Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития: состояние и проблемы'

Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / STAFF / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PRIORITY DIRECTIONS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE PROGRAMMES / КАДРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / DEMAND / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов Александр Васильевич, Беляков Сергей Анатольевич, Клячко Татьяна Львовна, Полушкина Елена Анатольевна

Цель настоящей исследовательской статьи проанализировать состояние и проблемы обеспеченности кадрами приоритетных направлений социально-экономического развития России и выявить следующие из анализа направления реструктуризации подготовки кадров в системе непрерывного образования в целом и в вузах в частности. В статье анализируется и обобщается содержание государственных программ, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития России в части их обеспеченности подготовкой кадров, рассматриваются вопросы методологического и правового обеспечения содержания государственных программ в части подготовки кадров для их реализации. Исследование показало, что в большинстве случаев реализация государственных программ не обеспечивается необходимыми объемами подготовки кадров различной квалификации, что требует переработки государственных программ на единой методологической основе. На основе проведенного анализа предложена концепция такой переработки и возможная модель мониторинга и оценки состояния системы непрерывного профессионального образования, которые могут быть основой для последующих углубленных исследований и прикладных разработок как в сфере непрерывного профессионального образования в целом, так и в сфере управления развитием вузов. В работе представлены результаты комплексного обобщенного анализа состояния и проблем обеспеченности государственных программ кадрами соответствующей квалификации, который до настоящего времени не проводился, результаты статьи могут использоваться органами управления при переработке государственных программ и принятии управленческих решений о совершенствовании структуры и развитии системы непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотов Александр Васильевич, Беляков Сергей Анатольевич, Клячко Татьяна Львовна, Полушкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING THE PRIORITY DIRECTIONS OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT: SITUATION AND PROBLEMS

The goal of this original research paper is to analyze the state and the staffing problems of the priority directions of the socio-economic development in Russia and to reveal the required directions to modify the staffing approaches within the continuous education in general and in higher education institutions in particular. We here study and generalize the contents of the state programmes, which support the priority directions of the socio-economic development in Russia in terms of staffing, consider questions of the methodological and legal aspects to support these programmes with regards to manpower training. Our research has shown that in most of cases the implementation of the programmes is not supported by the required amount of staffing of various skill levels. This fact requires revisiting and reworking of these state programmes within one framework. Based on this analysis, this article proposes the concept of such framework together with a specially designed model to monitor and assess the state of the continuous professional education system, which can form the basis for further deeper theoretical and applied research and development both in the field of continuous education and in the area of educational institution development and management. This work presents results of the unique and complex generalized analysis of the state and the staffing problems of the government programmes, the analysis being carried out for the first time in practice. These results can be implemented in practice by the government officials and management to undertake the actions of revisiting and reworking the socio-economic programmes and to take managerial decisions to further sharpen the structure and develop the system of the professional continuous education.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития: состояние и проблемы»

DOI 10.15826/итра.2017.03.035

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

А. В. Федотова'ь'с, С. А. Белякова, Т. Л. Клячкоа, Е. А. Полушкинаа

"Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5; [email protected] ьСанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

сНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 191148, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/2

Ключевые слова: кадры, социально-экономическое развитие, приоритетные направления, государственные программы, кадровая потребность.

Цель настоящей исследовательской статьи - проанализировать состояние и проблемы обеспеченности кадрами приоритетных направлений социально-экономического развития России и выявить следующие из анализа направления реструктуризации подготовки кадров в системе непрерывного образования в целом и в вузах в частности. В статье анализируется и обобщается содержание государственных программ, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития России в части их обеспеченности подготовкой кадров, рассматриваются вопросы методологического и правового обеспечения содержания государственных программ в части подготовки кадров для их реализации. Исследование показало, что в большинстве случаев реализация государственных программ не обеспечивается необходимыми объемами подготовки кадров различной квалификации, что требует переработки государственных программ на единой методологической основе. На основе проведенного анализа предложена концепция такой переработки и возможная модель мониторинга и оценки состояния системы непрерывного профессионального образования, которые могут быть основой для последующих углубленных исследований и прикладных разработок как в сфере непрерывного профессионального образования в целом, так и в сфере управления развитием вузов. В работе представлены результаты комплексного обобщенного анализа состояния и проблем обеспеченности государственных программ кадрами соответствующей квалификации, который до настоящего времени не проводился, результаты статьи могут использоваться органами управления при переработке государственных программ и принятии управленческих решений о совершенствовании структуры и развитии системы непрерывного профессионального образования.

|1© |сновными документами, определяющими Х^/стратегические направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, являются:

- Концепция долгосрцочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [1];

- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Прогноз 2030), разработанный Минэкономразвития России [2];

- Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [3].

Обобщенно можно выделить следующие группы приоритетов социально-экономического развития:

- развитие человеческого потенциала;

- создание высококонкурентной институциональной среды;

- обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития;

- расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях;

- укрепление внешнеэкономических позиций России;

- сбалансированное пространственное развитие. Основным механизмом реализации приоритетных направлений развития является разработка и реализация государственных программ Российской Федерации, детализирующих цели, задачи, ожидаемые результаты реализации и методы

их достижения. Очевидно, что в ряде случаев государственные программы могут охватывать и обеспечивать реализацию нескольких приоритетов социально-экономического развития, поэтому рамках настоящей работы был проведен анализ всех государственных программ Российской Федерации.

По данным Портала государственных программ Российской Федерации [4], по состоянию на конец 2016 г. в перечень государственных программ Российской Федерации входило 45 государственных программ, из которых утверждена и реализуется 41 государственная программа (40 утверждены Правительством Российской Федерации, 1 - Президентом Российской Федерации). В стадии разработки находятся 4 государственных программы. Все государственные программы распределены среди пяти программных блоков:

1. Программный блок «Новое качество жизни».

2. Программный блок «Инновационное развитие и модернизация экономики».

3. Программный блок «Обеспечение национальной безопасности».

4. Программный блок «Сбалансированное региональное развитие».

5. Программный блок «Эффективное государство». Абсолютное большинство государственных программ включают в себя значительное число подпрограмм, реализация некоторых подпрограмм завершена, большинства - продолжается.

В целом утвержденные государственные программы (41 программа утверждена, 4 находятся в стадии разработки) характеризуются следующими показателями:

- содержат сведения ограниченного доступа - 2;

- не имеют отдельных разделов (подпрограмм), посвященных или содержащих вопросы подготовки кадров, но содержат ссылку на то, что соответствующие индикаторы (показатели) содержатся в других государственных программах - 1;

- не имеют отдельных разделов (подпрограмм), посвященных или содержащих вопросы подготовки кадров - 34;

- имеют отдельные подпрограммы (разделы), посвященные подготовке кадров - 6;

- имеют в тексте программы в целом или входящих в нее подпрограмм сформулированные цели (задачи) по подготовке кадров - 14;

- имеют в составе мероприятий программы в целом или составляющих ее подпрограммах мероприятия, прямо посвященные вопросам подготовки кадров - 5;

- имеют в составе целевых индикаторов (показателей) программы в целом или составляющих ее подпрограмм целевые показатели (индикаторы), прямо характеризующие подготовку кадров,- 22.

Таким образом, только 14 программ (34,1 % от числа утвержденных) имеют в качестве целей (задач) подготовку кадров, только 22 программы (53,7 % от числа утвержденных) имеют целевые показатели (индикаторы), прямо характеризующие подготовку кадров. При этом практически все программы содержат цели, задачи, мероприятия и целевые индикаторы, предусматривающие создание новых рабочих мест, создание высокопроизводительных рабочих мест, создание новых производств, доукомплектование существующих производств кадрами и т. п., реализация которых не может не требовать подготовки соответствующих кадров через обучение по разным программам различных уровней образования - от начального до дополнительного профессионального образования, однако более чем в половине государственных программ отсутствуют показатели объемов подготовки соответствующих кадров. Такое несоответствие поставленных в программах целей и их кадрового обеспечения говорит о наличии существенных рисков реализации государственных программ, обусловленных отсутствием их кадрового обеспечения.

Возможно, именно по этой причине уже после утверждения абсолютного большинства государственных программ Правительством Российской Федерации был утвержден измененный Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [5], в котором оговорено, что «значения целевых показателей (индикаторов) государственной программы должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации». Аналогичное требование имеется и в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ [6]. Пунктом 16 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период [7] предусмотрено обязательное наличие в прогнозе, а следовательно, и в государственных программах таких показателей, как численность рабочей силы; численность занятых в экономике; среднесписочная численность работников организаций. Подпунктом е) пункта 37 указанных Правил предусмотрено включение в про-

гноз и, следовательно, и отражение / учет этих данных в государственных программах, «балансов по основным видам экономической деятельности <. .> содержащихся в государственных программах Российской Федерации».

Кроме того, Минтрудом России и Мин-обрнауки России в 2016 г. была утверждена Методика расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ [8], в которой оговаривается структура и порядок определения потребности в трудовых ресурсах всех уровней образования для целей реализации государственных программ.

Обобщенные данные об объемах среднегодовой подготовки кадров в 2017-2020 гг. по видам образовательных программ (табл. 1) можно дать лишь по 26 государственным программам, 22 из которых содержат показатели подготовки кадров и 4 позволяют оценить потребность в кадрах на основании показателей числа создаваемых рабочих мест.

Из этих данных следует, что по всем видам образовательных программ, кроме программ дополнительного профессионального образования, потребности, заявленные в государственных программах, могут быть удовлетворены (в данном случае мы рассматриваем общую численность подготовленных кадров без соотнесения содержания их подготовки с потребностями го-

сударственных программ, что представляет собой отдельную и достаточно трудоемкую задачу). Из табл. 1 также следует, что, по мнению разработчиков государственных программ, основная потребность в кадрах для их реализации - потребность в подготовке по программам ДПО, составляющей 98,3 % от общей потребности в обучении.

Рассмотрим подготовку кадров по образовательным программам дополнительного профессионального образования более подробно.

По данным Росстата, численность занятого населения в 2015 г. была всего - 72,3 млн чел., в том числе занятых по найму - 67,1 млн чел. В соответствии с данными государственных программ, в среднем в год по образовательным программам ДПО должно обучаться 16,8 млн чел. (23,2 % от численности занятого населения или 25,0 % от числа работающих по найму). В 2013 г. прошло обучение по программам ДПО 2,41 млн чел. (работники списочного состава), что составляет 7,6 % от работников списочного состава (периодичность обучения по программам ДПО -один раз в 13,4 года) [9]. Характерно, что по результатам опроса, проведенного РАНХиГС [10], абсолютное большинство опрошенных (как работодателей, так и работников) считают, что оптимальная периодичность повышения квалификации работников - один раз в 2-4 года.

Для оценки возможности обеспечения заявленной в государственных программах потреб-

Таблица 1

Оценка объемов среднегодовой подготовки кадров в 2017-2020 гг. на основе целевых показателей (индикаторов) государственных программ Российской Федерации

Показатель Всего, тыс. чел. В том числе по образовательным программам:

подготовки квалифицированных рабочих, служащих, подготовки специалистов среднего звена высшего образования (кроме аспирантуры) подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура) дополнительного профессионального образования

Среднегодовая подготовка кадров в 2017-2020 гг., предусмотренная государственными программами, тыс чел. 17133,1 238,1 0,6 57,0 1,0 16 836,4

Фактически подготовлено в 2015 г., тыс. чел. [9-11] Оценочно за 2015 г. от 4500,00 до 4800,00 483,3 в 2015 г. 446,0 в 2015 г. 1300,5 в 2015 г. 28,3 в 2014 г. 2410,1 в 2013 г.)

Фактически подготовлено в 2016 г., тыс. чел. [9-11] Оценочно за 2016 г. от 4200,00 до 4600,00 198,6 469,1 1161,1 28,3 в 2014 г. 2410,1 в 2013 г.

ности в обучении по программам ДПО будем исходить из следующих предпосылок:

- число обучаемых на одного преподавателя такое же, как для студентов очного отделения (12,4:1);

- средняя продолжительность образовательной программы 72 часа, что эквивалентно по продолжительности 2 неделям обучения; в 2013 г. это была минимальная продолжительность программы для получения удостоверения о повышении квалификации.

В 2013 г. приведенный контингент обучающихся по программам ДПО в 2013 г. составлял 2410100 х 2/52 = 92 696 чел., что давало потребность в педагогических кадрах для системы ДПО 92696/12,4 = 7475 чел.

При реализации среднегодовых объемов обучения по программам ДПО, прямо предусмотренных действующими государственными программами (16,8 млн чел.) при условии сохранения продолжительности обучения, равной двум неделям, потребность в педагогических кадрах составит ((16800000 х 2) / 52) / 12,4 = 52 109 чел., то есть число преподавателей, обеспечивающих работу системы дополнительного профессионального образования, должно быть одномоментно увеличено почти на 45 тыс. чел. Учитывая, что сегодня таких преподавателей на порядок меньше, а для работы в системе дополнительного профессионального образования должны привлекаться наиболее квалифицированные преподаватели вузов, это представляется малореалистичным.

Аналогичная оценка может быть дана и в части обеспеченности потребности государственных программ в подготовке кадров по программам дополнительного профессионального образования учебно-материальной базой. Очевидно, что рост объемов подготовки и необходимость готовить кадры прежде всего по наиболее современным и перспективным направлениям техники и технологии также потребует значительных инвестиций в обновление материально-технической базы образовательных организаций, объемы которых можно оценить только на основе анализа содержания образовательных программ.

Таким образом, даже первичное сравнение заявленной в государственных программах потребности в подготовке кадров с фактическим

Выпуск квалифицированных рабочих

состоянием в этой сфере позволяет в части подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования сделать вывод, что в контексте ускорения инновационного развития экономики страны сегодня система образования не обеспечивает решение этой задачи.

Рассмотрим данные по подготовке кадров по профессиям квалифицированных рабочих и служащих (табл. 2).

По данным Росстата, в 2015 и 2016 гг. профессиональное обучение по программам подготовки по профессиям квалифицированных рабочих и служащих прошли соответственно 483,3 и 198,6 тыс. чел. соответственно. Казалось бы, подсистема профессионального обучения обеспечивает потребности государственных программ в квалифицированных рабочих кадрах. Однако, с точки зрения обеспечения социально-экономического развития страны по приоритетным направлениям, государственными программами предусмотрено, что в среднем в год должно создаваться 216,7 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест, что при общем снижении численности подготовленных квалифицированных рабочих и служащих (табл. 2) свидетельствует о явной тенденции несоответствия подготовки имеющимся потребностям.

Из этого можно сделать вывод, что в контексте ускорения инновационного развития экономики страны заявленный в государственных программах рост числа высокопроизводительных рабочих мест вряд ли соответствует потребностям приоритетных направлений социально-экономического развития, хотя заявленные в государственных программах потребности по подготовке квалифицированных рабочих кадров формально обеспечиваются. Если же сравнить число ежегодно создаваемых и модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест (табл. 3) с объемами подготовки кадров по программам профессионального обучения и СПО, предусмотренными государственными программами, можно прийти к выводу, что потребности, предусмотренные Прогнозом 2030 [2], существующей системой непрерывного профессионального образования, не обеспечиваются, так как системе образования необходимо в 2016-2020 гг. ежегодно увеличивать подготовку по профессиям квалифицированных

Таблица 2

и служащих в 2005-2016 гг. (тыс. чел.) *

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Выпуск всего 702,5 679,7 656,0 604,7 537,6 580,5 516,7 483,5 436,0 403,0 483,3 198,6

* Источник: [11, с. 298-299; 12].

рабочих (служащих) в среднем, в зависимости от реализуемого варианта прогноза, на 0,5-1,1 млн работников, то есть к 2020 г. суммарные «мощности» подсистемы профессионального обучения и среднего профессионального образования в части подготовки квалифицированных рабочих должны быть в 2-5 раз больше по сравнению с 2015 г. (см. табл. 3), что также представляется малореалистичным.

Таблица 3 Число высокопроизводительных рабочих мест с учетом вновь созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест (млн ед.)

Сценарий прогноза 2011 г. 2015 г. 2018 г. 2020 г.

консервативный 17,9 19,2 20,5 21,3

иннов ационный 17,9 19,6 20,8 22,3

форсированный 17,9 20,8 23,8 26,3

По результатам сопоставления данных табл. 3 и фактического состояния подготовки квалифицированных рабочих (табл. 2) можно прийти к выводу, что, хотя Прогноз 2030 [2] и предоставляет системе образования своего рода индикативный план изменения масштабов и структуры подготовки кадров на долгосрочную перспективу, переформатирование системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики пока не подкреплено решениями, обеспечивающими учет государственных приоритетов развития экономики.

По нашему мнению, основная проблема, не позволяющая обеспечить необходимую результативность системы непрерывного профессионального образования в контексте обеспечения кадрами приоритетных направлений социально-экономического развития и государственных программ Российской Федерации, это отсутствие расчетов потребности в кадрах, прошедших обучение по различным образовательным программам, сделанных на основе единой методологической базы и соотнесенных с направлениями социально-экономического развития и государственными программами.

Хотя в настоящее время имеется упомянутая выше методика расчета потребности в кадрах, однако рассчитанные по ней данные о потребности в кадрах в открытом доступе отсутствуют. В определенной степени в качестве показателей потребности в кадрах можно было бы использовать данные прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-

ный и долгосрочный периоды, но в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. имеются данные только о подготовке кадров по программам дополнительного профессионального образования [13]. Потребность в подготовке кадров по программам профессионального обучения в Прогнозе 2030 указана косвенно, через показатель создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (до 25 млн ед. в 2020 г.).

Абсолютное большинство действующих государственных программ утверждено до введения в действие Методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ Российской Федерации [8], поэтому оснований утверждать, что приведенные в них показатели подготовки (потребности) в кадрах основаны на единой методике, нет. Более того, в ряде программ показатели непосредственной подготовки кадров отсутствуют, хотя имеются другие показатели, на основе которых может быть рассчитана потребность в подготовке кадров, например, ввод высокопроизводительных рабочих мест как основа для расчета потребности в высококвалифицированных рабочих кадрах. Можно предположить, что государственные программы в ближайшее время будут скорректированы в соответствии с указанной Методикой, что позволит объективизировать данные о потребности в кадрах на единой методологической основе.

При этом необходимо отметить, что по ряду показателей, характеризующих объемы подготовки кадров, имеется существенное рассогласование между данными, приведенными в государственных программах, и отчетными данными по подготовке кадров по различным образовательным программам (см. табл. 1). Например, Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. предусмотрено, что удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку в возрасте 2565 лет, вырастет с 37 % в 2015 г. до 52 % в 2019 г., то есть прирост обучаемых по программам ДПО в период 2016-2019 гг. составит в среднем 3,7 5 % в год, что при численности занятого населения в 2015 г. в 72,3 млн чел. [14] составляет 2,7 млн человек ежегодного прироста числа обученных по программам ДПО при численности фактически обученных по программам ДПО по отчетным данным за 2013 г. 2,41 млн чел. (табл. 1). Иными словами, за 4 года (с 2016 по 2019 гг.) численность обученным по программам ДПО должна по срав-

нению с 2013 г. вырасти на 10,8 млн чел, то есть в 5,5 раз по сравнению с 2013 г. Как уже отмечалось выше, достижение таких показателей вряд ли обеспечено соответствующими ресурсами.

Характерно, что Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено, что удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку в возрасте 25-65 лет, вырастет с 22 % в 2011 г. до 55 % в 2020 г., то есть общая численность обучаемых за год в системе ДПО должна в 2020 г. составить порядка 25 млн чел., что превышает показатели фактически обучаемых по программам ДПО в 4-6 раз.

Аналогичная ситуация имеет место и с оценкой потребности в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Прогноз 2030 предусматривает создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. Это требует ежегодной подготовки в 2012-2020 гг. 2,8 млн квалифицированных рабочих, тогда как по данным формы 5 (профтех) в 2015 г. подготовлено 1 млн чел. по программам профессионального обучения и 0,45 млн чел. по программам СПО (табл. 1), что также не свидетельствует о достоверности прогнозных данных, используемых в [2, 13].

В отдельных случаях в качестве показателей потребности в кадрах для отдельных подсистем системы непрерывного профессионального образования можно взять либо показатели, установленные нормативными документами (например, периодичность обучения по программам дополнительного профессионального образования для государственных служащих, педагогических работников, медицинских и фармацевтических работников и т. п.), либо иные «синтетические» показатели, рассчитываемые на основе имеющихся данных (например, периодичность обучения для подсистемы дополнительного профессионального образования). Необходимо отметить отсутствие расчетов потребности в подготовке кадров по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования как в целом, так и в контексте привязки потребностей к приоритетным направления социально-экономического развития или к государственным программам.

С учетом изложенного можно предложить следующую структуру системы мониторинга и оценки состояния непрерывного профессионального образования (табл. 4), включающую в себя: - порядок определения целевых (идеальных) показателей состояния системы непрерывного профессионального образования и ее подсистем;

- порядок сбора информации о состоянии системы непрерывного профессионального образования и ее подсистем;

- разработку необходимых изменений форм статистической отчетности о состоянии системы непрерывного профессионального образования и ее подсистем, обеспечивающих увязку данных о фактическом состоянии с приоритетными направлениями социально-экономического развития и государственными программами Российской Федерации, а также гармонизацию отчетности с международной системой отчетности.

Это позволило бы разработать возможные интегральные показатели состояния подсистем системы непрерывного профессионального образования, состояния системы непрерывного профессионального образования, а также методику интегральной оценки результатов работы системы непрерывного профессионального образования и ее подсистем.

Из таблицы 4 видно, что для полноценного запуска системы мониторинга и оценки состояния системы непрерывного профессионального образования, в том числе в разрезе приоритетных направлений социально-экономического развития и государственных программ Российской Федерации, необходимо решить следующие задачи:

1) разработать единую методику расчета потребности в кадрах на длительную перспективу в разрезе по образовательным программам;

2) рассчитать потребность в кадрах на длительную перспективу (в соответствии с горизонтом прогнозирования, определенным действующими нормативными правовыми актами) в разрезе по образовательным программам и, при необходимости, в иных разрезах с учетом существующей структуры отчетности о подготовке кадров;

3) скорректировать государственные программы в части расчета потребности в кадрах для их реализации в соответствии с п. 1 и 2;

4) сформировать на основе п. 3 потребность в кадрах по приоритетным направлениям социально-экономического развития страны;

5) разработать методику гармонизации данных о подготовке кадров с требованиями международной системы отчетности (возможно, это потребует корректировки форм статистической отчетности о подготовке кадров).

Только после решения этих задач можно реализовать полномасштабный механизм мониторинга и оценки состояния системы непрерывного профессионального образования в полном объеме.

Структура системы мониторинга и оценки состояния непрерывного профессионального образования

Таблица 4

Формирование базы для оценки состояния системы непрерывного профессионального образования

Оценка состояния системы непрерывного профессионального образования

Сбор данных о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования

Гармонизация отчетных данных с международной системой отчетности

Межстрано-вая оценка состояния системы непрерывного профессионального образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные о состоянии системы непрерывного

профессионального образования в других государствах в соответствии с системой МСКЗ-08

Расчет общей потребности в кадрах по образовательным программам

Сравнение

Формирование потребности в кадрах по образовательным программам для обеспечения реализации государственных программ

Формирование потребности в кадрах по образовательным программам для обеспечения реализации приоритетных направлений соци-ально-экономическо-го развития

Сравнение

Сравнение -►

Сбор данных о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования по образовательным программам

Формирование данных о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования по образовательным программам для обеспечения реализации государственных программ

Формирование данных о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования по образовательным программам для обеспечения реализации приоритетных направлений социально-экономического развития

Гармонизированные данные о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования по образовательным программам

Гармонизированные данные о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования по образовательным программам для обеспечения реализации государственных программ

Гармонизированные данные о фактической подготовке кадров в системе непрерывного профессионального образования по образовательным программам для обеспечения реализации приоритетных направлений социально-экономического развития

Сравнение

Сравнение

Сравнение -►

Данные о состоянии системы непрерывного профессионального образования в других государствах в соответствии с международной системой отчетности

Данные о состоянии системы непрерывного профессионального образования в других государствах в соответствии с международной системой отчетности, детализированные по государственным программам

Данные о состоянии системы непрерывного профессионального образования в других государствах в соответствии с международной системой отчетности, детализированные по приоритетным направлениям социально-экономического развития

Возможен также поэтапный подход к реализации полномасштабного механизма мониторинга и оценки состояния системы непрерывного профессионального образования - на первом этапе реализуются задачи 1-4, на втором этапе - задача 5.

Анализ кадрового обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации показал:

- практически половина государственных программ Российской Федерации не содержит разделов и, соответственно, не предусматривает кадрового обеспечения задач, решаемых в рамках государственных программ;

- основная потребность в кадрах для реализации государственных программ, содержащих разделы и показатели подготовки кадров, это

потребность в подготовке по программам дополнительного профессионального образования, составляющая 98,3 % от общей потребности в обучении;

- сравнение заявленной в государственных программах потребности в подготовке кадров с фактическим состоянием в этой сфере, по крайней мере, в части дополнительного профессионального образования показывает, что предусмотренные государственными программами объемы подготовки не обеспечены необходимыми ресурсами: преподавательскими кадрами, учебно-материальной базой и т. п.;

- основной проблемой обеспечения кадрами приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации является отсутствие расчетов потребности в кадрах, прошедших обучение по различным образовательным программам, сделанных на единой методологической базе и с учетом направлений социально-экономического развития и государственных программ.

Все это указывает на необходимость проведения мониторинга системы непрерывного профессионального образования, включающего оценку соответствия результатов работы целевым показателям программных документов.

Список литературы

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 10.04.2017).

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 06.09.2016).

3. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=207967&fld=134&dst=1000000001,0& rnd=0.32484649634071083-0 (дата обращения: 28.02.2017).

4. Государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://programs. gov.ru/Portal/ (дата обращения: 28.02.2017).

5. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. (ред. от 10 февраля 2017 г.) № 588 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do

c&base=LAW&n=212747&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.5624341006033886-0 (дата обращения: 27.02.2017).

6. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=215213&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=L AW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd=259927.5838287 7&ts=8967615403551654922523335&SEARCHPLUS=%EF %F0%E 8 %EA%E 0 %E 7 %20 %EC%E 8 %ED%FD %EA%EE%ED%EE%EC%E 8 %EA%E 8 %20 %EE %F2 %2016.09.2016 %20 %B 9 %20582&SRD=true - 0 (дата обращения: 27.02.2017).

7. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1234 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=188958&dst=0&profile=0&mb=LAW& div=LAW&BASEN0DE=&S0RTTYPE=0&rnd=259927.1435 118796&ts=122156925209421847332748433&SEARCHPLUS =%EF%F0 %E 8 %EA%E 0 %E 7 %20 %EC%E 8 %ED %FD%EA%EE%ED%EE%EC%E 8 %EA%E 8 %20 %EE%F2 %2014.11.2015 %20 %B 9 %201234&SRD=true - 0 (дата обращения: 01.03.2017).

8. Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ: приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. № 199/503 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=197894&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=LA W&BASEN0DE=&S0RTTYPE=0&rnd=259927.150291 6057&ts=1236626861008878029787648678&SEARCHP LUS=%EF%F0 %E 8 %EA%E 0 %E 7 %20 %EE%F2 %20 28.04.2016 %20%B 9 %20199 %2F503&SRD=true -0 (дата обращения: 01.03.2017).

9. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2013 году: Статистический бюллетень [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8 (дата обращения: 15.02.2017).

10. Мониторинг непрерывного профессионального образования по приоритетным направлениям [Электронный ресурс]. URL: http://ipei.ranepa.ru/nauchnaya-deyatelnost/ isskedovaniya-an/issledovaniya/90-ceno/387-momtoring-neprery vnogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-prioritetnym-napravleniyam-razvitiya-ekonomiki-rossii (дата обращения: 16.03.2017).

11. Социально-экономическое положение России. 2016 год (уточненные итоги) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/social/utoch-osn-12-2016.pdf (дата обращения: 17.04.2017).

12. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих по профессиям (информация) [Электронный ресурс].

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/ np-vipl.doc (дата обращения: 20.02.2017).

13. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&

base=LAW&n=189671&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.8954192206335173-0 (дата обращения: 21.02.2017).

14. Рабочая сила, занятость и безработица в России. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1139918584312 (дата обращения: 14.02.2017).

DOI 10.15826/umpa.2017.03.035

STAFFING THE PRIORITY DIRECTIONS OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT:

SITUATION AND PROBLEMS

A. V. Fedotovc, S. A. Belyakova, T. L. Klyachkoa, E. A. Polushkina"

aRussian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 82 Vernadskogo ave., Moscow, 119571, Russian Federation; [email protected] bNational Research University Higher School of Economics (Saint Petersburg) 55/2 Sedova str., Saint Petersburg, 191148, Russian Federation cPeter the Great St. Petersburg Polytechnic University 29 Polytechnicheskaya str., Saint Petersburg, 195251, Russian Federation

Keywords: staff, socio-economic development, priority directions, state programmes, demand, monitoring.

The goal of this original research paper is to analyze the state and the staffing problems of the priority directions of the socio-economic development in Russia and to reveal the required directions to modify the staffing approaches within the continuous education in general and in higher education institutions in particular. We here study and generalize the contents of the state programmes, which support the priority directions of the socio-economic development in Russia in terms of staffing, consider questions of the methodological and legal aspects to support these programmes with regards to manpower training. Our research has shown that in most of cases the implementation of the programmes is not supported by the required amount of staffing of various skill levels. This fact requires revisiting and reworking of these state programmes within one framework. Based on this analysis, this article proposes the concept of such framework together with a specially designed model to monitor and assess the state of the continuous professional education system, which can form the basis for further deeper theoretical and applied research and development both in the field of continuous education and in the area of educational institution development and management. This work presents results of the unique and complex generalized analysis of the state and the staffing problems of the government programmes, the analysis being carried out for the first time in practice. These results can be implemented in practice by the government officials and management to undertake the actions of revisiting and reworking the socio-economic programmes and to take managerial decisions to further sharpen the structure and develop the system of the professional continuous education.

References

1. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r [On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation until 2020: Resolution of the Government of the Russian Federation dated 17 November 2008 No. 1662-r], available at: http://gov-ernment.ru/info/6217/ (accessed 10.04.2017).

2. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda (raz-rabotan Minekonomrazvitiya Rossii) [Forecast of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period until 2030 (designed by Ministry of Economic Development of Russia)], available at: http://government.ru/ media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (accessed 06.09.2016).

3. O strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 [On Strategy of Research

and Technology Advancement of Russian Federation, Presidential Decree dated 1 December 2016 No. 642], available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc&base=LAW&n=207967&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.32484649634071083-0 (accessed 28.02.2017).

4. Gosudarstvennye programmy Rossiiskoi Federatsii [State Programmes of the Russian Federation], available at: https://programs.gov.ru/Portal/ (accessed 28.02.2017).

5. Ob utverzhdenii poryadka razrabotki, realizatsii i ot-senki effektivnosti gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 2 avgusta 2010 g. (red. ot 10 fevralya 2017 g.) № 588 [On Approval of the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of the Russian Federation State Programmes: Resolution of the Government of the Russian Federation dated 2 August 2010 (as amended 10 February 2017) No. 588], available at: http://www.consultant.ru/cons/

cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212747&fld=134& dst=1000000001,0&rnd=0.5624341006033886-0 (accessed 27.02.2017).

6. Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazanii po raz-rabotke i realizatsii gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii: prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 16 senty-abrya 2016 g. № 582 [On Approval of Methodological Guidelines for the Development and Implementation of State Programmes of the Russian Federation: Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 16 September 2016 No. 582], available at: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 215213&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=LAW&BA SEN0DE=&S0RTTYPE=0&rnd=259927.58382877&ts

=8967615403551654922523335&SEARCHPLUS=%EF %F0 %E 8 %EA%E 0 %E 7 %20 0%EC%E 8 °%ED%FD %EA%EE%ED%EE%EC%E 8 %EA%E 8 %20 %EE %F2 %2016.09.2016 %20 %B 9 %20582&SRD=true - 0. (accessed 27.02.2017).

7. O poryadke razrabotki, korrektirovki, osushchestv-leniya monitoringa i kontrolya realizatsii prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na srednes-rochnyi period i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14 noyabrya 2015 g. № 1234 [On the Order of Development, Adjustment, Implementation of Monitoring and Control of Implementation of the Forecast of Social and Economic Development of the Russian Federation for the Medium-Term Period and Declaring Some Acts of the Government of the Russian Federation Null and Void: Resolution of the Government of the Russian Federation dated 14 November 2015 No. 1234], available at: http://www. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&bas e=LAW&n=188958&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=L AW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd=259927.143511 8796&ts=122156925209421847332748433&SEARCHPLUS =%EF%F0 %E 8 %EA%E 0 %E 7 %20 %EC%E 8 %ED %FD%EA%EE%ED%EE%EC%E 8 %EA%E 8 %20 % EE%F2 %2014.11.2015 %20 %B 9 %201234&SRD=true - 0 (accessed 01.03.2017).

8. Ob utverzhdenii metodiki rascheta osnovnykh parametrov potrebnosti v trudovykh resursakh dlya tselei realizatsii gosudarstvennykh programm: prikaz Mintruda Rossii i Minobrnauki Rossii ot 28 aprelya 2016 g. № 199/503 [On Approval of a Key Parameters Calculation Method of the Need in Manpower for State Programmes Implementation: Order of the Ministry of Labour and

the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 28 April 2016 No. 199/503], available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=197894&dst=0&profile=0&mb=LAW&div= LAW&BASENODE=&SORTTYPE=0&rnd=259927.1502 916057&ts=1236626861008878029787648678&SEARCH PLUS=%EF%F0 %E 8 %EA%E 0 %E 7 %20 %EE%F2 %20 28.04.2016 %20 %B 9 %20199 %2F503&SRD=true - 0 (accessed 01.03.2017).

9. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie rabotnikov v organizatsiyakh v 2013 godu: Statisticheskii byulleten' [Additional Professional Education of Workers in the Organizations in 2013: Statistical Bulletin], available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/bbd2da8043f81ba38a78cb-d92111eac8 (accessed 15.02.2017).

10. Monitoring nepreryvnogo professional'nogo obra-zovaniya po prioritetnym napravleniyam [Monitoring of Continuous Professional Education in the Priority Directions], available at: http://ipei.ranepa.ru/nauchnaya-deyatelnost/ isskedovaniya-all/issledovaniya/90-ceno/387-monitoring-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-prioritet-nym-napravleniyam-razvitiya-ekonomiki-rossii (accessed 16.03.2017).

11. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Rossii. 2016 god (utochnennye itogi) [Economic and Social Situation in Russia. 2016 (the specified results)], available at: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2016/social/utoch-osn-12-2016.pdf (accessed 17.04.2017).

12. Vypusk kvalifitsirovannykh rabochikh i sluzhashchikh po professiyam (informatsiya) [Information on Qualified Workers and Employees Graduation by Professions], available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/np-vip1.doc (accessed 20.02.2017).

13. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na 2017 god i na planovyi period 2018 i 2019 godov [The Forecast of Social and Economic Development of the Russian Federation for 2017 and for Planning Period of 2018 and 2019], available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=189671&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.8954192206335173-0 (accessed 21.02.2017).

14. Rabochaya sila, zanyatost' i bezrabotitsa v Rossii. 2016 g. [Labour, Employment, and Unemployment in Russia. 2016], available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139918584312 (accessed 14.02.2017).

Информация об авторах / Information about the authors:

Федотов Александр Васильевич - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Россия, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; [email protected].

Беляков Сергей Анатольевич - доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва); 8 (495) 564-86-00; [email protected].

Клячко Татьяна Львовна - доктор экономических наук, доцент, директор Центра экономики непрерывного образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва); 8 (495) 564-86-00; [email protected].

Полушкина Елена Анатольевна - заместитель директора Центра экономики непрерывного образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва); 8 (495) 564-86-00; [email protected].

Alexander V. Fedotov - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Leading Researcher of the Center of Economics of Continuous Education within the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); Professor of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, and Advisor of the National Research University «Higher School of Economics» (St. Petersburg branch); +7 (495) 564-86-00; [email protected].

Sergey A. Belyakov - Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor and Chief Researcher at the Center of Economics of Continuous Education within the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); +7 (495) 564-86-00; [email protected].

Tatiana L. Klyachko - Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor and Director of the Center of Economics of Continuous Education within the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); +7 (495) 564-86-00; [email protected].

Elena A. Polushkina - Deputy Director of the Center of Economics of Continuous Education within the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); +7 (495) 564-86-00; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.