11. Пак В.Д., Нужина Н.И. Основные типологии организационной культуры // Социологические науки : международный научно-исследовательский журнал. 2014. Сентябрь. № 3. С. 201.
12. Попова Л.Ф. Анализ соответствия характеристик организационной структуры предприятия его ситуационным переменным // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. Вып. № 3 (52) / 201. С. 55-60.
13. Стукач В.Ф., Шумакова О.В. Проблемно-ориентированный анализ трансакционных издержек в сельскохозяйственных организациях. Омск, 2008. 148 с.
14. Изменения как колея: А. Аузан об экономических болезнях России, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http ://theoryandpractice.ru/po sts/8171 -auzan.
15. Аникина Н.А., Стукач В.Ф. Неформальные институты трансакционного сектора региона: агроэко-номический аспект : монография. М. : Изд-во Омского ГАУ, 2016. 216 с.
16. Hofstede G, Hofstede G.J., Minkov M. (2010). Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded third edition. New York : McGraw-Hill. P. 103.
17. Wallis John J., North Douglass C. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 18701970, in Ctanley Engermann and Robert Gallman (eds,) Long-term factors in American Economic Growth. Chicago, 1986. P. 95-161.
Стукач Виктор Федорович, доктор экон. наук, профессор, Омский ГАУ, [email protected]; Аникина Надежда Александровна, кандидат экон. наук, начальник управления бухгалтерского учета и контроля ОАО «ОАК Транспортные самолеты», г. Москва, buhgalter. [email protected]; Помогаев Виталий Михайлович, кандидат экон. наук, доцент, Омский ГАУ, [email protected].
11. Pak V.D., Nuzhina N.I. Osnovnye tipologii organizacionnoj kul'tury // Sociologicheskie nauki : Mezh-dunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2014. Sentyabr'. № 3. S. 201.
12. Popova L.F. Analiz sootvetstviya harakteristik organizacionnoj struktury predpriyatiya ego situacion-nym peremennym // Vestnik Saratovskogo gosudarstven-nogo social'no-ehkonomicheskogo universiteta. 2014. Vyp. № 3 (52) / 201. S. 55-60.
13. Stukach V.F., Shumakova O.V. Problemno-orientirovannyj analiz transakcionnyh izderzhek v sel'sko-hozyajstvennyh organizaciyah. Omsk, 2008. 148 s.
14. Izmeneniya kak koleya: A. Auzan ob ehko-nomicheskih boleznyah Rossii, 2013 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8171 -auzan.
15. Anikina N.A., Stukach V.F. Neformal'nye insti-tuty transakcionnogo sektora regiona: agroehkonomicheskij aspect : monografiya. M. : Izdatel'stvo Omskij GAU, 2016. 216 s.
16. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. (2010). Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded third edition. New York : McGraw-Hill. P. 103.
17. Wallis John J., North Douglass C. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 18701970, in Ctanley Engermann and Robert Gallman (eds,) Long-term factors in American Economic Growth. Chicago, 1986. P. 95-161.
Stukach Viktor Fyodorovich, Doctor of Economical Sciences, Omsk SAU; Anikina Nadezda Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, OAK Transportnye samolety, Moscow, Pomogaev Vitaly Mikhaylovich, Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, Omsk SAU, [email protected].
Статья поступила в редакцию 19 апреля 2016 г.
УДК 331.108:633 ГРНТИ 68.01.79
Л.Р. Шагивалиев, Н.В. Барсегян
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА СПЕЦИАЛИСТАМИ АГРОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Проанализирована обеспеченность сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан высококвалифицированными специалистами агрономической службы. Дефицит специалистов с высшим образованием в настоящее время является одним из актуальных вопросов и замедляет процесс развития кадрового потенциала. Основной целью деятельности агрономов является увеличение производства продукции растениеводства, повышение ее качества. Расчет штатной численности агрономов на основе рекомендуемых нормативов, в соответствии с которыми на одного специалиста должно приходиться 4000 га условной уборочной площади, показывает, что обеспеченность агрономами по Республике Татарстан в целом составляет 58,35 %. Средняя фактическая нагрузка на одного специалиста по республике составляет 5142 га. Такая нагрузка делает затруднительным достижение максимально эффективного обеспечения продукцией растениеводства надлежащего качества. Проблема кадрового обеспечения данной отрасли носит как количественный, так и качественный характер. За 2010-2014 гг. численность агрономов уменьшилась на 18,9 %, в том числе главных агрономов - на 13,7 %. В образовательной структуре на 19,8 % уменьшилась
© Шагивалиев Л.Р., Барсегян Н.В., 2016
численность специалистов с высшим образованием. Необходима целенаправленная и взаимоувязанная работа с кадрами со стороны органов государственной власти, работодателей, образовательных учреждений с целью формирования кадрового потенциала соответствующего уровня; осуществления качественных изменений в области развития кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, растениеводство, кадровое обеспечение, агрономическая служба, Республика Татарстан.
L.R. Shagivaliev, N.V. Barsegyan
STAFFING OF THE PLANT INDUSTRY SPECIALISTS OF AGRONOMY SERVICES (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Analyzes the security of crop production of agricultural enterprises of the Republic of Tatarstan highly qualified specialists of the agronomy service. The shortage of specialists with higher education is currently one of the urgent problems and impediments in the development of personnel potential. The main goal of agronomists is to increase crop production, improve its quality. The calculation of the staff numbers of agronomists on the basis of recommended standards, where on one specialist shall be conditional 3500 ha of harvested area, shows that the availability of agronomists of the Republic of Tatarstan in General is 58.35 %. The average actual load that is attributable to one specialist is 5142 ha. This load does not allow an appropriate level to ensure the quality and efficiency of crop production. The problem of staffing the industry is both quantitative and qualitative in nature. For 2010-2014, the number of growers has decreased by 18.9 %, including chief agronomists of 13.7 %. In the educational structure also decreased the number of specialists with higher education - 19.8 %. Thus, focused and coherent work by the staff of public authorities, employers, educational institutions for the purpose of formation of personnel potential of the corresponding level; the implementation of qualitative changes in development staffing of agricultural enterprises.
Keywords: agricultural sector, plant growing, staffing, agronomists, setreplacement staffs, top specialists, the Republic of Tatarstan.
Введение
В последние годы проблема кадрового обеспечения значительно обострилась. Среднее качество и нехватка человеческого капитала - ключевые проблемы для Республики Татарстан, и в целом для Российской Федерации, - отражены в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [7].
Дефицит главных специалистов агрономической службы, имеющих высшее образование, на сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан в настоящее время является одним из актуальных вопросов отрасли растениеводства.
В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение: агроном - «это специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями, преимущественно в области земледелия. Агроном - это организатор и технолог сельскохозяйственного производства; его указания по технологии производства подлежат обязательному исполнению» [1].
Одной из подпрограмм Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» является развитие подотрасли растениеводства, цель которой -создание условий для развития и повышения эффективности производства продукции расте -ниеводства [2].
К основным мероприятиям развития подотрасли растениеводства относятся:
- повышение плодородия почв, вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный оборот;
- сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;
- развитие селекции и семеноводства;
- стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;
- развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;
- развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства;
- развитие переработки продукции растениеводства;
- регулирование рынка продукции растениеводства и продуктов ее переработки.
Объекты и методы
В качестве материалов для анализа произошедших изменений в системе кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий использованы данные ведомственного статистического наблюдения, проводимого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Федеральной службой государственной статистики по Республике Татарстан, а также материалы справочника специалиста агропромышленного комплекса [3]. При исследовании были использованы следующие методы: статистико-экономические, анализ, монографический, расчетно-конструктивный.
Результаты исследования
Основной целью агрономической службы является увеличение производства продукции растениеводства, повышение ее качества и эффективности на основе совершенствования технологии и организации производства. Особенно важно правильно организовать семеноводство, агротехническое обслуживание и защиту растений, обеспечить в хозяйствах внедрение научно обоснованной системы земледелия.
Единых нормативов для специалистов агрономической службы, так же, как и для зоотехнической и ветеринарной служб [8], в нормативных документах Российской Федерации и Республики Татарстан авторами статьи не найдено. Последние нормативы были утверждены Приказом Минсельхоза СССР в 1973 г. [4]. Вместе с тем, имеется справочник 2011 г. издания, авторами которого являются Ф.Н. Мухаметгалиев, Н.М. Якушкин и другие, напечатанный по решению научно-технического совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и подготовленный с целью обеспечения руководителей и специалистов, работников экономических служб, организаций агропромышленного комплекса современными нормативными и справочными данными (табл. 1) [5].
Таблица 1
Штатные нормативы для специалистов агрономической службы сельскохозяйственных предприятий
Должность Нормативы и условия ведения
Главный агроном или Ведущий агроном (на правах главного) Агроном (ведущий агроном) Один на хозяйство, имеющее свыше 2000 га условной уборочной площади Один на хозяйство, имеющее от 1000 до 2000 га условной уборочной площади Один на каждые 3500 га условной уборочной площади
В рамках коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, которая проходила в феврале 2016 г., одним из обсуждаемых вопросов стал расчет оптимальной нагрузки на специалиста агрономической службы в гектарах условной уборочной площади. Специалисты сошлись во мнении, что рекомендуемая нагрузка должна составлять 4000 га условной уборочной площади на одного агронома.
Всего в Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2015 г. зарегистрировано 454 сельскохозяйственных предприятия, которые расположены на территории 43 муниципальных районов. С точки зрения агроклиматических, почвенных и производственных условий ведения растениеводства территорию республики разделяют на четыре агропроизвод-ственные зоны (рис. 1) [6].
Рис. 1. Делопроизводственные зоны растениеводства
Республики Татарстан: I - Предкамье; II - Предволжье; III - Западное Закамье; IV - Восточное и Юго-Восточное Закамье
Для разработки адаптированных систем земледелия особое значение имеют зональные особенности. Именно благодаря учету агроклиматических и почвенных условий возможно рациональное использование природных ресурсов региона.
Анализируя данные по агропроизводственным зонам Республики Татарстан, мы можем сказать, что самый высокий балл экономической оценки почвы в Западном Закамье (33,8), а самый низкий - в Предкамье (26,9). Соответственно, доля пашни, подверженной эрозии, в Предкамской зоне - 61,6 % и в Западно-Закамской - 22,0 % [6]. Можно сделать вывод о том, что Предкамская зона требует большего внимания со стороны специалистов агрономической службы в плане эффективного использования главного средства производства - сельскохозяйственных земель, следовательно, нагрузка на одного агронома в остальных агропроизводственных зонах должна быть меньше - пропорционально качеству почв.
Обеспеченность отрасли растениеводства специалистами агрономической службы в Республике Татарстан в разрезе агропроизводственных зон представлена в данных табл. 2.
Таблица2
Обеспеченность отрасли растениеводства сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан в разрезе агропроизводственных зон агрономами в динамике за 2010-2014 гг.
№ п/п Агропроизводственная зона Условная уборочная площадь, га Требуется агрономов при нормативе 4000 га усл. уб. пл./чел. Фактическая нагрузка на 1 агронома, усл. уб. пл. , га Фактическое кол-во агрономов, чел. Отклонение от факта (+, -) % обеспечен-ности
2010 год
1 Предкамье 1135724,5 284 4206,4 270 -14 95,1
2 Предволжье 582088,0 146 3233,8 180 +34 123,3
3 Западное Закамье 674274,4 169 5147,1 131 -38 77,5
4 Восточное и Юго-Восточное Закамье 1298728,9 325 5411,4 240 -85 73,8
Итого по РТ 3690815,8 924 4495,5 821 -103 88,9
2011 год
1 Предкамье 1141250,9 285 4440,7 257 -28 90,2
2 Предволжье 626279,6 157 3889,9 161 +4 102,5
3 Западное Закамье 732305,2 183 5230,8 140 -43 76,5
4 Восточное и Юго-Восточное Закамье 1311584,5 328 5702,5 230 -98 70,1
Итого по РТ 3811420,2 953 4836,8 788 -165 82,7
2012 год
1 Предкамье 1087522,4 272 4790,8 227 -45 83,5
2 Предволжье 598109,7 150 4302,9 139 -11 92,7
3 Западное Закамье 694771,4 174 5303,6 131 -43 75,3
4 Восточное и Юго-Восточное Закамье 1142495,5 286 4760,4 240 -46 83,9
Итого по РТ 3522899,0 882 4780,1 737 -145 83,6
2013 год
1 Предкамье 999573,6 250 4852,3 206 -44 82,4
2 Предволжье 579031,6 145 3939,0 147 +2 101,4
3 Западное Закамье 695445,2 174 6687,0 104 -70 59,8
4 Восточное и Юго-Восточное Закамье 1161834,1 290 5667,5 205 -85 70,7
Итого по РТ 3435884,5 859 5190,2 662 -197 77,1
2014 год
1 Предкамье 1009354,2 252 4899,8 206 -46 81,7
2 Предволжье 576214,0 144 3946,7 146 +2 101,4
3 Западное Закамье 667873,7 167 6016,9 111 -56 66,5
4 Восточное и Юго-Восточное Закамье 1170947,2 293 5768,2 203 -90 69,3
Итого по РТ 3424389,1 856 5141,7 666 -190 77,8
Требуемая численность специалистов рассчитана исходя из рекомендуемой нагрузки, которая определена в качестве базовой в рамках коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан: на каждые 4000 га условной уборочной площади -один агроном.
Анализ данных табл. 2 показывает, что в динамике за 2010-2014 гг. обеспеченность агрономами снижается. Так, если в 2010 г. данный показатель составлял 88,9 %, то в 2014 г. -77,8 %. Во всех агропроизводственных зонах наблюдается тенденция снижения уровня обеспеченности отрасли растениеводства специалистами агрономической службы. Дефицит кадров наблюдается во всех зонах, кроме Предволжской агропроизводственной зоны. Так, в отчетном 2014 г. Предкамская агропроизводственная зона обеспечена специалистами агрономической службы на 81,7 %, что на 13,4 пункта ниже, чем в базисном 2010 г. (95,1 %). Уровень обеспеченности Западно-Закамской и Восточной и Юго-Восточной Закамской агропроизводственных зон агрономами также в целом снижается, на 11,0 и 4,5 пунктов соответственно. Исходя из нормативной численности агрономов (4000 га условной уборочной площади на 1 агронома), дефицит по специалистам агрономической службы в целом по республике в отчетном 2014 г. составил 190 человек. Для сравнения: в базисном 2010 г. данный показатель составлял 103 человека.
Дефицит кадров напрямую сказывается на нагрузке, которая приходится на одного специалиста: чем меньше специалистов, тем выше фактическая нагрузка, а это делает затруднительным достижение максимально эффективного производства продукции растениеводства (рис. 2).
Удельный вес районов, где нагрузка на одного агронома составляет ниже 4000 га усл. уб. площади, составляет 18,6 %, средняя нагрузка по данной группе - 3231,7 га; от 4001 до 5500 га усл. уб. площади - 32,6 %; средняя нагрузка по группе - 4832,5 га; от 5501 до 7000 га усл. уб. площади - 32,6 %; средняя нагрузка по группе - 6147,3 га; свыше 7001 га усл. уб. площади - 16,2 %, средняя нагрузка по группе - 10484,6 га. Средняя фактическая нагрузка, которая приходится на одного агронома, составляет 5141,7 га
Динамика изменения численности агрономов, в том числе главных, за 2010-2014 гг. представлена на рис. 3.
16,2% 32,6% 18,6% 32,6% 1
■ до 4000 га 4001-5500 га 5501-7000 га "свыше 7001 га
Рис. 2. Удельный вес районов по фактической нагрузке, которая приходится на одного агронома (по состоянию на 1 января 2015 г.), расчеты авторов
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
■ Агрономы - всего ■ в т.ч. главные агрономы
Рис. 3. Численность агрономов сельскохозяйственных предприятий в Республике Татарстан, чел. (данные авторов)
489
—21 15 25 10 23
А А А А А
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
♦ С высшим образованием
И Со средним профессиональным образованием А Практики
Рис. 4. Структура агрономов сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан по образованию, % (расчеты авторов)
За анализируемый период количество штатных единиц агрономов уменьшилось на 13,5 %, еще больше сократилась численность фактически работающих агрономов - на 18,9 %, что привело к снижению обеспеченности кадрами на 5,7 пункта.
За 2010-2014 гг. численность агрономов в целом снижается. Так, в отчетном 2014 г. по сравнению с базисным 2010 г. численность агрономов уменьшилась на 155 человек, или на 18,9 %, в том числе главных агрономов - на 52 человека, или на 13,7 %. За последние два года наблюдается незначительная тенденция увеличения агрономов - на 0,6 %, в том числе главных специалистов - на 4,8 %.
Проблема кадрового обеспечения отрасли растениеводства носит не только количественный, но и качественный характер. В структуре кадров также наблюдается снижение уровня обеспеченности специалистами с высшим образованием.
Уровень образования специалистов агрономической службы представлен на рис. 4.
В структуре агрономической службы по образованию в отчетном году наибольший удельный вес занимают специалисты с высшим образованием - 59,5 %, далее следуют специалисты со средним профессиональным образованием - 37,5%, а затем практики - 3,0 %. В целом такая динамика сохраняется в течение изучаемого периода.
Динамика структуры агрономов по образованию выглядит следующим образом: численность специалистов с высшим образованием в целом за изучаемый период снизилась на 97 человек, или на 19,84 %; численность специалистов со средним образованием - на 60 человек, или 19,29 %; численность специалистов-практиков за последние два года увеличилась более чем в два раза.
Таким образом, нормативная численность специалистов агрономической службы сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан в разрезе агропроизводственных зон была рассчитана на основе рекомендуемых норм нагрузки на одного специалиста агрономической службы.
Выводы
Практика показывает, что одним из значимых факторов, оказывающих влияние на развитие аграрной отрасли экономики, является человеческий фактор - кадры, работающие в данной отрасли. В связи с этим работа по совершенствованию кадровой обеспеченности специалистами агрономической службы становится стратегическим направлением отрасли растениеводства Республики Татарстан.
Дальнейшее совершенствование и модернизация растениеводческой отрасли приводит к увеличению потребности в высококвалифицированных кадрах, в частности в главных специалистах с высшим образованием. Обеспеченность специалистами соответствующего уровня играет важную роль в обеспечении необходимого роста урожайности сельскохозяйственных культур, увеличении объема производства продукции надлежащего качества.
Исследования показали, что за изучаемый период наблюдается тенденция к снижению уровня обеспеченности кадрами агрономической службы, что приводит к увеличению нагрузки на одного агронома. По состоянию на 1 января 2015 г. уровень нагрузки в семи районах превысил 7000 га усл. уб. площади на одного агронома. В целом за последние пять лет количество агрономов уменьшилось с 821 человека до 666 (на 18,9 %), в том числе главных агрономов -с 379 до 327 человек (на 13,7 %). Наблюдается снижение численности главных специалистов с высшим образованием. Если в 2010 г. главных агрономов с высшим образованием было 489 человек, то в 2014 г. произошло снижение на 19,8 % и численность специалистов составила 392 человека. Это позволяет сделать вывод о крайне тяжелом положении в кадровом обеспечении растениеводства специалистами агрономической службы и о необходимости принятия мер по изменению сложившейся ситуации.
Представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:
- разработать отраслевую ведомственную программу по кадровому обеспечению растениеводства;
- усилить работу в рамках целевой подготовки специалистов агрономической службы на всех уровнях образования и довести удельный вес численности главных специалистов с высшим образованием до 100 %;
- осуществлять переподготовку кадров агрономической службы с освоением новой техники и технологии на базе передовых хозяйств в Республике Татарстан и Российской Федерации;
- учитывать при распределении мер государственной поддержки растениеводства уровень нагрузки на одного агронома в условной уборочной площади: чем выше нагрузка на одного агронома в условно уборочной площади, тем ниже субсидии;
- обеспечить условия работы, в рамках которых материальное поощрение специалистов агрономической службы напрямую зависело бы от результатов применяемых ими знаний, умений и навыков.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013 г. № 235. Доступ из : Справочно -правовой системы «Гарант-аналитик» (последнее обновление 18.03.2016).
3. Сельское хозяйство Республики Татарстан. 2014 : стат. сб. / ред. коллегия : В.П. Кандилов, А.Ф. Са-матова [и др.]. Казань : Татарстанстат, 2014. 371 с.
4. О типовых штатах и штатных нормативах совхозов, откормочных хозяйств, племенных и конных заводов системы Министерства сельского хозяйства СССР [Электронный ресурс] : приказ Минсельхоза СССР от 05.07.1973 № 229. Доступ из : Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2016).
5. Справочник специалиста агропромышленного комплекса / Ф.Н. Мухаметгалиев, Н.М. Якушкин, Ф.Н. Авхадиев [и др.] ; под ред. Ф.Н. Мухаметгалиева и Н.М. Якушкина. Казань : Казан. ун-т, 2011. 694 с.
6. Система земледелия Республики Татарстан. Инновации на базе традиций. Ч. 1. Общие аспекты системы земледелия. Казань : Центр инновационных технологий, 2014. 2-е изд. 168 с.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] : Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. № 40-ЗРТ. Доступ из : Справочно-правовой системы «Гарант-аналитик» (последнее обновление 18.03.2016).
8. Шагивалиев Л.Р. Кадровое обеспечение отрасли животноводства главными специалистами зоотехнической и ветеринарной служб (на материалах Республики Татарстан) // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2016. Т. 225 (I). С. 80-86.
Шагивалиев Ленар Рифатович, старший преподаватель, Казанский государственный аграрный университет, [email protected]; Барсегян Наира Вартовна,
ассистент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, [email protected].
References
1. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar / pod red. A.M. Prohorova. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2000. 1456 s.
2. Gosudarstvennaya programma "Razvitie sels-kogo hozyaystva i regulirovanie ryinkov selskohozyayst-vennoy produktsii, syirya i prodovolstviya v Respublike Tatarstan na 2013-2020 godyi" [Elektronnyiy resurs] : postanovlenie Kabineta ministrov Respubliki Tatarstan ot 8 aprelya 2013g. № 235. URL : Spravochno-pravo-vaya sistema "Garant-analitik" (poslednee obnovlenie 18.03.2016).
3. Selskoe hozyaystvo Respubliki Tatarstan. 2014 : stat. sb. / red. kol. : V.P. Kandilov, A.F. Samatova i dr. Kazan : Tatarstanstat, 2014. 371 c.
4. O tipovyih shtatah i shtatnyih normativah sovhozov, otkormochnyih hozyaystv, plemennyih i kon-nyih zavodov sistemyi Ministerstva selskogo hozyaystva SSSR [Elektronnyiy resurs] : prikaz Minselhoza SSSR ot 05.07.1973 № 229. URL : Spravochno-pravovaya sistema "KonsultantPlyus" (data obrascheniya: 10.02.2016).
5. Spravochnik spetsialista agropromyishlennogo kompleksa / F.N. Muhametgaliev, N.M. Yakushkin, F.N. Av-hadiev [i dr.] ; pod red. F.N. Muhametgalieva i N.M. Yaku-shkina. Kazan : Kazan. un-t, 2011. 694 s.
6. Sistema zemledeliya Respubliki Tatarstan. Inno-vatsii na baze traditsiy. Ch. 1. Obschie aspektyi sistemyi zemledeliya. Kazan : Tsentr innovatsionnyih tehnologiy, 2014. 2-e izd. 168 s.
7. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda [Elektronnyiy resurs]: Zakon Respubliki Tatarstan ot 17 iyunya 2015 g. № 40-ZRT. URL : Spravochno-pravovaya sistema "Garant-analitik" (poslednee obnovlenie 18.03.2016).
8. Shagivaliev L.R. Kadrovoe obespechenie otrasli zhivotnovodstva glavnyimi spetsialistami zootehnicheskoy i veterinarnoy sluzhb (na materialah Respubliki Tatarstan) // Uchenyie zapiski Kazanskoy gosudarstvennoy aka-demii veterinarnoy meditsinyi im. N.E. Baumana. 2016. T. 225 (I). S. 80-86.
Shagivaliev Lenar Rifatovich, senior teacher, Kazan State Agricultural University, [email protected]; Barsegyan Naira Vartovna, assistant, Kazan national research technological university, [email protected].
Статья поступила в редакцию 28 апреля 2016 г.