Научная статья на тему 'КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Марина Вадимовна

В статье рассматриваются изменение численности, структуры и качественные характеристики кадрового состава таможенных органов в условиях дальнейшего внедрения информационных коммуникационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF THE RUSSIAN CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article discusses the evolution of the number, structure and quality of Customs authorities in the context of the further introduction of information communication technologies

Текст научной работы на тему «КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

2 л н и о

X

л

<

W H 05

W <

s

0 X X

w

1

s

¡S

w S X

w <

РЗ

ss

с

^

s

05 S

я

<

го S X

£ о

УДК 342.9

кадровое обеспечение таможенных органов в условиях цифровизации

Медведева Марина Вадимовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, канд. экон. наук, e-mail: marinamedv@mail.ru

В статье рассматриваются изменение численности, структуры и качественные характеристики кадрового состава таможенных органов в условиях дальнейшего внедрения информационных коммуникационных технологий

Ключевые слова: кадровое обеспечение; таможенные органы; цифровизация

staffing of the russian customs authorities in the context of digitalization

Medvedeva Marina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs, Candidate of Economic Sciences, e-mail: marinamedv@mail.ru

The article discusses the evolution of the number, structure and quality of Customs authorities in the context of the further introduction of information communication technologies

Keywords: staffing; Customs authorities; digitalization

Для цитирования: Медведева М.В. Кадровое обеспечение таможенных органов в условиях цифровизации // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2021. № 4 (80). С. 22-25.

В условиях активного развития и применения информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах, автоматизации таможенных процессов, запланированного перехода от «цифровой» таможни к интеллектуальной [1] меняются требования как к численности и составу персонала таможенных органов, так и к его качественным характеристикам.

До 2002 г. в кадровый состав таможенных органов входили две категории персонала - сотрудники и работники. В 2002 г. большая часть сотрудников таможенных органов (64 %) [2] была переведена на условия федеральной государственной службы [3] и в штате таможенных органов появилась новая категория, которая после вступления в силу с 1 февраля 2005 г. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4] стала называться федеральными государственными гражданскими служащими.

Более 15 лет кадровый состав таможенных органов РФ включает в себя должностных лиц (сотрудники таможенных органов, которым присваивают специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие (ФГГС), которым присваивают классные чины) и работников.

Деятельность должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) направлена на обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сотрудники таможенных органов, как правило, замещают самые высокие руководящие должности, а также проходят службу в оперативных подразделениях. Должностные обязанности работников таможенных

органов обычно связаны с обеспечением таможенных органов необходимыми ресурсами. К ним относятся: делопроизводители, документоведы, редакторы, водители, механики, кладовщики и др. Большая часть работников трудится в медицинских, санаторно-курортных и образовательных учреждениях, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Правовое положение сотрудников и ФГГС таможенных органов, включающее их права, обязанности, запреты и ограничения, ответственность и гарантии, определено Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [5] и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [4]. Конкретные права и обязанности каждого сотрудника и гражданского служащего, замещающего определенную должность в таможенном органе закрепляются в должностной инструкции для сотрудника и в должностном регламенте для государственного гражданского служащего, регламентирующих также содержание и результаты деятельности при осуществлении им профессиональной служебной деятельности.

Особенностью государственной службы в таможенных органах Российской Федерации является то, что в она сочетает в себе должности федеральной государственной гражданской службы и должности сотрудников таможенных органов. Взаимосвязь между видами государственной службы обеспечивается системой принципов организации службы в таможенных органах посредством: соотносительности основных условий прохождения службы и размеров оплаты труда;

основных государственных социальных гарантий, установления ограничений и обязательств; учета стажа правоохранительной службы в стаже государственной гражданской и наоборот; профессиональной учебы, обеспечения всех государственных служащих таможенных органов форменной одеждой и т.д.

Однако существует и целый ряд особенностей, присущих каждому из видов государственной службы в таможенных органах, начиная от порядка поступления на службу, порядка и сроков прохождения испытания, порядка и оснований замещения государственных должностей, организации работы по присвоению первых и очередных специальных званий и классных чинов, проведением аттестации и заканчивая предельными сроками нахождения на службе и пенсионным обеспечением.

Электронное декларирование, которое стало активно использоваться с 2009 г., развитие технологии удаленного выпуска товаров, повлекшие изменение принципа работы, оказало влияние на численность и структуру кадров таможенных органов, а также потребовало от должностных лиц приобретения и совершенствования знаний современных информационно-коммуникационных технологий.

Штатная численность таможенных органов - количество штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников, установленное штатным расписанием, определяющееся исходя из объема задач, возложенных на таможенный орган (подразделение) - за период с 2010 по 2016 гг. сократилась на 20 156 ед. или на 26 % [6]. К концу 2017 г. штатная численность увеличилась на 3 % [7] и за период реформирования системы таможенных органов и совершенствования их структуры (20182020 гг.) существенно не изменялась.

Структура кадров таможенных органов многие годы не претерпевала существенных изменений. Соотношение трех категорий персонала таможенных органов в период с 2007 по 2011 гг. представлено в табл. 1.

Данные табл. 1 показывают, что в рассматриваемый период преобладающей категорией персонала таможенных органов РФ являлись ФГГС (примерно 60 %), сотрудники занимали второе место в общей штатной численности, но их удельный вес снизился с 27 % до 22,5 %. К концу 2019 г. доля ФГГС снизилась до 56 %, а сотрудников, соответственно, увеличилась до 24 % [7]. В январе 2020 г. был анонсирован перевод 12 тыс. ФГГС таможенных органов в статус сотрудников - без увеличения предельной штатной численности. Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 [9] с 1 октября 2020 г. предельная численность сотрудников территориальных таможенных органов была увеличена с 13 968 до 25 834 ед. (в 1,85 раза). В результате сотрудники (43 % - по состоянию на 31.12.2020 г.) стали преобладающей категорией персонала таможенных органов (см. рисунок).

На протяжении длительного периода в таможенных органах обеспечивался сопоставимый уровень оплаты труда сотрудников и ФГГС. Однако с 2013 г., после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10], в результате существенного увеличения размеров должностных окладов и окладов по присвоенным специальным званиям сотрудников таможенных органов [11], размер оплаты труда должностных лиц стал существенно различаться.

В результате увеличения штатной численности в 2020 г. на должности сотрудников были переведены гражданские служащие таможенных постов фактического контроля, что привело существенному изменению структуры кадров таможен. В табл. 2 представлены данные о соотношении категорий персонала на примере трех таможен Санкт-Петербурга, две из которых (Санкт-Петербургская и Пулковская) являются таможнями фактического

31.12.2019 31.12.2020

20% 24% 20% 43%

56% 37%

■ Сотрудники ■ ФГГС ■ Работники ■ Сотрудники ■ ФГГС ■ Работники

Структура кадров таможенных органов РФ в 2019 и 2020 гг., % (составлено автором на основе данных [7])

Таблица 1

Структура кадров таможенных органов Российской Федерации, %

Категория персонала/год 2007 2008 2009 2010 2011

ФГГС 58 59,3 60,9 60,8 60,1

Сотрудники 27,3 25,4 22,7 22,6 22,5

Работники 14,7 15,3 16,4 16,6 17,4

Всего 100 100 100 100 100

Источник: рассчитано автором по [8].

контроля, а Балтийская таможня, сохранившая в своем подчинении таможенный пост - центр электронного декларирования (ЦЭД), осуществляет как таможенное оформление деклараций, так и фактический контроль товаров.

Данные табл. 2 свидетельствуют о значительном (на 11-42 %) увеличении доли сотрудников в 2020 г. во всех рассматриваемых таможнях, однако преобладающей категорией персонала они стали только в Пулковской таможне (56,8 %). В Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях лидирующую позицию в кадровом составе сохранили ФГГС (55,4 % и 51,2 % от общей штатной численности таможен соответственно).

Важно отметить, что на должности сотрудников была переведена большая часть гражданских служащих таможенных постов фактического контроля, находящихся в пунктах пропуска, а на ЦЭД трудятся главным образом гражданские служащие. Так, в структуре кадров Северо-Западной электронной таможни 89 % персонала составляют ФГГС [7].

Существенная разница в размерах оплаты труда у сотрудников и ФГГС привела к переводу многих квалифицированных гражданских служащих на таможенные посты фактического контроля с целью перехода на должности сотрудников, в результате которого функциональные обязанности часто менялись от более сложных к менее сложным, что не способствовало рациональной расстановке кадров и оптимальному использованию кадрового потенциала. Привлечение квалифицированных кадров на ЦЭД и сохранение их на службе

осуществляется за счет существенного повышения размера премий (которые не выплачиваются при наличии у должностного лица дисциплинарного взыскания). В настоящее время обсуждаются вопросы о переводе на должности сотрудников персонала электронных таможен и ЦЭД, кинологов, ДЛТО в пунктах пропуска, в функции которых напрямую не входит проведение таможенного контроля (например, информационно-технических подразделений) и некоторых других структурных подразделений.

Важная роль в подготовке и повышении квалификации кадров таможенных органов в условиях цифровизации отводится образовательным учреждениям, прежде всего, Российской таможенной академии и ее филиалам. Для полноценной и качественной подготовки профессионалов в сфере таможенного дела необходимо создание и использование в учебном процессе высокотехнологичных лабораторных классов, оснащенных основными интерактивными тренажерными комплексами, которые используются в работе таможенных органов, позволяющими моделировать основные рабочие процессы как при совершении таможенных операций в пунктах пропуска, так и при декларировании и выпуске товаров [12].

Таким образом, цифровизация таможенных органов способствовала сокращению штатной численности таможенных органов и изменению структуры кадров, предъявляет дополнительные требования к знаниям и умениям в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Таблица 2

Штатная численность Санкт-Петербургская таможня Пулковская таможня Балтийская таможня

31.12.2019 31.12.2020 31.12.2019 31.12.2020 31.12.2019 31.12.2020

ФГГС 70,6 55,4 79,3 36,5 81,8 51,2

Сотрудники 17,3 28,7 14,7 56,8 16,0 46,7

Работники 12,1 15,9 6,0 6,7 2,2 2,1

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: рассчитано автором по данным [7]

Структура кадров Санкт-Петербургской, Балтийской и Пулковской таможен, %

При кадровом обеспечении таможенных органов в современных условиях ставятся задачи улучшения качественного состава и совершенствования расстановки кадров, освоения новых технических средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий.

Развитие современных информационных технологий ставит новые задачи перед должностными лицами таможенных органов. Предполагается, что в скором времени они не будут выполнять свои привычные функции, а станут руководителями искусственного интеллекта, роботизированной техники, которые предполагается внедрить до 2030 года.

Библиографический список:

1. Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году // Официальный сайт ФТС России. 2018. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 15.09.2021).

2. Экономика таможенного дела. Учебное пособие / Ан-дрейчук Е.М., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. и др. М: РТА. Владивосток: ВФ РТА. 2003. 123 с.

3. Письмо ГТК РФ от 03.01.2002 № 01-06/60 «О переходе сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 15.09.2021).

4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2021).

5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2021).

6. Медведева М.В. Кадровое обеспечение таможенных органов России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 15.

7. Рассчитано автором по данным, полученным при прохождении стажировки в Северо-Западном таможенном управлении.

8. Таможенная служба Российской Федерации в 2007 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2009 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году. Таможенная служба Российской Федерации в 2011 году // Официальный сайт ФТС России. 2018. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&Item id=1845 (дата обращения: 15.09.2021).

9. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 (ред. от 28.12.2020) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2021).

10. Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2021).

11. Медведева М.В. Характеристика изменений в структуре денежного довольствия сотрудников таможенных органов Российской Федерации Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии: Приложение к научно-практическому журналу «Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии». Выпуск VII: Теоретические и практические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в России и зарубежных странах / Под общ. ред. профессора А.Н. Мячина. СПб: РИО СПб филиала РТА. 2013. С. 124-126.

12. Коробкова М.Н. Проблемы и перспективы развития системы подготовки кадров для таможенных органов в условиях формирования электронных таможен и центров электронного декларирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.