УДК 339-33
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Белоногова Ю.С., студент группы 14Т(бп)НТ, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: julia1996b@mail.ru
Научный руководитель: Кажаева О.И., канд. техн. наук, доцент кафедры региональной экономики, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Торговая отрасль является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в России. В настоящее время в данной отрасли существует проблема кадрового обеспечения торговых предприятий. Актуальность исследования заключается в том, что на качество продукции, продаваемой на полках магазинах, обслуживания и прибыль магазина, влияет кадровый состав, работающий на предприятии.
Ключевые слова: торговая отрасль, кадры, кадровое обеспечение торговли, торговля, экономика, качество, продукция, социологический опрос.
Торговая отрасль является одной из самых быстроразвивающихся отраслей в России. Численность людей работающих в торговле составляет более 12 миллионов человек это 18,4% работающего населения нашей страны. Не всегда работники данной сферы имеют образование и навыки для работы в ней. Низкая квалификация, трехдневные курсы обучения и многое другое непосредственно сказывается не только на развитии торговли, но и на покупателях и качестве товара. Поэтому сфера торговли особо интересна для изучения.
Для начала рассмотрим структуру кадрового обеспечения торговых предприятий, узнаем, кто должен работать на предприятии.
Согласно ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», к обслуживающему персоналу торгового предприятия относятся следующие профессии: администратор торгового зала; товаровед; продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров; кассир торгового зала; экспедитор и т.д. [1].
Не смотря на широкий спектр профессий занятых в данном сегменте рынка, анализ показывает, что существует много проблем кадрового обеспечения в торговле.
После развала СССР произошел и распад системы образования и профессиональной подготовки кадров торгового предприятия. Из этой системы пропали торговые техникумы, институты, а все что осталось частично преобразовалось в многопрофильные институты, техникумы, колледжи, училища. Типовые программы обучения, предлагаемые ими, охватывают слишком широкий спектр специальностей. Так одна специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», может готовить бухгалтеров, экономистов, менеджеров и так далее. Так же пропало много торговых специальностей. Например, в нашем Оренбургском государственном университете закрылась специальность «Товароведение». По некоторым специальностям обучение идёт в основном на платной основе. Обучение специальностям кассира, продавца не предлагается. Выросли доля обучения на платной основе, а так же цены на обучение.
Следующая проблема заключается в том, что заработная плата работников торговых предприятий сравнительно ниже, чем в иных отраслях, занятых обслуживанием населения. При этом интенсивность и продолжительность труда выше, особенно в сетевых торговых предприятиях.
Чтобы проанализировать состояние кадрового обеспечения магазинов города Оренбурга, учащиеся на специальности «Товароведение», студенты Оренбургского
Государственного Университета провели опрос. По условию в каждом магазине у нас должны быть следующие сотрудники: руководители, товароведы, менеджеры и мерчендайзеры, продавцы и кассиры. Образование: высшее, техникум/колледж, училище. Опрос был проведен во многих магазинах Оренбурга, мы рассмотрим наиболее популярные магазины.
В магазинах «Полушка» было опрошено 39 работников: 9 руководителей - у четверых из них имеется высшее образование, причем, только у одного по торговому или товароведному направлению, у остальных трех другое направление образования, три человека окончил колледж/техникум так же по другим направлениям, два человека окончили училище по другим специальностям. 6 товароведов - из них у двоих респондентов высшее образование по торговому или товароведному направлению, четверо других закончили техникум или колледж по торговому или товароведному направлению. 11 менеджеров или мерчендайзеров - шесть человек с высшем образованием, но не по торговому направлению, трое закончили колледж или техникум, из них только один имеет торговое направление образования и двое окончили училище по другим направлениям образования. 13 продавцов или кассиров - у двоих имеется высшее образование по другим направлениям, у восемь человек образование техникум/колледж, еще троезакончили училище по другим направлениям обучения. Итак, из опрошенных 39 человек только 36 % имеет высшее образование - 28 % по торговому или товароведному направлению и 72% имеют высшее образование другого направления. 46 % человек закончили техникум/колледж - 55 % по другим направлениям подготовки и 45 % по торговому или товароведному направлению. 18 % респондентов закончили училище по другим направлениям подготовки.
В магазинах «Магнит» прошли опрос 43 человека: 11 руководителей - шесть человек с высшим образованием по другим направлениям, пять человек, окончивших колледж/техникум, двое из которых по торговому или товароведному направлению. 8 товароведов - четыре респондента с высшим образованием, из которых только один окончил по торговому или товароведному направлению, 4 человека закончили техникум/колледж и так же только один человек окончил торговое или товароведное направление. 12 менеджеров или мерчендайзеров - из которых только у четверых человек высшее образование по торговому или товароведному направлению, пять респондентовзакончили техникум/колледж по другим направлениям, трое закончили училище так же по другим направлениям. 12 продавцов или кассиров - у троих имеется высшее образование, у двоих из которых по торговому или товароведному направлению, у шестерых образование техникум/колледж, еще троезакончили училище по другим направлениям обучения. Из выше сказанного видно, что из 43 респондентов 40 % имеет высшее образование из них так же 40 % по торговому или товароведному направлениям и 60 % по другим направлениям. 47 % окончили техникум/колледж - 27 % по торговому или товароведному направлению, 73 % по другим направлениям. И 13 % закончили училище по другим направлениям.
Так же был проведен опрос в магазине «Пятерочка», в нем участвовало 40 человек: 8 руководителей - все с высшим образованием, но только у одного по торговому или товароведному направлению. 5 товароведов - у двоих высшее образование, двое закончили колледж/техникум, один человек окончил училище. Все по другим направлениям. 12 менеджеров или мерчендайзеров - все с высшим образованием другого направления. 15 продавцов или кассиров - трое с высшим образованием, восемь закончили техникум/колледж, четыре училище. Так же все учились на другое направление, не связанное с торговлей.
Анализируя данный опрос мы видим, что у 63 % имеется высшее образование, но только у 12 % оно по торговому или товароведному направлению, 27 % человек окончили техникум/колледж и 100 % по другим направлениям, 10 % закончили училище так, же по другим направлениям.
Так же был проведен опрос в магазине «СельпО», в нем участвовало 41 человек: 7 руководителей - все с высшим образованием, но подругим направлениям. 6 товароведов - у двоих высшее образование по торговому или товароведному направлению, трое закончил колледж/техникум, один человек окончил училище. Все по другим направлениям. 13 менеджеров или мерчендайзеров - семь человек с высшем образованием, но не по торговому направлению, четверо закончили колледж или техникум, из них только один имеет торговое направление образования и двое окончили училище по другим направлениям образования. 15 продавцов или кассиров - три человека с высшим образованием, пятерозакончили техникум/колледж, семь училище. Так же все учились на другое направление, не связанное с торговлей. Анализируя данный опрос мы видим, что у 47 % имеется высшее образование, но только у 12 % оно по торговому или товароведному направлению, 30 % человек окончили техникум/колледж и 100 % по другим направлениям, 23 % закончили училище так, же по другим направлениям.
Из всего нашего опроса мы видим: Из 163 опрошенных - 46 % имеют высшее образование, 37 % окончили техникум/колледж и 17 % училище. Из них только 17 % имеют образование по торговому или товароведному направлению.
Вывод: в торговых организациях трудится мало людей с соответствующим их работе образованием, что, конечно же, очень плохо для всех участников торговли. У руководителей низко квалифицированные работники, которые плохо знают свои обязанности. Работникам тяжело выполнять работу, потому, что у них нет знаний. Покупатели получают плохое обслуживание, иногда не качественный товар в связи с недостаточной образованностью персонала. Магазин теряет прибыль, спрос и постоянных покупателей. Соискатели работы, получившие образование по торговому или товароведному направлению не получают свое место работы.
Литература
1. ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200003986 - (дата обращения: 07.04.17).
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizlog.ru/eks/eks-1/ - (дата обращения: 07.04.17).
3. Есютин, А.А. Стратегия совершенствования подготовки специалистов для торговли / А.А. Есютин // Вестник Российского Государственного Торгово-экономического Университета. - 2006. - № 2(14). - С. 186-200.
4. Чеглов, В.П. Кадровое обеспечение торговли: сегодня и завтра отрасли / В.П. Чеглов // Вестник Российского Государственного Торгово-Экономического Университета. -2011. - № 3(52). - С. 131-142.