (дата обращения: 07.04.17).

3. Есютин, А.А. Стратегия совершенствования подготовки специалистов для торговли / А.А. Есютин // Вестник Российского Государственного Торгово-экономического Университета. - 2006. - № 2(14). - С. 186-200.

4. Чеглов, В.П. Кадровое обеспечение торговли: сегодня и завтра отрасли / В.П. Чеглов // Вестник Российского Государственного Торгово-Экономического Университета. -2011. - № 3(52). - С. 131-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.