Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов Приморского края (1977- 1985 гг. )'

Кадровое обеспечение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов Приморского края (1977- 1985 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Анастасия Олеговна

В статье анализируется кадровая работа в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов Приморского края в 1977-1985 гг. Основываясь на архивных документах, автор рассматривает вопросы формирования кадрового резерва, подбора и расстановки, организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров. Даются рекомендации о преемственности положительного опыта советской работы с кадрами в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel provision of executive Committees in local Councils of People's Deputies in the Primorsky Territory

The author of the article analyzes the work with personnel in the executive committees in the local Councils of People's Deputies in the Primorsky Territory from 1977 to 1985. Problems of forming personnel reserve, their arrangement, organizing personnel professional retraining, refreshing courses for leadership are considered in the article. Recommendations on acquiring positive experience of Soviet work with personnel are given in the article.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов Приморского края (1977- 1985 гг. )»

Кадровое обеспечение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов Приморского края

(1977 -1985 гг.)

А.О. Петрова

В статье анализируется кадровая работа в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов Приморского края в 1977-1985гг. Основываясь на архивных документах, автор рассматривает вопросы формирования кадрового резерва, подбора и расстановки, организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров. Даются рекомендации о преемственности положительного опыта советской работы с кадрами в настоящее время.

The author of the article analyzes the work with personnel in the executive committees in the local Councils of People's Deputies in the Primorsky Territory from 1977 to 1985. Problems of forming personnel reserve, their arrangement, organizing personnel professional retraining, refreshing courses for leadership are considered in the article. Recommendations on acquiring positive experience of Soviet work with personnel are given in the article.

В настоящее время, в условиях развития Российской государственности и института муниципальной службы, вопросы кадровой политики в сфере местного самоуправления становятся крайне актуальными. Изучение моделей кадровой работы, реализуемых на различных этапах развития нашего государства, дает необходимый теоретический материал, возможность применения опыта на современном этапе.

Вторая половина 70-х - 80-е годы ассоциируются с переходом на новые организационные основы работы с кадрами управления в настоящее время. Именно тогда сложилась довольно стройная система работы с управленческими кадрами: их подбор и расстановка; работа с резервом; партийно-гражданский контроль в системе управления; воспитание в духе социалистических ценностей; политическая подготовка и повышение профессиональной квалификации руководящих кадров всех уровней и др., что сыграло немаловажную роль в формировании кадрового потенциала Советского Союза.

В Конституции 1977 года появилось признание, что СССР есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян

и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны (ст. 1).

Проследим тенденции в подборе и расстановке кадров аппарата управления на различных уровнях: городских, районных, поселковых и сельских Советов.

Возрастные характеристики сотрудников исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов Приморского края (на 1980 г.) представлены в Таблице 1.

Петрова Анастасия Олеговна - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

Как известно, оптимальной считается ситуация, при которой возрастная структура аппарата управления сбалансирована представитель-ством в ней всех демографических групп с некоторым перевесом молодежи. При этой модели кадровый состав управления должны представлять люди от 25-35 лет - до 1/3, 36-45 лет - до 1 /3, 46 и более - до 1/3 [9].

По данным таблицы можно сделать вывод, что баланс представительства сотрудников по возрасту сохранен. Больше половины сотрудников (69%) находились в наиболее трудоспособном возрасте от 35 до 50 лет. Достаточная доля в кадровом составе принадлежала молодым сотрудникам (около 18%). Важно отметить, что 12% руководящих должностей - председателей исполкомов - занимала именно молодежь в возрасте до 30 лет, тогда как сотрудники пенсионного возраста (старше 60 лет) составляли всего 0,6%.

на необходимость усиления партийного влияния на молодежь, активного вовлечения молодых людей - передовых производственников, активных общественников в ряды партии [12].

Улучшение работы партийных организаций с молодежью нашло отражение в усилившемся стремлении молодых людей вступать в ряды партии. Если молодой активист справлялся с порученной общественной работой, прошел школу политического воспитания в рядах ВЛКСМ, принимался в кандидаты, а далее - в члены КПСС, откуда была прямая дорога на «большую» работу в советские органы власти.

Положительный опыт по выдвижению на партийную и советскую работу молодых кадров был накоплен в Приморской парторганизации. Так, на XII пленуме ЦК КПСС в 1983 года отмечалось, что в аппараты райкомов города Владивостока с предприятий и учреждений выдвинуто

Таблица 1

Соотношение руководящего состава исполкомов по возрасту

(чел., %) 1980 г. [1]

Должность всего Состав по возрасту

до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-55 лет 56-60 лет > 60 лет

Кол чел. % Кол чел. % Кол чел. % Кол чел. % Кол чел. % Кол чел. %

Председатели исполкомов городских, районных, районных в г. Владивостоке, поселковых, сельских Советов 307 37 12,1 97 31,6 104 33,9 45 14,7 20 6,5 4 1,3

Заместители 71 1 1,4 25 35,2 42 59,2 2 2,8 1 1,4

Секретари 307 82 26,7 121 39,4 83 27,0 19 6,2 2 0,7

Итого 685 120 17,5 243 35,5 229 33,4 66 9,6 23 3,4 4 0,6

Участие молодых специалистов в советской работе начиналось с этапа их привлечения в комсомольские организации. Большое значение в этом плане имело постановление ЦК КПСС «О работе Красноярской краевой партийной организации по руководству комсомолом», принятое в 1968 г. В нем Центральный комитет КПСС обратил внимание партийных организаций

много молодых кадров, работавших ранее секретарями первичных парторганизаций. Большинство инструкторов райкома до прихода в РК КПСС находились на низовой партийной работе. Молодые работники направлялись на укрепление самых различных участков партийной и советской работы. В 1981 году 42% руководящих работников Приморского края были моложе 40 лет [2].

Одной из важных проблем комплектования аппарата управления является вопрос установления оптимального соотношения мужчин и женщин. Рассмотрим, как выглядела эта проблема в исследуемый период в условиях курса на большее привлечение женщин в управление.

Из таблицы 2 мы видим соотношение 55% - мужчины, 45% - женщины, по общим значениям практически равное распределение, положительная тенденция увеличения женщин в управлении в Приморском крае на 1980 год налицо. Однако к управлению

исполнительных комитетов Приморского края. Объясняется это тем, что в рассматриваемый период большими темпами развивались легкая промышленность, пищевая промышленность, бытовое обслуживание, рыбообработка, где трудились, в основном, женщины. В ряде отраслей промышленности, например стройиндустрии, ощущалась острая нехватка кадров. Поэтому выдвижение здесь женщин на ответственные участки партийной, советской, хозяйственной работы способствовало улучшению связи партийных организаций с работницами,

Таблица 2

Соотношение руководящего состава исполкомов по полу

(чел.) 1980 г. [1]

Должность Всего Распределение сотрудников

мужчины женщины

Председатели исполкомов городских Советов 9 8 1

Заместители 19 15 4

Секретари 9 2 7

Председатели исполкомов районных Советов 24 23 1

Заместители 47 46 1

Секретари 24 17 7

Председатели исполкомов районных Советов г. Владивостока 5 4 1

Заместители 5 5

Секретари 5 5

Председатели исполкомов поселковых Советов 47 29 18

Секретари 47 47

Председатели исполкомов сельских Советов 222 126 96

Секретари 222 103 119

Итого 685 378(55%) 307(45%)

на должности председателей женщин явно допускали неохотно (кроме уровней исполкомов поселковых и сельских Советов). Интересна особенность, что должности секретарей исполкомов практически равнозначно с женщинами занимали мужчины (например, в исполкомах сельских Советов: в соотношении 103 - мужчины, 119 - женщины).

Забота о женских кадрах, выдвижение их на ответственную работу были характерны для деятельности большинства

высвобождало значительную часть мужского населения для использования в тех отраслях народного хозяйства, где женский труд ограничен. Дальнейшее улучшение условий труда, быта и отдыха работающих женщин закрепил и XXVI съезд КПСС [5].

Важной составляющей для эффективности работы государственного аппарата управления является профессиональная подготовка служащих как предпосылка компетентности. Компетентность нераз-

рывно связана с уровнем образования.

Проанализируем уровень образования сотрудников исполкомов местных Советов народных депутатов Приморского края (Рисунок 1) [1].

основную долю экономики края составляли сельскохозяйственные районы, следовательно, потребность в агрономах была приоритетной.

С ростом индустриально-промышленного

не имеют среднего высшее -11%

н/высшее - 2%

Рис. 1. Уровень образования сотрудников исполкомов местных Советов Приморского края на 1980 г.

Отмечаем, что уровень образования кадров исполкомов не слишком высок: всего 11% сотрудников имели высшее образование, основная же часть (41%) - со средне-специальным образованием, 17% -неутешительная статистика - не имеющих среднего образования.

потенциала на селе сельскохозяйственный труд постепенно превращался в разновидность индустриального труда. По мере механизации и агропромышленной интеграции сельскохозяйственного производства часть тружеников села перешла в промышленность и строительство, где потреб-

ю рист2%-1 г3кономист5%

агроном 2 8%-

инженер 26%

чг

-пеЭогог 21 %

Э р с п е ц 18%

Рис. 2. Соотношение сотрудников исполкомов местных Советов Приморского края по профилю образования 1980 г.

Автором были изучены личные дела сотрудников нескольких исполкомов городских, районных, поселковых, сельских Советов Приморского края. У значительной части сотрудников профиль образования не соответствовал занимаемой должности или соответствовал лишь частично.

По базовому образованию служащие чаще всего были агрономами (28%), инженерами (26%) и педагогами (21%), что видно из Рисунка 2 [1].

Такое распределение соответствовало объективному развитию Приморья, так как

ность в рабочей силе становилась более значительной.

И конечно, ряды исполкомов постоянно пополнялись лучшими представителями советской интеллигенции - деятелями науки, литературы, искусства и др. Практически наравне с агрономами и инженерами, в исполкомах местных Советов края значительную долю занимали сотрудники с педагогическим образованием. В исследуемый период в стране был взят курс на всеобщее образование, принят ряд постановлений о повышении образования школьников, мо-

лодежи, хозяйственных, производственных работников, руководящих партийных, советских, комсомольских кадров, сотрудников и руководителей различных отраслей народного хозяйства. Чтобы обеспечить задачи, поставленные партией, требовался значительный штат преподавателей, отсюда их значительный удельный вес в кадровом составе исполкомов края.

На исследуемый период, в частности 1977 и 1980 гг., прошли переподготовку и получили специальное партийное политическое образование, соответственно, 13% и 16% от общего состава исследуемых сотрудников аппарата управления края на местах, то есть большинство нуждалось в повышении профессиональных знаний.

Такое распределение специалистов управления по типу базового образования не отвечало требованиям профессионально квалификационной структуры состава работников исполкомов. Это обстоятельство, естественно, негативно сказывалось на эффективности управления.

Поэтому в исследуемый период был взят курс на образование. Принят ряд постановлений о совершенствовании системы образования, повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

В архивах партийных и советских документов указаны, в основном, три места обучения, прохождения курсов повышения квалификации советских работников Приморского края, проведения семинаров и др. Среди них: Институт повышения квалификации руководящих партийных и советских кадров Академии Общественных Наук (АОН) при ЦК КПСС, Хабаровская Высшая Партийная Школа (ВПШ), а также Приморский учебно-консультационный пункт Хабаровской ВПШ.

Таким образом, в целях повышения теоретических знаний и практических навыков работы председатели, заместители председателей, секретари, заведующие отделами горрайисполкомов сельских и поселковых Советов проходили обучение на краевых и межобластных курсах повышения квалификации партийных и советских работников, участвовали в работе семинаров, научно-практических конференций, проходили стажировку в отделах и управлениях крайисполкома.

Так, за период с 1976 - по 1980 гг. при Приморском крайкоме КПСС прошли обучение на курсах 503 советских работника [3].

В организационном отделе крайкома партии составлялся план работы курсов повышения квалификации партийных и советских работников на год, содержащий три графы: содержание работы, сроки и ответственных за исполнение. Основные направления плана отвечали практически за все пункты учебного процесса:

- организационная работа;

- повышение идейно-теоретического и методологического уровня лекций;

- подготовка методических разработок;

- обеспечение контроля за ходом учебного процесса;

- ознакомление слушателей курсов с передовым опытом партийной и советской работы, с достижениями науки и техники;

- оказание помощи преподавателям и слушателям.

Организация и контроль за работой курсов и семинаров были возложены на отделы организационно-партийной работы, пропаганды и агитации, науки и учебных заведений и отраслевые отделы крайкома КПСС, а финансирование - на финансово-хозяйственный отдел крайкома КПСС [4].

Наличие стройной сети учебных заведений и центров повышения квалификации давало возможность партийным и советским органам осуществлять планомерную подготовку и переподготовку руководящих кадров на уровне требований, предъявляемых временем и характером задач, стоящих перед партийными и советскими органами.

При отборе нового пополнения рядов партийных и советских работников учитывались изменения, происходящие в национальном составе населения. В связи с миграцией людей из одних республик в другие в них увеличивалось число лиц некоренных национальностей. Главным требованием принятия в ряды партийных и советских специалистов был принцип приема лучших представителей рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции независимо от их национальной принадлежности [12].

Однако, если изучить национальный состав исполкомов местных Советов народных депутатов Приморского края, прослеживается явная тенденция к приоритету привлечения на советскую работу русских и украинцев. Доля русских и украинцев среди советских работников Приморского края составляла 98%, тогда как мордовцы, гольды, белорусы, узбеки, удэгейцы и др. замещали

всего 2% советских должностей [ 1 ].

Практически все источники литературы определяют период 70 - 80-х гг. как стабильный для партийных, советских, хозяйственных кадров. Это достигалось благодаря правильно поставленному подбору работников, в основе которого лежало их постоянное изучение. Помимо письменных характеристик в партийных комитетах практиковались различные формы изучения кадров: личные беседы, отзывы людей, работающих совместно, участие в партсобраниях.

Работа с кадрами проводилась в соответствии с установленными структурами и штатами управлений и отделов исполкомов местных Советов, которые определялись на основе примерных (типовых) структур и штатов, утверждаемых Советом Министров союзных республик, а для сельских и поселковых Советов - исполнительными комитетами краевого Совета. В рамках соответствующих структур и штатов устанавливались фонд заработной платы, схемы должностных окладов, организовывалась вся работа с кадрами. В исполнительных комитетах имелись различные номенклатуры (списки) должностей работников аппарата. Причем, велась основная номенклатура должностей, назначение на которые и освобождение от которых производилось по решению Совета и его исполнительного комитета.

Помимо руководителей отделов и управлений исполкомов, в нее включались их заместители, главные бухгалтеры, работники аппарата исполкома (инструкторы, помощники), руководители наиболее крупных подчиненных предприятий, учреждений и организаций, а также (по усмотрению исполкома) другие работники.

Кроме того, в исполнительных комитетах вышестоящих Советов имелась учетно-контрольная номенклатура, в которую были включены руководящие работники исполкомов нижестоящих Советов, руководители предприятий вышестоящего подчинения, имеющих важное значение для обслуживания населения, т. е. те категории работников, в подборе которых участвовал вышестоящий Совет и его исполком.

Помимо списка должностей, часто в номенклатуре отражали и резерв на замещение руководящих должностей.

Создание надежного резерва советских кадров - многоплановая задача. Она включала в себя изучение и отбор людей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для руководящей деятельности, различные формы работы с ними, подготовку и переподготовку кадров. Резервом для выдвижения на первые роли в исполкомах местных Советов были, как правило, члены выборных партийных органов, руководители первичных организаций, комсомольские работники. Работа с резервом кадров стояла в центре внимания Приморского Краевого комитета КПСС, обязательное требование которого - прохождение школы практической деятельности в выборных органах. Об этом шел принципиальный разговор, а на VI Пленуме Приморского КК КПСС (апрель 1980 г.) горкомам и райкомам партии было поручено разработать и осуществить меры по дальнейшему улучшению стиля, форм и методов работы с резервом кадров. Информация о ходе выполнения постановлений VI Пленума КК КПСС была обсуждена на VIII Пленуме краевого комитета (октябрь 1982 г.), который отметил возросший уровень организаторской и идейно-политической работы парторганизаций края с резервом на выдвижение. И уже в 1985 году на IX Пленуме крайкома КПСС (март 1985 г.) была дана высокая оценка работе с резервом в ряде партийных, советских, общественных организаций края.

На заседаниях бюро горкомов, райкомов, на собраниях в первичных парторганизациях края часто регулярно заслушивались отчеты руководителей о работе с резервом. Ответственные работники райкомов, горкомов края систематически встречались с коммунистами, зачисленными в резерв, изучали их на практических делах, привлекали к подготовке вопросов, к работе над документами, интересовались мнением о них партбюро, парткомов и трудовых коллективов. Такие кадры составляли резерв партийных и советских работников. Ежегодно состав резерва пересматривался и уточнялся.

Также положительный момент в работе с резервом в том, чтобы каждый, кто входил в его состав, мог испробовать свои силы на более сложном участке, вышестоящей должности, замещая работника, ушедшего в отпуск, уехавшего в командировку.

В России после распада советского государства, в результате потери коммунистической партией основных рычагов управления обществом, наступил период, когда старые механизмы формирования и подготовки корпуса государственных служащих были разрушены. Ситуация была осложне-

на и тем, что все советские методы кадровой работы отрицались как недемократические и несовременные.

Подведем некоторые итоги. Субъектом кадровой политики являлось руководство коммунистической партии, совместно с органами внутренних дел занимавшееся подбором кандидатур на государственные посты и дальнейшим продвижением по управленческой вертикали. Именно в период 70 - 80-х годов был отработан механизм формирования кадрового корпуса советских работников, который просуществовал вплоть до перестройки. Практика чередования партийных должностей с хозяйственными, составления резерва на выдвижение, постоянного обучения специалистов на курсах повышения квалификации, инструктирования прочно закрепилась в кадровой работе. Большое значение имеет опыт местных партийных организаций, которые осуществляли свою кадровую политику с учетом местных особенностей края. Правильному подбору, расстановке советских кадров Приморья во многом способствовало их постоянное изучение. Причем, центр изучения работников находился на производстве, на стройке, в партийной организации, т. е. на местах, там, где трудился тот или иной работник. Объективное изучение кадров достигалось благодаря налаженной системе проверки их работы.

Заботясь о качественном составе руководящих работников, приморские парткомы постоянно повышали их идейно-теоретическую и специальную подготовку.

Другим положительным моментом явилось составление списков резерва для занятия вакантных управленческих постов. Эту практику, по сути, переняли сейчас наиболее прогрессивные агентства по подбору персонала и кадровому консалтингу: составление списков, с учетом уровня образования, деловых, организаторских качеств, опыта работы человека в данной области.

Бесспорными полезными качествами обладала практика повышения квалификации советских работников, проведения лекций, совместных конференций, семинаров по обмену опытом управления и др.

Рассмотрев особенности системы рабо-

ты с кадрами, можно сделать вывод о том, что работе с управленческими кадрами уделялось огромное значение, накоплен богатейший опыт, который было бы уместно и правильно применить на современном этапе развития страны, края.

Литература и источники:

1. ГАПК. - Ф. 26. - Оп. 37. - Дело Л5? 79. -64 с.

2. ГАПК. - Ф. П-3. - Оп. 30. Дело ЛЬ 38. -120 с.

3. ГАПК. - Ф. П-68. - Оп. 56. - Дело 405.-185 с.

4. Партийный архив Приморского КК КПСС, райкомов и горкомов Приморского края (1977-1985 гг.).

5. XXVI съезд КПСС. Стенографический отчет. В 3-х т. - М. : Политиздат. Т. 1. -328 с.; Т. 2. - 264 с.

6. XXV съезд КПСС. Стенографический отчет. В 3-х т. - М. : Политиздат, Т. 1. -472 с; Т. 2. - 599 с.

7. Об отчете Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической Партии Советского Союза и очередных задачах партии в области внутренней и внешней политики: постановление Пленума ЦК КПСС // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 14. 1898 - 1986 гг. - М. : Политиздат, 1983.-606 с.

8. Справочник партийного работника. Выпуск I - XXIX. - М. : Политиздат, 1957-1989.-542 с.

9. Административно-политическая элита региона. Социологический анализ / под ред. В. Д. Игнатова. -Ростов-на-Дону, 1995.-120 с.

10. Байбаков, С. А. Партийное руководство подготовкой кадров для Советов в советских и советско-партийных учебных заведениях / С. А. Байбаков. - М. : Изд-во МГУ, 1980. -138 с.

11. Барабашев, Г. В. КПСС и Советы народных депутатов / Г. В. Барабашев. - ЛГ. : Знание, 1978. - 61 с.

12. Бондарь, В. Я. Вопросы внутрипартийного развития КПСС в условиях зрелого социализма / В. Я. Бондарь, А. Ф. Кадашев. - М. : Политиздат, 1984. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.